Билет № 1


  1. Русский язык - национальный язык русского народа,
    государственный язык Российской Федерации и язык
    межнационального общения.

  2. Анализ текста. Прочитать выразительно, определить тему, идею
    текста. Объяснить значение выделенных слов.
«Стих Пушкина... был представителем новой, дотоле небывалой поэзии.

И что же это за стих! Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельной игрою романтической рифмы ; все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен , как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелесть, и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем все богатство мелодии и гармонии языка и ритма, в нем вся нега, все упоение творческой мечты, поэтического выражения.

(В. Г. Белинский)

Билет № 2
1. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.
2 . Анализ текста. Определить тип текста. Расставить знаки препинания. Фонетический разбор выделенных слов.
Слабая липа опала вся но дуб стоит во всем своем осеннем пожаре. Скоро придет время и дуб весь тоже обвалится. Но березка осенью, самое близкое 1 к человеку дерево не сразу опадает всей березой, а отдельно, и каждое деревцо уходит от нас по-своему.

Осенью в листопад глаза разбегаются одна другой лучше 1 березки, и ходишь долго по лесу выбираешь себе такое дерево чтобы остановиться возле него и тут стоять до конца и так-то стоять до тех пор пока возле самого прекрасного дерева что-то совершенно прекрасное понять навсегда и в этом чего-то достигнуть и успокоиться.

(М. Пришвин)

Билет № 3

1 . Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая

позиции звуков.
2 . Анализ текста. Расставьте знаки препинания. Вставить пропущенные буквы Фонетический разбор выделенного слова.

Определите тип речи. Какова основная мысль этого текста. Выделите в тексте ключевые слова.

КОРНИ НАШЕГО ЯЗЫКА

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную 1 прелесть нашей земли.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мы ост...новились у одного колодца и напились воды.

р...дник! сказал лесник. Должно Волга также начинается из такого оконца.

Да должно быть согласился я.

Я большой любитель разб...рать слова неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. Идешь по лесу перебираешь в голове слово за словом и так прикинешь и этак откуда они вз...лись!
А какое к вам слово привязалось сейчас? спросил я.

Да вот этот самый «р...дник». Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать получилось оно оттого что тут вода зарождается. Рудник р...дит р...ку, а р...ка льётся через всю нашу матушку-землю через всю р...дину кормит народ. Вы гл...дите как складно выходит р...дник, р...дина, народ и все эти слова как бы...дня между собой. Как бы р...дня! вторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

(К. Паустовский)

Билет № 4.


  1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы
    слов по лексическому значению.

  2. Анализ текста. Определить стиль текста. Морфемный разбор
    указанных слов.
Преодоление.

Когда-то в детстве Алексей учился кататься на коньках, которые сделал ему кузнец по просьбе матери: маленькие деревя...ые колодочки с металлическим 2 полозом из толстой проволоки...

С помощью верёвок и палочек Алексей пр...креплял эти колодки к стареньким пришитым валенкам. В них-то и вышел он на тонкий, мелодично потрескивающий 2 лёд по которому вдоль и поперёк с криком и гамом скользила детвора. Как только Алексей спустился на залив лёд сейчас же выскользнул из-под него и он пр...больно упал навзничь. Он стал просматриваться 2 как катаются другие. Нельзя наклоняться чересчур вперед так же как нельзя и откидываться назад. Стараясь держаться прямо он не раз падал на бок.

Бе...конечно долго и упорно, с утра до поздней ночи, пропадал он на льду - и все безрезультатно.

Но вот однажды он неожиданно 2 для себя...делал какое-то удачное движение и покатился сильно, уверенно...

То же случилось с ним и теперь.

Он упорно летал, стремясь вновь слиться с самолётом, порой ощущая своё бе...силие, горечь п...гасшей надежды. Но однажды Мересьев вдруг ощутил, что машина ему послушна и что он чувствует её всем своим существом.
(Б. Полевой)

Билет № 5


  1. Группы слов по употреблению и происхождению.

  2. Определить стиль текста. Словообразовательный разбор выделенных слов. Вставить пропущенные буквы.
Больше всего тополей в восточной Ази... и в Пр.. .атлантической Америк... .

В нашей стране их около двух десятков видов (один из которых всем известная осина).

Все тополя очень быстро р...стут. Р...стения влаголюбивые , они так или иначе связаны с водой и р...стут близ неё в пр...речных лесах, на галеч{?)ных и песча (н, нн) ых отмелях, по речным те (р, рр) асам, по рекам стариц и озёр, образуя часто густые зар...сли (в)доль потоков.

Многие тополя - горные р...стения.

(Журнал «Наука и жизнь»)

Билет № 6.


  1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции.

  2. Анализ текста.. Определить стиль текста.. Найти фразеологизм, определите, каким членом предложения он является. Расставить знаки препинания.
Денис Давыдов явился однажды в авангард к князю Багратион и сказал Главнокомандующий приказал доложить вашему сиятельству что неприятель у него на носу и просит вас немедленно отступать. Багратион отвечал Неприятель у нас на носу? на чьем? Если на вашем, так он близко; а коли на моем, так мы успеем еще отобедать.

Билет № 7


  1. Группы морфем: корневые и служебные. Словообразовательные и
    словоизменительные служебные морфемы.

  2. Анализ текста. Определите стиль текста. Есть ли в этом
    тексте изобразительные средства? Укажите их. Морфемный
    разбор указанных слов.
Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать что на «клочке земли, припавшем 2 к трём берёзам» частенько видишь кучу бето...ого мусора или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений.

Песча...ый берег украшает автомобильное колесо или какие-то старые ящики, броше...ая мелиораторами труба. Опушка леса и полосы лесопосадок 2 в степи опалены химикатами неаккуратно 2 распылё...ыми с самолёта. Живописную вековечную тропку к деревне вдруг видишь запруженной морем навоза, для которого почему-то именно тут устроили 2 склад. Берёзы в лесу испачка...ы пятнами масля...ой краски - помечали 2 лыжный маршрут. Зелёный травяной склон горы нередко видишь изреза...ым громадными буквами какого-нибудь призыва. Достигает ли цели этот призыв, когда его вырубают лопатой в зелёном дёрне?

(В.Песков. «Клочок земли, припавший к трём берёзам)

Билет № 8


  1. Основные способы образования слов в русском языке.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Какова главная мысль
    отрывка? Расставить знаки препинания, слитное, дефисное и раздельное написание. Морфемный разбор слов.
Летом 1771 года английский естество(испытатель) Пристли искал хоть какой(нибудь) способ очистки воздуха испорченного горением.

Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак Пристли проделывал с ними (кое)какие манипуляции. (Во)первых освещал ярким светом (во)вторых нагревал охлаждал (в)третьих сжимал разреживал. (Ни)что не помогало. Мъшонок 2 посаженный 2 под колпак погибал свеча гасла. Однажды Пристли поместил 2 под колпак растение - (темно)зеленую мяту в горшочке. Он не очень надеялся 2 на удачу так как знал что растениям то (же) нужен чистый воздух. Занявшись другими делами ученый с неделю не подходил к колпаку. Уверенный что растение уже пожелтело 2 и засохло он однажды приблизился к сосуду и замер растение под колпаком было

(ярко)зеленым и не обнаруживало (ни)каких признаков увядания. Пристли ввел под него свечку. Она не гасла. Убрал свечу посадил белого мышонка. Тот то(же) жил. Повторив опыт и убедившись что ошибки нет Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.

Мне посчастливилось сказал он открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность.

Билет №9


  1. Части речи в русском языке, критерии их выделения.

  2. Анализ текста. Определить смысловой тип речи. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания.
    Морфологический разбор выделенных слов.
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое пышное 3 неисчерпаемое богатое умное поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизн... своих чувств своих надежд 3 своего гнева своего велик... будущ.... (А.К.Толстой)

Да буд...т же честь и слава наш...му языку который почти без всякого чуждого примеса теч...т как горд... величественн... река, шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежн... ручейком и сладостно влива...тся в душу образуя все меры какие заключаются только падени... и возвышени... человеческ... голоса.


(.Н.М. Карамзин)

Билет №10


  1. Именные части речи, их общие и отличительные признаки.

  2. Можно ли считать записанные предложения текстом? Назовите отличительные свойства текста. Вставьте пропущенные буквы. Морфемный разбор выделенных слов.

  1. Ц...гане - народ индийского происхождения. Ц...гане имеют
    специфические антропологические признаки и особый язык.

  2. Выяснилось что ещё в Древней Грец... употребляли для лечения
    лошадей листья и даже молоденькие веточки облепихи. Сейчас
    маслом облепихи лечат многие тяж..лые заболевания людей.
3. В тайге ш...л ш…рох и таинственный ш…пот. (В.Короленко)
4 Приш...л доктор и осмотрел ож...г.

Ж..сткий мороз сковал природу, ж...г всё живое. (С.Аксаков)

Билет № 11.


  1. Глагол как часть речи.

  2. Анализ текста. Определить стиль текста. Вставить пропущенные знаки препинания. Фонетический разбор указанных слов. Объяснить знаки препинания.
И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние 1 причудливо пёстро и иссиня-бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья на мягкий как плюшевый ковер 1 мох. Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву казалось были наброшены серебристые, призрачные газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный непроницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку.

(A.Куприн)

Билет №12

  1. Место причастия и деепричастия в системе частей речи.

  2. Анализ текста. Определите тип речи. Укажите причастные и
    деепричастные обороты. Морфологический разбор выделенных слов.
Я сидел у шалаша. Вдруг над прибрежными зарослями часто-часто махая крылышками промелькнула крупная яркая бабочка. Бабочка опустилась на удилище сложила 3 крылья и оказалась...

Я стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оранжевая грудка тёмные 3 в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. Неудивительно что я принял птиц; за диковинную бабочку.

Но в её облике было что(то) скорбное печальное. Казалось, она ур...нила что (то) на дно и теперь 3 опечаленная летает над рекой и раз….скивает свою потерю.

(По Е.Носову)

Билет №13.

1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические

и синтаксические признаки.

2 . Анализ текста. Определите стиль текста.. Морфологический разбор указанных слов

Однажды 3 в редакцию журнала где работал писатель Борис Житков зашел какой (то) иностранец и спросил:

Кто здесь говорит (по) английски?

Никто, - на английском языке ответил Житков.

А (по) немецки?

Житков ответил на немецком языке, что и (по) немецки здесь (н...) кто не говорит.

Тогда может быть (по) французски?

Нет никто на французском языке ответил Борис

Степанович. Иностранец 3 очень расстроился.

А что случилось? - спросил Житков.

Иностранец,оказывается,заблудился не может найти дорогу в гостиницу.

Житков объяснил ему как добраться до гостиницы, сначала (по) английски, потом (по) немецки, наконец, (по) французски.

Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что


говорите (по) английски, (по) французски, (по) немецки.

Житков ответил ему:

Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим

(по) английски, во Францию - (по) французски, в Германию

(по) немецки. А здесь мы все говорим (по) русски.

Билет №14


  1. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их разряды.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Расставить знаки препинания. Попробуйте определить роль предлогов, союзов, в построении предложений, связи частей текста
Вскоре из(за) горла бухты показывается следующий баркас ещё один (за)тем два сразу.

Присев на корточки в лодке рыбаки быстро хватают по две или по три рыбины и швыряют их в корзины ведя точный скорый ни на секунду (не)прекращающийся счёт.

Крепкий запах (свеже) пойманной рыбы и чадный запах жареной стоит в воздух... в течени... многих дней.

Ленивые объевшиеся рыбой коты валяются поперёк тротуаров нехотя приоткрывают один глаз когда их толкнёшь ногой и тот(час) же засыпают опять и домашние-гуси то (же) сонные качаются (по)середине залива а из клювов у них торчат хвосты (не)доеденной рыбы.

Билет № 15.


  1. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в
    словосочетании. Виды словосочетаний по главному слову.

  2. Анализ текста. Определите стиль текста.
    Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Морфологический разбор указанных слов.

Осенью в Балаклаве

Кругом тишина (не) нарушаемая (н...)чем. Вода так густа и тяжела 3 что звезды отражаются в ней (не)рябясь и (не)мигая.

На всем крымском побережье в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве рыбаки готовятся к лову белуги. На самом борту сидит молодой рыбак и с хвастливой (не)брежностью раскуривает верченую папиросу.

Это (н...)кто 3 иной как Юра Паратипо невысокий крепкий просоленный и просмоленный грек. (Н...)кто (не) сравнится с Юрой удачливостью и (н...)кто иной (не) проявляет такого равнодушия к (не)справедливым ударам судьбы.

(На)утро его баркас (до)верху наполненный серебряной рыбой влетает в залив и (не)брежно на ходу в то время когда гребцы почти ещё (не)замедляют разгона лодки Юра соскакивает на деревянную пристань.

Билет № 16.


  1. Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая
    основа. Морфологические способы выражения подлежащего и
    сказуемого.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Базар шумел. Чего только не увид…ли мы в с...естных рядах! 3 прилавками с бело (качанной) капустой за рос...ыпями золотого лука шафранной моркови за боч...нками с мочеными яблоками и солёными огурцами за поросячьими тушами стояли в белых фартуках продавцы.

В рядах за ними летали на ветру (полутора)метровые домотканые льняные полотенца с которых кричали петухи полыхала гроздьями калина; расстилались полотняные скатерти вышитые аллегорическими сценами.

(Из) дали бросалась в глаза шерст...ная ткань сработанная в чёткую цветную клетку. 4 Привлекали внимание варежки вяза...ые спицами. 4

Даже в Москве на весе...их базарах (на)расхват брали диковинные гончарные изделия.

Удивляло умение так искусно вылепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их (в)расплох в естественном движении... В изделиях смутно чувствовался какой (то) почерк стар...ой серебря...ой посуды (не) сохранившейся теперь уже (н..) где.

Билет №17


  1. Простое предложение, виды по цели высказывания, по
    интонации.

  2. Анализ текста. Определить стиль текста. Морфемный
    разбор указанных слов. Объяснить знаки препинания.
И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило 2 лес легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья 2 на мягкий как плюшевый ковер мох. Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву казалось были наброшены серебристые, призрачные газовые покровы.

Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный непроницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку.

(А.И.Куприн)

Билет № 18.


  1. Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные
    Распространенные и нераспространенные.

  2. Прочитайте текст выразительно. Объясните пропущенные знаки
    препинания. Приведите примеры разных типов предложений.
    Определите стиль текста.
Более ста лет прошло с тех пор как Суриков написал картину «Боярыня Морозова». Не одно десятилетие это шестиметровое полотно украшает Третьяковскую галерею восхищая её посетителей мастерством художника.

Остановимся перед картиной и мы. Постоим на деревенской улице с низкими домами с золочеными куполами церквей и мысленно двинемся вместе с толпой за санями на которых сидит закованная в цепи женщина. Страшен пламенный взгляд её глубоко запавших глаз на изнеможденном, мертвенно-бледном лице.

Билет № 19.


  1. Второстепенные члены. Способы их выражения.

  2. Определить стиль речи. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление - книжный бум. Книжный бум - это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой(нибудь) другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами - это же хорошо, это говорит о каком (то) культурном под...еме нашего общества. Но мне могут сказать, что книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат укр...шением: приобретаются из-за красивых переплётов и т.д.

Но это и не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. 4 Например покупает книги человек, который укр...шает ими столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как люди начинали интересоваться литературой - через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда(нибудь) найдёт своего читателя.

(Д. С. Лихачев)

Билет №20.


  1. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при
    однородных членах.

  2. Анализ текста. Определите стиль текста, тип речи. Объясните
    пропущенные знаки препинания и орфограммы.
День был тума(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый. Вдоль глиня (н,нн)ого берега, усеянного острыми камнями, раве...чики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся вдоль не замеченной иш ранее реч...нки.

Они должны были доставить командованию ценные сведения. Разведчики вошли в лес, и командир, чувствуя, что бойцы устали, приказал остановиться возле огромной ели, поваленной урага (н,нн) ым ветром. Быстро ра...вели небольшой костёр, и печенная в золе картошка, которую запивали студёной р...дниковой подкрепила уставших бойцов.

Билет № 21


  1. Обособленные члены предложения. Уточнение как
    обособленный член предложения.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Расставить знаки препинания. Вставить пропущенные буквы. Синтаксический разбор предложения с обособлением.
Кто (н…) когда (не) бывал в Ярославл..., пусть приедет убеди...ся

что это город (не)уступающий по красоте (ни)какому другому волжскому городу.

Уже под...е...жая к Ярославлю (с) низу вы (из) дали увид...те высокий правый берег обсаж..ый липами. На месте стари...ого крепос...ного вала разбит прекрасный липовый бульвар. Набережную (не) давно удлиннили (в)доль левого берега Которосли.

Здесь у Стрелки обращенной острием к югу в Волгу вп…дает Которосль берущая начало в озере Неро под Ростовом 4 . Отсюда хорошо видна п..норама Заволжской стороны Нижний остров и уходящие (в) даль синие хвойные леса за посёлком Ляпином.

В центре города широкая площадь охваченная (полу)кольцом административных зданий. Удивительны фрески церкви то есть роспись выполне..ая по свежей штукатурке.

Билет № 22.


  1. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
2. Найдите в данных предложениях указанные выше синтаксические конструкции. Синтаксический разбор указанного предложения.

Актера, игравшего немца, а был он доподлинный немец, предупредили: «Будьте осторожны!»

(В. Астафьев)

По утверждению МВД, большая часть вывозимой за рубеж валюты, а это, по разным оценкам, от одного до двух миллиард: долларов США ежемесячно, идет на приобретение недвижимости.

Жителям Латвии, не имеющим её гражданства, а таких около 700 тысяч, выдадут временные удостоверения личности 4 .

Билет № 23.

1. Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные.


  1. Анализ текста. Указать языковые средства создания художественного образа, назвать их. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

И вся эта ночь слилась в какую(то) волшебную чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо, пёстро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня (бледными) пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий как плюшевый ковер, мох. Тонкие стволы берёз белели резко и отчетливо а на их редкую листву казалось были наброшены серебристые, призрачные, газовые покровы 4 .

Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный, непроницаемый мрак и только в самой середине его, скользнувший (не)ведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку.
(А.И. Куприн)

Билет № 24.


  1. Чужая речь и способы её передачи.

  2. Анализ текста. Определить стиль текста. Найдите изобразительные средства языка. Синтаксический разбор указанного предложения.
У меня был закадычный приятель Вася. Зимой, отбыв положенное в гимназии, мы катались на коньках или читали книжки: Достоевского, Толстого, Байрона, Белинского, Шекспира Бокля...

В воскресный день Вася зашел ко мне утром; мы условились пойти в лес„.

Перед тем как выйти Вася сказал:

Хочешь знать, о чём я думаю?


Ну, говори.

Знаешь ли ты, в чём цель жизни? Не знаю. Ну? В самой жизни. Как же это?

А так, в ней самой. Особой цели нет, а вся цель в том.
чтобы жить.

Он это не вычитал, а открыл. И я, подумавши, понял, что открытие это - великое...

Мы пошли в лес, но ни гербария, ни насекомых не собирали говорили и говорили о процессе жизни, о наших великих открытиях 4 .

(М.Осоргин)

Билет № 25.


  1. Текст как речевое произведение, основные признаки текста.

  2. Докажите, что это текст. Определите тип речи текста.
    Объясните знаки препинания. Сделать синтаксический разбор
    указанного предложения.
Неожиданно вдалеке появились свинцовые тучи блеснула молния, низкие, чёрные облака с необыкновенной быстротой поплыли по небу 4 . Нужно убираться из лесу чтобы вовремя укрыться от дождя и не вымокнуть под ливнем. К счастью вблизи оказался домишко лесного объездчика - низенькое бревенчатое строеньице в котором приходится задержаться на добрых полчаса. Сынишка хозяина, остриженный мальчуган одетый в коротенькую кожаную куртку угощает нас топленым молоком с ржаными лепёшками.

Билет № 26.


  1. Особенности текстов разных типов: повествование,
    описание, рассуждение.

  2. Анализ текста. Определить тип речи.
    Пунктуационный и орфографический разбор.
Иногда одно название одна строчка прочита...ая из книги наизусть могут сказать о человеке очень много… Однажды я шёл по берегу и увидел женщину. Она оторвалась от чтения и заговорила со мной

Урну с водой уронив об утес её дева разбила. Дева печально сидит... Она замолчала нетерпеливо пошевелила пальцами.

Какой-то держа черепок... а вот какой? Я перебрала все возможные эпитеты. Но какой?

Праз...ныи конечно праз...ный выпалил я как на экзаменах. И с наслаждением повторил:

Урну с водой уронив об утёс ее дева разбила

Дева печально сидит праз...ный держа черепок

Чудо! Не сякнет вода изливаясь из урны разбитой

Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.

Да, как это прекрасно вспомнить нужное слово! И как это прекрасно вообще! Какая пластика, музыка! Какой восторг!

(По Солоухину)

Билет № 27

1 Стили речи. Их функции и сфера употребления.

2. Анализ текста. Определить стиль текста.

Пунктуационный и орфографический разбор.

Россия это океан земель размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия это семь синих морей; горы увенчанные белыми льдам: Россия меховая щетина бесконечных лесов ковры лугов ветреных и цветущих. Россия это бесконечные снега над которыми поют мертвые серебряные метели но на которых так ярки пл...тки русских женщин снега из-под которых нежными вёснами выходят темные фиалки синие подснежники.

Россия страна неслыханных богатейших сокровищ которые таятся в её глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима - Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту запечатленную в русском искусстве.


(Н. Рерих)

Билет № 28.


  1. Безударная и чередующаяся гласная в корне слова.
    Правописание приставок при- и пре-.

  2. Анализ текста. Определите стиль речи. Объясните
    пропущенные орфограммы.
Наука недаром пр...дает огромное значение изучению стари (н, нн) ых предметов. Без пр...увеличения можно сказать, что археологические н...ходки пр...взошли все ожидания ученых, пр...открыв картины живой древности. В небезызвестных ра...копках под Новгородом, которые велись в продолжени... десяти лет, были найдены сверх...нтересные грамоты на бересте. Это бе...прецедентное открытие в археологи...: в них запечатлелась оригинальная пред…стория русской книги.

Билет № 29


  1. Слитные, дефисные и раздельные написания наречий.

  2. Анализ текста. Определить тип речи. Объяснить
    пропущенные орфограммы и пунктограммы.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зар..стёт народная тропа», - пророчески возвестил Пушкин.

Между тем она не только не зар…сла но превратилась в широкую сияющую дорогу. Ми(л,лл)ионы людей объединяются чувством высокой любви и признательности к светлому гению нашего народа. Не угасает любовь к поэту!

Мне, человеку иску(с, сс)тва, Пушкин особенно дорог потому что я всегда чувствую как высоко понимал он назначение поэзии и иску (с, сс) тва, место творца в жизн... народа как выразителя и глашатая его дум и чаяний.

Билет № 30

1. Знаки препинания при однородных членах предложения, обособление причастных и деепричастных оборотов.

2. Анализ текста. Определите стиль текста. Объясните
пропущенные знаки препинания.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка! Наверное каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома шёл заросшей межой за село любовался окрестностями вдыхая запахи некошеной травы и видел как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи как колеблется от дыхания ветра стебелёк с ещё не высохшей росой а где-то вблизи курлычет ручей совсем неслышный в иное время. Широко стелется поле колышется рожь и эти просторы не измерить не охватить

взором

Билет № 31

1. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
2. Определить стиль речи. Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление - книжным бум. Книжный бум - это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой(нибудь) другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами - это же хорошо, это говорит о каком(то) культурном подъёме нашего общества. Но мне могут сказать, что книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением: приобретаются из-за красивых переплётов и т.д.

Но это и не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна 4 . Например покупает книги человек, который укр...шает ими столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как люди начинали интересоваться литературой - через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда(нибудь) найдёт своего читателя.

Трудные, но очень интересные задания ждут пятиклассников на олимпиаде по русскому языку. Придётся объяснять значение разных слов, в том числе и диалектных, а ещё перевести с английского языка названия народных и авторских сказок.

ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

№1. Подберите к общеупотребительным словам си-нонимы-диалектизмы. Вспомните, какие слова называются общеупотребительными и диалектными.

Кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку, качка, гашник, гутарить, хай.

Слова для справок: глаза, пояс, рано, пускай, утка, говорить, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.

№2. Один чудак, любящий разбирать слова, сказал:

«Замечательный — тот, кто много замечает. Значительный — тот, у кого есть значки. Предваритель-ные — это продукты перед тем, как их варят. Наблюдательная — это еда, по-данная на блюде. Дипломатический — тот, кто получил диплом. Доброже-лательный — тот, кто желает присво-ить чужое добро. Положительное — все то, что я куда-то положил. Сберега-тельный — тот, кто упал с берега. Уморительный — тот, кто живет у моря. Скоропалительное — это быст-ро действующее огнестрельное оружие. Огорчительный — тот, кто ставит гор-чичники».

Правильно ли определил смысл слов этот человек? Почему? А как бы вы объяснили значе-ние этих прилагательных?

№3. Что переводить труднее: целый текст или его малую часть? «Конечно, текст», - ответит каждый, не задумываясь. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Работа с текстом большого объёма выручает переводчика, позволяя что-то добавить от себя. А как перевести заглавие? Какая возникает проблема? Почему? Найдите ошибки в переводе и запишите правильные названия сказок.

“The fire bird”, “Wee little havroshechka”, “Alyonushka”, “Fenist the bright falcon”, “The frog princess”, “The scarlet flower”, “The golden fish”, “Tsar Saltan”, “Snowmaiden”, “The golden hair girl”, “The story of the sleeping beauty”, “The Star-Child”.

№4. У многих известных поэтов, а также писателей, работавших в жанре пародии, есть тексты, в которых все слова начинаются с одной буквы. Продолжите текст 3-4 предложениями (с одним обращением, с одним вводным словом, с однородными членами), используя слова на букву «пэ». Проведите полный синтаксический разбор выделенного предложения.

Пятиклассник Петя Панкратов по прозвищу «Пан» первым получил пятёрку по природоведению. Подхватив Петин почин, пятёрку получила Поля Перова. Поздравляя Петю, приятели подкалывали:

Петя плюс Поля!

Петя подаёт пример.

Пан перевыполнил план!

№5. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда иностранцы говорят:

  • (попасть) с дождя под водосточную трубу (польский);
  • делать из иглы вилы (польский);
  • попасть пулей в плетень (польский);
  • голова к голове (французский);
  • колесовать бабочку(английский).

Для справок: делать из мухи слона, с глазу на глаз, стрелять из пушки по воробьям, попасть пальцем в небо, из огня да в полымя. Объясните свой выбор.

№6. Проведите «диалог» с текстом, по-ставив на месте пропусков, обозна-ченных тремя точками, вопросы к тексту. Разберите выделенные слова по составу, определите способ их образования (от какой основы и с помощью чего).

Один рыболов зимой поставил на реке сомовий вентерь* из капронового шнура. ...

— Прихожу проверить снасти и вижу в бочке что-то большое. ... Смотрю и вижу: оно шевелится. Эге, да это сом! А ну-ка вылезай! ...

Но сом не пожелал вылезать, и между ним и рыболовом завязался опасный бой. ... Человек схватил сома за губу, а сом прочно захватил четыре пальца рыболова. ...

Только исключительное самообладание мужчины позволило ему выйти победите-лем из этой схватки. ... («Любопытные истории»).

* Вентерь — рыболовная снасть в виде су-живающейся книзу сети на обручах.

№7. Вспомним сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом» и поросят, которые радостно сообщают: «Нынче дали нам, друзья, целый чан ботвиньи!» В книге «Домострой» XVI в. сказано: «А на ужин были щи, капуста, толокно, иногда рассол, ботвинья». Что же это за кушанье такое ботвинья ? И как оно связано с ботвой ? Объясните.

№8. Представьте себе, что вы приехали в деревню, где полным-полно разных домашних животных, на деревьях много птиц, а в пруду водятся лягушки. И все эти живые существа откликаются на ваше появление свойственными только им звуками. Опишите эту разноголосицу, используя нужные глаголы в неопределённой форме или в прошедшем времени. Насколько интересным и весёлым получится Ваш рассказ, зависит от Вашего остроумия и фантазии. Объём 0,5 страницы.

Из своего текста выпишите 1-2 слова, где все согласные звуки звонкие , а потом 1-2 слова, где все согласные звуки глухие . Выпишите 1-2 слова, где букв больше, чем звуков.

ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

№1. Прочитайте незаконченную за-пись. Постарайтесь объяснить, почему возникает комиче-ский эффект при чтении этих строк. Продолжите ее, чтобы полу-чился текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, случайно ли рас-сказчик принял мальчика за гру-бияна? Выпишите выделенные предложе-ния, дайте им характерис-тику. Восьмое предложение разбери-те по членам, укажите части речи.

Прихожу однажды в воскресенье в парк. Думаю: погуляю, потом посижу на ска-мейке, почитаю. Но не тут-то было. Ска-меек много, но все заняты . Вдруг нахожу свободное место. Потом вглядываюсь и вижу: свободное-то свободное, но вместе с тем как бы и занято. Лежит на нем ла-донь мальчика, сидящего рядом. Кому-нибудь место рядом с собой сторожит? Или жука поймал?

—Можно сесть? — спрашиваю.

— Нельзя, — отвечает, — ищите другое.

Грубый какой. Мог бы уступить стар-шему даже свое. Видит же, что еле на ногах держусь.

№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из путевых заметок (образец путешествия, написанно-го приказным человеком, отправленным за границу для обучения разным ремёслам) П.А. Толстого. Вот как он описывает одну «процессию» в Венеции. Объясните, что означают выделенные слова. А как говорят сейчас? Переведите текст на современный русский язык.

Изо всех монастырей и костелов сходятся священники, законники и мирския люди в костел святаго Марка-евангелиста с хоругвями и со кресты. А князь венецкой в тот день ездил за проливу морскую в монастырь, где живут капуцыны , и оттоле паки возвратился к дому своему морем. А ездил таким образом: перед ним ехал гундал непокрытой, в котором везли б знамен, в том же гундале ехали трубачи и трубили.

№3. Знаете ли вы, что такое шутливое толкование слова? Познакомьтесь с некоторыми из них. А как бы Вы объяснили значе-ние этих слов? Из данных шутливых толкований выпишите причастия. Укажите их разряд, время, вид, род, число, падеж.

1. Выдающаяся личность - невеста.

2. Гордыня - дыня, выращенная в городских условиях.

3. Доходяга - процветающий бизнесмен.

4. Столбовая дворянка - дворняжка, привязанная к столбу.

5. Наблюдательная — это еда, по-данная на блюде.

6. Скоропалительное — это быст-ро действующее огнестрельное оружие.

№4. С данными ниже словосочета-ниями придумайте небольшой связный текст научно-популярного или публицистического стиля. Объём 0,5 страницы.

Таинственные просторы Вселенной. Космические лучи. Тщательные пред-варительные исследования. Замеча-тельные достижения в области вычис-лительной техники и автоматическо-го управления. Головокружительная высота. Ослепительное сияние. Увле-кательные события и удивительные от-крытия.

№5. Чем отличаются пары слов? Объясните их значение, составив с ними словосочетания. Как называются такие слова?

Невежа - невежда; рыбий - рыбный; генеральный - генеральский; вековой - вечный; лирический - лиричный; надеть - одеть; требование - требователь-ность; целый - цельный; коренной - корневой.

№6. Американские редакторы переводят русские народные сказки на английский язык, адаптируют их, а затем вновь переводят на исходный язык. В результате сказка «По щучьему велению» вместе с новым названием («Приказ щуки») приобретает новое звучание. Нужна ли сказке иноязычная лексика и жаргонизмы? Почему? Верните сказке её привычный стиль.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

— Емелья, орга-низуй доставку воды с реки!

— Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

— Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

— О"кей, — сказал Емеля и направился организовы-вать доставку воды.

№7. Прочитайте устойчивые выражения и попробуйте объяснить их происхождение и лексическое значение.

Бабье лето (исконно русское), в Тулу со своим самоваром не ездят (собственно русское, шутливое), дать стрекача (собственно русское), деньги на бочку (собственно русское), как нитка с иголкой (собственно русское), концы хоронить (собственно русское), мастер большой руки (собственно русское), носом окуней ловить (собственно русское), при царе Горохе (собственно русское).

№8. Прочитайте текст, выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение. Затем из текста выпишите все слова, где все согласные звуки звонкие, потом все слова, где все согласные звуки глухие. И наконец все слова, где букв больше, чем звуков.

В русые головенки тех мальчишек, что ба-рахтаются в уютном, обросшем ивами омутке , или бегают все в брызгах по журчащему перекату, или вытаскивают из илистых нор упирающихся клешнистых раков, редко приходит мысль: а откуда течет , где начинается их реч-ка?

Река текла, когда ребятишек еще не было на свете, и она будет течь, когда их снова не будет. У сельских детей нет другого представ-ления о начале любой реки, кроме холодных бьющих из-под земли ключей. (В. Солоу-хин.)


ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, существительные «туризм» и «палом-ничество», «богомолец», «странник», «пилигрим», «калика», «прохожий». Но почему их так называют - «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами. Придумайте текст с одним из этих слов, чтобы все слова в Вашем тексте начинались на одну и ту же букву. Объём - 0,5 страницы.

№2. Найдите и выпишите устойчи-вые словосочетания, рядом укажи-те их значения.

  • И там сунуть придется, и в другом месте барашка в бумажке подарить. (Салтыков-Щедрин);
  • На гори-зонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. (Белин-ский);
  • Потерял боец кисет, заискался, — нет и нет... Посмотрел с тоской вокруг: — Без кисета как без рук. (Твардовский);
  • Так бесконечно да-леко был этот госпиталь, на Василь-евском острове, — на краю света (Каверин); Слова Марии Ивановны открыли мне глаза и объяснили мно-гое. (Пушкин);
  • И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смы-кали глаз, всю ночь чинились, чис-тились. (Л. Толстой);
  • Иван Петро-вич отправился в Петербург с легким сердцем. (Тургенев).

№3. Прочитайте исторический анекдот. Какое лексическое явление стало ос-новой для создания шутки? Поясните выделенные курсивом и жирным шрифтом слова. Какой оттенок значения имеет слово гаркнул? Можем ли мы употребить данное слово в официальной речи? Почему?

—Откуда идёшь так поздно? — спросил Николай I опаздывающего юнкера.

— Из депа , ваше императорское величество! — громогласно ответил юнкер.

— Дурак!.. Разве депо склоняется ? — крик-нул царь.

— Все склоняется перед вашим императорс-ким величеством, — ещё громче гаркнул юн-кер.

Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись, и не от-дал приказа о наказании юнкера за опозда-ние. (С. Н. Сергеев-Ценский.)

№4. Объясните термины по предложенной модели:

заимствование из старославянского языка — старославянизм. Укажите способ образования. Приведите 3-4 своих примера слов, созданных по данной модели.

Германизм; галлицизм; китаизм; полонизм; эллинизм.

№5. Исправьте лексические ошиб-ки. Почему появились такие ошибки?

  • В спектакле впервые дебютирова-ла молодая актриса;
  • Ты по-настоя-щему ведущий лидер нашей группы;
  • Студенту-филологу необходимо еже-дневно читать по четыреста стра-ниц в день;
  • Выбор сестры пал на роман Л.Н. Толстого «Анна Карени-на»;
  • В нашей школе изучают два зарубежных языка.

№6. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним синонимы русского происхождения. Составьте предложения, выделите грамматические основы.

Лимит, апогей, инновация, ликвидация, модернизация, риелтор, толерант-ный, эксклюзивный, шопинг, конфиденциальный, хаос.

№7. Составьте весёлый диктант в виде связного текста, в котором будет употреблено как можно больше слов на правило «Правописание НЕ с наречиями на О-Е» , или придумайте грамматическую сказку. Подчерните слова с орфограммами. Объем - не более 0,5 страницы.

№8. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение.

Украинский легкоатлет , избалованный вниманием, уморенный бесцере-монными журналистами, находился в состоянии полудремоты , когда в дверь гостиничного номера позвонили. Украинец поднял жалюзи и в приступе мизантропии , теряясь в догадках, кто же звонит , пошел открывать. На поро-ге стояла женщина гренадерского роста, держа в руках коробку с медикамен-тами .

— Я из диспансера . В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша . Моё намерение — сделать вам прививку.

— У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию , — ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.

— Я не уйду, — уперлась женщина. — Не возьму греха на душу . Один тоже так сопротивлялся, а через неделю — некролог и несколько сирот . Что в таком случае остается диспансеру? Выразить соболезнование ?

Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-го-лубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить ле-карство.

Тщательнее , пожалуйста, — попросил он, — и осторожно, а то у меня будут синяки на локте .

Загодя ничего нельзя знать, — парировала она, — но я предприняла меры, чтобы не осталось ни следа. А от аллергии вам поможет сливовый или грушевый сок. В крайнем случае, айвовый или вишневый . Свеклу тоже ешь-те. Все. Теперь вы должны уведомить спорткомитет, что не сможете принять участие в финальных соревнованиях. Ну, а меня обязательно премируют ! До свидания! — и она стала ретироваться к выходу.

ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС

№1. В рассказе М.М. Зощенко (со-ветский сатирик 1920—1940-х г.) «Нервные люди» герой ком-мунальной квартиры делится своим «жизненным опытом». Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Чем необычно последнее предложение? Что означают выделенные слова? Выпишите из текста 4 примера разных предложений, в которых есть слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением.

Недавно в нашей коммунальной квар-тире драка произошла... Приходит... одна жиличка Щипцова в девять ча-сов вечера на кухню и разжигает при-мус. Она всегда, знаете, в это время разжигает примус ... А он, провались, совсем не разжигается... И берет она в левую руку ежик и хочет чистить, а другая жиличка, чей ежик, посмотре-ла, чего взято, и отвечает: «Ежик-то, уважаемая Марья Василь-евна, промежду прочим, назад положьте». Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает: «Пожалуйста, пода-витесь своим ежиком».

Муж, чей ежик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный. Тут снова шум, и дискуссия поднялась вок-руг ежика. Все жильцы, конечно, под-наперли в кухню. А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно... И, конеч-ное дело, на все натыкаешься, падаешь. Не то что, знаете, безногому инвалиду — с тремя ногами устоять на полу нет никакой возможности.

№2. Чем отличаются пары слов? Объясните их значение, составив с ними словосочетания. Как называются такие слова?

Мнимый — мнительный; гарантированный — гарантийный; оклик — отклик; разбитной — разбитый; тер-пение — терпимость; черепаший — черепаховый; иронический — ироничный; лживый — ложный.

№3. В русском языке имеется сравнительно небольшой ряд слов — обозначений цвета, цветовых оттенков, заимствованных из нескольких языков. Среди них, в частности, есть такие, которые представляют собой несклоняемые прилагательные. Выпишите их и объясните, какой цвет они обозначают. По желанию можете предположить, какие цвета называют остальные слова.

Беж (франц. beige), бланжевый (от франц. blanche), индиго (исп., от лат. indicus «индейский»), лазурь (нем. lazur), маренго (итал. мarengo), палевый (от франц. paille «солома»), пансё (от франц. pansy «анютины глазки»), перванш (от франц. pervenche «барвинок»), прюн (от франц. prune «слива»), пюсовый (от франц. puces «блоха»), самб (от франц. saumon «семга, лосось»), фрез (от франц. fraise «земляника»), хаки (в хинди «цвета грязи»), шанжан (франц. changeant «изменяющийся»), электрик (от франц. electrique «электрический»).

№4. Хронологические варианты — варианты заимствованных назва-ний, возникшие с течением времени в каком-либо языке. Этим термином обозначают чаще всего то-понимические заимствования раз-ного времени. Укажите современные варианты слов.

Тифлис, Салунь, Дюшамбе, Гельсингфорс, Трансиордания, Ашхабад, Кирги-зия, Башкирия, Константинополь, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск.

№5. «Чуду-юду я и так победю!» Так ответил королю «бывший луч-ший, но опальный стрелок» из произ-ведения В. Высоцкого «Про дикого веп-ря». Эта форма создает образ бесшабашного и решительного героя. Но и отнюдь не сказочные герои в своей речевой практике сталкиваются с проблемой выбора верного слова. Запишите выделенные глаголы правильно.

  • Да я и так приючу... приютю... буду приютать;
  • Сама месю тесто;
  • Ты хотел поразить? — А я и сейчас поразю, кого встречу, того и поразю;
  • Я не каркаю, я пророкую;
  • Так это ты мстишь? - Никому я не мстю.
  • Я не звезда. Я не хожу и не звезжу!
  • Я уже совсем не истеричу;
  • Следю, как раскалякан (раскрашен) домик;
  • Я плечу косичку;
  • Я почистю зубы и ляжу;
  • Поглочусь в мир книги;
  • Чертю сейчас;
  • Возврачусъ и расчесусъ.

№6. Постарайтесь объяснить, почему возникает комиче-ский эффект при чтении этих строк.

1. [Правдин экзаменует Митрофанушку.]

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит - еще не навешена: так она покамест существительна. (Фонви-зин).

2. Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых, по ошибке, было вырезано: Мастер Савелий Сибиряков. (Гоголь).

3. Причёска, как и подобает образованной девице, скромная: два-три пуда волос, зачёсанных кверху, и на волосах маленькая лестница для причесывающей горнич-ной. (Чехов).

4. Она была завита, как овца, и так же развита. (Кроткий).

№7. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» встречаются устаревшие слова:

наперсник, ходатай, супостат, колодник, присяжный. Объясните происхождение этих слов, подобрав соответствующие синонимы.

№8. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова, поставьте в них ударение.

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом вы-бросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала , и каждый квартал составлял подробный отчёт самому себе о своих действиях. Соглядатай старика избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии , ходил по водо-сточному желобу , а потом перешел по перекинутой жердочке на крышу сосед-него дома.

Какая корысть старику бряцать железом по утрам под дверями соседей? Он делает это просто так. Назло . Ему было, например, завидно , что к коммивоя-жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. На самом деле, он и не эксперт вовсе, а знахарь. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр , активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный . Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом . Старик запамятовал : у дрессировщика не пи-тон, а гюрза . И потчует он ее хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом.

Себя же старик от нападок жильцов оберегает: пломбирует дверь, закупори-вает окна. Бороться со стариком невозможно: не помогают ни сбор подписей под ходатайством в соответствующие органы, ни угрозы. Жильцы уведомили управдома Арину Саввичну, но та приняла сторону старика. Когда на-ступит конец мытарствам жильцов? Кто облегчит их жизнь?

Внимательно перечитайте текст и составьте словарик неологизмов - новых слов, которые со­здал поэт для этого стихотворения.
Новых слов в новаторском стихо­творении совсем немного. Но очень многие привычные слова употреблены в непривы­чных сочетаниях и значениях.

Выпишем новые слова: горбил, занежен, златолобо, луч-шаги, ясъ (в смыс­ле ясность), взорим…

В нескольких словах передайте сюжет стихо­творения, включая в этот краткий пересказ новые слова, которые вы только что обнаружили.

«Необычайное приключение автора заключалось в том, что он пригласил к се­бе в гости занеженное в облака златолобое Солнце, которое струило вокруг себя ясъ. Оно отозвалось на его приглашение и завязало с ним дружелюбную и содер­жательную беседу, в которой оба собе­седника решили взорить и воспеть мир и жизнь».

Это один из вариантов пересказа сюжета.

Создайте словарик метафор этого стихотворе­ния. Какие вам давно известны, а какие метафоры созданы Маяковским?

В стихотворении почти каждая фраза содержит в себе метафору. Сначала выпи­шем их: закат пылал, лето катилось в июль, жара плыла, низ горы кривил­ся крыш корою, солнце ало вставало залить мир, занежен в облака, солнце шагает, ввалилась солнца масса, я бу­ду солнце лить свое, стена теней, но­чей тюрьма. Примеры могут распола­гаться в „словаре по алфавиту или по мере появления их в тексте. Второй вариант да­ет возможность более оперативно исполь­зовать текст.

Это стихотворение о месте поэта и его поэзии в жизни. Докажите это, используя ваши наблюдения над текстом стихотворения. Какие поэтические приемы использовал автор для того, чтобы убедить читателя в важности поэзии?

Все стихотворение - своеобразный гимн творчеству, поэзии. Самое яркое до­казательство - финальные строки. Это призыв к творчеству, утверждение его со­зидательной силы.

Как вы объясните, что стихотворение, назван­ное «Необычайное приключение…», имеет такой конкретный почтовый адрес? Зачем, как вы думаете, он обозначен в подзаголовке?

Стихотворение утверждает творчество, оно насыщено метафорическими оборота­ми, но при этом тяготеет к конкретике, к тому, чтобы читатель поверил про­исходящему. Отсюда и точный почтовый адрес, который обозначен как эпиграф к тексту стихотворения.

Попробуйте разобраться в способе рифмовки. Нарисуйте схему этих рифм.

Маяковский, конечно, был мастер в со­здании рифм. Проследите за рифмами во всем стихотворении.

Если мы нарисуем схему этих рифм, то убедимся, что перед нами варианты опоясывающих, параллельных и пере­крестных рифм.

На этой странице искали:

  • неологизмы в стихотворении маяковского необычайное приключение
  • внимательно перечитайте текст и составьте словарик неологизмов
  • неологизмы из стихотворения маяковского необычайное приключение
  • Создайте словарик метафор этого стихотворения
  • Попробуйте разобраться в способе рифмовки Нарисуйте схему этих рифм

Стр. 186

1.Вы прочитали стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?

Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» названо так, так как основная его тема - жизнь крестьянских деток. Оно ведает о различных встречах создателя с деревенскими ребятишками и об авторском осмыслении этих встреч.

Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, уснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек.

Создатель - не крестьянин. Некрасов пишет о для себя: проживая в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень обожал охотиться и часто уезжал из городка в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи.

1-ое, что лицезреет герой, - это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как в очах отражается душа человека, ассоциирует их с полевыми цветами:

Все серые, карие, синие глазки - Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Когда детки обращаются в бегство, подумав, что герой просыпается, поэт пишет: «человека заслыша, / Так стаей с мякины летят воробьи». Создатель нежно ассоциирует малышей со стайкой пугливых воробьев.

2.Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Детки рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает - усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.

Что было со мною - всему подивились И мой приговор изрекли:
- Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...

Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они лицезреют, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они лицезрели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость - «не барин».

3.Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Нужно сказать, что Некрасов, в отличие от многих дворян тех пор, никогда не считал фермеров людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, разум и людскую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детками. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с детками за грибами.

Создатель пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же детки просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Детки могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес детки «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горы- нычем, что люд, проходящий по ней, опешиться подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»

В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для деток специфичной школой жизни.

4.В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

Под «нарядной стороной труда» создатель предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок лицезреет, что работа, в какой он учавствовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охото учавствовать в труде, и таковой труд - не тягость, не наказание, а удовлетворенность.

6.Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Перед мысленным взглядом читателя, который знакомится с этим стихотворением, проходит много картин.

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а детки подглядывают за ним в щелку и говорят вместе, обсуждая охотника.

2) Создатель вспоминает, как был небольшим, вспоминает походы крестьянских деток за грибами и их шуточку со змеей.

3) Крестьянские детки на большой дороге внемлют рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.

4) После сбора грибов детки купаются в луговой речке.

5) Возвратившись в деревню, малыши занимаются играми, кто-то помогает родителям.

6) Малыши идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старенького глухаря.

7) Картины сельского труда, которые следит ребенок.

8) Встреча создателя с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.

9) Создатель ворачивается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детками: создатель скомандовал дрессированной собаке показать некие шуточки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и малыши убежали в деревню.

7.Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши - это и есть будущее народа.

8.Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

См. 6-й вопрос.

Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

Поэт обращается к детям с призывом любить свою родную землю:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

Стр. 187

1.Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Значение слов и словосочетаний:

вирши - стихи
коснулось души умиленье - человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты - автор называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты - доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги - веселые походы в лес за грибами
рубанок - столярный инструмент
синеющей лентой - автор сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство - автор имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой - хлеб, который достается не даром, а благо¬даря большому труду.

2.Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

3.В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Изваяние - скульптурное изображение; статуя.
Величава - проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький - свой, родной.
Удел - доля, судьба, участь.