Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Общественность, как правило, разрешала себя в частном порядке. Мужество заняло место других, более «цивилизованных» добродетелей в этом мире криоло. Дуэль, которая заставила физическое и моральное мужество заняться пустым местом отсутствующего учреждения. Не было режима, который в принципе гарантировал бы равное достоинство среди мужчин.

Борхес фиксирует эту конфигурацию и помещает ее в центр своей версии креольской культуры. Изучая его мифы, он косвенно указывает на происхождение слабого общества, отсутствие институтов и разрастающееся рассеяние насильственных действий. Неизбежно, что обидчик и оскорбленный будут работать в рукопашном бою в форме траура: пустота закона и республиканские добродетели были заняты кодексом чести и добродетелью мужества. Конкретное и смутное возмещение полученного ущерба заменило решения формального правосудия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Сельский мир был наложен на горизонт городской культуры, в цепи оппозиций, чья полная форма может быть прочитана в Факундо де Сармьенто: город подразумевает разум, книги и законы; кампания, устная культура, преданная страстям и насилию. В своей «гипотетической поэме» Борхес работает над этой классической оппозицией, хотя он приостанавливает присвоение значений каждому из пространств.

Повторение этой темы просто шокирует. От одного конца до другого он проходит через работу Борхеса, которая, несмотря на подчинение ему иронической, но повторяющейся самокритике, не оставляет его. Там Борхес переписывает текст своего «Человека розового угла». Он меняет повествовательную перспективу и, благодаря этому варианту, вводит явное нравственное измерение: в своем сопернике ножатель признает и отвергает отражение себя. Это позорное размышление, а не трусость заставляет его избегать боя.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Краткие сведения о жизни и деятельности американского писателя К. Кизи. Идея столкновения свободы и власти в романе К. Кизи "Над кукушкиным гнездом". Соотношение механического и живого в романе в виде галлюцинаций, снов и мировоззрения героя-рассказчика.

    «Человек в розовом углу» был рассказом о неповиновении без обид, где добродетель мужества растрачивалась на требование драки, которой не предшествовал какой-либо вред; ритуал траура был пуст рассудка. Поскольку траур требует отношения между равными, моральная неполноценность претендента оправдывает отказ от борьбы. Во втором варианте вариация точки зрения открывает возможность морального выбора для разрешения конфликта, открытого в первом рассказе. «История Розендо Суареса» возвращает вещи на свое место: кто бросает вызов без обид - это зеркало, в котором оспариваемый не хочет видеть свое отражение.

    реферат , добавлен 14.12.2013

    Изучение факторов, повлиявших на написание исторического романа "Унесенные ветром" американской писательницей Маргарет Митчелл. Характеристика героев романа. Прототипы и имена персонажей произведения. Исследование идейно-художественного содержания романа.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Исследование готического романа как литературного жанра. Творчество Горация Уолпола - основателя "романа тайны и ужаса". Рассмотрение жанровых особенностей готического романа на примере произведения "Замок Отранто" . Отличительные черты произведения.

    Розендо Суарес отвергает поединок, потому что тот, кто его провоцирует, не уважает его как инструмент для восстановления порядка. Только ножители эпохи, объявляющие о своем упадке, прибегают к нему без необходимости возмещения или справедливости. Борхес перекрещивает тему дуэли, выработанную на креольской культурной матрице, с идеологом двойника, который он исследовал во всех своих повествовательных и философских возможностях в течение десятилетий, разделяющих обе истории. «Встреча», «Хуан Муранья» и «Эль-отро дуэло» подчеркивают метафизическую проекцию рассказов о поединках, смертельных случаях, копьях и ножах.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2012

    История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

    реферат , добавлен 31.05.2009

    Краткая характеристика русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Значение романа В.И. Пикуля "Баязет" в изучении данного исторического события. Определение жанра романа, его особенности и идейно-тематическое своеобразие. Анализ историзма романа "Баязет".

    Идеологика двойников, через которые бесконечно повторяющиеся цели выполняются и неизвестны им, смещает приключение мужества в непростое пространство, где персонажи повторяют действия, не зная, что они движутся силами, сильно отличающимися от тех, которые, по их мнению, они признают в его действия. «Гуаякиль» обнаруживает банальный академический спор между историками в этой бесконечной эпохе, которая обновляется в каждой конфронтации в бездне, спекулирует и периодически, прошлой историей. Перекрестные вариации дуэли и двойника являются стратегией универсализации: когда дуэль не вводит порядок или не объясняет это, двойной метафизик дуэлянтов в универсальном измерении, типичном для фантастической литературы, помещает эпизод, культурные корни которого в равнине.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Понятие о художественном мире произведения. Становление фэнтези в русской литературе. Анализ романа М. Семеновой "Валькирия": сюжет и композиция, система персонажей и конфликтов, фольклорно-мифологические образы и мотивы. Роман как авторский миф.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Создание романа Ф.М. Достоевского "Идиот". Образ князя Мышкина. Речевое поведение главного героя романа. Гендерно-маркированные особенности речевого поведения персонажей. Языковые способы выражения маскулинности и феминности в художественном тексте.

    Общество такого рода существует только в том случае, если какая-то форма добродетели возникает в связях личной зависимости, в конкретных услугах, в обязательствах, обеспеченных традицией и в лояльности к работодателям и лидерам. Без этих связей сельское общество буквально невозможно.

    Не случайно, что модернизация фракции элиты была оскорблена во времена Росаса с эпитетами анархистов, еретиков и даже «диких»: их идеи подорвали традиционные связи, которые поддерживали поток жизни в рамках дисперсия, вызванная крахом колониального порядка и гражданских войн. Борхес фиксирует эту социально-политическую дилемму: традиционные ценности находятся под угрозой, а новые абстрактные отношения слишком хрупки, чтобы поддерживать сплоченность фрагментированного общества. Установление порядка было целью модернизации программы: порядок и гегемония над властями до этого момента были автономными; порядок и ликвидация региональных и индийских неповиновений.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2013

    Описание дискуссий вокруг понятия трансмедийности. Изучение теории этого феномена на примере романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Отражение данного произведения в медиапространстве, а также трансмедийности образов персонажей свиты Воланда.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

Вариант 2

Но этот порядок не мог быть установлен только через формальные институты: новые добродетели должны были заменить традиционные связи, их ценности и их обряды, чтобы рассеянное, племенное и распыленное войной и обществом расширения было уплотнено. Приход десятков тысяч иммигрантов, начиная с последних десятилетий прошлого столетия, вновь поднял вопрос о связях, которые делают социальным возможным и усиливают в местных элитах потребность в ордене. Поскольку строительство республики было болезненным, жестоким и ощетинившимся конфликтами, эти интеллектуалы с ностальгией вспоминали традиционные ценности, которые грамотные элиты прошлого века вытеснили с огнем и кровью.

1. Что такое «адамизм»?

2. Назовите литературное объединение, которым руководил Н. С. Гумилев.

3. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:

а) А. А. Ахматова в) О. Э. Мандельштам

б) К. Д. Бальмонт г) Г. Иванов.

4. Кто написал декларацию «Некоторые течения в современной русской поэзии»?

5. Каков смысл названия цикла Н. С. Гумилева «Капитаны»?

Хотя большинство признало превосходство институциональной организации современной Аргентины, в то же время чувство неопределенности, которое не только вышло из реакционной позиции, покрасило изображения об обществе и предсказания будущего. Очень немногие думали, что прошлое могло бы предложить свое зеркало современности, тем не менее оно стало рассматриваться как время, когда общество обладало близкими и познаваемыми размерами и значительными ценностями, результатом которых не были формальные пакты, а из общего происхождения в почве.

6. В статье «Преодолевшие символизм» литературовед В. М. Жирмунский пишет о Н. С. Гумилеве: «Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический - балладную форму». Приведите примеры из произведений Гумилева, подтверждающие эту точку зрения.

Хотя элита была удовлетворена результатами модернизации, их интеллектуалы поставили диагноз, что сам процесс, вызвавший Аргентину, был прорван отсутствием сильных культурных связей. Общество, секуляризованное формальными институтами, не слушало отголоски традиции и мифа, которые могли бы ее консолидировать.

Такие писатели, как Лугонес, считали, что их ответственность заключается в их обеспечении. Борхес испытывает эту потерю в своих очерках двадцатых годов. Буэнос-Айрес, писал он, нуждается в призраках. Хотя эту фразу можно прочитать сегодня с немного ироническим обходом, в ней также можно найти предложение «политики литературы»: когда мифы традиционного общества потеряли свою силу в настоящем, с их литературными следами можно построить аналог, идеальная модель, в которой общество может думать. «Призраки» означают общее место и ощущение преемственности с прошлым.

7. О чьих подвигах пишет С. Городецкий?

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы -

Вот первый подвиг. Подвиг новый -

Живой земле пропеть хвалы.

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой

Вариант I

1. Назовите настоящую фамилию и место рождения А. А. Ахматовой.

2. К какому поэтическому направлению начала ХХ века относится творчество А. Ахматовой?

В стране, где республиканские учреждения, основанные на письменном праве, разрушали традиционные верования и «естественные» связи, разделявшие одни и те же «призраки», символически открывали возможность восстановления личности, которой угрожает современная нация. Если каждое общество представляет проблему его сплоченности, речная плита казалась еще более хрупкой.

В тот момент, когда Борхес беспокоится о мифической бедности Буэнос-Айреса, мир уже пережил волну великой войны; западные державы были вынуждены признать существование советского этического государства, построенного после русской революции; Фашизм, имплантированный в Италию и перенесенный в популистские движения в других частях Европы, захватил Германию; либеральная демократия переживала новые политические конфигурации масс, которые не рассматривались чистым республиканским идеалом интеллектуальных элит.

а) футуризм в) акмеизм

б) символизм г) модернизм

3. Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки...

В этом сером, будничном платье

На стоптанных каблуках...

4. Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?

Борхес не участвовал открыто в дискуссиях, вызванных этим климатом, который проходил не только в Европе. Он всегда признавался в своем отвращении к литературе, которая была чувствительна к давлению идеологий. Когда было мало сомнений в этом, в прологе к докладу Броди, он выпустил новый манифест этической свободы. И, тем не менее, ход времени оставил очень заметные следы в вымыслах Борхеса. Начнем с самых явных: элементы ситуации в «Тайном чуде», диалог «Смерть и компас», повествовательная перспектива «Немецкого реквиема».

В «Тайном чуде» ирония исполняется по кратким причинам смертного приговора Яромира Хладика накапливается невежество и неуклюжесть вульгарного нацизма. Нет человека, который, помимо своей специальности, не является хрудуло; два или три прилагательных в готических письмах были достаточными для того, чтобы Юлиус Роте признался в превосходстве Хладика и приказал, чтобы он был приговорен к смертной казни.

5. Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?

Вариант II

1. Как называется первый сборник стихотворений А. Ахматовой, и в каком году он вышел?

а) «Романтические цветы» а) 1911

б) «Вечер» б)1912

Расизм как произвольная и необработанная форма идеологии, которая презирает разум, как тупой идеологии, также рассматривается в справедливо знаменитом отрывке «Смерть и компас». Обсуждая убийство д-ра Ярмолинского с Лённротом, чистым рассудителем, в присутствии редактора «Жидище Зайтунга» комиссар Тревиранус презирает предложенные ему «раввинские объяснения». Сразу же слышен режущий ответ, достойный классического либерального идеолога.

Я бедный христианин, - сказал он, - избавьтесь от всех этих книг, если хотите, у меня нет времени тратить время на еврейские суеверия. - Может быть, это преступление принадлежит к истории еврейских суеверий, - пробормотал Лённрот. Он осмелился закончить редактора книги «Жидище Зайтунг».

в) «Четки» в) 1914

2. Как вы понимаете определение «женственность» относительно поэзии А. Ахматовой?

3. Приведите несколько примеров передачи душевных состояний через предмет материального мира или психологический жест в лирике А. Ахматовой.

4. В чем сходство и различия лирических героинь А. Ахматовой? Можно ли утверждать, что в лирике А. Ахматовой присутствует один женский образ самой поэтессы?

Принимая на себя ответственность за смерть еврейского поэта, офицер надеется уничтожить все оставшееся сострадание к тому, кто есть сам. С внутренней идеологической точки зрения история, причины немецкого офицера являются единственными ценностными вариантами для создания нового порядка. Накануне его казни офицер Отто Цур Линде спрашивает, как можно судить о человеческих действиях, когда они были сделаны, чтобы установить порядок и направление, которое общество потеряло. Чувство его смерти иронично, потому что побежденные, во всяком случае, навязали закон насилия над его победителями: Теперь есть несговорчивая эпоха по всему миру, мы ее подделываем, мы уже являемся ее жертвой.

5. Можно ли согласиться с утверждением о том, что лирика А. Ахматовой может заменить чтение романа? Что сближает лирику А. Ахматовой с романной формой?

Задание 1

К какому литературному течению одно время принадлежал С. Есенин?

1. Символизм 3. Имажинизм

2. Футуризм 4. Акмеизм

Задание 2

Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

1. Эпитет 3. Сравнение

2. Метафора 4. Метафорическое сравнение

Задание 3

Определите художественные средства выразительности, используемые Есениным для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно / Сшибает яблоки зари».

2. «Синь то дремлет, то вздыхает».

3. «Как сережки, зазвенит девичий смех»

4. «Звонко чахнут тополя»

а) олицетворение в) метафорические сравнения

б) звукопись г) метафоры.

Задание 4

В каком стихотворении Есениным дан вариант библейской истории с блудном сыне?

1. «Русь Советская» 3. «Сорокоуст»

2. «Отговорила роща золотая...» 4. «Письмо матери»

Задание 5

Из какого произведения Есенина эти строки?

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

1. «Собаке Качалова» 3. «Письмо к женщине»

2. «Анна Снегина» 4. «Персидские мотивы»

Задание 6

Верно ли, что образ «черного человека» из одноименной поэмы является вторым «я» лирического героя?

Задание 1

К какому литературному течению принадлежал Маяковский?

1. Футуризм

2. Акмеизм

3. Эгофутуризм

Задание 2

Какой прием использует Маяковский в следующем примере: «Гриб. / Грабь./ Гроб. / Груб»?

1. Метафора

2. Ассонанс

3. Сравнение

Задание 3

Стихотворением, громко заявившим о рождении поэзии революции, явилось стихотворение Маяковского:

1. «Левый марш»

2. «Юбилейное»

3. «Прозаседавшиеся»

Задание 4

О какой из своих поэм Маяковский сказал: «Четыре крика четырех частей»?

1. «Левый марш»

2. «В. И. Ленин»

3. «Хорошо!»

4. «Облако в штанах»

Задание 5

Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск - это:

1. Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

2. Один из тропов, художественное преувеличение.

3. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

Задание 6

О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал

1. В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»

3. В стихотворении «О дряни»

4. В поэме «Хорошо!»

Тест по творчеству М. Горького

Задание 1

Основоположником какого направления в литературе явился А. М. Горький?

1. Романтизм

2. Критический реализм

3. Социалистический реализм

Задание 2

Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

1. «Старуха Изергиль»

2. «Макар Чудра»

3. «Челкаш»

Задание 3

Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?

1. «Макар Чудра»

2. «Старуха Изергиль»

3. «Челкаш»

Задание 4

Какому герою пьесы «На дне» принадлежат фраза: «Человек - это звучит гордо!»?

Задание 5

Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

Задание 6

Каким персонажам пьесы «На дне» принадлежат слова:

1. «Шум - смерти не помеха»

2. «Когда труд - обязанность, жизнь - рабство»

3. «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»

4. «Не любо - не слушай, а врать не мешай».

Задание 1

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

1. Футуризм 2. Акмеизм 3. Символизм

Задание 2

Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики.

1. Мотив мрачной разочарованности.

2. Мотив назначения поэта и поэзии

3. Мотив «страшного мира»

4. Мотив Родины

а) «Фабрика» в) «Осенняя воля»

б) «К Музе» г) «Я стар душою

Задание 3

К какому этапу творчества («трилогия вочеловечения») Блок отнес цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

1. Теза 2. Антитеза 3. Синтез

Задание 4

Из какого произведения Блока эти строки:

В синем сумраке белое платье

За решеткой мелькает резной.

1. «Незнакомка» 2. «В ресторане» 3. «Соловьиный сад»

Задание 5

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

1. На историческую тему.

2. О современности.

3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Задание 6

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

1. Марш 3. Частушка

2. Танго 4. Романс

Задание 7

Какие приемы использует. Блок в следующих примерах?

1. «Весенний и тлетворный дух».

2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу».

3. «Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?

а) метафора б) анафора в) оксюморон

Задания по прозе и поэзии Серебряного века

Карточка 1

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

2. Что является кульминацией в развитии лирико-философского конфликта в рассказе «Старуха Изергиль»?

3. В чьем творчестве был создан образ героини, претворившийся в блоковскую «Прекрасную Даму»?

4. Какой образ в стихотворении «Россия» выражает особенность чувства лирического героя к родине?

5. Какие средства художественной выразительности использованы в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» С. Есенина для создания музыкальности?

6. Жанр произведения «Русь советская» С. Есенина.

7. Специфика метафоры «поэзия - оружие» во вступлении в поэму «Во весь голос» В. Маяковского.

8. Какой признак чувства становится основанием для метафоры, давшей название рассказу «Солнечный удар» И. Бунина?

Карточка 2

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

2. Кто входит в «главный штаб» Аристида Кувалды в рассказе «Бывшие люди» М. Горького?

3. Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...» А. Блока.

4. Назовите музыкальный жанр, ритмы которого в поэме «Двенадцать» передают настроение времени.

5. Какая черта в образе новой России является антитезой её «золотому» прошлому в лирике Есенина?

6. Какое место в образной системе поэмы «Анна Снегина» занимает Лабутя?

7. Новаторский признак в драматическом конфликте пьес В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня».

8. Место «двух абруццских горцев» в образной системе повести «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина.

Карточка 3

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

2. Какое место в сюжете занимает эпизод перехода реки по льду в рассказе «Ледоход»?

3. Какой вид иносказания использован при создании образа «очарованной дали» в стихотворении «Незнакомка» А. Блока?

4. Какая «битва чудная» «опять» начинается над Россией блоковского времени в цикле «На поле Куликовом»?

5. Благодаря каким образам переплетаются социально-исторический и лирико-философский планы в сюжете поэмы «Анна Снегина» С. Есенина?

6. В чем мировоззренческая основа сходства образов родины в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина?

7. Где «любить // учили» героя поэмы «Люблю» В. Маяковского?

8. Какие произведения послужили основанием для присуждения И. А. Бунину Нобелевской премии?

Карточка 4

1. К какому направлению принадлежали поэты:

а) В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый.

б) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников.

в) Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

2. Какие произведения впервые принесли Горькому известность?

3. Реминисценция из какого произведения Н. В. Гоголя используется при создании образа родины в стихах А. А Блока?

4. Какова основная антитеза, заключенная в образе героини цикла «Кармен» А. Блока?

5. Чем обусловлен кольцевой характер композиции поэмы «Анна Снегина» С. Есенина?

6. Какая развернутая метафора в поэме «Письмо к женщине» С. Есенина передает восприятие героем движения жизни в «гуще бурь и вьюг»?

7. Жанр стихотворения «Прозаседавшиеся».

8. Главное средство художественной выразительности при создании образов в рассказах И. А. Бунина.

Карточка 5

1. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?

а) И. Северянин

б) В. Хлебников

в) З. Гиппиус

Поэтов какого направления вдохновляла философия В. С. Соловьева?

а) Футуристов

б) Акмеистов

в) Символистов

К какой группе относились поэты А. Белый, Вяч. Иванов?

а) «Старшие символисты»

б) «Младшие символисты»

2. Каковы жанровые особенности пьесы «На дне» М. Горького?

3. Какое начало (эпическое или лирическое) превалирует в жанровой специфике поэмы «Двенадцать»?

4. Лирическое основание для принятия жизни в стихотворении «О, весна без конца и без краю...» А. Блока?

5. Откуда рассказчик в поэме «Анна Снегина» С. Есенина узнает о судьбе Прона Оглоблина?

6. Какой вид тропа использован при создании образа «колосья - кони» в стихотворении «Я последний поэт деревни...»?

7. Какой вид тропа использован при создании образа «солнца» в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»?

8. Заканчивается ли рассказ «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина завершением сюжетной линии центрального персонажа? В чем смысл такого композиционного решения?

Карточки для проведения контрольной работы

I . Задания по творчеству Е. Замятина (повесть «Мы»)

Задание 1

«Роман Замятина целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой. Роман о будущем, фантастический роман. Но это не утопия, это художественный памфлет о настоящем и вместе с тем попытка прогноза в будущее... Роман производит тяжелое и страшное впечатление. Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в вице какой-то сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не ново: так издревле упражнялись противники социализма - путь торный и бесславный. <...> Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному <...> реакционному <...> социализму.

С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости - тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. <...> На очень опасном и бесславном пути Замятин».

А. Воронский. Литературные силуэты.

Евгений Замятин. 1922.

Перечитайте в романе «Мы» записи 1-3-ю. Обратите внимание на то, что дневник героя обращен к людям иной, более «низкой» цивилизации. Д-503 с восторгом сообщает о преимуществах общества всеобщего механизированного равенства.

1. Можно ли согласиться с критиком А. Воронским, что книга Замятина - это сатирический памфлет? Какое общественное устройство подвергается критике? (Памфлет - сатирическое произведение художественно-публицистического характера, автор которого в острой форме высмеивает современный ему общественный строй или отдельные его черты.)

2. Справедливо ли рассуждение героя о «древнем» государстве: «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину...» и т. д.? Почему Д-503 считает, что Единое Государство в самом деле достигло высшей степени человечности?

3. Почему для Д-503 «Расписание железных дорог» - «величайший из дошедших до нас памятников древней литературы»? Можно ли рассматривать эти слова и другие подобные рассуждения как иронию? Над кем и чем здесь иронизирует Замятин: над своим героем, разделяющим идеологию Государства, над самим Идеальным государством?

Задание 2

Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа:

«Утопия, о которой все время говорили Платок, Томас Мор, Фурье, Чернышевский, Маркс, Ленин, - в конце концов осуществилась. Литература ответила на это расцветом жанра антиутопии, возникшего ранее в ходе полемики с программами утопистов в таких текстах, как Путешествие Гулливера на Лапуту и в страну гуингнмов, «Легенда о Великом инквизиторе», «Записки из подполья» (Достоевского) и др. Новый расцвет жанра был реакцией на политику тоталитарного социализма и на тоталитарные претензии современного государства вообще, особенно в условиях технического прогресса. Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на рационалистическом отрицании Бога, свободы воли, противоречивости человеческой природы и т. п., но зато берущегося обеспечить всеобщую гармонию. Эта установка отлилась в целый комплекс типичных схем, образов и положений».

А. К Жолковский. Замятин, Оруэлл и Хворобьев:

о снах нового типа. 1994

1. Когда и почему возникла антиутопия как жанр? Что обусловило ее возникновение?

2. Против каких явлений общественного устройства выступают авторы антиутопий?

3. Роман «Мы» - это «антиутопия-город» или «антиутопия-сад»? Куда обращена книга Замятина - в прошлое или будущее?

Задание 3

Прочитайте отрывок из работы литературоведа:

«Проблема «нового мира» как проблема обретения <...> «Блаженной страны» ставилась почти всеми современниками Замятина. Утопия в те годы была не просто одним из жанров - утопизмом были проникнуты поэзия и проза, манифесты литературных группировок, размышления философов и публицистов. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Но в эти же годы родились и тревожные сомнения вправе человека вмешиваться в естественный ход развития жизни, подчинять ее прихотливое течение какой-либо умозрительной идее. Не случайно «строители людского блага» предстали у таких разных, имеющих мало общего друг с другом писателей, как Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Л. Леонов («Вор»), М. Слонимский («Маши на Эме-ри»), Б. Пильняк («охламоны» в «Красном дереве»), А. Платонов («Чевенгур»), в трагическом, комическом» ироническом освещении. Замятин был среди первых, кто, доведя до абсурда возможные результаты героического действа, увидел его трагическую сторону».

Е. Б. Скороспелова. Возвращение. 1990

Перечитайте запись 27-ю.

1. Найдите в тексте фразы, описывающие ощущения героя, впервые попавшего за Зеленую Стену. Чем отличается чувство восторга героя от того, что он испытывает Едином Государстве?

2. Можно ли согласиться, что страна Мефи и есть идеал «естественного хода развития жизни», противопоставленный механизированному государству?

Задание 4

Попробуйте найти в романе «Мы» особенности быта, поведения, мышления жителей Единого Государства, сходные с теми, которые провозглашает идеолог Пролеткульта поэт А. Гастев. Можно ли на основании увиденного сходства утверждать, что Замятин прибегает к пародии для разоблачения идеи механизированного равенства?

Постепенно расширяясь, нормировочные тенденции внедряются в <...> социальное творчество, питание, квартиры и, наконец, даже в интимную жизнь вплоть до эстетических, умственных и сексуальных запросов пролетариата. <...> Вот эта-то черта и сообщает пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А. Б. С. или как 325,075 и 0 и т. п. В дальнейшем эта тенденция незаметно создает невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с системами психологических включений, выключении, замыканий. Проявления этого механизированного коллективизма нас только чужды персональности, настолько анонимны, что движение этих коллективов-комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализованные шаги, есть лица без экспрессии, душа, лишенная лирики, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического».

А. Гастев. О тенденциях пролетарской культуры. 1919

Задание 5

1. Перечитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед «древними обществами» в записях 3-й, 4-й, 20-й. Найдите в романе другие места, характеризующие общественное устройство Единого Государства. Попробуйте определить его основные особенности.

2. Насколько полно сбылись пророчества-предупреждения Замятина? Какие общества наиболее полно воплотили в себе черты Единого Государства? Можно ли сказать, что особенности общественного устройства, нарисованные в романе, можно увидеть и в настоящее время? Можно ли предположить, что замятинской антиутопии еще предстоит осуществиться в будущем?

«Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. <...> Это исследование сущности Машины - джинна, которого человек бездумно вы пустил из бутылки и не может загнать назад».

Д. Оруэлл. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». 1946

2. Проследите изменение образа главного героя Д-503 на протяжении всего романа. Как меняется его отношение к происходящему в Едином Государстве? Почему и как возникает раздвоение, внутреннее противоречие? Преодолевается ли оно к концу романа? Каким образом?

3. Охарактеризуйте персонажей, с которыми пересекается судьба Д-503. Какими устойчивыми чертами облика наделяет автор каждого из них - О-90, I-330, R-13? Почему автор постоянно использует в описании персонажей геометрические фигуры и линии?

4. Прочитайте характерный пример описания внешности I-330 (запись 10-я): «И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у дисков темные брови - насмешливый острый треугольник, обращенный вершиной вверх, - две глубокие морщинки, от носа к углам рта. «И эти два треугольника как-то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х - как крест: перечеркнутое крестом лицо». Имеют ли фигуры треугольника и креста некий смысл для раскрытия характера и судьбы героини? В чем заключается этот смысл? Найдите геометрические «детали» внешности других персонажей.

Задание 7

«Самый острый драматизм придает роману противостояние личности государственно суперсистеме. <...> Существованию Единого Государства вредит всякое живое человеческое движение. В идеале система стремится к замене людей роботами.

Четыре импульса выводят Д-503 из состояния конформистской спячки: врожденная эмоциональность («капля горячей крови»), неосторожно приведенная в движение чрезмерным самохвальством ЕГ. Вторая сила - искусство. Д слушает музыку Скрябина в исполнении I-330 и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствует в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Третий толчок - посещение древнего дома, который пробуждает прапамять («Д почувствовал себя захваченным в дикий вихрь древней жизни»). <...> Отторжение от привычного климата ЕГ, появление в себе другого человека, «нового и чужого», он испытывает как болезнь. <...> Четвертый и окончательный момент, завершивший «государственное» грехопадение Д, - он переживает чувство ошеломляющего потрясения от близости с I-330. Это совсем не то чувство, которое он испытывал «по розовым талончикам» в «сексуальный день».

В. Акимов. Человек и единое государство. 1989

1. Можно ли увидеть уже в первых главах будущий конфликт героя с Государством? Какие черты характера Д-503 усиливают остроту конфликта?

2. Чем завершается история любви героя? Можно ли назвать судьбу героя трагической? В чем суть его трагедии?

Задание 8

«Проза писателя и в особенности роман «Мы» действительно исполнены как многих ассоциаций, так и реминисценций из Достоевского; она заключает в себе диалог с его идеями, развитие его образов и сюжетных приемов. Повествование антиутопии, как в «Преступлении и наказании», «Бесах», идет со всевозрастающим напряжением, неожиданными «вдруг» и крутыми поворотами событий. Рассказчик-хроникер, подобно Раскольникову, проходит через раздвоение своей личности и преступление перед «нумерным» сообществом, затем - кризис (наказание) и, наконец, своеобразное «воскресение», возвращающее его в лоно Единого Государства. Пара главных женских лиц (О и I-330) связана, как нередко у Достоевского, антитезой типа кроткого, смиренного, с одной стороны, и хищного, демонического - с другой».

В. А. Недзвецкий. Благо и благодетель

в романе Е. И. Замятина «Мы»

Подтвердите или опровергните рассуждение литературоведа. Сопоставьте «преступление» перед обществом Раскольникова и героя Д-503. В чем их сходство и различие?

Задание 9

Критики, писавшие о романе, отмечали многообразие перекличек романа с книгами великих утопистов прошлого, с произведениями Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского, Достоевского, Андрея Белого.

Перечислите с какими произведениями каких авторов перекликается сюжет повести «Мы». Ответ должен быть развернутым.

I I . Вопросы по творчеству А. Платонова (повесть «Котлован»)

1. Выделите основных героев повести и охарактеризуйте их.

2. Анализ символов произведения.

3. Выпишите из текста примеры языка несообразностей. Чем вы их можете объяснить?

4. Проанализируйте «планы жизни» Вощева, его выводы о строительстве котлована.

5. Что для каждого героя поиск «смысла жизни», «истины»?

6. Докажите, что сцены, когда герои остаются наедине с собой, играют большую роль в композиции произведения.

7. Почему столь дорогой для землекопов стала найденная ими девочка Настя? Докажите, что образ девочки занимает особое место в повести.

8. Почему она умирает? Как рисует Платонов смерть ребенка?

9. Почему «котлован» рыли для счастья, а получилась могила для ребенка?

10. В начале повести говориться о строительстве близ города, а потом о событиях в деревне. Не нарушает ли это цельности произведения? Подтвердите свою точку зрения.

Какой смысл содержит название повести Платонова?

Ответы

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Вариант I

2 - Генерал Аносов, «Гранатовый браслет»;

3 - Господин из Сан-Франциско.

Вариант II

2 - Олеся, «Олеся»

3 - Оля Мещерская, «Легкое дыхание»

Тест по творчеству А. Ахматовой

Вариант I

1 - Горенко; Большой Фонтан (недалеко от Одессы).

Вариант II

Тест по произведениям С. А. Есенина

1 - 3; 2 - 4; 3: 1 - А, 2 - Г, 3 - В, 4 - Б; 4 - 4; 5 - 2; 6 - 1.

Тест по произведениям В. В. Маяковского

1 - 1; 2 - 2; 3 - 1; 4 - 4; 5 - 1; 6 - 2.

Тест по творчеству А. М. Горького

1 - 3; 2 - 2; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 2;

6: 1 - Бубнов, 2 - Сатин, 3 - Лука, 4 - Барон.

Тест по произведениям А. А. Блока

1 - 3; 2: 1 - Г, 2 - Б, 3 - А, 4 - В; 3 - 1; 4 - 3; 5 - 3; 6 - 2;

7: 1 - В, 2 - А, 3 - Б.

Литература

Буслакова Т. П. Русская литература ХХ века: Учеб. минимум для абитуриента. М., 2001.

Иванченко Н. П. Подготовка к экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики в 11 кл. М., 2001.

Карпов И. П., Старыгина Н. Н. Открытый урок по литературе: Планы, конспекты, материалы: Пособие для учителя. 3-е изд. М., 2001.

Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 кл.: Метод. пособие. М., 2002.

Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

Московские областные олимпиады школьников по литературе: Сбор ник. 9-11 кл. /Сост. Л. В. Тодоров. М., 2002.

Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. М., 2001.

Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леденев. М., 2001.

Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие, СПб., 2002.

Русская литература ХIХ-ХХ веков: В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века: Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

Русская литература ХХ века: 11 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Кунарев, А. С. Карпов, О. Н. Михайлов и др.; Сост. Е. П. Пронина. М., 2000.

Русская литература ХХ века: Учеб.-практ. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лысого. М., 2000.

Семенов А. Н., Семенова В. В. Русская литература ХХ века в вопросах и ответах: В 2 ч. М., 2001.

Тропкина Л. А. и др. Литература. 11 кл.: Конспекты уроков по творчеству Л. Андреева, М. Горького, А. Блока, писателей «Сатирикона». - Волгоград, 2003.

Ходасевич В. Ф. Некрополь. Спб, 2001.

Шром Н. И. Новейшая русская литература. 1987-1999: Учеб пособие. Рига, 2000.