АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

Дополнительное образование для психологов и психотерапевтов

в Восточно-Европейском институте психоанализа

ЭПИГРАФ…

Вечный спор одной части человечества с другой по вопросу о первичности телесно-материального или ментально-идеального, по-видимому, будет длиться еще не одно тысячелетие. Этой славной участи не избежала и психотерапия, прочно обосновавшись в ментальном и почти упустив из виду телесное бытие человека.

З. Фрейду удалось напомнить интеллигентным ученым и профессорам об инстинктах (углубление “вниз”), и Фрейд связал инстинкты с развитием психики (психосексуальное развитие), а не тела или форм телесной экспрессии. К. Юнгу, человеку невиданной в психиатрии эрудиции и внутренней культуры, в свою очередь, удалось вернуть “инстинктивному человеку” Фрейда духовность, Дух и творчество (углубление “вверх”), однако это оставило после него больше вопросов, чем ответов. И на главный вопрос о первичности он ответил ясно и однозначно ¾ не существует пресловутого “примата генитальности”, но существует “примат Духа” над материей. В процессе развития личности низшие формы творчества и любви (репродуктивные) постепенно трансформируются в высшие (продуктивные), содержащие в себе низшие ступени так же, как “человек духовный” несет в себе “человека инстинктивного”. Это один и тот же человек, у которого одно единственное тело. В период роста он следует за телом , в период зрелости ¾ тело следует за ним.

Телесное бытие человека с первого момента его существования наделено двойственностью: оно движимо инстинктами (биологическое начало) и обладает аффективной наполненностью (психическое явление, имеющее телесную представленность). Дальнейшее развитие показывает, что к телу обращена и сила Духа. З. Фрейд выстраивал свою логику человеческого бытия, следуя логике тела: инстинкт ¾ аффект ¾ идея. К. Юнг рассматривал человеческое существование с альтернативных позиций: архетип (духовный принцип формообразования) ¾ аффект ¾ идея. Исследуя психические явления, К. Юнг никогда не претендовал на создание сколько-нибудь стройной и логичной теории. Более того, подчеркивая иррациональную природу базисных психических явлений, он настаивал на применении в их описании и понимании эквивалентных им по природе (иррациональных) сознательных моделей. Вообще наука, как считал Юнг, построена на предубеждениях, при помощи которых невозможно познание человеческой индивидуальности, пред которой всякие пред убеждения становятся бессмысленными: “Человек является самим собой ¾ это самое большое допущение, которое вызывает самые серьезные последствия” .

Следуя за тезисом Юнга о том, что научная теория является лучшим прикрытием для невежества и недостатка опыта”, можно отметить, что не стоит задаваться целью создания сколь-нибудь целостной теоретической модели для объяснения того психотерапевтического процесса, который выстраивается в творческом союзе с клиентом. Возможно обобщение, упорядочивание и определение приоритетов в этой сложной научной области на основе эмпирического психотерапевтического опыта и методологических допущений.

Точка отправления, методологический фокус – взаимодействие телесного и ментального . Психотерапевт, аналитик не может игнорировать телесную сферу бытия человека и вынужден задавать себе вопрос о взаимоотношениях телесного и ментального. Эпоха монистического подхода к объяснению этих взаимоотношений (по принципу “либо-либо”) породила два враждующих между собой лагеря: материалистов и идеалистов. Первых, как известно, в России значительно больше, и, по их мнению, “психика вырастает из мозга”, т.е. в мозге (в теле) находится первопричина психического (примат материи). Не менее абсурдным кажется альтернативное идеалистическое толкование взаимоотношений телесного и ментального, ищущее причину физической телесности в бестелесном идеальном измерении. Фрейдовская позиция, сводящая психическое к одному началу ¾ инстинктивному, ¾ что означает буквально следующее: “психическое вырастает из тела”, ¾ является примером монистического (материалистического) подхода в психотерапии.

К. Юнгу часто приписывают подобные взгляды, ему несвойственные, и, чтобы не быть голословной, приведу одно из его высказываний: “Мы должны полностью отказаться от идеи, что психика каким-то образом связана мозгом, и вместо этого вспомнить об “осмысленном” и “разумном” поведении низших организмов, у которых мозг отсутствует. Здесь мы оказываемся гораздо ближе к первичному фактору, который... не имеет ничего общего с деятельностью мозга” 2 . Только в своих ранних работах К. Юнг предполагал, что может существовать мозговой субстрат психических явлений, но впоследствии пришел к выводу о существовании одного ¾ первого ¾ фактора вне этих двух противоположных начал ¾ unus mundus , как всеобщего организующего закона (Л.О.В.).

Дуалистом проводится “двойное” независимое исследование в каждом параллельном измерении: отдельно ¾ в телесном (“причина телесного ¾ в теле”), и отдельно ¾ в ментальном (“причина ментального ¾ в психике”). Путем простого сложения пресловутое единство не получить “в голове” исследователя.

Монизм и дуализм исходят из принципа причинной обусловленности: либо одна противоположность является причиной другой, либо каждая из них имеет свою причину. Но существуют более продуктивные варианты решения данной гносеологической проблемы, ибо только в познании противоположности возможно разделить. Одним из них является гегелевский диалектический принцип существования “третьего”, не являющегося первыми двумя, но объединяющего в себе природу и сущность этих двух начал. Другим ¾ юнгианский принцип синхронистичности ¾ внепричинного совпадения событий, смысловой пространственной упорядоченности. Принцип синхронистичности введен Юнгом как принцип, дополнительный к причинному, вместе с которым он составляет архетип порядка.


Синхронистичностью, согласно Юнгу, называются невероятные феномены беспричинной природы ¾ “смысловые совпадения” во времени, разнесенных в пространстве событий.

Наиболее известным примером феномена синхронистичности является история об интеллектуальной клиентке д-ра Юнга, которой приснился золотой скарабей, но смысл этого символа оказался для нее недосягаемым из-за обилия рациональных защит сознания и “невозможности” существования золотого скарабея в реальности. В момент обсуждения сна в стекло комнаты ударился реальный жук, очень напоминавший скарабея. “Вот ваш скарабей”, ¾ произнес Юнг свою знаменитую фразу, заметив случайное совпадение ¾ беспричинный порядок , установившийся в это мгновение в его комнате.

Смысловая упорядоченность мира, как считал Юнг, не имеет никаких причин. Смысл самоосуществляется и самосуществует в каждое мгновение в каждом явлении мира. Самосуществование смысла является трансцендентальной функцией в пространстве и времени, упорядочивающей бытие вещей в мире.

Юнг пишет: “Связь между событиями имеет отличный от причинного характер и требует другого принципа объяснения” 4 . По мнению Юнга, большое количество индивидуальных наблюдений за событиями в мире случайностей поддается статистическому анализу, а сами случайные события собираются в так называемые “ацикличные группы”. В психоидном мире, насыщенном случайным и уникальным, по убеждению К. Юнга, царят законы синхронистичности, и по тем же законам устроена связь тела и души.

К. Юнг, создавая собственное направление в психотерапии, подчеркивал, что единственным юнгианцем является он сам. Действительно, среди постъюнгианцев много психотерапевтов, которые считают себя его учениками, но не точно истолковывают даже понятие архетипа.

Работа в парадигмах юнгианского анализа и аналитической психологии, адресованных “человеку духовному”, всецело зависят только от одного профессионального качества психотерапевта ¾ внутренней культуры. К. Юнг был энциклопедистом, читавшим древнейшие книги (на латыни, греческом, санскрите и др. языках), возраст которых исчислялся столетиями и тысячелетиями. Трудно себе представить современного, размышляющего “внешними” причинами, экстравертного психолога или психотерапевта, сидящим в библиотеке за изучением древних текстов.

Юнга спрашивали: “Как вы поставили такой диагноз?”, он отвечал: “Хорошо, я объясню, но для начала мне придется объяснить вам, что вы должны знать для того, чтобы быть в состоянии это понять”. И еще, в связи с этим же: “... лежащие в основе моих результатов наблюдения, вероятно, незнакомы большинству, а потому и кажутся необычными” 58 .

Глубокий интерес К. Юнга к духовным явлениям и философии поднял прикладную науку врачевания душевнобольных до теоретических размышлений о Духе:

“Психология, удовлетворяющая только интеллект, никогда не бывает практической, т.к. целостность души никогда не может быть схвачена одним лишь интеллектом” .

“Психология ¾ это не наука о сознании”. Сознание выводится из мозга, из чувств (теперь ¾ и из тела). Фрейд вывел бессознательное из сознания” .

Аналитическая психология отличается от экспериментальной психологии тем, что не пытается изолировать отдельные функции (...), а также подчинить условия эксперимента исследовательским целям; напротив, она занята естественно происходящим и целостным психологическим явлением...” .

Понять целостное психическое явление можно в том случае, если понимающий открывает к нему не только один свой интеллект, но ¾ душу . К. Юнг был одним из первых, кто вернул в психологию потерявшуюся и выпавшую из нее душу. Всю свою жизнь он пытался понять то, как она устроена. “... Душа, как и “личность” (Persona ), есть функция отношения, ¾ она состоит как бы из двух частей, ¾ одной, принадлежащей индивиду, и другой, причастной объекту отношения...” .

В работе “Либидо и его метаморфозы” К. Юнг пишет о структуре души, объединяющей содержания сознания и бессознательного. Сознательное эфемерно и сиюминутно, но необходимо для упорядочивания жизни человека. Сознательные процессы охватывают его разум, волю и ощущения; интуицию, чувства и влечения в наименьшей степени подвержены сознательному контролю и пониманию. Бессознательные процессы противостоят сознательным, но движутся им навстречу (энантиодромия или встречное движение) ¾ принцип взаимодействия противоположностей, установленный Гераклитом и используемый в качестве главного допущения в аналитической психологии К Юнга . Все, что исключает сознательный разум, находит свое воплощение в ближайшем бессознательном.

В бессознательное Юнг поместил источник и форму духовного наследия человечества, а точнее, возможность выхода к нему ¾ архетип , назвав этот уровень бессознательного коллективным. Сам Юнг горько сетовал, что понятие архетипа является иррациональным, и потому сложным для научного понимания. Но и сама “псюхе”, как естественное образование, писал Юнг, “есть иррациональная данность”, “опознанный универсум” 63 . У К. Юнга существует множество определений архетипа, например:

“Архетип ¾ трансцендентная по отношение к сознанию реальность, вызывающая к жизни комплексы представлений, которые …. выступают в виде мифологических “мотивов” .

“Архетипов имеется ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции ¾ не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания , представляющих такую возможность определенного типа восприятия и действия” .

Архетип является душевным органом, но действует вопреки воле и разуму. Архетип пуст ¾ он создает и опосредует только саму возможность трансформации из примитивной (глиняной как метафоры, телесной) формы своей первоначальной инстинктивной сущности совершить прорыв в иные, божественные (духовные) измерения.

Центральным архетипом К. Юнга является архетип Самости, Self. Одним из важнейших символов Самости он считал символ Предвечного Младенца. Юнга привлекают общие мифологические мотивы героических мифов, в которых путь героя начинается с рождения особого младенца:

  • чудесное рождение младенца-богочеловека;
  • покинутость и сиротство в первые моменты жизни;
  • божественное могущество младенца и незащищенность;
  • спасение и возвращение младенца;
  • гермафродитизм (как у большинства богов).

Юнг считает, что младенец как символ объединяет в себе противоположные начала: одиночество и в то же время покровительство богов; примитивную досознательность и трансцендентность; нечто не установленное, неотделенное и завершенность нуминозно-возвышенного; подверженность опасностям и непобедимость и т.д. Младенец символизирует множественное состояние самости на самых ранних этапах индивидуации. Человек, обладающий множественной самостью, бессознательно стремится отождествить себя с множественностью группы, т.к. только внутри группы он способен переживать свою целостность и непрерывность своего бытия. Архетип Предвечного Младенца является ведущим на стадии личного младенчества до вторичной идентификации ¾ до “рождения Героя”.

В постъюнгианской глубинной психологии младенческое состояние души названо “Внутренним Ребенком”. Этот термин в настоящее время стал общеупотребительным в психотерапевтических школах. Какие бы трансформации не происходили в душе человека, его внутренний ребенок остается ребенком, чудесным и ужасающим, постоянно требующим внимания и, в какой-то момент жизни, ¾ воплощения. Он ужасен в своем нарциссизме, но чудесен в творческой непосредственности.

Само слово “архетип” было заимствовано Юнгом у древних философов и Гете. Филон называл архетипом образ бога в человеке; Платон ¾ вечную идею; Блаженный Августин ¾ исконный образ, лежащий в основе человеческого познания; схоластики ¾ природный образ, лежащий в основе человеческого познания.

Таким образом, архетип К. Юнга ¾ это идея, выросшая из его индивидуального жизненного впечатления о существовании универсальных способов человеческого бытия. Архетип обладает рядом свойств ¾ коллективностью, глубиной, автономностью, аттракцией (силой притяжения) и определенной формой.

Отношения между архетипом и опытом строятся в движении процесса формообразования . Каждая из сторон ¾ внутренняя (архетипическая) и внешняя (средовая) ¾ влияет на другую, формируя собственноличный опыт субъекта. В архетипических формах кристаллизуется прошлый опыт и санкционируется будущий.

/В тексте использованы гравюры А.ДЮРЕРА/

Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций, и стремлений между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Индивидуальная психология.

А. Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессозна

тельных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, -- вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал

Адлер.Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Аналитическая психология – одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях в области человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961). Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды – 20 томов неполного собрания сочинений, выпущенного на немецком и английском языках, включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психического, - сознательного и бессознательного, - обстоятельную теорию психологических типов и детальное описание универсальных психических образов, берущих своё начало в глубинных пластах бессознательной психики.


Психоанализ – общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Психоанализ возник в начале века как одно из направлений медицинской психологии сначала усилиями З. Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка.

Юнг начал работать над «Психологическими типами» после своего окончательного разрыва с Фрейдом, когда он вышел из Психоаналитической ассоциации и оставил кафедру в Цюрихском университете. Этот критический период (с 1913 по 1918 годы) болезненного одиночества, который сам Юнг позже определил как «время внутренней неуверенности», «кризис середины жизни», оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем он впоследствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления». Там, среди прочего, есть и такое свидетельство.

Среди теоретиков и практиков психоанализа Карл Густав Юнг занимает совершенно особое положение. Недаром он, чтобы и терминологически отмежеваться, называет своё учение аналитической психологией. Во врачебной практике он, разумеется, действует вполне согласно своей теории, не отметая, однако, при этом плодотворных приёмов, выработанных психоанализом венской школы в лице её основателе Зигмунда Фрейда. Не отвергает Юнг и ценных результатов, к которым пришёл первый из отступников – Альфред Адлер, вызвавший раскол в венской школе. Вполне обоснованное «отступничество» Юнга, высоко чтящего и по сию пору своего, как он выражается, «мейстера Фрейда», было неизбежным шагом не столько для него самого, сколько для всего психоаналитического течения. Ведь это последнее принадлежит к тем явлениям культуры и цивилизации, которые носят преимущественно коллективистический характер и, раскрываясь в своём поступательном движении диалектически, обязывают своих представителей, поскольку для последних само дело важнее личных соображений, зорко всматриваться в целеустремлённость этого движения, в особенности же тогда, когда налицо тяготение (как это имеет место в венской школе) к тому, чтобы закрыть систему. Это тяготение отводит взор от само собой намечающихся ближайших шагов – выполнение их, однако, и сделало бы невозможным и излишним закрытие системы.

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо - универсальной психической энергии, которая - в отличие от концепции либидо Фрейда - не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики - анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх функций, по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии - это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Введение.

Швейцарский психолог К.Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу «Символы трансформации». Разрыв был болезненным для обеих сторон.

К.Г.Юнг - Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.

Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть её опасности.

Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии. Первоначально влияние Юнга на философов, фольклористов и писателей было заметнее, чем влияние на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга.

Аналитическая психология К.Юнга.

Нововведения: Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное.

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций (в частности, тесты на ассоциацию слов). Юнг разработал технику «свободных ассоциаций» и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.

Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:

1. Личное сознание

2. Коллективное сознание

3. Личное бессознательное

4. Коллективное бессознательное («разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа»). Некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы».

В общих чертах, «архетипы» образуют наиболее древние и универсальные формы мышления, проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал:

Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона. Та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень. Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это «архетип порядка и целостности личности». Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и само познании.

«Архетипы», по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.

Юнг отмечал, что психологически люди пребывают на стадии детства. У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихического закрепления культуры. Полагая, что основой культуры является прогресс символообразования, Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей.

Следует отметить, что, стремясь типологизировать систему взаимоотношений между личностью и средой, Юнг предложил классификацию личностей на основании их отношения к социальной среде. В качестве исходного признака он принял определенную направленность распространения психической энергии (либидо).

Юнг выделил два основных противоположных типа личностей:

1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду.

2. Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя.

Эта типологизация, как и ряд других фрагментов психосоциологии Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимоотношения личности и социальной Среды и оказала определенное влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии.

Методы аналитической психологии К.Г. Юнга.

Надо заметить, что сам Юнг возражал против превращения лечения в сугубо техническую или научную процедуру, утверждая, что практическая медицина есть и всегда была искусством; это относится и к анализу. Поэтому нельзя говорить о методах аналитической психологии в строгом смысле. Юнг настаивал на необходимости оставлять все теории на пороге консультационной комнаты и работать с каждым новым клиентом спонтанно, не имея каких-либо установок или планов. Единственной теорией для аналитика является его искренняя, идущая от сердца жертвенная любовь - агапе в библейском смысле - и активное действенное сострадание людям. А его единственным инструментом является вся его личность, потому что любая терапия осуществляется не методами, а всей личностью терапевта. Юнг считал, что психотерапевт в каждом конкретном случае должен решать, хочет ли он вступать на рискованный путь, вооружившись советом и помощью. Хотя в абсолютном смысле лучшая теория - не иметь теорий, а лучший метод - не иметь методов, эту установку не следует использовать защитным образом для оправдания собственного непрофессионализма.

Юнгианский анализ. Анализ был и остается основным методом практики аналитической психологии. Исходной методологической моделью для юнгианского анализа послужил психоанализ 3. Фрейда. Однако в аналитической психологии этот метод получил несколько иное теоретическое обоснование и практическое выражение, так что можно говорить о юнгианском анализе как о совершенно другом типе работы.

Очевидно, что большинство людей, обращающихся за психологической помощью, ищут в анализе прежде всего облегчения своих страданий. Должно быть, они понимают, что если им не удается справиться со своими проблемами волевыми сознательными усилиями, то существуют глубинные бессознательные факторы, препятствующие этому. Обычно они также осознают, что если их проблема существует уже несколько лет и имеет долгую историю формирования, то не так-то легко решить ее за несколько сеансов и требуется долгая кропотливая работа с опытным специалистом. Можно предположить, что типичный «аналитический клиент» с самого начала имеет установку на долгосрочное сотрудничество. У него есть достаточно самоуважения и самостоятельности, чтобы не полагаться на чудо или магическую силу извне, но верить, что с помощью аналитика ему удастся самому постепенно разобраться в своих проблемах и рано или поздно изменить свою жизнь.

Аналитическая психология

Аналитическая психология - одно из психодинамических направлений , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг . Это направление родственно психоанализу , однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного , в котором нашли отражение данные антропологии , этнографии , истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

Общие положения

Невроз с точки зрения аналитической психологии - это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго . Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

Основные понятия

Бессознательное

Аналитическая психология опирается на предположение о существовании индивидуального бессознательного как мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Другое ключевое допущение заключается в том, что сновидения демонстрируют мысли, убеждения и чувства, которые иначе остаются неосознанными для индивида, но стремятся к этому, и что этот материал выражается в том, как человек описывает визуальные образы. Оставаясь неосознанным, этот материал содержится в бессознательном, и сновидения являются одним из основных средств выражения этого материала.

Аналитическая психология различает индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное (см. далее).

Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это означает, что в процессе индивидуации могут всплывать символы, не имеющие прямого отношения к непосредственному опыту конкретного человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью.

Коллективное бессознательное

Концепция Юнга о коллективном бессознательном зачастую понимается неверно. Чтобы понять эту концепцию, важно понять смысл архетипов.

Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное.

По контрасту с объективным миром субъективная реальность архетипов не может быть полностью измерена количественными методами исследования. Она может быть лишь открыта через исследование символической коммуникации человеческой души - в искусстве, сновидениях, религии, мифе и в рисунке человеческих отношений и поведения. Юнг посвятил свою жизнь задаче открытия и понимания коллективного бессознательного, он предполагал, что определенная символическая тематика существует во всех культурах, всех эпохах и в каждом отдельном человеке.

Архетипы

Юнг ввел понятие психологического архетипа в 1919 году в работе «Инстинкт и бессознательное». В его понимании архетипы - это врожденные универсальные прототипы идей, и они могут быть использованы для интерпретации результатов исследований. Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа, называется комплексом. Например, материнский комплекс связан с материнским архетипом. Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, по аналогии с органами тела, так как в тех и других есть морфологические задатки, которые проявляются в ходе развития.

Самореализация и невротизм

Врожденная потребность в самореализации подталкивает людей к тому, чтобы обнаружить и интегрировать отброшенный материал. Этот естественный процесс называется индивидуацией , то есть, процессом становления индивидуальности .

По Юнгу, самореализация может проходить в два этапа. В первой половине жизни человек отделяется от сообщества, пытается создать собственную идентичность (Я) . Поэтому в молодых людях бывает много деструктивности, а отношения подростка к родителям часто полны враждебности. Юнг также говорил, что мы проходим через «второй пубертат » около 35-40 лет, когда переносим акцент с материальных ценностей, сексуальности, деторождения на ценности общности и духовности.

Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью. В это время взрослый человек начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать свое время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать. В этот период он обращает больше внимания на свои чувства - осознаваемые и не осознаваемые. По наблюдению Юнга, молодой человек редко мог бы сказать «Я злюсь» или «Мне грустно», так как это подразумевало бы присоединение к общечеловеческому опыту, к которому он обычно приходит в более зрелые, мудрые года. Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт.

Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации - достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта.

Если человек не продвигается по пути самопознания, возникают невротические симптомы, в том числе, такие широко известные, как фобия , фетишизм или депрессия .

Тень

Тень - это бессознательный комплекс, под которым подразумевают подавленные, вытесненные или отчужденные свойства сознательной части личности. В аналитической психологии принято выделять как созидательные, так и деструктивные аспекты Тени человека.

В деструктивном аспекте Тень представляет собой то, что человек не принимает в себе самом. Например, человек, считающий себя добрым, обладает теневыми качествами грубости или злобности. И наоборот, у жесткого по характеру человека в Тени остается нежность, чувствительность.

В конструктивном аспекте Тень представляет собой положительные, полезные качества. О них говорят как о «золоте Тени».

Юнг подчеркивал, как важно понимать теневые содержания и включать их в сознание, чтобы избежать ситуации, когда теневые качества человек проецирует на окружающих (присваивает им).

В сновидениях Тень часто бывает представлена в виде темной фигуры того же пола, что и сам сновидец.

По Юнгу, человек обходится с Тенью четырьмя способами: отрицание , проекция , интеграция и/или трансформация.

См. также

  • Международная ассоциация аналитической психологии

Примечания

Литература

  1. К. Г. Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Air Land, 1994.
  2. К. Г. Юнг, Тевистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
  3. К. Г. Юнг, Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: ВЕИП, 1994.
  4. К. Г. Юнг, Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.
  5. Г. Адлер, Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, 1996.
  6. Д. Ш. Болен, Богини в каждой женщине. М.: София, 2005.
  7. Д. Ш. Болен, Боги в каждом мужчине. М.: София, 2006.
  8. Х. Дикман, Методы в аналитической психологии, М., Рон, 2002.
  9. Д. Калшед, Внутренний мир травмы, М., Академ. проект, 2001.
  10. Кембриджское руководство по аналитической психологии, М. Добросвет, 2000.
  11. Т. Кирш, Юнгианцы, СПб., «А-Я», «Янус», 2007.
  12. Э. Нойманн, Происхождение и развитие сознания, М., Рефл-бук, 1998.
  13. Э. Нойманн, Глубинная психология и новая этика, СПб, ГА, 1999.
  14. Д. Сэджвик, Раненный целитель, М., Добросвет, 2007.
  15. А. Сэмюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот, Словарь аналитической психологии К. Юнга, Азбука-классика, 2009.
  16. М.-Л. Фон Франц, Психология сказки, СПб, БСК, 1997.
  17. М.-Л. Фон Франц, Архетипические паттерны в волшебных сказках, М., Класс, 2007.
  18. Дж. Ходоров, Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение, М., Когито-центр, 2008.
  19. Дж. Холл, Юнгианское толкование сновидений, СПб., БСК, 1999.
  20. Дж. Холлис, Перевал в середине пути, М., Инфра-М, 2002.
  21. Н. Шварц-Салант, Чёрная ночная рубашка, М., ИКСР, 2008.
  22. Юнг, Уилрайт, Нойманн и др., Анима и Анимус, М., МААП, 2008.
  23. П. Янг-Айзендрат, Ведьмы и герои, М., Когито-центр, 2005.

Ссылки

  • Портал, посвящённый Карлу Густаву Юнгу и аналитической психологии.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аналитическая психология" в других словарях:

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см … Большая медицинская энциклопедия

    аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду… … Большая психологическая энциклопедия

    См. ПСИХОЛОГИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ см. ? Г. Юлг. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    - «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (комплексная психология), направление глубинной психологии (см. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ), основанной К. Г. Юнгом в 1913. Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной… … Энциклопедический словарь

Аналитическая психология одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Юнг (Jung С. G., 1875-1961). Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской церкви, дед и прадед со стороны отца были врачами. Окончив гимназию в 1895 г., Юнг поступил в Базельский университет, где изучал медицину, специализируясь по психиатрии и психологии. В круг его интересов входили также философия, теология, оккультизм. Началом его творческой деятельности, длившейся 60 лет, стала диссертация на тему «Психология и патология так называемых оккультных явлений», написанная Юнгом по окончании медицинского факультета университета. С 1900 г. Юнг работал ассистентом у известного психиатра Блейлера (Bleuler E.) в больнице для душевнобольных под Цюрихом. В этот период он опубликовал свои первые клинические работы, позднее - статьи о применении разработанного им метода словесных ассоциаций и ввел понятие «комплекса». Эти работы принесли ему международную известность. С 1905 г. Юнг начал преподавательскую деятельность в университете в Цюрихе. В 1907 г. опубликовал исследование о раннем слабоумии. Эту работу он послал Фрейду (Freud S.), с которым в том же году познакомился лично. Тесное сотрудничество и дружба с Фрейдом, продолжавшиеся до 1913 г., имели необычайно важное значение в жизни Юнга. В 1910 г. Юнг оставил Бурхгольцскую клинику, в которой занимал пост клинического директора. С этого времени его практическая деятельность проходила в местечке Куснахт, на берегу Цюрихского озера, где он жил со своей семьей. Частная практика росла день ото дня - Юнг становится знаменитостью. Тогда же он стал первым президентом Международной ассоциации психоанализа. Вскоре появляются публикации, довольно четко обозначившие область его будущих жизненных и академических интересов и определившие границы идеологической независимости от Фрейда во взглядах на природу бессознательного психического. Разногласия обнаружились в понимании термина «либидо», определяющего, по Фрейду, психическую энергию индивида, во взглядах на этиологию неврозов, в трактовке и интерпретации сновидений и пр. Юнг очень остро переживал разрыв с Фрейдом, момент отдаления от которого совпал с периодом одиночества Юнга - он оставил кафедру в Цюрихском университете и вышел из Психоаналитической ассоциации. К этому же времени относится рождение основных замыслов и идей, вошедших в историю науки как «Аналитическая психология». Во второй половине жизни Юнг приобретает все большую международную известность не только среди психологов и психиатров. Его имя вызывает огромный интерес у представителей других направлений гуманитарных знаний - философов, культурологов, социологов и др. Юнг много путешествовал по Африке, Северной Америке, Индии. Результатом этих исследовательских поездок стала глава «Путешествия» в его автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». Именно изучение различных культур способствовало выдвижению Юнгом понятия «коллективного бессознательного», ставшего ключевым для всей А. п. В поздних работах Юнг большое внимание уделял различным религиям, много писал, продолжая при этом частную практику.

Основные понятия и методы аналитической психологии сформулированы автором в тавистокских лекциях (Лондон, 1935). Структура психического бытия человека, по Юнгу, включает две фундаментальные сферы - сознание и психическое бессознательное. Психология - в первую очередь и по преимуществу наука о сознании. Она же и наука о содержании и механизмах бессознательного. Так как пока не представляется возможным непосредственное изучение бессознательного, поскольку неизвестна его природа, то выражается оно сознанием и в терминах сознания. Сознание - в значительной мере продукт восприятия и ориентации во внешнем мире, однако, по словам Юнга, оно не состоит целиком из чувственных данных, как утверждают психологи прошлых столетий. Автор оспаривал также позицию Фрейда, выводящего бессознательное из сознания. Он ставил вопрос противоположным образом: все, что возникает в сознании, вначале с очевидностью не осознается, и осознание вытекает из неосознанного состояния. В сознании Юнг различал эктопсихические и эндопсихические функции ориентации. К эктопсихическим функциям автор относил систему ориентации, имеющую дело с внешними факторами, получаемыми посредством органов чувств; к эндопсихическим - систему связей между содержанием сознания и процессами в бессознательном. В эктопсихические функции входят: 1) ощущения, 2) мышление, 3) чувства, 4) интуиция. Если ощущение говорит, что нечто есть, то мышление определяет, что есть эта вещь, т. е. вводит понятие; чувство информирует о ценности этой вещи. Однако этими знаниями информация о вещи не исчерпывается, так как не учитывает категорию времени. Вещь имеет свое прошлое и будущее. Ориентация относительно этой категории и осуществляется интуицией, предчувствием. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции. Перечисленные функции представлены в каждом индивиде с различной степенью выраженности. Доминирующая функция определяет психологический тип. Юнг выводил закономерность соподчиненности эктопсихических функций: при доминировании мыслительной функции подчиненной является функция чувства, при доминировании ощущения в подчинении оказывается интуиция, и наоборот. Доминирующие функции всегда дифференцированы, мы в них «цивилизованны» и предположительно обладаем свободой выбора. Подчиненные функции, напротив, ассоциируются с архаичностью в личности, бесконтрольностью. Эктопсихическими функциями не исчерпывается сознательная сфера психического; ее эндопсихическая сторона включает: 1) память, 2) субъективные компоненты сознательных функций, 3) аффекты, 4) инвазии, или вторжения. Память позволяет репродуцировать бессознательное, осуществлять связи с тем, что стало подсознательным - подавленным или отброшенным. Субъективные компоненты, аффекты, вторжения еще в большей степени играют роль, отведенную эндопсихическим функциям, - являются тем самым средством, благодаря которому бессознательное содержание достигает поверхности сознания. Центром сознания, по Юнгу, является Эго-комплекс психических факторов, сконструированный из информации о собственном теле, существовании и из определенных наборов (серий) памяти. Эго обладает огромной энергией притяжения - оно притягивает как содержание бессознательного, так и впечатления извне. Осознается только то, что входит в связь с Эго. Эго-комплекс проявляет себя в волевом усилии. Если эктопсихические функции сознания контролируются Эго-комплексом, то в эндопсихической системе лишь память, и то до определенной степени, находится под контролем воли. Еще в меньшей степени контролируются субъективные компоненты сознательных функций. Аффекты и вторжения и вовсе контролируются «одной лишь силой». Чем ближе к бессознательному, тем менее Эго-комплекс осуществляет контроль над психической функцией, другими словами, мы можем приблизиться к бессознательному только благодаря свойству эндопсихических функций не контролироваться волей. То, что достигло эндопсихической сферы, становится осознанным, определяет наше представление о себе. Но человек не статичная структура, он постоянно изменяется. Часть нашей личности, пребывающая в тени, пока неосознанная, находится в стадии становления. Таким образом, потенциалы, заложенные в личности, содержатся в теневой, неосознанной стороне. Бессознательная сфера психического, не поддающаяся прямому наблюдению, проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, которые Юнг делит на 2 класса. Первый содержит познаваемый материал сугубо личностного происхождения. Этот класс содержаний Юнг назвал подсознательным разумом, или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое. Другой класс содержаний, не имеющих индивидуального происхождения, автор определил как коллективное бессознательное. Содержания эти принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества как некоего общего целого, и, таким образом, являются коллективными по природе. Эти коллективные паттерны, или типы, или образцы, Юнг назвал архетипами. Архетип - определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы. Мифологические мотивы выражают психологический механизм интроверсии сознательного разума в глубинные пласты бессознательной психики. Сфера архетипического разума - ядро бессознательного. Содержания коллективного бессознательного не контролируются волей; они не только универсальны, но и автономны. Юнг предлагает 3 метода для достижения сферы бессознательного: метод словесных ассоциаций, анализ сновидений и метод активного воображения. Тест словесных ассоциаций, принесший Юнгу широкую известность, заключается в том, чтобы испытуемый как можно быстрее ответил на слово-стимул первым пришедшим ему в голову словом-ответом. Время каждой реакции фиксируется. Эксперимент после первого чтения повторяется снова. Юнг описал 12 различных типов нарушения реакции: увеличение времени реакции; реакция более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а мимикой; неправильное воспроизведение и т. д. Нарушенные реакции рассматриваются как «индикатор комплекса». Под комплексом понимается сочетание ассоциаций, нечто вроде слепка более или менее сложной психологической природы - иногда травматического, иногда просто болезненного, аффектированного характера. Комплекс, связанный с физиологическими реакциями и обладающий собственной энергией, имеет тенденцию «образовывать как бы отдельную маленькую личность». Бессознательное, таким образом, состоит из неопределенного (неизвестного) числа комплексов, или фрагментарных личностей, персонификация которых может стать патогенным условием. В том случае, когда в задачи исследователя входило не выявление комплексов, а выяснение, «что бессознательное делает с комплексами», автор применял метод анализа сновидений. Отдавая дань заслуге Фрейда, поставившего проблему сновидений в изучении бессознательного, Юнг в толковании снов занимал принципиально отличную от него позицию. Если, по Фрейду, сон есть «искажение, которое маскирует оригинал» и преодоление которого ведет к комплексам, согласно Юнгу, сон ничего не скрывает, он сам по себе закончен и целостен. Сон выполняет компенсаторную функцию, являясь «естественной реакцией саморегуляции психической системы». Юнг видел в сновидении сигнал бессознательного о том, что индивид «отклонился от собственного пути». Задача исследователя - понять этот сигнал, опираясь на чувства сновидца по поводу тех или иных образов сновидения, так как сны всегда являются реакцией на сознательную установку и ключ к их пониманию поэтому находится у самого сновидца. Появление в снах мифологических, архетипических образов свидетельствует о движении к целостности, индивидуальной завершенности. Другими словами, погружение в глубины бессознательного приносит исцеление. В связи с этим важное место в интерпретации сновидений Юнг отводил архетипическим, мифологическим образам. Процесс излечения является процессом идентификации с целостной личностью, с «самостью» - ключевым архетипом в А. п. Важное место в психотерапии пациента - на пути к его целостности - Юнг отводил осознанию переноса. Психологический процесс переноса он рассматривал как частную форму более общего психологического механизма проекции, возникающей между двумя людьми. Перенос, по Юнгу, в отличие от фрейдовского понимания, несет не только эротическое, но и все активные содержания бессознательного. Эмоции спроецированных содержаний всегда образуют некое динамическое соотношение между субъектом и объектом - это и есть перенос, который по своему характеру может быть положительным и отрицательным. Перенос, возникающий в процессе анализа, часто свидетельствует о трудностях установления эмоционального контакта между врачом и пациентом - дистанцию между ними бессознательное пациента пытается «покрыть» и возводит компенсаторный мост. Интенсивность переноса пропорциональна важности проецируемого содержания, значительности его для пациента. Чем дольше проецируется содержание, тем больше аналитик включает в себя эти «ценности» пациента. Задача психотерапевта - «вернуть» их пациенту, иначе анализ не будет завершен. Для снятия переноса необходимо добиться от пациента осознания субъективной ценности личностного и безличностного содержаний его переноса. Юнг выделял 4 стадии терапии переноса. На первой стадии пациент осознает факт проекции личностного бессознательного и вырабатывает субъективную оценку тех содержаний, которые создают проблему. Он должен ассимилировать эти образы со своим собственным психическим бытием, понять, что приписываемые объекту оценки являются его собственными качествами. Лечение невроза, означающее требование стать целостной личностью, предполагает «узнавание и ответственность за свое целостное бытие, за его хорошие и плохие стороны, возвышенные и низменные функции». Если снятие проекции личностных образов состоялось, но тем не менее перенос имеет место, наступает вторая стадия лечения - разделение личностных и безличностных содержаний. Проекция безличностных образов сама по себе носит опосредованный характер, поэтому аннулировать здесь можно лишь сам акт проекции, но никак не ее содержание. На третьей стадии терапии переноса происходит отделение личного отношения к психотерапевту от безличностных факторов. Следствием осознания важности безличностных оценок может стать объединение коллективного бессознательного пациента в пределах той или иной религиозной формы. В противном случае безличностные факторы не получают вместилища, пациент вновь оказывается во власти переноса, а архетипические образы губят человеческое отношение к врачу. Но врач всего лишь человек, он не может быть ни спасителем, ни любым другим архетипическим образом из тех, которые активизируются в бессознательном пациента. Четвертую стадию терапии переноса Юнг называл объективизацией безличностных образов. Это существенная часть процесса «индивидуации», понимаемой Юнгом как «путь к себе», или «самореализация», целью которой является осознание пациентом некоего центра внутри его психического бытия (но не внутри его Эго), позволяющее ему не связывать более свое будущее счастье, а иногда и жизнь с некими внешними посредниками, будь то люди, идеи, обстоятельства.

Значительную известность в психологии получило выделение Юнгом экстравертированного и интровертированного типов личности. Экстраверты весь свой интерес направляют на окружающий мир; объект действует на них, по выражению Юнга, как магнит, и как бы отчуждает субъекта от самого себя. У интровертов же вся жизненная энергия направлена на себя, на свое психическое бытие. В основе различий этих типов Юнг видит состояние аффективного напряжения. Высокое напряжение эмоций интроверта обусловливает длительность и яркость полученных им впечатлений; эмоциональная же насыщенность внешних впечатлений экстраверта быстро падает, не оставляя значительного следа, и лишь новизна объекта может вызвать быстро гаснущую эмоциональную вспышку. Слабая обращенность экстравертов на свой внутренний мир обусловливает, согласно Юнгу, инфантильность и архаичность сферы их бессознательной психики, проявляющиеся в эгоцентризме, эгоизме и тщеславии. Обращенность вовне выражается и в стремлении экстравертов произвести впечатление на окружающих. Прямо противоположным является психический облик интроверта. Предложенная Юнгом типология личности и в настоящее время используется в психоаналитической практике.