Царь-танк

Перед вами Царь-танк (еще его называют Летучая мышь, Машина Лебеденко, Нетопырь, Мастодонт, Мамонт) — самый большой танк, который только видела наша планета. Правда, стоит отметить, что это скорее бронированное сухопутное транспортное средство огромных размеров.

Мамонт был разработан российским инженером Николаем Лебеденко, в чем также принимали участие Б. Стечкин, Н. Жуковский и А. Микулин. Постройка закончилась в 1915 году, тогда же проводились масштабные испытания машины, в результате которых был сделан вывод, что это средство непригодно для боевых условий, поэтому проект пришлось закрыть. Единственная построенная единица затем была разобрана на металлолом.

Как рассказывал сам Лебеденко, на постройку Мастодонта его сподвигли азиатские повозки, которые благодаря своим большим колесам с легкостью преодолевали выбоины и ухабы. В итоге построенный экземпляр имел два огромных передних колеса диаметром 9 метров, задний же отличался куда менее скромными габаритами — 1,5 метра. Ширина Т-образного корпуса — 12 м. Пулеметы решено было закрепить на плоскостях, находящихся позади передних колес. Максимальная скорость, которую мог развивать танк, составляла 17 километров в час.

Гораздо интереснее то, что инженер смог получить одобрение на постройку проекта, ведь в то время это было сделать трудно, тем более с такой странной повозкой. Тем не менее, в январе 1915 года Николай II выделил финансы на проект — порядка 210 000 рублей.

Когда начались испытания, то сразу же выяснилось, что машина очень легко уязвима — достаточно один раз хорошенько попасть по спицам колес, как Мамонт складывался, что карточный домик. Кроме того, он становился замечательной мишенью — благодаря своим размером, его можно было заметить аж за несколько километров. А проходимость в силу габаритов не поражала воображение. Таким образом данное боевое средство осталось еще одним мертвым проектом в танкоразвитии, которое на то время основывалось на методе проб и ошибок. Кстати, двигатель оказался слаб для Нетопыря.

Между тем, мы забыли упомянуть размеры танка. Вот они:

Длина — 17,8 м
Ширина — 12 м
Высота — 9 м
Масса — 60 тонн

Char 2C

На этом список наших рекордсменов не заканчивается. Еще один гигант — танк Char 2C, разработанный французами во время Первой Мировой войны. На сегодняшний день этот исполин является крупнейшим по своим габаритам танком, который когда-либо принимался на вооружение. По высоте он занимает второе место после описанного выше «Мамонта».

Его разработка началась в 1917 году, сам проект был готов два года спустя, однако на вооружение танк не поступил, поскольку все военные действия были свернуты. Тем не менее, началось штучное производство и за последующие годы было выпущено несколько единиц техники. К началу 30-ых годов прошлого столетия Char 2C считался устаревшей боевой техникой, поскольку две башни в верхнем ярусе не позволяли вести круговой обстрел, габариты были очень большими, благодаря чему танк становился легкой мишенью, проходимость оставляла желать лучше и т.д.

К 40-ым годам было выпущено не менее 10 экземпляров, которые стояли на вооружении у французской армии вплоть до 1940 года. Однако после того, как Францию оккупировали фашисты, правительство решило подорвать все танки, что бы они не достались врагу. Впрочем, существует и альтернативное мнение на этот счет — все Char 2C были уничтожены непосредственно немцами.

Примечательно, что каждый Char 2C обладал своим собственным именем — их называли в честь провинций. В 1939 году танк по имени «Лоррейн» укрепили дополнительной броней, в результате чего его масса достигла 75 тонн. Длина корпуса составила 10,27 м, ширина — 3 м, а высота — 4,09 м.

Также в наш список попал Т-35 — легендарный советский тяжелый танк, разработанный в 30-ых годах прошлого столетия. Интересно, что десятилетием ранее у нашей огромной страны не было больших тяжелых танков, разве что за исключением машин по имени «Рикардо» (британские Mk V). Вот потому-то власть и решилась на создание исполинов.

Первый прототип был представлен в 1932-ом, при этом его вес существенно отличался от запланированного — 42 т вместо 35 т. Впрочем, это не стало большой проблемой, к тому же модель хорошо себя показала на испытаниях, хотя эксперты отметили несколько недостатков (например, высокую стоимость некоторых узлов и деталей). В серию танк поступил в 1934-ом и это была версия Т-35А, которой было выпущено 59 единиц.

В качестве двигателя использовался 12-цилиндровый карбюраторный авиационный двигатель М-17, созданный по лицензии компании BMW. Он развивал очень неплохую мощность по тем временам — 400 лошадиных сил при 1450 оборотах в минуту. Несколькими годами спустя его мощность была поднята до 580 л.с. при помощи модернизации. А вот расход топлива был огромен — три топливных бака общим объемом 900 литров обеспечивали запас хода не более, чем на 150 км.

Т-35 участвовал во Второй Мировой, причем в первые несколько недель после начала войны танк попал в руки фашистам и они отправили его на полигон в Германию, где тщательно изучили. Куда делся тот экземпляр, никто не знает. Зато достоверно известно, что с транспортировкой этого исполина возникли большие проблемы — он просто не вписывался в железнодорожные габариты. Боевая масса Т-35А составила 50 тонн, длина корпуса — 9,72 м, ширина — 3,2 м, а высота — 3,43 м.

Тигр II (Королевский тигр)

Нельзя не отметить Тигр II — тяжелый танк, который выпускался немцами на протяжении заключительной части Второй Мировой, начиная с 1944 года. За недолгое время было выпущено 489 экземпляров техники.

Данная машина отличается не столько своими габаритами, которые, безусловно, удивляют, сколько невероятной мощью. Благодаря 88-миллиметровой пушке танк способен был поражать любые цели на своем пути, а наличие отличной защиты позволяло ему проезжать там, где другие танки уже были выведены из строя.

Эксперты уверяют, что Тигр II превосходил абсолютно все тяжелые танки, которые только могли быть у СССР и его сподвижников. Однако это не помогло Гитлеру, ведь на тот момент советские войска уже умели бороться с подобными машинами (наши танкисты знали, в какое именно место стоит стрелять). Тем не менее, Королевский тигр подбил немало нашей техники, ведь его пушка обладала очень высокой скорострельностью. Поэтому опытная команда со стороны фашистов могла расстрелять танковую дивизию прежде, чем обнаружит себя.

В настоящее время не сохранилось ни одного Тигра. Последний из них был подбит в Берлине 2 мая 1945 года.

Боевая масса машины — 70 тонн, длина корпуса — 7,38 м, ширина — 3,75 м, высота — 3,09 м.

Ratte Р1000 (Крыса)

Крыса — именно так назывался сверхтяжелый танк, который немцы разрабатывали в годы Второй Мировой войны. Впервые Гитлер увидел этот проект в середине 1942 года, который был им хорошо воспринят.

Заранее скажем, что Ratte так и не был создан, однако данные о нем впечатляют. Так, только вес этого исполина достигал бы 2000 тонн, а длина корпуса с легкостью составила бы 35 метров.

Особое внимание было уделено тому, что Р1000 наверняка был бы крайне неповоротливым и медленным, зато его корпус был бы неуязвим для артиллерийского орудия и противотанковых мин.

Наверняка во всем мире никогда не будет осуществлено создание боевой техники, по своим масштабам похожей на сверхтанк «Крыса». По крайней мере, в настоящее время такие аналоги отсутствуют. Что интересно, немцы, в свою очередь, не говорят о нем как о танке, они прозвали его "сухопутным крейсером". Это название является правильным. Ведь танк «Крыса» был невероятно огромным, в результате чего его размеры лучше сравнивать с военным кораблём. Вооружение, которое было установлено на нем, как правило, устанавливается на довольно серьезных крейсерах, таких как Гнейзенау и Шарнхорст, а зениток хватало для отражения огня бомбардировщиков.

Описание модели

Танк «Крыса» имел настолько тяжелый вес, что, передвигаясь по дороге, он бы с легкостью разрывал асфальтовое покрытие, как трактор землю. При его перемещении, скорее всего, обрушилось бы все, кроме некоторых мостов в Германии. Танк «Крыса» был действительно очень большим. Для его изготовления понадобилось бы немалое количество времени, а также огромная масса квалифицированных рабочих. Только для производства и монтажа его узлов и агрегатов необходимо иметь особенный транспорт, а погрузочно-разгрузочные элементы пришлось бы заново делать на танковом заводе. К большому сожалению, ни один аналог этой ужаснейшей машины не был создан, и главное то, что он бы позаимствовал ресурсы, возможно, 50 или 100 танков, допустим, таких, как Panzer IV или Пантера. Если бы танк «Крыса» был сооружен, то это означало бы одно - намного раннее завершение военных действий в Европе, и он бы наверняка стал прекрасным трофеем какого-нибудь музея в Советском Союзе или же в США.

Разработка

История с «Крысой» началась в 1941 году в период стратегического изучения советских танков, осуществляемого фирмой "Крупп". Данное исследование подтолкнуло не только к идее создания указанной модели, но и стало толчком к построению более мелких по отношению к ней и намного более практичных машин.

Например, Королевские "Маус" или "Тигр". Они являлись значимыми моделями. В самом начале именно "Маус" был рассчитан в качестве крупного тяжелого танка. Однако изобретательский процесс в этой области не стоял на месте. Поэтому «P 1000 ratte» должен был стать больше чем просто танком, его миссией было открыть начало нового класса боевых наземных машин. Данное исследование в 1941 году провел инженер Гроте, который ранее работал над созданием подводных лодок в сфере вооружения.

Описание технических характеристик

Машины: ширина 14 метров, высота 11 метров и 35 метров длина. P 1000 должен был обладать гусеницами шириной в 3500 сантиметров, напоминающими те, которые применяются на экскаваторах. В качестве силовой установки для данной модели предполагалось осуществлять использование двух дизелей «MAN» (общей мощностью 17000 л.с. - 2 по 8500 л.с.) или же восьми двигателей «Daimler-Benz» (16000 л.с., то есть каждый по 2000 л.с.). Об этом немного еще будет упомянуто далее.

Сверхтяжелый танк «Крыса»: своеобразие модели

Главной особенностью проекта было применение тройного трака с каждой из сторон. Это является немаловажным для данной модели. Каждый трак при этом имел ширину 1200 сантиметров. Также в этом проекте есть определенные несоответствия. Количество траков, соприкасающихся с землей, слишком большое для машины весом в 1000 тонн. Или разработчики предполагали оказывать очень маленькое давление на грунт, или вес машины должен был быть больше. Если мы представим корпус данной машины между траками, не концентрируя внимание на крыше корпуса и башне, можно понять, что бронирование предполагало быть минимум 200 мм. Тогда эта часть машины имела бы примерно 740 тонн веса. И это без учета веса подвески, двигателей, траков, башни и вооружения крыши корпуса. Только несколько главных орудий добавили бы ещё около 100 тонн веса. Существуют поводы предположить, что башня должна обладать бронированием не менее 250 мм. Примерно вес ее составил бы минимум 380 тонн. Это не считая веса оружия, башенного оборудования и орудийных манжет. О боезапасе остается только догадываться, но нужно осознавать, что каждые 3 снаряда прибавляли бы тонну к весу указанной машине. В итоге получается то, что если был бы создан немецкий танк «Крыса», фото которого предоставлено в данной статье, то его вес составил бы 2000 тонн.

Вооружение

В этом плане разработка модели проводилась в соответствии с ее габаритами на высшем уровне. В качестве главного оружия танка «Крыса» рассчитывалось осуществлять применение двух 28-cm SKC/34 калибра 283 миллиметра. Их использование являлось немаловажным. Вес каждого орудия составлял 48,2 т, а длина ствола была около 15 метров. При этом длина заряда была 1,2 м. Здесь вес бронебойного снаряда (Panzersprenggranate) составлял 330 кг, а фугасного - 315 кг. Максимальная дальность стрельбы такого орудия - 42,5 км. Еще предполагалась установка и третьего орудия калибром 128 миллиметров. Однако от этого разработчики отказались из-за весомого увеличения массы танка и количества его экипажа. Предполагалось, что указанные 2 орудия 28-cm SKC/34 должны быть расположены в основной башне танка. А боекомплект к ним планировалось размещать в нижней части бортов корпуса и доставлять к орудиям, используя элеватор.

В качестве дополнительного вооружения танк «Крыса» предполагалось наделить зенитными орудиями 2-cm Flak 38 калибра 20 миллиметров. С количеством указанных пушек так и не определились до конца войны. По имеющимся данным их количество в проекте предполагалось от 2 до 8. Еще к этому планировалось установка 2-х 15-миллиметровых пулеметов Mauser MG 151/15.

Двигатель

Силовую установку сверхтяжелого танка «Крыса» разработчики планировали создать особо мощную. Она должна была состоять из двух дизельных 24-цилиндровых судовых V12Z32/448 или 8 карбюраторных 22-циллиндровых Daimler-Benz MB501. Их планировали установить в кормовой части корпуса вместе с топливными баками и радиаторами. По данным конструкторов танка указанной модели, его указанная силовая установка должна обладать мощностью в 20000 лошадиных сил, что помогло бы развить скорость танка по ровной поверхности до 14 километров в час. Это на тот момент считалось немалым показателем в соответствии с габаритами «P 1000 ratte».

Трансмиссия и ходовая часть

Довольно слабым местом в будущем танке «Крыса» и вообще во всем проекте были данные элементы машины. До конца войны так и не удалось инженерам разработать четкие схемы и трансмиссии «р 1000 ratte». Специалисты предполагают, что этот фактор является главным в числе причин фиаско данного проекта.

Анализ. Плюсы и минусы

Движение указанного танка представлялось довольно-таки проблематичным. Он способен был бы передвигаться лишь по сельской местности. Проехать по мосту он также вряд ли смог бы. К счастью, его габариты позволяли пересечение водных преград вброд. Еще "Крысе" бы было очень неудобно из-за большой высоты уничтожать цели на минимальной или же усредненной дистанции даже со 128-миллиметровых пушек.

Защита «Крысы» от воздушных нападений предполагала бы создание специального ангара или какого-нибудь особенного камуфляжа, с помощью которого она стала бы похожа на здание. Это маскировочное приспособление по большому счету было возможно. Иными словами, главным врагом «Крысы» были бы штурмовики и бомбардировщики. Они представляли реальную угрозу для данной модели. Даже если, используя двадцатимиллиметровые может быть, и удавалось как-то отбиваться от штурмовиков и пикировщиков, то немецкий сверхтяжелый танк «Крыса» со своими огромными размерами являлся легко уязвимой мишенью для бомбардировщиков.

Но «P 1000 ratte» имел и положительные стороны. Ведь пехота была бы отлично защищена из-за огромного наличия боевых точек, а также она имела бы большое количество пространства для передвижения на корпусе. Артиллерия, можно сказать, не представляла никакой угрозы для данного танка. Она могла повредить только навесное оборудование и мелкие пушки. Самым большим плюсом «Крысы» считалась бы ее способность останавливать большие силы противника. Указанный танк слишком медленен в наступлении, но все же его вид может на 100% приводить врагов в ужас.

Однако не нужно строить иллюзии. Астрономическая цена создания «Крысы» не будет ни в коей мере компенсировать ее могущественные стороны. При использовании данного танка в боевых условиях его обезвреживание было бы всего лишь вопросом времени для вражеских самолетов, потому что ограниченная маневренность и ужасная скорость сделали бы его легкой добычей.

Легенда в World of tanks

В настоящее время на многих форумах, которые посвящены игре «Мир танков», ведутся обсуждения о возможности появления в данном геймплее модели «P 1000 ratte». Об этом даже было сказано в одном из выпусков WG TV. В данном видеоролике была продемонстрирована невозможность осуществления запуска «P 1000 ratte» на общем сервере из-за его габаритов, однако была показана его модель. Поэтому в World of tanks танк «Крыса» стал легендой и объектом для обсуждений любителей мифов.

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, которая попала в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:


Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая...

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.

Максим Коломиец

СУПЕРТАНКИ СТАЛИНА ИС-7 И ДР

Сверхтяжелые танки СССР

Первый образец танка ИС-7 выпуска 1947 года, вид спереди. Хорошо видна форма передней части корпуса, люк механика-водителя и укладка буксирных тросов (АСКМ)

ВВЕДЕНИЕ

В истории танкостроения, и не только отечественного, можно найти огромное количество различных проектов и предложений боевых машин массой 100, 200 и даже 1000 тонн. Большая часть этих предложений носила авантюрный характер - танки, построенные по таким чертежам едва ли смогли бы передвигаться.

Тем не менее, сверхтяжелые танки строились в разных странах, причем не только в опытных образцах, но и выпускались серийно, пусть и небольшими партиями. Наиболее известной в этой области стала Германия - «сумеречный тевтонский гений» породил такие машины как 188-тонный «Маус» (самый тяжелый построенный в «металле» танк), 140-тонный Е-100 (так и не законченный изготовлением), 75-тонную самоходку «Ягдтигр» (выпускавшуюся серийно). Эти боевые машины известны всем любителям истории бронетехники.

Однако работы по сверхтяжелым танкам велись и в нашей стране, причем довольно активно. Причем в конструкции этих машин часто использовались весьма интересные инженерные решения. Но по ряду причин не все предполагавшиеся к постройке опытные образцы таких танков были изготовлены.

Предлагаемая читателю книга рассказывает об истории сверхтяжелых советских танков 1940-х годов. Термин «сверхтяжелые» в данном случае подразумевает танки массой свыше 50 тонн («за бортом» повествования остался КВ-2, так как ему была посвящена отдельная книга). В данной работе повествуется только от тех проектах, которые предполагалось реально воплотить в металле. Многочисленные варианты сверхтяжелых танков, присылаемые в Главное автобронетанковое управление Красной Армии как отдельными лицами, так и организациями, не рассматриваются, так как все эти проекты были нежизнеспособными (для их рассмотрения в ГАБТУ КА было создано специальное подразделение - отдел изобретений), хотя и могли содержать удачные решения отдельных узлов и агрегатов. В качестве иллюстраций книги используются не только фотографии, но и фрагменты заводских чертежей танков, о которых идет речь.

ОТ Т-150 К КВ-3

Несмотря на то, что к моменту принятия танка КВ на вооружение его броня не пробивалось ни одной противотанковой пушкой, уже весной 1940 года руководство Красной Армии обсуждало возможность создания еще более толстобронных машин. Этот вопрос несколько раз обсуждался и в главном автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ КА), и в руководстве наркомата тяжелого машиностроения (в его состав входил Кировский завод, занимавшийся разработкой и производством танков КВ). Результаты обсуждений доложили «наверх», и 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс в котором, в частности, говорилось:

«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.

Танк КВ-1 выпуска декабря 1940 года (с 76-мм пушкой Л-11) во дворе Кировского завода. Несмотря на то, что к этому времени КВ был самым мощным танком в мире, в Советском Союзе начались работы над проектированием еще более толстобронных машин (АСКМ).

К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».

Как видно из приведенного документа, предполагалось не только усилить броню, но и вооружение тяжелых танков путем установки пушки калибра 85-мм.

Разработкой последней занималось конструкторское бюро завода № 92 в Горьком. Руководил работами КБ В. Г. Грабин. Еще в 1938 году его конструкторское бюро получило от главного артиллерийского управления Красной Армии задание на проектирование новых танковых орудий калибра 76 и 95-мм. При этом предполагалось, что 76-мм орудие будет иметь баллистику зенитной пушки такого же калибра. К началу 1939 года был готов проект 76-мм танковой пушки под индексом Ф-27, но вскоре все работы по нему прекратили. Дело в том, что к этому времени на вооружение Красной Армии приняли более мощную 85-мм зенитку, разработанную на подмосковном заводе № 8.

Однако это не остановило Грабина и его инженеров - в кратчайшие сроки они создают танковую пушку Ф-30. От Ф-27 она отличалась новой, 85-мм трубой ствола и усиленными противооткатными приспособлениями. Весной 1939 года Ф-30 установили в башню танка Т-28 и провели ее краткосрочные испытания. Выяснилось, что артсистема нуждается в доработке - в результате ее «доводили до ума» до начала 1940 года, после чего пушка поступила на полигонные испытания. Именно этой 85-мм пушкой предполагалось вооружить новые толстобронные тяжелые танки, речь о которых шла в постановлении от 17 июля 1940 года. Правда, следует отметить, что к этому времени имелся всего один экземпляр Ф-30, который к тому же не завершил полный цикл испытаний.

Разработка новых тяжелых танков легла серьезным грузом на конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода. Дело в том, что его коллектив был весьма малочисленным и молодым, к тому же имел небольшой опыт собственного проектирования (в активе у СКБ-2 были лишь СМК, КВ, проект танка поддержки пехоты «объект 211» и танкетка ППГ). К тому же летом 1940 года инженеры конструкторского бюро Кировского завода были очень сильно загружены работами по доведению танка КВ и обеспечению серийного производства новой боевой машины. Причем параллельно с этим велись и испытания серийных КВ, по результатам которых в конструкцию танков приходилось вносить изменения. Ситуация усложнялась тем, что тактико-технических требований на разработку новых тяжелых танков от заказчика - главного автобронетанкового управления - получено не было.

Испытание 85-мм пушки Ф-30, установленной в башне танка Т-28. 1939 год. Приведенное фото представляет собой коллаж из нескольких изображений этой машины, снятой с разных ракурсов (ГАНО).

Тем не менее, 32-летний начальник СКБ-2 Жозеф Яковлевич Котин и его подчиненные справились с новой работой в довольно сжатые сроки. К сентябрю 1940 года группа под руководством инженера Л.H. Переверзева подготовила проект танка с 90-мм броней, получившего обозначение Т-150 или «объект 150», а конструкторы под руководством Л.Е. Сычева - «объект 220» с броней в 100 мм. Чертежи корпуса и башни новых машин передали для изготовления на Ижорский завод, но последний не смог выполнить задание полностью - до конца 1940 года он сумел сдать лишь один корпус с башней из 90 м и один - из 100 мм брони. О причинах невыполнения руководство предприятия сообщало следующее:

«Изготовление опытных образцов для Кировского завода происходило в том же цехе № 2, где изготавливался основной объект КВ (речь идет о серийных танках. - Прим. автора ). В силу этого одной из причин неизготовления объектов КВ с броней 90 и 100 мм была перегрузка станочного оборудования, тем более что в производстве одновременно находилось четыре опытных образца КВ.

За время Второй мировой войны были созданы "катюша", базука, T-34, которые сыграли решающую роль в боевых действиях. Но большинство проектов так и остались на бумаге или в виде опытных образцов.

Авианосец «Синано»

В Японии, в силу особенностей географического положения, во время Второй мировой войны особое внимание уделялось развитию военно-морского флота и авиации. Среди кораблей введенных в строй были гигантские линкоры «Ямато» и «Мусаси». Третий недостроенный линкор уже в ходе войны решили переделать в авианосец. Поскольку полностью проект корабля изменить было уже невозможно, «Синано» сохранил часть нехарактерного для авианосца бронирования. Но при водоизмещении почти 72 тысяч тонн корабль мог нести не более 47 самолетов, в то время как авианосцы специальной постройки перевозили авиационные группы в двое больше. «Синано» так и не успел проявить себя как боевую единицу. 29 ноября 1944 года недостроенный авианосец был атакован американской подводной лодкой и затонул после попадания четырех торпед.

Планер Ju-322

На случай проведения широкомасштабной десантной операции в Англии германское командование предполагало использовать планеры. Ju-322 предназначался для высадки десанта и доставки боевой техники. Размах крыла этого самого большого в мире планера достигал 62 метров. К 1941 году на разных стадиях сборки находилось 98 планеров, а один был готов к испытанию. Первый полет сразу показал, что планер очень «капризный», и может создавать ряд опасных ситуаций при взлете. Работа над проектом затянулась.

Тем временем тяжелые потери немецких десантников во время операции по высадке на Крит показали слабость планеров в деле. Кроме того, переориентация немецкой военной машины на войну с СССР требовала отложить вторжение в Британию. Дальнейшую работу над созданием гигантского планера признали нецелесообразной.

КВ-7

В ходе боевых действий начального периода Великой Отечественной войны неплохо показали себя танки КВ-1, которые послужили базой для создания целого ряда опытных образцов с различным вооружением. Боевой опыт, полученный танкистами Красной Армии на первом этапе войны, показал необходимость оснащения войск машиной с более высокой мощностью огня, чем у серийных танков. КВ-7 нес одно 76 мм и два 45 мм орудия, установленных в неподвижной рубке. Однако ввиду отсутствия у нового образца особых преимуществ перед серийным КВ-1, САУ КВ-7 не была принята на вооружение и массово не производилась. Кроме того, КВ-7 стала последним в СССР образцом бронетехники со спаренным пушечным вооружением среднего калибра в башне или рубке.

Сверхтяжелый танк «Маус»

В конце 1942 года в Германии начали работы по созданию сверхтяжелого танка прорыва «Маус». Танк должен был иметь мощную броневую защиту и сильное вооружение. Было построено два опытных образца, которые оказались чрезвычайно дорогими и сложными в производстве. Помимо этого колоссальная масса исключала возможность движения «Мауса» по мосту. В общем, машина оказалась мощной, но малопригодной в условиях Второй мировой войны, где основную роль играла скорость производства и поставки вооружения. 180-тонным монстрам так и не довелось принять участие в боевых действиях. В апреле 1945 года при приближении Красной Армии, немцы уничтожили прототипы ввиду невозможности их эвакуации.

Английский тяжелый танк А-38


В Англии тоже пытались строить тяжелые танки. Одним из них стал А-38 «Вэлиант». Он создавался как замена танку «Черчилль». Его рассматривали как оружие для условий Среднего Востока. Скорость «Вэлианта» принесли в жертву мощному бронированию. Первый прототип был выпущен фирмой Ruston & Hornsby в середине 1944 года, когда боевые действия уже локализовались в Европе и в Тихоокеанском регионе, а необходимость в восточной специализации танка отпала. Он стал морально и физически устаревшим уже на стадии производства. В результате А-38 так и остался в виде двух опытных образцов.

СКС-45

Примечательно, но в ходе Второй мировой войны проходил испытания прообраз знаменитого карабина системы Симонова, СКС-45. Боевой опыт показал, что винтовочный патрон был слишком мощным для использования в бою на дистанции в несколько сотен метров - он хорош для пулемета, но обычному стрелку не нужен. Другой крайностью оказался маломощный, но легкий пистолетный патрон, который использовали в пистолетах-пулеметах. «Золотой серединой» стал 7,62 мм промежуточный патрон образца 1943 года.

По его примеру, в дальнейшем, был создан ряд образцов стрелкового оружия, в том числе и карабин системы Симонова. Первая экспериментальная партия СКС оказалась на фронте летом 1944 года во время операции «Багратион» в Белоруссии. Там оружие получило положительный отзыв в войсках, но доработка карабина затянулась на долгие пять лет. На вооружение его приняли лишь в 1949 году.

Противотанковое ружье

В ходе Великой Отечественной войны широкую известность приобрели советские противотанковые ружья системы Симонова и Дегтярева. Но были созданы и другие, которые применялись ограниченно и существовали только в виде опытных образцов. Самым удачным из них было противотанковое ружье Рукавишникова (под 12,7 мм патрон). В полигонных отчетах говорилось, что оно с достоинством прошло испытание, показало себя как удобное и надежное оружие, и рекомендовано для серийного производства.

Но у него были серьезные недостатки, в частности, небольшая бронепробиваемость. Противник, напротив, постоянно усиливал броню своих машин. В конце концов, от серийного производство ружья Рукавишникова отказались. Правда, такая судьба постигла большинство противотанковых ружей, которые сыграли важную роль на первом этапе войны, но в борьбе с утяжеленной техникой были малоэффективны и применялись в основном для поражения транспортеров и огневых точек противника.