Тургенев, Андрей Иванович

(1781-1803) - поэт, брат Александра Ивановича Т. (см.); учился в Благородном пансионе при Московском унив. в одно время с Жуковским, с которым чрезвычайно близко сошелся. По окончании курса, Т. поступил в московский архив коллегии иностранных дел, но вскоре перешел на службу в СПб. к Н. Н. Новосильцеву, в комиссию составления законов. В 1802 г. он был послан курьером в Вену, и вскоре по возвращении оттуда скончался. Жуковский почтил память Т. прекрасными стихами в послании к брату его Ал. Ив. Т. Т. написал немного. Лучшее его стихотворение, "Элегия", помещено в "Пантеоне русской поэзии" (1815 г., ч. 4).

{Брокгауз}

Тургенев, Андрей Иванович

поэт, служил в моск. арх. Коллегии иностран. дел, потом у Новосильцева, в Ком. составл. законов; р. 1 окт. 1781 г., † 1803 г. 8 июня.

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Тургенев, Андрей Иванович" в других словарях:

    Тургенев (Андрей Иванович, 1781 1803) поэт, брат Тургенева А. И. ; учился в благородном пансионе при Московском университете, в одно время с Жуковским, с которым чрезвычайно близко сошелся. По окончании курса, Тургенев поступил в московский… … Биографический словарь

    ТУРГЕНЕВ Андрей Иванович - (1781—1803), русский писатель. В 1797—1800 возглавлял преромаитич. лит. кружок (с 1801 — Дружеское лит. об во), где произнес речи «О рус. лит ре», «О любви к отечеству» и др. (фрагменты в кн.: Архив бр. Тургеневых, в. 2, СПБ, 1911; … Литературный энциклопедический словарь

    - (1781 1803) поэт, брат предыдущего; учился в Благородном пансионе при Московском унив. в одно время с Жуковским, с которым чрезвычайно близко сошелся. По окончании курса, Т. поступил в московский архив коллегии иностранных дел, но вскоре перешел… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Декабрист; сын масона И. П. Т., род. в 1789 г. в Симбирске; получил образование в Московском университетском благородном пансионе и Московском университете, а довершил его в Геттингене, где занимался историей, юридическими науками, политической… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ничипоренко. Андрей Иванович Ничипоренко Дата рождения: 1837 год(1837) Место рождения: Полтава Дата смерти: 7 ноября (19& … Википедия

    Андрей Иванович Штакеншнейдер … Википедия

    - (1802 1865), архитектор и рисовальщик. Учился в АХ (1815 21), академик с 1834, почётный вольный общник АХ; преподавал там же (профессор с 1844). С 1825 работал архитектором рисовальщиком в комиссии по построению Исаакиевского собора. С 1833 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Тургенев русская фамилия монгольского происхождения (от монг. түргэн быстрый): Тургенев, Александр Иванович (1784 1845) российский государственный деятель, сын И. П. Тургенева Тургенев, Александр Михайлович (1772… … Википедия

    I Тургенев Александр Иванович , русский общественный деятель, историк. Брат декабриста Н. И. Тургенева. Окончил в 1802 пансион при Московском университете, в 1802 04 учился… … Большая советская энциклопедия

    Знаменитый писатель. Род. 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Т. и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его Сергей Николаевич, отставной полковник кирасир, был… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • П. И. Мельников (Андрей Печерский). Собрание сочинений в 6 томах (комплект из 6 книг) , П. И. Мельников (Андрей Печерский). Этнограф-беллетрист Павел Иванович Мельников-Печерский, более известный как Андрей Печерский, принадлежит к плеяде выдающихся русских литераторов середины XIX века. Оригинальная творческая…

Директора Московского университета. Окончил Московский университетский пансион (1800). В 1797-1800 годы возглавлял предромантический литературный кружок, оформившийся в 1801 году как Дружеское литературное общество (Василий Андреевич Жуковский, Алексей Федорович Мерзляков, Александр Федорович Воейков и другие); выступал с критикой Николая Михайловича Карамзина и его школы, проповедуя патриотическую гражданственность и народность литературы (речи «О русской литературе», «О любви к отечеству»). Философская лирика Тургенева свидетельствовала о поисках идеала истинного сына Отечества, гражданина и патриота. Выполнил перевод книги А. Коцебу «Негры в неволе» (1803); переводил также Фридрих Шиллера, Уильям Шекспира, Жан Жак Руссо.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Сочинения:

Отрывок из записок Франклиновых [Перевод]. М., 1799; [Стихи] // Поэты 1790-1810-х. Л., 1971.

Далее читайте:

Тургенев Иван Петрович (1752-1807), действительный тайный советник, масон, отец Андрея Ивановича:

Тургенев Иван Петрович (21 6.1752-27.2.1807), действительный тайный советник, масон. Сын богатого помещика секунд-майора Петра Андреевича Тургенева от брака с Анной Петровной Окоемовой. В 1767 зачислен в Санкт-Петербургский пехотный полк сержантом. Находясь в Москве, до 1770 учился в университетской гимназии одновременно с М.Н. Муравьевым.

Тургенев Александр Иванович (1784-1845), общественный деятель, публицист, брат Андрея Ивановича:

Тургенев Александр Иванович (1784-1845) - историк и литератор, близкий друг Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, брат декабриста Н. И. Тургенева. Пушкина знал с детства, способствовал его поступлению в Лицей, был одним из первых ценителей его развивающегося таланта. Художник П. Ф. Соколов. 1816 г.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Видео:

Поэт Андрей Тургенев (1781-1803). Александр ГамИ представляет поэта Андрея Тургенева 1781-1803 из своей поэтической антологии "Клуб до 40", о русских поэтах, не доживших до 40 лет, и читает его стихи. Ролик - Светлана Бружина.

В дрености человечество отделилось от животного мира вовсе не тем, что научилось пользоваться орудиями труда. Это, как выяснилось, умеют делать и некоторые животные. Человечество создало цивилизацию, и это была цивилизация книги. С тех пор письменный или печатный текст неизменно сопровождает человека. А вот сейчас люди делают очередной шаг в работе с информацией, в развитии цивилизации - от печатного слова к живому изображению. Все чаще в интернете размещается всякое прикольное видео. Старое уже неинтретесно, ценится свежее видео и новые приколы. Станет ли этот технологический шаг в работе с информацией движением вперед, прогрессом, или же это регресс - покажет время.

Иван Сергеевич Тургенев

Часть первая

«Дела давно минувших дней»

I

«Начало трудно», – слышал я не раз.

Да, для того, кто любит объясненья.

Я не таков, и прямо свой рассказ

Я начинаю – без приготовленья…

Рысцой поплелся смирный мой пегас;

Друзья, пою простые приключенья…

Они происходили вдалеке,

В уездном, одиноком городке.

II

Подобно всем уездным городам,

Он правильно расположен; недавно

Построен; на горе соборный храм

Стоит, неконченный; дома забавно

Свихнулись набок; нет конца садам

Фруктовым, огородам; страх исправно

И площадь главная всегда пуста.

III

В уютном, чистом домике, в одной

Из улиц, называемой «Зеленой»,

Жил человек довольно молодой,

В отставке, холостяк, притом ученый.

Как водится, разумной головой

Он слыл лишь потому, что вид «мудреный»

Имел да трубки не курил, молчал,

Не выходил и в карты не играл.

IV

Но не было таинственности в нем.

Все знали его чин, его фамилью.

Он года три в Москве служил; потом

Наскучив должностной… и прочей гилью,

Вернулся в отчий запустелый дом.

Все комнаты, наполненные пылью,

Нашел (его домашние давно

Все померли), да старое вино

V

В подвале, да запачканный портрет,

Да в кладовой два бабушкиных платья.

Пока служил он – связи да занятья

На воле рос он с самых ранних лет;

И вспомнить ему не дали, что нет

Родной груди, которую в объятья

Принять бы мог он… нет ее нигде…

Но здесь, в родимом и пустом гнезде,

VI

Ему сначала было тяжело…

Потом он полюбил уединенье

И думал сам, что счастлив… но назло

Рассудку – часто грустное томленье

Овладевало им… Его влекло

Куда-то вдаль – пока воображенье

Усталое не сложит пестрых крыл, –

И долго после, молчалив, уныл,

VII

Сидел он под окошком. Впрочем, он,

Как человек без разочарованья,

Не слишком был в отчаянье влюблен

И не лелеял своего страданья.

Начнет, бывало, думать… что ж? не стон,

Зевота выразит его мечтанья;

Скучал он не как байронов Корсар,

А как потомок выходцев-татар.

VIII

Скучал он – да; быть может, оттого,

Что жить в деревне скучно; что в столицах

Без денег жить нельзя; что ничего

Он целый день не делал; что в девицах

Не находил он толку… но всего

Не выскажешь никак – пока в границах

Законности, порядка, тишины

Держаться сочинители должны.

IX

Так, он скучал; но молод был душой,

Неопытен, задумчив, как писатель,

Застенчив и чувствителен – большой

Чудак-дикарь и несколько мечтатель.

Он занимался нехотя собой

(Чему вы подивитесь, о читатель!),

Не важничал и не бранил людей

И ничего не презирал, ей-ей.

X

Хотел любви, не зная сам зачем;

В нем силы разгорались молодые…

Кипела кровь… он от любви совсем

Себе не ждал спасенья, как иные

Девицы да студенты. Между тем

Мгновенья проходили золотые –

И минуло два года – две весны…

(Весной все люди чаще влюблены.)

XI

И вот опять настала та пора,

Когда, на солнце весело сверкая,

Капели падают… когда с утра

По лужам дети бегают, играя…

Когда коров гоняют со двора,

И травка зеленеет молодая,

И важный грач гуляет по лугам,

И подступает речка к берегам.

XII

Прекрасен русский теплый майский день…

Всё к жизни возвращается тревожно;

Еще жидка трепещущая тень

Берез кудрявых; ветер осторожно

Колышет их верхушки; думать – лень,

А с губ согнать улыбку невозможно…

И свежий, белый ландыш под кустом

Стыдливо заслоняется листом.

XIII

Поедешь зеленями на коне…

Вздыхает конь и тихо машет гривой –

И как листок, отдавшийся волне,

То медленной, то вдруг нетерпеливой,

Несутся мысли… В ясной вышине.

Проходят тучки чередой ленивой…

С деревни воробьев крикливый рой

Промчится… Заяц жмется под межой,

XIV

И колокольня длинная в кустах

Белеется… Приятель наш природу

Весьма любил и в четырех стенах

Не мог остаться в ясную погоду –

Надел картуз – и с палкою в руках

Уважим в нем несчастия
и несозревшие надежды…

Пушкин о Батюшкове

Ревекка Фрумкина В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга Андрея Зорина «Появление героя» с подзаголовком «Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века» (М., 2016).

Читатель, интересы которого далеки от изучения русской культуры/литературы/истории указанного периода, из заглавия поймет лишь то, что в книге речь пойдет о допушкинской эпохе; словосочетание эмоциональная культура требует расшифровки — и в дальнейшем автор ее представит.

Имя героя книги — поэта Андрея Ивановича Тургенева (1781−1803) читателю, скорее всего, не знакомо. А ведь изучением немногих текстов, оставленных рано умершим Андреем Тургеневым, — главным образом его дневников — занимались такие классики гуманитарной мысли, как Александр Веселовский, Юрий Лотман, Владимир Топоров, Вадим Вацуро. Обложка книги А. Л. Зорина Пристальное исследование дневников Андрея Тургенева, по мнению Зорина, позволяет понять, как противоречивые индивидуальные переживания совмещались в одном человеке, чтобы в перспективе составить своего рода потенциал культуры. Теперь, полагает Зорин, вопрос о месте Андрея Тургенева «в литературном процессе <…> можно считать в основном выясненным», и потому в книге «речь пойдет о любви и смерти».

Свою смерть Андрей Тургенев выбрал сам: вернулся с прогулки в мокрой одежде, в ней же лег спать и вдобавок, уже больным, выпил холодного чаю. Никто из современников и никто из исследователей не нашел типичных для той эпохи несчастий , которые бы объяснили его решение уйти из жизни, — таких как безответная любовь, угроза бесчестия и т. п. Из слов, сказанных Пушкиным о Батюшкове, к Андрею Тургеневу отнести можно лишь несозревшие надежды

Итак, в 1803 году Андрей Тургенев был молод, здоров; благополучию его семьи ничто не угрожало. Отец его, Иван Петрович, был высокообразованным человеком и известным масоном; он много переводил — в том числе важнейшую для масонов книгу: популярное пособие Джона Мейсона по нравственному самосовершенствованию.

В масонской среде, в которой воспитывался Андрей Тургенев, не только поощрялось, но даже предписывалось ведение дневника; был такой дневник и у Ивана Петровича Тургенева, причем автор был весьма суров к себе.

Андрей Тургенев систематически вел дневник три с половиной последних года жизни. Понять содержание дневника, описывающего жизнь молодого человека конца XVIII — начала XIX веков, можно при условии, что читатель представит себе «внутренний пейзаж», где эта жизнь протекает. С этой целью анализ дневниковых записей Андрея Тургенева в книге Зорина предварен подробным повествованием о среде, к которой принадлежал его герой (первые 200 страниц книги).

Это двор и императорский придворный театр, где пьесы пишет сама императрица, а ставят их воспитанницы Смольного института. Круг розенкрейцеров с культом внутреннего и сокровенного; вдумчивого чтения и самоанализа; обширной переписки и уединенных прогулок. Молодой Карамзин, давний друг семьи, которому покровительствовал Иван Петрович Тургенев, служивший директором Московского университета.

Пристальное повествование о дневнике Андрея Тургенева начинается в третьей главе книги. Андрей Иванович, недавний выпускник Московского университета, служащий «без жалования» в Архиве Коллегии иностранных дел (именно этих молодых людей позже назовут «архивными юношами»), решил начать писать дневник. Туда он предполагал заносить литературные и театральные впечатления, а также анализировать свои мнения, чувства и настроения, «не боясь ничьей критики». Со временем Тургенев также переписывал в дневник важные для него письма.

Этот «Дневник» Зорин анализирует с точки зрения конфликта культурно дефинированных «эмоциональных матриц», воплощенных в личности автора. Так, автор дневника хотел бы перевести на русский важнейшие лично для него тексты — «Вертера» и «Коварство и любовь». Однако без особых причин эти пробы — впрочем, как и другие подобные попытки — не идут дальше нескольких фрагментов и быстро выдыхаются.

Дневниковые записи Тургенева более всего отражают его эмоции и мечтания; у него, по существу, нет планов, сколько-нибудь укорененных в реальности, — и вовсе не в силу объективной невозможности их реализации.

При этом Андрея Ивановича трудно назвать легкомысленным или поверхностным, однако он всякий раз оказывался не готов ни к систематическим умственным трудам, ни к эмоциональным связям, которые бы его к чему-то обязали или в чем-то ограничили.

В своих отношениях с любившей его Екатериной Фёдоровной Соковниной Тургенев, быть может, и хотел бы отдаться во власть эмоций, но с ужасом чувствовал в себе холодность. Эта холодность тем более его самого удручала, что чувство Соковниной было не менее цельным и трагичным, чем столь понятные Тургеневу чувства Вертера и других любимых им литературных героев…

По выражению Зорина, Андрей Тургенев был своего рода «пилотным выпуском» человека русского романтизма. Логика душевных движений Тургенева, быть может, станет для нас более внятной, если мы воспользуемся метафорой Андрея Зорина, написавшего в заключении к книге, что «таившийся в Андрее Тургеневе Онегин убил своего Ленского»…

В марте 1802 года Андрей Тургенев писал:

А вы, которы в нем отраду находили,
Которые его взлелеяли, любили
И для которых он в степи благоухал,
Проститесь с ним навек! С поникшими очами
Вы будете стоять над местом, где он цвел,
Вы вспомните о нем, и, может быть, с слезами,
Но он для ваших слез опять не расцветет
И только прах один печальный здесь найдет.

Книга Андрея Зорина «Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века» вошла в длинный список премии . на нее Екатерины Буз ТрВ-Наука публиковала в № 205 от 31 мая 2016 года.

Редакция

А. И. ТУРГЕНЕВ Воспроизводится по изданию: Поэты 1790-1810-х годов. Л.: Сов. писатель, 1971. (Библиотека поэта; Большая серия). Электронная публикация -- РВБ , 2007. СОДЕРЖАНИЕ Биографическая справка 69. Стихи, сочиненные дорогой из Москвы в Петербург 70. Отрывок. К А. С. К<айсаро>ву 71--76. Эпиграммы 1. "За что ты на меня сердита, я то знаю..." 2. "Адам еще в раю... 3. "О, как священная религия страдает!.." 4. "Он сроду не краснел..." 5. "В час скуки..." 6. "Кутузов! Вот еще работа для тебя!.." 77. С. И. П<лещеев>у 78. "В дыхании зефиров..." 79. "О ты, которую несчастье угнетает..." 80. Надпись к портрету Гете 81. Стихи А. М. С<оковнин>ой на неверность друга 82. <В. А. Жуковскому> ("Тебе легко, мой друг...") 83. К ветхому поддевическому дому А. Ф. В<оейко>ва 84. К отечеству 85. "Ума ты светом озарен..." 86. "И в двадцать лет уж я довольно испытал!.." 87. "Пусть ей несчастлив я один..." 88. "Забудем здесь искать блаженства..." 89. "А вы, которы в нем отраду находили..." 90. "Ты добр! Но пред тобой несчастный, угнетенный..." 91. Элегия 92. <В. А. Жуковскому> ("Смиренный жизни путь...") 93. 94. "Мой друг! Коль мог ты заблуждаться..." 95. "Уже ничем не утешает..." Биографическая справка Андрей Иванович Тургенев (1781--1803) -- старший из четырех братьев Тургеневых, семьи, давшей русской культуре начала XIX века плеяду выдающихся деятелей. Самые первые впечатления будущего поэта были связаны с обстановкой опального существовании отца, И. П. Тургенева, высланного в свое саратовское поместье после разгрома кружка Новикова. Начало литературной деятельности Андрея Тургенева было связано с масонской моралистической поэзией и прозой, культивировавшимися в университетском пансионе, куда его отдали учиться. Позднее, как протест против этих вкусов, оформилось юношеское увлечение творчеством Карамзина, влияние которого заметно на первых рукописных опытах Андрея Тургенева. Однако к концу 1790-х годов чувствительность и изящный скептицизм Карамзина были вытеснены в сознании молодого поэта Шиллером, поэзией "бури и натиска", литературой, проповедовавшей мужество и сопротивление деспотизму. Отношение Андрея Тургенева к карамзинизму оставалось сложным: наряду с острой полемикой имела место и органическая связь. Не случайно и "К отечеству", и "Элегия" были опубликованы в журнале Карамзина "Вестник Европы". К началу 1802 года увлечение Шиллером сменяется интересом к Шекспиру (Тургенев переводит "Макбета") и фольклору. Все большую определенность получает его требование народности литературы. Требование гражданственности в поэзии сочеталось в последние годы павловского царствования в сознании А. Тургенева с бурным ростом тираноборческих настроений, противопоставленных культивировавшимся в семье мистицизму, проповеди морального самоусовершенствования и отрицанию политики. Не случайно он стал кумиром и образцом для среднего брата, декабриста Николая Тургенева. В 1801 году Андрей Тургенев и Мерзляков выступили инициаторами Дружеского литературного общества. В ноябре 1801 года он переехал в Петербург, службу и был причислен к канцелярии Новосильцева. Пребывание в столице было кратким -- он был отправлен дипломатическим курьером в Вену; в феврале 1803 года он возвратился в Петербург, а 8 июля того же года скоропостижно скончался от "горячки с пятнами". Вся короткая жизнь Андрея Ивановича Тургенева была заполнена непрерывной литературной деятельностью. Почти все его труды до нас не дошли -- лишь некоторые сохранились в отрывках. Интереснейший культурный памятник -- дневник Андрея Тургенева, документ самовоспитания передового русского человека преддекабристской эпохи, -- до сих пор не опубликован. Речи Тургенева в Дружеском литературном обществе свидетельствуют о том, что он обладал незаурядным талантом критика. Стихотворения Андрея Тургенева никогда не были собраны. Предполагавшееся в серии "Архив братьев Тургеневых" их издание не состоялось. Настоящая публикация является наиболее полной. В нее не вошли лишь отдельные разрозненные строки и незавершенные черновые наброски (к ним относятся отрывки сатирической поэмы, процитированной нами во вступительной статье). Издание стихотворений Андрея Тургенева: "Поэты начала XIX века", "Б-ка поэта" (М. с.), 1961, с. 253. 69. СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ ДОРОГОЙ ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ Вотще невежество свой грубый глас возносит, Вотще оно тебя, о Карамзин, поносит -- Сердца чувствительны ты будешь век пленять, И славы можешь ли ты сам другой желать? Кто Агатона чтет, всяк слезы проливает, Пленясь творением, творца благословляет; Тебе сердца пленять дар милый небом дан, Пой к удовольствию, пой к славе россиан! 1796 70. ОТРЫВОК К А. С. К<айсаро>ву Когда весенняя улыбка Чело природы озарит, Когда в дыхании зефира Прольется сладость и восторг, Сильней сердца в груди забьются И кровь любовью закипит, Когда в врагах мы узрим братьев И в их объятиях прольем Слезу прощенья, примиренья,-- Тогда, тогда, мой милый друг, Узрев, как после бурь ужасных, Как после мрачныя зимы Природа снова зеленеет И снова добрые сердца Зовет к святому наслажденью, -- Стремись в объятия ее, Впивай в себя весны дыханье И томну грудь им оживи. Ее влиянье благодатно Унылость в сердце истребит; Надежда кроткая, благая Рассеет мрак души твоей И светлые лучи блаженства Возблещут в радостных слезах. 1797 71-76. ЭПИГРАММЫ 1 Т. К. Ф. За что ты на меня сердита, я то знаю -- За то, что для тебя стихов не сочиняю, Прости ты в том меня, ведь это оттого, Что не желаю я злословить никого. 1797 2 Адам еще в раю с женой был жить обязан; Так до падения он был уже наказан. 1797 3 О, как священная религия страдает! Вольтер ее бранит, Кутузов защищает. 1797 4 Он сроду не краснел, краснеть и не умеет, Он врет, он лжет и не краснеет. Но может в краску он всегда других вводить, Лишь только их начнет хвалить. 1797 5 В час скуки думая хоть чем-нибудь заняться, Судьба в сей день тебя на свет произвела, Но не могла никак от смеха удержаться, Взглянувши на тебя, и грусть ее прошла. 25 сентября 1799 6 Кутузов! Вот еще работа для тебя! Пиши, бесись, ругай, и осрами... себя. 7 декабря 1799 77. С. И. П<ЛЕЩЕЕВ>У В чьем сердце добродетель Свой трон соорудила, Кто ею согреваем, Как братьев любит ближних, Им предан всей душою И счастлив их блаженством; Чей путь в сей жизни краткой Любовь друзей нежнейших, Любовь супруги милой, Взор ангельский младенца (Залога нежной страсти) Цветами устилают; Кто в горестны минуты, В минуты испытанья Находит утешенье В святом благотворенье, -- Тот счастлив, счастлив прямо; Хоть проливает слезы, В слезах его играет Луч кроткия отрады, В душе его источник Блаженства, наслаждений! П<лещеев>, здесь узнай себя! И, зря святых небес к тебе благоволенье, Благословляй творца в сердечном умиленье. Чего желать еще осталось для тебя!.. 25 сентября 1799 78 В дыхании зефиров, На крыльях благодати Низлетит к нам весна -- Весна! Весна! Кроткая, любезная, вечно юная богиня! Весна низлетит к нам в дыхании любви отческой. Огнь любви разольется во вселенной, счастье озарит людей светлыми лучами в объятиях любви. Дух жизни -- будет дух любви. Всё восторжествует, всё исполнится радости. В врагах мы узрим братьев нежных И в их объятиях прольем Слезу прощенья, примиренья. Всё принесет дань благодарности благословляющему, и мы в радости сердца воскликнем: Цвети, любовь, в природе, Будь жизнию вселенной, Будь жизнию пылинке, Будь жизнию богов! Красуйся, добродетель! С любовию сопрягшись, Лучом ее венчайся И радость лей в сердца. 29 ноября 1799 79 О ты, которую несчастье угнетает, Чье сердце горестью питается одной, Нигде, ни в чем себе отрад не обретает, Покрыта чья душа отчаяния тьмой, -- Воззри на небеса с сердечным умиленьем, К небесному отцу простри свой томный глас И с пламенной слезой моли об утешеньи. Но счастья не ищи -- его здесь нет для нас, В сем мире, где злодей, страх божий забывая, Во злодеяниях найти блаженство мнит, Рукою дерзкою сирот и вдов теснит, Слезам, отчаянью, проклятьям не внимая. 1799 80. НАДПИСЬ К ПОРТРЕТУ ГЕТЕ Свободным гением натуры вдохновленный, Он в пламенных чертах ее изображал И в чувстве сердца лишь законы почерпал, Законам никаким другим не покоренный. 1 0 августа 1800 81. СТИХИ А. М. С<ОКОВНИН>ОЙ НА НЕВЕРНОСТЬ ДРУГА Возможно ли, она (конечно, ведь не он) Оставила тебя. Забыла! Она, которую так нежно ты любила? Что делать! Ветреность для многих здесь закон. Что было мило нам, мы часто оставляем Лишь только для того, чтоб новое найтить. Найдем -- и через час вздыхаем, Хотим прошедшее опять поворотить, Но ах! уж поздно, всё пропало. Что прежде столько восхищало, Пропало -- где его искать? Страшись хорошее на лучшее менять! Одно с тобой перед глазами, Другое где-то за горами; Притом же всё вдали обманчиво для глаз; И можно ли сравнить надежду с увереньем? Раскаешься и сам, но будет всё не в час; И ты останешься с одним нравоученьем! Ах! Друга твоего неверного урон (Он только жалок мне) ничем не наградится. Ах! Если б знал ценить свое блаженство он, Когда бы чувствовал, чего в тебе лишится! Напрасно по тебе он будет слезы лить, Ему тебя никто, никто не замени т. Но ты, под счастливой рожденная звездою, С любезной, пламенной, нежнейшею душою, Ты друга вновь найдешь для сердца твоего, Найдешь -- и розами усыплешь путь его. Чтоб рай вкусить, другим в сем мире неизвестный, Рай вечно, вечно жить в душе твоей прелестной, Он жизни для тебя своей не пощадит: Пускай против него рок злобный ополчится -- Он с роком для тебя бестрепетно сразится И в смертный час еще тебя благословит. 10 апреля 1801 82. <В. А. ЖУКОВСКОМУ> Тебе легко, мой друг, предписывать законы, Сердиться, губу дуть, ссылаяся на оны: Приказывать легко, но трудно исполнять. Сие, кто служит, всяк, конечно, должен знать, В архиве ль служит кто иль в соляной конторе, В сенате, в армии иль в корабле на море. 1801 83. К ВЕТХОМУ ПОДДЕВИЧЕСКОМУ ДОМУ А. Ф. В<ОЕЙКО>ВА Сей ветхий дом, сей сад глухой -- Убежище друзей, соединенных Фебом, Где в радости сердец клялися перед небом, Клялись своей душой, Запечатлев обет слезами, Любить отечество и вечно быть друзьями. 1801 84. К ОТЕЧЕСТВУ Сыны отечества клянутся! И небо слышит клятву их! О, как сердца в них сильно бьются! Не кровь течет, но пламя в них. Тебя, отечество святое, Тебя любить, тебе служить -- Вот наше звание прямое! Мы жизнию своей купить Твое готовы благоденство. Погибель за тебя -- блаженство, И смерть -- бессмертие для нас! Не содрогнемся в страшный час Среди мечей на ратном поле, Тебя, как бога, призовем, И враг не узрит солнца боле Иль мы, сраженные, падем -- И наша смерть благословится! Сон вечности покроет нас; Когда вздохнем в последний раз, Сей вздох тебе же посвятится!.. <1802> 85 Ума ты светом озарен И видишь бездны пред собою; Но к ним стремишься, увлечен Слепою, пламенной душою. На небо скорбный вздох летит, Ты слаб -- оно тебя терзает, В тебя отчаянье вливает И твердым быть тебе велит. Свободы ты постиг блаженство, Но цепи на тебе гремят; Любви постигнул совершенства И пьешь с любовью вместе яд. И ты терзаешься тоскою, Когда другого в гроб кладешь! Лей слезы над самим собою, Рыдай, рыдай, что ты живешь! 2 января 1802 ввечеру 86 И в двадцать лет уж я довольно испытал! Быть прямо сча стливым надежду потерял, Простился навсегда с любезнейшей мечтою И должен лишь в прошедшем жить, В прошедшем радость находить; И только иногда отрадною слезою Увядше сердце оживлять. Невинность сердца! Утро ясно Блаженных детских дней! Зачем ты так прекрасно, Зачем так быстро ты? Лишь по тебе вздыхать Осталось бедному, ты всё мое богатство! Живи хоть в памяти моей И каплю ба льзама в стесненну душу влей! 21 марта 1802 87 Пусть ей несчастлив я один, Но миллионы ей блаженны; Отечества усердный сын, Я прославлял ее, но, сердцем восхищенный, Не милости искал, святую милость пев. Не нужно правому прощенье: Он видит в милости другое оскорбленье. Тому ль, кто чист в душе, ужасен царский гнев? 21 марта 1802 88 Забудем здесь искать блаженства, В юдоли горести и слез: Там, там, на высотах небес, Жилище блага, совершенства. Там бедный труженик земной, Достигнув вечного покою, Узнает, что есть бог благой. Но здесь, тягчим его рукою, В нем видя грозного судью, Как тень от горя исчезая, Напрасно слезы проливая, Клянет он молча жизнь свою. 21 марта 1802 89 А вы, которы в нем отраду находили, Которые его взлелеяли, любили И для которых он в степи благоухал, Проститесь с ним навек! С поникшими очами Вы будете стоять над местом, где он цвел, Вы вспомните о нем, и, может быть, с слезами, Но он для ваших слез опять не расцветет И только прах один печальный здесь найдет. 21 марта 1802 90 Ты добр! Но пред тобой несчастный, угнетенный, Невинный к небесам возносит тяжкий стон. Злодей, и в почести, и в знатность облеченный, Сияющий в крестах, и веру, и закон В орудие злодейств своих преобращает. Нет правосудия, защиты нет нигде, Земные боги спят в беспечности... И самый гром небес на время умолкает. Ищи же счастья здесь, о добрый друг людей, Ищи его себе... 1802 91. ЭЛЕГИЯ Ainsi s"eteint tout ce qui brille un moment sur la terre!.. J. J. Rousseau 1 Так угасает всё, что мгновенно блистает на земле! Ж.-Ж. Руссо (франц.). -- Ред. Угрюмой Осени мертвящая рука Уныние и мрак повсюду разливает; Холодный, бурный ветр поля опустошает, И грозно пенится ревущая река. Где тени мирные доселе простирались, Беспечной радости где песни раздавались, -- Поблекшие леса в безмолвии стоят, Туманы стелются над долом, над холмами. Где сосны древние задумчиво шумят Усопших поселян над мирными гробами, Где всё вокруг меня глубокий сон тягчит, Лишь колокол нощной один вдали звучит, И медленных часов при томном удареньи В пустых развалинах я слышу стон глухой, -- На камне гробовом печальный, тихий Гений Сидит в молчании, с поникшею главой; Его прискорбная улыбка мне вещает: "Смотри, как сохнет всё, хладеет, истлевает; Смотри, как грозная, безжалостная смерть Все ваши радости навеки поглощает! Всё жило, всё цвело, чтоб после умереть! О ты, кого еще надежда обольщает, Беги, беги сих мест, счастливый человек! Но вы, несчастные, гонимые Судьбою, Вы, кои в мире сем простилися навек Блаженства с милою, прелестною мечтою, В чьих горестных сердцах умолк веселья глас, Придите -- здесь еще блаженство есть для вас! С любезною навек иль с другом разлученный ! Приди сюда о них в свободе размышлять. И в самых горестях нас может утешать Воспоминание минувших дней блаженных ! Ах! только им одним страдалец и живет! Пускай счастливца мир к веселию зовет, Но ты, во цвете лет сраженная Судьбою, Приди, приди сюда беседовать с тоскою! Ни юность, для других заря прекрасных дней, Ни прелести ума, ни рай души твоей, Которой всё вокруг тебя счастливо было, -- Ничто, ничто Судьбы жестокой не смягчило! Как будто в сладком сне узнала счастье ты, Проснулась -- и уж нет пленительной мечты! Напрасно вслед за ней душа твоя стремится, Напрасно хочешь ты опять заснуть, мечтать: Ах! тот, кого б еще хотела ты прижать К иссохшей груди -- плачь! -- уж он не возвратится Вовек!.. Здесь будешь ты оплакивать его, Всех в жизни радостей навеки с ним лишенна. Здесь бурной осенью Природа обнаженна Разделит с нежностью грусть сердца твоего; Печальный мрак ее с душой твоей сходнее, Тебе ли радости в мирском шуму найти? Один увядший лист несчастному милее, Чем все блестящие весенние цветы И горесть сноснее в объятиях свободы! Здесь с ним тебя ничто, ничто не разделит: Здесь все тебе о нем лишь будет говорить. С улыбкой томною отцветшия Природы Его последнюю улыбку вспомнишь ты; А там, узрев цветов печальные следы, Ты скажешь где они? здесь только прах их тлеет, И скоро бурный вихрь и самый прах развеет! И время быстрое блаженства твоего, И тень священная, и образ вечно милый Воскреснут, оживут в душе твоей унылой. Ты вспомнишь, как сама цвела в глазах его! Как нежная рука тебя образовала И прелестью добра тебя к добру влекла; Как ты все радости в его любви вмещала И радостей иных постигнуть не могла; Как раем для тебя казалась вся вселена... Но жизнь обман, а ты, минутой обольщенна, Хотела вечно жить для счастья, для него; Хотела -- гром гремит -- ты видишь... гроб его!.. Что счастье? Быстрый луч сквозь мрачных туч осенних: Блеснет -- и только лишь несчастный в восхищеньи К нему объятия и взоры устремит, Уже сокрылось все, чем бедный веселился, Отрадный луч исчез, и мрак над ним сгустился, И он, обманутый, растерзанный, стоит И небо горестной слезою укоряет! Так счастья в мире нет, и кто живет -- страдает! Напрасно хочешь ты, о добрый друг людей, Найти спокойствие внутри души твоей, Напрасно будешь ты сей мыслью веселиться, Что с мирной совестью твой дух не возмутится! Пусть с доброю душой для счастья ты рожден, Но, быв несчастными отвсюду окружен, Но бедствий ближнего со всех сторон свидетель -- Не будет для тебя блаженством добродетель Как часто доброму отрада лишь в слезах, Спокойствие в земле, а счастье в небесах! -- Не вечно и тебе, не вечно здесь томиться! Утешься; и туда твой взор да устремится, Где твой смущенный дух найдет себе покой И позабудет всё, чем он терзался прежде; Где вера не нужна, где места нет надежде, Где царство вечное одной любви святой! 1802 92. <В. А. ЖУКОВСКОМУ> Смиренный жизни путь цветами устилая, Живи, мой милый друг, судьбу благословляя, И ввек любимцем будь ее. Блаженство вольности, любви, уединенья И муз святые вдохновенья Проникнут сладостью всё бытие твое. А мне судьба велит за счастием гоняться, Искать его, не находить, Но я не буду с ней считаться, Коль будешь ты меня любить. 1 января 1803 93. Забавный старичок, прославленный пиита, Кому дорога к нам давно уже открыта, Не знаю, до тебя дойдет ли речь моя; Жаль, если не дойдет, но в том невинен я. Смиренья должного границы преступая, В смирении своем тебя с собой равняя, Что "Кадма" ты сложил, прощает Фенелон, Но если сведает о "Полидоре" он? 11 февраля 1803 94 Мой друг! Коль мог ты заблуждаться И с чистой, пламенной душой Блаженством на земли ласкаться,-- Скорей простись с твоей мечтой. С твоей сердечной простотою Обманов жертвой будешь ты; Узнаешь опытностью злою, Сколь едко жало клеветы; Всех добрых дел твоих в заплату Злодеи очернят тебя. Врагу ты вверишься, как брату, И в пропасть ввергнешь сам себя. Восстанешь, роком пораженный, Но слез не будешь проливать; Безмолвной скорбью отягченный, Судьбу ты будешь проклинать; Потухнет в сердце чувства пламень, Погаснет жизни луч в очах, В груди носить ты будешь камень, И взор твой будет на гробах. 31 марта 1803 95 Уже ничем не утешает Себя смущенный скорбью дух; Весна природу воскрешает, Но твой осиротевший друг Среди смеющейся природы Один скитается в тоске, Напрасно ждет, лишен свободы, Счастливой части и себе! Не верит, кто благополучен, Мой друг! несчастного слезам; Но кто страдал в сей жизни сам, Кто сам тоскою был размучен, И, миг себя счастливым зрев, Навеки счастия лишенный, Судьбы жестокой терпит гнев, И, ей на муку осужденный, Не зрит, не зрит бедам конца,-- Тому все бедства вероятны, Тому везде, везде понятны В печали ноющи сердца. 25--28 июня 1803 ПРИМЕЧАНИЯ 69. Печ. впервые по автографу ПД. Стихотворение посвящено слухам, распространявшимся придворными и литературными врагами Карамзина, который писал в конце 1795 г.: "Московские мои приятели заминают меня скорее возвратиться в Москву, чтоб уничтожить разные слухи, рассеянные обо мне злобою и глупостию, одни говорят, что меня уже нет на свете, другие уверяют, что я в ссылке... Больно видеть, что некоторые люд и без всякой причины желают мне зла" ("Письма H. M. Карамзина к И. И. Дмитриеву", СПб., 1866, с. 62). Агатон -- лирический отрывок Карамзина на смерть А. А. Петрова "Цветок на гроб моего Агатона" 70. Поэты, с. 255. Печ. по автографу ПД. Когда в врагах мы узрим братьев и т. д. -- отражение мыслей из "Философских писем" Шиллера. 71--76. Поэты, с 256 (за исключением NoNo2, 5, 6). Печ. по автографу ПД. 3. Кутузов -- П. И. Голенищев-Кутузов. В 1799 г. в журнале "Иппокрена" (т. 4, с. 17) он опубликовал стихи, содержащие доносительные намеки на Карамзина. Из письма Тургенева к А. С. Кайсарову известно, что это выступление, кроме эпиграммы Тургенева вызвало неизвестный нам стихотворный отклик Кайсарова (см.: "Ученые записки ТГУ", вып. 63, 1958, с. 52). 6. Написано, очевидно в связи со слухами о выходе пятой части "Писем русского путешественника", посвященной событиям Великой французской революции. Тексту эпиграммы предшествует запись: "Выходит 5 том писем Кар<амзина>. Не сочинить ли чего-нибудь? (Смешны покажется такие приготовления, но я пишу, что лезет в голову, и пишу для себя). Сказавши, что выходит Карамзина) книга, заключу". Книга Карамзина из-за цензурного запрета не вышла, полный текст писем появился лишь в 1801 г. 77. Поэты, с. 257. Печ. по автографу ПД. П<лещеев> С. И. (1752--1802) -- масон, друг И. П. Тургенева, отца поэта. 78. Печ. впервые по автографу ПД. После текста стихотворения запись "Эту пьесу написал я в один день в два приема". 79. Поэты, с. 259. Печ. по автографу ПД. 80. В Жирмунский. Гете в русской литературе, Л., 1937, с. 76, без загл. Печ. по автографу ПД. Стихи написаны Тургеневым в качестве посвящения на экземпляре своего перевода "Вертера" (выполненного совместно с Мерзляковым), подаренном Жуковскому. В автографе стихотворению предшествует запись "Вчера познакомился я с Дмитриевым, с которым вместе обедал у Карамзина. Самый веселый и приятный обед. Вот надпись к портрету Гете". В характеристике Гете выделено как основное -- свобода от правил и верность "натуре", что типично для предромантического, "штюрмерского" истолкования его творчества. 81. С<оковнин>а (в замужестве Павлова) A. M. (1784--1873) -- одна из трех сестер Соковниных, близких к Дружескому литературному обществу. Об отношениях А. Тургенева и его брата Александра к семейству Соковниных в дневнике А. Тургенева имеется запись "С<оковнины> связали нас с братом еще больше мы еще более узнали, что мы можем и умеем сделать друг для друга величайшие пожертвования. Что других могло разлучить, расторгнуть навеки друг от друга, то самое теснее нас связало" ("Архив бр. Тургеневых", вып. 2, СПб., 1911, с. 254). 82. Печ. впервые по автографу ПД. В архиве ль служит кто иль в соляной конторе. Архив министерства иностранных дел в Москве -- место службы многих светских молодых людей в начале XIX в Служба в архиве считалась синекурой. Оба старших брата Тургеневых одно время там служили. В соляной конторе служил Жуковский. 83. Поэты, с. 261. Печ. по автографу ПД. Стихотворение обращено к дому Воейкова в Москве у Девичьего монастыря и связано с совершившимся в нем центральным событием из истории Дружеского литературного общества -- "экстра-ординарным собранием" в честь отечества, на котором Тургенев прочет речь о любви к отечеству (см.: ЛН, т. 60, M., 1956, с 334). Позже он писал друзьям об этом дне: "Вспомните этот холодный еще, сумрачный апрельский день и час в развалившемся доме, окруженном садом и прудами. Вспомните гимн Кайсарова, стихи Мерзлякова вспомните себя и, если хотите, речь мою" ("Ученые записки ТГУ", вып. 63, 1958, с. 66--67). 84. BE, 1802, No 4, с. 277. В 1806 г. издано отдельной листовкой. Стихотворение принадлежало к наиболее популярным произведениям гражданской поэзии 1800-х годов. 85. Поэты, с. 262. Печ. по автографу ПД. 86. Поэты, с. 263. Печ. по автографу ПД. Перед текстом запись: "Прямо набело написалось". Элегия представляет собой -- впервые в русской поэзии -- реализацию одной из основных тем романтической лирики раннего разочарования и преждевременной старости души. Если Батюшков и Милонов разрабатывали тему преждевременной смерти, то Андрей Тургенев ввел в русскую поэзию мотив духовной смерти, гибели надежд и упований. 87. Поэты, с. 264. Печ. по автографу ПД. Перед текстом надпись: "Доро гой". Стихотворение представляет собой отказ от прославления милости. Для понимания его смысла важны черновые наброски, хранящиеся в ГПБ: "Что [превосходнее милости] К царям Но друзья! Какая бы ни была судьба наша -- будем тверды [Умрем, сойдем без трепета во гроб] Сойдем во гроб -- но светлый луч, Сквозь мрак проникнув грозных туч, Для нас над гробом воссияет. Умолкните на время стоны Несчастных, горьких матерей". Можно полагать, что идея этого произведения зародилась у А. Тургенева под влиянием стихотворения Карамзина "К милости", которое высоко ценили в кругу Дружеского литературного общества, считая его образцом смелой гражданской поэзии. В публикуемом стихотворении Тургенев отказывается от концепции Карамзина и требует замены принципа милости законностью, а в милости видит беззаконие, отказываясь противопоставлять ее деспотизму. Однако идея законности тотчас же вызывала мысль о борьбе за ее реализацию, а добровольный отказ от права на милость подсказывал, что борьба эта будет суровой. Отсюда обилие призывов быть готовыми к гибели, наполняющих черновик стихотворения. 88. Поэты, с. 266. Печ. по автографу ПД. 89. Печ. впервые по автографу ПД. Продолжая запись 21 марта 1802 г., Тургенев занес в дневник: "Дорогой мне пришло на мысль написать песнь несчастного при погребении". Далее идет текст публикуемого стихотворения. 90. Поэты, с. 265. Печ. по автографу ГПБ. Стихотворение посвящено одной из основных философских проблем, завещанных эпохой Просвещения, -- идее врожденной доброты людей и соотношения доброты человека и испорченности общества. 91. BE, 1802, No 13, с. 52, подпись: -- въ, текст сопровожден примечанием H. M. Карамзина: "Это сочинение молодого человека с удовольствием помещаю в "Вестнике". Он имеет вкус и знает, что такое пиитический слог. Некоторые стихи прекрасны, как то увидят читатели. Со временем любезный сочинитель будет конечно оригинальнее в мыслях и в оборотах; со временем о самых обыкновенных предметах он найдет способ говорить по-своему. Это бывает действием таланта, возрастающего с летами..." "Элегия" Тургенева оказала большое влияние на поэтов пушкинского поколения. Кюхельбекер в крепости писал: "Еще в лицее любил я это стихотворение, и тогда даже больше "Сельского кладбища", хотя и был тогда энтузиастом Жуковского. Окончание Тургенева элегии бесподобно" (В. К. Кюхельбекер, Дневник, Л., 1929, с. 63). Угрюмой Осени мертвящая рука. Стих пересказан в лицейской элегии Пушкина "Осеннее утро" ("Уж осени холодною рукою Главы берез и лип обнажены"). Но ты, во цвете лет сраженная Судьбою. Речь идет о В. М. Соковниной, одной из трех сестер Соковниных (см. примеч. 81). Напрасно хочешь ты, о добрый друг людей, Найти спокойствие внутри души твоей -- полемическое выступление против карамзинской идеи "внутреннего" счастья, независимого от внешних условий жизни. В духе этой идеи выступали Жуковский и Александр Тургенев (см. об этом: "Ученые записки ТГУ", вып. 63, 1958, с. 62). 92. Поэты, с. 272. Печ. по автографу ПД. 93. Поэты, с. 273. Печ. по автографу ПД. Херасков M. M. (1733--1807) -- автор эпических поэм, из которых наиболее известны "Владимир Возрожденный" и "Россиада". Считавшийся в конце XVIII в. признанным главой русской литературы, Херасков в начале XIX в. исповедовал устарелые художественные принципы и откровенно реакционные взгляды. Весной 1800 г. Андрей Тургенев записал в дневнике "Вышел "Царь", поэма M. M. Хераскова. И седой старик не постыдился посрамить седины свои подлейшими ласкательствами, и притом безо всякой нужды. Какое предисловие. Какой надобно иметь дух, чтобы так нагло, подло, так бесстыдно писать от лица истины, какая мораль "Законов выше княжеские троны!"" (А. Ф. Мерзляков, Стихотворения, "Б-ка поэта" (Б. с.), 1958, с. 12). "Кадм", "Полидор" -- "Кадм и Гармония" и "Полидор, сын Кадма и Гармонии", романы Хераскова. Фенелон Фр. де Солиньяк де ла Мот (1651 --1715) -- французский писатель, автор романа "Приключения Телемака", пользовавшегося в России большой популярностью. Его романы считались образцом эпической политико-дидактической прозы -- жанра, насаждаемого в России Херасковым. Одновременно Фенелон воспринимался как обличитель тирании, враг неограниченного самодержавия, проповедником которого сделался Херасков начиная с "Полидора". 94. Поэты, с. 274. Печ. по автографу ПД. 95. Поэты, с. 275. Печ. по автографу ПД.