Крупные московские конкурсы на ремонт дорог, тротуаров и бордюров в последние годы выигрывают несколько малоизвестных на рынке компаний, работающих по заказу ГБУ «Автомобильные дороги».

РБК разбирался, как устроен этот рынок.

Бордюры и плитка

Все лето Москва - в непрекращающемся ремонте: часть центральных улиц переделывают в пешеходные, на многих меняют бордюры с бетонных на гранитные. «Так, как исторически было», - пояснял вице-мэр столицы Петр Бирюков, курирующий работы.

Ответственным за проведение основной части работ по ремонту тротуаров и замене бордюрного камня является государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Автомобильные дороги», которое курирует Бирюков. ГБУ было создано в 2011 году на основе нескольких московских структур, занимавшихся содержанием и ремонтом дорог. Ежегодно ГБУ проводит закупки товаров и услуг примерно на 14 млрд руб., большая часть из которых достается двум десяткам малоизвестных компаний.

В июле 2015 года столичные власти объявили два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн руб. Столь крупный заказ заинтересовал многих производителей гранита.
Однако в начале августа выяснилось, что победителем обоих тендеров стала малоизвестная на рынке компания «К-холдинг», входящая в группу взаимосвязанных компаний, выигрывающих почти треть тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

Единственным владельцем ООО «К-холдинг», по данным СПАРК-Интерфакс, является Игорь Зимин. С 26 февраля 2015 года Зимин также владеет 40% другого крупного подрядчика столичных властей - ООО «Роуд групп».

В частности, в мае 2015 года «Роуд групп» выиграла тендер на ремонт тротуаров и замену бордюров на магистральных улицах Москвы на сумму 925,6 млн руб., а также тендер на 159,5 млн руб., включающий благоустройство улицы Малой Никитской, где в том числе предполагается заменить бетонные бордюры на гранит.

Компания «Роуд групп» была зарегистрирована в апреле 2010 года. Практически сразу она начала получать крупные подряды. Если в 2010 году ей удалось отремонтировать около 50 тыс. кв. м московских дорог, то в 2011 году объем работ увеличился в три раза - до 150 тыс. кв. м.

Более того, летом 2011 года во время кампании по укладке тротуарной плитки выяснилось, что «Роуд групп» стала крупнейшим подрядчиком по замене асфальта на плитку, выиграв контракт на 522,6 млн руб. Тогда участие в конкурсе не смогли принять многие крупные компании из‑за требований к потенциальным победителям: каждый участник тендера должен был получить согласование на укладку плитки в ФСО, вспоминает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Помимо Зимина 40% «Роуд групп» владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук, еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев. Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров, Алексей Меньшов и Алексей Елисеев.
Также Елисеев владел 40‑процентной долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву, их родство документально не подтверждено).

В начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». Два источника РБК в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили РБК, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ - одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. Он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн руб. Секретарь «Автомобильных дорог» отказался соединить корреспондента РБК с Елисеевым.

Конкурентами «К-холдинга» на аукционах по поставке тротуарной плитки были компании «Радор М» и «Дорожные материалы и технологии». Основной владелец последней - Наталья Кормич, получившая индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) в Ставропольском крае.
100% «Радор М» принадлежат другому обладателю ставропольского ИНН - Виктору Полякову, который в 2014 году также был гендиректором компании «Дорожные материалы и технологии». В 2014–2015 годах эти две компании выиграли у ГБУ «Автомобильные дороги» подряды на общую сумму более 3,6 млрд руб.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов, которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместную компанию - ООО «Рентадор М-5».

С Нестеровым и Меньшовым связаться не удалось. Телефоны офисов «К-Холдинга», «Роуд групп», «Магистраль проекта» не отвечают. Сотрудник «К-Холдинга», доступный по мобильному телефону, попросил перезвонить позднее и больше не брал трубку. Гендиректор и владелец «Радор М» Поляков отказался от комментария. От комментариев отказался и гендиректор «К-Холдинга» Сергей Кизилов.

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, объясняет эксперт по госзакупкам «Деловой Россия» Георгий Сухадольский.

«Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ», - поясняет он.

Закупка гранитных бордюров не ограничивается двумя тендерами на 970 млн руб., победителем которых стал «К-Холдинг». Часть бордюров из гранита закупается через тендеры на комплексную реконструкцию улиц, которые проводят другие предприятия мэрии - ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (вылетные магистрали) и ГКУ по капитальному ремонту многоквартирных домов «Укрис» (работы по расширению пешеходных зон в центре Москвы).

«Дирекция капитального ремонта» в 2015 году планирует заменить 179,9 км бетонных бордюров на гранитные, а «Укрис» - 58,7 км. Согласно сметам нескольких тендеров, средняя стоимость работ по демонтажу бетонных бордюров и установке гранитных составляет около 445 тыс. руб. за 1 км без учета материалов. Таким образом, замена бордюрного камня обойдется городскому бюджету минимум в 1,5 млрд руб.

Дорожная сеть

За время правления Сергея Собянина рынок подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью.
«При Лужкове в Москве работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось не больше десяти. Аукционы выигрывают одни и те же компании, более мелкие игроки просто вымылись с рынка», - говорит источник РБК в одной из дорожных компаний столицы.
Два менеджера дорожных компаний, ранее работавшие в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение разметки и укладку бордюра.
«Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», - возмущается руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд руб. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие, с начала 2015 года выиграла почти треть контрактов организации - более чем на 4,9 млрд руб.
Оставшиеся тендеры разделили два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Одна из таких компаний - «Ситистройсервис» - в 2015 году выиграла тендеры на ремонт асфальта и тротуаров в Москве на 1,42 млрд руб. Прежде «Ситистройсервис» была небольшой строительной компанией в Калининградской области, однако в 2012 году ее владельцем стал москвич Денис Галаган.
В течение года после сделки «Ситистройсервис» выиграла несколько контрактов на озеленение скверов и строительство скейт-парков на общую сумму почти 3 млрд руб. от ГУП «Мосзеленхоз» (также подчиняется Комплексу городского хозяйства Моск­вы, который курирует Петр Бирюков), а в 2015 году компания занялась дорожным ремонтом, чего не делала раньше.
Представители дорожной отрасли, опрошенные РБК, утверждают, что никогда не слышали о Галагане. Единственный телефон, указанный в регистрационных данных компании, «временно недоступен».
По данным СПАРК-Интерфакс, Галаган является учредителем ООО «Деалса» (бизнес-центр на Золоторожском Валу), гендиректором компании работает Александр Цуркан, единственный собственник компании «Хартия», которая в 2013 году выиграла 15‑летние контракты на вывоз мусора в Восточном и Северо-Восточном округах столицы на 42,6 млрд руб.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты путинского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для разметки. Согласно условиям, победители должны были поставить в столицу более 20 тыс. т краски в течение 48 часов после заключения контракта.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15 км», - подсчитали представители ОНФ.
Алексей Елисеев заявил тогда «Коммерсанту», что обе закупки соответствуют законодательству и были одобрены межведомственной рабочей группой, в которую входят не только столичные чиновники, но и представители ФАС. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн руб.) и все та же «Радор М» (855,6 млн руб.). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки.
«Внутренние выводы в правительстве Москвы делаются, но публично о них не заявляется. Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», - ответил РБК глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Пилить и пилить

Условия по короткому сроку поставки были и в тендерах на поставку гранитных бордюров. Согласно заданию «К-Холдинг» должен будет поставить 343 км бордюрного камня в течение 25 дней.
Большинство крупных компаний, занимающихся поставками гранита, по этой причине отказалось от участия в тендере. «С учетом объемов и логистики с Урала этот заказ можно выполнить минимум за 90 дней либо нужно было заранее добывать и нарезать гранит», - рассказывает представитель одной из крупных компаний, рассматривавших возможность участия в тендере.
«Видимо, «К-Холдинг», выиграв тендер, разбросала заказ по регионам, - рассуждает гендиректор компании «Русский гранит» Андрей Гришин. - Я знаю, что Московский камнеобрабатывающий комбинат выполняет часть заказа, многие небольшие уральские компании также работают сейчас исключительно на этот заказ».
Тем не менее напилить 343 км бордюра за короткое время компании не смогут, считает Гришин: «Даже если десять компаний будут пилить по 3 тыс. погонных метров в месяц, они напилят только 30 тыс. м бордюра, но никак не 300 тыс.».

Это подтверждают и свладельцы карьеров, выполняющих заказ. Гендиректор Южно-Султаевского карьера в Челябинской области (согласно тендерному заданию часть бордюров должна быть произведена из материала этого карьера) Юрий Качковский рассказал РБК, что уже вовсю «пилят гранит», но поставить сырье для 58 км бордюра за 25 дней компания не сможет.
«Чтобы мы могли поставить такие объемы, надо было делать заказ еще в прошлом году», - поясняет Качковский.

РБК, изучив тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год, выяснил, что короткие сроки организация часто использует для обоснования «закупки у единственного поставщика».
«Эта процедура используется, когда у поставщика товара или услуги нет внятных альтернатив, например в случае естественных монополий», - объясняет исключительность такой закупки эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский.

В мае ГБУ отказалось от проведения тендера на актуализацию дорожной разметки и установки дорожных знаков в Москве стоимостью 89,5 млн руб.
В пояснении указано, что закупка у единственного поставщика необходима «в связи со сжатыми сроками получения результата» - всего пять календарных дней.
Исполнителем работ стала уже упомянутая «Магистраль проект», которая за эти пять дней обследовала 1225 объектов и разработала для них новые схемы разметки и установки знаков.

Похожая история произошла с тендером на корректировку проектно-сметной документации благоустройства территории парка 70‑летия Победыстоимостью 10,2 млн руб.
Руководство «Автомобильных дорог» отказалось от конкурсов, сославшись на пункт закона «О госзакупках», разрешающий закупку у единственного поставщика «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы».
В документации приводится более подробное объяснение форс-мажора - информационное письмо от вице-мэра столицы Петра Бирюкова. Контракт опять получило ООО «Магистраль проект».

В департаменте ЖКХ Москвы РБК не смогли предоставить комментарий в течение нескольких дней. Источник в мэрии сообщил, что замена бордюров - «это исполнение воли москвичей».
В мае 2015 года через приложение «Активный гражданин» более 74% участников проекта проголосовали за гранитные бордюры, и около 1–2% сказали, что «это должны решать специалисты», пояснил собеседник РБК.

За время правления в российской столице Сергея Собянина список подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью. Если при Юрии Лужкове работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось около двух десятков. Кто за ними стоит, выяснили журналисты РБК .

Ежегодный оборот по закупке товаров и услуг порядка оценивается в 14 млрд рублей. Причем все основные работы выполняют два десяткам малоизвестных компаний.

«Аукционы выигрывают одни и те же компании, в связи с чем более мелкие игроки просто вымылись с рынка», – сообщил источник РБК в одной из дорожных компаний столицы.

В июле 2015 года столичные власти объявили два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн рублей. Такой крупный заказ заинтересовал многих производителей гранита. Однако в начале августа выяснилось, что победителем обоих тендеров стала малоизвестная на рынке компания «К-холдинг» , входящая в группу взаимосвязанных компаний, выигрывающих почти треть тендеров ГБУ «Автомобильные дороги», которое и является ответственным за столичные улицы.

Единственным владельцем ООО «К-холдинг», по данным СПАРК-Интерфакс, является Игорь Зимин . Он также владеет 40% другого крупного подрядчика столичных властей – ООО «Роуд групп» . Помимо Зимина этой компанией владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук , еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев .

В мае этого года «Роуд групп» выиграла тендер на ремонт тротуаров и замену бордюров на магистральных улицах Москвы на сумму 925,6 млн рублей, а также тендер на 159,5 млн рублей, включающий благоустройство улицы Малой Никитской, где в том числе замену бетонных бордюров на гранит.

По данным РБК, Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров , Алексей Меньшов и Алексей Елисеев . Также Елисеев владел 40% долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву , родство двух Елисеевых документально не подтверждено).

Интересно и то обстоятельство, что в начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост заместителя руководителя «Автомобильных дорог». Два источника РБК в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили РБК, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ – одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. В частности, он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн рублей.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов , которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместный бизнес – ООО «Рентадор М-5» (основной вид деятельности – аренда грузового автотранспорта с водителем).

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, пояснил эксперт по госзакупкам организации «Деловая Россия» Георгий Сухадольский . «Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ, и отдает предпочтение компании, в которой он уверен», – пояснил он.

Два опрошенных РБК менеджера дорожных компаний, ранее занимавшихся работами в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение дорожной разметки и укладку бордюра. «Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», – возмутился руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд рублей. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие, с начала 2015 года выиграла почти треть контрактов организации – более чем на 4,9 млрд рублей. Оставшиеся тендеры разделили между собой два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты президентского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для нанесения дорожной разметки. Согласно условиям конкурса, победители должны были поставить в столицу более 20 тысяч тонн краски в течение 48 часов после заключения контракта.

«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15 км», – подсчитали представители ОНФ. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн рублей) и все та же «Радор М» (855,6 млн рублей). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки. «Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», – прокомментировал ситуацию глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта .

Сейчас в Москве активно идет укладка бордюров. В апреле вице-мэр по вопросам ЖКХ Петр Бирюков заявил, что за три года бордюры в Москве будут заменены на новые.

Условия по короткому сроку поставки были и в тендерах на поставку гранитных бордюров. Согласно заданию, «К-Холдинг» должен будет поставить 343 км бордюрного камня в течение 25 дней. «С учетом объемов и логистики с Урала этот заказ можно выполнить минимум за 90 дней, либо нужно было заранее добывать и нарезать гранит», – сообщил представитель одной из крупных компаний, рассматривавших возможность участия в тендере. «Видимо, «К-Холдинг», выиграв тендер, разбросала заказ по регионам, – предположил гендиректор компании «Русский гранит» Андрей Гришин. Тем не менее напилить 343 км бордюра за короткое время компании не смогут, считает Гришин: «Даже если десять компаний будут пилить по 3 тысячи погонных метров в месяц, они напилят только 30 тыс м бордюра, но никак не 300».

РБК, изучив тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год, выяснил, что короткие сроки выполнения заказа организация часто использует для обоснования «закупки у единственного поставщика».

Так или иначе за нынешний масштабный ремонт в Москве, переделку центральных улиц в пешеходные, замену бордюров с бетонных на гранитные и другие работы ответственным является одно государственное бюджетное учреждение – «Автомобильные дороги». Его курирует вице-мэр Петр Бирюков .

Москва, Алла Неверова

Москва. Другие новости 12.08.15

© 2015, РИА «Новый День»

Компания «Роуд групп» была зарегистрирована в апреле 2010 года. Практически сразу она начала получать крупные подряды. Если в 2010 году ей удалось отремонтировать около 50 тыс. кв. м московских дорог, то в 2011 году объем работ увеличился в три раза — до 150 тыс. кв. м. Более того, летом 2011 года во время масштабной кампании по укладке тротуарной плитки на улицах города выяснилось, что «Роуд групп» стала крупнейшим подрядчиком по замене асфальта на плитку, выиграв контракт на 522,6 млн руб. Тогда участие в конкурсе не смогли принять многие крупные компании из-за требований к потенциальным победителям: каждый участник тендера должен был получить согласование на укладку плитки на столичных улицах в Федеральной службе охраны, вспоминает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Помимо Зимина 40% «Роуд групп» владеет экс-начальник отдела капитального ремонта ГУП «Доринвест» (ГБУ «Автомобильные дороги» было создано в том числе на базе «Доринвеста») Антон Олещук, еще 20% контролирует гендиректор компании «Магистраль проект» Дмитрий Усольцев. Зимин стал совладельцем «Роуд групп» 26 февраля 2015 года, когда из состава владельцев компании вышли Михаил Нестеров, Алексей Меньшов и Алексей Елисеев. Также Елисеев владел 40-процентной долей в упомянутой компании «Магистраль проект», которая также принимает активное участие в торгах ГБУ (доля Алексея Елисеева в «Магистраль проект» перешла некоему Андрею Елисееву, родство двух Елисеевых документально не подтверждено).

В начале 2015 года Алексей Елисеев занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». Два источника РБК в дорожно-строительных компаниях Москвы подтвердили РБК, что Алексей Елисеев из «Роуд групп» и ГБУ — одно и то же лицо.

Перейдя на госслужбу, Елисеев стал участником конкурсной комиссии на тендерах, в которых принимали участие знакомые ему компании. В частности, он был членом конкурсной комиссии тендера по ремонту тротуаров, в котором победила «Роуд групп», предложив выполнить работы за 925,6 млн руб. Секретарь «Автомобильных дорог» отказался соединить корреспондента РБК с Елисеевым, порекомендовав обратиться в пресс-службу. К моменту публикации РБК не получил ответы от департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, которому подведомственен ГБУ.

Конкурентами «К-Холдинга» на аукционах по поставке тротуарной плитки были компании «Радор М» и «Дорожные материалы и технологии». Основным владельцем последней является Наталья Кормич, получившая индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) в Ставропольском крае. 100% «Радор М» принадлежат другому обладателю ставропольского ИНН — Виктору Полякову, который в 2014 году также был гендиректором компании «Дорожные материалы и технологии». В 2014-2015 годах эти две компании выиграли у ГБУ «Автомобильные дороги» подряды на общую сумму более 3,6 млрд руб.

В феврале 2015 года из числа соучредителей «Роуд групп» вышли Михаил Нестеров и Алексей Меньшов, которые вместе с владельцем «Радор М» и бывшим гендиректором «Дорожные материалы и технологии» Виктором Поляковым также имеют совместный бизнес — ООО «Рентадор М-5» (основной вид деятельности — аренда грузового автотранспорта с водителем).

С Нестеровым и Меньшовым связаться не удалось. Телефоны офисов компании «К-Холдинг», «Роуд групп», «Магистраль проект» не отвечают. Сотрудник компании «К-Холдинг», доступный по мобильному телефону, попросил перезвонить позднее и больше не брал трубку. Гендиректор и владелец компании «Радор М» Поляков отказался от комментария. От комментариев отказался и гендиректор «К-Холдинга» Сергей Кизилов.

С юридической точки зрения бывший бизнесмен, который после перехода на госслужбу продал бизнес, может быть членом конкурсной комиссии. Но потенциальные конфликты интересов должны декларироваться в специально созданные комиссии и ими отслеживаться, объясняет эксперт по госзакупкам организации «Деловая Россия» Георгий Сухадольский. «Когда мы говорим о коррупции, подобные истории вызывают подозрения. Но бывают ситуации, когда чиновник, которому нужно выполнить ответственные работы, понимает, что эта компания имеет необходимые мощности и точно сможет выполнить заказ, и отдает предпочтение компании, в которой он уверен», — поясняет он.

Закупка гранитных бордюров не ограничивается двумя тендерами на 970 млн руб., победителем которых стал «К-Холдинг». Часть бордюров из гранита закупается через тендеры на комплексную реконструкцию улиц, которые проводят другие предприятия мэрии — ГКУ «Дирекция капитального ремонта» (вылетные магистрали) и ГКУ по капитальному ремонту многоквартирных домов «Укрис» (работы по расширению пешеходных зон в центре Москвы).

«Дирекция капитального ремонта» в 2015 году планирует заменить 179,9 км бетонных бордюров на гранитные, а «Укрис» — 58,7 км. Согласно сметам нескольких тендеров , средняя стоимость работ по демонтажу бетонных бордюров и установке гранитных составляет около 445 тыс. руб. за 1 км без учета материалов. Таким образом, замена бордюрного камня обойдется городскому бюджету минимум в 1,5 млрд руб.

Дорожная сеть

За время правления Сергея Собянина рынок подрядчиков дорожных работ в Москве изменился практически полностью. «При Лужкове в Москве работало около 100 дорожных компаний, сейчас осталось не больше десяти. Аукционы выигрывают одни и те же компании, в связи с чем более мелкие игроки просто вымылись с рынка», — говорит источник РБК в одной из дорожных компаний столицы. Два опрошенных РБК менеджера дорожных компаний, ранее занимавшихся работами в Москве, утверждают, что в последнее время «Роуд групп» и близкие к ней компании выигрывают крупнейшие тендеры на благоустройство улиц, нанесение дорожной разметки и укладку бордюра. «Мы 20 лет на рынке работаем, делаем большое снижение, а потом к нам придираются и говорят, что мы неправильно оформили документы. Нас просто бортанули», — возмущается руководитель одной из компаний, принимавших недавно участие в одном из тендеров ГБУ «Автомобильные дороги».

С начала 2015 года ГБУ «Автомобильные дороги» провело закупки товаров и услуг (без учета контракта на лизинг техники у «Сбербанк Капитала») на сумму более 14,8 млрд руб. Группа взаимосвязанных компаний, включающая «Радор М», «Роуд групп» и другие (см. инфографику), за этот период выиграла почти треть контрактов организации — более чем на 4,9 млрд руб. Оставшиеся тендеры разделили между собой два десятка компаний, большинство из которых имеет лишь одного владельца, чьи имена неизвестны представителям крупных дорожно-строительных холдингов.

Одна из таких компаний — «Ситистройсервис» — в 2015 году выиграла тендеров на ремонт асфальта и тротуаров в Москве на 1,42 млрд руб. Прежде «Ситистройсервис» была небольшой строительной компанией в Калининградской области, однако в 2012 году единственным владельцем компании стал москвич Денис Галаган. В течение года после сделки «Ситистройсервис» выиграла несколько контрактов на озеленение скверов и строительство скейт-парков на общую сумму почти 3 млрд руб. от ГУП «Мосзеленхоз» (также подчиняется Комплексу городского хозяйства Москвы, который курирует Петр Бирюков), а в 2015 году компания занялась дорожным ремонтом, чего не делала раньше. Представители дорожной отрасли, опрошенные РБК, утверждают, что никогда не слышали о бизнесмене Галагане. Единственный телефон, указанный в регистрационных данных компании, «временно не доступен». По данным СПАРК-Интерфакс, Галаган является учредителем ООО «Деалса» (бизнес-центр на Золоторожском Валу), гендиректором этой компании работает Александр Цуркан, единственный собственник компании «Хартия», которая в 2013 году выиграла 15-летние контракты на вывоз мусора в Восточном и Северо-Восточном округах столицы на общую сумму 42,6 млрд руб.

Закупки «Автомобильных дорог» и раньше привлекали внимание общественности. В мае 2015 года активисты путинского Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на два тендера по закупке краски для нанесения дорожной разметки. Согласно условиям конкурса победители должны были поставить в столицу более 20 тыс. т краски в течение 48 часов после заключения контракта.


«Для перевозки такого количества краски за 48 часов понадобится тысяча фур, длина автоколонны должна составить не меньше 15 км», — подсчитали представители ОНФ. Алексей Елисеев заявил тогда «Коммерсанту», что обе закупки полностью соответствуют законодательству и были одобрены межведомственной рабочей группой, в которую входят не только столичные чиновники, но и представители Федеральной антимонопольной службы. Победителями тендеров стали компании «Дорожные материалы и технологии» (поставила краску на 890,4 млн руб.) и все та же «Радор М» (855,6 млн руб.). Несмотря на претензии, ГБУ не отменило закупки. «Внутренние выводы в правительстве Москвы делаются, но публично о них не заявляется. Мы работаем над поправками в законодательство, чтобы пресечь проведение тендеров с минимально короткими сроками поставок, потому что эти тендеры готовятся под карманные фейк-компании и не дают возможности участвовать в тендерах нормальным игрокам рынка», — ответил РБК глава проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Пилить и пилить

Условия по короткому сроку поставки были и в тендерах на поставку гранитных бордюров. Согласно заданию «К-Холдинг» должен будет поставить 343 км бордюрного камня в течение 25 дней. Большинство крупных компаний, занимающихся поставками гранита, по этой причине отказалось от участия в тендере. «С учетом объемов и логистики с Урала этот заказ можно выполнить минимум за 90 дней либо нужно было заранее добывать и нарезать гранит», — рассказывает представитель одной из крупных компаний, рассматривавших возможность участия в тендере. «Видимо, «К-Холдинг», выиграв тендер, разбросала заказ по регионам, — рассуждает гендиректор компании «Русский гранит» Андрей Гришин. — Я знаю, что Московский камнеобрабатывающий комбинат выполняет часть заказа, многие небольшие уральские компании также работают сейчас исключительно на этот заказ». Тем не менее напилить 343 км бордюра за короткое время компании не смогут, считает Гришин: «Даже если десять компаний будут пилить по 3 тыс. погонных метров в месяц, они напилят только 30 тыс. м бордюра, но никак не 300 тыс.».

Это подтверждают и сами владельцы гранитных карьеров, выполняющих заказ. Гендиректор Южно-Султаевского карьера в Челябинской области (согласно тендерному заданию часть бордюров должна быть произведена из материала этого карьера) Юрий Качковский рассказал РБК, что уже вовсю «пилят гранит», но поставить необходимый объем сырья для 58 км бордюра за 25 дней компания не сможет. «Чтобы мы могли поставить такие объемы, надо было делать заказ еще в прошлом году, — поясняет Качковский.

РБК, изучив тендеры ГБУ «Автомобильные дороги» за 2015 год, выяснил, что короткие сроки выполнения заказа организация часто использует для обоснования «закупки у единственного поставщика». «Эта процедура используется, когда у поставщика товара или услуги нет внятных альтернатив, например, в случае естественных монополий», — объясняет исключительность такой закупки эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский.

В мае ГБУ отказалось от проведения тендера на актуализацию дорожной разметки и установки дорожных знаков на улицах Москвы стоимостью 89,5 млн руб. В пояснении указано, что процедура закупки у единственного поставщика необходима «в связи со сжатыми сроками получения результата» — на выполнение задания отводилось всего пять календарных дней. Исполнителем работ стала уже упомянутая компания «Магистраль проект» (входит в цепочку взаимосвязанных компаний, о которых писалось выше), которая за эти пять дней обследовала 1225 объектов и разработала для них новые схемы разметки и установки знаков.

Похожая история произошла с тендером на корректировку проектно-сметной документации благоустройства территории парка 70-летия Победы в Новых Черемушках стоимостью 10,2 млн руб. Руководство «Автомобильных дорог» отказалось от конкурсов, сославшись на пункт закона «О госзакупках», разрешающий проводить закупку у единственного поставщика «вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы». В документации к контракту приводится более подробное объяснение форс-мажора — информационное письмо от вице-мэра столицы Петра Бирюкова. Контракт опять получило ООО «Магистраль проект».

В департаменте ЖКХ не смогли предоставить комментарий для заметки в течение нескольких дней. Источник в мэрии сообщил, что замена бордюров — «это исполнение воли москвичей». В мае 2015 года городские власти через приложение «Активный гражданин» проводили опрос о благоустройстве улиц в центре Москвы. Более 74% участников проекта проголосовали за гранитные бордюры, и около 1-2% сказали, что «это должны решать специалисты», пояснил собеседник.

При участии Александры Галактионовой

Когда в медиа начинается активная пиар-коммпания очередной сомнительной инициативы нынешней московской власти, поймет и непосвященный: речь идет об очередных откатах и распилах. Причем даже дело не в самих откатах. Мы все привыкли к тому, что все серьезные конкурсы в столице загадочным образом выигрывают одни и те же компании (об одной из них речь пойдет ниже), а откат - вещь такая же обыденная, как чаевые в ресторане. Ну разве что размером побольше. Проблема в том, что инициативы собянинского клана самым серьезным образом разрушают культурную среду столицы. Конечно, воровать можно было бы и на окраинах, но в центре - выгоднее. Археологи отстраняются от исследования места строительства - так и с общественным мнением спокойнее, и деньги надо потратить побыстрее, пока не отобрали. Или - пока позиции Собянина достаточно прочны. В принципе, это вещи взаимосвязанные.

Уничтоженное Собяниным

В частности, очередной скандал спровоцировала реконструкция Тверской улицы, проводимая в Москве в рамках программы "Моя улица" стоимостью 22 млрд рублей. Средства москвичей по сути оказались выброшены на уничтожение остатков старого города. Как сообщает "Ъ", в движении "Архнадзор " в частности заявили о повреждении в ходе земляных работ экскаваторами подземных объектов Белого города XIV-XVII веков и других памятников археологии, обвинив чиновников в нарушении законодательства. По словам координатора "Архнадзора" Константина Михайлова , в ходе земляных работ повреждены остатки башен Тверских ворот исторического Белого города (XIV-XVII веков) и белокаменный подвал предположительно храма Святого Дмитрия Солунского (XVI века). В заявлении "Архнадзора" говорится, что траншеи прокладываются прямиком и через другие "знаковые сооружения" (работы по "Моей улице" затрагивает 14 памятников археологии), найденные объекты "уничтожаются либо сохраняются фрагментарно", что создает у участников движения впечатление отсутствия проектных работ.

Согласно федеральному законодательству, добавляют в "Архнадзоре", земляным работам в подобных зонах должно предшествовать заключение государственной историко-культурной экспертизы, однако Мосгорнаследие, по данным господина Михайлова, таких документов не обнародовало. Координатор движения добавляет, что при обнаружении археологических объектов работы должны быть остановлены. В "Архнадзоре" планируют обратиться в столичную прокуратуру, чтобы та проверила действия чиновников на предмет умышленной порчи объектов культурного наследия, поясняя, что только на Тверской улице предполагается проложить около 3 тыс. м силовых кабелей и более 1 тыс. м труб с рытьем канав глубиной до 2 м. Отметим, что реконструкция Тверской улицы стала одной из самой популярных тем в соцсетях.

Враги Москвы

В ближайшие недели движение автотранспорта по Тверской будет ограничено тремя полосами в каждую сторону, а в ночное время с 6-го по 9 июня — двумя, сообщает РБК. Благоустройство участка улицы Тверская, между Манежной и Пушкинской площадями, протяженностью 1,3 км закончится в конце августа, к Дню города . На участке будет расширен тротуар, высажены деревья, провода будут убраны в подземный коллектор.

В этом году в программу "Моя улица" попали 52 улицы в историческом центре, семь въездных групп на пересечении МКАД и шоссе и 14 площадей возле станций метро. До 2018 года на благоустройство по программе «Моя улица» столичные власти планируют потратить более 120 млрд руб.

Победителем тендера на проведение работ по благоустройству улицы Тверская стала компания «Радор М» (основной владелец и генеральный директор Дмитрий Поляков, совладелец Денис Денисенко), предложившая выполнить работы за 895,9 млн руб. «Радор М» специализируется на укладке асфальта, ямочном ремонте и нанесении дорожной разметки. Компания, основанная всего пять лет назад, является одним из крупнейших подрядчиков ГБУ «Автомобильные дороги» (входит в комплекс городского хозяйства, который курирует вице-мэр Москвы Петр Бирюков ). В 2015 году компания получила подрядов на 3,8 млрд руб., за пять месяцев 2016 года — на 1,6 млрд руб. В прошлом году расследование РБК показало, что «Радор М» и ряд близких к ней компаний выигрывают почти треть контрактов ГБУ «Автомобильные дороги».

В Москве снесен дом, в котором жил Пушкин

О сносе здания в своем фейсбуке сообщил представитель «Архнадзора» Андрей Новичков: "В центре Москвы снесен флигель Юсуповского дворца. «Противоаварийные работы» на историческом здании снова обернулись его сносом. На этот раз полностью уничтожен Главный дом усадьбы А.В.Прокофьева (жилой флигель усадьбы Н.Б. Юсупова), 1791, 1880 г., располагавшийся по адресу: Большой Харитоньевский пер., 19 стр.1. Здание обладало статусом Ценного градоформирующего объекта, располагалось в охранной зоне и являлось неотъемлемой частью окружающей застройки переулка и облика Юсуповского дворца.

Сам дворец построен в XVI—XVII веке. Согласно легенде, его хозяином был царь Иван IV Васильевич. Здание неоднократно переходило от одного владельца к другому, пока Петр II не пожаловал его своему доверенному лицу, подполковнику Преображенского полка Григорию Юсупову-Княжево. С тех пор и до самой революции дворец находился в семье Юсуповых. Снесенное здание было возведено в 1791 году в качестве жилого флигеля Юсуповского дворца по проекту архитектора Иванова. По некоторым даннымс 1801 по 1803 годы родители Пушкина (в том числе и сам Александр Сергеевич) жили именно в этом флигеле. Позже, в XIX веке владельцем дома стала семья Прокофьевых, а в начале XX века - дворянин Г.Г.Ковальциг.

Как у нас в последнее время повелось, разрешительная документация городскими властями не выдавалась, вопрос о демонтаже на заседаниях Комиссии при Правительстве Москвы по градостроительной деятельности не рассматривался. Год назад здание затянули фальшфасадом, собственником в лице гражданина В.Н.Соколова была заявлена реставрация объекта. Тогда же на заборе стройки появился информационный щит, который гласил, что ведутся «противоаварийные работы». Сейчас мы видим, что по факту, никаких работ по сохранению не ведется, а наоборот, в результате несогласованных действий, деревянный флигель усадьбы полностью утрачен, на его месте выстраивается новое из бетона.

Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) в связи с несанкционированным сносом выдало предписание об остановке работ. В настоящий момент, ведется работа по привлечению виновных к административной ответственности.

То, о чём смутно догадывались москвичи, приобрело документальное подтверждение: Федеральная антимонопольная служба вскрыла многочисленные нарушения и злоупотребления при многократном плиточном «апгрейде» московских улиц.

Помог депутатский запрос

Отдадим должное парламентскому контролю: расследование, по какой причине за последние несколько лет центр Москвы (да и прилегающие выносные трассы: выражаясь терминологией ГИБДД) неоднократно подвергался набегам строителей-плиточников, началось с запроса Валерия Рашкина, депутата Госдумы и лидера московских коммунистов. В самом деле, даже однократная перекладка плитки - это стихийное бедствие и для московских водителей, и для владельцев магазинов и ресторанов в центре столицы. С целью «облагородить», «придать европейский облик», как утверждали в московской мэрии? Возможно, но когда такое «облагороживание» случается каждый год, москвичи логично предполагали, что уместнее использовать слово «обогащение», причём личное и уязвимое по юридическим критериям. Тем более что Максим Ликсутов, ответственный за состояние московских улиц, судя по его официальной биографии, - бизнесмен, поднаторевший именно в такого рода творческом поиске.

Вероятно, чашу терпения переполнила последняя «реконструкция», когда была заменена не только новенькая (и неплохая) дорогая гранитная плитка, но и значительно сужена проезжая часть, которую заняли обширные, вечно пустующие плиточные пространства, которые, наверное, были бы уместны по нормативам, к примеру, в тридцатимиллионном Шанхае, но в Москве, да ещё и в малонаселённом центре эффект был поразительный: пару километров Тверской улицы водители стали преодолевать за полтора-два часа. А центр в целом встал в глухих десятибалльных пробках.

Виноватых нет, денег не вернуть

Было бы совсем обидно, если от таких громадных затрат никто не получил бы профита. Нет, есть организации, которым обширные плиточные пространства - в доходную радость. ФАС установил пока только одну, проверив работы и закупки в рамках программы «Моя улица». Пять аукционов на поставку бордюров из гранита выиграло некое ООО «Радор-М». Его владелец - Виктор Поляков зарегистрирован как налогоплательщик в Ставропольском крае, губернатор которого Владимир Владимиров до назначения на должность в 2014 году служил заместителем губернатора в ЯНАО Тюменской области, не чужой нынешнему руководству Москвы.

«Радор-М», если можно так выразиться, выиграло все пять тендеров «по очкам», не чистой победой: был нарушен Закон РФ «О контрактной системе»: качество банковских гарантий не позволяло им быть принятыми заказчиком, а сами контракты были размещены на сайте госзакупок с нарушениями. В итоге столичное управление ФАС зафиксировало нарушений на 4 миллиарда 98 миллионов рублей. Это только по одному виду нарушений и по одному отрезку Тверской улицы длиной в километр: от Моховой улицы до Пушкинской площади!

В центре Москвы, по самым грубым подсчётам, через плиточную вакханалию прошло не менее 70 километров улиц и переулков. И не один раз. Экстраполируем 4 миллиарда - и получим возможных нарушений минимум на 300 миллиардов рублей! Это не считая сожжённого бензина, нервов водителей и сотен тысяч трудочасов, проведённых в пробках, которые отнюдь не добавляют симпатий, понятно, к федеральным властям, не только к мэрии.

Причина такого энтузиазма подрядчиков известна ещё с советских времен: самый выгодный объект для строителей - поставить золотую пирамиду на площади. Стоит баснословно дорого, а работ - на полчаса. До золотой плитки на московских тротуарах пока не дошло, потому, видимо, решили брать не качеством, а количеством, меняя по несколько раз плитку гранитную, тоже весьма недешёвую - в рознице стоит не меньше трёх тысяч рублей за квадратный метр.

Но много это или мало, 300 миллиардов рублей? Для бюджета Москвы в два триллиона, не исключаю, и не так много, хотя на эти деньги можно построить 100 крупных медицинских центров или 600 школ на 1000 учеников каждая. Или решить проблему пятиэтажек с учётом всех пожеланий москвичей.

Для частного кармана - очень много, даже при условии, если поделить эти деньги на тысячу возможных интересантов. Но самое парадоксальное в том, что у государства нет возможности вернуть эти средства и наказать виновных: юристы утверждают, что «срок контрактов истёк», деньги потрачены. Единственная возможность - заказчик через суд может потребовать возместить ущерб от некачественных работ, но поскольку работы приняты, а заказчик - мэрия, такой сюжет фантастичен.

Впрочем, если нереально вернуть в рамках хозяйственного законодательства деньги москвичей-налогоплательщиков, потраченных с нарушениями, то возможно не допустить повторения ситуации, применив нормы Уголовного кодекса. Письма ФАС направлены в Генпрокуратуру для проведения дальнейшей проверки на предмет коррупционной составляющей подобных операций. Может быть, хоть это остановит превращение центра Москвы в тротуарный пустырь?