Тема любви в русской литературе - одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Да и была всегда востребована. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях. В каких же произведениях особо ярко отражена тема любви? Каковы особенности восприятия авторами этого чувства? Об этом расскажет наша статья.

Место любви в русской литературе

Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной.

Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.

Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.

Любовная лирика Пушкина: новаторство гения

Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их.

Любовь как отражение личностных качеств в "Евгении Онегине"

«Евгений Онегин» - произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа.

В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить.

Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург.

Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.

Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.

Любовь Лермонтова - недостижимый идеал

Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову - это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».

Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова - девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.

Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.

Совершенно по-иному отражены отношения с Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.

Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них - шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.

Тяжелый путь к счастью героев "Войны и мира" Толстого

Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» - произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью.

Каждый из образов проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть и исключения: Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить.

Вспомним сложный путь к счастью Андрея Болконского. Увлекшись красотой Лизы, он женится на ней, но, быстро охладев, разочаровывается в браке. Он понимает, что выбрал супругу пустую и избалованную. Далее - война, и дуб - символ душевного расцвета, жизни. Любовь к Наташе Ростовой - вот то, что дало князю Болконскому глоток свежего воздуха.

Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева

Образы любви в литературе XIX века - это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.

Единственный, кто проходит его - Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.

Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.

Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров - победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.

"Мастер и Маргарита" - мистическая история любви

Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Да, она могла трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомним горьковского Данко) или Родине (это, пожалуй, большая часть творчества Маяковского или произведений военных лет). Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе - это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Любовь, возникающая между героями, - внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.

Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот - это тихое, спокойное, домашнее счастье.

Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.

Любовная лирика Есенина

Тема любви в русской литературе XX века - это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример - стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви.

«Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность.

Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница - А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.

В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».

о любви

Тема любви в русской литературе Серебряного века - это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень а страдание и счастье - вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.

Примеры любви в русской литературе XX века - это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя - «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее - смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» - ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение - «пятое время года». Но если бы не было его - не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы - громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.

Если ответ – женщина пессимист, то есть все основания попробовать измениться. Знаете, почему? – Потому что отношение к жизни передается от матери к детям. Это справедливо и для сыновей, и для дочерей. А вот пессимизм или оптимизм отца никакого влияния на детей не оказывает. Это не сексизм – так ученые говорят 🙂

Убедительно показал, что позитивный или негативный настрой по жизни зависит от того, как человек объясняет происходящие с ним события, особенно неприятные . Представьте, что вы выходите из дома и обнаруживаете на своей машине, стоящей перед подъездом, вмятину. Что вы подумаете?

«Черт, какая же я дура! Вечно со мной что-нибудь случается. Я так ленива, что не могу поставить машину на нормальную стоянку, а паркую ее в этом узком проходе» . Если вы говорите себе что-нибудь подобное, то вы пессимист. Точно. Ваши объяснения неприятных событий носят универсальный, устойчивый и внутренний характер.

  • «Со мной вечно что-нибудь случается!» . Это устойчивое объяснение, поскольку используется слово «вечно». А также универсальное: случается «что-нибудь», а не «неприятности с машиной».
  • «Я так ленива» . Лень – устойчивая черта характера, которая вредит во многих обстоятельствах, а не только в данном конкретном случае.
  • «Какая же я дура!» — устойчивое, универсальное и внутреннее объяснение.

Если подобные высказывания слышат дети, то волей неволей они усваивают, что неприятности случаются регулярно, что они портят всё подряд, и виноват в них тот человек, с которым они происходят.

Дети постоянно улавливают то, как их родители, особенно матери, отзываются о причинах эмоционально насыщенных событий. Не случайно вопрос «почему?» является одним из первых и наиболее частых у малышей. Получить объяснения, трактующие устройство окружающего мира, особенно, социального – основная интеллектуальная задача ребёнка.

Дети ловят каждое наше слово, особенно в ситуациях, когда случается что-то нехорошее. При этом они слышат не только детали сказанного нами, но и понимают «суть»: является ли причина, о которой мы говорим, устойчивой или временной, специфичной или универсальной, коренящейся в нас самих или в ком-то другом.

Тот способ, каким мать сообщает ребенку о мире, оказывает на него существенное влияние. Попробую об этом вспомнить, когда в следующий раз появится желание при сыне обругать себя балдой и растяпой 🙂

Что делать? — обсуждая при ребенке неприятные события, не стоит употреблять слова и фразы вроде «всегда», «вечно со мной», «я такая…». В большинстве случаев негатив — это всего лишь частное событие, которое вполне можно пережить.

PS: Почему именно мать, вернее, ее пессимизм оказывает влияние на ребенка? – Вероятно, от того, что в раннем детстве она является наиболее близким для ребенка человеком, с которым он проводит большую часть времени.

PPS: Кстати, если вы думаете, что пессимизм или оптимизм – это просто особенность того или иного человека, этакие изюминки, не оказывающие особого влияния на его жизнь, то вы ошибаетесь. Пессимизм – это особый стиль мышления, который влияет на реакции, на поведение и, в конечном счете, на способность добиваться успеха и быть счастливым.

Очень грустная история от Мартина Селигмана.

Жила-была одна студентка. В течение трех лет ее научный руководитель, профессор английской литературы, относился к ней крайне внимательно. Благодаря его поддержке и высоким оценкам ей удалось получить стипендию для годичного курса обучения в Оксфорде. По возвращении из Англии оказалось, что она утратила интерес к Диккенсу, на творчестве которого специализировался её руководитель, и заинтересовалась работами более ранних английских романистов, в частности – Джейн Остин. Руководитель попытался убедить её написать дипломную работу по Диккенсу, но потом уступил её намерению посвятить работу творчеству Остин и даже согласился остаться её консультантом.

За три дня до защиты ее бывший руководитель обратился в экзаменационную комиссию с заявлением, где обвинял девушку в плагиате, который он обнаружил в ее работе. По его словам, она привела несколько утверждений относительно раннего периода Джейн Остин, не указав два научных источника, и присвоив, таким образом, их авторство себе.

Плагиат – один из самых серьезных проступков в академической среде, так что подобное обвинение поставило под угрозу будущее этой девушки. Под вопросом оказалось даже получение диплома об окончании университета.

Проанализировав те утверждения в тексте, которые, по словам профессора, не имели ссылок на первоисточники, она обнаружила, что источник у них один – сам профессор. Она получила от него информацию во время личной беседы, когда он высказывал свое мнение по рассматриваемому вопросу, не упоминая при этом какие-либо печатные работы. По сути, девушка оказалась жертвой ревности наставника, потерявшего ученицу.

Думаете, Элизабет (так звали девушку) попыталась защитить себя и обвинила профессора в махинации? – Не тут-то было! Она сказала себе, что

  • Ей никто не поверит (универсальное суждение);
  • Она всегда попадает впросак (устойчивое объяснение);
  • Она сама во всем виновата (внутреннее объяснение).

В результате девушка так и не получила диплом. Следующие десять лет она работала продавцом. Ее ничего не интересовало. Она ни к чему не стремилась. И книг не читала – ни Диккенса, ни Остин.

Эту историю, конечно, нельзя назвать обычной – такие вещи случаются не каждый день. Но она достаточно показательна. Пессимизм склоняет человека из любых проблем делать катастрофы, мешает правильно воспринимать и осмыслять негативные события. Так что повод помочь своему ребенку выработать позитивный стиль мышления точно есть.

Вы замечали, что дети в одной и той же ситуации ведут себя по-разному? И это разное отношение к событиям определяется тем, как ребенок воспринимает мир. Ведь не секрет, что дети, как и взрослые, могут быть оптимистами или пессимистами.

Очень четко подметил Уинстон Черчилль: «Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.»

Ребенок-оптимист легко идет по жизни и все трудности пытается преодолеть. Ребенок-пессимист при малейшей трудности пассует и складывает руки. Все, он ничего сделать не может. Или не хочет? Как бы то ни было, с таким ребенком трудно.

Казалось бы, оптимист-пессимист, какая разница ?

Главная опасность пессимизма в том, что он способствует развитию депрессии. Причем, депрессия – это не просто плохое настроение, как многие думают.

Депрессия - серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность. Депрессия у детей и подростков является серьезной проблемой. Она может привести к неуспеваемости, алкоголю или наркотикам, и даже самоубийству. Медики отмечают, что депрессия что может влиять даже на очень маленьких детей. Дети часто становятся замкнутыми, не в состоянии сосредоточиться и наслаждаться жизнью.

Одним из ранних признаков детской депрессии является , которая встречается все чаще и чаще. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала, начинаются проблемы в поведении в школе. Дети все больше нарушают дисциплину, проявляют агрессивность, склонность к правонарушениям. И практически любые воздействия родителей и педагогов не дают положительных изменений.

Поскольку депрессия - заболевание, оно требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению.

А теперь вспомните, когда последний раз вы обращались к специалисту по вопросу лечения депрессии? Скорее всего, никогда. В нашем обществе это не принято, считается, что все пройдет само собой. Пройдет, но наверняка будет повторяться еще неоднократно, т.к. депрессия возникает в ответ на какие-то негативные ситуации, житейские трудности, которых в жизни полным-полно.

Что же делать, если ребенок – пессимист и все сразу видит в черном цвете?

«Оптимизм или пессимизм формируется у человека в детстве. Ребенок обретает то или иное мироощущение не только с помощью окружающей действительности, но и слушая критику родителей в адрес всего вокруг или в свой собственный. Если у ребенка развивается пессимистичный стиль мышления, то он, скорее всего, будет впадать в депрессию и терпеть неудачи. Однако, депрессии можно избежать.» считает Мартин Селигман и предлагает сделать ребенку "прививку от депрессии". Подробную программу смотрите в книге "Ребенок оптимист. Проверенная программа формирования характера" М.Селигман , издательство "Манн, Иванов и Феббер"

Сейчас в сложный период нашей жизни, во время противостояний, хаоса, неразберихи в политике и обществе, как никогда важно сохранить свой дух спокойным и не поддаться всеобщей истерии, свой ум — ясным, душу — открытой для других.
И вдвойне актуально это, когда на нас смотрят наши малыши, наши дети и внуки.

Сегодняшняя тема не случайна. Растить детей в меняющемся мире нелегко.

Представьте, на каком уровне, какими тончайшими духовными нитями дети связаны с родителями, если уже достаточно маминого беспокойства, чтобы от нее «заразился» на ментальном уровне малыш, начав волноваться, капризничать и плакать. Какую безысходную тоску носят в себе дети, оставшиеся без родителей, ищущие материнского и отцовского тепла...

И поэтому я бы хотела с вами поговорить на тему оптимизма. Зачем это нам нужно и для чего.

Рождаясь, малыш еще не знает нашего мира, но он прекрасно чувствует окружающую обстановку. У спокойной и жизнерадостной мамы малышу комфортно и легко. Ему не нужно тратить свои энергетические ресурсы на внутреннюю «стабилизацию» и «равновесие» — они у него идут на полноценное развитие.

Совсем иная картина у деток, у которых обстоятельства жизни сложились так, что им постоянно приходится бороться, тревожиться, чего-то опасаться. Эти детки тратят много сил на восстановление «внутренней гармонии». Если уровень такой тревожности оказывается слишком высок, а в семье неблагоприятный психологический климат, у крохи может оказаться заметным даже отставание психических процессов, в первую очередь, эмоционально-волевой сферы.

Например, один ребенок имеет высокий порог боли, т.е. он малочувствителен к страданию. Его мозг смог выстроить сильную защиту для нервной системы, сохраняя тем самым ее от истощения. Другой ребенок равнодушен к окружающим, живет как бы в своем мирке — он либо не сумел развить, либо научился гасить свои эмоциональные проявления на неосознаваемом уровне...

Казалось бы, а какое это имеет отношение к оптимистам? Сейчас мы вплотную подобрались к этому вопросу.
Дело в том, что большое значение имеет не только темперамент, тип личности ребенка, с которым он приходит в наш мир. Не только обстоятельства протекающей беременности и родов. Но и то, насколько тепло и радостно, с верой в лучшее, или же с тревогой его встретили в этом мире .

Медицина знает много случаев, когда, казалось бы безнадежные дети, получившие серьезную физическую травму во время родов, выхаживались терпеливыми и сильными родителями-оптимистами, в результате чего они смогли преодолеть свои ограничения до невозможных для них высот и сохранить веру в лучшее.
Материнская вера в возможности ребенка, каким бы он не был — это очень сильное средство, способное творить чудеса.

Также встречаются и семьи, в которых здоровые физически дети вырастают с глубокой эмоциональной травмой в душе.

Мама-пессимист и мама-оптимист — это словно две разные планеты, сильно отличающиеся друг от друга особенностями своего «вращения» вокруг своей оси. Но, тем не менее, каждая может в разумных границах вносить свой полезный вклад в формирование психики у ребенка. Причем, без перекосов и крайностей, которые вредны, как вы знаете, в любом деле.

Пессимист интересно устроен: изначально он будет ожидать какого-то подвоха, сложности. Практически в любом деле он видит не возможности, а препятствия. А на бессознательном уровне он привыкает защищаться, продумывая компенсации своему возможному разочарованию. Например, пессимист, готовящийся к экзамену, будет твердить всем и себе самому, что «непременно завалит его, что он ничегошеньки не помнит, ой, какой ужас» и... получить выстраданную пятерку:))). А оптимист спокойно и честно скажет себе: «я старался, учил, все будет хорошо!» — и получить ту же ожидаемую пятерку.

Так и в воспитании мама-пессимист и мама-оптимист, могут преследовать одну и ту же цель — растить гармоничного, развитого и счастливого ребенка, но ведут себя не одинаково.

Например, упал малыш, чуть ушибся и заплакал. Мама-пессимист тревожно заохает, запричитает, даже если ничего серьезного нет. Малыш еще сильнее плачет, но уже не столько от боли, сколько от испуга, а вдруг случилось что-то плохое, раз мама так волнуется...

Мама-оптимист спокойно и ласково поднимет малыша, проверит ушиб и заверит, что тут «ничего страшного, дай я поцелую и все пройдет». И вот уже слёзки быстро высохли у малыша, он вновь бодр и весел, готов бежать дальше.

Есть бОльшая вероятность, что первый малыш вырастет излишне осторожным. Он десять раз подумает, прежде чем что-то начать. А второй — вырастет в стремительного, уверенного в себе человека, которого неприятности только мобилизуют достигать цели.

А теперь вопрос: как вырастить ребёнка-оптимиста? Который бы не тушевался при первых трудностях, но мог бы найти в себе достаточно уверенности и сил для их преодоления?

Есть несколько правил «НИКОГДА НЕ...»

  • никогда не говорите ребенку: «Что ты натворил!» Грубый окрик и неконструктивная критика отбивают желание исправить промах.
  • никогда не лепите ярлыки: «Неудачник!», «Горе луковое!», «Простофиля!», «Тупой!», «Растяпа!», «Маша-растеряша!» и т.п. Помните — ребенок вам доверяет, раз вы так считаете про него, то подобные ярлыки могут приклеиться на всю жизнь.
  • никогда не ставьте на первое место недостатки и промахи малыша: «Ты вечно меня перебиваешь...», «Ты что, оглох?», «Неужели ты не понимаешь, что...», «Рисунок ничего, но тут ты обвел не так, а эта корова разве бывает синей?!» Акцент на неудачах стирает программу успеха в жизни ребенка.
  • никогда не обрывайте попытки ребенка рассказать вам то, что его интересует: «Ой, ну ты опять со своей куклой, вон лучше книжку почитай...», «Отстань от меня, я устала...».
  • никогда, даже в самом страшном сне, не сравнивайте своего ребенка с другим сыном или другой дочкой той, «продвинутой», соседки, которая «всегда-все-делает-как-надо». Это совершенно разные «лекала».

А что лучше делать?

  • просыпайтесь с детьми в радости, подмечайте самые лучшие мгновения утра: веселый солнечный зайчик, сказочная комната, залитая солнышком, веселая труженица стиральная машина, заботливо гудящий чайник и др.
  • поощряйте деток видеть прекрасное вокруг себя на прогулке: красивый цветок, голубое небо, мило урчащая кошка, сильные и добрые папины руки и др.
  • больше смейтесь и играйте с детками в веселые игры — это их естественный язык. Малыши обожают веселье! А мама, которая позволила себе «оторваться», в игре с ребенком, как правило, чувствует себя помолодевшей.
  • любые трудности и неудачи разбираем, начиная с признания успеха у ребенка, например: «У тебя хорошо получилась вот эта гусеница — как живая! А вот лягушку можно здесь немного поправить — и будет здорово!»
  • научите деток мечтать и поощряйте развитие смелого воображения. «Сынок, а что, если бы наша машина вдруг стала летать? Нажал на кнопку — иии — рраз! Улетел к обезьянам! Нажал — иии — два! Уже в пустыне!.. Что бы ты стал делать там?»
  • правильно гасите проявления капризов на этапе их зарождения, а лучше всего — предвосхищайте. Чтобы этого достичь, нужно проанализировать реальные возможности ребенка, свой стиль воспитания, выделить часто возникающие проблемные ситуации и продумать другие пути разрешения. Об этом подробно разбирается в моем популярном тренинге «

В каждом из нас иногда просыпается волнение и ожидание худшего. Иногда мысли о плохом исходе любого события можно быстро отсеять. А иногда мрачный настрой прочно укрепляется в нашем сознании. Обычно такого постоянно недовольного, хмурого человека, который ни в чем не видит положительных моментов, – называют пессимистом.Что же делать, если пессимистом оказались вы или ваш близкий человек? Заразен ли пессимизм? И главное – стоит ли с ним бороться?

Иногда пессимизм сравнивают с хандрой. Но следует понимать, что это совершенно разные явления. Хандра – это временное состояние человека, когда все видится в негативном свете. И работа не такая, и денег платят мало, и дома жена постоянно грызет – чему же тут радоваться? Но хандра возникает от усталости. Стоит человеку хорошенько отдохнуть, набраться новых сил – глядишь, и повышение заслужил, и жене цветов купил, и нарадоваться не может, какая она у него умница и красавица… Пессимизм – явление гораздо сложнее и глубже. Как правило, устойчивые мрачные мысли просто так не появляются. Чтобы понять, почему человек не может радоваться жизни – нужно выяснить, что случилось и когда именно всё вокруг человека начало обретать черный цвет.