Исторически необходимость в создании службы скорой помощи и перевозки больных наиболее остро проявилась после пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года с большим количеством пострадавших, которые не могли самостоятельно добраться до больниц. И такая служба была создана в самые кратчайшие сроки.

Краткая история автомобилей скорой помощи в СССР и РФ

До начала 1930-х гг. автомобили скорой помощи в СССР строились преимущественно на импортных шасси, а также на отечественном шасси АМО-Ф-15 .

С освоением массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА кареты скорой помощи создавались преимущественно на их шасси, иногда даже с изменённым дизайном оперения. Для нужд армии с конца 1930-х массовой серией выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторки ГАЗ-ММ , который во время ВОВ дополняли тяжёлые автомобили ЗИС-16С и ЗИС-44 .

После войны на базе массового 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 выпускался санитарный автомобиль ПАЗ-653. Для нужд столичных медицинских учреждений до войны выпускалась санитарная версия ЗИС-101С правительственного лимузина ЗИС-101 , а после войны аналогичная модель ЗИС-110А на базе лимузина ЗИС-110 .

Для более массового использования предназначался автомобиль ГАЗ-12Б на базе седана большого класса ЗИМ . Существовала версия и на базе массового седана ГАЗ-М20 «Победа» . В качестве массовых санитарных автомобилей в 1960-1980-х гг. использовались автомобили «Волга » с кузовом универсал ГАЗ-22 , ГАЗ-24-03 и ГАЗ-24-13 , но наибольшую популярность приобрели микроавтобусы моделей РАФ-977 , РАФ-2203 и УАЗ-452 А.

Для обслуживания медицинских учреждений «4-го управления» на базе седанов большого класса «Чайка » (ГАЗ-13 и ГАЗ-14) и лимузинов высшего класса ЗИЛ-114 , ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41047 , а также малых представительских автобусов «Юность» (ЗИЛ-118 и ЗИЛ-119) в единичных экземплярах выпускались реанимобили, ставшие в 1980-х непременными атрибутами эскорта престарелого руководства СССР [ ] .

В 2000-х гг. основная часть российского парка автомобилей скорой помощи состоит из моделей ГАЗ семейств ГАЗ-32214 «Газель» и ГАЗ-2217 «Соболь» , а также модели 3261 на базе микроавтобусов ГАЗ (Газели и Соболя) произведеные в Нижнем Новгороде и УАЗ-3962 и микроавтобусов зарубежного производства (преимущественно марок Ford Transit , Mercedes-Benz Sprinter и Peugeot Boxer). Последние, как правило, - на реанимационных и других специализированных бригадах.

Но уже в 2015 г. основной парк машин скорой помощи особенно в крупных городах был заменен на иномарки. Особенно комфортабельные автомобили используют организации частной формы собственности, оказывающие услуги скорой помощи и перевозки лежачих больных.

Цветовое оформление реанимобилей

Запрещается использовать санитарные автомобили для мероприятий не связанных с медицинским обеспечением.

Автомобили медицинской помощи

Как правило это легковые автомобили не имеющие постоянного медицинского экипажа и специальных средств для оказания помощи. Обслуживают учреждения здравоохранения и других учреждений, которые заказывают данные автомобили. Предназначены для перевозки врачей или медсестёр для выезда к лежачим больным, доставки анализов, мелких партий медикаментов и так далее. Такие автомобили не окрашиваются по специальной схеме, а лишь имеют надпись «медицинская помощь».

Автомобили с красными крестами в особом представлении не нуждаются. Любой нормальный водитель, завидев в зеркале микроавтобус с включенной мигалкой, тут же принимает вправо, ведь каждый день эти автомобили и их экипажи несут зачастую невидимую, но очень важную службу – спасают чью-то жизнь. Счет, как говорится, идёт на минуты – и во многом именно от комфортабельности и скоростных качеств реанимобиля вот уже свыше сотни лет зависит жизнь больного. Сегодня мы вспомним и тех, кто трудится на дорогах сегодня, и тех, кто нес оперативную службу сотню лет назад.

В Российской Империи «скорая помощь» появилась еще в позапрошлом веке: в 1897 году первая станция открылась в… Варшаве, которая на тот момент входила в состав государства.

Годом позже, 28 апреля 1898-го, в соответствии с приказом московского обер-полицмейстера была создана служба скорой медицинской помощи и перевозки больных. Затем станции Скорой помощи заработали в Санкт-Петербурге и Одессе.

Разумеется, кареты новообразованной службы имели «гужевой привод» — то есть, приводились в движение с помощью конной тяги. Однако сам состав каждой кареты принципиально ничем не отличался от любой современной «неотложки» — врач, фельдшер и санитар, а также «водитель», то есть кучер.

Активная автомобилизация в начале ХХ века сказалась и на службе Скорой помощи: в 1907 году на Международном автосалоне в Петербурге фабрика П.А. Фрезе показала собственный санитарный автомобиль на шасси Renault.

Чуть позже в Москве появился первый санитарный автомобиль, созданный по проекту доктора Поморцева на Московской экипажно-автомобильной фабрике П.П. Ильина. Автомобиль базировался на шасси La Buire 25/35 и подходил как для перевозки больных, так и для оказания хирургической помощи. Такой же автомобиль был приобретен Военным ведомством и, скорее всего, именно он стал первым санитарным автомобилем русской армии.

Дальнейшие коррективы в развитие санитарных автомобилей в России внесла Первая мировая война. Для эвакуации раненых в сжатые сроки было сформировано больше полусотни автомобильно-санитарных отрядов со специализированными машинами, которые чаще всего являлись брезентовыми фургонами с четырьмя носилками на специальных амортизирующих подвесах.

Не остались в стороне и общественные автомобильные организации — в частности, Первый русский автомобильный клуб в Москве и Императорское Российское автомобильное общество. Они сформировали из добровольцев на переоборудованных собственных автомобилях санитарные колонны, которые оперативно доставляли раненых солдат русской армии в госпитали, буквально спасая их жизни.

В первые годы после революции 1917 года использовалась старая либо трофейная техника, причем больным приходилось отправляться в больницу самостоятельно, поскольку служба Скорой помощи выезжала лишь на несчастные случаи. Однако с 1926 года врачи вновь стали выезжать на вызов к больным — сначала на велосипедах и мотоциклах, а затем и на легковушках.

Как правило, в качестве «санитарок» за редким исключением использовались переделанные в кустарных условиях зарубежные автомобили прежних лет.

Даже сотрудники относительно обеспеченной средствами московской скорой помощи столкнулись с проблемой нехватки медицинских бригад и изношенностью автомобилей, из-за чего работа службы была сопряжена с постоянными трудностями.

В то время стало очевидно, что на одних лишь «трофейно-убитых» санитарных автомобилях на импортных шасси далеко не заедешь. Первым собственным медицинским автомобилем молодого советского государства стала модификация АМО-Ф-15, выпущенная в 1925 году.

Грузовой автомобиль по комфорту и надежности плохо годился на ту роль, которую ему отводили, поэтому вскоре для нужд скорой помощи были приобретены… автомобили Mercedes 15/70/100 PS.
Конечно же, закупленные Мерседесы работали в Москве, причем явно «до полного износа», то есть до конца тридцатых годов.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Поскольку в начале тридцатых в Горьком заработал новый автомобильный завод, который должен был выпускать массовые легковушки и грузовики, будущим советским «санитаркам» было суждено базироваться на шасси автомобилей ГАЗ.

В первую очередь переделке подвергались , ставшие практически основным медицинским транспортом предвоенного периода. Интересно, что на базе ГАЗ-АА и её дальнейшего развития ГАЗ-ММ выпускались как санитарные автомобили кустарного производства, так и машины под индексом ГАЗ-55 с так называемым стандартным кузовом.

Именно незаводская модификация ГАЗ-ММ, в сердцах названная водителем «пылесосом», мелькает в кадрах фильма «Кавказская пленница».

1 / 2

2 / 2

Судя по очертаниям кабины, «пылесос» Эдика из «Кавказской пленницы» был кустарной переделкой

Работавшие в московской и ленинградской службах автомобили отличались от обычных грузовиков не только кузовом со спецоборудованием, но и более мягкими рессорами, одинарными колесами заднего моста и дополнительными гидравлическими амортизаторами.

С 1936 по 1954 год перевозкой больных в Москве занималась специальная служба — Горэвакопункт, который заведовал «койкоместами» в городских больницах. Именно поэтому всех больных, кроме пациентов с «острой хирургией», перевозили автомобили, принадлежавшие именно этому учреждению, а не службе Скорой помощи.

Еще в предвоенные годы была предпринята попытка к созданию совсем другой «неотложки» — куда более комфортабельной и динамичной. На основе лимузина ЗиС-101 в этот период производили специальную медицинскую модификацию, но куда более интересной была другая машина, которую спроектировали и построили в гараже московской скорой. Она заметно отличалась конструкцией кузова, но сведений об агрегатной базе и о количестве произведенных автомобилей под условным обозначением СП-36 практически не сохранилось.

Тест-драйвы / Одиночные

Тест-драйв ГАЗ-АА: героическая «полуторка»

Коротко об истории Не случайно я говорю «коротко». История грузовика известна многим и, честно говоря, типична для многих советских автомобилей. В 1926 году...

32473 1 6 07.08.2015

После начала Великой Отечественной войны возникла острая необходимость в большом количестве «санитарок». Обычно их строили на базе грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, а их нехитрое устройство отличалось от исходника разве что дополнительным «балластом» в виде песка и мягкой отделкой закрытого кузова, в том числе и… соломой.

В годы войны выпускалась и заводская модификация ЗИС-44 на базе ЗИС-5В.

Кроме того, для перевозки больных и раненых задействовали и обычные автобусы, выпущенные еще в предвоенное время. По сути, для перевозки пострадавших приспосабливали все транспортные средства, которые только могли перевозить пассажиров, включая трамваи, ведь грузовики и автобусы уже были мобилизованы на фронт. Именно трамваи стали основным городским транспортом, на котором круглые сутки перевозили бойцов Красной армии, больных и раненых, грузы — словом, все, что необходимо.

После окончания Второй мировой войны новым автомобилем советской Скорой помощи стала санитарная модификация ЗИС-110А. В отличие от предшественника на базе «сто первого», эта «неотложка» получила новую крышку багажника, которая поднималась вверх вместе со стеклом, что значительно облегчало погрузку-выгрузку больного.

1 / 4

2 / 4

Из-за исполинских размеров и мягкого хода ЗИС-110 хорошо подходил для перевозки больных

3 / 4

Из-за исполинских размеров и мягкого хода ЗИС-110 хорошо подходил для перевозки больных

4 / 4

Из-за исполинских размеров и мягкого хода ЗИС-110 хорошо подходил для перевозки больных

Медики получили в своё распоряжение и новую машину на базе… Москвича-400. Конечно, с учетом его микроскопических размеров для перевозки больных этот автомобиль не годился, но для использования в других медицинских целях (скажем, посещения больных на дому) скромный Москвич подходил неплохо. Именно поэтому в пятидесятые годы горбатый силуэт «четырехсотого» можно было увидеть у многих медучреждений.

Впрочем, практически каждая новая легковая модель советского производства получала соответствующую медицинскую специальность. В пятидесятые годы «белый халат» примерил на себя ГАЗ-12 ЗИМ, причем кроме автомобилей заводского производства нередко встречались «санитарки», изготовленные путем переделки из обычного седана в кустарных условиях.

Существовала и обратная конверсия, когда списанную «скорую» продавали условно-обычным гражданам для эксплуатации в качестве легкового автомобиля.

1 / 5

2 / 5

Лимузин-санитарка? Да, ГАЗ-12 сохранил форму кузова, невзирая на специфику работы «на скорой»

3 / 5

Лимузин-санитарка? Да, ГАЗ-12 сохранил форму кузова, невзирая на специфику работы «на скорой»

4 / 5

Лимузин-санитарка? Да, ГАЗ-12 сохранил форму кузова, невзирая на специфику работы «на скорой»

5 / 5

Лимузин-санитарка? Да, ГАЗ-12 сохранил форму кузова, невзирая на специфику работы «на скорой»

Горьковскую также использовали в медицинских целях, причем не только для перевозки врачей, но и для транспортировки больных!

Складные носилки влезали в относительно короткий кузов только наискосок, а погрузка-выгрузка больного была увлекательным, но не слишком приятным занятием как для него, так и для персонала. Впрочем, лучше плохо ехать, чем хорошо идти…

1 / 3

2 / 3

Под перевозку больных пытались приспособить даже Победу, но из-за покатого кузова затея оказалась не слишком успешной

3 / 3

Под перевозку больных пытались приспособить даже Победу, но из-за покатого кузова затея оказалась не слишком успешной

В пятидесятые годы основной «санитаркой» стал ГЗА-653 – автомобиль медпомощи на базе ГАЗ-51. Впоследствии машину выпускали на Павловском автобусном заводе под индексом ПАЗ-653.
Вооруженные силы широко использовали другую «санитарку» АС-1 — почти такой же автомобиль, но на полноприводном шасси ГАЗ-63.

1 / 4

2 / 4

ГЗА-653, ставший чуть позже ПАЗ-653 – самая массовая «скорая помощь» пятидесятых годов. Однако затем от идеи строить «неотложку» на базе грузовика в Союзе отказались

3 / 4

ГЗА-653, ставший чуть позже ПАЗ-653 – самая массовая «скорая помощь» пятидесятых годов. Однако затем от идеи строить «неотложку» на базе грузовика в Союзе отказались

4 / 4

ГЗА-653, ставший чуть позже ПАЗ-653 – самая массовая «скорая помощь» пятидесятых годов. Однако затем от идеи строить «неотложку» на базе грузовика в Союзе отказались

В середине пятидесятых на УАЗе занимались будущей «буханкой», изготовив и опытные образцы «санитарки» УАЗ-450А. Прототипы были предназначены для испытаний и госприёмки, ведь два важнейших министерства (Минздрав СССР и Минобороны СССР) планировали использовать этот автомобиль в качестве служебного транспорта.

1 / 4

2 / 4

Ульяновскому микроавтобусу сразу суждено было стать «санитаркой». Обратите внимание на формы крыши и затейливую пластику передка

3 / 4

Ульяновскому микроавтобусу сразу суждено было стать «санитаркой». Обратите внимание на формы крыши и затейливую пластику передка

4 / 4

Ульяновскому микроавтобусу сразу суждено было стать «санитаркой». Обратите внимание на формы крыши и затейливую пластику передка

Сразу после проверки на заводе занялись разработкой микроавтобуса с кузовом более простой конструкции, который впоследствии и утвердили в серию.

При модернизации базового микроавтобуса до УАЗ-452, а затем и до УАЗ-3962 аналогичным изменениям подверглась и «санитарка», получившая в это время прозвище «таблетка». Такая машина стала основным медицинским транспортом в сельской местности, а также активно использовалась в Советской армии.

1 / 8

2 / 8

«Таблетка» - возможно, не самый комфортабельный медицинский автомобиль. Но зачастую только она способна проехать туда, где нуждаются в помощи врачей

3 / 8

«Таблетка» - возможно, не самый комфортабельный медицинский автомобиль. Но зачастую только она способна проехать туда, где нуждаются в помощи врачей

4 / 8

«Таблетка» - возможно, не самый комфортабельный медицинский автомобиль. Но зачастую только она способна проехать туда, где нуждаются в помощи врачей

5 / 8

«Таблетка» - возможно, не самый комфортабельный медицинский автомобиль. Но зачастую только она способна проехать туда, где нуждаются в помощи врачей

6 / 8

«Таблетка» - возможно, не самый комфортабельный медицинский автомобиль. Но зачастую только она способна проехать туда, где нуждаются в помощи врачей

7 / 8

«Таблетка» - возможно, не самый комфортабельный медицинский автомобиль. Но зачастую только она способна проехать туда, где нуждаются в помощи врачей

8 / 8

«Таблетка» - возможно, не самый комфортабельный медицинский автомобиль. Но зачастую только она способна проехать туда, где нуждаются в помощи врачей

На рубеже 50-х-60-х потребность в медицинских автомобилях пытались покрыть и за счет импорта! Благо, в социалистической Чехии выпускали санитарную версию Skoda-1201 Sanitka. Правда, поставки «шкодовок» были совсем небольшими, но некоторые «Санитки» трудились в советских медучреждениях вплоть до восьмидесятых годов.

В 1962 году начался выпуск одной из самых массовых советских «неотложек» — медицинской модификации микроавтобуса РАФ-977И.

Довольно компактная, но достаточно просторная и комфортабельная «Латвия» хорошо подходила на роль транспорта для перевозки больных.

1 / 6

2 / 6

РАФ первого поколения был основной машиной скорой помощи в шестидесятые годы

3 / 6

РАФ первого поколения был основной машиной скорой помощи в шестидесятые годы

4 / 6

РАФ первого поколения был основной машиной скорой помощи в шестидесятые годы

5 / 6

РАФ первого поколения был основной машиной скорой помощи в шестидесятые годы

6 / 6

РАФ первого поколения был основной машиной скорой помощи в шестидесятые годы

Однако относительно небольшие объемы выпуска «рафиков» вынудили Минавтопром СССР покрывать потребность Минздрава за счет карет скорой помощи на базе универсала ГАЗ-22. Конечно, Волга не могла похвастать простором микроавтобуса, но благодаря конструкции двухобъемного кузова загрузка-выгрузка больного была гораздо удобнее, чем в прежних автомобилях Горьковского автозавода.

1 / 7

2 / 7

Волга-универсал также «примерила белый халат»

3 / 7

Волга-универсал также «примерила белый халат»

4 / 7

Волга-универсал также «примерила белый халат»

5 / 7

Волга-универсал также «примерила белый халат»

6 / 7

Волга-универсал также «примерила белый халат»

7 / 7

Волга-универсал также «примерила белый халат»

Поскольку партийное руководство к тому времени уже регулярно нуждалось в неотложной медицинской помощи, по заказу Четвертого управления Минздрава ЗиЛ в сотрудничестве с медиками создал «скорую» на базе своего микроавтобуса , который по ряду причин все никак не мог стать серийным. «Юность» с выступающей крышей-гармошкой во второй половине шестидесятых годов была обязательным атрибутом правительственных кортежей. После модернизации «вторая Юность» ЗИЛ-119/ЗИЛ-118К также получила медицинскую версию.

1 / 4

2 / 4

«Юность» - эксклюзивная скорая помощь для партийной элиты

3 / 4

«Юность» - эксклюзивная скорая помощь для партийной элиты

4 / 4

«Юность» - эксклюзивная скорая помощь для партийной элиты

Устаревший РАФ-977ИМ должна была сменить новая модель. Еще во время разработки конструкторы Рижской Автобусной Фабрики совместно с работниками Рижского Мединститута занялись проработкой компоновки и оснащения медицинской модификации РАФ-22031. Уже к выставке «Здравоохранение-74» был собран опытный образец, полностью соответствующий требованиям медиков и техническому заданию. Впоследствии именно этот автомобиль стал самой массовой «неотложкой» двух последних десятилетий существования СССР.

1 / 5

2 / 5

Во втором поколении «рафик», разумеется, сохранил свою медицинскую профессию. Автомобиль хорошо подходил для работы в службе скорой помощи

3 / 5

Во втором поколении «рафик», разумеется, сохранил свою медицинскую профессию. Автомобиль хорошо подходил для работы в службе скорой помощи

4 / 5

Во втором поколении «рафик», разумеется, сохранил свою медицинскую профессию. Автомобиль хорошо подходил для работы в службе скорой помощи

5 / 5

Во втором поколении «рафик», разумеется, сохранил свою медицинскую профессию. Автомобиль хорошо подходил для работы в службе скорой помощи

1 / 2

2 / 2

ТПК – «санитарка» луцкого производства для эвакуации раненых с поля боя

Кроме новой скорой помощи «для простых больных», в 1973 году на территории старого завода РАФ с 1973 года начался выпуск знаменитого «Черного доктора» — санитарного автомобиля ГАЗ-13С. Ведь особые потребности Четвертого управления Минздрава одной только «Юностью» в силу её крайне ограниченного выпуска удовлетворить было трудно.



На фото: ГАЗ-13С

В годы Великой Отечественной войны медицинские службы работали в особом режиме. После оказания первой помощи раненых следовало не просто «доставить в стационар», а эвакуировать за десятки километров — в военно-полевые или тыловые госпитали. В условиях нехватки автотранспорта главным требованием, предъявляемым к санитарным машинам, стала их вместимость. Для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Специфическая идеологическая атмосфера, царившая в СССР в предвоенное десятилетие, сказалась и на развитии военно-медицинской службы. Вся страна готовилась не только к труду, но и к обороне. Неизбежность скорого вооруженного конфликта с врагами Советского государства признавалась открыто, и повышение боеготовности РККА считалось одной из первоочередных задач.

Предвоенной мощности автозаводов не хватало для производства разных видов санитарных машин, удовлетворяющих потребности и гражданских станций скорой помощи, и военных служб, поэтому при проектировании старались создавать компромиссные конструкции с военно-полевым «уклоном».

Санитарный автобус ГАЗ-03-32

Как следствие, в 30-е годы от спецмашин, предназначенных для перевозки больных, требовалась не столько скорость передвижения в сочетании с плавностью хода, сколько вместимость, надежность и ремонтопригодность. Более того, в 1935 году был принят единый тип санитарного автомобиля для Красной армии и гражданской медицины, утвержденный совместной комиссией наркоматов обороны и здравоохранения.

Нетрудно догадаться, что требования военных были приоритетными. В результате, большая часть специализированных санитарных машин строилась на базе грузовых шасси, в первую очередь — на базе полуторки ГАЗ-АА. Упомянутый выше стандарт подразумевал создание на грузовой платформе закрытого кузова-фургона «московского образца», рассчитанного на четырех лежачих больных, санитара и водителя.

Кроме того, освоение новых видов оружия (в частности, химического) потребовало создания узкоспециализированных санитарных автомобилей — авгодушевых и обмывочно-дезинфекционных установок. Для повышения эффективности первой помощи в полевых условиях начали производить автолаборатории и передвижные рентгеновские установки.

Санитарный автобус на шасси ГАЗ-ММ

Совершенствовалась и организация войсковой медицинской службы. Во второй половине 30-х годов в войсках появились, а позже прошли боевые испытания в ходе военных действий в Испании, а также у озера Хасан и реки Халхин-Гол, укомплектованные автотранспортом специализированные военно-медицинские подвижные госпитали (ППГ), автомобильные санитарные роты (АСР) и взводы (АСВ); отдельные роты медицинского усиления (ОРМУ), автохирургические отряды (АХО) и медико-санитарные батальоны (медсанбаты, МСБ).

Санитарный автобус на шасси ГАЗ-03-32

Боевые действия в районе реки Халхин-Гол выявили проблему дальней (порой за сотни километров) эвакуации раненых. В таких условиях вместимость ГАЗ-55 оказалась недостаточной. В переоборудованные для перевозки пострадавших бортовые ГАЗ-АА помещалось 8-10 человек, а в ЗиС-5 — 12-15, что также было принято во внимание при комплектовании медицинских подразделений.

Санитарный автобус ГАЗ-05-194

В западных приграничных военных округах к 1940 году были сформированы и укомплектованы военные и гражданские медучреждения на 293,5 тысяч коек, где работали почти 62 тысячи врачей, что составляло 36% всего коечного фонда и 40% врачебных кадров страны.

Санитарный автобус ГАЗ-03-32

Таким образом, предвоенная милитаризация быта сыграла на руку именно вооруженным силам. РККА, пусть и в ущерб гражданскому здравоохранению, оказалась укомплектована вполне современной санитарной техникой. Однако количества этой техники было явно недостаточно.

Дело в том, что военные врачи на местах, способные оценить реальные потребности в автотранспорте того или иного подразделения, из чувства самосохранения не могли озвучить реальные цифры. Они посылали «по команде» запросы, но всякое требование, особенно подкрепленное цифрами, могло быть интерпретировано вышестоящим начальством как «пораженческие настроения» — со всеми вытекающими отсюда печальными для просителя последствиями.

Санитарный автобус ГАЗ-55 военного времени

К концу 1938 года комплектация медицинской службы РККА специальным автотранспортом составляла лишь 10% от потребности. Столь низкую цифру проигнорировать или списать на «пораженческие настроения» было нельзя, и Совнарком издал приказ о перепрофилировании одного из заводов Казани.

Санитарный автомобиль ЗИС-44

Предприятие, наименованное «Автокузовной завод Наркомздрава СССР», успело выпустить несколько сотен санитарных кузовов на шасси ГАЗ-ММ, однако не слишком «строгое» отношение к собственному заказу со стороны государства имело печальные последствия. С мест поступали многочисленные жалобы на низкое качество материалов и неряшливую сборку.

Иногда медицинские учреждения, получив казанские машины, снимали с них заводские кузова и «перекраивали» их собственными силами. На Втором всесоюзном совещании по вопросам скорой помощи, проходившем в июне 1940 года в Киеве, был поднят вопрос о недопустимом качестве казанских кузовов, но эта проблема так и не была решена до начала войны.

Санитарный автобус на шасси ГАЗ-АА

Недоукомплектованность мед подразделений машинами и стремительность наступления вражеской армии в первый год войны роковым образом сказались на положении, в котором оказалась военно-медицинская служба РККА. На оставленных нашими войсками территориях было брошено имущество половины гарнизонных госпиталей Прибалтийского, Западного и Киевского особых военных округов. К 1 июля 1941 года на Западном и Юго-Западном фронтах смогли развернуться только 15% от предусмотренных ранее частей медслужбы.

Колонна ГАЗ-55

Укомплектованность армии санитарными автомобилями летом 41-го составляла, в лучшем случае, 40-50%. Отдельные дивизии вообще не имели санитарно-транспортных подразделений. На оставшиеся в строю медицинские учреждения легла колоссальная нагрузка.

Так, Тернопольский гарнизонный госпиталь, рассчитанный на 200 коек, с 22 по 27 июля 1941 года принял более 5 тысяч раненых. Разумеется, в сложившихся обстоятельствах ни о какой комплектации медицинских подразделений специализированными санитарными фургонами не могло быть и речи.

Немногочисленные ГАЗ-55, по-прежнему производившиеся в Горьком, переняли все характерные черты «военной» версии ГАЗ-ММ, однако эти машины не могли удовлетворить потребности фронта в санитарном транспорте.

Для эвакуации раненых пришлось задействовать всю более-менее пригодную для этого технику. В основном это были городские автобусы ГАЗ-03-30, ЗиС-8 и ЗИС-16, которые наспех переделывались в санитарные (в несколько уровней размещались носилки, подрезались низкие «юбки» кузовов для увеличения проходимости).

Пассажирский отсек санитарного автобуса ГАЗ-55

Так, зимой 1941-1942 годов Мосгорисполком по распоряжению ГКО передал в санитарные части 100 больших пассажирских автобусов. Поскольку санитарных машин катастрофически не хватало, для перевозки раненых применялись бортовые грузовики — ГАЗ-ММ и ЗиС-5, иногда просто «попутные», иногда специально «оборудованные»: на дно грузовой платформы насыпали слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху песок устилали соломой.

Установленные в кузове специальные нары считались роскошью. Сидячие раненые по мере сил страховали лежачих от резких толчков. Дефицит санитарных машин не удалось ликвидировать до конца войны. К январю 1944 года недокомплект транспорта медицинской службы составлял 28%.

ГАЗ-55 с упрощенным оформлением передней части

Выпуском гражданских санитарных автомобилей до войны в СССР занимались кузовные мастерские, в основном в больших городах, используя для этого различные подручные шасси. С организацией массового выпуска горьковских «полуторок» для санитарных машин стали использовать шасси ГАЗ-АА. Но объемы производства доморощенных кузовов не удовлетворяли растущих потребностей страны, тем более что интерес к массовым и относительно дешевым санитарным машинам проявила армия.

До этого времени в военно-медицинскую службу РККА поступали, как правило, специальные санитарные автобусы ГАЗ-05-194 на трехосном шасси ГАЗ-ААА. Они обладали неплохой проходимостью и вместительным кузовом, но считались слишком дорогими. Требовалось разработать новый массовый универсальный санитарный автомобиль, который мог эксплуатироваться как в гражданских медицинских учреждениях, так и армейских.

ГАЗ-05-194 военного времени

За образец ведущий конструктор ГАЗа Юрий Наумович Сорочкин взял американский санитарный (полицейский) автомобиль «Форд» образца 1930-1931 годов. В 1935 году был построен первый опытный образец, который в дальнейшем подвергся некоторому упрощению, в частности, кузов лишился светового фонаря на крыше.

Доработанную модель поручили выпускать автобусному цеху, входящему в состав автозавода им. Молотова (бывший Первый автосборочный завод и будущий Горьковский автобусный завод), который находился в непосредственной близости от самого автозавода. В качестве завода-дублера был выбран Казанский кузовной завод.

К 1938 году новая машина была готова и получила индекс ГАЗ-55. Официальное название «санитарки» — ГАЗ-55-55, где первая цифра обозначала модель шасси, а вторая — модель кузова. Так как у ГАЗ-55-55 обе эти цифры совпадали, то вторую цифру очень часто опускали. Иногда машину в документах называли М-55 («Молотовец-55»).

ГАЗ-55 в военной окраске

Для санитарной машины использовали не совсем обычное шасси (что видно уже из индекса). От стандартного ГАЗ-АА оно отличалось доработанной подвеской с удлиненными задними рессорами и шестью рычажными гидравлическими амортизаторами от ГАЗ-М1 (два спереди и четыре сзади).

С такой подвеской ход машины становился намного мягче, что было актуально при перевозке больных или раненых. Также были внесены изменения в выхлопную систему, так как медицинский отсек обогревался с помощью выхлопных газов, проходящих в салоне через два калорифера, установленных на полу, под лавками.

ГАЗ-55 военного времени

В различное время на шасси ГАЗ-55 могли устанавливать стандартный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. или более мощный ГАЗ-ММ (50 л. с.). Закрытый кузов представлял собой деревянный каркас, облицованный снаружи листовой сталью и обшитый изнутри фанерой. «Санитарный отсек» отделялся от кабины водителя перегородкой. Кузов оснащался носилками в три яруса (верхние носилки крепились к складным опорам на потолке).

В салоне фронтовой «неотложки», в зависимости от обстоятельств, помещались либо четыре человека на носилках-гамаках и два на откидных скамейках, либо два на подвешенных носилках и пять на сиденьях, либо восемь только на откидных скамейках.

Помимо отопления санитарный кузов оборудовался активной вентиляцией — в крышу монтировались три вентилятора, два нагнетающих и один вытяжной.

Массовый выпуск ГАЗ-55 был развернут в 1938 году. За первый год серийного производства изготовили 359 экземпляров ГАЗ-55, еще 72 шасси были отправлены на Казанский кузовной завод. В последующие годы выпуск санитарных фургонов наращивал обороты. В 1939 году силами двух заводов изготовили уже 1293 санитарки, а в 1940 — 1429 штук.

Погрузка раненных в санитарный автобус

В военное время ГАЗ-55 выпускался только в Горьком, причем санитарные кузова стали устанавливать на обычные шасси без доработанной подвески. В 1942 году конструкцию машины существенно упростили: штампованные крылья сменились гнутыми, Г-образной формы; машины лишились одной фары, передних тормозных механизмов, остекленного кузова и многого другого. Однако с 1943 года завод практически вернулся к довоенной конструкции, и только гнутые крылья выдавали время выпуска фургонов.

«Санитарки» ГАЗ-55 выпускались на Горьковском автобусном заводе до 1945 года, пока им на смену не пришла более совершенная модель ГАЗ-653 на базе грузовика ГАЗ-51. За это время только в Горьком было собрано 12 044 санитарных ГАЗ-55.

Гражданские санитарные машины, как правило, окрашивались в белый, серый и песочный цвета, а машины, предназначенные для армии, — в классический защитный. Их принадлежность к санитарному транспорту выдавал лишь обязательный фонарь с красным крестом над ветровым стеклом водителя. Во время выездов его полагалось включать, чтобы прохожие и встречные водители могли выделить медицинскую машину в потоке и предоставить ей право преимущественного проезда.

У гражданских автомобилей эмблемы красного креста часто дополнительно наносились на боковины кузова (в основном на стекла). В «военном варианте» это практиковалось редко, а если кресты наносились, то небольшого размера. Во время войны санитарный транспорт в целях безопасности старались не выделять среди прочей техники.

Санитарный автобус на шасси ГАЗ-АА

Расстановка ударений: АВТОМОБИ`ЛЬНЫЙ САНИТА`РНЫЙ ТРА`НСПОРТ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ - автомобильные транспортные средства, специально сконструированные или приспособленные для перевозки больных в мирное время и сбора, вывоза и эвакуации пораженных и больных во время войны. А. с. т. также используется для перевозки медперсонала, мед. и сан.-хоз. имущества и для других целей при организации лечебно-профилактического обслуживания населения и мед. обеспечения войск. Особое значение А. с. т. приобретает в военное время, обеспечивая эвакуацию большого числа пораженных и больных на значительные расстояния из районов, где ж.-д. сеть слабо развита или разрушена. А. с. т. более маневрен, чем ж.-д., и менее зависим от погоды, чем авиационный.

А. с. т. широко применялся уже в первой мировой войне 1914-1918 гг. (в английской армии было перевезено автотранспортом 6,5 млн. раненых и больных; во французской - более 10 млн.). В русской армии в прошлом А. с. т. использовался значительно меньше.

В СССР с развитием автомобилестроения совершенствуется и А. с. т. Во время Великой Отечественной войны широко применялись сан. автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторатонного автомобиля ГАЗ-АА для перевозки 4 чел. на носилках или 8 сидячих, а также специально оборудованные автобусы ЗИС-116 и ЗИС-44, 1,5-тонные автомобили с устанавливавшимися на них деревянными разборными кузовами. Значительную часть раненых перевозили на обычном грузовом транспорте.

Промышленность СССР выпускает несколько моделей сан. автомобилей, комфортабельные пассажирские автобусы различной вместимости и грузовые автомобили разного тоннажа, к-рые, будучи специально оборудованы, могут применяться для мед. эвакуации.

Существуют следующие основные виды А. с. т.: специальные сан. автомобили, оборудованные пассажирские автобусы, гусеничные и колесные транспортеры, а также грузовые автомобили, приспособленные для перевозки пораженных и больных.

Условно А. с. т. можно разделить на гражданский и военный. В соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. А. с. т. (специальный и приспособленный) должен иметь знак - красный крест на передней, задней, боковых сторонах и на крыше.

Сан, автомобили оснащены специальной звуковой и световой сигнализацией. Важной характеристикой А. с. т. является его эваковместимость.

Различают санитарные автомобили и автобусы малой (на 1-4 носилок), средней (на 7-9-14 носилок) и большой (свыше 14 носилок) эваковместимости. При перевозке пораженных и больных только сидя эваковместимость увеличивается в 1,5-2 раза.

Специальные санитарные автомобили . Специальные сан. автомобили создаются на базе типовых легковых автомобилей или микроавтобусов. Они имеют плавный ход, специальное оборудование для размещения носилок и места для мед. имущества, улучшенное отопление, вентиляцию и освещение. Внутреннее оборудование в обычном положении позволяет размещать больных на носилках или сидя, а в свернутом (откинутом) состоянии - перевозить медицинское имущество. Размеры дверей или погрузочных люков обеспечивают удобство погрузки и выгрузки пораженных и больных на носилках, а расположение носилок внутри кузова - необходимый доступ для ухода и оказания им медпомощи.

Нек-рые современные сан. автомобили оснащаются мед. приборами, аппаратами и средствами для проведения реанимационных мероприятий и оказания неотложной врачебной помощи внутри автомобиля, а также средствами радиосвязи (см. Скорая медицинская помощь ).

Основным санитарным автомобилем является автомобиль скорой помощи ГАЗ-22 Д («Волга») (рис. 1). В этом автомобиле можно перевозить 1 больного на носилках или 2-3 сидя в сопровождении медицинского персонала.

Автомобиль специализированной скорой медпомощи ЗИЛ-118А (рис. 2) изготавливается на базе микроавтобуса «Юность». Он имеет хорошую амортизацию и удобен для перевозки пострадавших. Специальный подъемный операционный стол с электрогидравлическим приводом, необходимое мед. оборудование и аппаратура позволяют выездной бригаде, состоящей из 4-5 чел., оказывать необходимую специализированную помощь пострадавшим.

Автомобиль скорой медпомощи РАФ-977ИМ (рис. 3) достаточно комфортабелен, позволяет перевозить 2 больных на носилках или 4 сидя. Оснащен ингалятором, аппаратом для искусственного дыхания, комплектом транспортных шин и необходимым мед. имуществом для оказания неотложной медпомощи. Автомобиль оборудован радиостанцией. Установка съемного оборудования позволяет дополнительно размещать двое носилок вторым ярусом. Выпускается модернизированный автомобиль РАФ-22031 (рис. 4) с такой же эваковместимостью, но с улучшенными ходовыми и эксплуатационными качествами.

В сельской местности используются санитарные автомобили УАЗ-452Г (рис. 5) с высокой проходимостью в условиях бездорожья. Они рассчитаны на перевозку 2 чел. на носилках или 4 сидя. В автомобиле имеется необходимое имущество для оказания медпомощи.

Военно-медицинская служба оснащается специальными сан. автомобилями на базе шасси повышенной проходимости с достаточно герметичным кузовом.

Для обеспечения полкового звена военно-медицинской службы используется сан. автомобиль УАЗ-452А , отличающийся от УАЗ-452Г оборудованием кузова для перевозки 4 чел. на носилках или 8 сидя.

Погрузка и выгрузка пораженных и больных производится двумя санитарами. Для эвакуации пораженных и больных в МедСБ и ОМО применяются сан. автомобили AG-66 на базе ГАЗ-66 (рис. 6).

Возможность изменять давление в шинах на ходу автомобиля обеспечивает ему достаточно высокую проходимость и улучшает плавность хода. Автомобиль имеет уплотненный кузов, фильтро-вентиляционную установку, хорошее отопление и позволяет перевозить 9 чел. на носилках и 4 сидя.

Погрузка и выгрузка производится звеном санитаров в составе 3 чел. Эваковместимость сан. автомобилей приведена в табл. 1.

Таблица 1. Эваковместимость основных санитарных автомобилей
Варианты размещения
ГАЗ - 22Д «Волга» ЗИЛ - 118А «Юность» РАФ - 977ИМ РАФ - 22031 УАЗ - 452Г АС - 66

сидя
3
1
1
1
-
6
2
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
13
9
4

сидя
3
1
2 (В том числе в кабине водителя)
6
-
6 (В том числе в кабине водителя)
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
6
2
4 (В том числе в кабине водителя)
15
-
15

Пассажирские автобусы, оборудованные для перевозки пораженных и больных . Все типы отечественных пассажирских автобусов можно с помощью универсального сан. оборудования (УСО) переоборудовать в автобусы для эвакуации пораженных и больных.

Комплект УСО состоит из двух секций (каждая позволяет разместить 9 чел. на носилках в три яруса). Секции собираются из раздвижных металлических дуг и брезентовых лямок со специальным креплением для унифицированных сан. носилок и устанавливаются внутри автобусов. В комплект УСО входят светомаскировочные шторы, бачки для питьевой воды, подкладные судна и мочеприемники. Автобусы имеют вмонтированные (на заводах) закладные детали, к к-рым после демонтажа сидений, поручней и других элементов внутреннего оборудования автобусов крепятся одна - три секции УСО или только часть их. Осваивается выпуск нового упрощенного типового санитарного оборудования (ТОО), комплект которого состоит из трех одинаковых секций.

Каждая секция позволяет разместить на носилках 9 пораженных и больных. Бригада из трех человек может переоборудовать автобус с установкой одной секции за 1 1 / 2 - 2 часа.

Эваковместимость основных типов пассажирских автобусов, которые могут быть использованы для мед. эвакуации, приведена в табл. 2.

Таблица 2. Эваковместимость основных типов автобусов при различных вариантах размещения
Варианты размещения Вместимость различных типов санитарных автомобилей (в количестве чел.)
ПАЗ - 651, КАВЗ - 651 КАВЗ - 685 ПАЗ - 652 ПАЗ - 672 ЗИЛ - 158, ЛиАЗ - 158В ЛАЗ - 695 ЛАЗ - 695М ЛиАЗ - 677 КАВЗ - 3100
1-й вариант (всего) в том числе на носилках
сидя
13
9
4
13
9
4
18
14
4
18
14
4
22
20
2
25
18
7
25
18
7
29
24
5
28
24
4
2-й вариант (всего) в том числе на носилках
сидя
15
3
12
17
5
12
24
8
16
25
9
16
32
10
22
33
10
23
33
10
23
39
14
25
39
14
25

В целях создания необходимых условий для размещения пораженных на носилках и удобства их обслуживания во время эвакуации при проектировании закладных деталей для переоборудования автобусов соблюдается оптимальная ширина поперечных и продольных проходов (не менее 350 мм ) и выдерживается расстояние между полом, нижним и последующими ярусами (не менее 450 - 500 мм ).

Для уменьшения продольных перемещений головные концы носилок размещаются выше ножных на 3-4°.

Наиболее распространенными типами пассажирских автобусов, к-рые можно легко приспособить для мед. эвакуации, являются автобусы Павловского автозавода ПАЗ-672 (рис. 7) и автобусы Львовского автозавода ЛАЗ-695 (рис. 8). Погрузка и выгрузка носилочных пораженных и больных в автобусы ПАЗ-672 производится четырьмя санитарами через задний погрузочный люк (для облегчения подачи носилок внутрь автобуса имеются направляющие металлические полозы), а в автобусы ЛАЗ-695 - производится через специальный люк в передней части автобуса.

Санитарные гусеничные и колесные транспортеры используются для сбора и вывоза пораженных из очагов массовых сан. потерь. Применение их позволяет в 8 - 10 раз повысить производительность труда санитаров-носильщиков.

Для мед. целей используются также транспортеры многоцелевого назначения, имеющие заводское приспособление для установки носилок.

Плавающий гусеничный снего-болотный транспортер-тягач ГАЗ-71 (рис. 9) предназначен для использования в северных районах, пустынях юга и на труднопроходимой местности средней полосы. Может вместить 4 чел. на носилках или 11 сидя. Погрузка и выгрузка производятся двумя санитарами. В мирное время гусеничные транспортеры широко используются в северных районах и в условиях бездорожья для доставки грузов, почты и перевозки больных.

Плавающий колесный транспортер ЗАЗ-967 (ЛуАЗ-967М) (рис. 10) преодолевает водные преграды, имеет лебедку с тросом длиной 100 м для подтаскивания лодочки-волокуши и возимые трапы для преодоления препятствий. Вмещает 2 чел. на носилках и 1 сидя. Обслуживается одним санитаром-водителем.

Приспособление грузовых автомобилей для перевозки пораженных и больных . В период военных действий значительное число легко пораженных и больных эвакуируется обратными (или специальными) рейсами грузового транспорта подвоза.

Грузовые автомобили можно приспосабливать для перевозки пораженных и больных с помощью специального съемного оборудования, позволяющего размещать носилки в два яруса. При отсутствии его можно использовать различные импровизированные приспособления. Грузовые автомобили УАЗ-469 и ЛуАЗ-969М («Волынь») имеют необходимое приспособление для крепления унифицированных сан. носилок.

Многие типы войсковых автомобилей имеют специальное приспособление для изменения давления в шинах (ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и др.), благодаря чему может быть улучшена амортизация при перевозке пораженных и больных. Грузовые автомобили, предназначенные для мед. эвакуации, должны быть обеспечены тентовым покрытием, сиденьями, осветительными приборами и полотнищами с красным крестом, предметами ухода за пораженными (больными:), запасом питьевой воды, медикаментами и перевязочными средствами, скомплектованными в специальной укладке (сумке). На каждый автомобиль выделяется санинструктор или санитар.

Войсковой А. с. т. организационно объединен в автосанитарные подразделения, укомплектованные специально оборудованными сан. автомобилями. В войсках для вывоза пораженных и больных используются штатные сан. автомобили, транспортеры медпунктов и транспорт автосанитарных подразделений.

См. также Санитарный транспорт .

В. А. Никонов.


Источники:

  1. Большая медицинская энциклопедия. Том 1/Главный редактор академик Б. В. Петровский; издательство «Советская энциклопедия»; Москва, 1974.- 576 с.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ - автомобильные транспортные средства, специально сконструированные или приспособленные для перевозки больных в мирное время и сбора, вывоза и эвакуации пораженных и больных во время войны. Автомобильный санитарный транспорт также используется для перевозки медперсонала, медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и для других целей при организации лечебно-профилактического обслуживания населения и медицинского обеспечения войск. Особое значение Автомобильный санитарный транспорт приобретает в военное время, обеспечивая эвакуацию большого числа пораженных и больных на значительные расстояния из районов, где железнодорожная сеть слабо развита или разрушена. АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ более маневрен, чем железнодорожный, и менее зависим от погоды, чем авиационный.

Автомобильный санитарный транспорт широко применялся уже в первой мировой войне 1914-1918 гг. (в английской армии было перевезено автотранспортом 6,5 млн. раненых и больных; во французской - более 10 млн.). В русской армии в прошлом Автомобильный санитарный транспорт использовался значительно меньше.

В СССР с развитием автомобилестроения совершенствуется и Автомобильный санитарный транспорт. Во время Великой Отечественной войны широко применялись санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторатонного автомобиля ГАЗ-АА для перевозки 4 человек на носилках или 8 сидячих, а также специально оборудованные автобусы ЗИС-116 и ЗИС-44, 1,5-тонные автомобили с устанавливавшимися на них деревянными разборными кузовами. Значительную часть раненых перевозили на обычном грузовом транспорте.

Промышленность СССР выпускает несколько моделей санитарных автомобилей, комфортабельные пассажирские автобусы различной вместимости и грузовые автомобили разного тоннажа, которые, будучи специально оборудованы, могут применяться для медицинской эвакуации.

Существуют следующие основные виды Автомобильного санитарного транспорта: специальные санитарные автомобили, оборудованные пассажирские автобусы, гусеничные и колесные транспортеры, а также грузовые автомобили, приспособленные для перевозки пораженных и больных.

Условно АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ можно разделить на гражданский и военный. В соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ (специальный и приспособленный) должен иметь знак - красный крест на передней, задней, боковых сторонах и на крыше.

Санитарные автомобили оснащены специальной звуковой и световой сигнализацией. Важной характеристикой Автомобильного санитарного транспорта является его эваковместимость.

Различают санитарные автомобили и автобусы малой (на 1-4 носилок), средней (на 7-9-14 носилок) и большой (свыше 14 носилок) эваковместимости. При перевозке пораженных и больных только сидя эваковместимость увеличивается в 1,5-2 раза.

Специальные санитарные автомобили

Специальные санитарные автомобили создаются на базе типовых легковых автомобилей или микроавтобусов. Они имеют плавный ход, специальное оборудование для размещения носилок и места для медицинского имущества, улучшенное отопление, вентиляцию и освещение. Внутреннее оборудование в обычном положении позволяет размещать больных на носилках или сидя, а в свернутом (откинутом) состоянии - перевозить медицинское имущество. Размеры дверей или погрузочных люков обеспечивают удобство погрузки и выгрузки пораженных и больных на носилках, а расположение носилок внутри кузова - необходимый доступ для ухода и оказания им медпомощи.

Основным санитарным автомобилем является автомобиль скорой помощи ГАЗ-22 Д («Волга») (рис. 1). В этом автомобиле можно перевозить 1 больного на носилках или 2-3 сидя в сопровождении медицинского персонала.

Автомобиль специализированной скорой медпомощи ЗИЛ-118А (рис. 2) изготавливается на базе микроавтобуса «Юность». Он имеет хорошую амортизацию и удобен для перевозки пострадавших. Специальный подъемный операционный стол с электрогидравлическим приводом, необходимое медицинское оборудование и аппаратура позволяют выездной бригаде, состоящей из 4-5 человек, оказывать необходимую специализированную помощь пострадавшим.

Автомобиль скорой медпомощи РАФ-977ИМ (рис. 3) достаточно комфортабелен, позволяет перевозить 2 больных на носилках или 4 сидя. Оснащен ингалятором, аппаратом для искусственного дыхания, комплектом транспортных шин и необходимым медицинским имуществом для оказания неотложной медпомощи. Автомобиль оборудован радиостанцией. Установка съемного оборудования позволяет дополнительно размещать двое носилок вторым ярусом. Выпускается модернизированный автомобиль РАФ-22031 (рис. 4) с такой же эваковместимостью, но с улучшенными ходовыми и эксплуатационными качествами.

В сельской местности используются санитарные автомобили УАЗ-452Г (рис. 5) с высокой проходимостью в условиях бездорожья. Они рассчитаны на перевозку 2 человек на носилках или 4 сидя. В автомобиле имеется необходимое имущество для оказания медпомощи.

Военно-медицинская служба оснащается специальными санитарными автомобилями на базе шасси повышенной проходимости с достаточно герметичным кузовом.

Для обеспечения полкового звена военно-медицинской службы используется сан. автомобиль УАЗ-452А, отличающийся от УАЗ-452Г оборудованием кузова для перевозки 4 человек на носилках или 8 сидя.

Погрузка и выгрузка пораженных и больных производится двумя санитарами. Для эвакуации пораженных и больных в МедСБ и ОМО применяются санитарные автомобили АС-66 на базе ГАЗ-66 (рис. 6).

Возможность изменять давление в шинах на ходу автомобиля обеспечивает ему достаточно высокую проходимость и улучшает плавность хода. Автомобиль имеет уплотненный кузов, фильтро-вентиляционную установку, хорошее отопление и позволяет перевозить 9 человек на носилках и 4 сидя.

Погрузка и выгрузка производится звеном санитаров в составе 3 человек. Эваковместимость санитарных автомобилей приведена в таблице 1.

Пассажирские автобусы, оборудованные для перевозки пораженных и больных. Все типы отечественных пассажирских автобусов можно с помощью универсального сан. оборудования (УСО) переоборудовать в автобусы для эвакуации пораженных и больных.

Комплект УСО состоит из двух секций (каждая позволяет разместить 9 человек на носилках в три яруса). Секции собираются из раздвижных металлических дуг и брезентовых лямок со специальным креплением для унифицированных сан. носилок и устанавливаются внутри автобусов. В комплект УСО входят светомаскировочные шторы, бачки для питьевой воды, подкладные судна и мочеприемники. Автобусы имеют вмонтированные (на заводах) закладные детали, к к-рым после демонтажа сидений, поручней и других элементов внутреннего оборудования автобусов крепятся одна - три секции УСО или только часть их. Осваивается выпуск нового упрощенного типового санитарного оборудования (ТСО), комплект которого состоит из трех одинаковых секций.

Каждая секция позволяет разместить на носилках 9 пораженных и больных. Бригада из трех человек может переоборудовать автобус с установкой одной секции за 1,5 - 2 часа.

Эваковместимость основных типов пассажирских автобусов, которые могут быть использованы для мед. эвакуации, приведена в таблице 2.

В целях создания необходимых условий для размещения пораженных на носилках и удобства их обслуживания во время эвакуации при проектировании закладных деталей для переоборудования автобусов соблюдается оптимальная ширина поперечных и продольных проходов (не менее 350 мм) и выдерживается расстояние между полом, нижним и последующими ярусами (не менее 450 - 500 мм).

Для уменьшения продольных перемещений головные концы носилок размещаются выше ножных на 3-4°.

Наиболее распространенными типами пассажирских автобусов, которые можно легко приспособить для медицинской эвакуации, являются автобусы Павловского автозавода ПАЗ-672 (рис. 7) и автобусы Львовского автозавода ЛАЗ-695 (рис. 8). Погрузка и выгрузка носилочных пораженных и больных в автобусы ПАЗ-672 производится четырьмя санитарами через задний погрузочный люк (для облегчения подачи носилок внутрь автобуса имеются направляющие металлические полозы), а в автобусы ЛАЗ-695 - производится через специальный люк в передней части автобуса.

Санитарные гусеничные и колесные транспортеры используются для сбора и вывоза пораженных из очагов массовых санитарных потерь. Применение их позволяет в 8 - 10 раз повысить производительность труда санитаров-носильщиков.

Для медицинских целей используются также транспортеры многоцелевого назначения, имеющие заводское приспособление для установки носилок.

Плавающий гусеничный снего-болотный транспортер-тягач ГАЗ-71 (рис. 9) предназначен для использования в северных районах, пустынях юга и на труднопроходимой местности средней полосы. Может вместить 4 человек на носилках или 11 сидя. Погрузка и выгрузка производятся двумя санитарами. В мирное время гусеничные транспортеры широко используются в северных районах и в условиях бездорожья для доставки грузов, почты и перевозки больных.

Приспособление грузовых автомобилей для перевозки пораженных и больных

В период военных действий значительное число легко пораженных и больных эвакуируется обратными (или специальными) рейсами грузового транспорта подвоза.

Грузовые автомобили можно приспосабливать для перевозки пораженных и больных с помощью специального съемного оборудования, позволяющего размещать носилки в два яруса. При отсутствии его можно использовать различные импровизированные приспособления. Грузовые автомобили УАЗ-469 и ЛуАЗ-969М («Волынь») имеют необходимое приспособление для крепления унифицированных санитарных носилок.

Многие типы войсковых автомобилей имеют специальное приспособление для изменения давления в шинах (ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и др.), благодаря чему может быть улучшена амортизация при перевозке пораженных и больных. Грузовые автомобили, предназначенные для медицинской эвакуации, должны быть обеспечены тентовым покрытием, сиденьями, осветительными приборами и полотнищами с красным крестом, предметами ухода за пораженными (больными:), запасом питьевой воды, медикаментами и перевязочными средствами, скомплектованными в специальной укладке (сумке). На каждый автомобиль выделяется санинструктор или санитар.

Войсковой АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ организационно объединен в автосанитарные подразделения, укомплектованные специально оборудованными санитарными автомобилями. В войсках для вывоза пораженных и больных используются штатные санитарные автомобили, транспортеры медпунктов и транспорт автосанитарных подразделений.

В. А. Никонов.