Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывает жизненную трагедию глубоко несчастного и униженного человека, станционного смотрителя Самсона Вырина.

Главный герой, станционный смотритель, чиновник четырнадцатого класса, «огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вся его жизнь - это служение другим. Он не знает покоя ни днем ни ночью: «В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца». Такова служба человека, которого все считают «извергом человеческого рода». Только в дорожной суматохе озлобленный и уставший путешественник не будет заглядывать под маску чиновника, стараясь угадать в его лице хоть какие-то человеческие черты. Скорее всего, всю свою злобу и раздражение, неудовольствие и усталость постоялец выплеснет в лицо услужливого и всегда молчаливого смотрителя. Ведь в обществе общепринятым и общеудобным было такое правило: «чин чина почитай».

Это скандально, потому что, без сомнения, в первый раз приходится осмеливаться возлагать руки на культуру; этого достаточно, чтобы показать, что нынешняя эра взламывает рамки небольших традиционных конфликтов; давайте признаем, что революционный дух - это тот, который всегда взорвался в первый раз. Нынешнее чувство природы - это обвинение против цивилизации, которая стремится успокоить все, отрицая существование конфликта между человеком и внешним миром; требование, даже за счет условий, необходимых для осуществления сделанных работ, условий, необходимых для работы: восстание производительных сил против культурного капитализма.

Гуманизмом и глубоким состраданием к « маленькому человеку » проникнуты авторские размышления. Читателю предлагается войти в положение станционного смотрителя, отнестись к нему более благожелательно и снисходительно. Но есть и в его беспросветной жизни лучик света - его обожаемая дочь Дуня - маленькая кокетка с большими голубыми глазами. Все приезжие, как бы они ни были возмущены, при виде девушки утихали, начинали разговаривать более милостиво.

Чувство обмана. Почему такое глубоко укоренившееся движение не было успешным? Причина этого отказа заключается в глубине этих движений; истинные революционные идеи проявляются в подсознании, потому что они реагируют не против поверхностных дефектов правительства, а против извращений, которые уходят своими корнями за пределы сознания; он упустил ощущение природы людей настолько наивными, чтобы испытать его в своей вульгарной форме и достаточно сознательно, чтобы подойти к концу своих последствий; чувство природы все еще ждет доктринальной точки, которая превратит ее в движение действия.

Один из приезжих, веселый, жизнерадостный гусар украл покой станционного смотрителя. Удивительно, как отец мог не заметить, что его дочка приглянулась тому бесчестному человеку. Удивительно, как мог он поверить в обман и несуществующую болезнь гусара. Удивительно, с каким легкомыслием согласился с предложением его высокоблагородия довезти дочку до церкви. Но факт остается фактом, гусар обманным путем увез Дуню из отцовского дома. Все попытки отца возвратить дочь оказались тщетными. Ротмистр Минский, не обращая внимания на слезы старика и его дрожащий голос, довольно быстро избавился от отца своей возлюбленной, выставив его за порог дома. Оскорбительной была попытка гусара откупиться от смотрителя деньгами. Отец долго не знал, что делать с ассигнациями, слезы негодования навернулись на его глазах. Гордость побеждает все остальные чувства - старик бросает ненавистные бумажки наземь. Но вскоре человеческая слабость берет верх. Смотритель возвращается к деньгам, а их уже- пет. Казалось бы, такая унизительная сцена должна вызнать негодование и отвращение как самого автора, так и читателей. Но необходимо отдать должное мастерству и мудрости А. С. Пушкина, который относится к своему герою по-философски снисходительно.

Эти различные общества не могли предусмотреть их действия в качестве крестового похода против «настоящего мира», и поскольку нынешнее общество является тоталитарным, что не против него, для него; таким образом, чувство природы используется для укрепления установленного беспорядка: его лучшими защитниками являются повстанцы, которые игнорируют друг друга; Хуже того, они образуют ударные войска цивилизации, которой они хотят бежать. Это не первый случай, когда общество тонко использовало силы, которые должны были его разрушить, просто помните историю христианства.

Не теряя надежды, отец в очередной раз предпринимает отчаянную попытку забрать свою «заблудшую овечку». Узнав, где обитает дочка, смотритель попадает в ее комнату. Перед глазами изумленного отца предстает такая картина: «... Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался ».

Общества, в которых они группируются, также в конечном итоге поглощаются. После войны Вандергогели перегруппировались вокруг молодежных общежитий, но политические партии поняли, что они могут их использовать, у каждого были свои группы отдыхающих. Были Социалистические Натурфрюнде и Гитлерюгенд; кроме того, заявления Гитлера о деньгах, прогрессе, его хвала крестьянской жизни, его призывы к темным силам приблизили его к юности. Вандергогель теперь сгруппирован в команды, и они высушивают болота под руководством глав Арбейтсдена.

Скаутинг также становится менее самостоятельным. Поскольку идеал его лидеров состоит в формировании «хороших граждан», можем ли мы признать, что человек, враждебный государству, является хорошим гражданином? Поэтому естественно, что официальная разведка является консервативной. В либеральных государствах существует просто молчаливый союз между разведкой и правительством, которое субсидирует его. Но стороны начинают создавать свою разведку, они делают лагеря, маневрируют и заменяют моральный дискурс, поклоняются антикапиталистической или антимарксистской проповеди; Скаутинг дегенерирует в красные ястребы или баллины.

В этот раз Минский, сильною рукою схватив Вырина за ворот, просто. вытолкал его на лестницу. Такого удара смотритель не выдержал. Он на все махнул рукою и решил отступиться.

Рассказчик описывает страдания отца, потерявшего единственную в жизни радость. Внешний вид смотрителя вызывает сочувствие читателя. Если в начале повести это свежий и бодрый пятидесятилетний мужчина, то после потери дочки - хилый, седой старик: «я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

В тот день, когда партия принимает власть, она растворяет другие организации и поглощает их в своем молодежном обществе; Скаутинг становится государственным делом. Либеральное государство довольное льстит суетным лидерам скаутов, украсив их. Фашистское государство делает их чиновниками. Натуризм, политически расположенный слева, имеет тенденцию переродиться в социалистическую концепцию счастья на солнце. Но также, экзальтация тела может стать экзальтацией сильного человека, фашистских журналов, фотографии рядов молодых итальянцев в купальных костюмах, а сам дуче фотографируется голым на поясе, чтобы показать всю Италию, что ее начальник, помимо челюсти, был мехом больших кошек.

Следует отметить, что равно снисходительно автор относится и к остальным персонажам повести. Ни слова осуждения не звучит в сторону ротмистра Минского, Дуни. Станционный смотритель, не пережив горя, спился и умер. Дуня же вопреки опасениям отца не сгинула, не стала мести «улицу вместе с голью кабацкой». Прекрасной барыней, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською» решила она навестить отца. Да только пришлось ей поклониться не живому отцу, а его праху.

Невозможно использовать интегральный натуризм. Некоторая ортодоксия обрядов сохранила свою оригинальность; но натуристский дух оживил во Франции движение молодежных общежитий. Создание общежитий во Франции является политическим делом, попыткой контролировать группы молодых людей, которые бродят по Франции пешком; несомненно, рано или поздно у нас будут молодежные общежития справа, а в тот день, когда любой фашизм захватит власть во Франции, молодежные общежития станут государственными предприятиями.

Назад к организации природы и отдыха. Чувство природы не «правильно», как ошибочно полагает Рамуз; он проявляется в двух формах, которые мы можем назвать справа «возвращение на землю», слева «организация досуга». Если мы рассмотрим теоретическую точку зрения, защитники природы будут правы. Право всегда призывало к «возвращению на землю», показывало преимущества сельской жизни, превозносило грубую жизнь, которая обучает людей. Если говорят только декламации, природа находится справа: но давайте внимательно рассмотрим реальность.

2 вариант

« » проникнуты гуманизмом, в своей основе они оптимистичны. В произведениях, составивших цикл, выдуманные чувства, навеянные чтением романтических книг, проверяются самой жизнью. Иллюзии сталкиваются с действительностью, которая в конечном счете оказывается неожиданнее самых изощренных литературных сюжетов.

Почему, например, право защищать колонизацию? Почему, как противоречащие этому, как левые, это было для цивилизаций против семейств рифанских крестьян, которые защищали свою землю? Правое видит в возвращении на землю не жизнь, которая подделывает свободных людей, а подчинение деспотическим силам природы; речь идет о некоторых населенных пунктах очень бедных стран, которые остались под господством хобро и духовенства.

Природное общество - это общество, которое сохраняет привилегии обладающих классов. Право, в основном, имеет презрение, возможно, более радикальное, чем левые природы. Нет традиции суше, более враждебной разнообразию природы, чем правое рационализм; нет общества более цивилизованного, более искусственного, чем суд Версаля, который формирует для него идеальное общество, и человек прекрасно понимает, что он не без плохой совести, что он поет хвалу романтизму Гитлера.

С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести «Станционный смотритель». На совершенно новой основе Пушкин продолжает здесь разработку образа «маленького человека», начатую еще сентименталистами. Новое"в облике станционного смотрителя Самсона Вырина - пробуждение в нем человеческого достоинства и начало протеста. Обиженный судьбой и людьми, Самсон Вырин стал обобщением страдания, бесправия. За образом смотрителя появилась галерея подобных художественных типов - Башмачкина в «Шинели» Гоголя, Девушкина в «Бедных людях» Достоевского.

Внизу правое полагает, что естественная жизнь одурманивает человека, и если он яростно упрекает Прогресс, то это потому, что он считает необходимым для спасения общества, что некоторые классы одурачены; люди вернутся на землю, аристократия останется жителем города, у нее будет замок в стране и отель в городе.

Рабочий откажется от книг и возьмет лопату, но сын богача продолжит латынь. Это возвращение на землю, задуманное классом, который ему не нравится, и намерен продолжать свою искусственную жизнь, естественно мыслится в идеалистической и эстетической форме. Не так давно мы верим, что курчавые овцы поселка Пети Трианона Муссолини. Доде - колбаса Арля и вина Анжу, моря, американского омара. В связи с этим Туот-Париж - это действительно крестьянский мир. Поскольку это возвращение на Землю - это просто размышление о разуме, оно задумывается в ультрареакционной форме, а на самом деле оно не меняет.

В «Станционном смотрителе» с глубоким сочувствием рассказывается о бедном чиновнике, «сущем мученике четырнадцатого класса». Финал произведения носит примирительный характер: Дуня, пришедшая на смиренное деревенское кладбище, бросилась на могилу отца и «лежала долго». В ее душе сохранилось высокое нравственное чувство - чувство вины перед отцом. Несчастный Вырин заплатил слишком большую цену за стремление дочери стать самостоятельной.

Как справедливо отмечает Рамуз, крестьянская жизнь везде осуждается, какими бы ни были мифы у власти; это осуждение не связано с каким-то неизвестным заговором еврея против крестьянина, а с глубокой революцией в экономике и обществе; крестьянская жизнь все еще ждет революции, которая, реинтегрировав ее в общее движение мира, даст ей силу противостоять эволюции, которая ее осуждает. И если есть операция, в которой духу придется спровоцировать конкретный поступок, то это возвращение к земле. Слева, наследие Руссо, мы находим больше уверенности в природе, но также больше недоверия к естественным обществам; Левые представления о чувстве природы рождаются синтезом между двумя противоречивыми элементами левого мышления: руссовизмом и культом Прогресса.

Тема «маленького человека», поднятая Пушкиным в «Станционном смотрителе », очень важна.

То, о чем писал Пушкин, - это вечные вопросы. В центре его произведений всегда стоит человек, а главная задача изображение характера, образа жизни, быта человека. И все, что занимало человека тысячу лет назад - вопросы любви, свободы, чести, долга, смерти, бессмертия, будет волновать его до тех пор, пока будет существовать человеческий род. Литература помогает решать многие вопросы, взглянуть на себя со стороны.

Левые тем более признали необходимость естественной жизни, что человек отчасти для нее животного, но чтобы эта жизнь развивалась, не мешая социальному совершенству, она признавалась как деятельность отдельно, В определенный час сотрудники будут подниматься на террасу здания и загорать; в конце недели они отправятся на побережье. Это не имеет ничего общего с повседневной деятельностью, человек возвращается к природе, чтобы играть. Опасность такой «организации досуга» мыслима. Фиксированный период естественной жизни не является естественной жизнью.

Если домашнее задание на тему: » ГУМАНИЗМ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      (по повести А, С. Пушкина «Станционный смотритель») 1 вариант Несколько особняком среди других произведений цикла «Повести Белкина» стоит повесть «Станционный смотритель». Произведение Повести Белкина «Повести Белкина» (1830) включают пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». К ним примыкает «История села Горюхина». Повести широко ЭКЗАМЕН Готовимся к ЕГЭ Часть 3 (С). Сочинение по предложенному тексту ТРЕНИНГ 1. Прочитайте текст и пример сочинения по нему. Значение прозы Пушкина Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл Горький. «Как прозаик,-пишет А. М. Горький,- он написал исторический роман «Капитанская дочка», где Масленица из цветной бумаги своими рукамиМастер-класс «Ай, да Масленица Дуняша!»

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      С другой стороны, будет дисбаланс между профессиональной деятельностью и досугом, повседневная жизнь будет иметь больший смысл и не будет более оживлением праздников. Кроме того, создавая природу как парк, деятельность во время праздников как игры, эта организация стремится угаснуть конфликт человека и природы и в конечном итоге завершить работу техники. Подавляя дух борьбы и свободы в человеке, определенная организация досуга является макиавеллианской контрреволюционной.

      Это не воскресенье в стране, которая нам нужна, но менее искусственная жизнь. Новое общество должно родиться от реинтеграции природы в нашей жизни, и очень вероятно, что она больше не будет похожа на невозможную среднюю эпоху, чем на машину, чтобы жить в Ле Корбюзье.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Цель:

  1. Ввести учащихся в мир “маленького человека” пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести, раскрыть общечеловеческий характер темы “блудных детей”;
  2. Сопоставительный анализ повести Пушкина и библейской притчи;
  3. Нравственное и эстетическое воспитание.

Наглядность:

Чувство природы и персонализма. Революционные требования чувства природы будут выполняться только движением руководства, рожденным от него, так как рабочие рабочие могут выполнять рабочие требования рабочего класса. Это сознание нашло свое направление в социалистических доктринах, чувство природы может найти то же самое в персонализме.

Давайте быстро вспомним основные направления. Мы увидим, что они совпадают с частью персональной программы. Идея борьбы и ответственности выдвигалась перед идеей комфорта, превосходства конкретного человека и общин над массами, превосходства «культуры производства» над «культурой потребления», общей враждебности к буржуазный рационализм в его двух формах, идеалистический и материалистический, большой город, бюрократия, угнетение денег и государства. Чувство природы должно быть для персонализма, что классовое сознание было для социализма: разум сделал плоть.

  1. Репродукции с картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”.
  2. Иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.
  3. Словарь: гуманизм, “маленький человек”, коллежский регистратор, шлафрок, графика.

Ход урока

I. Слово учителя.

– Вы прочитали повесть А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Какие чувства вызвали у вас её герои?

Личностное движение останется системой, созданной в облаках, если она не возникнет из-за глубокого чувства, характерного для многих людей, и чувство природы является единственным конкретным моментом, на котором можно основывать персонализм, не предавая его происхождения.; другие движения использовали его, мы могли бы служить ему.

Пусть они разговаривают друг с другом, одна из тех ночей, когда так приятно разговаривать в хижине пастуха, они поймут, что все они до сих пор пытались обмануть эти чувства. Пусть они думают, что их ужас книг, например, не дань уважения полковникам, а свободе поэзии пастухов. Когда они прогуливаются по перевалу, они увидят, как утопический пейзаж простирается у их ног: чистые и прочные дома, разбросанные в кусках деревьев, фабрики с красными черепичными крышами, оживленные течением река; народ крестьян и механиков, не торопясь от своей работы, пел в путях.

(Жалость, сочувствие, сострадание).

– Значит, цель, поставленная Пушкиным при создании этого произведения, была достигнута, потому что он хотел вызвать именно сочувствие, сострадание в сердцах своих читателей. В этом проявился гуманизм поэта, его человеколюбие.

Гуманизм – любовь к людям, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей.

В этом произведении А.С.Пушкиным впервые в русской литературе так остро поднимается тема “ маленького человека”.

“Маленький человек” в литературе – обобщённый образ бесправного и страдающего человека.

– Как вы думаете, кого в повести “Станционный смотритель” можно назвать “маленьким человеком”? Подтвердите свою мысль словами текста (учебник).

– Чаще всего это бедный человек, в данном случае – чиновник низшего класса.

Коллежский регистратор – чиновник низшего, 14 класса в “Табели о рангах”.(“Табель о рангах” – классификация чинов и порядок их прохождения на гражданской и военной службе. Учреждена в 1722 г., во времена Петра I.)

II. Беседа.

  1. Кто является главным героем повести?
  2. Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?
    Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
  3. Но Самсон Вырин в начале повести производит впечатление бодрого, счастливого человека. Почему?
    Потому что у него была дочь – красавица, которой он гордился.
  4. Как выглядит его дом? (“…смиренная, но опрятная обитель”.)
  5. Что особенно запомнилось рассказчику в доме смотрителя? (Картинки, изображающие историю блудного сына.)
  6. Зачитываем рассказ о картинках (учебник).
  7. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? (Эти картинки словно намекают на будущую историю “ блудной дочери”, героини повести. А “почтенный старик в колпаке и шлафроке” напоминает самого смотрителя.)
    Шлафрок – домашний халат.
  8. Прошло несколько лет. Что изменилось? Что осталось неизменным? (“Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына…”)
  9. Итак, автор снова возвращает нас к библейской притче. Вспомним, что такое притча.
    Притча небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
  10. Зачем висят картинки в доме смотрителя? Научили ли они чему-нибудь наших героев? Следуют ли они наставлениям Христа? (Нет.)
  11. Почему вы так думаете? (Станционный смотритель сам отправляет дочь из дома. Дуня уезжает со слезами, но уезжает, не задумываясь, что может случиться дальше.)
  12. Что стало с отцом после похищения Дуни? (Он заболел.)
  13. Почему он особенно страдает? (Потому что сам её отправил.)
  14. Как представляет отец будущее своей дочери? (“ Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою…”)
  15. Чем закончилась история Самсона Вырина? (Он вернулся из Петербурга один, не вынес одиночества, спился и умер.)
  16. А что же стало с Дуней? (Она приехала к отцу, навестить его.)
  17. Почему ясно, что прекрасная барыня – Дуня? (Когда Ванька предложил довести её до кладбища, она ответила: “Я сама дорогу знаю”.)
  18. Счастлива ли она? (Вероятно, да.)
  19. Но почему Дуня плачет? (Вернулась, но слишком поздно. Не получила отцовского прощения.)
  20. Вы уже говорили о своём сочувствии, сострадании героям повести. А как сам автор относится к ним? В чём это выражается? (Автор любит и жалеет своих героев. Это подтверждается, во-первых, тем, что он вызывает такие же чувства у читателей. Во-вторых, пейзаж в повести помогает почувствовать отношение автора. Во время первого приезда рассказчика стоит жаркий майский день, затем идёт благодатный проливной дождь. Совсем другие картины природы сопровождают описание последнего посещения рассказчиком знакомой станции: “Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей…”)

III. “ Притча о блудном сыне” в литературе и живописи.

1. Притча– маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете…

Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи и в те далёкие времена, и позже. Правда, авторы произведений Древней Руси чаще сверяли жизнь своих героев с евангельским словом, писатели нового времени – реже.

В произведении 17 века “Повесть о Горе-Злосчастии” героя постигла судьба блудного сына из евангельской притчи. Он не слушался родительских наставлений, ушёл из дома, прокутил с другом родительские деньги. И пошёл по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему Горе-Злосчастие, ходит-бродит за ним неотступно. “Научате молодца богато жить, убить и ограбить”. Казалось, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием.

Рассказчик не называет имени героя, неизвестно, где он родился, откуда и куда путь держит. Оттого, наверное, что история эта возможна с каждым и которое уже столетие повторяется. Но евангельские притчи для молодца 17 века ещё дышат живой историей, поэтому “спамянует молодец спасения путь”, ушёл в монастырь – вернулся к Богу, а горе у ворот осталось.

Два столетия спустя уже иначе живёт эта притча в литературе нового времени. В пушкинской повести “Станционный смотритель” картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают уроки из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

2. “Притча о блудном сыне” нашла отражение не только в литературе, но и в живописи. (Рассматриваем репродукции картин И. Босха, Б.Э. Мурильо и других художников).Но особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне голландского художника Рембрандта “Возвращение блудного сына” (1669 г.) Только умудрённый жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение. Оно стало духовным завещанием художника. В том же 1669 году Рембрандта не стало.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома. Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя.

И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света, отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.

IV. Сопоставление картины Рембрандта и иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.

1. Какая из картин, на ваш взгляд, более трагична? (Конечно, картина Рембрандта)

2. Почему? (На иллюстрации Доре – светлый фон, видно движение, жизнь.)
Картина Рембрандта – мгновение неподвижности, несколько застывших фигур. Много красного, трагического цвета. Фон картины – тёмный.

Графика – вид изобразительного искусства, рисунок на бумаге карандашом, углём, мелом, кистью либо оттиск этого рисунка со специально обработанной доски или камня.

3. Зачитайте из “ Притчи о блудном сыне” слова, которые могут служить подписью к иллюстрации. (“Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его…”) Полотно Доре – это непосредственная иллюстрация к Библии, поэтому мы видим картину встречи отца и сына по-иному, нежели на полотне Рембрандта.

Картина Рембрандта не только передаёт библейский сюжет, но и отражает жизненные наблюдения художника, понимание им тех страданий, через которые пришлось пройти и сыну, и отцу, поэтому на его полотне сын – обессиленный и больной человек, а отец ослеп от того, что выплакал все слёзы по пропавшему сыну.

V. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” и библейской “Притчи о блудном сыне”.

1. Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)

2. Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он не сказал ему слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)

3. Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил. Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)

4. Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.
“ Авось приведу я домой заблудшую овечку мою…”.
“ Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз увидеть бедную свою Дуню…”.
“ Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною, он поневоле ею любовался”.

5. Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин. Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп от горя. Станционный смотритель умер.)

6. Но почему он желает смерти своей дочери?
(“ Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…).

7. А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да, своими страданиями.)

8. Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)

9. А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её простить.)

10. А вы её простили? Почему? (Она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы видим, что она страдает.)

11. Простит ли Дуня себя?

12. Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

Вывод: Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу, и некому было сказать “ прости”. До конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

VI. Подведение итогов урока.

1. О чём эта повесть?

– о глубокой и всепрощающей отцовской любви;
– о дочерней неблагодарности;
– об одиночестве и беззащитности “маленького человека”, сохранившего своё достоинство;
– о запоздалом раскаянии “блудной дочери”, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.

2. В чём проявился гуманизм А.П.Пушкина – автора повести “Станционный смотритель”? (Писатель вызывает у читателя сочувствие и уважение к “маленькому человеку”.)

3. Одно из значений слова Гуманизм – “забота о благе людей”. Как проявилась забота автора о благе людей в этом произведении?

Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас.

Рассказчик ещё и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции. Пусть бы Вырин вместе с ней порадовался внукам…

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья.