Важнейшей философской проблемой является вопрос о первичности: из какой субстанции - материальной или идеальной - появился мир? При ответе на этот вопрос уже в античной философии сложились два противоположных направления, одно из которых сводило начало мира к материальной субстанции, другое - к идеальной. Позднее эти направления получили в истории философии названия "материализм" и "идеализм", а вопрос о первичности материальной или идеальной субстанции - название "основного вопроса философии".

Материализм - это философское направление, представители которого считают, что первична материя, а сознание вторично.

Идеализм - это философское направление, представители которого считают, что первично сознание, а материя вторична.

Материалисты утверждают, что сознание - это отражение материального мира, а идеалисты - что материальный мир - это отражение мира идей.

Ряд философов полагает, что нельзя сводить первоначало мира к одной из двух субстанций. Этих философов называют дуалистами (от лат. duo - два), т. к. они утверждают равноправие двух начал - и материального, и идеального.

В противоположность дуализму позицию признания первичности одной из двух субстанций - материальной или идеальной - называют философским монизмом (от греч. monos - один).

Классическая дуалистическая система была создана французским философом Рене Декартом. К дуализму часто относят философию Аристотеля, Бертрана Рассела. Монистическими учениями являются, например, идеалистические системы Платона, Фомы Аквинского, Гегеля, материалистическая философия Эпикура, Гольбаха, Маркса.

Материализм является древнейшим философским направлением. Аристотель, рассматривая ранние философские учения, говорит о том, что старейшие из них считали первоначалом всех вещей материю: "Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются".

Ранние философы-материалисты сводили начало вещей к какому-либо материальному элементу - воде, огню, воздуху и т.п. Наиболее выдающейся материалистической теорией ранней античности была атомистическая теория Демокрита (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.). Демокрит развил идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первоснове мира, названных им атомами (от греч. atomos - неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом.

В эпоху афинской классики (IV - III вв. до н.э.) материализм стал постепенно терять свое влияние, практически полностью уступив идеализму позиции господствующего направления философии в эпоху позднего эллинизма (II - III вв. н.э.), а также в средние века.

Возрождение материализма происходит в Новое время, вместе с возрождением естествознания. Расцвет материализма наступает с эпохой Просвещения. Крупнейшие просветители-материалисты создали на базе научных открытий своего времени новое учение о материи не только как о первичной, но и как о единственно существующей субстанции.

Так, Гольбах, которому принадлежит классическое определение материи, сводил к материи все существующее во Вселенной: "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий".

Сознание также рассматривалось материалистами эпохи Просвещения как своеобразное проявление материальных сил. Философ-просветитель Ламетри (1709 - 1751), врач по образованию, написал трактат "Человек-машина", в котором описал материалистическую сущность человеческой природы, в том числе и сознания.

"Во всей Вселенной существует только одна субстанция (материя - Авт.), различным образом видоизменяющаяся, - писал Ламетри. -...Душа - это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакого определенного представления и которым ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит".

В ХIХ в. в немецкой материалистической философии сложилось направление, получившее название "вульгарного материализма". Философы этого направления К.Фогт (1817 - 1895), Л.Бюхнер (1824 - 1899) и др., опираясь на достижения естественных наук, особенно биологии и химии, абсолютизировали материю, утверждая ее вечность и неизменность. "Материя, как таковая, бессмертна, неуничтожима, - писал Бюхнер. - Ни одна пылинка не может бесследно исчезнуть во Вселенной и ни на одну пылинку не может увеличиться общая масса материи. Велики заслуги химии, доказавшей нам..., что непрерывное изменение и превращение вещей представляет собой не что иное, как постоянный и непрерывный кругооборот одних и тех же основных веществ, общее количество и строение которых всегда оставалось и остается неизменным". Абсолютизируя материю, вульгарные материалисты отождествляли и сознание с одной из ее форм - человеческим мозгом.

Оппонентом вульгарного материализма стал диалектический материализм (марксизм), считающий сознание не формой существования материи, а свойством одного из ее видов. Согласно диалектическому материализму, материя не является вечной и неизменной субстанцией. Напротив, она непрерывно видоизменяется, постоянно пребывая в состоянии развития. Развиваясь, материя достигает в своей эволюции такой стадии, на которой она приобретает способность мыслить - отражать окружающий мир. Сознание, по марксистскому определению, это свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в способности отображать окружающий мир. В отличие от вульгарного материализма, отождествлявшего высшую форму развития материи с человеческим мозгом, марксизм считал высшей формой развития материи человеческое общество.

Идеализм полагает, что первичной субстанцией является дух. Различные идеалистические учения по-разному определяли эту первопричину мира: одни называли ее Богом, другие - Божественным логосом, третьи - Абсолютной идеей, четвертые - мировой душой, пятые - человеком и т.д. Все разнообразие идеалистических концепций сводится к двум основным разновидностям идеализма. Идеализм бывает объективным и субъективным.

Объективным идеализмом называют идеалистическое течение, представители которого считают, что мир существует вне сознания человека и не зависимо от сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, является объективное, до человека и не зависимо от человека существующее сознание, так называемый "Абсолютный дух", "мировой разум", "идея", Бог и т.д.

Исторически первой объективно-идеалистической философской системой стала философия Платона. По Платону, мир идей первичен по отношению к миру вещей. Первоначально существуют не вещи, а идеи (прообразы) всех вещей - совершенные, вечные и неизменные. Воплощаясь в материальном мире, они теряют свое совершенство и постоянство, становятся преходящими, конечными, смертными. Материальный мир - это несовершенное подобие идеального мира. Философия Платона оказала самое сильное влияние на дальнейшее развитие объективно-идеалистической теории. В частности, она стала одним из важнейших источников христианской философии.

Самой фундаментальной объективно-идеалистической системой является религиозная философия, утверждающая, что мир был создан Богом из ничего. Именно Бог как высшая идеальная субстанция творит весь существующий мир. Систематизатор средневековой схоластики Фома Аквинский писал: "Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины".

Религиозная форма идеализма в философии сохранилась и в последующие эпохи. Многие крупные философы-идеалисты Нового времени, объясняя первопричины мира, в конечном счете приходили к необходимости признания существования бога как "первопричины первопричин". Так, например, философы-механицисты XVII-XVIII вв., абсолютизировавшие механическое движение, вынуждены были признавать, что должна была существовать сила, давшая первичный импульс, "первотолчок" мировому движению, и эта сила есть не что иное, как Бог.

Крупнейшей объективно-идеалистической системой Нового времени стала философия Гегеля. То, что в религиозном идеализме называлось "Богом", в системе Гегеля получило название "Абсолютной идеи". Абсолютная идея в учении Гегеля выступает творцом всего остального мира - природы, человека, всех частных идеальных объектов (понятий, мыслей, образов и т.п.).

Согласно Гегелю, Абсолютная идея для того, чтобы познать самою себя, воплощается вначале в мир логических категорий - в мир понятий и слов, затем в свое материальное "инобытие" - природу, и, наконец, чтобы еще точнее увидеть себя со стороны, Абсолютная идея создает человека и человеческое общество. Человек, познавая окружающий его мир, создает новый идеальный мир, мир объективированного идеального (идеального, создаваемого конкретными людьми, но уже от них независящего), мир духовной культуры. В этом объективированном идеальном, в частности в философии, Абсолютная идея как бы встречается сама с собой, осознает самою себя, отождествляется сама с собой.

Субъективным идеализмом называют идеалистическое течение, представители которого считают, что мир существует в зависимости от человеческого сознания, а, возможно, что и только в человеческом сознании. Согласно субъективному идеализму, мы сами творим окружающий нас мир в нашем сознании.

Представители этого направления утверждают, что мир всегда предстает человеку в виде его субъективных восприятий этого мира. Что находится за этими восприятиями, невозможно узнать в принципе, поэтому достоверно утверждать что-либо об объективном мире нельзя.

Классическая теория субъективного идеализма была создана английскими мыслителями XVIII в. Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Беркли утверждал, что все вещи - это не что иное, как комплексы наших восприятий этих вещей. Например, яблоко, по Беркли, выступает для нас совокупным ощущением его цвета, вкуса, запаха и т.д. "Существовать", по Беркли, означает "быть воспринимаемым".

"Все согласятся с тем, что ни наши мысли, ни страсти, ни идеи, образуемые воображением, не существуют вне нашей души. И вот для меня не менее очевидно, что различные ощущения или идеи, запечатленные в чувственности, как бы смешаны или соединены они ни были между собою (т.е. какие бы предметы они не образовывали), не могут иначе существовать, как в духе, который их воспринимает", - писал Беркли в трактате "О началах человеческого знания".

Юм в своей теории подчеркивал принципиальную невозможность доказать существование внешнего по отношению к сознанию, т.е. объективного, мира, т.к. между миром и человеком всегда находятся ощущения. Он утверждал, что во внешнее существование какой-либо вещи, т.е. в ее существование до и после ее восприятия субъектом, можно только верить. Удостовериться в этом не позволяют "несовершенства и узкие пределы человеческого познания".

Классики субъективного идеализма не отрицали возможности действительного существования мира, внешнего по отношению к сознанию человека, они лишь подчеркивали принципиальную непознаваемость этого существования: между человеком и объективным миром, если таковой существует, всегда находятся его субъективные восприятия этого мира.

Крайний вариант субъективного идеализма, называемый солипсизмом (от лат. solus - один и ipse - сам), полагает, что внешний мир - это лишь порождение человеческого сознания. Согласно солипсизму, реально существует только один человеческий разум, а весь внешний мир, в том числе и остальные люди, существуют только в этом единственном сознании.

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Философия всегда включала в себя рассмотрение так называемых мировоззренческих вопросов: как устроен мир? Имеет ли он начало и конец? Какое место занимает человек в мире? Предназначение человека. Что такое истина? Достижима ли она? Есть ли Бог? В чём заключается смысл и цель жизни? Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением? Что нас ожидает в будущем? Мимо этих и подобных вопросов не может пройти ни один человек. Философия всегда помогала людям искать ответы на эти вопросы, выполняя при этом мировоззренческую функцию.

1. Материализм.

Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появля-ется способность чувствовать и мыслить, т. е. возникает иде-альное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах. К. Маркс. Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь». (Конец 18 века, Бюхнер, Фохт, Милишотт).

Материализм - научное философское направление, противоположное идеализму . Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенноеть мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы. В истории философии материализма, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил.

В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего, во многом еще наивного, материализма (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками.


Однако большинство из них еще не проводили четкого различения между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозоизм ). Развитие материалистических и диалектических положений сочеталось еще в древнем материализме с влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализма (Телезио, Вруна и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности. Дальнейшее свое развитие М. (материализм) получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк).

Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. М. 17-18 вв. Связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Другой особенностью М. этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития, среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают фр. материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеции я Гольбах).

Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за Толаендом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким М. и атеизмом, у французких материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был «антропологический» М. Фейербаха . Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому М. созерцательность.

В России и других странах восточной Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии М. явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Высшей и самой последовательной формой М. стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический М. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого М., но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого об-ва.

В дальнейшей истории М . (материализм) уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического М., с одной стороны, и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей М. Среди последних наиболее типичным был вульгарный М., приближавшийся к позитивизму; к последнему тяготеют и те разновидности М., которые возникли на рубеже 19-20 вв. как искажение диалектического М. (механистическая ревизия марксизма и др.), а также так называемый «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.). Во второй половине 19 в. М. в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии.

Буржуазные философы обвиняют М. в аморализме , непонимании природы сознания и отождествляют М. с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм М., нек-рые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее совр.» М. (Карнап, Башляр, Сартр). Затушевывая в ряде случаев противоположность М. и идеализма, буржуазные философы прибегают не только к позитивизму и неореализму, но и к таким аморфным и двусмысленным построениям, как совр. американский натурализм.

С другой стороны, среди ученых в прошлом было немало таких, которые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь «всякой философии», в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции М. (естественноисторический М. Геккеля, Больцмана и др.). Для совр. передовых ученых характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счете к диалектическому м. (Лан-жевен, Жолио-Кюри и др.).

Одна из особенностей развития диалектического М. - обогащение его новыми идеями. Совр. развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе c тем развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии М. Последнее происходит в постоянной борьбе М. с новейшими разновидностями идеалистической философии.

2. Идеализм.

а) Объективный идеализм: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Пла-тон, Гегель).

Современный французский философ Тейяр де Шарден :

«Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития».

б) Субъективный идеализм (Беркли, Юм). «Существуют только я и мое сознание. Оно порождает ок-ружающий мир. Явления мира — это комплексы наших ощущений».

Идеализм - философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопросе философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом . И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую т. зр. (Телеология). Буржуазными философами термин «И.» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой т. зр., однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему И. только как нелепость и чепуху, подчеркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма (Ленин В. И., т. 29, с. 322).

Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность И. (идеализм) - отрыв понятий от их объектов - дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становится действительностью только в условиях классового общества, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом И. абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители И., ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

В противоположность буржуазным философам , насчитывающим множество самостоятельных форм И., марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный И., принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный И., сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным И. не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного И.; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного И. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта , Конфуцианство ).

Классической формой объективного И. была философия Платона . Особенность объективного И. Платона, свойственная древн. И. вообще, - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного Бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался Субъективный И. Классичским проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая - в философии Шеллинга и особенно Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического И. Эволюция И. после распада гегелевской школы определялась утратой буржуазией прогрессивной общественной роли и борьбой ее против диалектического материализма.

У самих буржуазных философов понятие «И.» стало отождествляться только с его наиболее откровенной, спиритуалистической формой. Появилось мнение якобы «промежуточных» и даже будто бы «возвышающихся» над И. и материализмом учений (позитивизм, неореализм и др.). Усилились агностические и иррационалистические веяния, мифологизация философии как «необходимого самообмана», неверие в человеческий разум, в будущее человечества и т. д. Получил развитие реакционный псевдоатеизм (ницшеанство, фашистские философские концепции, некоторые виды позитивизма и др.). В период общего кризиса капитализма распространились такие формы И., как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения - главной разновидности И. середины 20в., но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления И. на мелкие эпигонские школки.

Главными социальными причинами «многообразия» форм современного И. (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и др.) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма. О др. стороны, происходит отчасти и противоположный процесс - сближения и даже «гибридизации» различных течений И. на основе общей антикоммунистической направленности буржуазной идеологии 20 в. Научные основы критики совр. форм И. заложены Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм», где дан марксистский анализ не только махистской разновидности позитивизма, но и основного содержания всей буржуазной философии эпохи империализма.

Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм) В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней:

1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания.

2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век).

3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе.

4. Сенсуализм - многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека. Проблема познания мира и основные пути её решения Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии.

В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности:

1) познавательный оптимизм;

2) скептицизм;

3) агностицизм (познавательный пессимизм).

Познавательные оптимисты (к ним относятся преимущественно материалисты и объективные идеалисты) считают, что явления действительности в сущности познаваемы, хотя мир - в силу своей бесконечности - до конца не познаваем.

Сторонники скептицизма (от греч. «скептикос» - ищущий, рассматривающий, исследующий) сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость. Представители агностицизма (это в основном субъективные идеалисты) отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности. Все эти подходы имеют определённое теоретическое обоснование.

Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания. Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс. Диалектика процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуитивного в познании Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания. А знание - это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Существуют различные уровни познания - обыденное, теоретическое, художественное - как чувственно-образное отражение действительности. Раздел философии, где исследуется познание, называется гносеологией. Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину мира? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название - гносеологический оптимизм. У материалистов - мир познаваем - знание есть субъективный образ объективного мира. У субъективного идеализма (Беркли) возможно познание внутреннего мира человека и т. д. Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания - агностицизм (не доступный познанию).

В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально - чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения. Субъект - носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом. Объект - предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта - активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием.

В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное. Чувственное познание: ощущение - субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие - целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление - это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д. Рациональное познание - это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения. Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком. Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению - от него к практике. Итог познания - достижение истинного знания.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 4 основных раздела :

1. Онтология (учение о бытие);

2. Гносеология (учение о познании);

3. Человек;

4. Общество.

Основные разделы философского знания:

1). Онтология (Метафизика ). Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире.

2). Гносеология . Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

3). Аксиология - это философия ценностей. «Что есть благо?» - основной вопрос общей философии ценностей. Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории. Также сюда относится и философская антропология.

4). Праксиология - раздел философии, изучающий непосредственную практическую жизнь человека. По большому счету, он включает в себя, фактически, те же подразделы, что и предыдущий пункт, но в несколько произвольном их толковании. Можно сказать, что праксиология занимается утутилитарными проблемами аксиологии.

Основные разделы философии

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

- онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

- гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

- аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

- праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

- антропология - философское учение о человеке;

- социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой .

Госэкзамен по философии и эстетике

    Мировоззрение как явление духовной жизни общества, его структура. Типы мировоззрения

Мировоззрение - сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания - первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение - представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

Обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

Рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.

Исторические типы мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

Религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

Философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 1 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Мировоззрение, его сущность, структура и исторические типы».

    Предмет и функции философии. Материализм и идеализм – основные направления в интерпретации философских проблем.

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная.

Это связано с тем, что:

    отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

    философия в начале своего развития охватывала практичес­ки все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже ста­ли объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

    многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать та­кую дефиницию, которая устраивала бы всех мыслителей;

    в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассичсские ориента­ции самой философии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной фи­лософской проблемы затрагивает в той или иной мере фундамен­тальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с ми­ром - природой, обществом, культурой. Разумеется, из этого спек­тра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно - принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраня­ющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многооб­разные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предель­ных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философс­кого анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существо­вания, проблема понимания, проблема языка и т.д.

Статус и роль философии в современном обществе и его куль­туре конкретизируется в следующих основных функциях:

    мировоззренческой - задает интегральный образ мира, фор­мирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;

    методологической - выступает всеобщим методом мышле­ния, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теорети­ческой деятельности, предлагает научному познанию и социаль­ной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегри­рует новое знание в духовную культуру;

    оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оце­нивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

Соответственно специфике анализируемых проблем в струк­туре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориен­тации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксирова­ны следующие основные разделы:

    онтология - философия бытия, учение о наиболее общих при­нципах и основаниях всего сущего;

    гносеология - философия познания, учение о принципах, за­кономерностях и механизмах познавательной деятельности;

    эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

    философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

    аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

    праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

    социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

Данные разделы философского знания - при всей их автоном­ности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют фило­софию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

Идеалисты

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание . Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм - это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос - один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи - мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis - двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

Существование двух главных направлений в философии имеет социальные основания или источники и гносеологические корни.

Социальным основанием материализма можно считать потребность некоторых слоев общества в том, чтобы при организации и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают претензии на возможность получения достоверных знаний об изучаемых явлениях мира.

К социальным основаниям идеализма можно отнести неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в ее развитии и использовании результатов научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма - сложности процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота... (вот) гносеологические корни идеализма” . Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

    Античная философия: специфика и основные проблемы.

    Философия средневековья, ее религиозный характер. Полемика номинализма и реализма.

Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокультурных предпосылок:

    разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;

    изменение социальной структуры общества - появляют­ся прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крес­тьянство), профессиональные солдаты;

    утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она - «служанка теологии»;

    признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философствовать - означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги.

В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку ре­лигиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отноше­ние к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отражение либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использования христианством. Терпи­мость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помощью философских знаний, способствующих развитию веры, ко­торая выше всякого знания и является его венцом.

Принципы средневекового философского мышления:

    монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, ве­чен и бесконечен;

    теогентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия;

    креагионизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

    символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

    провиденциализм (провидение) - история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

    эсхатологизм - учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде.

В развитии средневековой философии можно выделить следу­ющие этапы:

    апологетика(от греч. apolozeomai-защищаю; 11-111 вв. н.э. защищается христианство, раскрываются познавательные возмож­ности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др). О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрос­ти гласит максима Тертуллиана: «Bgpyto, ибо абсурдно»;

    патристика (от лат. patres - отцы) - разрабатываются осно­вы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии (IV-VIII вв.). При этом предполагалось отделить подлин­ные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии, чтобы исключить ерети­ческие интерпретации (Аврелий Августин, Боэций, Григорий Нисский, Григорий Палама и др.). Проблемное поле философии было связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущ­ности Бога как высшего Бытия, его трансцендентной (потусторон­ней) природы и тройственности Божественных ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпретацию, т.к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уве­ровать, но верую, чтобы понимать»;

    схоластика (лат, scholasticus - школьный, ученый) - сохраня­ется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остают­ся философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма (IX-XIV вв., «золотым ве­ком» считается XIII в.). Основные теоретики - Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Фома Аквинский, Росцеллин, П. Абеляр, У. Оккам, Р, Бэкон и др. Своеобразие этого этапа свя­зано с формированием двух систем образования - монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к ло­гике Аристотеля. Великим систематизатором средневековой фило­софии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отличаются методом получения истин, т.к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а фило­софское - опирается на разум и опыт.

Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философс­кие подходы:

    реализм - общие понятия представляют собой подлинную ре­альность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кен­терберийский, Фома Аквинский и др.);

    номинализм подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия - лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р.Бэкон и др.).

ИДЕАЛИЗМ - противоположное материализму философское направление, которое признает первичность духа, сознания и рассматривает материю , природу как нечто вторичное, производное.

Это неправильное, извращенное представление о мире имеет свои гносеологические (теоретико-познавательные) и классовые (социальные) корни. Гносеологические корни идеализма заключаются в абсолютизации, преувеличении отдельных моментов познания. Возможность такого преувеличения обусловлена сложностью, противоречивостью познавательного процесса. Для того чтобы проникнуть в глубь вещей, человек создает абстракции, понятия, с помощью которых свойства предметов мыслятся в общем виде, в отрыве от самих предметов. Поэтому нетрудно превратить эти общие понятия в нечто абсолютно самостоятельное, сделать их основой природных явлений. Другим гносеологическим корнем идеализма является ложное истолкование того факта, что предметы и явления объективного мира отражаются в сознании в субъективной, идеальной форме. Отражаясь в голове человека, они становятся частью его внутреннего мира. Преувеличивая момент субъективности нашего знания и игнорируя то, что оно есть отражение действительности, И. отождествляет внешний мир с внутренним миром человека, а материальные предметы и явления - с его ощущениями, переживаниями.

Социальными корнями идеализма являются отделение духовного (умственного) труда от материального (физического) (Умственный и физический труд), классовое расслоение общества. Умственный труд превратился в привилегию господствующих классов, в связи с чем возникло представление о его определяющей роли в обществе. Классовые основы идеализма изменялись в ходе истории, он являлся опорой самых различных политических программ, но, как правило, идеализм - это мировоззрение консервативных классов. Духовное первоначало в И. трактуется по-разному: это может быть безличный дух (Гегель), «мировая воля» (Шопенгауэр), личностное сознание (персонализм), субъективный опыт (эмпириокритицизм) и др. В зависимости от того, как понимает идеализм духовное первоначало, он делится на две основные формы - субъективный и объективный идеализм. Объективный идеализм видит основу всего существующего в мышлении, оторванном от человека и превращенном в самостоятельную сущность. В античной философии система объективного идеализма была разработана Платоном, считавшим, что все видимые нами конечные вещи порождаются миром вечных, неизменных идей.

В средневековой философии господствовали объективно-идеалистические системы: томизм, реализм и др. Вершины своего развития объективный И. достиг в немецкой классической философии, в системе Шеллинга и в особенности Гегеля, провозгласивших абсолютное тождество бытия и мышления. В 20 в. линия объективного И. была продолжена в неогегельянстве и неотомизме (Томизм и неотомизм).

Объективный идеализм преувеличивает общезначимость научных истин, независимость культурных ценностей от индивидуального опыта, отрывая этические, эстетические и познавательные ценности от реальной жизни людей.

Субъективный идеализм берет в качестве основополагающего начала ощущающее, чувствующее сознание отдельного человека, оторванного от общества. Наибольшего своего расцвета субъективный идеализм достиг в буржуазной философии. Его основоположник - английский философ 18 в. Беркли, выдвинувший положение о том, что вещи существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются. В немецкой классической философии на позициях субъективного И. стояли Кант, у которого были и материалистические моменты («Вещь в себе»), и Фихте, растворивший объективный мир (не-Я) в сознании (Я). В современной буржуазной философии субъективный идеализм - господствующее направление. Он представлен прагматизмом, неопозитивизмом, экзистенциализмом и т. д.

Если последовательно проводить принципы субъективного идеализма, то можно прийти к отрицанию существования не только внешнего мира, но и других людей, т. е. к солипсизму. Поэтому субъективный идеализм эклектичен, он соединяется с элементами или объективного И. (Беркли, Фихте), или материализма (Кант и др.). В соответствии с тем, понимается ли духовное первоначало как нечто единое или как множество, И. принимает форму монистического И. (Шеллинг, Гегель) или плюралистического И. (Лейбниц). В зависимости от того, каким методом пользуются философы, создавая свою картину мира, И. делится на метафизический и диалектический. Диалектический И. представлен в системах Канта, Фихте, Шеллинга; особенно глубоко, в той мере, в какой позволяла ложная идеалистическая основа, разработана диалектика у Гегеля. Метафизический И. присущ неотомизму, прагматизму, позитивизму и др. направлениям. В зависимости от того, какие моменты в процессе познания абсолютизируются, можно выделить эмпирико-сенсуалистический, рационалистический и иррационалистический идеализм.

Эмпирико-сенсуалистический идеализм (Беркли, Мах и др.) отводит главную роль чувственным элементам познания, эмпирическому знанию, рационалистический И. (Декарт, Кант, Гегель и др.)-логическим элементам познания, мышлению. Современным формам И. (Хайдеггер, Яспёрс и др.) присущ главным образом иррационализм, они отрицают безграничные возможности человеческого разума и противопоставляют ему интуицию. Они выдвигают на первый план не отдельные моменты человеческого познания (ощущение, восприятие), а такие глубинные слои человеческого сознания, духовной жизни человека, как эмоции, переживания (страх, забота и т. д.). Для идеализма характерна тесная связь с религией, борьба против материализма.