- где бы ни был ищущий Бога, он получит всё, что нужно для спасения

Господь Иисус Христос сказал:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
» (Мф. 7, 7-8).

Церковь сохранила для нас впечатляющие свидетельства исполнения этих слов Спасителя, удостоверяющие нас, что тот, кто ищет Бога и Его правду, нигде и никогда не будет Им оставлен без помощи и благодати. Если он живёт среди не знающего Евангелия и молитв народа, его научат вере ангелы, посланные Богом. Если он будет умирать в пустыне, его крестят песком и Бог дарует ему Свою благодать. Если благоговейного христианина ждёт неминуемая нежданная смерть, Господь пошлёт ему священника или даже Своих ангелов, чтобы те причастили его и приготовили к исходу в мир иной.

Наставленный ангелами


В 1823 году священник Иоанн Вениаминов, будущий святитель Иннокентий Московский, выразил желание поехать с миссией на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев.

«7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата.

… Помимо Уналашки, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя Слово Божие среди некрещеных. Невозможно себе представить те трудности и опасности, которые ему приходилось переносить в подобных путешествиях, совершавшихся на утлой туземной лодке в холод и непогоду. Но зато во время бесед с алеутами, когда, по словам отца Иоанна, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова», он «деятельно узнал утешения христианской веры, эти сладостные и невыразимые прикосновения благодати». О чудесном же случае во время одного из таких посещений отец Иоанн рассказывает так.

«Проживши на Уналашке почти четыре года, я в Великий пост отправился в первый раз на остров Акун к алеутам, чтобы приготовить их к говению. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженными, как в торжественный праздник, и когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне и были чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны. Я спросил их: почему они такие наряженные? Они отвечали: «Потому, что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас. На радостях мы и вышли на берег, чтобы встретить тебя». - «Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и почему вы узнали меня, что я именно отец Иоанн?» - «Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал нам: ждите, к вам сегодня приедет священник, он уже выехал и будет учить вас молиться Богу; и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя». - «Могу ли я видеть этого вашего старика-шамана? - Отчего же, можешь; но теперь его здесь нет, и когда он приедет, то мы скажем ему, да он и сам без нас придет к тебе».

Это обстоятельство хотя чрезвычайно меня и удивило, но я все это оставил без внимания и стал готовить их к говению, предварительно объяснив им значение поста и прочее, как явился ко мне этот старик-шаман и изъявил желание говеть, и ходил очень аккуратно. Я все-таки не обращал на него особенного внимания и во время исповеди упустил даже спросить его, почему алеуты называют его шаманом. Приобщив его Святых Таин, я отпустил его... И что же? К моему удивлению, он после причастия отправился к своему тоену (старшине) и высказал свое неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил на исповеди, почему алеуты называют его шаманом, так как ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман.

Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним для объяснения. Когда посланные отправились, то Смиренников попался им навстречу со словами: «Я знаю, что меня зовет священник отец Иоанн, и я иду к нему». Я стал подробно расспрашивать его о неудовольствии ко мне, о его жизни. На вопрос, грамотен ли он, он ответил, что хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Затем я попросил его объяснить, откуда он знает меня, что даже описал мою наружность своим собратьям, и откуда узнал, что в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться. Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей. «Кто же эти двое твоих товарищей?» - спросил я его. «Белые люди», - отвечал старик. «Где же эти твои белые люди, что они за люди и какой наружности?» - спросил я его. «Они живут недалеко здесь в горах и приходят ко мне каждый день», - и старик представил мне их так, как изображают святого архангела Гавриила, т. е. в белых одеждах и перепоясанного розовою лентою через плечо. «Когда же явились к тебе эти люди в первый раз?» - «Они явились вскоре после того, как окрестил нас иеромонах Макарий». После сего разговора я спросил Смиренникова, могу ли я их видеть. - «Я спрошу их», - ответил старик и ушел от меня. Я же отправился на некоторое время на ближайшие острова для проповедания Слова Божия и по возвращении своем увидел Смиренникова и спросил его: «Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть, и желают ли они принять меня?» - «Спрашивал, - ответил старик. - Они, хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом сказали: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?» - Так пойдем, я приведу к ним». Тогда что-то необъяснимое произошло во мне, какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что, ежели в самом деле, подумал я, увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное стариком? и как я пойду к ним? ведь я же человек грешный, следовательно, и недостойный говорить с ними, и это было бы с моей стороны гордостью и самонадеянностью, если бы я решился идти к ним; наконец, свиданием моим с ангелами я, может быть, превознесся бы своею верою или возмечтал бы много о себе... И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно по этому случаю приличное наставление как старику Смиренникову, так и его собратьям-алеутам, чтобы они более не называли Смиренникова шаманом».


Два светоносных юноши причастили благочестивых путников перед смертью


Лет 40 тому назад в одном духовном журнале был напечатан рассказ странника. “Однажды зимой, - рассказывает он, - я зашел для ночлега на постоялый двор. Хозяйка, накормив меня ужином, постлала спать на полатях, говоря, что там мне будет спокойно. Когда я улегся, вижу, что над дверью в соседнюю комнату есть окошко. Через него видно все, что делается в комнате. Вскоре послышался стук в дверь дома. Я увидел через окошко, как в комнату вошел пожилой мужчина, хорошо одетый, и с ним юноша, по-видимому, его сын. Путники поужинали, затем встали на молитву и долго и усердно молились. Наконец, они улеглись спать. Я тоже заснул. Вдруг ночью я проснулся как бы от сильного толчка и вижу: в комнате два светоносных юноши. Один облачен в священнические одежды, а другой - в диаконском стихаре и препоясан орарем. Священник держит в руках потир и, указывая на спящего мужчину, говорит другому светоносному мужу в сане диакона: “Приподними его, я его приобщу”. Светоносный священник причастил мужчину прямо из потира. Указывая на мальчика, лежащего на постели лицом вниз, он говорит: “Поверни его и тоже приподними”, - и затем причастил и его. После этого видение кончилось. Как только свет померк, я вдруг услышал страшный треск. Оказалось, в этой комнате был ветхий потолок, он обвалился, и отец с сыном были раздавлены насмерть. Блаженная кончина двух путников, вероятно, была подготовлена их предыдущей светлой жизнью. Так по жизни человека Господь нередко предуготовляет его кончину напутствием в Вечную Жизнь”.


Христианская кончина благочестивого финна


Один священник рассказал архиепископу Никону Вологодскому случай из своей пастырской практики: “Произведен я был в священники на приход близ нашей северной столицы, где живет много православных финнов. Помню, день клонился к вечеру. Смотря в окно, я увидел подъезжающего к дому молодого финна. Он, войдя ко мне, помолился святым иконам и приветствовал меня. Я спросил его, какова причина его приезда? Финн ответил: “У моего отца родился сын, которого необходимо окрестить на дому. Наша приходская церковь от нас далеко, да, кстати, и отцу нездоровится, и он просит приобщить его”. Я сказал финну: “Теперь уже поздно. Распряги лошадь, поставь на отдых, а сам подкрепись у меня чем Бог послал и отдохни”. Финн так и сделал. Прошло два часа. Сколько я ни старался уснуть, никак не мог. Наконец, не в состоянии бороться с преследовавшей меня мыслью о том, что больной меня ждет и мне необходимо спешить к нему, я стал будить его сына с просьбой собираться и ехать. Молодой финн стал уверять, что его отец не так слаб и что можно обождать до утра. Но неотвязная мысль упорно твердила мне, что надо ехать немедленно. Финн с неохотой внял моей просьбе, запряг лошадей, и мы отправились в путь. Вот уже шестнадцать верст мы проехали благополучно. На горизонте заблестели огоньки той деревни, куда мы ехали. Еще несколько мгновений, и наша лошадь доставила нас к дому финна, который имел нужду в пастырской помощи. При выходе из повозки в ночной полутьме я увидел в окне дома высокую фигуру хозяина. Он протирал запотевшие стекла в окне. Тогда я подумал: “Напрасно было предпринимать ночной путь из опасения, что больной умрет без напутствия Святыми Тайнами”. Войдя в дом, я, видя новорожденного малютку слабым, поспешил его окрестить и затем приступил к исповеди самого отца. На исповеди я узнал, что финн весьма благочестив. В течение всей своей жизни он ежедневно слезно просил Господа о даровании ему христианской кончины и напутствования перед смертью Святыми Тайнами. После искренней, слезной исповеди и благоговейного причащения больной лег на лавку в передний угол и попросил позволения немного отдохнуть. Я сел рядом с ним и стал записывать в памятную книжку имя новорожденного младенца. Вдруг чувствую позади себя судорожную дрожь больного. Когда я оглянулся и посмотрел на него, то понял, что он уже скончался”.

(Троицкие листки с луга духовного)


Устар. Ирон. Старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае можно надеяться на результат. - Не волнуйтесь, с «перекидными» (календарями ) у нас полный порядок: мы выпускаем их вполне достаточно. Ищите и обрящете! (В. Жегис. Всё врут календари). Не зря говорится: ищите и обрящете… Один из московских заводов осваивал отведённый ему участок под дачное строительство… И через год Крупенин получил вполне современную, готовую, что называется «под ключ», дачку (Н. Сизов. Зачем?). - Евангельское изречение. В переводе с церковнославянского означает «ищите и найдёте».

  • - крыл. сл. Выражение это употребляется, когда хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления оказывается женщина...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Ср. In bocca chiusa non entrò mai mosca. В закрытый рот никогда муха не попадала. Ср. Матф. 7, 7. См. дитя не плачет, мать не разумеет...
  • - С французского: Cherchez lafemme. В русской транслитерации: «шершэ ля фам»...
  • - Выражение это употребляется, когда хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления оказывается женщина...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - обр"ящете: ищ"ите и обр"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. О каком бы несчастии при нем ни говорили, - он всякий раз с средоточенным ожесточением спрашивал: "А как ее зовут?", т.е. женщину, от которой произошло то несчастие, потому что, по его уверению, всякому несчастию...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub", er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub", er betrügt. Wer sagt: ich sucht" und fand; dem glaub", er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar. Rückert. Weisheit des Brahmanen. Ср. Матф. 7, 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. О какомъ бы несчастьи при немъ ни говорили, - онъ всякій разъ съ средоточеннымъ ожесточеніемъ спрашивалъ: «А какъ ее зовутъ?», т. е. женщину, отъ которой произошло то несчастіе, потому что, по его увѣренію,...
  • - Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub’, er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub’, er betrügt. Wer sagt: ich sucht’ und fand; dem glaub’, er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar. Rückert. Weisheit des Brahmanen. Ср. Матѳ. 7, 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Просите и дастся вамъ, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ. Ср. In bocca chiusa non entró mai mosca. Пер. Въ закрытый ротъ никогда муха не попадала. Ср. Матѳ. 7, 7. См. Дитя не плачет, мать не разумеет...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Устар. Ирон. Старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае можно надеяться на результат. - Не волнуйтесь, с «перекидными» у нас полный порядок: мы выпускаем их вполне достаточно. ! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Дорожка до вас - ищите краше нас...
  • - Ищай обрящет, а толкущему отверзется...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Книжн. Шутл. Виновницей всякого события является женщина. /i> Употребляется также без перевода: cherchez la femme . БМС 1998, 184...
  • - Книжн. архаичн. Для того, чтобы что-то найти, необходимо искать; для того, чтобы чего-то достичь, необходимо действовать. /i> Выражение - цитата из церковнославянского текста Библии...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См....

    Словарь синонимов

"Ищите и обрящете" в книгах

Ищите и обрящете

Из книги Привилегия десанта автора Осипенко Владимир Васильевич

Ищите и обрящете «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Ильф и Петров. Ничего плохого в том, что капитан милиции - дежурный по поселковому отделу воскресным утром занимался личным автомобилем, конечно, не было. Плохо было то, что в моей воздушно-десантной

Ищите и обрящете

Из книги Без любви жить нельзя. Рассказы о святых и верующих автора Горбачева Наталия Борисовна

Ищите и обрящете Через пару месяцев мне предстояло лететь в Иерусалим поработать в Горненском монастыре. Огорчение, связанное с «творческим» конфликтом, перелетело со мной моря и не оставляло даже в городе мира. Не так было обидно, что меня без объяснений выставили из

5. Ищите и обрящете!

Из книги автора

5. Ищите и обрящете! Была и другая категория наших, из бывшего Советского Союза, граждан, которые своими посещениями приносили Ванге и пользу, и известность. Речь чаще всего идет о журналистах, о людях небольшой степени известности, которые потом охотно рассказывали в

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ

Из книги Гарсиа Лорка автора Бенсуссан Альбер

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ …Я вскрыл себе вены, видя в лилиях жала, я как голубь и тигр над грудью твоей… Федерико Гарсиа Лорка Еще давно (9 сентября 1926 года) Федерико писал своему другу Хорхе Гильену о «потребности быть устроенным в жизни». Можно подумать, что он имел в виду

«Ищите розу…»

Из книги Новеллы моей жизни. Том 2 автора Сац Наталья Ильинична

Ищите женщину

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Ищите женщину Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, – человечно. Афанасий Фет Не знаю, рождаются историками или нет, но роль господина случая в выборе жизненного пути ой как велика. Так или иначе, а мой выбор предопределила

Ищите и обрящете

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Ищите и обрящете Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7-8) сказано (рус. пер.): «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».То же самое говорится и в

Глава 7. Ищите и обрящете…

Из книги Полный Плющев. Интернет на каждый день автора Плющев Александр

Глава 7. Ищите и обрящете… Многие рассматривают Интернет главным образом как огромный справочный ресурс. Знакомые выражения: «посмотреть в Интернете», «поискать в Интернете», не правда ли? Нет смысла рассказывать о Google, Yahoo! или Hndex, их знают практически все, а те, кто не

Ищите «М.О.»

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Ищите «М.О.» Каждый любитель детективов знает, что преступник часто выдает себя своим «М.О.» (modus operandi) – образом действия, «почерком» совершения преступления. «М.О.» не ограничивается криминальной деятельностью. Свой modus operandi, согласно которому мы работаем и живем, есть у

Бузите – и обрящете!

Из книги Лезгинка на Лобном месте (сборник) автора Поляков Юрий Михайлович

Бузите – и обрящете! Если правая рука не знает, что делает левая, это беда. Если голова не знает или не хочет знать, что делают руки, это катастрофа…Несколько дней назад я побывал на Пекинской книжной ярмарке. Встретившись со своими китайскими читателями под обширной и

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ

Из книги Ковчег завета автора Хэнкок Грэм

ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ Итак, мне предстояло рассмотреть период в 315 лет - с 955 года до н. э. до воцарения Иосии в 640 году до н. э. В тот период Иерусалим, и храм находились в центре чрезвычайно сложного ряда событий. Хотя они были довольно подробно описаны в нескольких книгах

Бузите и обрящете!

Из книги автора

Бузите и обрящете! Если правая рука не знает, что делает левая, это беда. Если голова не знает или не хочет знать, что делают руки, это катастрофа…Несколько дней назад я побывал на Пекинской книжной ярмарке. Встретившись со своими китайскими читателями под обширной и

Бузите - и обрящете!

Из книги Литературная Газета 6382 (№ 35 2012) автора Литературная Газета

Бузите - и обрящете! Бузите - и обрящете! ИДУ НА ВЫ! Если правая рука не знает, что делает левая, это беда. Если голова не знает или не хочет знать, что делают руки, это катастрофа[?] Несколько дней назад я побывал на Пекинской книжной ярмарке. Встретившись со своими китайскими

Глава 8 Не ищите дом - ищите себя.

Из книги Свет на пути. В синем небе нет следов автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 8 Не ищите дом - ищите себя.

Ищите - и обрящете

Из книги Думай и богатей автора Хилл Наполеон

Ищите - и обрящете Таким образом, мы подходим к утверждению, которое позволит лучше понять, какое огромное значение приобретает самовнушение при материализации желания, а именно: вера - это всего лишь состояние ума. Это состояние может быть искусственно вызвано

Ищите и обрящете

Ищите и обрящете
Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7-8) сказано (рус. пер.): «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
То же самое говорится и в Евангелии от Луки (гл. 11, ст. 9): «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Часто эти слова Иисуса цитируются на церковно-славянском языке: «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется» (ищите, и найдете; стучите, и вам откроют).
Шутливо: добивайтесь своего, ваше упорство будет вознаграждено.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Ищите и обрящете" в других словарях:

    Ищите и обрящете. Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub’, er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub’, er betrügt. Wer sagt: ich sucht’ und fand; dem glaub’, er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar.… …

    См … Словарь синонимов

    Ищите и обрящете - Устар. Ирон. Старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае можно надеяться на результат. Не волнуйтесь, с «перекидными» (календарями) у нас полный порядок: мы выпускаем их вполне достаточно. Ищите и обрящете! (В. Жегис. Всё врут… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub , er lügt. Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub , er betrügt. Wer sagt: ich sucht und fand; dem glaub , er redet wahr; Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar. Rückert. Weisheit… …

    Книжн. архаичн. Для того, чтобы что то найти, необходимо искать; для того, чтобы чего то достичь, необходимо действовать. /i> Выражение цитата из церковнославянского текста Библии. БМС 1998, 234 … Большой словарь русских поговорок

    Ищай обрящет, а толкущему отверзется. Ищите и обрящете, толцыте и отверзется. См. ПОИСК НАХОДКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Просите и дастся вамъ, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ. Ср. In bocca chiusa non entró mai mosca. Пер. Въ закрытый ротъ никогда муха не попадала. Ср. Матѳ. 7, 7. См. Дитя не плачет, мать не разумеет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. In bocca chiusa non entrò mai mosca. В закрытый рот никогда муха не попадала. Ср. Матф. 7, 7. См. дитя не плачет, мать не разумеет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    seek, and ye shall find - ищите и обрящете … Idioms and examples

    ОБРЕСТИ, рету, ретёшь; рёл, рела; ретший; ретённый (ён, ена); ретя; совер., кого (что) (книжн.). Найти, получить. О. верных друзей. О. покой. Ищите да обрящете (о необходимости пытливого поиска, целеустремленной деятельности; обрящете старая… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Звездная Формула Иисуса Христа , Гайсина Дина Галеевна. Сложившееся убеждение, что даты Рождества Иисуса Христа и дата Его ухода из мира, никогда не станут известными, разумеется, вдохновить на это исследование не могло. И однажды, "случайно"…

Случалось ли такое, что вместо обычных слов вам вдруг хотелось выразиться более возвышенно, пафосно; произнести красивую фразу, удивив собеседников выразительностью своей речи? А может, наоборот, вы стремитесь сделать общение более легким, перевести диалог в шутливый, ироничный тон? Если ответ положительный, то вы наверняка знакомы с таким понятием, как фразеологизмы, или устойчивые словосочетания. Они призваны делать нашу речь более яркой, эмоциональной, необычной. Существуют устойчивые выражение различного происхождения, и от этого зачастую зависит их стилистическая окраска.

Литературного происхождения, как правило, являются книжными, а значит, именно такие выражения и делают нашу речь более возвышенной и вдохновенной, авторитетной и весомой. А в иных ситуациях употребление "высоких" фразеологизмов настолько парадоксально, что становится ироничным, шутливым.

Значение цитаты из Библии "ищите и обрящете" тоже стало устойчивым. Все о смысле фразы, ее происхождении читайте в этой статье.

Ищите и обрящете. Значение фразеологизма

Суть данной фразы понять довольно просто. Самым сложным, пожалуй, здесь является толкование слова "обрящете". Оно устаревшее, уже давно не используется в речи, поэтому многим современным людям остается непонятным. Обрящете - это форма глагола "обрести", то есть "найти", "получить". Таким образом, можно интерпретировать фразеологизм на современный русский: ищите и найдете.

Если вы хотите найти что-то, то ищите это, а не просто ждите, пока оно само придет в руки. Выражение говорит именно о том, что если прилагать нужные усилия, делать все необходимое, то любой человек добьется своей цели.

История возникновения выражения

Чтобы точно понимать значение фразеологизма "ищите и обрящете", необходимо знать его этимологию, то есть происхождение. Ранее уже упоминалось, что это цитата из Библии. Теперь подробнее об этом.

Такую фразу можно найти в Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7—8) и Евангелии от Луки (гл. 11, ст. 9). Так Иисус наставляет своих учеников. Наряду с "ищите и обрящете" стоят советы "просите, и дано будет вам"; "стучите, и отворят вам". То есть Иисус говорит о том, что к каждому, кто прикладывает какие-либо усилия для достижения своей цели, в конце концов приходит желаемое.

В каких случаях употреблять в речи

Несмотря на то что значение фразеологизм "ищите и обрящете" имеет одно, употребляться он может в совершенно разных коммуникативных ситуациях.

Этот фразеологизм, хоть и имеет книжную, возвышенную стилистическую окраску, может употребляться в ироничном тоне. Если вы хотите шутливо подбодрить кого-то, поощрить его начинания, похвалить упорство, то смело можете использовать это выражение.

В случае светской беседы фраза "ищите и обрящете" тоже будет уместной, тогда она уже будет звучать не иронично, а серьезно и авторитетно.

Эзоп – полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, - эзопов язык.

Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа - собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер. Впервые об Эзопе упоминает Геродот . По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в 570-526 гг. до н. э. Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп.

Родиной Эзопа предание называет Фригию (Малая Азия). Согласно некоторым данным, Эзоп состоял при дворе царя Лидии Креза. Через столетия Гераклид Понтийский припишет Эзопу происхождение из Фракии, а в качестве его первого хозяина назовет некого Ксанфа. В то же время эта информация является собственными умозаключениями автора, сделанными на основе данных Геродота. В «Осах» Аристофана можно найти сведения об обстоятельствах его смерти, т.е. о ложном обвинении в воровстве имущества из храма в Дельфах и о якобы рассказанной Эзопом перед смертью басне «О жуке и орле». Еще через столетие высказывания персонажей в комедии будет восприниматься в качестве исторического факта. В конце IV в. комик Алексид, чьему перу принадлежала комедия «Эзоп», говорит о его причастности к семи мудрецам, отношениях с царем Крезом. У Лисиппа, жившего в то же время, Эзоп уже возглавляет эту славную когорту.

Основная фабула биографии Эзопа возникла к концу IV в до н. э. и нашла воплощение сразу в нескольких редакциях «Жизнеописания Эзопа», написанного на народном языке. Если ранние авторы ничего не говорили об особенностях внешности баснописца, то в «Жизнеописании» Эзоп фигурирует как горбатый уродец, но вместе с тем остроумец и большой мудрец, которому ничего не стоит обвести вокруг пальца хозяина и представителей высшего сословия. О баснях Эзопа в этой версии даже не упоминается.

Если в древнем мире никто не ставил под сомнение историчность личности баснописца, то в ХVI в. Лютер впервые открыл в данном вопросе дискуссию. Ряд исследователей в XVIII и XIX вв. говорили о легендарности и мифичности образа; в веке XX мнения разделились; некоторые авторы утверждали, что исторический прототип Эзопа вполне мог существовать.

Как бы там ни было, Эзоп считается автором более четырех сотен басен, изложенных прозой. Скорее всего, на протяжении долгого времени они передавались в устном виде. В IV-III вв. до н. э. было составлено 10 книг басен Деметрием Фалеским, однако после IX в. н. э. этот свод был утрачен. Впоследствии басни Эзопа были переложены другими авторами на латынь (Федр, Флавий Авиан); осталось в истории имя Бабрия, который, заимствуя сюжеты у