Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.

Название Дарджилинг произошло от названия монастыря Dorje Ling, которое переводится как «Место удара молнии». Здесь возвышается белоснежная вершина горы Канченджунги (Kanchenjunga, 8598 м) – самой высокой в Индии. Эта гора стала предметом вдохновения для знаменитого художника Николая Рериха, который изобразил ее в нескольких своих картинах.

Здесь можно встретить рассвет на Тигровом холме, который находится в 11 км к югу от центра Дарджилинга, отсюда хорошо видно как первые солнечные лучи освещают покрытую снегом вершину высочайшей в мире горы Эверест. Уникальные пейзажи, буйство зелени, чистый горный воздух – лучшее средство зарядиться положительной энергией и прочувствовать все величие природы. Ну и. конечно, невозможно уехать отсюда, не попробовав лучший в мире чай и не посетив знаменитые чайные плантации.

Национальный парк Канченджанга

Национальный парк «Канченджанга» расположен на северо-западе индийского штата Сикким и был создан в 1998 году, с благой целью защитить дикую природу от вымирания. Сегодня Национальный парк «Канченджанга» предоставляет надежное прибежище многим вымирающим обитателям нашей планеты: снежным леопардам, гималайскому черному медведю, мускусному оленю, красной панде, синим овцам и редким видам обезьян.

В течение весенних месяцев в заповеднике невозможно налюбоваться необычайно красивым цветением орхидей, лилий, рододендронов. Долины укрыты тропическим лесом, который с увеличением высоты, уступает место дубам и соснам. Здесь важно прогуливаются фазаны и весело трещат любопытные красноклювые сороки.

Путешественников ожидают кристальной чистоты реки и шумные водопады, высота которых достигает 160 метров. Здесь не только можно наблюдать за прекрасными бабочками и редкими птицами, которых насчитывается 600 видов, но также взобраться на легендарную гору Канченджанга или, наоборот, спуститься на веслах по реке Сиккима. Делать это лучше всего, отправившись в заповедник большой компанией – это только поможет получить разрешение на посещение парка, но и избежать ненужных препятствий и опасностей. Местные жители иногда предостерегают одиноких путников, будто Канченджанга сбрасывает с себя женщин, предпринимающих попытки подняться на её вершину. Возможно, это предостережение всего лишь небылица, но, согласитесь, это хороший повод собраться всем вместе и отправиться в далекое путешествие.

А какие достопримечательности Сиккима вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Озеро Кхечеопарли

Быть может, вы когда-то читали или видели в фильмах, как монахи-буддисты ищут место для достижения умиротворения, тихое и спокойное, где во время медитации ничто не побеспокоит. Озеро Кхечеопарли - воплощение этого места.

Для буддистов и индусов озеро является священным. Они приходят сюда молиться и медитировать. Туристов же больше привлекает то, что это озеро является еще и "озером желаний". Если у вас есть сокровенное желание, то вы можете загадать его здесь, и оно обязательно сбудется.

Озеро Кхечеопарли имеет второе название - озеро Тары, а все потому, что, по местной легенде, оно появилось в отпечатке следа богини Тары, поскольку с высоты птичьего полета озеро действительно по форме напоминает след ноги.

Как и все в Индии, озеро потрясает красотой близлежащей флоры и фауны. Прекрасный тропический лес, через который как раз и идет путь к озеру, обилие экзотических птиц и рыб. Однако следует быть осторожным, поскольку здесь водится множество ядовитых насекомых и опасных животных, встреча с которыми может омрачить прогулку.

В режиме вы можете просматривать достопримечатальности в Сиккиме только по фотографиям.

Институт Тибетологии

Институт Тибетологии Намгьял хранит в себе крупнейшую коллекцию тибетских статуй, масок, алтарей и других предметов тибетского искусства. Также в институте располагаются музеи тибетской иконографии и религиозного искусства, которые считаются одними из крупнейших музеев в мире. Интересно, что институт располагается за пределами Тибета, в Сиккиме.

Институт основали в 1958 году в здании, являющимся внушительным памятником и великолепным примером сиккимской архитектуры. На его официальном открытии присутствовал премьер-министр Индии Джавахарлал Неру.

Причиной его возникновения является повышенное внимание к изучению религии, языка, истории, искусства и культуры тибетского ареала, включающего Сикким. Много проектов института посвящено истории 60 монастырей Сиккима, а именно оцифровке исторических документов и фотоархивов, связанных с Сиккимом.

Самые популярные достопримечательности в Сиккиме с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Сиккима на нашем сайте.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Штат Сикким, Индия. The State of Sikkim.

Общая информация о штате Сикким.

Общая площадь территории штата Сикким - 7 096 км 2 .

Численность населения штата Сикким - 540 493 чел.

Официальные языки штата Сикким - непали, лепча,бхутия, раи, лимбу, невари, гурунг, шерпа, магар, таманг и сунвар. Также распространены языки английский и хинди. Кроме них местное население говорит также на языках якха, дзонгха,тхулунг, маджхвар, грома, маджхи и на тибетском.

Столица штата Сикким: Гангток.

Лучшее время для поездки в штат Сикким - с сентября по ноябрь, а также апрель-май. В октябре уже становится холодно в долинах Тсопта и Юмтханг. А с декабря по февраль в горах властвует настоящая зима, с морозами и снегами. Летом же, с июня по сентябрь, наступает сезон дождей. Это не совсем благоприятное время для туризма.

Карта штата Сикким.

История и культура штата Сикким, Индия.

Сикким - это самый немногочисленный штат Индии, а по площади территории - самый маленький штат после Гоа. Более того, только в этом регионе Индии среди населения преобладает непальское этническое большинство. И только в этой части индо-китайской приграничной территории открыта граница (правда, только для граждан, этих стран).

Можно сказать, что в Сиккиме только один настоящий город. Это Гангток, столица штата, с населением в 50 тысяч человек. Кроме Гангтока в штате имеется еще семь небольших поселений городского типа. Сикким состоит их четырех административных районов - Северного Сиккима, Западного Сиккима, Южного Сиккима и Восточного Сиккима.

Штат Сикким граничит на юго-востоке с Бутаном, на севере и востоке - с Тибетским Автономным Округом КНР, а на юге - с индийским штатом Западной Бенгалией.

Согласно самой популярной версии название штата произошло от слов языка лимбу «су» (новый) и «кхийим» (дом). Полагают, что такое название эти земли получили тогда, когда их первый единовластный властитель Пхунтсог Намгиял в 1642 году построил здесь свой новый королевский дворец. Но у народностей, населяющих штат, есть свои названия этого региона, которые в переводе звучат как «благодатный район», «долина риса», «укрепленное место» или просто «рай». А в индуистских религиозных текстах это место называется Индракил, что означает «сад Индры».

Еще в доисторические времена на этих землях проживали три племени - наонг, мон и чанг. Позже сюда пришли народы племени лепча, и коренные племена со временем полностью ассимилировались. Откуда произошли сами лепча, до сегодняшнего дня наверняка не знает никто. Одни исследователи полагают, что лепча - это представители клана нага, населяющего Гаро, Кхазию и Холмы Микир в районе долины Брахмапутра. Другие считают, что они относятся к народам, когда-то жившим на границе районов Мьянмы (Бирмы) и Тибета. Сами лепча считают, что их предки пришли на эти земли с востока вместе с племенем джиндакс, которое осело в Непале. У лепча и джиндакс схожие быт и традиции, поэтому эта версия небезосновательна. Первые лепча (также как и их потомки) отличались удивительно миролюбивым нравом, были близки к природе и очень набожны. Их основными занятиями были простейшие формы земледелия, они поклонялись духам стихий и животных и не особо заботились вопросами организации собственного государства.

В старинных преданиях говорится о том, что в 8-м веке н.э. на землях современного Сиккима появился Гуру Ринпоче, буддистский святой известный как Падмасамбхава. Он принес с собой ваджраянскую ветвь учения Будды, с которой знакомил местный народ. Гуру Ринпоче благословил этих людей и землю, на которой они обитали, и предсказал, что их возглавит праведный и религиозный король.

Но первые попытки создания государства на этих территориях были предприняты только около 1400 года н.э. вождем по имени Тур Ве Па. Вскоре он погиб в сражении, а его место сменили три короля - Тур Аенг Па Но, Сонг Па Но и Тур Алу Па Но. После смерти последнего из них прервалась первая королевская династия Сиккима, и власть стала переходить в руки избираемых лидеров.

Еще одна легенда гласит о том, как в те же времена, в 13 веке, в восточном Тибете в регионе Кхам принц династии Миньянг Гуру Таши услышал ночью божественный голос, который повелел ему отправляться в Дезонг, в «Долину Риса» (так в те времена называли тибетские земли). Гуру Таши послушался пророчества и вместе со своей семьей отправился на поиски своей судьбы, как ему и было сказано в божественном откровении. По дороге в Долину Риса семья принца оказалась в королевстве Сакья, где рабочие строили монастырь. В легенде говорится, что строители никак не могли установить несущие колонны, а старший из пяти сыновей Гуру Таши установил их в одиночку голыми руками. За это от монахов и работников, впечатленных его подвигом, он получил имя Кхъе Бумса, означающее «Превосходящий Десять Тысяч Героев», а от самого короля Сакья - королевскую дочь в жены.

После того, как его отец умер, Кхъе Бумса поселился в долине Чумба и там приступил к установлению контактов с племенем лепча. Их вождь Тхеконг Тек из Гангтока, будучи религиозным лидером в регионе, благословил бездетного Кхъе Бумсу на рождение трех сыновей, предсказав, что потомки Бумся станут в свое время правителями земель «Долины Риса». Преисполненный благодарности за столь обнадеживающие пророчества, Кхъе Бумса все больше сближался с Тхеконгом Тека. Вскоре такие дружеские отношения переросли в соглашение о братстве между племенем лепча и тибетскими иммигрантами бхутия, которое предводители народов заключили в местечке Каби Лонгсток.

Пророчество Тхеконга Тека сбылось, и после смерти Кхъя Бумсы его третий сын Мипон Раб стал предводителем бхутия. Считается, что от его четырех сыновей взяли свое начало четыре сиккимских клана, существующих по сегодняшний день. Со временем Мипон Раба сменил на троне четвертый сын Бумсы, Гуру Таши, носивший имя своего деда. Именно он перенес столицу своих владений в Гангток. А лепча тем временем, после смерти своего несменного вождя Тхеконг Тека, распались на множество кланов, которые стали один за другим обращаться за защитой и покровительством к Гуру Таши. Правление Гуру Таши ознаменовалось тем, что при нем на землях лепча окончательно закрепилась бхутийская правящая династия. Это подготовило хорошую почву для образования бхутийской монархии. Сам Гуру Таши и стал ее первым официальным правителем. В дальнейшем его сменили на троне Джово Нагво, Гуру Тензинг, Джово Апха. Во времена их правления бхутийская монархия объединила в себе народы бхутия и лепча. И спустя шесть веков начало сбываться предсказание Гуру Ринчпоче.

У правителя Гуру Тезинга в 1604 году родился сын Пхунтсог, который позже сыграл немаловажную роль в жизни «Долины риса».

В 1642 году в горное королевство, на место современного городка Юксом («Три мудреца»), с юга, севера и запада пришли три тибетских ламы. Они стали спорить о том, нужен ли языческому Сиккиму праведный и религиозный правитель, как предсказывал Падмасамбхава. По его словам с востока должен прийти мужчина с именем Пхунтсог, но никто из мудрецов не знал такого подходящего кандидата. На восток на поиски нового правителя были посланы гонцы, и в районе Гангтока действительно нашелся мужчина по имени Пхунтсог, «подходящий» под приметы предсказания. Это был именно сын Гуру Тезинга. Очень скоро он был коронован как первый сиккимский чогьяла Пхунтсог Намгиял (в переводе с тибетского слово «чогьяла» означает «праведный правитель»).

В начале 17-го века в Сикким начали в больших количествах иммигрировать тибетцы, которые покидали насиженные места по самым разным причинам. В Сиккиме они первое время селились на территориях, ни кем не занятых, и на которые никто не претендовал. Но конфронтация «желтых и красных шапок» в Тибете заставила еще больше тибетцев бежать в Сикким, где они, благодаря своим родственным связям с бхутия и своему происхождению, получали статус аристократии. Освоившись на новых землях, тибетцы стали подминать под себя земли бесконфликтных и миролюбивых лепча, а также всячески старались навязать учение Будды местным язычникам. Их старания не имели большого успеха, потому как лепча, несмотря на правителя-буддиста, старались держаться от буддизма как можно дальше. Ощутив подобное сопротивление, иммигранты-красношапочники, уже находящиеся в рядах бхутия, решили добиться своего, сделав ставку на самого чогьяла.

Они вывели его родословную от знаменитого основателя Миньянг, королевства восточного Тибета, основанного в 9-м веке и существовавшего довольно длительный период.

Пхунтсог на самом деле по своему происхождению был бхутия и дальним потомком Индрабодхи. Эти говорило о его кровной связи с Тибетом. После своей коронации он по настоянию трех лам отправился в Тибет за благословением Далай Ламы. Последний не только благословил нового правителя Сиккима на правление на южных склонах Гималаев, но и подарил ему важные буддистские и очень значимые сакральные церемониальные артефакты. Таким образом, сиккимская династия стала самым тесным образом связана с тибетской теократией. И с тех пор все чогъялы во времена своего правления обращались к Тибету за религиозной и политической поддержкой и во всех своих действиях руководствовались авторитетным мнением тибетских лам.

Пхунтсог Намгиял оказался замечательным хозяйственником, впервые за все время истории Сиккима сумев сконцентрировать в одних руках все его обширные территории, которые на тот момент были во много раз больше границ современного штата. Королевство раскинуло свои владения на севере до Тханг Ла в Тибете, на востоке - до Тагонг Ла возле Паро в Бутане, и юге до Титалии, находящейся на стыке Бихара и Западной Бенгалии, а также до Тимап Чортен, расположенного на реке Тимар в Непале. Так как Гангток находился в непосредственной близости от крупного тибетского коммерческого центра Ятунгу, откуда можно было ожидать непосредственной угрозы, Пхунтсог Намгиял принял решение перенести столицу своего государства в город Юксом. Владения Намгияла были разделены на двенадцать дзонгов (районов), во главе каждого из которых были поставлены губернаторы. Чогъял Пхунтсог был известен своим бережным отношением к национальному составу страны. Чтобы сохранить мир между народностями лепча, бхути и лимбу он назначал губернаторов из представителей этнического большинства. Государственной религией был объявлен буддизм, и такое положение вещей оставалось неизменным во времена правления всех Намгиялов.

В 1670 году столица Сиккима была перенесена из Юксома в Рабдентсе новым правителем Сиккима Тенсунгом Намгиялом, который сменил на троне своего отца Пхунтсога. Правление Тенсунга отмечено мирными годами и процветанием Сиккима. Новый чогъял взял себе трех жен - бутанку, тибетку и дочь верховного вождя лимбу Йо Йо-Ханга.

Когда Тенсунг Намгиял в 1700 году умер, то правление Сиккимом перешло в руки его несовершеннолетнего сына от второй жены Чадору Намгиялу. Это пришлось не по нраву его двоюродной сестре Пендионгме, дочери первой жены Тенсунга. В том же году в Сикким вторглись бутанские войска, поддерживавшие Пендиогму, и юный правитель вынужден был бежать в Лхасу. Вместе с ним бежал и его преданный министр Юнгтхинг Йеше.

Чадор провел в изгнании десять лет. Все это время он провел в изучении тибетской литературы и буддизма и достиг в этом настолько высокого уровня, что смог получить пост главного астролога Далай Ламы Шестого. Во время службы он очень хорошо проявил себя и добился высочайшего расположения Далай Ламы. Когда в Рабдентсе бутанцы схватили и бросили за решетку сына Юнгтхинга Йеше, верного министра Чадора, то тибетские войска по распоряжению Далай Ламы вторглись в Сикким и потребовали у бутунского короля Деба освобождения его армией оккупированных сиккимских территорий. Королю пришлось уступить требованиям тибетских войск, но юго-восточная часть сиккимских земель все же осталась во владении колонизировавшего ее Бутана. Чадор Намгиял вернулся в Рабденсе в качестве законного чогъяла и занял свой трон. Но Пендиогма, из-за которой он был вынужден столько лет провести в изгнании, не стала мириться с таким положением вещей и в 1716 году сумела отравить чогъяла во время его отдыха на термальных источниках в Раланге, вступив в сговор с одним тибетским лекарем.

За убийство своего правителя королевские солдаты немедленно казнили лекаря, а с Пенгдиомой расправились, задушив ее шелковым шарфом.

После этих событий в 1717 году место чогъяла занял Гурмед Намгиял, десятилетний сын Чадора. Во времена его правления горное королевство неоднократно пережило нападения непальских гуркхов с запада и бутанцев с востока. По этой причине молодому чогъялу пришлось организовать фортификационные работы в Рабдентсе силами местного населения. Но многие подданные, недовольные его действиями, покинули столицу. Они ушли в район Лимбуан, постепенно ставший мятежной провинцией. Со временем он практически отделился от сиккимского королевства и перешел под власть более сильных непальцев. Пограничные конфликты с Бутаном росли, и вождь магаров Таши Бидур организовал открытое восстание против чогъяла, которое вскоре было подавлено. Гурмед Намгиял умер очень рано, в 26 лет, и не успел оставить после себя наследника. Но перед смертью он успел огласить, что его ребенка носит одна монахиня из монастыря Санга Чоелинг. До сегодняшнего дня принято считать, что такое решение чогъялу продиктовали сами ламы, для того, чтобы сохранить династию Намгиялов у власти.

Мальчик, родившийся 1733 году, был объявлен ламами новым владыкой Сиккима и получил имя самого первого его правителя - Пхунтсог Намгиял Второй. Сомнения в происхождении нового владыки вызывали трения в обществе даже среди самих бхутия. Многие не хотели признавать в новом короле законного владыку. Ситуацией воспользовался приближенный Гурмеда Намгияла, его казначей Тамданг. Он сконцентрировал вокруг себя значительную часть оппозиционных сил и не допустил сторонников Пхунтсога Второго к управлению страной. В течение трех лет он самостоятельно правил страной, пока право ребенка-короля на трон не отстояли лепча. Они вырастили юного правителя и под предводительством Чандзода Карванга вернули власть в руки наследника Намгиялов. Тамданг бежал в Тибет за помощью лам, но те, действуя в интересах страны, приняли сторону Пхунтсога Второго.

Спустя некоторое время к малолетнему чогъялу обратилось племя магар. Сын погибшего вождя просил благословления на правление, но ему было отказано в их просьбе. Магары, взбешенные таким ответом, навсегда разорвали союз с Сиккимои и обратились за помощью к бутанцам.

А в 1752 году разрослись протестные настроения против чогъяла в племени тсонг. Они вылись в вооруженное восстание, которое было успешно подавлено армией Чандзода Карванга. Серьезная угроза над Сиккимом нависла, когда к 1769 году вся власть в Непале сконцентрировалась в руках гуркхов.

В последующие годы их войска семнадцать раз вторгались во владения Пхутсонга Намгияла Второго. Они поддерживали и подстрекали оппозиционные силы внутри страны. В 1770 году район на востоке от реки Тиста был оккупирован армией Бутана, но после переговоров бутанцы отступили. Спустя пять лет было подписано соглашение с гуркхами о ненападении ими на Сикким, но гурхи свое слово держали не долго. Очень скоро их войска оккупировали земли западного Сиккима.

В 1780 году чогъялом стал Тензинг Намгиял, одиннадцатилетний сын Пхунтсога Намгияла Второго. В том же году гурхи, воспользовавшись сменой правительства Сиккима, оккупировали большие участки в королевстве, и юный правитель был вынужден спасться бегством из Рабдентсе в Лхасу. Гурхи, обосновавшись на новых территориях, получили теперь выход к Тибету, что, конечно же, не могло не взволновать самих владык Поднебесной. Китайская династия Цинь в 1791году направила свои войска в сторону непальских захватчиков и без труда смогла их разбить и отбросить назад на непальские земли. В дальнейшем был подписан шино-непальский договор о том, что Сикким теряет некоторые свои районы, но получает взамен суверенитет и право на восстановление монархии.

Тензинг Намгиял так и умер в изгнании, поэтому на управление Сиккимом ламы в 1793 году послали его восьмилетнего сына Тшудпунда. Новый чогьял, повзрослев, перенес столицу Сиккима в Тумлонг, так как из-за близости непальской границы посчитал Рабдентсе весьма неспокойным местом. Он оказался прав, так как постепенно бывшая метрополия была разорена постоянными набегами бутанцев и непальцев.

Захватнический дух непальцев не был сломлен сокрушительным поражением от китайских войск, и они продолжали нападать и на Сикким, и на соседние земли, которые уже были оккупированы британцами. Европейцы, желая обезопасить себя от нападок непальцев, а также, рассчитывая наладить торговые связи с Тибетом, установили дружественные отношения с правителем Сиккима. После того как гуркхи напали на Сикким, захватили всю территорию Тераи и окончательно разрушили Рабентсе в 1814 году, британцы вывели свои войска, и началась Первая Англо-Гурхская война. Также этому поспособствовали и множество пограничных стычек и нападения гуркхов на другие районы Индии.

Война длилась два года. В 1816 году британцы разбили гуркхов, но при этом сами понесли большие потери, о которых сами помнят до сих пор. 4 марта того же года было заключено Сугальское соглашение, согласно которому Дарджиллинг и другие земли Сиккима, оккупированные Непалом, переходили под управление Британской Ост-Индской компании. А в Титалии в феврале 1817 года британцы и чогъял подписали союзнический договор о том, что все сиккимские территории, захваченные гуркхами за все время существования королевства, возвращались обратно во владения Сиккима.

Но постепенно дружественные отношения между Ост-Индской компанией и Сиккимом значительно охладели. Более сильные британцы сменили свои приоритеты. Теперь они захотели видеть в числе своих территорий Дарджиллинг, который привлекал их своим климатом и благоприятным стратегическим расположением. Оказав значительное давление на чогъяла, британцы добились своего, получив от него подписанное дарственное соглашение, которым Сикким передавал Дарджиллинг в собственность британцев взамен на ежегодные материальные компенсации в заранее оговоренных размерах. Но после того, как британский суперинтендант вошел в Дарджиллинг, никаких выплат осуществлено не было. Кроме того, колонизаторами были введены налоги в регионе Моранг. А со временем все сиккимцы, переезжающие в Дарджиллинг на работу, рассматривались как подданные Британской Империи. Это было очень не по нраву феодалам Сиккима, и они, озабоченные потерей своих подданных, потребовали у британцев их принудительного возвращения в Сикким. Ост-Индская компания эти требования проигнорировала. Когда же правительство Сикким в 1849 году арестовало суперинтенданта Дарджиллинга и известного ученого-ботаника во время их совместного похода в горы Сиккима без разрешения чогъяла, британцы выставили Тшудпунду Намгиялу настолько жесткий ультиматум, что уже через месяц после заключения оба узника были выпущены на свободу.

В 1850 году в Сикким была направлена ост-индская карательная экспедиция, результатом которой стал официальный отказ британцев от обещанных ежегодных выплат за Дарджиллинг. Второй экспедиции сиккимские войска сумели устоять и отбросить ее от Ринченпонга. Но с посланной вслед второй третьей карательной экспедицией британцы сумели захватить столицу Тумлонг, полностью присоединить к себе Дарджиллинг, а также и некоторые другие районы Сиккима. Главным трофеем стало полное фактическое подчинение чогъяла британскому губернатору.

По прошествии двух лет, в 1863 году, под давлением Великобритании Тшудпунд Намгиял отказался от престола, передав его своему сыну Сидкеонгу. Вместе с этим были возобновлены выплаты за использование Дарджиллинга, причем, в надежде на дальнейшее положительное развитие отношений с Сиккимом, эти выплаты были увеличены Великобританией вдвое.

Сидкеонг умер в 1874 году, не оставив после себя наследника, и право на трон получил его двоюродный брат Тхутоб Намгиял. К этому времени значительную часть сиккимского населения составляли переселенцы из Непала. Из-за постоянных трений между коренным населением и непальцами Великобритании пришлось вмешаться во внутренние дела королевства. Британские власти начали фактическое управление регионом в пользу непальских иммигрантов.

Намереваясь установить торговые отношения с Тибетом, британцы активно приступили к строительству дорог в Сиккиме. Но это показалось подозрительным самим тибетцам, и в 1886 году тибетские войска захватили Лингту, находившийся недалеко от сиккимского перевала Джелепла. В мае 1888 года тибетцы атаковали Гнатханг, но в результате были отброшены назад, а британские войска, подошедшие в сентябре, выбили их и из Лингту. В 1889 году Великобритания направила в Сикким своего уполномоченного офицера по политическим делам, который взял под свое наблюдение и контроль деятельность чогъяла Тхутоба Намгияла. В 1890 году Сикким был официально объявлен британским протекторатом, в результате чего получил немного больше суверенитета. А в 1894 году Гангтоку был возвращен статус столицы.

В 1904 году Великобритания, встревоженная все более возрастающим влиянием России в Тибете, направила свою экспедицию в Лхасу через перевал Джелепла. Результатом этой экспедиции стало право на осуществление монопольной торговли с Тибетом, к тому же торговый путь Сикким-Дарджиллинг уже был налажен.

Новым чогъялом Сиккима после смерти своего отца Тхутоба Намгияла в 1914 году стал Сидкеонг Тулку. Но в том же году, 5 декабря, он скончался от сердечного приступа при загадочных обстоятельствах. Власть в Сиккиме перешла в руки его двоюродного брата Таши Намгияла. На тот момент ему уже был 21 год. Таши Намгиял остался известен в истории Сиккима как хороший реформатор и установитель прочных связей между Сиккимом, Тибетом и Индией.

Таши Намгиял правил в Сиккиме до самого принятия независимости Индии. По результатам голосования Сикким не присоединился к Индии. Таши Намгиял добился для своего королевства уникального статуса протектората. При таком положении вещей индийское правительство имело право контролировать внешние связи своего протектората, его оборону, вопросы коммуникации и дипломатии. Но при всем этом автономным монархом Сиккима оставался чогъял. Но такая ситуация способствовала формированию в Сиккиме сильной оппозиции, выступающей за присоединение к Индии и демократические преобразования в регионе.

Правление Таши Намгияла закончилось в 1963 году, когда после его смерти власть в протекторате перешла к его сыну Палдену Тхондупу Намгиялу. Но к началу 70-х годов в стране политическая нестабильность достигла такого уровня, что в 1973 году у дворца чогъяла прошли массовые выступления против существующей власти. Последовавший за этим политический коллапс вынудил правительство Сиккима обратиться за помощью к Индии. В 1975 году сиккимский премьер-министр (кази) по совету федерального индийского правительства подал запрос в индийский парламент на изменение юридического статуса Сиккима и на присвоение ему статуса полноценного индийского штата.

Индийские войска вошли в Гангток в апреле 1975 года и разоружили дворцовую гвардию. В результате проведенного общенародного референдума, когда большинство населения региона высказалось за присоединение Сиккима к Индии, сиккимская монархия была упразднена, а сам Сикким был официально объявлен двадцать вторым индийским штатом. Правление Сиккимом династии Намгиялов насчитывало на тот момент 332 года.

В 2000 году из оккупированного Китаем Тибета сбежал Кармапа Ургьен Тринлей Дордже, известный буддистский религиозный деятель. Он вернулся в сиккимский монастырь Румтек, а правительство поднебесной оказалось в затруднительном положении. Если бы они направили в адрес Индии жалобу, то это означало бы их согласие с индийским суверенитетом над Сиккимом, а китайцы никак не хотели этого делать. Официально в Китае Сикким считался независимой страной, оккупированной индийцами. Но после тяжелой дипломатической работы и долгих раздумий с обеих сторон в 2003 году было подписано индо-китайское соглашение, согласно которому Сикким официально признавался Китаем частью Индии, а Индия, в ответ на это, признала Тибетский Автономный Округ частью Китая.

Это соглашение как нельзя лучше сказалось на индо-китайских отношениях, которые были довольно-таки напряженными в течение долгого времени. Благодаря этому соглашению 6 июля 2006 года для пограничной торговли и международного сообщения был открыт гималайский перевал Натху Ла. Через этот перевал проходит участок Великого Шелкового Пути. Еще в древности по нему перевозились специи, меха и шерсть. Сегодня этот перевал открыт только для граждан Индии и Китая, но и это уже существенный шаг к дружественным и партнерским отношениям между странами.

Большая часть территории штата Сикким до сих пор находится под контролем индийской армии, а для посещения многих районов штата туристами требуется оформление специального пермита, или же они и вовсе могут оказаться закрыты для посещения.

Но оформить пермит, как правило, не представляет больших сложностей, так как это процедура большей частью является обычной формальностью.

Разнообразие климатических зон на гималайских склонах (тундра на севере, переходящая в субтропики на юге) дало Сиккиму весьма разнообразные и насыщенные флору и фауну. В низинных районах штата, которые начинаются с высоты от 280 метров над уровнем моря, на холмах раскинулись пышные субтропические леса, которые занимают более трети всей территории штата. Здесь, в его горных районах, журчат холодные ручьи, зеленеют и цветут альпийские луга, а над ними, с севера и востока, белеют гималайские вершины, покрытые льдами. Самым высоким горным массивом Гималаев на территории Сиккима является Канченджанга высотою в 8686 метров. Это название в переводе звучит как «Пять сокровищ великих снегов», так как состоит Канченджанга из пяти вершин. Всего же в штате находится более 80 ледников и 28 горных пиков. Многочисленные горные потоки и маленькие речушки, подпитываемые талыми водами с гор, образовывают в каменистых ландшафтах живописные долины и в низинах сливаются в две основные реки штата. Главная из них - это Тиста, являющаяся главной жизненной артерией Сиккима, а вторая - ее приток Рангит.

Правительство штата большое внимание уделяет экологии своего района. Здесь официально запрещены пластиковые пакеты, а также действует целый ряд государственных программ по сохранению природной первозданной красоты Сиккима. Под защитой Министерства по Охране Окружающей Среды Индии находится более 81% территории штата.

На этой благодатной земле произрастает более 5000 видов растений. Среди них 515 уникальных видов орхидей, а также несколько тысяч видов эндемичных, медицинских и редких растений. Животный мир Сиккима представляют снежные леопарды, олени, лангуры, гималайские медведи, яки, попугаи, золотые орлы и еще великое множество других растений и животных, птиц и насекомых. Некоторые представители флоры и фауны занесены в Красную Книгу.

Каменистые почвы Сиккима не оставляют шансов для развития земледелия. Оставшиеся пригодные участки местное население оборудовало под террасные поля, которые очень эффективно и активно используются. Основные статьи дохода штата составляют сельское хозяйство и туризм. Именно в Сиккиме выращивается самое большое количество Кардамона во всей Индии.

Индийское правительство учредило на территории Сиккима свободную экономическую зону. Также ведется активное строительство коммуникаций и дорог, и выполняются государственные программы по стимулированию местного производства. Благодаря всем этим мероприятиям Сикким занял второе место среди индийских штатов по темпам экономического роста после Дели. Также в этом штате процветает игорный бизнес, в том числе азартные игры и казино. В этот бизнес сейчас делаются большие инвестиции при поддержке местного и федерального правительств, и в последствие от него ожидается скорая прибыль.

Последние годы правительство Сиккима занимается активным продвижением местного туризма и это вполне оправдано. И индийские и иностранные туристы уже успели убедиться в том, что у Сиккима в этой области невероятно большой потенциал.

Исторически сложилось так, что большая часть населения штата - это этнические непальцы, предки которых появились на этих территориях только в 19 веке. Своим приходом они сделали индуизм главной религией на этой земле. На сегодняшний день индуистами в Сиккиме являются около 67% населения. Вторая по числу последователей религия - это ваджраянская ветвь буддизма. К ней себя относят около 30% населения. Около 2% населения исповедуют христианство. В основном это лепча. Также в штате проживают в небольшом количестве мусульмане и джаины.

Несмотря на многовековую вражду с Непалом, на этих землях никогда не было эскалации межэтнического насилия, которое наблюдалось в других индийских штатах.

Достопримечательности штата Сикким, Индия.

Случайно в этот штат туристы не попадают, а как правило, едут сюда преследуя конкретные туристические цели. Поэтому праздные вопросы «Чем заняться?» практически не возникают. Несомненно, заняться есть чем.

Сикким - это древнейшее буддистское королевство. Его интересная и глубокая история оставила после себя множество напоминаний. Всего в Сиккиме находится более 70 буддистских монастырей. Старейшие их них были построены в 1740 году. В 2000 году стал популярным среди туристов монастырь Румсток, ставший известным после того, как здесь появился Кармапа Ургьен Тринлей Дордже, известный буддист, бежавший из Тибета. Румсток находится всего в 24 километрах от Гангктока. Также пользуется популярностью Карма Кагью, центр школы тибетского буддизма, построенный в 1740 году. В свое время он была разрушен, но в 1959 году его восстановили, только в несколько ином виде. Каби Лунгсток знаменит тем, что именно здесь был подписан договор о дружбе между вождями бхутия и лепча. А в храме Баба Мандир проповедовал Харбаджан Сингх Баба. Это замечательное место для любителей трекинга, которое находится совсем недалеко от китайской и бутанской границ.

На севере штата находится городок Чунтгтханг, который благословил сам Гуру Ринпоче. Здесь реки Лачен и Лачунг сливаются в одну и образуют реку Тиста. Древняя столица Юксом стала популярной среди любителей высокогорного треккинга. Этот город считается святым, так как именно там находится трехсотлетний монастырь Дубди Гомпа. Пейлинг популярен среди любителей горных видов и пеших прогулок. Красивейший вид открывается с Пемаянгтсе, одной из самых святых гомп Сиккима. И, конечно же, нельзя не сказать про Рабдентсе - разрушенной древней столицы Сиккима. В Намчи, административном центре Южного Сиккима, нельзя обойти стороной местные буддистские монастыри. Здесь же находится и статуя Гуру Ринпоче высотой в 36м. Именно она считается самым высоким образом этого святого.

В Лачунге расположен одноименный монастырь Лачунг Гомпа, считающийся одним из самых красивых монастырей в Сиккиме. Конечно же, этот список сиккимских достопримечательностей можно продолжать еще долго, ведь в Сиккиме находится еще не один древний памятник.

Как правило, для туристов изучение исторических достопримечательностей не обходится без трекинга по самым живописным местам Сиккима. Для любителей активного отдыха здесь есть масса возможностей для пеших прогулок и турпоходов. Также любителям активного отдыха в Сиккиме доступны рафтинг, каякинг, сафри на яках, альпинизм, горный велосипед, скалолазание и обязательно трекинг различных уровней сложности. И это еще далеко не полный перечень интересных занятий в Сиккиме.

Самый короткий и простой путь для трекинга - это популярный маршрут к Дзонгри. Он проходит через великолепные горные ландшафты, с которых открываются восхитительные виды. Также в Сиккиме, на высоте 5150 м расположено одно из самых высокогорных озер мира, озеро Гурудонгмар. Оно считается святым и, к сожалению, пока недоступно для иностранных туристов. Но, получив специальное разрешение, можно посетить спрятанное в лесу озеро Тсонгмо, являющееся временным приютом для перелетных птиц. Здесь также находится трехуровневая пещера Тсетен Таши. Интересным местом является перевал Натху Ла, открытый для торговли с Китаем, но, опять таки, он пока закрыт для иностранных туристов. Но главным магнитом для туристов является долина Юмтханг. В мае-июне здесь расцветают рододендроны, а на заснеженных склонах пасутся склада яков. В этой долине находится горячий источник. И этот источник в Сиккиме не единственный.

Горячие источники Сиккима знамениты своими медицинскими и терапевтическими свойствами. В их воде растворены серные соединения, а ее средняя температура составляет приблизительно около 50 о С. Главные термальные источники находятся также в Пхурчачу (Реши), Боранге, Раланге, Юмей Самдонге и Тарам-чу.

В Сиккиме имеются отличные линии связи и коммуникации. В крупных городах достаточно интернет-кафе, но связь, осуществляемая по спутниковому каналу, зачастую накладывает свои ограничения. Спутниковое телевидение встречается во многих отелях и домах. Цены на проживание в отелях вполне доступны, также как и питание в ресторанах.

Вниманию туристов!!! Для посещения Сиккима необходимо предварительно оформить специальный пермит. Это не сложная и бесплатная процедура. Получить пермит можно в зарубежных посольствах Индии, там же, где оформляются и визы, а также на приграничном посту в Рангпо, в Колкате (Калькутте) в Сиккимском Доме, в Силигури в офисе Сиккимского Агенства по туризму и во всех крупных F.R.R.O. (офисах регистрации иностранцев).

Обычный пермит выдается на срок до 15 дней. Он трижды может быть продлен еще на 15 дней, но нужно обращаться в полицейское управление в Тикджуке, в F.R.R.O. в Гангтоке, или к полицейскому суперинтенданту в Намчи или в Мангане за два дня до окончания срока его действия. Выехав из Сиккима, до следующего его посещения должно пройти не менее трех месяцев.Конечно, это правило не касается автобусных транзитов по Западной Бенгалии, когда маршрут лежит из одного населенного пункта Сиккима в другой. Стандартный пермит позволяет посещение Гангтока, Лингдума, Южного Сиккима, Румтека и всех районов, находящихся вдоль дороги Гангток - Сингхик и на большую часть асфальтированных дорог в Западном Сиккиме.

Если планируется посещение высокогорных, приграничных и закрытых районов, то необходимо будет оформить специальные пермиты. Это можно сделать через местные трекинговые и туристические агентства. Такие пермиты выдаются на различный срок действия. Пермит для посещения озера Тсомго выдается всего на несколько часов в светлое время суток, на поездку севернее Сингхика - пять дней/четыре ночи, а пермиты для трекинговых маршрутов по Сингалила Ридж и Гоеча Ла действуют до 15 суток.

Организация сиккимского туризма основана на авторизованных туристических агентствах, поэтому лучше сразу присоединиться к экскурсии, организуемой одним из них. Это будет, по сути, аренда джипа, жилья и услуги гида. Агенты всегда расскажут о необходимости оформления пермита в конкретный район. Легче всего получить пермит организованным группам в составе от четырех (реже двух) человек.

Как добраться в штат Сикким.

Здесь нет аэропортов и железной дороги, поэтому добраться сюда можно только на джипе или на автобусе из соседнего штата Западная Бенгалия.
Ближайшие аэропорты находятся в 124 км от Гангтока в Силигури Западной Бенгалии и в Багдогре. Здесь действуют регулярные, но дорогие вертолетные рейсы в Гангток.
Из-за муссонных дождей и от последствий зимних месяцев сиккимские дороги сильно страдают, но, тем не менее, находятся они в лучшем состоянии, чем в среднем по всей Индии.
Это потому, что их обслуживают специальные подразделения индийской армии.
NH31А - это национальный хайвей, соединяющий Гангток с Силигури. По этой трассе проходит основной поток транспорта - грузовики, автобусы, автомобили, которые связывают с Индией самые разные уголки Сиккима.
Есть еще несколько других дорог, которые соединяют западные и южные районы Сиккима с Калимпонгом и Дарджилингом Западной Бенгалии.
Ближайшие железнодорожные станции расположены в Нью-Джалпайгури и Силигури. Сейчас ведется строительство ветки в сторону Дарджилинга от Рангпо. Ее запуск произошел в 2015 году.

Страны, исчезнувшие в 20 веке. Сикким September 9th, 2015

«Называли Сикким страною молний. Конечно, и молнии здесь бывают, но не проще ли назвать: «Страна небесных ступеней». Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать. Неисследованная, мало-проникаемая страна скал и цветов»

Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи

Я уже вам рассказывал про исчезнувшую страну и . Вот еще одно экзотическое.

Сикким был небольшим самостоятельным княжеством под управлением династии Намгьял с 1642 года (первым королем стал Пхунцог Намгьял). В 1975 году Сикким был поглощен Индией и вошел в ее состав в качестве 22-го штата. В период независимости Сиккима через него проходил знаменитый Шелковый путь в Китай.

Давайте узнаем подробнее про эту исчезнувшую страну …

Согласно тибетцам, княжество Сикким , расположенное в Гималаях между Непалом и Бутаном, некогда было скрытой страной, и называлось Баюл Демоджонг, или «Скрытая долина риса». Тогда там жило немногочисленное коренное население, но в основном этот район был пуст и недоступен из Тибета. Примерно в начале XV в. Ригдзин Годэм, тибетский лама, открывший множество спрятанных сокровищ, смог найти проход через заснеженные горы в тёплые и укрытые от ветров долины Сиккима. Хотя он так и не вернулся в Тибет, он написал послание о том, куда он ушёл, и отправил его в свой монастырь, привязав к шее орла. Примерно через двести лет другой лама, Намкха Джигме, завершил открытие Сиккима. Следуя указаниям Ригдзина Годэма, или возможно, путеводителя, он провёл туда через горы большое количество тибетцев, и они поселились в Сиккиме. Одного из членов своего отряда он назначил первым чогьялом, или правителем нового княжества. Династия, основанная им в XVII в., не прерывалась до последнего чогьяла, Палдэна Тхондуп Намгьяла, который в 1963 г. женился на американке по имени Хоуп Кук и потерял свой трон в 1974 г. Большая ступа, возведённая в стороне от столицы Сиккима, Гангтока, содержит череп Ригдзина Годэма, первого человека, открывшего скрытую страну Сикким…

Хорошо видно, что дизайн герба имеет европейский стиль. Действительно, нарисовал его англичанин Роберт Тейлор. Герб был дарован Магарадже Тхутобу Намгьялу (1874–1914) на заседании дурбара в Дели в 1877 году. Дурбар - это совет знати и торжественный прием у Монарха в средневековых мусульманских государствах. В этом значении употреблялся в колониальной Индии - дурбар при вице-короле Индии и губернаторах провинций.

В центре золотого щита размещен голубой цветок лотоса (падма) с алым семенем внутри. Его окружает пояс из 12 пурпурных амулетов. Падма - символ чистоты; трон из лотоса символизирует обретение просветления. В данном случае лотос как один из четырех знаков-атрибутов Вишну является индуистским символом административной власти.

Поверх щита - развернутый вправо (для зрителя влево) рыцарский шлем европейской формы с ламбрекеном (кусок материи, покрывающей шлем) золотых и пурпурных цветов. Над шлемом лазоревая раковина моллюска (санкха). Санкха является символом произнесенного слова. Также входит в число четырех знаков Вишну. В данном случае раковина символизирует религиозную власть.

Держатели щита - красные драконы, напоминающие валлийских. Драконы называются друки, они символизируют обновление и трансформацию и служат знаком китайского Императора. В данном случае они показывают значение сюзеренитета китайской Императорской власти для Сиккима, но могут также интерпретироваться как символы самого сиккимского Магараджи.

Девиз (либо на непальском языке, либо на санскрите?) OM MANI PADME HUM - главная мантра в буддизме Махаяны: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!».

Будучи построенным по европейским принципам, герб Сиккима может считаться спорным. Флаг с буддистскими элементами гораздо более соответствует местной специфике. Флаг появился в 1877 году и использовался до 1962 года.

На флаге изображена Дхармачакра, или Колесо закона, связываемого с Царем Царей. Она олицетворяет праведность, добродетельность, которая является законом даже для Великого Монарха. Колесо символизирует правителя страны.

В его центре находится закручивающийся знак (свастика) гакил (gakhil), символизирующий непрерывное изменение и движение.

В верхних угла флага находятся Солнце и Луна - символы Империи или народа и государства.

Таким образом, представлены три условия человеческой организации власти - Империя, Государство и Правитель.

Данная схема типична для китайской геральдики. В Китае Солнце и Луна помещались на халат Императора, декорированного также драконами. В Корее Король (или Император) восседает перед ширмой, на которой изображены те же небесные Светила. В Тибете почитание государства сопровождается опять же почитанием (в форме изображений государственных символах) Солнца и Луны. В Непале Королевский лев со штандартом стоит между Солнцем и Луной. А в соседнем Бутане Королевская печать помещается перед горным хребтом, над которым сияют Солнце и Луна. И таких примеров еще много.

Вокруг Дхармачакры изображены Семь Драгоценных Камней (rinchen dun; ринчен дун). Они имеют свои символические названия - по часовой стрелке: слоновьи бивни, шапка ламы, серьга Короля, коралловая ветвь, колокольный звон (гармония), серьга Королевы и скипетр.

Центральная часть флага окружена с трех сторон буддистским «Огнем Сознания».

С 1975 года флаг Княжества Сикким запрещен.

Сейчас Сикким (Sikkim) - самый маленький штат Индии

Две трети населения составляют выходцы из Непала (собственно непальцы, таманги, кирати, шерпы, невары). В округе Сонгбу, к западу от Гангтока, живут лепча - древнейшее местное население; в северных и центральных районах - бхотия, в городах - выходцы из Индии (бенгальцы). Официальные языки - сиккимский диалект тибетского языка, непали и английский. Религия лепча и бхотия - буддизм (ламаизм); остальные - главным образом индуисты

В 15-16 вв. на территорию Сиккима начали проникать тибетцы. В 1641 году Пенча Намгьял стал первым чогьяла (князем) Сиккима, в то время княжество включала в себя часть Восточного Непала, Тибета , Бутана, включая районы Дарджилинг и Калимпонг. В 1717-1734 гг., в период правления четвертого чогьяла Сиккима, в результате войны с Бутаном Сикким потерял значительную часть территорий. В зависимости от Тибета Сикким оставался до конца 18 века.

Великобритания подчинила княжество Сикким по договору 1861 года. В 1890 году были определены границы Сиккима. Британцы поощряли переселение в Сикким непальцев, в результате тибетская часть населения значительно сократилась, а непальцы составляют ныне около 75% населения Сиккима.

После обретения Индией независимости (1947) автократическое правление чогьяла Сиккима вызвало народные волнения (1947-1949); чогьяла обратился к Индии за помощью. В 1949 году над Сиккимом был установлен индийский протекторат. По договору 1950 года правительство Индии взяло на себя ответственность за оборону и территориальную целостность Сиккима.

В апреле 1974 года в Сиккиме были проведены первые всеобщие выборы в Законодательное собрание. Конституция, принятая 3 июля 1974 года, ограничила власть чогьяла. В сентябре 1974 года Сиккиму был предоставлен статут ассоциированного штата Индии. В апреле 1975 года на референдуме большинство населения Сиккима высказалось за превращение Сиккима в индийский штат. С мая 1975 года Сикким - штат Индии.

Посмотрите, еще есть , а так же где то есть и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Привет, друзья!

Я последнее время сильно расслабился. Вышел на посещаемость в 1000 посетителей и разленился. Публиковать статьи в блог стал меньше. Однако, Сикким, штат в Северной Индии мне в последнее время приснился дважды. Возможно, это повод рассказать об этом чудесном, чистом и совершенно буддистском уголке в углу огромной и древней Бхараты.

Я давно мечтал сюда попасть. Однако, постоянно не хватало времени, ибо Сикким находится достаточно далеко и в него надо ехать целенаправлено. Так, после продажи и обсуждения дальнейших планов мы так и решили — едем в дальний уголок Гималаев, зажатый между двумя буддистскими королевствами: и Бутаном.

В Сикким ездят мечтатели и романтики. Это древний, красивый и погруженный в себя край, который приняв буддизм превратился в последнюю «Шангри-Ла», чистую страну Будды и его боддхисаттв.

Здесь спокойно, безопасно и очень живописно. В маленьких деревушках можно покрутить молитвенные барабаны, поиграть с добрыми собаками, помедитировать у многочисленных больших деревьев и священных озер.

Население здесь спокойное и не приставучее. Говорит преимущественно на непальском языке и иногда собирается группами «по трое», чтобы обсудить проблему дискриминации народности гуркхов.

Отсюда совсем недалеко живописный Дарджилинг, в котором сепаратистские настроения достаточно сильны. Однако, на туристов это почти не отражается. Разве что могут быть проблемы с транспортом...

Едут сюда:

  1. для треккингов к Канченджанге
  2. полюбоваться природой и относительной тишиной
  3. пожить в тихих деревушках у густых лесов под хлопанье молитвенных флагов
  4. посетить древние и красивые буддистские монастыри

Фантастический вид из Пеллинга

Пермит для посещения Сиккима

Сикким — штат очень маленький. И граничит с 3х сторон с другими государствами: Китай, Непал и Бутан. Поэтому, пограничных и полузапретных зон здесь — масса. Само посещение Сиккима требует пермита.

Пермит выдаетcя бесплатно в следующих пунктах:

  1. в Дели
  2. в Калькутте
  3. в Дарджилинге
  4. в аэропорту Багдогры
  5. в Силигури
  6. на границах штата в Рангпо (мы делали его здесь, это по дороге из Дарджилинга в Гангток) или Мейли

Пермит действует 2 недели и его можно продлить в Гангтоке, Намчи, Мангане и Гейзинге.

Что посмотреть и несколько слов о достопримечательностях

Сикким — это горный штат, весь испещренный серпантинами и отвесными горами. Достопримечательностей здесь — море. Расскажу о некоторых ключевых:

Монастырь Румтек близ Гангтока

Главный монастырь Кармы Кагью, восстановленный XVI Кармапой в 1959 после вынужденного бегства из Тибета. Не смотря на свое древнее происхождение (16-й век), до восстановления монастырь долгое время пребывал в разрухе. Благодаря индийскому правительству и поддержке Сиккимской королевской семьи, он был восстановлен.

Сюда легко скататься из Гангтока за один день. И здесь же можно остаться с ночевкой, что значительно интересней и спокойней, чем в самом Гангтоке.

взято отсюда

Канченджанга

8560 метров Канченджанги отлично видны из деревни Пеллинг в хорошую погоду. Отсюда же уходят треккинговые тропы через перевал Гоче Ла к Канченджанге, куда треккинг можно организовать в том же Пеллинге.

Канченджанга, вид из Пеллинга

Самостоятельно, как в Непале, здесь, увы, далеко не уйти. Но видами можно любоваться бесконечно.

Высокогорные озера

Озер, больших и маленьких, здесь очень много. Одно из самых популярных - Цонгмо, расположеное в 40 км от Гангтока. Для его посещения необходим отдельный пермит.

Не столь высокогорное, но очень священное озеро Кечепери

Буддистские монастыри

Сикким — благословенный буддистский край. Действующих монастырей здесь очень много. Самые ключевые находятся близ Гангтока и в западной части штата, в районе деревень Пеллинг и Юксом. Там же существует полупешеходный маршрут, т.н. «Монастырская петля».

Дубди Гомпа, старейший монастырь в Сиккиме. Сильно пострадал во время непальского землетрясения 2015 года

Как добраться в Сикким

Сикким удален от проторенных троп срединной Индии, поэтому случайные люди сюда практически не попадают. Не смотря на это, добраться сюда достаточно просто.

  1. Поездом до станции Нью-Джалпайгури (NJP) и дальше маршрутными джипами в Гангток. Вообще, NJP и основной город — Силигури в этом районе — основные транспортные узлы, поэтому большая часть маршрутов идет через них.
  2. Самолетом в Багдогру и дальше теми же джипами
  3. Локальным транспортом из ключевых точек штата Западная Бенгалия — Дарджилинг, Калимпонг

общественные джипы — главный транспорт Сиккима

Для меня Сикким начал раскрываться уже после отъезда. Там, среди рододендронов, туманов и хлопающих флажков, мне больше казалось, что я брожу как турист среди музейных экспонатов. Такое чувство в Индии у меня возникло только там. Видимо, сказалась неожиданная чистота и малонаселенность региона.

Но сейчас, пересматривая фотографии и восстанавливая в памяти связи между достопримечательностями и логистикой, понимаю: с радостью готов сюда вернуться. Главное — подальше от Гангтока, в чудесные деревни Пеллинг и Юксом, где днем по дорогам бродят туманы, а ночью можно оглохнуть от опускающейся тишины.

Вкусных момо Вам и самых сумасшедших видов!