Жанры его очень разнообразны и специфичны. Эти произведения придумывались представителями народа и передавались друг другу устно. Существовали певцы и сказители, и каждый желающий мог стать сотворцом.

В чем особенности фольклорных произведений?

Особенностью устного является его древнее происхождение, ведь подобные произведения создавались в то время, когда еще не было письменности. Часто в создании одного произведения участвовало много людей, каждый при пересказе добавлял что-то свое. Это еще одна особенность - вариативность, ведь даже один сказитель или певец не мог много раз повторить произведения без изменений.

Каждый человек знает, что такое устное народное творчество. Жанры его почти все сохранились до наших дней. В каждом из них отражаются думы и чаяния народа, его отношение к происходящим событиям. Большое место в устном народном творчестве занимает обрядовый фольклор. Хотя этот пласт народной культуры почти неизвестен сейчас.

На какие жанры делится фольклор?

Как фольклор используется при воспитании детей?

Какие жанры устного народного творчества издавна применялись родителями в воспитании ребенка? Кроме сказок и былин с рождения малышей сопровождали потешки, прибаутки и песенки. Они использовались не только для успокоения и привлечения внимания ребенка. Эти произведения - лучший способ раннего развития мышления малышей.

До сих пор все мамы поют детям народные колыбельные, большинство из них используют потешки и приговорки при одевании, купании и первых играх малышей. Очень важны для развития мышления ребенка считалки, загадки и скороговорки. В детской среде распространены дразнилки, поговорки и частушки.

В настоящее время многие молодые люди не знают, что такое устное народное творчество. Жанры его, даже самые распространенные, стали забываться. И задача родителей, воспитателей и учителей - прививать детям любовь к фольклору как к неотъемлемой составляющей народной культуры.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

«Да на ней пахать можно» - говорим мы, когда видим здоровую крепкую женщину. Или успокаиваем обеспокоенную бабушку, твердим: «Не всякая болезнь к смерти»! Интересно, подобные фразы зачастую действуют на окружающих как…

Прибаутки являются особым видом народного фольклора, по своему содержанию близки к пословицам и поговоркам. Могут быть в рифмованной или повествовательной форме. Очень часто употребляются в речи, чтобы придать рассказу шутливый комический тон. …

Несмотря на нелегкую жизнь, основное место в которой занимал тяжелый крестьянский труд, народу всегда была присуща тяга к красоте и образному мышлению. В творчестве народ отражал свою трудовую деятельность, морально-этические принципы, религиозные…

Литературные жанры представляют собой исторически складывающиеся и развивающиеся литературные произведения, которые объединены общими формальными и содержательными формами.
Термин жанр (от франц. genre - род, вид) в литературе может быть…

Слово «фольклор» (музыкальное и литературное устное народное творчество) переводится на русский язык как «народная мудрость». Термин нам «подарил» староанглийский язык, что является отличием этого слова от многих…

Издавна подрастающее поколение училось на устном народном творчестве предков. Черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. Наследие поколений дошло и до сегодняшнего дня. Конечно, оно претерпело немало…

Фольклор (в переводе с англ. "folklore" означает "народная мудрость") - это народное творчество, охватывающее все культурные слои общества. Жизнь людей, их воззрения, идеалы, моральные устои - все это отражается как в художественном фольклоре…

Фольклор как устное народное творчество представляет собой художественное коллективное мышление народа, которое отражает его основные идеалистические и жизненные реалии, религиозные мировоззрения. Такое творчество создаётся целым народом и…

Нет на свете ни одного человека, которому бы не нравились народные сказки, песни и танцы. В них можно найти все - непосредственность, искрометный юмор, тончайшую грусть и разудалую радость. И, наверное, самое главное, что привлекает в них…

Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении…


Эпические жанры УНТ (устного народного творчества) и литературные жанры
Теория литературы. Фольклорные и литературные жанры

Жанры фольклора и литературы. Эпос, лирика и драма в устном народном творчестве и литературе. Сходства и различия народной и литературной сказок.


Тема: Эпические жанры УНТ и литературные жанры

Урок: Эпические жанры УНТ и литературные жанры

Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о жанрах. Мы уже знаем, что жанр - это та «одежка, по которой встречают произведение, это те общие признаки, по которым произведения можно узнать и поставить в ряд с другими, похожими. Т.е.. сгруппировать Понятие жанра характерно для каждого вида искусства, и естественно, для литературы тоже.

На прошлых уроках мы познакомились с таким жанром устного народного творчества как сказка, мы узнали, что у народной сказки есть свои жанровые особенности.

Но можем ли мы сказать, что сказка - единственный жанр устного народного творчества? Конечно, нет.

А можем ли мы сказать, что «Аленький цветочек», «Лягушка-путешественница», « Черная курица, или подземные жители», «Городок в табакерке» не сказки, потому что не относятся к устному народному творчеству - их создали писатели? Тоже нет, это точно сказки.

Надо сказать, что жанры тоже группируются - в роды литературы)

Получается, что жанр - как братья у одной матери, а род - соединение нескольких семей

Существуют три рода литературы: эпос, лирика и драма или «театр».

Лирика объединяет произведения, где важно передать чувства отдельного человека. В лирическом произведении автор всегда говорит от первого лица: «Я». Это может быть народная песня или стихотворение, написанное поэтом, например.

Драма - то, что создано для представления на сцене

Эпос - это все произведения, в которых передается взгляд на события, мысли по поводу событий с позиции группы людей, общества, народа. Автор всегда говорит с точки зрения «мы», читателю интересно следить за развитием действия. Эпическими бывают и произведения, написанные кем-то, и народные произведения.

Кто разделил литературу на эпос, лирику и драму?

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом

Лирика (от греч. lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие)

Все эти слова имеют греческое происхождение. Это неслучайно. Впервые роды литературы разделил греческий мыслитель - философ Аристотель.

Рис. 1. Скульптурный портрет Аристотеля

Он жил почти 400 лет до нашей эры, то есть 2 с половиной тысячи лет назад. Именно он создатель многих самостоятельных наук. Кроме того, он был наставником великого Александра Македонского и вдохновлял его дойти до края земли. Без Аристотеля, может быть, не было бы захватывающих воображение походов великого Александра.

О жанрах эпоса мы сегодня и поговорим подробнее.

Да, конечно, ведь мы с жадностью следим за развитием сюжета, нам интересно знать, что будет дальше

А в сказке, придуманной писателем, важно, интересно следить за поворотами сюжета? Тоже интересно. Значит, это тоже эпический жанр. Итак, сказка - эпический жанр, характерный и для устного народного творчества, и для литературного, авторского).А интересно, какие эпические жанры характерны только для устного народного творчества, какие только для литературы, а какие пересекаются? К большим жанрам устного народного творчества относятся: сказка, былина, легенда, сказ…

А к каким жанрам относятся произведения разных писателей? Наверное, будет проще оттолкнуться от имен известных вам писателей. Итак:Что писал Ганс Христиан Андерсен? - сказки. А «Серебряное копытце» и «Каменный цветок» Бажова - это сказ (история - пограничник между сказкой и рассказом) А «Заплатка» Николая Носова - это что? Верно, рассказ. Короткая история с небольшим количеством героев и одним событием. А если это захватывающая воображение, часто авантюрная история одного события, ее называют новеллой. Когда событий несколько и героев больше, чем в рассказе, - это уже повесть. «В Тимуре и его команде» Аркадия Гайдара действует целая команда мальчишек, и событий в их жизни случается очень много. А еще больше повести? Когда перед нами проходят годы жизни героя, их разве уместишь в повесть? Нет. Это уже роман. Возможно, вы читали романы Жюля Верна «Дети капитана Гранта» или Александра Дюма «Три мушкетера» Сказки могут быть народными, а могут быть придуманы писателем на основе народной сказки или совершенно самостоятельно. Такие сказки называются литературными. Законы создания таких сказок несколько отличаются от «правил» рассказывания народных сказок, и мы с вами обязательно обсудим, в чем же это различие. Сегодня был очень трудный урок. Теоретический. Очень важный урок. Для того чтобы лучше понимать литературное произведение, очень важно сразу суметь рассмотреть, «по одежке», « с чем мы имеем дело» А помогут нам в этом знания о жанрах литературы.

Устное народное творчество

    Понятие и предмет фольклора

    Синкретизм, устность, коллективность, традиционность и изменяемость фольклора.

    Система жанров УНТ

    Общая характеристика архаического фольклора

    Типология календарных обрядов, их жанры

    Поэзия свадебного обряда

    Похоронные причитания

    Пословицы, поговорки, загадки

    Проблема определения жанра сказки. Проблемы классификации сказки

    Сказки о животных. Зарождение и развитие жанра. Происхождение вымысла. Древнейшая структура. Сюжеты сказок о животных

    Волшебные сказки. Характер фантастического. Художественное пространство и время. Структура волшебной сказки

    Бытовые, новеллистические сказки. Структурное своеобразие жанра. Социальная природа жанра

    Несказочная проза. Легенды, былички, предания

    Определение и генезис былин

    Поэтика былин

    Былины киевского цикла, сюжеты и образы.

    Былины новгородского цикла, сюжеты и образы

    Исторические песни

    Игровые, хороводные песни

    Лирические необрядовые песни

    Народный театр. Драмы «Лодка», «Царь Максимилиан»

    Поздние жанры фольклора

Фолькло́р - народное творчество, устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Фольклор – это искусство

  • коллективное

    традиционное

Только все 3 этих фактора, наличествующие ОДНОВРЕМЕННО являются признаком фольклора и отличают его от литературы.

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание,был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

НТ, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.

Время возн.у.н.т. выяснить невозможно. Корни - в историч.временах,когда возн.общ.сознание и язык устной речи. К.Маркс: «Язык так же древен, как и сознание». Центр.важнейшими мир.идеолог.явл миф и обряд . Мифология – сист. Мировоззрения, охватывающая жизнь первоб.чел., сознание приписывает вещам не свойственные им качества. Первоб.чел.не выдел.себя из окр.среды; очеловечевание окр.ср.

Анимизм от лат.-душа; вера в существ.духов, в одушевленность живой и неж.природы.

Антропоморфизм от греч.человек+форма;уподобление чего-либо по внешнему виду чел-ку. Челов-й (обычно женский) облик имели соломенные чучела Масленицы, Купалы.

Тотемизм -древняя форма религии, вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с тотемом (животным или растением-первопредком, объект религ.почетания в родовом общ). во многих элементах свадьбы можно увидеть культ медведя: ряженье в него, меховая одежда; медв-символ богатства и плодородия. Первоб.мышл.не связано с законами логики, оно заинтересовано мистич. свойствами, и с силами предметов и вещ.(зак.партиципации-мистич.сопричастность др.др.).

С помощью мифотворч.перв.чел. анализировал мир, общ. и самого себя.

Наука.

Первым направлением молодой науки была так называемая мифологическая школа. Её представители, в том числе известнейшие Вильгельм и Якоб Гримм, русские ученыме Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер.

Созданная на основе воззрений Д. Тейлора «антропологическая теория» была популярна на Западе. Т. Бенфей высказал идею о К заимствованиях в фольклоре, которая сменила предст-е о восхождении сходных сюжетов к единым источникам. Теория главенств-ла в фольклористике до конца XX века. В России, в конце XIX века, зарождаются 2 оригин. напр-я - теория академика Веселовского, и так называемая историч.школа, осн. в основном, на трудах отошедшего от теории заимств-я академика Миллера. В Финляндии - финская школа или географо-исторический метод, осн. Ю. Крон, его сын К. Крон и А. Аарне- внимание к географич. привязке прзвд народного ТВ-ва составление указателей сюжетов сказок и рун.

Т. н. русская школа- вниманием к личности исполнителя УНТ. Её приверженцы выискивали наиб. выдающихся сказителей, издавали прзвд фольклора, группируя их по исполнителям.

Первые: В.Н. Татищев (18 в), славянофилы П.В. Кириевский, Н.М. Языков, В.И. Даль и др. ; 1850-60-е годы: Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер; начало советской эпохи: Б.М. и Ю.М. Соколовы, Д.К. Зеленин, М.К. Азадовский, Н.П. Андреев. Вторая пол. 20 в: В.И. Чичеров, В.Я. Пропп, Н.Н. Велецкая, В.К. Соколова, Л.Н. Виноградова, И.Е. Карпухин, В.П. Аникин, Э.В. Померанцева, Е.М. Мелетинский, В.А. Бахтина, В.Е. Гусев, А.Ф. Некрылова, Б.Н. Путилов, и др.

Типы фольклора

    Архаический – фольклор складывается у народов на первобытной ступени развития. Письменности ещё нет, культура является устной. Фольклор людей с мифологическим мышлением, охватывает всю культуру этноса.

    Классический – фольклор складывается в эпоху, когда образуются государства, возникает письменность и литература. Здесь формируется художественный вымысел, складывается жанровая система.

    Современный – постфольклор, который сложился в России после отмены крепостного права. Его стихия – город. На смену эпосу, волшебным сказкам и традиционным лирическим песням приходят песни новой формации, частушки, анекдоты.

Роды фольклора:

    Эпос (легенды, сказки, предания, былины – жанры) Лиро-эпический жанр (переходной) – романс

    Лирика (песни, частушки)

    Драма (фольклорный театр)

2. Синкретизм – слитность, нерасчленённость различных видов искусства, свойственные ранним стадиям его развития. Художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь. Синкретизм – неразвитое состояние раннетрадиц-го фольклора.

Ф- (по В.Е. Гусеву) – словесно – музыкально – хореографически – драматическая часть народного творчества (духовная составляющая народной культуры) – не материального искусства. Материально выраженное (ДПИ) – народное творчество. Ф – синкретическое и синтетическое искусство, т.к. объединяет в себе различные виды искусств.

Признаки фольклора

    Устность (не только форма распростр-я, а та форма, в которой пр-е оказывает наиб.эстетич. возд-е)

    Традиционность (произведения вкладываются на осн.традиций)

    Вариативность (разные варианты на разных территориях)

    Импровизация

Традиция – устойч. схемы, художественные приёмы и средства, используемые общностью людей на протяжении многих поколений, и передающиеся от поколения к поколению. Под традицией понимаются самые общие принципы творчества, а в фольклоре – набор устойчивых сюжетных форм, типов, героев, поэтических форм.

3. Жанры фольклора

Фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. (В.Я. Пропп)Жанр является единицей классификации фольклора

Ф-р делится на роды (эпос, лирика, драма), роды – навиды (н-р, песни, сказки и т.д.), а виды нажанры. Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то ф-р будет разделён наобрядовый и внеобрядовый .

Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин Подразделяется на

Песенные (стихотворные)

  • исторические песни

  • духовные стихи

Прозаические

    Сказочная проза

    Сказки о животных

    Волшебные сказки

    Анекдоты

    Новеллы

    Несказочная проза

    Предания

    Легенды

    Былички (демонологические рассказы)

В эпических фольклорных жанрах основной художественный признак – сюжет. Он строится на конфликте, в основе которого лежитстолкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками . Сюжет может быть как простым, так и сложным, события могут восприниматься как реальными, так и вымышленными, а содержание относиться в прошлому, настоящему и будущему.

Лирика – лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека, его субъективные переживания

    Песни (обрядовые, внеобрядовые)

    Частушки (обрядовые, внеобрядовые)

    Причитания (только обрядовые)

Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу, и передают отношение к действительности в игровом действии

    Обрядовые игрища (переросли в медвежьи потехи)

    Драматические игры

    Поздние театральные жанры (фольклорный театр)

    Театр живых актёров (народная драма)

    Кукольный театр (вертеп, Петрушка)

    Раёк (театр картинок)

По способу бытования произведений фольклор подразделяется на

    Обрядовый

    Обрядовый календарный

    Обрядовый семейный

    Внеобрядовый

Кроме этого различают малые жанры фольклора : паремии

    Пословицы и поговорки

А также такие виды как детский фольклор .(колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д.,фольклор рабочих (песни, частушки, проза),фольклор ВОВ (частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)Каждый фольклорный жанр имеет свойкруг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы , однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшие ф.ж. и на их основе рождаются новые.

4 Архаич. Ф. первобытного общ-ва, когда еще не существовало письменности и вся К была устной. Ф этого типа появился тысячи лет назад, задолго до того, как сформировалась русская народность. Многие ф мотивы, встречаемые в РНТ, по своему происхождению древнее русского народа и пришли в наш Ф из первобытной эпохи.

Во-первых, следы первоб. представл-й сохр-ся в быту религии, языке цивилизованных народов. Во-вторых, многие народы Африки, Океании, Южной Америки, Крайнего Севера к XIX в. находились (а некоторые до сих пор находятся) на первоб. ступени развития.

Корни Ф – в первоб. идеологии, многое в нем обусл.архаич.мировосприятием, к-е качественно отлич-ся от современного. Первоб.Ч находился во власти невидимых сил, действие которых постоянно ощущал. Представл-я об этих силах были не вполне отчетливы, окрашены страхом. Одна из главн.задач, стоявших перед первоб.коллективом, – нейтрализ-ть враждебн.силы. Для этого от первоб. Ч требовалось «строгое соблюд-е ряда правил, показавших свою спасительность во времена предков». Если эти правила не соблюдать, в природе начнется смута, и жизнь станет невозможной. «Совокупность обрядов составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний, внушающих опасения и страх».

Существуют два центральн.понятия, связанные с жизнью первоб. общ-ва и его идеологией, – обряд (ритуал) и миф . Мифами обычно называют древние рассказы религ.содержания. Соврем.наука считает, что мифология – это не просто собрание занимат. историй о богах, а система мировоззрения, охватывавшая и выраж-я всю жизнь первоб. Ч, включая его религиозные представления. Клод Леви-Строс разделял мифологию «имплицитную» (представления) и «эксплицитную» (мифологические рассказы).

Мифология –вся сфера духовной деяте-ти первоб., «способ концептирования окружающей действительности и человеческой сущности». Это значит, что она выражается в самых разных формах – от языка до повествования. «Миф – это не жанр, не определенная форма, а содержание как бы независимо от формы, в которой оно выражено. Миф – это произведение, исконная форма которого никогда не может быть установлена» (Михаил Иванович Стеблин-Каменский). «Настоящий, живой миф – это никоим образом не собрание рассказов: его не рассказывают, в нем живут, воспроизводя его в действии, т. е. в обряде , в ритмической магии танца и пения и вообще во всяком общезначимом человеческом акте» (Сергей Сергеевич Аверинцев).

Мифология отражает самый примитивный уровень Ч-го мышления, еще не познавшего причинно-следственные законом-ти, не научивш-ся обобщать и не выработавшего абстр-х понятий, не отделявшего космич.от биологич., человеч-е от животного. Мифологич.сознание приписывает вещам не свойственные им качества.

Особое, диффузное состояние первоб.мышления, когда смешиваются разные понятия, проявляется прежде всего в языке. Соврем.язык полон неожиданных олицетворений (например, «солнце встало»), но всего нагляднее мифология находит прямое выражение в первоб.языках: в них не только отсутствуют абстр.понятия, но и вообще слов немного. Лингвисты считают, что в эпоху формир-я языков каждое слово имело множ-во значений, к-е связыв-сь между собой не логич., а ассоциат-ми связями . В интерпрет-и мира и классифик-и жизнен.явлений прослежив-ся своеобр. Мифологич. логика, осн.закон которой – бинарная оппозиция : понятиям одного семантич. ряда противопос-сь понятия др. семантич.ряда. Так, в древнеслав.мифологии оппозиция «земля – вода» связывалась с оппозиц-ми «жизнь – смерть» , «мужское – женское». Смерть представл-сь в образе женщины, чаще всего старухи (и здесь еще одна оппозиция: «молодой – старый»). Единство воды, смерти и женщины реализуется в образе русалки .

Мифология – это прежде всего специфический тип мышления. Мифология – это своего рода философия, к-я обусл-а «правила» повед-я первоб. Ч и нашла конкр., практич. воплощ-я в обряде (ритуале ). В первоб.обществе сущ-ла сложная система обрядовых действий, имевших магич. знач-е: с пом. обрядов поддерживался установл. в природе и обществе порядок, обеспеч-ся успех в землед. и на охоте. Малиновский: «миф, не воплощенный в ритуале – просто бабушкины или дедушкины сказки». Обряды являлись воспроизвед-м мифологич. рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение.

Специфика перво. мифологич. рассказа в том, что предст-я об устр-ве мира передаются в виде повеств-я о происхожд-и тех или иных его элементов – от космогонии до объяснения того, почему у зайца нет хвоста. Для первоб. Ч мифы имели не только первостеп. научное и религиозное, но и соц-е знач-е: они объясняли и оправдывали миропорядок – и в + воспроизвед-е мифа в магии и обряде помогало этот порядок поддерживать. «Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект». С помощью мифотворч-ва первобытный человек моделировал, классифицировал, интерпретировал мир, общество и самого себя.

5Обряды делятся на 2 цикла:

Жизненные (родильный, свадебный, похоронный)

К разделу «семейно- обрядовый фольклор» относятся обряды «жизненного цикла»:

Рождение Свадьба Похороны Обряд инициации

А. ван Геннеп. Обряды перехода. Писал о существовании некой стрк, свойств. всем обрядовым циклам. Сравнивая обряды разных стран и народов, пришел к выводу,что можно выделить общую формулу.

Выделил три фазы:

1.фаза отделения. Прелиминальная.

человек, чтобы войти во что-то новое, должен отказаться от того, что было прежде. Невеста перед свадьбой не работает с остальными девушками, не общается с посторонними.

2. лиминальная фаза.

Изоляция, получение нового знанияНекое сильное эмоциональное переживание, которое подготавливает: Физическая боль.Ритуальное унижение.Использование психотропных средств и т.д. Лиминальность часто уподобляется смерти, утробному существованию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне, затмению солнца и луны, и проявляет черты некоей альтернативе известной нам структуре, как «миг во времени и вне его»

3. постлиминальная фаза. Включение .

Фаза адаптации к новому статусу. Определенные символические формы выражения. Облачение в новую одежду, наделение полномочиями и т.д.

«Беременность и роды», «Рождение и детство»

Сначала обряды отделения, смысл их- изолировать беременную от общества. Срок беременности- промежуточный период. Обряды, связанные с родами, их цель- способствовать возвращению женщины в прежнее сообщество, обеспечить ей новое положение матери.

Нечистой обычно счит-ся не только мать,но и ребенок--- и он подвергается многочисл. табу. Первый промежуточный период в жизни ребенка совпадает с последним женщины. Различные предохранения от дурного глаза,демонов,порчи,болезней- имеют значение в равной степени для обоих.

Новорожд-й сакрален. По отношению к новорожд-му коллектив применяет ту же тактику,что и к чужаку-тактику защиты.. т. е вначале ребенок должен быть отделен от среды, в кот он находится, то есть от матери. Обряды отделения включают обычно действия, в кот что-либо отсекается- стрижка волос (первая), бритье головы, первое одевание. След.обряды включения: наречение, ритуальное кормление грудью, крещение, обряды по поводу первого зуба и т.д.

Церемония прохода через дверь: выйти из мира детства и вступить в мир отрочества.

Наречение. Благодаря этим обрядам ребенок индивидуализирован и включен в сообщество

Календарные (все включено в один годовой круг (зимний, весенний, осенний, летний циклы) приметы, веснянки, волочебные, величальные песни)

Ритм жизни наших предков находится в б.зависимости от чередования времен года и производственных циклов, урожай - в прямой зависимости от природы, от возд-я прир-х стихий. Календа – первый день месяца (латинское, в Др. Риме) У др.славян выработался свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими един-ми – от «век» да «день, ночь, сумерки». Суть календаря зависела от образа жизни его составителей.

Зимне-весеннее порубежье

Зимнее- весенний цикл носит заклинательный характер (для урожая)

Зимний цикл- зима в разных регионах разная

19 декабря – день св. угодника Николая (Никольщина – складчина – варили пиво из зерен нового урожая. Начиналось сватовство. Начинали готовиться к святкам)

Святки начинались после всенощной. Святки всегда сопровождались гаданиями. Гадали главным образом девушки. Ряженые были типичными представителями святок. Ряженые представляют собой выходцев из того мира. Они всегда чужие (животные, цыгане, солдаты). Особой популярностью пользовалась маска козы. Основные блюда: кутья, блины, пиво, узва (компот из сухофруктов)

Колядование – (ходили с солнцем) колядки- песни, которые пели подокнами. Колядовать ходили 3 раза: - рожденственский сочельник - под новый год (васильевские) 13 января - крещенский сочельник с 18 на 19 января

Колядка заканчивалась требованием подарка.

У славян были праздники в это время, т.к. присутствует поминальная еда (кутья, блины, пиво. Требование подарка не являлось попрошайничеством (я пою тебе хвалу и ты должен заплатить)

Колядки носили характер поздравительно-заклинательных песнопений.

В Васильев вечер на столе должен быть поросенок.

Христианское рождество приходит на смену другим праздниками и их изначальный смысл теряется. (колядование, гадание)

Масленица – за неделю до поста (сырная седмица). Мясо есть нельзя, зато можно есть молочные продукты. Каждый день имел свое название:

Понедельник – встреча; Вторник – заигрыш; Среда – лакомка (теща угощала зятя блинами); Четверг – широкий; середина веселья. Молодежь каталась с горок, проходил зимний смотр невест; Пятница – тещины вечерки (зять угощал тещу); Суббота – заловкины посиделки (проводы); Воскресенье – проводы (прощенный день) жгли костры, на шест вешали солому и поджигали. Или сжигали образ масленицы или катались с ней, потом везли ее хоронить, иногда бросали в реку. Прыгали через костры. Глумление над масленицей. Хоронили и смеялись.

Масленица впиьывала древние традиции славян. Переходное время от зимы к весне. Заклинание нового урожая. О древности говорит :

Поминальная еда

Заклинательные песнопения. Катание с гор тоже имело заклинательный характер.

Похороны масленицы под снег

Масленица воспринималась как возможность погулять перед постом.

Осенне – летний цикл – благодарственный характер.

Собираются целебные травы. Земля достигала наибольшей силы, поэтому травы более полезные. Символ Ив. Купалы – папоротник. Найти цветок папоротника. В эту ночь прыгали через костер. Обливались водой. Очистительная сила огня и воды. Водили хороводы, ходили босиком по росе, плели венки, гадали по ним.

Иван Купалу изображали женским чучелом. Так же этот день считался днем ведьм и необходимо было опасаться нечисти. После Ивана Купалы обряды возобновлялись только в день жатвы. 15 июня - День святой троицы.

Русальная неделя (2 половина святок). Обряды с ряженными. Костюмы русалок.

Обряд Костромы. Похороны Костромы из соломы. Похороны проходили под смех. Кострому закапывали или бросали в реку или в поле. Последний летний праздник, который до сих пор помнят и соблюдают все его традиции - Ильин день. В народе Илью считают суровым, грозным, карающим, в его подчинении дожди, гром, молнии; с другой стороны, Илья - щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие. В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь, а также выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в "красный угол" избы. На Ильин день вся нечистая сила обращается в различных зверей - зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т.п. В связи с этим установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.

Произведения календарной и семейной обрядовой поэзии собирались с конца 18-начала 19 в. и имеются в многочисленных сборниках, архивных записях.В жизни народа обряда занимали важное место. Они складывались из века в век, накапливая опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение.Их принято делить на трудовые и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира.Обрядовая поэзия взаимод. с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Особенно важны песни.Во многих обрядах они занимали ведущее место. Народные календарные обряды были созданы в древней Руси на основе трудовой деятельности человека.Они совершались в точно установленные праздники,тесно связанные с трудом крестьянина, обусловленным сменой сезонов года: зимнего солнцестояния, наступления весны, лета, осенней поры сбора урожая. Поэзия зимнего цикла. Время от Рождества Христова до Крещения называлось Святками. Зимние святки делились на святые и страшные вечера. В святые вечера славилиХриста, а в страшные - обязательным было ряжение.Магическое значение имели зоомфорные маски.Пассивный обряд – гадание. Активный – колядование. И то и другое сопровождалось святочными обрядовыми песнями соответственно двух разновидностей – подблюдными песнями и колядками. По своей функции, поблюдные песни обладали гадательным, а не заклинательным характером, однако концовка песен, утверждающая, заклинающая судьбу,. сближает их с заговорами и колядками, имеющими значение магического воздействия Колядки. Колядование – хождение молодёжи по избами, с особыми песнями, которые имеют три названия по припеву, выкликаемому колядовщиками: колядки («Ой, Коляда!»), овсени («Ой, Овсень, Таусень!») и виноградья («Виноградье, красно-зелено мое!»). Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия. Некоторые колядки имеют вид величания, в них идеализированно описываются богатство и благополучие крестьянской семьи. Отличительная черта колядок величального типа – их обобщённый характер. Другая, обязательная тема, связанная с назначением колядок – просьба об угощении или вознаграждении. Во многих колядках просьба или требование угощения составляет единственное её содержание. Ещё одна тема колядок – описание хождения, поисков Коляды, магических действий колядовщиков, обрядовой еды, т.е. элементов самого обряда. Композиция колядки: 1)обращение к Коляде, поиски её колядовщиками. 2)величание, описание обряда или просьба о вознаграждении 3)пожелание благополучия, просьба о подаянии. В центре праздника масленицы стоит символический образ масленицы. Сам праздник состоит из семи частей: пн - встреча, Вт - заигрыши, ср - разгул, чт - четверток, пт - тещины посиделки, сб - проводы, вс - прощеный день.Песни на масленицу можно разделить на две группы. Первая – встреча и чествование, имеет вид величаний. В них воспеваются широкая честная масленица, её яства, развлечения. Песни, сопровождающие проводы М., несколько иные. В них говориться о наступающем посте. Поющие сожалеют, о кончающемся празднике. Масленицу обычно толковали преимущественно как празднование победы весны над зимой, жизни над смертью.

Тема: Эпические жанры УНТ и литературные жанры

Урок: Эпические жанры УНТ и литературные жанры

Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о жанрах. Мы уже знаем, что жанр - это та «одежка, по которой встречают произведение, это те общие признаки, по которым произведения можно узнать и поставить в ряд с другими, похожими. Т.е.. сгруппировать Понятие жанра характерно для каждого вида искусства, и естественно, для литературы тоже.

На прошлых уроках мы познакомились с таким жанром устного народного творчества как сказка, мы узнали, что у народной сказки есть свои жанровые особенности.

Но можем ли мы сказать, что сказка - единственный жанр устного народного творчества? Конечно, нет.

А можем ли мы сказать, что «Аленький цветочек», «Лягушка-путешественница», « Черная курица, или подземные жители», «Городок в табакерке» не сказки, потому что не относятся к устному народному творчеству - их создали писатели? Тоже нет, это точно сказки.

Надо сказать, что жанры тоже группируются - в роды литературы)

Получается, что жанр - как братья у одной матери, а род - соединение нескольких семей

Существуют три рода литературы: эпос, лирика и драма или «театр».

Лирика объединяет произведения, где важно передать чувства отдельного человека. В лирическом произведении автор всегда говорит от первого лица: «Я». Это может быть народная песня или стихотворение, написанное поэтом, например.

Драма - то, что создано для представления на сцене

Эпос - это все произведения, в которых передается взгляд на события, мысли по поводу событий с позиции группы людей, общества, народа. Автор всегда говорит с точки зрения «мы», читателю интересно следить за развитием действия. Эпическими бывают и произведения, написанные кем-то, и народные произведения.

Кто разделил литературу на эпос, лирику и драму?

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом

Лирика (от греч. lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие)

Все эти слова имеют греческое происхождение. Это неслучайно. Впервые роды литературы разделил греческий мыслитель - философ Аристотель.

Рис. 1. Скульптурный портрет Аристотеля

Он жил почти 400 лет до нашей эры, то есть 2 с половиной тысячи лет назад. Именно он создатель многих самостоятельных наук. Кроме того, он был наставником великого Александра Македонского и вдохновлял его дойти до края земли. Без Аристотеля, может быть, не было бы захватывающих воображение походов великого Александра.

О жанрах эпоса мы сегодня и поговорим подробнее.

Да, конечно, ведь мы с жадностью следим за развитием сюжета, нам интересно знать, что будет дальше

А в сказке, придуманной писателем, важно, интересно следить за поворотами сюжета? Тоже интересно. Значит, это тоже эпический жанр. Итак, сказка - эпический жанр, характерный и для устного народного творчества, и для литературного, авторского).А интересно, какие эпические жанры характерны только для устного народного творчества, какие только для литературы, а какие пересекаются? К большим жанрам устного народного творчества относятся: сказка, былина, легенда, сказ…

А к каким жанрам относятся произведения разных писателей? Наверное, будет проще оттолкнуться от имен известных вам писателей. Итак:Что писал Ганс Христиан Андерсен? - сказки. А «Серебряное копытце» и «Каменный цветок» Бажова - это сказ (история - пограничник между сказкой и рассказом) А «Заплатка» Николая Носова - это что? Верно, рассказ. Короткая история с небольшим количеством героев и одним событием. А если это захватывающая воображение, часто авантюрная история одного события, ее называют новеллой. Когда событий несколько и героев больше, чем в рассказе, - это уже повесть. «В Тимуре и его команде» Аркадия Гайдара действует целая команда мальчишек, и событий в их жизни случается очень много. А еще больше повести? Когда перед нами проходят годы жизни героя, их разве уместишь в повесть? Нет. Это уже роман. Возможно, вы читали романы Жюля Верна «Дети капитана Гранта» или Александра Дюма «Три мушкетера» Сказки могут быть народными, а могут быть придуманы писателем на основе народной сказки или совершенно самостоятельно. Такие сказки называются литературными. Законы создания таких сказок несколько отличаются от «правил» рассказывания народных сказок, и мы с вами обязательно обсудим, в чем же это различие. Сегодня был очень трудный урок. Теоретический. Очень важный урок. Для того чтобы лучше понимать литературное произведение, очень важно сразу суметь рассмотреть, «по одежке», « с чем мы имеем дело» А помогут нам в этом знания о жанрах литературы.