Любой продукт, какого бы высокого качество он ни был, нуждается в рекламе. Только реклама позволяет сделать его интересным потребителю. В этом пути от конвейера до прилавка никак не обойтись без

Инструменты, которыми пользуются специалисты для создания условий знакомства, необходимы как журналистам, так и непосредственно потребителю.

Речь пойдёт о незаменимых PR-инструментах.

Медиа...

Первым из таких инструментов является медиа-кит, представляющий собой сводку фактических данных о продукте (услуге), а также набор типовых документов, презентаций, которые постоянно обновляются.

Английское media подразумевает наличие информации об источнике вещания.

Комплект информации считается полным, если в нём отражены следующие данные:

Название СМИ;
- обращение со стороны представительства компании к своей аудитории;
- биографические сведения и важные факты о СМИ, его источниках;
- информация о формате выпуска новостных и прочих оповещений;
- выделение целевой аудитории среди зрителей и читателей СМИ;
- также может публиковаться информация о новых событиях, специальных выпусках, новых формах СМИ-оповещения;
- основные уникальные характеристики СМИ-источника;
- информация с комментариями о рекламодателях и партнерах, посредством которых ведется реализация проектов;
- перечень разделов и их смысловое использование (чаще всего представлено в наглядных таблицах, что позволяет лучше уяснить мотивацию именно этого способа воплощения, а не иного);
- расценки на рекламу и PR-материалы, участие в решениях;
- технические требования к уже готовым материалам: макетам, рекламным роликам и печатным материалам, PR-проектам;
- последним пунктом заводятся контакты, т.е. информация о лице или группе лиц, которые дадут всю необходимую информацию в разделах рекламы и редакции.

Медиа-кит (пример в статье) позволяет получить максимум информации в рамках одного источника.

Формат выпуска информации происходит как в бумажном варианте (брошюры, журналы), так и в электронной версии этих компонентов в сети. Существует также и формат аудио- и видеовыпусков.

Понятие «медиа-кит» тесно связано с ещё одним элементом пиара. Он единственный элемент, которыйт формируется для СМИ независимо от исходного события.

Ёще одним средством, которое помогает в работе системы вещания, является пресс-кит.

"Папка журналиста"

Пресс-кит - от английского «press kit» - дословно переводится как «набор (комплект) прессы».

Пожалуй, второй элемент по значимости после пресс-релиза на момент презентации.

Главная функция пресс-кита состоит в предоставлении журналистам краткой, но одновременно ёмкой информации о происходящих событиях, об их главных участниках, ну и конечно, о самой компании. Даются сведения об историческом прошлом, информация о представителях компании и её достижениях. Если речь ведется о продукте или услуге, акцент делают на достоинствах рекламируемого объекта.

Поскольку мы уже выяснили, что пресс-кит - это некий набор информации для работы СМИ, то следует сделать вывод: для удобства работы её некоторым образом необходимо упорядочить и систематизировать.

Второе название этого элемента пиара - «папка для журналистов», поскольку именно таким образом «акулы пера» готовят свои материалы.

Если предполагается работа на нескольких мероприятиях, то в оформление папке стоит добавить элементы, которые упростят процесс ориентирования в материале. Иногда для этого используют цветную бумагу.

Заполняют папку обычно с правой стороны - наиболее важная информация, в левую же часто помещают дополнительные материалы.

Вторым вариантом оформления пресс-кита является брошюра, которую печатают один раз. Конечно, такой материал удобен в эксплуатации, но минусом является отсутствие возможности дополнять его новыми сведениями, да и затратность по финансам значительно выше, чем в первом варианте.

Обязательно как в случае с папкой, так и в варианте с брошюрой нужно поместить контактные данные, можно дополнить пресс-релиз выпуском визиток, которые там же будут и размещены.

Однако, для того чтобы лучше представить значимость этих инструментов для пиара, стоит обратить внимание на пример их реализации.

Медиа-кит журнала. Примеры воплощения

Журнал издавна считался одной из самых привычных форм работы СМИ. В настоящее время практически ничего не изменилось, лишь дополнилось появлением аналогов печати в сети.

Современные формы медиа-кита для журналов дополняют анимацией, звуковым и видеосопровождением, инфографикой. Направленность каждого компонента идет на то, чтобы информация не только запомнилась, но и была правильно воспринята.

Для практического понимания сути понятия "медиа-кит" стоит рассмотреть примеры его воплощения. Направление изданий может быть абсолютно любым. Так, хорошим примером является отечественный журнал о спорте "Футбол", главная страница которого заполнена исчерпывающей информацией о разделах издания, его формате выпуска, точках реализации, цене, а также имеются статистические данные по числу читателей. С помощью анимации верно сделаны акценты в необходимых местах.

Материалов об услугах или товарах компании;

Дополнительных аудиоматериалов.

Обобщая вышеизложенные факты, следует отметить то, что за последнее время формат инструментов вещания сильно модернизировался.

Преобразование формата медиа-кита от его первоначальной формы, прежде всего, связано с развитием технического прогресса. Поскольку сейчас жизнь каждого из нас наполовину заполнена интернет-пространством, то и формат инструментов пиара перемещается туда.

Конечно, при этом печатные издания не ушли, они просто приобрели иную форму. Так, практически любое уважающее себя издание имеет страницу в интернете, которая является прямой копией журнала, но только лишь в сети.

Да и журналисты по-прежнему не обходятся без своей рабочей папки.

Механическая необходимость в медиа-китах и пресс-релизах сохранила свою актуальность, поскольку первая форма является визитной карточкой любого проекта, а без второй просто немыслима содержательная наполненность контента любого издания, да и мероприятий по презентации продукта или услуги.

PR-инструменты - помощники на пути к оптимальным решениям и волнам информации.


Пресс-кит - это набор материалов, предназначенных для СММ
Пример содержимого Пресс-кит может состоять из:
пресс-релиза;
фоновой информации (Baskgrounder, или информация о компании, имеющая описательный характер);
67
биографии (чаще биография руководителя компании, предоставляя которую, вы облегчаете задачу для СМИ в поиске информации о конкретном человеке);
именная статья - bу-liner, текст выступлений или заявлений представителя компании (здесь содержится
информация, разъясняющая позицию компании по определенным вопросам, мнимо подписанная одним из главных лиц компании);
фото и/или видеоматериалы.
Подробный пресс-кит
Подробный пресс-кит, помимо перечисленных материалов, может также включать в себя:
программу мероприятия;
один или несколько следующих материалов:
брошюра;
корпоративное издание;
годовой отчет;
список почетных гостей;
вырезки из газет;
интервью с основными действующими лицами;
занимательную статью (feature, носит развлекательный характер, например юмористический. Это может быть рассказ о курьезном случае, плавно переходящий в изложение важных фактов, статистики или анализа);
историю из жизни (саse story, может рассказывать об удачном использовании продукта покупателем и т.п.);
интервью.
68
Все собранные материалы желательно по возможности собрать в корпоративную папку, которую вы отдадите представителю СМИ, либо, если вы отправляете их по электронной почте (см. соответствующую главу), присоединить к электронному письму одним архивом. При необходимости можно продублировать сообщение с приложением каждого документа в отдельности.
Представительские мероприятия: правила подготовки и проведения
Пресс-конференции
Начнем с пресс-конференций. Почему именно с них? А вот так мне захотелось!
Во-первых, проведение конференций всегда связано с большими затратами, поэтому возникает вопрос: а так ли необходимо ее провести? Во-вторых, такое мероприятие несомненно приносит свои плоды, а если удается фуршет, то удается большинство статей о вашей компании, и причем в вашу пользу. На мой взгляд, регулярное проведение пресс-конференций может позволить себе далеко не каждая компания. Но и тем, кто все же решился ее провести, следует придерживаться 16-ти правил:
1. Продумайте день проведения конференции. В понедельник не рекомендуется устраивать подобное мероприятие, так как считается, что журналисты не пришли в я после выходных дней. Хотя, если принять во внимание то, что два дня выпадают ввиду информационной
69
Ненасыщенности, можно использовать и понедельник. Лучшими днями являются вторник, среда и четверг. Пятница плоха тем, что ваша информация может затеряться в субботу и воскресенье.
2. Продумайте время проведения конференции. Если вы хотите, чтобы материал был опубликован в утренних газетах, пресс-конференцию следует проводить с 10:30 до 12:30. Лучшими часами для проведения пресс-конференции считают с 11:00 до 11:30 и в послеобеденное время с 14:30 до 16:00.
3. Оповестите СМИ о будущей пресс-конференции за неделю, второй раз - за два дня.
4. За день до проведения уточните, будут ли присутствовать приглашенные представители печатных изданий, радио и телевидения на вашей конференции.
Оснастите помещение необходимой аппаратурой, и примерно за час до начала проверьте ее исправность.
Разместите указатели возле входа в здание (можно и раньше), чтобы легко можно было найти зал для проведения конференции.
7. На столе, за которым будут сидеть участники конференции, установите таблички с данными об участниках
(фамилия и должность).
8. Отведите 5 минут в самом начале конференции для того, чтобы подтянулись опоздавшие
9. Обсудите регламент проведения конференции с журналистами (например, один журналист имеет право задать только один вопрос), период времени, в течение которого можно задавать вопросы
.70
Не проводите пресс-конференцию больше часа (затянутая конференция утомит всех присутствующих).
Заготовьте примерные ответы на возможные каверзные вопросы. В случае, если вы не учли какой-либо нюанс, а дотошный журналист все же спросит именно о нем, не стоит говорить слова «нет», «неважно», «я не знаю». Поблагодарите за вопрос, и, если вы не знаете на него ответ, пообещайте выяснить информацию.
Не стесняйтесь пользоваться заготовленными материалами (при нахлынувшем волнении есть шанс попасть впросак).
Старайтесь не волноваться. Будьте уверены в своих силах.
Позаботьтесь о том, чтобы на столах обязательно стояли бутылочки с водой.
Продумайте время и место для фуршета. Если вы не хотите, чтобы на нем присутствовали журналисты вместе с гостями, то ненавязчиво их разделите. Например,
предупредите гостей в их пригласительных билетах, что фуршет для них начинается в 16:00, в то время как журналисты задают вопросы до 17:00.
Если ваша пресс-конференция созывается экстренно, некоторые огрехи в подготовке могут быть простительны, но все же постарайтесь как можно лучше к ней подготовиться.
Этот список необходимо набрать (не полениться!) и держать на самом видном месте. А во время проведения мероприятия последовательно по каждому из пунктов проверять себя несколько раз.
Теперь о презентации.
71
Презентации
Бывает, что у компании возникает потребность провести презентацию. Правила проведения такого масштабного мероприятия не отличаются от правил для пресс-конференции. Но здесь есть дополнительные пункты, о которых мне хотелось бы вам рассказать.
Презентация - это более зрелищное мероприятие, нежели пресс-конференция. Также более дорогое, так как требует обязательного фуршета, определенной одежды от проводящих презентацию (часто это бывают промоутеры - от англ. promotion - продвигать).
Итак, некоторые детали относительно фуршета. На презентацию представители СМИ идут не менее охотно. К сожалению, многие из них приходят ради того, чтобы поесть и попить за счет организатора. Да, в принципе, пускай, но, чтобы не получилось так, что журналисты пришли, поели, выпили и ушли, взяв с собой сувенирную продукцию в придачу, нужно строго регламентировать время фуршета и не пускать никого в комнату для фуршета раньше положенного срока.
Бывают такие презентации, на которые приглашены VIP-персоны. Тогда необходимо обсудить заранее с ними, желают ли они общаться с прессой или нет. В любом случае при наличии подобных гостей фуршет нужно начать немного раньше для VIР-персон, чем для представителей прессы. А можно даже провести два фуршета в разных помещениях. Чтобы все прошло по плану, в программке для VIР-гостей укажите время начала фуршета и сами программки выделите от остальных (цветом обложки, например). Чтобы человек, провожающий гостей к столу, видел, что это не журналист. Обидного здесь для представителей СМИ не должно быть ничего, ведь
72
гости имеют право перекусить и расслабиться, прежде чем отвечать на разнообразные вопросы. Обязательно кто-нибудь из журналистов попытается проникнуть в комнату для VIР-гостей: если ему удалось это вопреки всем вашим ухищрениям, не стоит демонстративно выводить его из помещения или устраивать «разборки». Легче не допустить повторного случая, чтобы ваши гости чувствовали себя комфортно.
Что касается одежды, промоутеров, то здесь поле для фантазии обширно. Если предметом и главной идеей презентации является нечто юмористическое или просто веселое, костюмы могут быть шуточными. Если вашим презентационным продуктом является нечто элегантное или какая-то интеллектуальная услуга, то одежда должна быть в классическом стиле, но возможны и добавления корпоративных элементов. Например, на презентации новой марки дорогого вина ведущий презентации может быть в дорогом классическом костюме, а девушки, разносящие вино для дегустации, в костюмах бокальчиков для вина или стройных бутылочек. Ваша цель - эффектность и приятное впечатление. Согласитесь, что при наличии даже самых изощренных и красивейших костюмов положительного результата не будет, если промоутеры будут грубить гостям или вести себя как на студенческой вечеринке. Поэтому необходимо четко инструктировать помощников. Желательно в течение 3-4 недель перед презентацией. Тщательно отбирайте представителей.
На фуршете должны быть вина: сухие красные и белые вина, и какое-нибудь полусладкое. Помимо них, естественно, можно разнообразить палитру. Закуски должны быть не менее 3-х видов. Обязательны фрукты и минеральная вода (газированная и негазированная). Не забудьте про салфетки: чем
73
они симпатичнее и интереснее, тем вкуснее покажутся блюда на фуршете.
Сувенирная продукция на презентации имеет обыкновение быстро «испаряться». Большую часть забирают себе раздающие, для того чтобы порадовать своих близких. Поэтому следует запастись несколькими партиями сувениров и позаботиться о том, чтобы все гости получили как минимум по одному сувениру.
Презентацию, скорее всего, будете проводить вы: улыбайтесь всем, будьте услужливыми, но не надоедайте, знакомьте гостей друг с другом.
Остальные правила детально описаны в разделе о пресс-конференции.

Здравствуйте!

Знаете ли вы, как увеличить лояльность клиентов, удержать их подольше перед полками с товаром и убедить купить больше? Как скрыть неприятные запахи, присущие специфическим товарам (строительным или медицинским)?

А как сделать, чтобы при этом клиенты ушли счастливыми и уверенными в правильном решении и выборе? Ответ существует. Аромамаркетинг – тонкий и элегантный способ улучшить атмосферу в помещении, очистить воздух и получить прибыль от бизнеса.

Приятные ароматы положительно влияют на людей, успокаивают и делают их дружелюбными. Человек, когда ему хорошо, становится более щедрым и готов купить намного больше, чем намеревался изначально. С клиентами в хорошем настроении проще и приятнее работать.

Ароматы для бизнес-целей подбирают специалисты-маркетологи индивидуально, учитывая особенность помещения, товары и предпочтения клиентской аудитории, а также имидж предприятия.

Комплекс мер, задействованных для ароматизации торгового помещения в целях увеличения продаж, называют аромамаркетингом.

1. Для чего нужна ароматизация?

Использование приятных ароматов в бизнесе – это очень простой и действенный способ привлечь покупателей, своего рода реклама товара.

Возможности запаха намного шире, чем может сперва показаться:

  • Высокий имидж компании . Приятные ароматы очень важны при продаже парфюмерии и косметики, продуктов, цветов и даже мебели, а также услуг. Если клиент смотрит на продукт и ощущает что-то приятное, он хочет приобрести товар и сохранить замечательное чувство
  • Повышаются продажи. Каждую линию продукции способен подчеркнуть свой аромат. Приятный запах сам собой приводит клиента к булочной или к отделу с дорогими брендовыми духами. Делать маникюр гораздо приятнее в помещении, где пахнет цветами и фруктами, чем химическими веществами
  • Очищение воздуха. Помещение становится чистым и безопасным, улучшаются условия хранения товаров
Поделись статьей с другом:

Аромамаркетинг для российского рынка - явление диковинное и непривычное. Отечественные предприниматели пока с опаской относятся к идее завоевания покупателей с помощью приятных запахов и фирменных ароматов, в то время как за рубежом слабости потребительского обоняния приносят компаниям немалую прибыль.

Сегодня даже российское общество, вкусившее плоды рекламной лихорадки куда позднее, нежели капиталистические страны, уже изнывает и жалобно стонет под нависшим гнетом атакующего «Купи!». Рискующий взорваться от обилия втискиваемой в него рекламы, мозг потребителя нашел простой выход: игнорировать излишки. В такой ситуации прозорливые российские маркетологи проявили оригинальность и вовремя взяли в толк, что запахи способны привлечь или отпугнуть клиентов. Ареал использования аромамаркентинга оказался весьма и весьма широк - посредством ароматных манипуляций неискушенных клиентов можно привлекать в рестораны, сувенирные магазины, автомобильные заправки и парикмахерские.

На зарубежных рынках наличие аромалоготипа (специально придуманного для определенной фирмы аромата) уже стало признаком хорошего тона, однако российские компании пока не готовы к повсеместному проникновению аромамаркетинга. Причин тому масса: элементарная невежественность в этом вопросе, неверие в результат, экономия средств. Как ни крути, даже расчудесный аромат не может гарантировать определенный процент вероятности покупки. Воздействие аромадизайна и арома-мерчандайзинга более мягкое, чем, предположим, терроризирование потребителя яркими билбордами, однако не менее действенное. Если увидевший пеструю вывеску клиент может купить сок и больше никогда не вернуться, то благодаря остроте восприятия аромата и его продолжительному воздействию (это, к слову, происходит, глубоко на бессознательном уровне), покупатель скорее вернется туда, где его нос уловил запах маминого пирога.

Технология благоухания

Что же делать для того, чтобы извлекать выгоду из аромакультуры, не столь давно пришедшей к нам с Запада? Предположим, вы владелица или владелец небольшой кофейни. Частенько, когда мелют кофе, в кафе стоит умопомрачительный аромат, привлекающий все больше и больше клиентов в ваше заведение. Но не станешь же вхолостую молоть кофе ради создания чудного аромата. Вот тут-то и поспешат на выручку диспенсеры с благоуханной жидкостью (оборудование для аромамаркетинга). Установленные в нескольких укромных местах, они будут источать желанный аромат смолотого кофе на протяжении всего рабочего дня. Или пару часов вдень. Принцип их работы незатейлив: где-нибудь в помещении или же прямо в вентиляционную систему встраивается аромаприбор (там, где порекомендует специалист). Кроме того, часто в некоторых помещениях требуется аромаклининг - очищение воздуха от запахов. Эта услуга может понадобиться, например, в рыбном отделе гипермаркета или лакокрасочном магазине.

Власть обоняния в действии

В аромамаркетинге выделяют два основных вида воздействия на потребителя. Первый, прямой вид воздействия предполагает ароматизацию того помещения, куда приходит клиент: это использование аромата в гостинице, кафетерии, на торговых площадях, в сувенирной лавке и т.п. Прямое воздействие повышает лояльность клиента, стимулирует его проводить больше времени в помещении и приходить в это место повторно.

Под непрямым видом воздействия подразумевается формирование бренда и повышение узнаваемости в целом. Например, клиенту вручают благоухающую визитку, предлагают купить автомобиль, салон которого невероятно долго пахнет кожей, дарят сувенир, пропитанный фирменным запахом. После участия в таких аромамероприятиях мы узнаем производителя почти инстинктивно.

«НАУКА 2.0.» ОБ АРОМАМАРКЕТИНГЕ

Через органы зрения человек получает только семьдесят процентов информации, об оставшихся тридцати маркетологи тоже не забывают. Почти в каждом супермаркете есть своя хлебопекарня. Обычно она находится в противоположном от входа углу. Запах свежей выпечки возбуждает аппетит и покупатель неизбежно направляется в сторону притягательного аромата, а по пути совершает незапланированные покупки. Этот суперфокус взяли на вооружение не только супермаркеты, но и непродовольственные магазины (хотя сегодня еще далеко не многие знают что такое аромамаркетинг). Например, в обувном отделе обычно ощущается легкий, но очень приятный запах кожи. Покупатель уверен – никаких уловок здесь нет, но не все так просто. «Кожаная обувь, кроме запаха кожи имеет еще ряд специфических запахов. Например, запах клея. И когда в одном помещении находится большое количество обуви, возникает стойкий запах, неприятный для покупателей. Поэтому мы используем ароматизаторы », - говорит администратор одного из московских обувных магазинов.

Аромадифузер – небольшой агрегат, не привлекающий к себе внимание. Он выполняет важную функцию – нейтрализует неприятные запахи и наполняет помещение тонким, едва уловимым ароматом.

В том, что вкусные запахи действуют на человека предсказуемо, нет никакого секрета. Чтобы привлечь покупателя продавцы обращаются к одорологии (наука о запахах, их восприятии и влиянии на человеческое поведение). Многочисленные исследования ученых одорологов доказали, что окружающие запахи могут влиять на поведение людей – чем приятнее и тоньше аромат тем больше эмоциональный подъем испытывает человек. Многие запахи запоминаются даже на уровне условных рефлексов. Когда человек сталкивается со знакомым ароматом, в нем просыпаются ранее испытанные эмоции.

Запах регистрируют сразу два отдела мозга. Первый отвечает сам запах. То есть отвечает за сознательный анализ и к чему он принадлежит. Второй - за воспоминания и ассоциации, возникающие при вдыхании аромата. Такие подсознательные ассоциации усиливаю впечатления.

«В нашем магазине мы стараемся ставить приятную музыку, а также использовать аромадифузеры, благодаря которым в нашем магазине приятный свежий запах. Покупателям приятно ощущать зимой летнюю свежесть » - говорит администратор одного из магазинов одежды. Так психология помогает превратить обыденный процесс покупки в приятный досуг.

«Ароматное» нашествие на российский рынок

Отечественному аромамаркстингу чуть больше десятка лет, но вплотную им стали заниматься только последние три-четыре года. За это время на рынке появилось некоторое количество фирм, предлагающих соответствующие услуги (аромамаркетинг выгодный бизнес). И пока конкуренция невелика, они сумели занять «теплое местечко». Однако, как утверждают представители этих компаний, такое положение дел - явление временное. Не семимильными, но уверенными шагами аромамаркетинг идет навстречу российскому бизнесу.

Среди причин, мешающих успеху аромамаркетинга на нашем рынке представитель компании «Aromastyle» Андрей называет, прежде всего, ориентированность бизнесменов на прибыль: «Основное препятствие развития аромамаркетинга в нашей стране - менталитет владельцев и управляющих компаний. Мы столкнулись с такой проблемой: уровень сервиса, который оказывают организации в России, не так важен, как объемы выручки. Поэтому зачастую предприниматели отказываются от создания приятной атмосферы в своих помещениях

В привлечении потребителя и завоевании его доверия аромамаркетинг играет далеко не последнюю роль, однако и он не может быть результативным, если обслуживание и сервис находятся на низком уровне. Привыкшие к мгновенному и гарантированному результату отечественные дельцы с недоверием относятся к маркетинговой новинке. Однако самые смелые из них все же рискуют и, надо сказать, отнюдь не проигрывают. При должном соблюдении остальных элементов сервиса выгода использования аромадизайна чрезвычайно высока. Как утверждают новоиспеченные клиенты, гости и покупатели действительно стали задерживаться у них дольше, при этом пребывая в отличном расположении духа. Разумеется, это не могло не сказаться на увеличении объема продаж и на общей прибыли компаний.

Нос по ветру: перспективы аромамаркетинга

Сейчас у отечественного аромабизнеса пора становления, но уже через пару-тройку лет вдохновленные положительными примерами бизнесмены убедятся в необходимости использования аромамаркетинга. Его существенное преимущество в том, что приестся такой подход, в отличие от визуальных и аудиальных приемов воздействия на потребителя, не так скоро. Кроме того, добиться уникальности своего аромата пока не так уж и сложно. Возросший уровень аромакультуры вскоре приведет к мощному скачку спроса, благодаря чему игроки, занявшие сегодня первые позиции в этом сегменте, извлекут колоссальную прибыль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что такое аромамаркетинг и бизнес ароматизация помещений?

Для продвижения своей продукции или услуг компании используют самые различные приёмы. Сегодня мы расскажем об одном из них – аромамаркетинге.

Две стратегии аромамаркетинга
Что такое аромамаркетинг? По сути, это – комплекс мероприятий по использованию запахов, направленный на рост лояльности клиентов, а также на увеличение выручки предприятий. В рамках аромамаркетинга выделяют аромадизайн помещений, подарочной продукции, событий (BTL), и нейтрализацию запахов. В данной статье мы рассмотрим аромамаркетинг в помещении.

Можно выделить две стратегии аромамаркетинга:

1. Увеличение продаж при помощи специально подобранных ароматов. Более всего такая стратегия применима в сегментах HoReCa и Food retail. Эффект от внедрения виден буквально в первый же день.

2. Увеличение лояльности клиентов путём создания арома-бренда (signature scent). Применимо абсолютно в любой индустрии. Эффект от внедрения будет заметен не ранее, чем через 2-3 месяца.

Как правило, компания, выбравшая в качестве своего арома-бренда некий аромат, ароматизирует не только свои помещения, но и любую сувенирную или деловую продукцию, которая может попасть в руки клиенту. Таким образом, компания увеличивает количество контактов клиентов со своим арома-брендом, тем самым увеличивая и их лояльность. В нашей практике есть пример, когда банк, выбравший своим фирменным ароматом смесь лимона и зеленого чая, ароматизировал не только свои операционные залы, всю полиграфическую продукцию (в том числе и конверты с пластиковыми картами клиентов), но и даже заказал карамельки с этим же вкусом!

Какую бы стратегию ни выбрала компания, применение аромамаркетинга, наряду с другими, более традиционными каналами коммуникации с потребителем, заметно влияет на эмоциональный фактор принятия решения о покупке.

Выбор запаха
Выбор аромата зависит от сферы деятельности организации. Как такового универсального «волшебного» аромата, увеличивающего продажи, конечно же, не существует.

Хотя многие заказчики аромамаркетинга убеждены, что им нужен запах цитруса, так как «он поднимает продажи!» Другие считают, что чудо-аромат, поднимающий продажи – это «Горячий хлеб». И настаивают, что им нужен именно этот аромат, хотя их сфера деятельности – это банк.

На самом же деле решать, какой должен быть аромат у клиента, должен только специалист по аромамаркетингу. Безусловно, существует ряд ароматов, действие которых на принятие положительных решений о покупке заранее предсказуемо. В то же время очевидно, что решение по выбору аромата должно быть согласовано с другими факторами, воздействующими на потребителей – например, с цветовым решением интерьера или фирменным стилем организации. Если такой согласованности не будет, то используемое стандартное решение может стать малоэффективным. А это, в свою очередь, приведёт к разочарованию в возможностях такого воздействия на своих потенциальных потребителей.

Оборудование для аромамаркетинга
На сегодняшний день в мире существует несколько типов систем, распространяющих запахи. Все эти аппараты классифицируются по виду картриджа с ароматизатором. Ароматическое вещество может содержаться в аэрозольном баллоне, в жидкости, в геле или в гранулах в сухом виде. Сегодня наибольшее распространение получило оборудование, работающее на жидкостных картриджах. Связано это с тем, что именно в жидком виде, без каких-либо добавок, аромат передается в чистом виде, без искажений. Жидкостное оборудование, в свою очередь, классифицируется по способу испарения: горячее испарение (практически не используется, поскольку при нагреве аромат искажается), холодное испарение, небулизация.

Аэрозольные аппараты, так называемые диспенсеры, относятся, скорее, к бытовым освежителям воздуха, уместным в туалетных комнатах, и в меньшей степени пригодны для целей профессионального аромамаркетинга. По сути, на сегодняшний день ни одна из наиболее успешных и известных мировых компаний, специализирующихся на аромамаркетинге, не предлагает диспенсеры, работающие на аэрозолях. Это, скорее, дело клининговых компаний.

Многие российские компании, работающие на рынке аромамаркетинга, предлагают ТОЛЬКО аренду оборудования, даже без возможности выкупа. Такая практика сформировалась на Западе, откуда и пришли технологии сенсорного маркетинга. Как и в случае аренды любого другого оборудования, такая услуга экономически выгодна заказчику только в случае непродолжительного использования.

Далее выбор оборудования, безусловно, будет зависеть от объёма помещения. При этом прайс-листы компаний нормированы только на площадь помещения. Для того, чтобы правильно понимать информацию, представленную в прайс-листах, необходимо знать, что «по умолчанию» предлагаемая цена подразумевает высоту помещения, равную трём метрам. Если высота помещения существенно отличается (более четырёх метров), то необходимо пересчитывать необходимую производительность оборудования, исходя из объёма помещения.

Анализ цен на предлагаемое оборудование показывает их довольно большой разброс. В среднем можно говорить об удельных затратах порядка 160 рублей в расчёте на квадратный метр помещения. При этом для небольших помещений (50-100 кв. метров) удельные затраты могут возрасти и до 200 рублей, для помещений 400-500 кв. метров они могут оказаться и менее 100 рублей.

Трудности аромамаркетинга
Одна из трудностей аромамаркетинга характерна, на самом деле, для многих рынков, и связана с желанием заказчика думать, что он дёшево приобрел хорошую вещь. Пока ещё не перевелись заказчики, которые устанавливают в магазин площадью 100 квадратных метров аэрозольный диспенсер (охватывает площадь не более 20 квадратных метров). При этом сначала они думают, что занимаются аромамаркетингом, а потом – что от него нет никакой пользы. Очевидно, что в такой ситуации оба утверждения лишены оснований.

Другая трудность аромамаркетинга – если заказчик хочет ароматизировать только лишь определённую небольшую площадь, которая находится в бОльшем пространстве (пример – одно из многочисленных кафе на любом фуд-корте ТЦ), то осуществить такое пожелание будет весьма непросто. Связано это с тем, что воздухообмен происходит на территории бОльшей, чем та площадь, которую фактически занимает кафе. Поэтому невозможно будет ограничить ареол распространения аромата только в рамках границы одного кафе.

Тем не менее аромамаркетинг с успехом применяют супермаркеты. При этом в различных отделах могут быть одновременно использованы разные запахи: например, в мясном отделе будет распространяться аппетитный аромат «Сациви», а в кондитерском отделе будет умопомрачительно пахнуть Кофе с пирожными и булочками.

Кстати, очень многие продуктовые магазины, даже имея цех собственного производства выпечки, устанавливают оборудование по ароматизации. Связано это с тем, что выпечка пахнет только пока горячая, свежая. Потом запаха уже нет, к сожалению. А ароматы, распространяемые специализированными аппаратами по ароматизации, имеют абсолютно такой же запах горячей выпечки. Поэтому аромат вкусного свежего хлеба присутствует в течение всего дня, создавая ощущение, что выпечка только-только из печи.

Кроме того, кофейные и пекарные ароматы возбуждают аппетит, тем самым побуждая купить продукты сверх запланированного списка. В результате растёт потребление не только тех продуктов, запах которых ощущается, но и других товаров тоже.

Яна Сажина,
коммерческий директор компании AROMAgroup,
ведущий российский эксперт по аромамаркетингу,
действительный член международного института СцентМаркетинг
(ScentMarketing Institute, USA),
для ADVmarket.ru

http://www.advmarket.ru/article_adv/index.php?ten_rubric=moscow&read_news=158