Водово́зов Василий Иванович (27 сентября (9 октября) 1825, Санкт-Петрбург - 17 (29) мая 1886, там же) - российский педагог, методист-словесник, переводчик, последователь К.Д. Ушинского и основоположник русской педагогики и методики преподавания литературы. Родом из купеческой семьи. В 1847 году окончил филологический факультет Петербургского университета. Преподавал словесность в течение 4-х лет в Варшавской гимназии, а затем и в Смольном институте по приглашению К.Д. Ушинского. Со студенческой скамьи сотрудничает во многих педагогических и литературных журналах, печатая статьи по проблемам народного образования, переводит произведения греческих и римских классиков, выпускает учебно-методическую литературу для учащихся и учителей начальной школы. В 1860-х годах принимал активное участие в обсуждении проекта реформы начальной и средней школы с требованием повсеместного развития доступных школ, выступал против догматического обучения и телесных наказаний. В 1866 году был отстранен от преподавательской деятельности в связи с предъявленным обвинением в «политической неблагонадежности»: Водовозов был сторонником введения в школьный курс обучения трех иностранных языков, которые бы заменили так называемые классические языки (латынь и древнегреческий) и признания в качестве основных предметов литературы, истории, географии, естествознания и математики, что в значительной мере не совпадало с традиционными взглядами на преподавание.

Василий Иванович Водовозов внес значительный вклад в формирование методики преподавания литературы, взгляд на которую изложил в специализированных статьях и реализовывал на практике. Будучи отстраненным от преподавания, Водовозов посвятил свою жизнь усовершенствованию анализа литературных произведений в школьном преподавании словесности. Этой проблеме посвящен его главный труд, «Словесность в образцах и разборах» (1868), который и в настоящее время является актуальным. В статьях - «Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование?» (1859), «Тезисы по русскому языку» (1861), «О воспитательном значении русской литературы» (1870) - Василий Иванович выступает с критикой поверхностного знакомства с литературой по учебникам и ее «зазубривания», ратуя за «систематическое изучение всех фактов литературы»; в качестве основного метода изучения выдвигает «сравнительный метод, постепенно переходящий в исторический», т.е. реальный принцип изучения литературы; видит значительные преимущества в анализе идейного содержания художественного произведения (идейно-тематический принцип), а не в формальном и эстетическом разборе текста. В качестве материала обучения Водовозов рекомендует произведения с четко выраженной идейной направленностью. Одной из заслуг Водовозова также считается содействие развитию первоначального обучения: печатал статьи о преподавании в начальной школе, составил «Книгу для первоначального чтения», способствовавшую правильному развитию воображения и нравственного чувства у маленьких читателей и заслужившую немалое количество наград. Среди его работ: «Русская азбука для детей» (1873), «Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам» (1873), «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения» (1888, издана посмертно) и др.

Ва́силий Ива́нович Водово́зов (27 сентября (9 октября) , Санкт-Петербург - 17 () мая , там же ) - русский педагог , переводчик , детский писатель; муж писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой .

Биография

Руководил организованной им воскресной школой (1861-1862), преподавал в (1860-1862), в женской учительской семинарии (1863), позднее на Аларчинских женских курсах (1870). В неоднократных поездках за границу знакомился с постановкой народного образования.

На «вторниках» Водовозовых бывали В. А. Слепцов , П. И. Якушкин , В. С. Курочкин и Н. С. Курочкин , П. А. Гайдебуров . В 1866 году был уволен из государственных учебных заведений. Основной деятельностью стал литературный труд.

Литературная деятельность

Первая публикация - статья «Заметки о современном образовании в Германии » («Журнал Министерства народного просвещения », ). Опубликовал в журналах «Библиотека для чтения », «Отечественные записки », «Современник », «Вестник Европы », «Русское слово » и других изданий свыше 120 работ: переводы, статьи по педагогике, очерки о школах в европейских странах, критические статьи, произведения для детей. В литературно-критических статьях и работах по методике преподавания литературы художественное значение произведения ставил в зависимость от его общественного и нравственного смысла.

Известен как составитель популярных книг для детского чтения. «Рассказы из русской истории» (выпуск 1-2, Санкт-Петербург, -) представляет собой сборник исторических документов с предисловиями или комментариями Водовозова. «Книга для первоначального чтения в народных школах» (ч. 1, Санкт-Петербург, ; 18-е издание ) и методическое пособие к ней «Книга для учителей» (Санкт-Петербург, ; 5-е издание, ) отмечены премией Ушинского. Автор и составитель книг «Детские рассказы и стихотворения» (Санкт-Петербург, , ), «Новая русская литература (От Жуковского до Гоголя включительно)» (Санкт-Петербург, ; 7-е издание, ), «Древняя русская литература. От начала грамотности до Ломоносова» (Санкт-Петербург, ), «Русские сказки в стихах» (Санкт-Петербург, ).

Переводы

Знал десять языков и переводил на русский язык произведения Анакреона , Софокла , Горация , Катулла , Лукиана , Дж. Байрона , И. В. Гёте , Генриха Гейне , П. Ж. Беранже . Кроме того, выступал со статьями о зарубежной литературе. Переводы вошли в сборник «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения» (Санкт-Петербург, ).

Труды

/ В. И. Водовозов; [сост. В. С. Аранский] ; под ред. В. З. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 632 с. ]

Напишите отзыв о статье "Водовозов, Василий Иванович"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 1: А - Г. Москва: Большая Российская энциклопедия , 1992. С. 454-455.

Отрывок, характеризующий Водовозов, Василий Иванович

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.
«Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства.
«Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества».
Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее.
По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.

Году в Петербурге в купеческой семье. Учился в коммерческом училище и на филологическом факультете петербургского университета. Как в годы студенчества, так и во время четырехлетнего пребывания в Варшаве в качестве учителя реальной гимназии он крайне нуждался, и его обстоятельства несколько поправились лишь с тех пор, когда он получил (в г.) место преподавателя словесности в 1-й петербургской гимназии (в 1860-62 гг. по приглашению Ушинского В. преподавал литературу и в Смольном институте). Еще в Варшаве В. усердно занимался переводами греческих и римских классиков. С г. он стал печатать в журналах как эти переводы, так и статьи по истории русской и всеобщей литературы: некоторые из них вошли в состав его известных книг «Новая русская литература» (от Жуковского до Гоголя включительно; ) и «Словесность в образцах и разборах» (). В деле преподавания словесности заслуги В. весьма значительны: преимущественно благодаря его трудам из наших средних учебных заведений было изгнано зазубривание теории словесности по тетрадке, продиктованной учителем, и заменено непосредственным изучением произведений русской и иностранной литератур. Водовозов содействовал также установлению правильного метода в преподавании истории литературы. В своих литературных работах Водовозов определял ценность художественного произведения главным образом по его нравственному смыслу и общественному значению. Несмотря на то, что В. прекрасно знал древние языки и литературы и перевел стихами некоторые произведения Софокла , Еврипида , Пиндара, Анакреона, Катулла и Горация, он при обсуждении вопроса о постановке среднего образования в России явился энергическим противником классической системы. В статьях и рефератах по этому вопросу В. доказывал, что в отношении грамматической логики и лингвистических упражнений классические языки могут быть с успехом заменены тремя новыми иностранными и родным языком и что в основу гимназического курса должны быть положены литература , история , география , естествознание и математика . Эти взгляды были причиною того, что в г. В. пришлось оставить службу.

Еще в первой половине шестидесятых годов В. немало занимался вопросами первоначального обучения, и теоретически, в журнальных статьях, и практически, в руководимой им воскресной школе. Результатом этих занятий, а также изучения иностранных школ и иностранной педагогической литературы явилось составление им в г. «Книги для первоначального чтения» (год I), изданной совместно с «Книгою для учителей». И та, и другая вызвали самые сочувственные отзывы специалистов-педагогов, были одобрены учеными комитетами мин ист. народного просвещения и Св. синода, увенчаны Педагогическим обществом денежною премиею имени К. Д. Ушинского, золотою медалью вольного экономического общества по присуждению Комитета грамотности и, наконец, золотою медалью в память гр. Киселева по присуждению Ученого комитета Министерства государственных имуществ. «Книга для первоначального чтения» (ч. I) быстро распространилась в наших народных школах; в течение двадцати лет ее разошлось более 700000 экземпляров. В своей книге В. дал строго обдуманный цикл элементарных данных из области естествоведения, истории и географии ; не было недостатка и в статьях, цель которых - правильное развитие воображения, чувства прекрасного и нравственного чувства. Через 8 лет после составления первой части «Книги для первоначального чтения» появилась ее вторая часть, предназначенная автором для старшего возраста и для взрослых. Здесь автор охватил уже более обширный круг знаний из области естественной истории, физики , географии и этнографии ; немало места отвел он также отрывкам из сочинений наших лучших авторов.

Из написанного В. назовем еще: «Рассказы из русской истории» (вып. 1-й, 1861 г., вып. 2-й, 1864 г.); «Русская азбука для детей» (1873); «Предметы обучения в народной школе.