Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотив­шим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ иде­альными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина. Себя же он представлял рыца­рем, давшим обет служения Прекрасной Даме. В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.

Композиционно в стихотворении развивается одна и та же тема — чудесная мечта героя, описывается его свидание с Пре­красной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые при­меты реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти об­разы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. И неда­ром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким обра­зом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также прояс­няется для читателя. Своеобразной кульминацией темы свида­ния становится вторая строфа:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама — это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реаль­ность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя — это мир «улыбок, сказок и снов». Главное — это вера в мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты».

Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы ви­дим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей. Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лиричес­кого героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью). Желтый же и золотой, напротив, — краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыб­ки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).

Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.

Данное стихотворение было написано тогда, когда молодому Александру Блоку едва исполнилось 22 года. Именно это время ознаменовано самим поэтом как период активного творчества, открытого духовного поиска собственной высшей истины и правды. Целый цикл любовных стихотворений посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой. В ее лице поэт нашел милую подругу и музу, которой служил всю жизнь. Он боготворил эту девушку, впоследствии ставшую его женой, и видел в ней проявления божественной сути.

Стихотворный анализ «Вхожу я в темные храмы» призван показать и обозначить главную особенность духовных исканий Александра Блока на конкретном этапе развития творчества. А именно служение образу Вечной Женственности, попытки отыскать ее в материальном мире, приблизиться к ней и сделать цельный и нерушимый лик частью собственного существования.

Тема стихотворения

«Вхожу я в темные храмы» - одна из вершин поэзии Александра Блока в цикле, посвященном Прекрасной Даме. Ключевым моментом следует считать попытку отыскать мечту, образ Вечной Женственности в мире обыденном с преобладающими материальными ценностями и установками. Отсюда явственно прослеживается момент несовпадения в представлениях, безответность, тщетность поиска.

Анализ «Вхожу я в темные храмы» показывает, насколько лирический герой А. Блока оторван от реальности, поглощен собственной навязчивой идеей. И с этим мистическим желанием ему трудно совладать, оно подчиняет его себе, лишает воли, здравого смысла, рассудка.

Состояние лирического героя

Стих «Вхожу я в темные храмы» - одиннадцатый по счету в числе произведений, адресованных Любови Дмитриевне Менделеевой. Лирический герой находится в состоянии беспокойства, он хочет обрести целостность с самим собой, отыскать свою утраченную половинку - часть себя, без которой он не может сделаться счастливым. В святом месте, храме, он видит лишь отголоски того таинственного, неземного образа, на который направлены его искания, на чем сосредоточено и все внимание. Здесь сам автор соединяется с чувствами лирического героя в этих глубоких внутренних переживаниях.

Образ Вечной Женственности

Одним из самых красивых и загадочных является стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Блок наделил свою героиню сказочными, мистическими чертами. Она неуловима по своей сути, прекрасна и непостижима, как сама мечта. Так возникает образ Красоты как ипостаси божественной любви. Нередко лирический герой сравнивает ее с Богородицей, дает ей мистические имена. Александр Блок называл ее Мечтой, Пречистой Девой, Вечно Юной, Владычицей Вселенной.

У читателей всегда оставались восторженные отзывы и впечатления после прочтения таких стихов, как «Вхожу я в темные храмы». Блок является любимым поэтом многих интеллектуалов, особенно его творчество оказывается близким молодым юношам и девушкам. Та, кому служит лирический герой, окутана величайшей загадкой. Он относится к ней не как к земной женщине, а как к божеству. Она окружена и тенями, в которых угадывается ее тяготение к аполлонистическому началу - герой созерцает ее и сам получает от переживания чувства. Анализ «Вхожу я в темные храмы» демонстрирует читателю интересный подход к интерпретации известных и любимых миллионами строк.

Ключевые символы

В стихотворении можно выделить несколько образов, которые создают своеобразный фон для развития действия, дополняют сюжет яркими картинами.

Ризы подчеркивают святость и возвышенность образа Прекрасной Дамы. Это материальное воплощение божественного начала (Богородица, церковь). Все земное ей чуждо, она являет собой возвышенную стихию свободы и света. Ей можно молиться ночами при лунном свете, каждой мыслью и действием воспевая непревзойденную красоту.

Красные лампады символизируют недостижимость мечты, ее далекость и нереальность, по сравнению с повседневной жизнью. Здесь происходит соединение вымышленного мира с действительностью.

Таким образом, анализ «Вхожу я в темные храмы» подчеркивает мысль о том, что интимно-личностные переживания молодости происходили у поэта на фоне стремления разгадать тайну Красоты.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока

А. Блок вошел в русскую поэзию благодаря изданию первого сборника стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который был посвящен Л. Менделеевой. Эта женщина стала первой и единственной настоящей любовью поэта. Она долго не отвечала Блоку взаимностью, поэтому в сборнике чувствуется печальное настроение поэта. В цикл входит произведение «Вхожу я в темные храмы…» (1902 г.).

В начале века Блок был сильно увлечен философскими идеями Вл. Соловьева, особенно его учением о Вечной Женственности. Это понятие лежит в основе всех стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт относился к своей избраннице, как к божеству. Упоминать ее имя или описывать физические качества он считал кощунством. Любовь, согласно Соловьеву, лежит в основе всего мира. Воплощение идеальной красоты в земной женщине — редкое явление. Поэтому поиск такого воплощения — первостепенная задача для уяснения смысла жизни и обретения мировой гармонии.

Характерной особенностью раннего творчества Блока также является религиозная символика. В поисках любимой лирический герой вступает в «темные храмы». Поэт не был убежденным христианином. В религиозных символах он видел источник особой силы, который подчеркивал мистический смысл его поисков. Фактически Блок подменял Богоматерь образом своей Прекрасной Дамы. Согласно учению Соловьева, в едином женском образе объединяются Вечная Мать, Жена и Любовница. К «Величавой Вечной Жене» обращены все надежды и устремления Блока. Это было одной из причин того, что Менделеева долго не отвечала поэту взаимностью. Простую девушку смешило и немного пугало такое экзальтированное состояние поклонника. Даже наедине с любимой Блок совершенно абстрагировался от реальности. Вместо обычных проявлений любви он декламировал свои туманные восторженные произведения.

Лирический герой находится в храме, но религия его нисколько не интересует. Он с трепетом ожидает появления своей Любимой, видит ее образ во всем окружающем. Влюбленный герой уже ничего не замечает вокруг: «мне не слышны ни вздохи, ни речи». Пребывание в таком восторженном, отдаленном от реальности, состоянии вообще было характерно для Блока. Это удивляло и настораживало не только Менделееву, но и всех окружающих людей. Поэта считали очень странным и загадочным человеком. Лишь узкий круг близких друзей относился к нему с пониманием и уважением.


Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь
к прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в
высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвещен возлюбленной
А.А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это - молитва, обращенная к Владычице
Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр "Вхожу
я в темные храмы".
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных ломпад.
Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного
существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнеии с богатейшей духовностью его
идеала. Великолепнийше показано внутренее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад. Красный
- цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического
героя нарастает ("Дрожу от скрипа дверей..."), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней,
озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, но он возникает так
часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя
успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства
открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно
восклицает:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты
Мне не слышны ни взохи, ни речи
Но я верю - Милая Ты.
Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного "как" подчеркивает любование,
преклонение юноши - поэта перед совершенством. Метафорический эпитет "ласковые свечи" - настоящее поэтическое открытие
Блока. Герою "не слышны ни вздохи, ни речи" своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие
радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она - Милая. Усилительный знак
препинания - это тире - обрушивает на краткое "ты" огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта
Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного тресины, болота, "чорных зданий",
"жолтых" фонарей, недостойных людей, для которых "истинна в вине", в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти,
в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, блискими к идеалу.
Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока -
рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние
лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте
присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,
отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень
много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой,
самоотверженной и преданной любви к Родине.

Стихотворение Александра Блока «Вхожу я в темные храмы» написано осенью 1902 года в период, когда поэт ищет свой идеал Женщины и, ему кажется, находит его в образе Менделеевой. Эту работу автора можно назвать стихотворением-ожиданием, в нём виден взгляд в будущее и томление от таинства сегодняшних отношений.

Что каждый из нас ждёт от Любви? Кто-то пытается найти в ней новый источник страсти, другой желает быть покорённым красотой своей избранницы, третий (не дай Бог) преследует чисто меркантильные цели. Блок желает понять сущность женщины и овладеть ей до последней капли. Поэта не интересует часть, он желает целого и томиться в ожидании того, сбудутся ли его надежды.

Дрожь ожидания в храме

Строки пишутся на фоне влюблённости и автор желает, чтобы любовь, именно эта любовь, сохранилась в его сердце навсегда. Вместе с тем он боится краха, он страшится, что удастся получить только часть, остальное останется неизведанным и отношения с Прекрасной Дамой будут неполными.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.

Кто и что войдёт, когда скрипнет дверь? Будет ли это полная взаимность или мечта так и останется сном? Велика ли граница между желанием и достижением?

Между образом и реальностью

Второй мотив для переживаний Александра – это совмещение образа и реальности. Поэт создал из Менделеевой образ, который может развеяться, когда откроются двери взаимности. Автор желает, чтобы реальность была по максимуму приближена к созданному образу и боится их несовпадения. Сложный вопрос – создав образ идеальной Дамы, Блок пытается перенести его в реальность без потерь. Только так, только целое, никаких торгов и уступок.


Только образ, лишь сон о Ней.

Темные храмы, в которые входит поэт в начале стихотворения – это знак таинства будущего, знак надежды. В темноте не всегда можно разглядеть глазами, тут важно видеть сердцем. Помните Маленького принца:

Глаза слепы. Искать надо сердцем.

Выбор сделан

Блок делает свой выбор в пользу женщины, которую любит, но не знает о границе взаимности и боится растворения образа в церковных сумерках реальности. Тёмный храм является лучшим местом для ожидания, так как тут рядом Бог и он наставит, он подскажет и поможет. Если не будет взаимности, то останутся «улыбки, сказки и сны» - с ними больно, но это лучше, чем полная пустота в сердце.

Сомнения и страхи ожидания видны во всём стихотворении, кроме его финала, где герой делает свой однозначный выбор:

Но я верю: Милая - Ты.

Даже если она сейчас далеко, даже если не думает о нём и редко вспоминает – это не может помешать выбору, так как образ всегда рядом с героем, и он делает выбор.

Художественная составляющая

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» наполнено флюидами раздумья, ожидания и решения. Элементы художественной выразительности, эпитеты и метафоры наполняют пространство между строками и делают из четырёх столбиков настоящий шедевр блоковской лирики. Стиль повествования размеренный, даже несколько монотонный, но он помогает передать торжественность момента выбора и муки героя перед порогом принятия решения.

В строках видно настоящее отношение Блока к любви, просматриваются духовные идеалы поэта, где на первом месте в тронном зале жизни находится Любовь. Именно через Любовь человек может прийти к Богу и обрести счастье на земле.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.