РИАМО - 19 янв. Президент России Владимир Путин перенес сроки окончания строительства третьего и четвертого пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области на 2019 год, сообщается на сайте Счетной палаты РФ.

Как отмечается в материале, коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки использования в 2016 году госкомпанией «Автодор» средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование ЦКАД.

«Реализация первой очереди строительства четырех пусковых комплексов ЦКАД предусматривается в период до 2018 года. Однако в связи с несоблюдением сроков реализации мероприятий инвестиционного проекта в ноябре 2016 года президентом РФ принято решение о переносе сроков окончания строительства пусковых комплексов №3 и №4 на 2019 год», - говорится в сообщении.

Одним из источников финансирования проекта являются средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). На строительство ЦКАД в апреле 2015 года были направлены средства ФНБ в сумме 21,7 миллиарда рублей, отмечается в материале.

По данным на сайте, на 1 ноября 2016 год «Автодор» в общей сложности использовал 14,6 миллиарда рублей. При этом основная часть (12,6 миллиарда рублей) ушла в виде аванса подрядчику «Крокус интернешнл» на строительство пускового комплекса №1. Кроме того, в 2016 году была предоставлена субсидия на реализацию проекта в размере 11,4 миллиарда рублей, однако ее исполнение составило лишь 2,3 миллиарда рублей.

Аудитор выяснил, что «Автодор» не соблюдал сроки реализации мероприятий, предусмотренные паспортом проекта и планом-графиком. Концессионное соглашение по строительству пускового комплекса №3 заключено только в сентябре 2016 года с опозданием более чем на год. По пусковому комплексу №4 концессионное соглашение до сих пор не заключено, подчеркивается в сообщении.

При аудите отмечен низкий уровень исполнения работ уже по заключенным долгосрочным инвестиционным соглашениям. Так, по состоянию на 1 декабря 2016 года, стоимость принятых работ по пусковому комплексу №1 составляет 1 миллиард рублей или 2% от объема работ, предусмотренных соглашением. По пусковому комплексу №5 - 2,9 миллиарда рублей или 6,8%. При выезде на строящиеся объекты выяснилось, что фактический объем выполненных работ превышает объем принятых работ, добавляется в материале.

Согласно паспорту проекта, в 2014-2016 годах предусмотрено привлечение средств инвесторов и концессионеров в размере 28,1 миллиарда рублей. Однако частный капитал «Автодором» не привлекался. Таким образом, риски по реализации проекта по-прежнему полностью лежат на государстве, заключается на сайте.

Сокращение сроков реализации эпохального проекта по строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) на два года (до 2018 года) с весьма туманными перспективами по привлечению полного объема средств (около 25% из 325 млрд должны поступить от инвесторов) - весьма шаткая позиция, которая скатится либо в долгострой, либо в значительное удорожание, либо и в то, и в другое. сайт разбирался в том, что, в принципе, готово для реализации проекта, из чего он состоит на данный момент, кто и за что отвечает. А также по каким причинам стройка может замедлиться. И все это - в ПЕРВОЙ ЧАСТИ мини-сериала о Центральной кольцевой, а финансовым проблемам проекта мы посвятили .

ЦКАД под грифом «совершенно секретно»

Стоит сказать, что работу над данным материалом мы начинали еще в июле, когда нынешний губернатор Московской области Андрей Воробьев (тогда с приставкой и.о.), чуть ли не каждую неделю радовал общественность оптимистичными заявлениями о перспективах строительства ЦКАД.

Плановые сроки завершения были перенесены с 2020-ого на два года раньше, а о пуске первого участка строителей призвали рапортовать уже в начале 2016 года. Характерно, что пока одни обещали, то другие - действующие и потенциальные исполнители этих обещаний (как от власти, так и от бизнеса) - всячески уклонялись от каких-либо конкретных комментариев на тему ЦКАД.

Дружно проигнорировали вопросы про дорогу потенциальные подрядчики: «Ингеоком», НПО «Космос», «Мостовик», «Мостотрест», АРКС и др. В СК МОСТ сказали, что отвечать на вопросы про ЦКАД не позволяет их информационная политика, поскольку компания в проекте не задействована, а вероятность ее участия в конкурсе до объявления условий не рассматривается.

Долгое время пришлось безуспешно добиваться ответа от структур администрации Московской области . Дошло до того, что один областной министр наконец-то дал интервью по проекту, потом неожиданно взял его обратно: оказывается, он надеялся, что издание передумает и напишет материал на другие темы, упомянув ЦКАД лишь вскользь, но когда план не сработал, чиновник и вовсе предпочел отказаться от своих слов.

Не стали раскрывать подробности своей работы, связанной с ЦКАД, и в «Союздорпроекте» , выполняющем на объекте функции генпроектировщика. В открытых источниках также много общих слов - и почти никакой конкретики. В итоге, самыми информационно открытыми оказались госкомпания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») , а также «Мосинжстрой» и «Трансстрой» .

Между тем удивительная неосведомленность о проекте большинства ответственных лиц и участников рынка (или старательное сокрытие ими своих знаний) наводила на некоторые вопросы. Достаточно ли хорошо он проработан и подготовлен? В середине сентября, правда, появилась некоторая ясность - отдельные характеристики «секретного» проекта были озвучены на совещании «О реализации проектов развития транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области» проведенном президентом России Владимиром Путиным, который поручил всем ответственным составить план реализации проекта.

Итак, попробуем систематизировать то, что удалось собрать.

Кто за что отвечает

Идея строительства самого крупного из московских колец возникла еще в 2003 году, когда стало понятно, что имеющиеся дороги не справляются с транспортным потоком. 18 октября 2005-ого было создано ОАО «Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога». Вероятно, эту дату и можно считать официальным днем рождения проекта. Паспорт инвестиционного проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (ЦКАД МО) был утвержден распоряжением правительства РФ (№ 897-р) в июле 2008 года.

Напомним, что изначально речь шла о выходе на стройку в 2011 году, но позднее сроки передвинулись на 2014. Надо заметить, что выполнившее небольшую часть предпроектных работ ОАО «ЦКАД», на сегодняшний день уже не имеет к одноименному проекту никакого отношения. Государственным заказчиком было сначала определено ФГУ «Дороги России» ФДА «Росавтодор», а с мая 2011 года эти функции возложены на государственную компанию ГК «Автодор».

Строительство ЦКАД предусмотрено Программой деятельности этой компании на долгосрочный период (2010-2020 годы). Помимо «Союздорпроекта» в работе над проектами планировок различных элементов ЦКАД на субподряде участвовали более ста проектных организаций. Финансирование проектной части осуществлялось за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Сколько было затрачено средств, к сожалению, узнать не удалось.

Градостроительные перспективы и последствия
Для страны в целом

В актуальности проекта ЦКАД сегодня никто не сомневается. В глобальном смысле дорога станет первым и, пожалуй, главным шагом на пути создания, как минимум, для европейской части страны современного транспортного каркаса, из-за отсутствия которого наше государство пока не имеет возможности успешно интегрироваться в систему международного транспортного коридора и, соответственно, получать существенные экономические дивиденды, ежегодно теряя не один миллиард долларов. Заметим, что 3-й и 4-й пусковые комплексы ЦКАД (о них будет сказано ниже) являются частью автодорожного маршрута «Европа - Западный Китай».
Кроме того, министр транспорта России Максим Соколов добавляет, что нужно предусмотреть строительство главных и дополнительных связанных с ЦКАД путей пригородного сообщения, чем сейчас активно занимаются Московская область, Москва и ОАО «РЖД».

Для Москвы

Функционально ЦКАД в первую очередь позволить распределять транспортные потоки в обход Москвы, существенно увеличив объемы и скорость межрегионального и международного трафика грузов. В частности, он позволит разгрузить МКАД, как от транзитных грузов, так и от третьей-четвертой части внутрирегиональных перевозок между городами ближнего Подмосковья.

Кроме того, трасса создает колоссальный инвестиционный потенциал для подмосковных земель и для территории Новой Москвы, через которую будет проходить часть кольца.

Дополнительным плюсом является то, что «новомосковский» участок ЦКАД соединяет аэропорты Домодедово и Внуково. При этом понятно, что эффективность ЦКАД не будет полной без одновременного ввода «вылетных магистралей». «Это важно рассматривать совместно с ЦКАД, потому что если радиальные, которые до неё доходят, не будут реконструированы, то ЦКАД как бы повиснет в воздухе сама по себе», - констатирует мэр Москвы Сергей Собянин .

Для Московской области

Сейчас по заказу администрации Московской области готовится техзадание на разработку концепции развития прилегающих к ЦКАД территорий. Ее предметом будет являться выявление точек роста, перспектив развития как существующих, так и новых мест проживания и трудовой деятельности людей. Всего в Московской области планируется организовать около 2 млн рабочих мест, и значительная их часть будет рассредоточена в районах ЦКАД - в промышленных кластерах, индустриальных парках, на отдельных предприятиях и т.д. Активное развитие объектов промышленно-производственного назначения в соответствии с генпланом планируется на юго-востоке. Естественно, крайне актуальным будет строительство вдоль трассы логистических распределительных центров.

Значительную роль новое кольцо должно сыграть и в развитии в регионе высокотехнологичного агропромышленного комплекса, который на сегодняшний день находится в плачевном состоянии. (Характерный факт: сегодня в областном сельском хозяйстве занято около одного миллиона человек - почти ровно столько же, сколько и сто лет назад, когда в Московской губернии проживало всего 1,3 млн. А сегодня общая численность населения - более 7 млн, шесть из которых живут в городах.)
Несомненно, будет развиваться жилищное строительство, объемы которого, впрочем, вопреки распространенной прежде практике, должны быть увязаны с созданием коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры, а также рабочих мест.

Этапы большого пути

Протяженность всего ЦКАД (включая дублирующие участки) - 530 км. Понятно, что столь грандиозный проект будет реализовываться по частям. В соответствии с заданием на проектирование этапов (пусковых комплексов - ПК) будет пять. Причем предусмотрено, что каждый из ПК сможет вводиться в эксплуатацию как самостоятельный инвестиционный объект.

В составе пяти пусковых комплексов выделены 10 участков строительства:

1. Пусковой комплекс № 1 - от автодороги М-4 «Дон» до автодороги М-1 «Беларусь» протяженностью 118,55 км.

В том числе:
- участок № 1 - от пересечения автомобильной дорогой М-4 «Дон» до начала обхода г. Наро-Фоминск протяженностью 49,49 км;
- участок № 2 - от пересечения начала обхода г. Наро-Фоминск до пересечения с автодорогой М-1 «Беларусь» протяженностью 69,06 км.

2. Пусковой комплекс № 2 - от автодороги М-1 «Беларусь» до автодороги М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» с учётом обхода г. Клин протяженностью 121,61 км.
В том числе:
- участок № 3 - от пересечения с автодорогой М-1 «Беларусь» до пересечения с автодорогой М-9 «Балтия» протяженностью 54,35 км;
- участок № 4 - от пересечения с автодорогой М-9 «Балтия» до пересечения с автодорогой М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» протяженностью 35,88 км;
- участок № 5 - от пересечения с автодорогой М-11 «Скоростная скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» до примыкания к автодороге А-108 МБК (обход г. Клин) протяженностью 31,38 км.

3. Пусковой комплекс № 3 - от автодороги М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» до автодороги М-7 «Волга» протяженностью 105,33 км.
В том числе:
- участок № 6 - от пересечения с автодорогой М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» до пересечения с автодорогой М-8 «Холмогоры» протяженностью 59,30 км. (В прошлом году подрядчик - ОАО «Центродорстрой» - приступил к подготовке территории строительства и разрабатывает рабочую документацию на переустройство инженерных коммуникаций.);
- участок № 7 - от пересечения с автодорогой М-8 «Холмогоры» до пересечения с автодорогой М-7 «Волга» протяженностью 49,03 км.

4. Пусковой комплекс № 4 - от автодороги М-7 «Волга» до автдороги М-4 «Дон» протяженностью 96,49 км,
В том числе:
- участок № 8 - от пересечения с автомобильной дорогой М-7 «Волга» до пересечения с автомобильной дорогой М-5 «Урал» протяженностью 62,18 км;
- участок № 9 от пересечения с автодорогой М-5 «Урал» до пересечения с автодорогой М-4 «Дон» - протяженностью 34,31 км.

5. Пусковой комплекс № 5 (участок № 10) - от начала обхода трассой ЦКАД г. Наро-Фоминск до автодороги М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» протяженностью 87,71 км.

Пусковой комплекс № 5 представляет собой нескоростной участок ЦКАД (реконструируемый участок автомобильной дороги А-107 ММК), эксплуатация которого предусматривается на бесплатной основе.

кликните на картинку, чтобы увеличить

Из схемы ЦКАД также видно, что на западе будет два дублирующих участка от М-1 «Беларусь» до М-11 «Москва - Санкт-Петербург»: один - на 50-ти, а другой - на 30-тикилометровом удалении от Москвы. Последний участок - пусковой комплекс №5, так называемый «звенигородский ход». Эта часть проекта будет представлять собой реконструкцию существующего участка «малой бетонки». Остальные четыре ПК предстоит построить с «нуля». Проект также будет разбит на две очереди. Первая предусматривает создание 4-х полос движения (по 2 полосы в каждом направлении) для всех пусковых комплексов до 2018 года, а вторая - доведение числа полос до 6-8 для конкретных участков кольцевой дороги после 2020 года в зависимости от фактических показателей загрузки. При этом полоса отвода по всему периметру ЦКАД уже сделана под его полное развитие. Сейчас вся ЦКАД запроектирована по нормам первой технической категории - с предельной расчётной скоростью до 140 км/час.

Первым в плане на строительство стоит третий пусковой комплекс ЦКАД (от М-11 «Москва - Санкт-Петербург» до М-7 «Волга»), связанный с Ленинградкой, по определению губернатора Андрея Воробьева - с «самой загруженной дорогой в нашей стране». Все населённые пункты на этом направлении сейчас буквально задыхаются от проходящего через них большегруза с дизельным топливом. ЦКАД позволит всю эту историю перенаправить по кольцу на трассу Нижний Новгород - Казань, которую, конечно, тоже свободной никак не назовешь, но где предусмотрена высокоскоростная магистраль. Следующий запланированный этап реализации -пусковой комплекс №3 (от М-7 до М-4 «Дон). Третий и четвертый ПК образуют полукольцо общей протяженностью 171 км. Затем на очереди стоят первый (М-4 - М-3) и пятый (М-3 - М-11) пусковые комплексы. Таким образом, к осени 2018 года должны быть введены в эксплуатацию все участки, проходящие параллельно ММК (А-107), суммарной протяженностью 339 км. «Участок, проходящий параллельно большому бетонному кольцу будет сдан позже», - сказали в ГК «Автодор». Но когда конкретно, не уточнили.

Что сделано на данный момент?

На сегодняшний день разработана и получила положительное заключение Главгосэкспертизы проектно-сметная документация по всем этапам строительства. Международным консорциумом консалтинговых и финансовых агентств (в числе которых EY и PwC) уже разработана документация для реализации проекта на основе механизмов государственно-частного партнерства, включая бизнес-планирование, транспортную, организационно-правовую и финансовую модели. Все они согласованы с Минэкономразвития, Минфином, правительствами Москвы и области, а также с ведущими финансовыми институтами - Фондом прямых инвестиций, Внешэкономбанком, Сбербанком, Газпромбанком.

Сейчас идет подготовка территории под строительство третьего и четвертого этапов (изъятие земель, вынос коммуникаций, разминирование, перезахоронение останков и пр.).

В конце сентября «Автодор» опубликовал информационный меморандум проекта, предусматривающего строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт первого строительного участка первого ПК (см. таблицу). Данный участок ЦКАДа (км 96 - км 146) проходит по территории городского округа Домодедово, Подольского района МО, Троицкого административного округа Москвы, Наро-Фоминского района МО.

Этапы строительства

Участок 1

Месторасположение:

Московская область

Протяженность участка км:

49,5

1 А

Расчётная скорость движения

140

Число полос движения:

4

Проектируемая интенсивность движения

50 000 авто/сутки

Государственное финансирование:

90%

Частное финансирование:

10%

Дата объявления конкурса

2013

Тип контракта:

Долгосрочное инвестиционное соглашение

Срок контракта:

22 года

Сроки строительства:

2014 - 2018

Можно ли уложиться в заявленные сроки?

Сроки - отдельная долгоиграющая тема в истории проекта. Еще в 2008 году Владимир Путин, будучи премьером, потребовал завершить через год проектные работы по ЦКАД, но его заявление не возымело эффекта, главным образом, потому что не до конца было понятно, из каких источников финансировать дорогостоящий проект.
Теперь с источниками инвестиций ситуация более или менее прояснилась, хоть и не до конца (об этом во второй части), но совершенно нет уверенности, что новое требование на это раз президента Путина будет выполнено. А именно, в начале сентября он поручил до ноября 2013 разработать план-график для ввода ЦКАД в 2018 году. Причем, уже в 2014 году нужно начать стройку.

Но даже если допустить, что с техдокументацией и планированием успеют, все равно есть ряд объективных препятствий для того, чтобы закончить проект за 4 года.
«Сейчас уже начинаются судебные тяжбы и скандалы с собственниками земельных участков, - рассказала Ирина Харченко , генеральный директор компании «Высота». - А принятый закон об изъятии земель под государственные нужды еще следует обкатать и доработать». Таким образом «зачистка» участков может, по оценке эксперта, занять не менее четырех лет. Поэтому более честный срок окончания строительства, по ее мнению, 2022 год.

Один из примеров: юридически подкованный собственник участка с большим опытом судебной практики вел тяжбу со строителями федеральной трассы около 5 лет. Но побороть собственника федеральные структуры так и не смогли. В итоге, все закончилось мирным соглашением и выплатой этому собственнику пятикратной цены за его участок со стороны застройщика. И таких случаев великое множество.

Тем самым, изъятие земель в зоне отчуждения действительно может вылиться в отдельную трудно и долго решаемую проблему, даже с учетом внесенных в закон правок, призванных упростить и ускорить процесс. .

Владимир Миронов, Анна Бабинцева

Решение построить ЦКАД было принято правительством Московской области еще в декабре 2003 года для того, чтобы снизить загруженность МКАД, «Бетонки» (A-107) и «Большой бетонки» (А-108).

Власти города планируют, что после завершения строительства примерно 34 000 автомобилей ежедневно будут проходить именно через платную автотрассу. Выбор водителей будет не случайным, ведь за небольшую плату они получат такие преимущества, как:

  • отсутствие пробок;
  • качественное современное покрытие;
  • возможность развивать скорость до 150 км/ч.;

С этой целью будут возведены 5 пусковых комплексов общей протяженностью 525 км. Первые два участка уже почти построены:

  1. Комплекс №1 протяженностью 113,45 км;
  2. Комплекс №5 протяженностью более 89,97 км.

Грядущий запуск

26 июля 2018 года Сергей Собянин пообещал, что первые два участка платной трассы будут открыты уже в конце текущего года, а вот открытия третьего и четвертого участков придется подождать, т.к. Владимир Путин перенес сроки их сдачи на 2019 год.

Пусковой комплекс №1

Дорога охватит территорию Подольского и Наро-Фоминского районов, а также городского округа Домодедово и Троицкого административного округа столицы. Общая протяженность введенного в эксплуатацию участка составит 49,5 километров (с 96 по 146 км).

1-й участок ЦКАД будет отличаться от других дорог наличием:

  • 24 путеводов;
  • 12 мостов;
  • 6 разноуровневых развязок;
  • 3 эстакад;
  • полотнами на 4 — 6 полос в обе стороны движения;
  • наличием специального барьера между потоками.

Важно! Каждый километр езды по участку обойдется хозяевам автотранспортных средств в 2,32 рубля. Льгот для москвичей и других категорий автомобилистов не будет.

При этом максимальная скорость автомобилей составит 140 км/ч.

Пусковой комплекс №5

5-й пусковой комплекс будет проложен вдоль Истринского, Наро-Фоминского, Одинцовского, Солнечногорского районов и городского округа Звенигорода. В будущем МКАД, ЦКАД и восстановленное Калужское шоссе образуют транспортную систему «новой Москвы».

В 2017 году первым открытым для движения участком ЦКАД стал сегмент пятого комплекса (протяженностью 3,6 км), проложивший дорогу в обход Звенигорода. Полное завершение строительства ожидается в декабре 2018 года. Хотя в интервью СМИ Андрей Воробьёв заявил, что уже в конце этого года запустят 50-90 км. новой кольцевой, он так и не уточнил, о каких именно участках идет речь.

Причины создания

Помимо ключевых технических факторов строительства автотрассы, среди которых эксперты особенно выделяют её малую загруженность и отсутствие большого количества съездов и перекрестков, у этого проекта есть еще целый комплекс социальных и планировочно-градостроительных причин.

Так, если бы власти решили пойти по пути реконструкции «Бетонок», им обязательно пришлось бы столкнуться с недовольством людей, чьи дома находятся рядом с магистралями. Например, A-107 проходит рядом с такими крупными городами, как:

  • Ногинск;
  • Бронницы;
  • Электросталь;
  • Звенигород;
  • Домодедово.

При этом застройки располагаются на расстоянии всего лишь 5-30 м от «Пятидесятикилометровки». Здания оказались бы неминуемо снесены в случае, если бы проектировщики начали расширение уже существующих трасс.

Заметим, что центральное кольцо будет представлять собой дорогу 1-ой технической категории (І-А). Это означает, что кривизна, ширина обочин, градус продольных уклонов и другие показатели магистрали будут отвечать строго установленным нормам. Поэтому здесь даже большегрузный транспорт сможет безопасно передвигаться на высоких скоростях.

Бесплатные A-107 и A-108 не могут похвастать соответствиями принятым стандартам. Для того чтобы подогнать их под регламент, обе автотрассы пришлось бы полностью переделывать, в т.ч. уничтожать многие примыкания, пересечения, смещения и развязки. Подобное перекраивание транспортного полотна оказалось бы куда менее целесообразным, чем строительство новой замыкающейся подмосковной дороги.

Концепция будущего развития

Власти разрабатывают планы по строительству 3-х дополнительных транспортных артерий в Новомосковском и Троицком округах. Развязки появятся на пересечении ЦКАД с Калужским и Варшавским шоссе и рядом с 26 пикетом, а их протяженность составит более 22 км. Этим департамент транспорта решил ограничиться для того, чтобы не переполнять транзитный путь.

Напомним, что воплощение схемы ЦКАД в жизнь впервые началось в декабре 2015 года. Проект, на реализацию которого ушло свыше 300 миллиардов рублей, имел своей целью создание современной 530-километровой магистрали.

Его финансирование провели с помощью 3 источников:

  • вложений инвесторов и концессионеров;
  • средств Фонда национального благосостояния России;
  • субсидий из федеральной казны.

На платных дорожных полотнах (восточном, северном и южном дублерах ММК, или A-107) автомобилисты смогут развивать скорость в 140 км/час, а на единственном бесплатном участке (западном) – 80 км/ч. К завершающему этапу, который выпадет на 2020-2025 года, ЦКАД будет являться крупнейшим многофункциональным транспортно-логистическим центром Москвы и Московской области.

Видео о строительстве ЦКАДа в 2018 году:

Северо-Восточная хорда подробная схема 2019 – последние изменения строительства магистральной развязки в Перово и Выхино неизменно зацепят Вешняки и могут поставить под угрозу существование пешеходных и велосипедных дорожек в транспортном узле «Ботанический сад». Последние новости о строительстве хорды уже не пестрят заголовками о протестах и задержанных - люди смирились с вырубкой леса в Кусково, закрытием сквера и угрозой потери ряда культурных объектов. В то же время, новый проект позволит избавиться от пробок и соединит между собой Измайловское, Щелковское Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, многократно улучшив логистику города. Основное противостояние происходит между городскими жителями-пешеходами, а также водителями-предпринимателями. Учитывая большой объем бюджетных средств и значительную экономическую выгоду, которую получит Москва после сдачи в эксплуатацию северо-восточной хорды, у людей, которые защищают экологию и зеленые насаждения практически нет никаких шансов повлиять на ситуацию.

Так, жители улиц Аносова и Плющева, которые пожаловались на вырубку деревьев и загаженные детские площадки, получили от чиновников совет совсем уехать из Москвы, если им так важен свежий воздух. Действительно, жить в этих районах столицы хотят многие желающие, даже если им предложат дышать вместо воздуха исключительно выхлопными газами. Такова судьба большинства мегаполисов не только в России, но и за рубежом. Каменные джунгли вытесняют зеленые насаждения - на эту тенденцию можно повлиять только, если ограничить доступ автомобильного транспорта в столицу. Но это означало бы убытки и проблемы со снабжением, чего власти не хотят.

На Северо-Восточной хорде подробной схеме 2019 видно, что дорога действительно необходима при существующей транспортной ситуации. Однако, людей вполне можно понять, учитывая, что по ряду вопросов с ними даже не были проведены публичные слушания. Изменения, которые внесли в проект, очень незначительны, поэтому говорить о достижении компромисса не приходится. В настоящее время в усадьбе Кусково продолжают дежурить активисты, все ждут начала вырубки деревьев в заповедном участке. Примечательно, что весьма грустная участь ожидает и жителей близлежащих домов, ведь через их район начнет ходить большегрузный автотранспорт, выбросы которого даже сложно себе представить. Получится ли сохранить парк Кусково - большой вопрос, но единого фронта активистов по этому вопросу не наблюдается, несмотря на петицию и большое количество обращений. Небольшую же кучку разогнать может даже два наряда полиции.

После того, как была опубликована Северо-Восточная хорда подробная схема 2019 и начались протесты, по спорным направлениям работы были приостановлены, но это вряд ли означает отказ от строительства. Скорее, это попытка усыпить бдительность наиболее активных граждан и провести быструю вырубку, после которой уже невозможно будет чего-то доказать, а протесты потеряют смысл.