Непосредственная образовательная деятельность№4

Тема: «На каникулы в Москву»

Цель: Расширять представления детей о Москве, знакомить с историческим центром Москвы, его достопримечательностями. Сформировать представление о древнем и современном Кремле, его значении в жизни города. "Кремль белокаменный", "Кремль краснокаменный".

Воспитывать у детей чувство гордости за своих предков, эмоциональный отклик.

Материал: Географическая карта, иллюстрации, фото, открытки. План-схема, запись колокольного звона.

Ход

I. Мы с вами много путешествовали по нашей стране. Россия – огромная страна (показ на карте).

Чем богата наша страна? (леса, реки, моря, города (показ на карте, можно детьми);

Как на карте обозначены города? Маленькими черными точками. У каждого города свое название, своя история (показ на карте);

Как называется главный город России (Москва);

Москва – столица . В старину говорили: "стольный град".

Сегодня мы с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы – в Кремль .

II. – Что такое Кремль? Кремль – это огромное укромное место, крепость, которую строили люди в старину защищая себя от врагов и диких животных Кремли сохранились во многих городах российских: Смоленск, Нижний Новгород, Псков (показ на карте) и в Москве.

  • Рассказ воспитателя о Кремле с рассматриванием иллюстраций.

III. –Главная башня Кремля – Спасская . На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это кремлевские Куранты .

Бьют часы кремлевской башни.

Гаснут звезды, тает день…

До свиданья день вчерашний,

Здравствуй, новый светлый день!

Куранты показывают время, по которым живет вся страна.

А вот башня великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая .

А вот невысокая, круглая по форме башенка. Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня – башенка-малютка.

Башенка-малютка связана мостом с башней великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называют Троицким, а ворота – Троицкими.

Ворота, которые ведут в Кремль, есть у многих других башен. Это – проездные башни .

Как вы думаете, почему они так называются?

Все башни покрыты высокими шатрами, покрытыми темно-зеленой черепицей.

У каждой башни свое название, своя тайна. Сегодня я открою вам некоторые из них.

1) Боровицкая башня . Название башни напоминает нам о том, что когда- то здесь на холме шумел густой бор. Бор – это сосновый лес. Боровитская башня – проездная. У нее есть ворота, которые называются Боровитскими. Сама башня высока, имеет ступенчатый верх, чем очень напоминает пирамиду.

2) Тайницкая башня . Это невысокая, приземистая башня. Ее название говорит о тайне, тайнике. Да, действительно, внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два: тайник-колодец и потайной выход из крепости. Только это было очень давно.

Рядом с Троицкой башней стоят друг за другом две невысокие башни. Они похожи друг на друга как сестры. Называются они безымянные (1- я и 2 -я ).

А сейчас пора в Кремль.

IV. Ивановская площадь .

Представьте, что мы входим в Кремль через Троицкие ворота Троицкой башни. Пред нами Ивановская площадь. А теперь представьте, что мы оказались много лет назад, когда не было ни телевизоров, ни радио, даже газет.

Как узнать, что делается в белом свете? Вот и толпится с утра народ на Ивановской площади, шумит. Выходит бородатый глашатая и вынимает из рукава грамоту (большой лист), и кричит, что было сил: "Слушай народ…". Замолкал народ, а глашатай вещал о всяких делах во всю Ивановскую, выкрикивал Указы и сообщения.

С того времени и пошло выражение: "Кричать во всю ивановскую". Так говорят человеку, который слишком громко кричит.

V. Колокольня Ивана Великого .

Знаете ли вы, что такое колокольня? (Башня с колоколами).

Прозвали колокольню Иван Великий. "Великим" нарекли за невиданную высоту.

В старину с высоты колокольни хорошо был виден весь город и его окрестности. На самом верху сидел караульщик и зорко смотрел в даль: не покажутся ли за рекой враги. Заметив опасность ударял воин в колокола: наполнялась Москва колокольным звоном (прослушать запись). Наглухо закрывала стража ворота Кремля, а на площадь к Ивану Великому спешил народ. Каждый хотел знать, что произошло, хотел помочь справиться с бедой. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. И служил не только сторожевой , но и пожарной башней.

Да и в праздники разносился гул колоколов, но не тревожный, а радостный.

VI. Царь-колокол .

Колокола для колокольни Ивана Великого отливали колокольных дел мастера. И жили в старину мастера Иван и Михаил. И решили они как-то: "Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого с начала мира не было…". Отливали колокол в Кремле на Ивановской площади. Соорудили литейную яму, глубокую. отлили бронзовый колокол, какого еще никогда не было. Удивительно большой колокол украшал орнамент: фигуры людей и животных.

Неожиданно для всех случилась беда – в Москве разразился страшнейший пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная стойка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. И не сбылась мечта.

VII. Царь-пушка .

Недалеко от Царь-колокола стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Пушка бронзовая, ствол ее крашен орнаментом. Она должна была защищать Кремль, но так ни разу и не выстрелила.

VIII. Красная площадь .

Она расположена у стен Кремля.

Как вы думаете, почему площадь называется Красной?

Когда-то, очень давно, на Руси словом "красный" не только цвет. "Красный" означало также красивый, а еще главный, славный, а также самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красный угол.

В терем с красного крыльца

Красно девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала.

Красный угол прибрала,

Да на стол собрала.

Не красно изба углами,

А красно пирогами.


Образовательные области:
Приоритетная: Познание. Ознакомление с окружающим
В интеграции: коммуникация, чтение художественной литературы.
Цель: формировать нравственные основы патриотических чувств.
Задачи: 1.Расширять представление детей о Москве.
2.Продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем, его внешним и внутренним видом.
3.Активизация словаря: экскурсия, куранты, Спасская башня, Кутафья.
4.Воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны.
Психологическая гимнастика. – Давайте встанем в круг. Настроимся на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте между ладонями маленький шарик, покатайте его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка» дружбы! Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
Ход НОД. – Послушайте, ребята! (слышится звон курантов) Что это за звон? Где мы его уже слышали? (ответы детей). Давайте мы отправимся в путешествие вслед за ним. Как вы думаете, далеко ли нам придется ехать? (в Москву) Садитесь, ребята. Мы отправляемся в путешествие по нашей стране. Россия – огромная страна (воспитатель показывает ее на карте). - Чем богата наша страна? (Лесами, морями, реками, городами). А как обозначены города на карте? (Маленькими черными точками). У каждого города свое название и своя история. (Показывает и называет несколько городов). Вот наш город Балаково. (отмечает на карте флажком). А куда мы едем? (в Москву). (отмечает Москву на карте флажком). Москва – самый большой город в стране. Пешком его не обойдешь и за много дней.
Поэтому сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию только в исторический центр Москвы, в Кремль. Откройте учебники по закладке. Рассмотрите рисунок.
У стен Кремля расположена Красная площадь. Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?
(воспитатель помогает детям и читает стихотворение)
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала,
Красный угол прибрала
Да на стол собрала.
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а еще главный, славный, самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красным углом. А кого называли красной девицей?
-Правильно. Красная – значит красивая! Посмотрите: как красива площадь – с одной стороны собор Василия Блаженного, с другой – исторический музей (иллюстрации). Найдите на рисунке и покажите Красную площадь, собор Василия Блаженного, исторический музей. Молодцы.
-А что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую люди строили в давние времена, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром», а позднее «кремль». Кремли сохранились во многих российских городах: в Смоленске, в Пскове, а Астрахани, В Нижнем Новгороде (показывает их на карте).
Устали в дороге? Чтобы отдохнуть проведем физминутку:
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше.
Много стихотворений написано о Москве. Послушайте одно из них:
Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И Кремль зубчатый, безмятежный.
Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи. В своем стихотворении поэт говорит о Кремле. Стены у кремля зубчатые (иллюстрация). Послушайте, как о них написала Агния Барто:
Десять сотен ласточек спустились с высоты.
Сели, посидели, оставили хвосты.
Как вы думаете, что сравнила Агния Барто с ласточкиным хвостом? И почему? (Ответы детей)
А вот главная башня Кремля – Спасская (иллюстрация). Покажите ее на своем рисунке. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты. Это их бой мы слышали в начале нашего путешествия.
Бьют часы кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает день…
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день!
Куранты показывают время, по которому живет вся страна. Покажите куранты в учебнике.
А эта башня – великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая. А вот невысокая, круглая башенка. Она совсем не похожа на своих соседок. Это Кутафья башня. Название свое она получила от старого русского слова «кут» - укрытие, угол. Эта башня связана мостом с башней – великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицким и ворота тоже Троицкие. Ворота, которые ведут в Кремль, есть и у других башен. Такие башни называют проездными. Как вы думаете, почему их называют проездными? Башни, у которых нет ворот называют глухими. Много башен у Кремлевской стены. У каждой свое название, своя тайна. Про них мы еще поговорим. А сейчас нам пора в Кремль.
Представьте, что мы входим в Кремль через Кутафью, по Троицкому мосту, через Троицкие ворота Троицкой башни. Покажите на рисунке. Перед нами Ивановская площадь. Покажите. Дадим волю фантазии и представим время, когда не было ни телевизора, ни радио, ни газет. Как можно узнать, что делается на белом свете? Вот и толпиться народ с утра на Ивановской площади. Выходит глашатай, достает из рукава грамоту и кричит что было сил: «Слушай, народ…» Замолкает площадь, а глашатай выкрикивает указы и сообщения. С того времени и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую». Так говорят порой человеку, который очень громко кричит.
С Ивановской площади хорошо видна колокольня «Иван Великий». Покажите на рисунке.
Знаете ли вы, что такое колокольня? (башня с колоколами) В старину колокольня служила и сторожевой и пожарной башней. А в праздники красивый гул колоколов Ивана Великого разносится далеко за городские стены. Колокола для колокольни отливали колокольных дел мастера. И решили они однажды: «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого никогда не было…» И отлили они большой красивый колокол, но случился в Москве большой пожар. Загорелась деревянная постройка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин и от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных мастеров – позвонить в колокол, которого мир не слыхал и не видал. Стоит теперь Царь-колокол как памятник русским мастерам-умельцам. Покажете Царь-колокол.
Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Должна она была защищать Московский кремль, но так ни разу и не выстрелила. Покажите Царь-пушку. Молодцы!
Физминутка.
-Как живешь? - Вот так!
-Как идешь? - Вот так!
-Как бежишь? - Вот так!
-Ночью спишь? - Вот так!
-Как даешь? - Вот так!
-Как берешь? - Вот так!
-Как шалишь? - Вот так!
-Как грозишь? - Вот так!

Работа в тетради.

Заключительная часть. - Где мы сегодня с вами были? Что нового узнали? Всем ли удалось выполнить задание? Молодцы! Вы сегодня хорошо работали.

Занятие по обучению грамоте

в средней группе

«Путешествие на ковре - самолёте»

Воспитатель МДОУ «ЦРР – Д/С» №54

г. Воркута, Республика Коми

Цель: Автоматизация и дифференциация звука [Ш].

Задачи: Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Развивать творческое воображение. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам. Воспитывать любовь к животным. Учить слышать слова с заданным звуком. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Дать детям представление, что слова бывают разными – познакомить с протяжённостью звука. Закрепить умение отгадывать загадки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о диких животных, деревьях; прослушивание музыкальных записей, разучивание чистоговорок, скороговорок; развитие мелкой моторики рук; отгадывание загадок.

Развивающая среда: Для полянки: дерево – ель, шишки, пенёчки; дуги для подлезания, кирпичики, скамейка (бревно); игрушка – белка, игрушка – Незнайка; карточки с изображением животных; простые карандаши, бумага; ковёр; музыкальная запись «Путешествие Незнайки»; мяч.

Ход занятия:

Воспит-ль: - Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: - Да!

Воспит-ль: - А на чём вы любите путешествовать?

Дети: - На автобусе, машине, поезде…

Воспит-ль: - А приходилось ли вам путешествовать на ковре – самолёте?

Дети: - Нет!

Воспит-ль: - Ну что ж, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на ковре – самолёте. Хотите?

Дети: - Да, хотим!

/Звучит музыка «Путешествие Незнайки». За дверью раздаётся шум, что-то падает, охает, появляется Незнайка./

Незнайка: - Да, всем известный я зазнайка,

По прозванию Незнайка.

Но, прошу вас, не шутя:

Помогите мне, друзья!

Я летел над облаками

На большом воздушном шаре.

Налетел вдруг ураган,

Облака он разогнал.

Птиц не стало в небе слышно,

Лопнул шар мой. Так уж вышло,

Что попал я к вам, друзья,

Вот история моя.

А, кчтати, куда это я попал? Где я?

Дети: - Ты в детском саду «Радуга», в средней группе «Солнышко».

Незнайка: - Детский сад? Что же вы здесь делаете?

Дети: - Мы здесь играем, рисуем, поём, танцуем…

Воспит-ль: - А сегодня мы с ребятами собрались в путешествие на ковре – самолёте. Мы и тебя с собой можем взять. Хочешь?

Незнайка – Ух, ты! Конечно, хочу! Я очень люблю путешествовать!

Воспит-ль – Тогда мы с ребятами приглашаем тебя на наш ковёр – самолёт.

/Все усаживаются на ковёр./

Воспит-ль: - Посмотрите, все ли сели? Вы готовы? Полетели!

Вместе с детьми: - Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

/Дети руками указывают направление./

Воспит-ль: - Ну, вот мы и летим. И ветер нам помогает. Давайте немного поиграем:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер, тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше!

/Дети выполняют упражнения для рук./

Воспит-ль: - Вот, наконец, мы и прилетели! Посмотрите, какая чудесная полянка! А что выросло на этой полянке?

Дети: - Дерево.

Воспит-ль: - Правильно. Вы знаете, каким словом называют это дерево?

Дети: - Ель.

Воспит-ль: - Да, это ель. А какие названия деревьев вы ещё знаете?

Дети: - Берёза, сосна, дуб…

Воспит-ль: - Верно! Вот сколько разных слов вы мне сказали! А давайте мы эти слова, названия деревьев, «измерим». На слово «ель» я могу хлопнуть в ладоши только один раз. А теперь «измерим» вместе слово «сосна». Сколько раз вы хлопнули?

Дкти: - Два раза!

/Дети «измеряют» слова: дуб, берёза, липа, рябина./

Незнайка: - Надо же! Оказывается, слова отличаются не только названиями. А чем же ещё?

Дети: - Слова бывают короткими и длинными.

Воспит-ль: - Ребята, а кто живёт в лесу?

Дети: - Лиса, волк, медведь, белка, заяц.

Воспит-ль: - Посмотрите, на веточках дерева висят карточки с изображением животных. Снимите по одной карточке и назовите того животного, кого вы выбрали. Скажите, какой первый звук вы слышите в названии этого животного?

/Дети выполняют задание./

Воспит-ль: - А теперь покажите, как ходит по лесу медведь; злой, холодный. Волк; Хитрая лиса; шустрый, трусливый зайка.

/Дети имитируют движения животных./

Воспит-ль: - Вдруг зайчики чего-то испугались, присели на задние лапки, навострили ушки, прислушиваются. Слышите? Ш – ш – ш. Это трава шелестит. Что делает трава?

Дети: - Трава шелестит.

Воспит-ль: - Как она шелестит?

/Ответы детей хоровые и индивидуальные./

Воспит-ль: Успокоились зайчики и разбежались по лесу. А мы с вами давайте ещё послушаем, как шелестит трава и под шелест травы почитаем чистоговорки:

Ша – ша – ша – мы сидим у шалаша.

Шу – шу – шу – я рукой тебе машу.

Ши – ши – ши – все мы очень хороши.

/Дети проговаривают чистоговорки ещё раз./

Воспит-ль: - А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы скажите, какой звук чаще всего слышится:

«Кошки – мышки».

В школе детишки играли

В кошки – мышки.

Мышка – Наташа,

А кошкой была Маша.

«Мышка» убегала,

«Кошка» догоняла.

Дети: - Чаще всего слышится звук «ш».

Воспит-ль6 – Пока мы с вами говорили, стало прохладно, подул ветерок – закачались верхушки деревьев. Давайте покажем, как верхушки деревьев качаются.

/Дети выполняют соответствующие движения руками./

Воспит-ль: - Чтобы нам согреться, нужно поиграть.

Незнайка: - А вы с мячом играть умеете? Я так люблю с мячиком играть!

Дети: - Умеем!

Воспит-ль: - Хорошо, поиграем с мячом. Я даю мяч одному из вас, с него мы начнём игру. После того, как я скажу слово, ты передашь мяч следующему. Я скажу новое слово – и тот передаст мяч дальше. Мяч будем передавать по кругу. Но если в слове услышите звук «ш», то мяч нужно перебросить Незнайке. Будьте все внимательны!

/Проводится игра с мячом./

Воспит-ль: - Нам пора отправляться дальше!

Незнайка: - Подождите! Я что-то нашёл! Отгадайте загадку:

Собирают ребятишки

В лесу жёлуди и …

Дети: - Шишки!

Воспит-ль: - Да. Незнайка нашёл в нашем лесу шишки! Их же надо кому-то отнести. Но кто же их потерял?

Дети: - Наверное, белка!

Воспит-ль: - А где белки живут?

Дети: - В лесу, в дупле.

Воспит-ль: - Вы согласны отправиться на поиски белки?

Дети: - да!

Воспит-ль: - Но дорога нам предстоит нелёгкая. Помните, какой был ветер? Он повалил даже деревья, поэтому нам придётся аккуратно проползти под ветками (подлезание под дугами разной высоты). Вам надо будет пройти по мостику через реку (хождение по бревну, руки в стороны), перейти по кочкам через болото (хождение по кирпичикам).

/Дети выполняют задание./

Воспит-ль: - Вот мы и пришли. Посмотрите, вот и дупло. А кто в дупле?

Рыжий маленький зверёк

По дорогам скок – поскок.

(Белка)

/Дети отдают белке шишки. Белочка благодарит ребят и предлагает поиграть в игру «Загадки – отгадки»./

  1. Хитрая плутовка, 2) Кто зимой холодной

Рыжая головка, Бродит злой, голодный?

Пушистый хвост – краса, (Волк)

Кто же это? (Лиса) 4) Он всю зиму в шубе спал,

3) Вот иголки и булавки Лапу бурую сосал.

Вылезают из-под лавки. А, проснувшись, стал реветь.

На меня они глядят, Это зверь – лесной……(Медведь)

Молока они хотят. (Ёжик)

5) Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Воспит-ль: - Спасибо, дорогая белочка, за весёлые загадки! Надо нам с тобой прощаться и обратно возвращаться. Вот и ковёр – самолёт прилетел за нами. До свидания!

Воспит-ль: - За время нашего путешествия мы очень устали, поэтому давайте пока летим на ковре – самолёте, отдохнём с вами и Незнайкой.

Физминутка:

/Дети ложатся на спину, звучит тихая, спокойная музыка./

Воспит-ль: - Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы чудесно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Напряженье улетело,

И расслаблено всё тело.

Воспит-ль: - Все проснулись! Отдохнули! Наше путешествие подошло к концу. Скажи, Незнайка, тебе понравилось с нами путешествовать?

Незнайка: - Конечно, понравилось! Но мне пора возвращаться. Только вот беда, на чём же я полечу?

Воспит-ль: - Ребята, давайте поможем Незнайке, починим его воздушный шар.

/Дети садятся за столы. У каждого ребёнка лист бумаги, на нём пунктирной линией изображён воздушный шар. Дети с помощью простого карандаша проводят сплошную линию, «латают» дыры в воздушном шаре. Все воздушные шары дарят Незнайке. Он их благодарит, прощается, уходит./

Воспит-ль: - Вот какое непростое путешествие мы с вами сегодня совершили! Давайте вспомним, что мы с вами нового узнали во время путешествия? Все слова, которые мы произносим, разные, есть короткие, а есть длинные. А как мы «измеряли» слова?

Дети: - Мы хлопали в ладоши.

Воспит-ль: - А чью песенку мы слышали в лесу?

Дети: - Как шелестит трава.

Воспит-ль: - А ещё что нового мы узнали во время нашего путешествия?

Дети: - Мы показывали, как двигаются животные. А ещё с белкой загадки отгадывали. Мы ещё в мяч играли: надо было услышать звук «ш» в словах. И Незнайке помогли, починили его воздушный шар!