Московское княжество, выдвигается позже других русских княжеств. О князьях в Москве встречаются упоминания в XII и начале XIII вв.: может быть уже при Юрии Долгоруком здесь сидел один из его сыновей, Ростислав. Потом встречаем московским князем сына Всеволода III, Владимира, и позже другого Владимира, сына Юрия II , плененного татарами в 1237 . Следующий удельный князь Михаил Ярославич Хоробрит, даже захватил великокняжеский Владимирский стол, но вскоре погиб в битве с литовцами 1248.

Его место занял в Московском княжестве самый младший сын Александра Невского – Даниил , правивший до 1303 и явившийся родоначальником династии московских князей. При нем Московское княжество вышло из первоначальных пределов среднего течения р. Москвы и захватило прилегающую территорию до устья реки при впадении в Оку: в войне с Рязанью Даниил разбил князя Константина Романовича и присоединил к своим владениям г. Коломну (1301). Около того же времени племянник Даниила Иван Дмитриевич умер и отказал по духовному завещанию московскому князю Переяславль-Залесский (1302).

Московское княжество в конце XIV – первой половине XV века

Ко второй половине XIV в., когда окрепла власть московских князей, она получает и более определенный характер: это была власть вотчинная , самодержавная, т. е. не ограниченная ни волей народа, нет какой-либо другой волей, но ещё не власть самодержавная в государственном смысле . К этому времени выработался и особый взгляд у московских князей на престолонаследие: вместо передачи его старшему в роде стало употребляться наследование от отца к сыну, как переходила частная собственность к детям. По духовному завещанию Ивана II, Москва, его отчина, была назначена сыновьям – Дмитрию и Ивану, а восьмая часть доходов с неё – двоюродному брату Владимиру, первому же были даны Можайск и Коломна, второму – Звенигород и Руза, последнему удел его отца боровско-серпуховский.

Иван II умер в 1364, и его земли перешли Дмитрию , впоследствии прозванному Донским. Битва на Куликовом поле хотя и не освободила Московское княжество из-под татарского ига, ибо два года спустя Москва была сожжена новым ханом Тохтамышем , но очень способствовала подъему авторитета и значения местных правителей. Дмитрий старался расширить свои владения; по договорной грамоте 1381 с рязанским князем Олегом признана была границей княжеств р. Цна и Ока. В завещании своем 1389 г. при разделе земель между 4 сыновьями Дмитрий предоставил старшему, Василию, великокняжение, значительно большую долю княжества и половинную долю в Москве и обеспечил тем решительное преобладание старшего брата над младшими. Передавая великокняжеский титул, уже определенно выразил: «се благословляю сына своего князя Василия своею отчиною великим княжением» – не упоминая о татарском ярлыке.

Василию I (1389 – 1425), приходилось, однако, ездить еще в орду. Его попытки прекратить посылки дани окончились неудачею. Он получил от хана Тохтамыша ярлык на Нижегородское княжение и овладел им, а также Городцом, Муромом, Мещерой, Вологдой и Тарусой (1391). Эти владения все он и передал единственному сыну своему и преемнику

Основа Русского государства (Московии) – это Суздальское княжество. О том, что впоследствии от него отпочковались Ярославское, Тверское, Рязанское, Угличское, Московское и прочие мы знаем из школьной истории.
Но вот как появилась Ростово-Суздальская земля или, как ее в древности называли – «Залешанская», всегда заволакивалась туманом. И в этом был определенный резон. Московскому княжеству всегда хотелось начинать свою историю не из каких-то «сомнительных» княжений, а с появления Москвы и Великих Московских Князей. Мол, глядите, как все у нас сходится: Киев начал терять свое величие и влияние, а Москва, как и подобает наследнице, подобрала в свои руки славянское наследие и славянское величие. Этим пытались внушить себе и «инородцам» закономерность права Московии, а впоследствии великороссов, на наследие Великого Киевского княжества и права «собирания земли русской». Однако сама Москва и Московия, как княжество, возникли во времена татаро-монгольского владычества над Суздальской землей, по велению Хана Менгу-Тимура. Только Хан имел право подарить землю и разрешить создать поселение.
5 марта 1303 года умер князь Даниил (Московский)... Московское княжество было столь маленьким, что Даниил, судя по всему, не стал делить его уделы между своими пятью сыновьями.
А мы знаем, что он и подобного права не имел. Князь во всем был зависим от Хана. Князь Даниил, родившийся в 1261 году, стал первым удельным Московским князем где-то в 1277 году. Точной даты не существует и поныне. В 1325 году Иван, четвертый сын Даниила, прозванный впоследствии Калитой, стал новым Московским князем. С тех времен начала расти вширь Московия.

К началу XII века Великое Киевское Княжество на Востоке и Северо-востоке славянской земли заканчивалось Черниговской землей. К тому времени род Киевских князей Рюриковичей разросся до невероятных размеров, так как только Владимир Мономах после своей смерти в 1125 году оставил восьмерых сыновей, не считая дядей, братьев и внуков. А ведь остались еще Ярославичи, Изяславичи, Всеволодовичи, Святославичи, Мстиславичи и т.д. Естественно, всей этой княжеской братии Рюриковичей не хватало «столов». Кому везло, усевшись в своем княжестве, которое иногда составляло всего лишь маленькое поселение с клочком земли, старался, во-первых, ладить с населением «города», дабы сохранять за собой и своими наследниками доставшийся «стол», а, во-вторых, поглядывал на соседей - Рюриковичей, как бы прихватить и чужие «столы» для обогащения. Ну в общем нормальный феодальный порядок, действоваший в это время и в Европе.

Этот период жизни стал определяющим для дальнейшего будущего, как славянских, так и финских племен.
Итак, Юрий Долгорукий - один из младших сыновей Мономаха - остался, по воле судьбы, без княжеского стола и согласно существовавших в те времена законам вынужден был идти в услужение к старшим братьям и дядям или, сколотив дружину на доставшиеся по наследству средства, двигаться на поиски и завоевание собственного «стола». А так как Рюриковичи на юг хаживали весьма значительными силами, зная удаль южных соседей, пришлось Юрию Долгорукому направиться в безопасное по тем временам чудское захолустье. В те времена чудское захолустье не входило ни в Черниговское, ни в Переяславское княжества. Земли Чуди к тому времени были обособлены. Иначе, как и все остальные, были бы поделены между наследниками Мономаха.

Мы знаем, что отдельные Киевские князья изредка хаживали в северо-восточные завоевательные походы. Некоторые из них, как Святослав, даже Волжскую Булгарию воевали. Но это никак не дает права утверждать, что Ростово-Суздальская земля являлась собственностью то ли Рюриковичей, то ли Киевского княжества Великого.

Придя в Чудское захолустье, найдя «стол», то есть кормежку, Юрий на время осел в тех землях, нашел жену среди местного племени, родил сына. Надо обладать величайшей фантазией, дабы предположить, что в ту глушь, кроме князя - неудачника и его дружины, потек славянский народ. Даже дружина князя была очень малочисленной. В глухих, заболоченных, таежных по тем временам землях, чудским племенам мокша, меря, весь, мурома, мещера составляло огромных трудов прокормить ораву бездельников.
Даже само прошлое княжеского рода Рюриковичей отрицает факты переточного развития событий. Вспомним: ни при Олеге, ни при Игоре, ни при Ярославе, ни при Мономахе, приходя в Киев, Чернигов, Переяслав, Вышгород или, уходя из них, когда народ изгонял князя, поселяне не перетекали из места на место вместе с князем. Князья всего лишь приглашались обособленными славянскими племенами править и защищать их, живущих на своей исторической родине. Князья были пришлыми, часто отражали интересы племен и городов, но никогда не составляли самой сути народа.
Здесь, на севере от жены- муромчанки, родился у Юрия Долгорукого сын - Андрей, прозванный великороссами – «Боголюбским». «Это был настоящий северный князь, истый суздалец - залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему... воспитанию. На севере прожил он большую половину своей жизни, совсем не видавши юга. Отец дал ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший суздальский пригород, и там Андрей прокняжил далеко за тридцать лет своей жизни, не побывав в Киеве», писал об этом Ключевский.
Рожденный и воспитанный в лесной глухомани, в среде финского племени, князь Андрей, как должно было статься, порвал со старыми киевскими обычаями, со старой отцовой дружиной, то есть, с пришлой знатью. Иного и не могло быть. Среда обитания дала о себе знать. Он оперся на «младшую дружину», уже набранную среди финской чуди, на молодых местных отроков, родственных ему по материнской крови.

Бояре - дружинники, пришедшие с отцом Андрея и покорившие племена мокшу, мурому, мещеру, весь, мерю, а вернее - страну Моксель, несли совсем другую психологию поведения. То были образованные для своего времени люди, коллективистских действий и образа мышления, воспитанные демократией Киевской Руси. Они и там, в Суздале и Ростове, пытались насаждать свои взгляды и методы действий. Но князь Андрей Боголюбский был рожден и воспитан женщиной - муромчанкой в иной среде. Он с детства впитал обычаи финно-мордавских племен. Недаром же древний летописец утверждал, что это был настоящий «князь-залешанин», то есть - князь-варвар или по-другому - князь-дикарь.

Именно с этих времен и пошло начало великороссов, появилась, так называемая Суздальская земля. Позже от нее отпочковались - Владимирская, Тверская, Московская, Рязанская и прочие. Князья размножались быстро и за очень короткое время (50-80 лет) на каждое финское селение, на каждый жилой финский угол был посажен князь Рюрикович, уроженец от матери мерянки, весянки, муромчанки, татарки или мещерки.

Итак, в земле Моксель, благодаря деяниям Андрея Боголюбского, воцарился во власти финно-мордовский этнос. Суздальская земля (Моксель) приняла младшую ветвь династии Рюриковичей и его небольшую дружину, ассимилировала их в свою среду и, таким образом, произвела ветвь финского этноса, который впоследствии получил название – великороссов.

Итак, мы подошли к очень ответственному периоду в Российской истории - к периоду первоначальных лет покорения земли Моксель татаро-монголами. Эти годы первоначального вовлечения Суздальской земли в состав Монгольской Империи (1238-1310 годы) в русской исторической науке излагаются эмоционально и мимоходом, как годы мучений, слез и горя. За словами эмоций и излиянием чувств, мы не видим исторических фактов и их честного анализа, чем наши историки сознательно скрывали стратегический момент самого происхождения Московии.

Московия, как княжество, впервые появилась где-то в 1277 году, с величайшего повеления татаро-монгольского Суверена и являлось обычным Улусом Золотой Орды. То есть и сам град Москва, и Московское княжество - Улус появились не во времена Великого Киевского княжения, не по велению Киевских князей, а во времена татаро-монголов, по велению ханов Золотой Орды, на территории подвластной династии Чингисидов. Не существовало ни Москвы, ни Московского княжества к 1237-1240 годам, ко времени прихода татаро-монголов на суздальскую землю. Не упоминается Москва как город или селение и в европейской истории того времени.
Вот как описывает те страшные времена для Ростовско-Суздальской земли профессор С.М.Соловьев:
«В 1237 году пришли от восточной страны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем... Оттуда пошли на великого князя Юрия; одни шли к Ростову, другие к Ярославлю, иные на Волгу и на Городец, и попленили все по Волге до самого Галича Владимирского; иные пошли к Переяславлю и взяли его; оттуда попленили всю страну и города: Юрьев, Дмитров, Волок, Тверь, до самого Торжка не было места, где бы не повоевали; по всей стране Ростовской и Суздальской взяли четырнадцать городов, кроме слобод и погостов, в один февраль месяц...". / С.М.Соловьев «Чтения и рассказы...», стр.154-156./
А вот другая версия произошедшего. «Эта страна за Танаидом (Доном) очень красива и имеет реки и леса. К северу (от Воронежа) находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою (после завоевания) до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряют Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар". /Вильгельм де Рубрук «Путешествие в Восточные страны». С.-Петербург, 1911 год, стр.88./

5 марта 1303 года умер князь Даниил Московский... Московское княжество было столь маленьким, что Даниил, судя по всему, не стал делить его на уделы между своими пятью сыновьями. Старший из них, Юрий, получил Московское княжение... Младшие братья Юрия - Александр, Борис, Иван и Афанасий приняли участие в этой борьбе в качестве подручных. По-видимому, старший брат дал им понять, что право на собственный удел надо еще заслужить".
"Александр Невский пробыл в Орде почти год...На обратном пути... 42-летний великий князь разболелся и умер 14 ноября 1263 года в Городце на Волге... После смерти Александра... получили: Дмитрий - Переяславль, Андрей - Городец. Младший, Даниил (родился в 1261 году), стал через некоторое время (к совершеннолетию в 1277 году) первым московским князем, и от него пошла династия московских... князей и царей (Рюриковичей)". /Журнал "Родина" №11. Москва, 1993 год, стр.30./
Таким образом, мы установили первого московского князя и пришли к нескольким простым истинам, а именно:
а) даже к 1303 году Москва, как поселение и как княжество, была столь маленькой, что разделить ее на два «стола» не представлялось возможным.
б) Москва, как княжество, возникла на рубеже семидесятых годов и первым князем Москвы, то есть владельцем «стола», был младший сын Александра Невского - Даниил, родившийся в 1261 году.

Возникает вполне закономерное утверждение: если до 1277 года на «Московском столе» не сидел ни один княжеский отпрыск, знать такого стола и такого поселения до 1272-1277 годов просто не существовало. Эта мысль верна хотя бы по той причине, что на возникавшее поселение во Владимиро-Суздальской земле тут же садился князь из рода Рюриковичей.

По таблицам родословным, приведенным в книгах Н.М.Карамзина и С.М.Соловьева, только род одного Юрия Долгорукого с 1120 по 1270 годы составил более 40 княживших наследников, то есть более сорока доживших до совершеннолетия мужчин. А ведь были и другие Мономаховичи. Так почему же ни один из этих наследников до 1277 года не получил «стол» в Москве? Ответ очень прост: не существовало в те годы Москвы как поселения. Появилось не мифическое, а реальное поселение Москва к 1277 году и на него Ханом Орды сразу же был посажен князь, то есть появился хозяин "стола" - Даниил.
Именно в 1272 году была произведена очередная перепись населения во владениях Золотой Орды, где и было зафиксировано появление поселения Москва. Таким образом, мы подошли ко второму интересующему нас вопросу: почему наследник Александра Невского получил разрешение на образование нового поселения? За какие заслуги перед Золотой Ордой?

Итак, рассмотрим жизненный путь князя Александра сначала по официальным источникам. Даже они при анализе противоречивы и откровенно лживы. Год рождения Александра они устанавливают, предположительно, 1221, родился в Переяславле-Залесском, то есть в залешанской земле, среди «чуди». В годы нашествия Батыя на Суздальскую землю в 1237-1238 годы ни Александр, ни его отец Ярослав Всеволодович, ни младшие братья Ярослава сопротивления не оказывали, отчего и не были уничтожены татаро-монголами.

Сдавшись Хану Батыю «на капитуляцию», князь Ярослав с родичами в том же году поступил на службу к татаро-монголам.
Изложение официальной историей деятельности в этот период Ярослава Всеволодовича и его семейства - сплошной вымысел. Так, Князь Александр из-за малолетства попросту не мог принимать участия в стычках на Неве в 1240 году и на Чудском озере - в 1242 году. И были те стычки абсолютно не судьбоносными для Новгорода и Суздальской земли (земли Моксель), так как Золотая Орда никому не позволяла посягать на свои владения.

Первую, так называемую «великую победу» Александр, согласно «великорусских писаний», заимел 15 июля 1240 года. В тот день во главе собственной дружины он напал на шведов, высадившихся на берег Невы, и «разбил их в пух и прах». Казалось бы, действительно, стоит возгордиться «величайшей победой» князя. Ан, нет! С обеих сторон в той драке приняло участие не более 300 человек. И Александр в той стычке не победил с тем блеском, как нам сказывали. «Сражение прекратилось, по-видимому, с наступлением темноты, и шведы получили возможность похоронить погибших. Под покровом ночи остатки вражеского войска погрузились на корабли и отплыли восвояси. Потери с русской (???) стороны были небольшими - всего 20 человек». /Журнал "Родина" №11, Москва,1993 год, стр.27./

Не стоит также забывать, что князь Александр от рождения был болезненным и к дракам попросту не гож.
Почти такого же уровня была и «битва» Александра с немцами и эстами 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Кстати, Ипатьевская летопись попросту не подтверждает ее «бытия». «В лето 6750 не бысть ничтоже», - гласит летопись. Между тем, 6750 - это 1242 год.
По данным Ордена, Чудская стычка все же имела место и потери Ордена составили 20 рыцарей убитых и 6 рыцарей плененных. Однако о разгроме речь не идет. Таков масштаб «Чудского сражения».

Александр, так званый Невский, родившийся где-то в 1230 году, в 1238 году был забран ханом Батыем в аманаты (то есть в заложники), иначе его отец Ярослав Всеволодович не получил бы великокняжеский стол. Князь же Ярослав, после возвращения Батыя из Европы в 1242 году, был отправлен в Каракорум на коронацию Гуюка, где, кстати, ни хан Батый, ни его сын Сартак, ни Александр Невский участия в коронации Великого Хана Гуюка не принимали.
Пробыв в Орде у Батыя с 1238 по 1249 год, а возможно и по 1252 год, когда был послан на великокняжеский стол во Владимир, Александр не принимал участия ни в одном из серьезных сражений. Но так уж сложилось, что именно он стал родоначальником московских князей. Отчего и пришлось искать «победы», иначе предок великороссов-государей оказывался совсем в негожем свете.

(продолжение следует) .

Москвой изначально правили монголы, все российские цари были потомками Чингисхана.

Особое почтение в глазах простого народа всегда вызывала чистота благородных кровей московских самодержцев.

Понимаете ни одна монархия в мире не могла похвастаться столь глубоко голубой и чистой кровью как Московская.

Московские самодержцы были полубогами в отличии от остальных бастардов-королей правивших Европой и султанов да шахов правивших Востоком.

Высокородное свое происхождение московские самодержцы определили вовсе не момент своего появления, а скорее на момент появления необходимости доказать, что именно им уготовал господь, понятно, по причине благороднейшего происхождения миссию очистить мир от скверны всех других религий и нести убогим и забытым племенам (прежде всего католикам) свет истинной правоверной - православной веры.

То и есть первые книги подтверждающие благородное происхождение появились в середине 15 века, во время великого религиозного перераспределения.

Три важнейших события случились в середине 15 века:

  1. Флорентийская Уния - после которой христианский мир объединился
  2. Раскольная Москва прокляла Рим и Константинополь и объявила себя единственной правопреемницей права называться истинной христианской церковью
  3. Османы захватили Константинополь и положили конец Ромейской Империи

Церковный Раскол который в одностороннем порядке устроила Москва дал ей мнимое право на автономию, дал ей право заявить о себе как о правоприемница Киевского и Константинопольского - Православного престолов. А падение Константинополя лишь укрепило ее позиции на данном фронте.

“Правоприемница” не могла безосновательно претендовать на трон Киева и Константинополя, а потом необходимо было создать миф о то, что такое право у нее есть.

А потом были созданы рукописные доказательства в которых утверждалось, что августейший род благороднейших московских князей идет от первого римского императора Октавиана Августа, через двоюродного брата того Прусса к Рюрику, который, вроде как Киевский князь. И от него уже к Александру Неврюю - отцу родоначальника династии.

Что в этой схеме было удобно, так это то, что она позволяла московским наследникам претендовать на трон всех христианских течений: русского - Киева, православного - Константинополя, католического - Рима.

Имя как признак рода

Я давно отметил, что в роду Киевских князей сохранилась дивная особенность, они сами носили имена исключительно Славянские, как их реальных Моравских прародителей. Родовые имена Киевских князей были: Ярослав, Святослав, Ярополк, Володимир.

Моравских: Святополк, Ростислав, Моймир.

Московские же правители всегда носили имена греческие: Александр, Дмитрий, Андрей.

При этом, надо отметить дивную особенность, греческие имена давали исключительно тем детям, чьи матери были не русских - славянских кровей, а греческих или половецких!

Юрий Долгорокуй скорее всего был рожден гречанкой Ефимией, хотя мог родится и от половецкой жены Мономаха.

Сын Юрия - Андрей Боголюбский, точно рожден от половецкой княжны в крещении Анны.

Второй сын Долгорукого был Всеволод Большое Гнездо - отец Ярослава, дед Александра.

Мать Александра вроде бы не должна была вызывать смущения именем Ростислава, если бы не ее мать: половчанка Хорасана (Мария), дочери Котяна Сутоевича Тертероба.

То и есть, имя давали греческое Александру по всем канонам, половецким.

Получается, что Александр - не Киевский (Славянский) князь и имя ему родовое не полагалось!

Еще одно: Обратите внимание, Александр, родоначальник, первый князь Московии никогда собственно князем Москвы не был, что прямо указывает на то, что никакой Москвы тогда и быть не могло.

Первым, кто заявил о себе как о князе Московском стал его сын - Даниил, которого собственно и правильно считать родоначальником Московской династии.

Сын Батыя

Надо отметить, что полуполовец Александр был очень сметливым парнем, и быстро сориентировавшись в политической обстановке в стране, в 1238 году он попав в заложники (аманаты) в Орду к Батыю (за что его отец стал Великим князем Владимирским). Стал с любовью и уважением изучать культуру монголов: прекрасно выучил уйгурский язык (говорил без акцента), а также стал кровным братом сына Батыя Сартака. С 1238 по 1252 год мальчики были практически неразлучны.

У монголов юноши после того как становились андами - названными братьями, обещали никогда не покидать друг друга. Что примечательно Александр и Сартак были единоверцы - они были несторианцы (восточное течение православия).

Побратавшись с сыном Батыя Сартаком, Александр также отрекся от своего отца и стал названым сыном Батыя - Неврюем.

Посланец Папы Римского Плано де Карпини которому пришлось тогда побывать в Орде с посольством в 1246 году лично видел там Александра. И даже описал его в своем труде.

Он писал, что Александр был при ставке хана не просто переводчиком, но и чрезвычайно приближенным к хану лицом.

Александр даже женился на дочке Батыя, обеспечив этим своим детям привилегированное положение в Орде.

Так как его дети стали по факт еще более монологами чем он, и принадлежали непосредственно к выскородной фамилии Чингисхана они были были не подсудны законам предназначенными для всех остальных.

В 1271 году жена Александра, родная дочь хана Батыя и внучка Чингисхана, повезла своих сыновей в Орду на представление хану Менгу-Тимуру, которому сыновья Александра приходились двоюродными братьями.

Главной причиной поездки в Орду было желание матери наделить сыновей властью над княжествами. Так, в частности, Московское княжество было создано под младшего сына Александра "Невского" - Даниила.

То и есть, первый Московский правитель был наполовину Чингизид, а далее, частично половец, частично грек, частично славянин. Единственное, что можно утверждать однозначно, ни к какому славянскому роду Киевских князей он уже точно не принадлежал!

Самый Первый Петр

Впервые название города Москва упоминается в третьей переписи населения Ростово-Суздальського улуса, которое проводили монголы, в 1272 году.

И первым ханом данного улуса был вовсе не Даниил. Им был Петр Ордынский - внук Чингисхана!

Петр захоронен в Архангельском соборе Крым-города, где захоронены все властители московского улуса. Также ему посвящена вся правая часть стены от алтаря, при том, что всем другим правителям Московии отведено всего по одной фреске.

Петр Ордынский был самым первым правителем Москвы. Почему о внуке Чингисхана история умалчивает? Догадайтесь сами…

Племя Александрово

Монголы не были так хорошо воспитаны, как бы того хотели сторонки Евразии. А потому, как только Александр скончался они начали борьбу, но вовсе не за Москву, а за Владимир. Потому как именно туда был перевезен из Киева патриархат Русской Церкви.

Вот что писал о их подвигах Николай Карамзин:

“После страшной грозы Батыевой отечество наше как бы отдохнуло в течение лет тридцати...В таком состоянии пребывало Великое княжество, когда Дмитрий Александрович взошел на престол на горе подданных и себе..."

С 1304 по 1328 год в Орде шли непрерывные разборки, пока Царь Узбек не навел порядок.

Хан Узбек, свято чтил великую Ясу Чингисхана, согласно положений который править Ордой могли только прямые потомки Чингисхана по мужской линии.

Именно поэтому в 1319 году он отдал Московский улус в управление внуку Александра - Калифу Ивану, называемого на греческий манер Калитой.

В 1328 году Калиф Иван Калита был назначен Великим князем Владимирским.

Примечательно, что титул Калиф московские вассалы Орды получили впервые. И отличало данный титул от всех остальных, что он был не постоянный, а временный!

Женой Московского Калифа была Мария Глебовна Белозерская, дочь Феодоры Сартаковны, внучка Сартака Батыевича, правнучка Батыя Джучиевича, праправнучка Джучи Чингизовича, прапраправнучка Чингисхана.

После раскола Орды столицей ее стал Крым. Крымский род Гиреев, фактически правил и Ордой и Москвой.

Иван III, дед Ивана Грозного перед тем как взойти на трон, принес на Библии присягу на верность дому Гираев, признав их наследниками рода Чингисхана.

С начала XVI века, когда Крым стал частью Османского халифата, верховным правителем Московии стал турецкий Султан.

Иоанн Грозный, наследник Василия III, от брака с Еленой Глинской, которая была родом из знатного монгольского рода Мамаев, своей знатной монгольской кровью очень гордился, о чем упоминал не единожды.

Елену Глинскаую многие незаслуженно называют литвинкой, но это не так. Она чистокровная монголка, приходилась по мужской линии родной внучкой Мансура-Кията, старшего сына могущественного эмира Золотой Орды, наместника крымского улуса-юрта Мамая.

Что интересно, все это время Москвой правили Калифы, которые получали ярлык на правление в Орде. Первым, кто решил восстать против такого неподобства, стал Иван Грозный, который сам себе возвел на трон, и в 1561 году, состряпал, так называемую “Ложную Грамоту”.

Документ исходил как бы из канцелярии Константинопольского патриарха, и в нем Ивана IV признавали прямым наследником византийских императоров.

Ремарка: что касается титула царь. Царь по канонам православной церкви, это глава церкви, ее верховный правитель!

На Руси царя никогда не было, Русская церковь была без царя. Поэтому никто никогда не говорит царь Руси.

Фактически Грозный сделал своеобразное нововведение учредив титул царя. Точнее сказать, венчав себя на религиозное царство названное Православным.

Царь Орды не обратил на самоназначение Грозного в цари, и даже наоборот помогал ему военными силами в борьбе того с Ливонией.

“Ложная грамота” возмутила Гирея до нельзя, и он потребовал от Грозного, чтобы он сложил с себя полномочия Императора, а когда тот отказался пошел на Москву войной.

После длительной войны Грозный таки отказался от престола и передал его другому Чингизиду, в крещении Симеону Бекбулатовичу.

Чистый Чингизид, Касимовский царь Симеон Бекбулатович 11 месяцев просидел на троне, после чего вернул, уже “легитимное” царство царю Ивашке.

Борис Годунов, захвативший трон после Грозного был тоже монгольского племени, и вел свой род от мурзы Чета, крещенного в 1310 году. Но вот после того как он покончил с собой, на Московии началась Смута. Сметая чреду самозванцев на трон Московии взошел сын польского короля Владислав, но правление его было не долгим.

Романовы-Юрьевы-Захарьины-Кошкины-Кобылины

На самом деле, мало кто знает, но Романовы правили Московией задолго до 1613 года.

Впервые род Захарьиных-Юрьевых “засветился” близ престола во времена Ивана III, он был военачальником, но не простым. Его дочь стала женой Ивана Грозного, а сын патриархом известным нам под именем Филарет.

Так вот, с момента восхождения на трон Годунова и до момента захвата трона Романовыми, именно Филарет вел войну за престол, умело маневрируя между протвоборствующими сторонами.

Самым древним из известных предков Романовых считается Андрей Кобыла, боярин при дворе Калифа Ивана.

Романовы не особенно афишировали свои корни и неоднократно переписывали родовые книги, подменяя невыгодные им факты выдуманными, именно поэтому мы сейчас достоверно точно не можем сказать кем они приходились Чингисхану, но!

Они были Чингизидами, так как Филарету возвести на трон своего сына помогли именно монгольская, татарская аристократия, принявшая на себя бремя войны с Польшей.

Монголы не могли поддержать того, чье происхождение не вызывало у них уважения.

Достаточно вспомнить что патриарха во всех переговорах сопровождал касимовский царь Ураз-Мухаммед. Именно с ним он ездил и на встречу с лидерами Тушинского лагеря, и к польскому королю Сигизмунду в его ставку под Смоленском.

Получается именно благодаря поддержке Орды произошла легитимизация новой династии. А они не могли допустить чтобы трон занял человек низкого сословия, не состоявший в роду Чингизидов.

Фамилия Романов, которую себе придумал Филарет никакого отношения к реальности не имела. Он ее взял в свете теории Третьего Рима - фактически назвав свой род Римлянами, на греческий манер.

Последним из Чингизидов на троне Москвы стал царь Петр I. Его мать происходила из рода знатного крымского мурзы Нарыша.

Практически после смерти Петра, середине 18 века, на трон российский взошли немцы Гольштейн-Готторпы и практически до самого конца Романовых именно они правили страной.

Вы можете спорить о то что факты неверны, что поданы неправильно или неправильно истолкованы, что нет миллиона ссылок на источники, но! Скажите мне на кого ссылаться?

Вы, к примеру, знаете что Андрей Иванович Лызлов, автор запрещенной на России “Скифской истории”, написанной в 1692 году, не сделал ссылки ни на один летописный свод!

Почему? Да потому что Андрей Иванович Лызлов не имел ни малейших сведений о всем известных “общерусских летописных сводах” на которые так любят ссылаться российские пропагандисты. А знаете почему не имел? Потому что их еще просто не успели написать.

Так что извините, если меня за то что я не ссылаюсь на древнерусские рукописные своды, я не из них черпал информацию.

Введение

донской основатель московский государство

История Российского государства полна примеров выдающихся личностей, которые сыграли немаловажную роль в развитии нашей страны: Александр Невский, Петр Первый и многие другие.

Одним из таких примеров является Дмитрий Донской. Он первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. Его имя связывают с победой на Куликовом поле, где он проявил выдающийся полководческий талант, за что и был прозван Донским. Это сражение доказало возрождение сил России и стало началом освобождения ее от монголо-татар.

В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. При нем был построен первый каменный Кремль в Москве (1367 г.), появилась артиллерия, которая в 1382 г. применялась при обороне Москвы от войск Тохтамыша.

Жизнь Дмитрия Донского, его подвиги всегда являлись объектом пристального внимания и изучения в различных сферах политической, дипломатической и научной жизни русского общества XV-XX вв. Поэтому я решила тоже обратиться к этой теме и отразить в своем реферате основные вехи жизни этого великого полководца.

Великий князь московский

После разгрома Северной Руси монголо-татарскими завоевателями и смерти великого владимирского князя Юрия Всеволодовича (1188-1238), старшим в роде остался Ярослав Всеволодович (1190-1246), который и стал великим князем. В 1243 году Батый, вернувшись из западного похода на реку Волгу, вызвал к себе великого князя. Сопротивляться было бесполезно - большая часть Руси была опустошена и обессилена Батыевым погромом. Ярослав поехал в ставку и получил ярлык на великое княжение, признав вассальную зависимость Руси от Золотой Орды.

Нашествие Батыя было первым, но далеко не последним вторжением монголо-татар в пределы Руси. Русские княжества еще не успели залечить раны, полученные от нашествия Батыя, как на них обрушились новые походы кочевых завоевателей. При помощи таких походов ханы пытались укрепить свое господство на Руси. Подвергаемой все новым и новым нападениям стране было трудно собирать силы для решительного отпора завоевателям. Постоянные княжеские усобицы давали ханам Золотой Орды поводы для вмешательства в русские дела, часто монгольские отряды приходили по прямому приглашению князей, которые использовали их в междоусобных войнах.

Последний сын Калиты, Иван II Красный, умер, когда его наследнику Дмитрию исполнилось 9 лет. Малолетством московского князя поспешил воспользоваться суздальский князь Дмитрий Константинович IV, дядя Дмитрия. Однако московские бояре во главе с митрополитом Алексеем были заинтересованы в закреплении великого княжества за московской династией и оказали сопротивление. Путем дипломатических переговоров в Орде и военного нажима на Дмитрия Константиновича IV, они добились от него отказа от великого княжения в пользу князя Дмитрия Ивановича.

Дмитрий (1963), удостоенный великокняжеского сана ханом Мурутом, желая господствовать безопаснее, искал благосклонности и в другом хане, Авдуле, также имевшем большое влияние в Орде. Политикой угодничества обоим ханам великий князь оскорблял того и другого. Поэтому он утратил милость сарайского хана и Дмитрий Константинович IV опять занял Владимир, потому что Мурут прислал ему ханский ярлык на великое княжение. Но юный внук Калиты осмелился презреть его, выступил с полками и через неделю изгнал Дмитрия Константиновича IV из Владимира. Между тем в Сарае один хан сменил другого. Преемник Мурута, Азис, также думал низвергнуть московского князя, и Дмитрий Константинович IV снова получил ханскую грамоту на великое княжение. Но, видя свою слабость, он предпочёл дружбу Дмитрия Московского милости Азиса и отказался от достоинства великокняжеского.

По достижению совершеннолетия Дмитрий начал вести энергичную и смелую политику. Прежде всего, она была направлена на объединение русских земель под главенством Москвы и на расширение границ своего княжества. Великий князь решил искоренить систему уделов. Он хотел править единовластно. Отнимая уделы дальних князей, Дмитрий не хотел поступать так с ближними. Таким образом, московское княжество оставалось ещё раздробленным. Например, Дмитрий Иванович с двоюродным братом своим, Владимиром Андреевичем, заключил договор о том, что Владимиру разрешается править уделом своего отца, но он обязан подчиняться великому князю.

Надлежало принять меры для безопасности отечества и столицы, так как дубовые стены Кремля времён Ивана Калиты после нескольких пожаров обветшали, и в середине 60-х годов XIV века Дмитрий Иванович, посоветовавшись с боярами, принял решение строить каменный кремль-первую каменную крепость в северо-восточной Руси. Строили её из белого камня-известняка, который добывали в районе села Мячково, что в 25 верстах от Москвы. В 1367 году строительство было завершено. И с этого времени Москва зовётся белокаменной. Кремль был расширен почти до современных ему границ. Стенами не охвачена была лишь территория Кремля в треугольнике между Спасскими воротами, угловой Большой арсенальной и Малой арсенальной башнями.

Монголо-татары постоянно совершали набеги и грабили русские города и села. Князь Олег разбил ординского мурзу Тагая, разграбившего Рязань, а Дмитрий Нижегородский с братом своим, Борисом, наказали другого монгольского хана, Булат-Темира, разорившего сёла Бориса. Великий князь, готовясь к решительной борьбе с Ордою и собирая вокруг Москвы силы русских земель, старался утвердить порядок внутри страны. В то время происходили междоусобия тверских князей. Василий Михайлович Кашинский враждовал с племянником, Михаилом Александровичем, из-за области умершего Симеона Константиновича. Для решения этого спора они обратились к великому князю. Дмитрий поддержал Василия Михайловича. Михаил уехал в Литву к своему покровителю Ольгерду Литовскому, женатому на его сестре. Пользуясь его отсутствием, Василий с московскою ратью опустошили область Михаила. Но Михаил привел литовское войско, взял Тверь и изгнал дядю. Советники Дмитрия, боясь замыслов Михаила, который назвался великим князем тверским и хотел восстановить независимость своей области, употребили хитрость: Михаил был приглашен в Москву для решения спора между тверскими князьями. Ему гарантировали безопасность. Приехав в Москву, Михаил был взят под стражу. Но приезд ханского вельможи, Карача, заставил советников Дмитрия Ивановича освободить князя.

Надлежало довершить оружием то, что начали коварством. Василий Кашинский умер, великий князь, как бы желая только защитить сына его, Михаила, от притеснений, послал войско в Тверь, и Михаил Александрович ушел к Ольгерду.

Литва в это время тоже беспокоила Россию. Литовские полки взяли Ржев. Но юный князь Владимир Андреевич изгнал литовцев из города. При этих обстоятельствах Ольгерд должен был вступиться за шурина, который предлагал ему идти прямо к Москве и смирить великого князя. И в 1368 году, собрав многочисленные полки, Ольгерд выступил к пределам России. К литовскому войску присоединился смоленский князь с дружиною. О цели похода не знал никто, потому что Ольгерд умел хранить тайну. Замыслы литовцев стали ясны Дмитрию тогда, когда завоеватель был уже у самых границ. Великий князь отправил гонцов во все области для собрания войска, желая остановить неприятеля. Ольгерд спешил к Москве. Великий князь велел обратить в пепел окрестные здания и укрылся в Кремле. Три дня Ольгерд стоял под стенами, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу. Каменные стены и башни устрашали его, а зимние морозы не позволяли заняться осадою. Ольгерд удалился, унося богатую добычу. Великое княжество не видало подобных ужасов в течение сорока лет и поняло, что не одни татары могут разрушить страну.

Потрясённая нашествием Литвы Москва нуждалась в передышке. Поэтому Великий Князь возвратил Михаилу спорную область Симеона Константиновича. Но не замедлил снова объявить ему войну и принудил его вторично бежать в Литву, взял Зубуев, Микулин и пленил множество людей, чтобы ослабить опасного противника. Раздражённый бедствием своего невинного народа, Михаил решил свергнуть Дмитрия посредством татар.

В то время Мамай соединил так называемую Золотую, или Сарайскую, Орду, где царствовал Азис, и свою Волжскую, объявил ханом Мамант-Салтана и господствовал под его именем. Мамай был недоволен Дмитрием Ивановичем и, выслушав Михаила, дал ему грамоту на сан великого князя. Но времена безмолвного повиновения миновали, русские конные отряды спешили занять все пути, чтобы схватить тверского князя, и Михаил едва мог пробраться в Вильну. Жена Ольгерда, сестра Михаила, ходатайствовала за брата, а Дмитрий послал московских воевод осаждать Брянск и тревожить владения союзника Литвы, князя Смоленского. Поэтому в 1370 году Ольгерд решил вторично идти к Москве, тем более что болота и реки замёрзли от первого зимнего холода. Войско не останавливалось почти ни днём, ни ночью, и в исходе ноября подошло к Волоколамску. Три дня пытались литовцы взять эту деревянную крепость, но не смогли. Ольгерд решил не терять понапрасну время и двинулся дальше. 6 декабря Ольгерд расположился станом близ Москвы. Восемь дней он разорял окрестности, сжёг Загородье, часть Посада и вторично не решился приступить к Кремлю, где находился сам Дмитрий. В это время брат Дмитрия, Владимир Андреевич, стоял в Перемышле с сильными полками, а князь Владимир Дмитриевич Пронский вел к Москве рязанское войско. Ольгерд испугался и потребовал мира. Великий князь охотно заключил с ними перемирие до июля. Оставленный зятем, Михаил вторично обратился к Мамаю и выехал из Орды с новым ярлыком на Великое Княжение Владимирское. Хан предлагал ему даже войско, но князь не хотел подвергнуть Россию опустошениям и заслужить справедливую ненависть народа. Он взял только ханского посла с собою. Узнав о том, Дмитрий Иванович во всех городах великого княжества обязал бояр и чернь поклясться быть ему верным и вступил в Переславль Залесский. Тщетно Михаил надеялся преклонить к себе граждан владимирских, Тщетно посол звал Дмитрия во Владимир слушать грамоту хана.

Великий князь ответил, что не признает Михаила великим князем и не пустит его в столицу, а для посла путь свободен. Наконец татарский вельможа, вручив ярлык Михаилу, уехал в Москву, где был осыпан дарами.

Мамай не мог простить Дмитрию двукратное ослушание. Великий князь долго советовался с боярами и с митрополитом: надлежало или немедленно восстать против татар, или прибегнуть к старинному унижению, к дарам и лести. Успех великодумной смелости казался еще сомнительным. Поэтому избрали старое средство, и Дмитрий - без сомнения, зная расположение Мамая - решился ехать в Орду. В конце осени великий князь вернулся в Москву. Мамай, не предвидя в нем будущего грозного противника, принял Дмитрия ласково, утвердил его на великом княжении и согласился брать дань гораздо умеренней прежней. Эта мелочь была удивительной, но татары уже чувствовали силу московских князей и тем дороже ценили покорность Дмитрия. В Орде находился сын Михаила, Иван, удержанный там за 10000 рублей, которые Михаил должен был хану. Дмитрий, желая иметь столь важный залог в своих руках, выкупил Ивана и привез с собой в Москву. Но, согласно с правилами чести, Иван был освобожден, как скоро отец заплатил Дмитрию означенное количество серебра.

Через некоторое время появился новый неприятель, который хотя и не думал свергнуть Дмитрия с престола Владимирского, однако ж, всеми силами противоборствовал его системе единовластия, ненавистной для удельных князей. Это был Олег Рязанский. Не опасаясь уже ни Литвы, ни татар, великий князь скоро нашёл причину объявить войну Олегу. Воевода Дмитрий Михайлович Волынский, с сильными московскими полками вступил во владения Олега и встретился с его полками, не менее многочисленными. Московская рать разбила рязанцев наголову. Олег едва ушёл. Великий князь отдал Рязань Владимиру Дмитриевичу Пронскому, согласному зависеть от его верховной власти. Но любимый народом Олег скоро изгнал Владимира и снова завоевал все свои области, а Дмитрий, встревоженный иными, опаснейшими врагами, примирился с ним до времени.

Михаил Александрович, все ещё имея тесную связь с Литвою, убеждал Ольгерда действовать с ним заодно против великого князя. Михаил говорил, что рано или поздно Дмитрий отомстит ему за двукратную осаду Москвы и захочет возвратить отечеству земли, отторженные Литвой от России. Вечный мир, клятвенно утверждённый в Москве литовскими послами, произвел единственно то, что Ольгерд не захотел сам предводительствовать войсками, а послал своего брата, Кестутия. Не уступая Ольгерду ни в скорости, ни в тайне воинских замыслов, Кестутий весной внезапно осадил Переславль. Литовское нападение было стремительным. Кестутий выжег предместье, но снял осаду и соединился с войском Михаила, который опустошил сёла вокруг Дмитрова, взяв выкуп с города. Обе рати двинулись к Кашину, истребили селения вокруг него и также взяли дань с граждан. Дальше враг направился к Торжку. Жители города, давшие клятву быть верными Дмитрию, отказались принять к себе тверского наместника. За это город был обращён в пепел. Набег Кестутия, нарушивший мирный договор между Литвой и Россией, должен был иметь последствия и Ольгерд хотел опередить Дмитрия Ивановича; он с многочисленным войском устремился к столице, рассчитывая застать великого князя врасплох. Но на подступах к Москве он был встречен русскими полками. Российское войско встало против литовского, готовое к бою. Между двумя станами находился крутой овраг. Ни те, ни другие не хотели сойти вниз, чтобы начать битву и несколько дней миновало в бездействии. Этим воспользовался Ольгерд для предложения мира, которого желали с обоих сторон. Если бы россияне одержали верх, то литовцы, удаленные от своих границ могли бы быть истреблены. Если бы Ольгерд победил, то Дмитрий предал бы ему Россию в жертву. Зная, что так называемый "вечный мир" - пустое слово, было заключено перемирие от 1 августа до 26 октября. Ольгерд решил не нарушать перемирия и два года не беспокоил Россию.

Иная опасность для России исходила от берегов Волги. Вопреки слову, данному ханом, послы Мамая, приехав в Нижний Новгород (1377) с воинскою дружиною, оскорбили тамошнего князя. За это они были убиты народом. Гордый Мамай не стерпел такой явной дерзости и послал войско опустошить нижегородскую область, берега Киши и Пьяны. А московские войска во главе с князем Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынцем и нижегородская рать взяли город Булгар. Таким образом, торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы.

Мамай был разгневан и поклялся погубить Дмитрия, российские мятежники взялись помогать ему в этом. Михаил Тверской отправил послов к хану, а сам поехал в Литву и, возвратившись в Тверь, получил из Орды грамоту на Великое Княжение. Мамай и Ольгерд обещали ему войско. Не дав им времени исполнить столь нужное обещание, легкомысленный Михаил Александрович объявил Дмитрию войну. Великий князь проявил необыкновенную деятельность, предвидя, что он в одно время может развязаться война на два фронта. Его гонцы скакали из области в область, а вслед за ними выступали полки. Собралось многочисленное войско. Все удельные и московские князья находились под знамёнами великого князя. Дмитрий, взяв, Микулин, 5 августа осадил Тверь. Все области Михаила Александровича были разорены московскими воеводами. Михаил все ещё надеялся на помощь литовцев, но они, узнав о силе Дмитрия, возвратились назад. Михаилу оставалось умереть или смириться. Он избрал последнее. Знатные тверские бояре пришли в стан к Дмитрию, требуя милости и спасения. Великий князь проявил умеренность, предписав Михаилу не тягостные условия. Главным из них было следующее:

  • 1. тверской князь должен повиноваться московскому князю и никогда не искать Великого Княжения Владимирского;
  • 2. он обязуется отказаться от союза с Ольгердом, если Литва объявит войну какому-либо русскому князю.

Великий князь послал часть войска на болгаров с воеводою, князем Дмитрием Михайловичем Волынским. Казанская Болгария, еще прежде России покорённая Батыем, с того времени зависела от Орды, и жители смешались с татарами. Новый поход россиян в эту землю имел важнейшую цель. Великий князь, уже явный враг Орды, хотел подчинить себе Болгарию. Истребив огнем болгарские села, русские воины заставили двух болгарских ханов, Осана и Махмат-Салтана, покориться Великому Князю. Ободрённая этим успехом, Россия готовилась к дальнейшим подвигам.

Мамай постоянно отодвигает генеральное нападение на великого князя, потому что в Орде свирепствует язва, и он не может собрать огромное войско. Однако Великий хан не упускает возможностей навредить России. Соседи нижегородской области, Мордва, обещали указать татарам безопасный путь в её пределы. Дмитрий Суздальский известил об этом великого князя, который немедленно собрал войско и послал воевод на встречу неприятелю, а сам возвратился в столицу. Поверив слухам, что татары далеко, войска остановились на берегу реки Пьяны, они проявили беспечность, потеряли бдительность - сложили доспехи в телеги и мешки и увлеклись хмельным питием («ездят пиани»). Монголы тайно подошли к русским войскам и с пяти сторон ударили столь внезапно и быстро, что никто не успел приготовиться к бою. В общем смятении русские войска бежали к реке Пьяне, погибло множество воинов. Татары, одержав совершенную победу, на третий день подошли к Нижнему Новгороду. Князь Дмитрий Константинович ушёл в Суздаль, а жители спасались в лодках вверх по Волге. Неприятель подверг страшному погрому Нижний Новгород и другие города княжества, таким образом, наказав его за убийство послов Мамая.

В то же время монголы взяли Рязань. Князь Олег едва смог спастись. Но татары желали только грабить и жечь. Они мгновенно приходили, мгновенно и скрывались. Нижегородская и рязанская области были усыпаны пеплом. Чтобы довершить бедствие Нижнего Новгорода, мордовские хищники по следам татар начали злодействовать в этой области, но князь Борис Константинович настиг их, когда они уже возвращались с добычею, и потопил в реке Пьяне.

В следующую зиму он вместе с племянником и воеводою великого князя опустошил всю землю Мордовскую, истребляя жилища и жителей. Эта бесчеловечная месть снова возбудила гнев Мамая, так как мордовская земля находилась под властью хана. Нижний Новгород, едва возникнув из пепла, вторично был взят татарами во главе с опытным полководцем мурзой Бегичем. Они сожгли город, опустошили область и, выходя за пределы России, соединились еще с другим войском, посланным Мамаем на самого великого князя. Дмитрий Иванович, узнав заблаговременно о замыслах неприятеля, и, помня об уроке, преподнесенном татарами на реке Пьяне, успел собрать большое московское войско, и встретил татар в рязанской области, на берегах реки Вожи. Оба войска, примерно одинаковые по численности, сошлись в начале августа 1378 года к югу от Оки. Они стали на противоположных берегах, несколько дней выжидали, перестреливались через реку. Наконец, 11 августа Бегич послал конницу, и она, переправившись на северный берег, обрушилась на русский центр, которым командовал сам великий князь Дмитрий. Его большой полк отбил натиск и перешел в контрнаступление. С флангов бросились в бой полки правой и левой руки. Их мощный удар привел к разгрому и бегству ордынцев. Ночь спасла остаток мамаевых полков. Довольный столь блестящим успехом, Дмитрий возвратился в Москву. Эта победа была первою, одержанною россиянами над татарами с 1224 года.

Мамай, услышав о гибели своего войска, собрал новое и так быстро двинулся к Рязани, что тамошний князь Олег не успел приготовиться к отпору и бежал из столицы за Оку, предав отечество в жертву варварам. Но Мамай, кровопролитием и разрушением удовлетворив первому порыву мести, не хотел идти далее Рязани и возвратился к берегам Волги, отложив решительный удар на другое время.

Дмитрий Иванович успел между тем смирить Литву. Ольгерд умер в 1377 году, его смерть обещала спокойствие нашим юго-западным границам, тем более что она произвела в Литве междоусобие. Перемирие, заключенное с Литвою было давно нарушено, так как московские полки еще при жизни Ольгерда ходили осаждать Ржев. Пользуясь раздором его сыновей, великий князь в начале зимы послал своего брата, Владимира Андреевича, с сильным войском к Стародубу и Трубчевску, чтобы эти поселения снова присоединить к России. Оба города сдались, но полководцы Дмитрия Ивановича, как бы уже не признавая тамошних жителей единокровными братьями, позволили воинам грабить.

Таким образом, Дмитрий мог надеяться в одно время свергнуть татар и возвратить отечеству земли, отнятые у нас Литвой.

Мамай пылал яростью и нетерпением отомстить Дмитрию за разгром ханского войска на берегах Волги. Но, видя, что русские уже не трепещут перед монго-татарскими завоевателями и решились противоборствовать силе силою, он долго медлил, набирая войско из татар, половцев, хазарских турков, черкесов, ясов, армян и крымских генуэзцев. Мамай вступил в тесный союз с Ягайлом Литовским. К ним присоединился изменник - Олег Рязанский. Надеясь предательством спасти свое княжество, страшась стать их жертвою и, думая, что грозное ополчение Мамая, усиленное литовскими полками, должно сокрушить Россию, Олег вошёл в переговоры с татарами и с Литвою.

Дмитрий Иванович в конце лета узнал о походе Мамая, и сам Олег, желая скрыть свою измену, дал ему знать, что надо готовиться к войне. Великий князь разослал гонцов по всем областям Великого Княжества, чтобы собирать войско и немедленно вести его в Москву. Повеление его было исполнено с редким усердием. Целые города вооружались в несколько дней, ратники тысячами стремились отовсюду к столице. Дмитрий, подготовив полки к выступлению, пожелал с братом Владимиром Андреевичем принять благословение Сергия, игумена Троицкой обители. Игумен дал ему двух иноков, одним из которых был бывший воин Александр Пересвет.

В Коломне соединились с Дмитрием верные ему сыновья Ольгерда, Андрей и Дмитрий с полоцкою и брянскою дружиной. Никогда ещё Россия не имела столь большого войска. Более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших. Вскоре пришла весть, что Мамай уже три недели стоит за Доном и ждёт Ягайла Литовского. В то же время в Коломну приехал ханский посол, требуя, чтобы Дмитрий заплатил татарам ту самую дань, какую брал с его предков царь Чанибек. Ещё не доверяя своим силам и боясь излишнею надменностью погубить отечество, Дмитрий ответил, что он желает мира и не отказывается от умеренной дани, согласно с прежними условиями, заключёнными между ним и Мамаем, но не хочет разорить землю свою тягостными налогами. Этот ответ показался Мамаю дерзким. С обеих сторон видели необходимость решить дело мечом.