При схожести написания и звучания слов «литовцы» и «литвины» эти 2 понятия обозначают разные явления. Литовцами называют этнос, который сформировался за многие века из двух родственно-племенных групп. Первая ― аукштайты ― балтские племена, населявшие восточный регион и центр современной Литвы. Вторая группа племен ― жемайты, или жмудины ― обитавшие на ее западной части.

Аукштайты и жмудины

Из аукштайтов и жмудинов постепенно образовалась единый этнос, а затем и нация с общим языком, культурой и государственностью. Эту нацию сейчас и называют литовцами. Этнические литовцы могут проживать где угодно ― в Австралии, Сибири или Канаде, ― и оставаться при этом литовцами. Это понятие обозначает национальность, общие корни.

Кто такие литвины

Литвины ― это скорее «территориальный» термин. Он обозначает все население Великого Княжества Литовского (XIII ―XVIII века). Это могущественное в свое время княжество занимало обширную территорию. В него входили многие земли: вся современная Белоруссия, большая доля Литвы и Украины, некоторые области Латвии и Эстонии, часть Польши и Молдавии и весь запад России.

Таким образом, литвинами были не только собственно этнические литовцы, но и все белорусы, какая-то часть украинцев, молдаван, поляков и представителей других этносов , обитавших на перечисленных землях. Для того, чтобы считаться литвином, вообще не нужно было принадлежать к литовской нации.

Слово «литвин» нередко использовалось и в качестве противопоставления западных славян, проживающих в Великом Княжестве Литовском, восточным («русинам»), обитавшим в Великом Княжестве Московском. Эти 2 могущественных государства сильно враждовали в XV-XVI веках. Причиной вражды были серьезные территориальные претензии. Названия «русины» и «литвины» должны были еще больше подчеркнуть разницу между населением этих княжеств.

Современная история

Интересно, что в XXI веке появилось целое течение, имеющее целью возродить былое значение понятия «литвин». Исчезнувшее Великое Княжество Литовское представители этого течения переименовали на новый манер в «Великолитву » (GREAT LITHUANIA ). Ее считают наследницей давно не существующего княжества.

Литвином с полным правом может называться любой белорус, поляк, украинец, молдаванин, эстонец, латыш или этнический литовец, проживающий сейчас на территории Великолитвы (это те исторические области, которые входили много веков назад в Великое Княжество Литовское). Представители этого течения считают, что литвины ― это открытая нация (open nation ), принимающая в свою дружную семью любого человека, который ощущает потребность приобщиться к культуре этого народа.

Федот КУДРИНСКИЙ

ЛИТОВЦЫ
(Общий очерк)
Продолжение

II.
Быт древних литовцев 21)


Литовцы издавна занимались земледелием, жили деревенскою жизнью. Земледелие, конечно, не стояло у литовцев на высокой степени. Долго после принятия христианства они употребляли деревянные лемеши вместо железных. Суеверное уважение к дереву заставляло, литовцев держаться этого обычая. Некоторые исследователи древней Литвы видят в этом остаток языческого древопоклонения. Предметы труда на всех литовских диалектах (а их несколько: в одной Виленской губернии различаются говоры: трокский, эйшишский, свенцянский) имеют древнейшие корни: lyd, dir, lavk, trak. От этих корней происходит масса названий, деревень, местечек. Напр. lydimas расчистка, dirva пашня, dir-bu делаю, darbas - работа, lavkas - поле, trakas - заросли на возвышенных местах. Древнейшее употребление этих слов указывает, что земледелие было главным коренным занятием литовцев.


Литовцы разводили много хорошего и крупного скота. Молоко было их любимым продуктом. Их лошади были малорослые, но чрезвычайно крепки и терпеливы.
Издавна они умели приготовлять пиво (alus) и мёд для питья с небольшою примесью хмелю. Крепких напитков не любили. Знатные на своих пирушках пили из буйволовых рогов, простые из деревянных сосудов. Литовцы любили поесть. Известно, что своим аппетитом они приводили в ужас аккуратных немцев. Один немецкий писатель XVII в. сравнивает их с волками и утверждаешь, что они никогда не могут наесться досыта. «Они никогда не веют зерно, - прибавляет при этом писатель, - а мелют полову вместе с зерном, потому что чистый хлеб кажется литовцам легким, как пена. Белый горох они проглатывают целиком. Они поедают волков, лисиц, ворон, сов, сорок и всякую другую мерзость».
Женщины литовские отличались верностью мужьям, трудолюбием, занимались пряжею и тканьем полотен, которые составляли обычную летнюю одежду обоего пола. Зимою одевались в обычные кожухи, покрытые полотном. Грубое сукно на одежде считалось признаком зажиточности. Девушки носили при поясе колокольчики, которые своим звуком давали возможность родителям следить за ними. - На голове девушки носили венок или повязку, замужние - шапочку.


Литовцы селились небольшими селами. Древние литовские деревни - это маленькие уединенные поселения. Этим, кажется, литовцы отличались от славян, которые, напротив, любили общительность. Характерная черта древнего быта литовцев состояла в отсутствии у них городов, центральных пунктов земского единства в территории каждого племени. Города появились в Литве не раньше XIII в. Основателями их были большею частью иностранцы (На территории исторической Литвы города строили славяне – ред.) .
Первые города литовской Пруссии построены были крестоносцами. В земле жемгалы упоминается город Тервета, укрепленный туземцами уже в исходе их борьбы с ливонским орденом, т. е. в конце XIII столетия. В земле ятвягов единственные существовавшие города были основаны волынскими князьями. На границе собственно Литвы города возводились русскими князьями, как напр. Гродна, упоминаемая в летописи под 1128 годом, и Новгородок - Литовский, основание которого приписывалось в. к. Ярославу. Что же касается собственно литовских городов, то сколько-нибудь точные указания и предания об основании их относятся к половине ХIII столетия. Под 1252 г. летопись упоминает в Литве город Воруту и в Жмуди - Твиремет. Упоминание о Кернове встречаем около 1250 г., об Эйраголе в 1262 г., о Гольшанах в 1280, о Тельшах, Вильне, Троках, Лиде только около 1320 и т. д. (Предки нынешних литовцев к возникновению названных городов не имели никакого отношения – ред.)


Жилое помещение у всех литовцев называется «nams», «nums». Прототип литовского «namas» или «numas» состоит из бревенчатого продолговатого сруба, покрытого только крышей из древесной коры, ветвей или соломы. Ни потолка, ни перегородок внутри не было. Широкие двери посреди длинной восточной стены вели людей и домашний скот внутрь дома, который делился посредством жердей на две половины: для людей и для животных. В людской половине, посреди земляного пола была большая яма - очаг, вокруг него сидела семья на краю ямы, опустив ноги в нее и занималась работой при свете костра. Дым выходил через отверстие в крыше и узкие оконца в стенах. Такие ямы часто встречались еще в конце XVIII столетия. Этот прототип постепенно усложнялся. - Низкая жердевая изгородь постепенно сменялась глухою стеною с дверью. В людской половине очаг заменился печью, у жмудинов с топкою из скотного отдела, у литовцев с людской. - Скотный отдел отделялся от сеней глухою стеной, двери прорубались со двора.


У жмудинов под влиянием немецкой и польской культуры скотные помещения отделялись в особую постройку и назывались с немецкого - «стальдес». У литовцев - тоже делается значительно позже. Скотный двор у них зовется «diendarzis», т. е. ряд хлевов («gurbu», «tvartu», «kuginiu»). С отделением скотного двора, выделяется и кладовая, сначала у сувалкских литвинов и жмудинов, а затем и у остальных. Удивительно, что жмудины, далеко опередившие многих литовцев в улучшении хозяйственных построек, сохранили тот же прототип. Они в передней («numelis» или «priangė») оставили топку главной печи, а посреди передней - очаг с приспособлением для подвешивания над очагом котла. Это приспособление зовется по старинному «вашкара». На восточной пограничной полосе Литвы заметно влияние великорусского типа построек, в виде смыкания в четырехугольник жилого дома, амбара и скотного двора.
В домашнем своем быту древние литовцы были очень просты и нетребовательны. Обстановка была простая деревянная. Только зажиточные люди спали на мешках, набитых сухой травой или перьями. Хозяин ложился у дверей, а хозяйка близ печи. Они беспрестанно вставали и следили за огнем, чтобы он не погас, и чтобы не сделалось пожара. Народный обычай требовал, чтобы огонь всегда поддерживался в избе. Один из писателей конца XVII в. так между прочим описывает жилище литовцев: «Они живут в жалких, маленьких домишках, которые по большей части состоят из одной курной избы, иногда еще из кладовушки. В избе находится сложенная из больших камней печь, которая сильно накаляется. Около неё вповалку и вперемешку, как попало, спят ночью на полу отец, дед, мать и дети, подостлав под себя разные лохмотья; попадаются изредка и постели. Остальное пространство в избе занимает скот. Построены эти дома из толстых стволов ели, которые снаружи, по большей части, несколько сглажены, а внутри остаются круглыми. Они сложены так ловко, что ветру никак не удается пробиться внутрь; щели заткнуты мхом. Крыты дома соломой, или положенными поперек бревнами».
Как и у славян, у литовцев считалось знаком гостеприимства напоить гостей допьяна. Пили не только взрослые, но и молодые и девицы. Пиво было у литовцев символом дружелюбия и веселости. К празднику делали складчины-братчины и приносили в жертву козла или быка. Осенью в литовских деревнях начиналось веселое время. - Зажиточный хозяин убивал корову или свинью, варил пиво и звал соседей из своей и соседней деревни. Лучшим угощением считалась дичь. - Мужчины отправлялись в леса, били зверей, птиц и соперничали друг с другом в стрельбе.
Семейная жизнь и зависящие от неё отношения решались приговором жрецов (криве), которые были хранители и истолкователи древних обычаев, постепенно принявших значение положительных законов. (Жрецы «криве» были духовными вождями славян кривичей, а не жмудинов, предков нынешних литовцев – ред.) Жрецы поддерживали строгую нравственность и жестоко преследовали все, что клонилось к её нарушению. По законам жрецов, прелюбодеяние, напр., наказывалось сожжением, как мужчин так и женщин.
Находимые теперь в прусских и литовских могилах предметы показывают, что прусские литовские женщины в глубокой древности украшали шеи, уши и руки цепями, кольцами, серьгами, браслетами, а в волосы втыкали согнутые булавки. Издавна известны были между ними чужеземные монеты, служившие тоже для украшений.
Баня у литовцев и пруссов считалась удовольствием, как и у русских. - Ей придавали священное значение. Язычник-литовец ходил в баню в честь своих богов.


Жертвоприношения в честь морских божеств указывают на историческую близость литовцев к морю. В литовском языке сохранились самобытные, незаимствованные извне и носящие явную печать старины названия, относящиеся к мореплаванию. По свидетельству Адама Бременского, прусские суда плавали из Самландии к Юлину в Померании, к Гедаби в Шлезвиг и в Швецию в гавань Бирку. Вообще, море с незапамятных времен способствовало знакомству литовского племени с произведениями чужеземной цивилизации, хотя, впрочем, это знакомство нисколько не отразилось на улучшении быта древних литовцев. В своем родовом быту литовцы были строго консервативны.
Главными вывозными товарами были дорогие меха и янтарь. Еще до Рождества Христова мореходцы плавали за ними в чужие страны. Наше слово янтарь находит для себя полное фонетическое соответствие в литовском «hentaros». Литовцы вели торговые сношения с русскими, на что указывают находимые в изобилии в Литве русские монеты. Историк Нарбут прямо свидетельствует о торговых сношениях литовцев, с одной стороны, с немцами, а с другой, - с новгородскими славянами. Торговля с русскими славянами тем легче могла развиться у литовцев, что пошлины здесь были значительно меньше немецких.

Древние свидетельства дают нам мало данных для суждения о гражданском и общественном строе древнего литовского мира. Кажется, жрецы были вместе и установителями гражданского порядка. По мере столкновения с иноплеменниками возникало отделение светской власти от духовной. Кроме «криве», у литовцев существовали выборные князья, называемые у пруссов риксами или риками («rykis»), а у собственно литовцев «кунигасами».


Из некоторых мест одной древней хроники (Петра Дюйсбургского) видно, что у литовцев существовали народные собрания или веча. На вече сходились из более или менее отдаленных сторон. Собрание принимало вид верховного собора всей страны. Они происходили обыкновенно у священных мест. Пользовались ли «рики» и «кунигасы» правом собирания дани - неизвестно. Кажется, они получали в вознаграждение земли, дававшие доход. Первоначальное значение «риксов» и «кунигасов» ограничивалось предводительством на войне. Частые перемены династии «кунигасов» в языческой Литве заставляют предполагать, что наследственность не имела особенного значения при замещении вакантного княжеского места. Власть «кунигасов» не доходила до самодержавия. Признаки наследственности обозначаются позднее, при гедиминовом доме и, может быть, заимствованы у славян.
Вообще, древнее литовское племя не составляло государства. Оно представляло рассыпанную массу небольших волостей, управлявшихся независимыми вождями, почти без всякой политической связи друг с другом. Однородность языка составляла между различными народами литовского племени связь этнографическую. Однородность религиозного культа служила связью нравственною.
Древнее литовское войско составлялось из добровольцев-охотников, оставлявших свои дома ради защиты отечества от вторжения неприятеля или ради добычи. Пруссы сражались в пешем строю, литовцы - пешим и конным строем, ятвяги вели наезднический образ войны.
Одежда воинов состояла из медвежьих шкур. На головах они носили большие войлочные шапки, называемый неромками. На знаменах были изображения божеств или щита, с грудным изображением человека с медвежьей головой. Иногда на знамени изображался щит с двумя венцами голубого (вверху) и желтого (внизу) цвета. На литовских знаменах часто изображался также бегущий всадник. Отсюда - погоня - знаменитый герб Великого княжества Литовского (этот герб заимстовован из Новгорода-ВЕликого - ред.) . Для возбуждения мужества играли на трубах, сделанных из буйволовых рогов. С усилением воинственности, пробужденной крестоносцами, многие богатые люди набирали себе особенные дружины.
Перед началом военного предприятия литовцы обыкновенно гадали на человеческой жертве. Вайделот поражал обреченного на жертву пленника ножом в грудь или шею и наблюдал по истечению его крови - удачным, или неудачным будет предприятие. Если кровь брызгала фонтаном, это был хороший знак. Если же она струилась медленно - это был знак неудачи, и поход отменялся. На войне употребляли луки, копья, мечи, метательные камни и топоры. Луки их были не велики. Большими луками, которые натягивались посредством кольца, литовцы научились владеть только со времени знакомства с немцами. Древним народным оружием литовцев служила дубина с одним толстым концом. Военная тактика древних литовцев имела признаки, обще всем вообще народам первобытной цивилизации: нечаянное нападете на неприятеля, притворное бегство с целью заманить врага в лес и т. п. Осажденных утомляли беспрерывными нападениями. В походе литовцы везли за собою рядами сани или возы и, в случае нужды, делали из них подвижное укрепление. Обычая мазать колеса не было, поэтому при движении литовского обоза на далекое пространство раздавалась дикая колесная музыка. На случай переправы через реку возили с собою в походах лодки, сделанные из зубровых шкур. За недостатком таких лодок переправлялись через реки вплавь, держась за хвосты лошадей, как это делали татары. С пленниками, особенно с немцами, обращались бесчеловечно, - черта не воинственного народа. Всякого, кто с ними воевал, они считали злодеем и разбойником. Пленников, по окончании войны, иногда, приносили в жертву, особенно знатнейших. Остальных убивали или обращали в неволю. Взятый в плен считался скорее вещью, чем человеком. С русскими и поляками, впрочем, обращались милостивее. По окончании войны, возвращавшихся с победою приветствовали женщины и девицы, пели песни и били в ладоши. Так был встречен Ольгерд в 1361-м году, по возвращении из под Москвы. Подобный обычай, как известно, был и у гуннов (при Аттиле).
Неудача на войне наказывалась выражениями всеобщего презрения. Бежавших с поля битвы казнили смертью. У литовцев был даже обычай самоубийства в случае проигрыша сражения. Вообще, литовцы-язычники не дорожили слишком жизнью. Самоубийство было у них делом вовсе не предосудительным. Нередко жены, потеряв мужей, павших в сражении, убивали себя. Древний литовец, глубоко веря в будущую жизнь, с нескрываемым равнодушием относился к настоящей 22).
В древней Литве не было твердынь и замков. Охрана жилищ ограничивалась только выбором неприступного местоположения для постройки. Искусство возводить деревянные укрепления литовцы заимствовали у немцев и русских. С приближением неприятеля, селяне без сожаления сжигали свои хижины и скрывались в леса. Отсутствие объединяющего начала в жизни разрозненных племен надолго задержало культурно-политическое развитие Литвы. Только с половины XIII столетия, когда сведения о литовском племени становятся более подробными и обстоятельными, мы встречаем известия о литовских вождях, как государственных правителях.
Литовцы поздно были обращены в христианство. Литва была крещена в 1387 году, а Жмудь в 1417 г. (Тогда произошло крещение по католическому чину части княжеской верхушки кричивей из рода Гедиминовичей, а православное христианство константинопольского чина на территории Литвы было со времён похода на эти земли Ярослава Мудрого в 11 в. – ред.) Переход литовцев в (католическое - ред.) христианство не сопровождался в народе переменою его убеждений и долгое время носил совершенно фиктивный характер.
Принимая христианство, литовцы не отказывались от языческих воззрений. Крещение «смывалось» населением. Ни в одном из народов России не сказалось столько равнодушия к христианству и приверженности к языческому культу, как у литовцев. Вот, напр., что писал о своем народе в сравнительно позднее время 1587 году епископ жмудский: «В наибольшей части моего епископства нет никого, кто бы хоть раз в жизни исповедовался, никого, кто бы хоть раз причащался, никого, кто знал бы молитву или знак св. креста, кто имел бы какое-нибудь понятие, о таинствах веры. Довольствуются одним: мы не лютеры (лютеране) в пятницу мяса не едим; повсюду приносят жертвы громам; чтут ужей, почитают дубы за святых, угощают души умерших пирами, и еще много таких странностей, которые имели источник не злость, но невежество, не признают за грехи».
В течение XVII столетия языческий элемент у литовцев и жмудинов (не вполне корректное противопоставление «литовцев» и «жмудинов», поскольку именно жмудский язык лёг в основу современного литовского языка – ред.) держался во всей силе. Языческое суеверие вместе с предрассудками, возникшими на почве средневекового католицизма особенно отразилось в процессах о колдовстве и ведьмах.


Эти процессы велись в течение всего XVIII века. Как плохо литвины понимали своих «казнодзеев»-проповедников в Ковне, об этом в 1582 году Стрыйковский сообщает в своей хронике любопытные исторические анекдоты. Отсутствие просвещения долго держало литовцев во тьме и мешало усвоению христианства. (Слово «казнодзей», польского происхождения и означает – «читающего проповеди», естественно, после Люблинской унии, на польском языке - ред.)
Умственное развитие литовцев стояло на низкой степени. Это обстоятельство было главною причиною легкого подчинения литовцев влиянию славянской образованности. Петр Дюйсбургский положительно указывает, что у прусско-литовского народа не существовало букв. Когда пруссу нужно было помнить о том, что следовало сделать через несколько дней, он чертил на своем кожаном поясе по заметке на каждый день и, таким образом, доходил до условленного дня. Литовско-прусские письмена вызвали много споров в науке. В хронике XVI века Симона Грюнау, бравшего свои сведения из прежних хроник, говорится о некоторых письменах, бывших на щите и знамени прусских литовцев. Странная форма этих письмен приводимых в хронике, много занимала немецких ученых. Тунман, между прочим, объясняет эту надпись как обращение к богу воину Корсу или Коршу: «Боже, Корс, возъярись на опустошителей, сотвори им зло». Байер считал надпись подделкою. Гримм признает её подлинность и находит в ней сходство с готскими рунами. Вопрос о надписи остается еще не разрешенным до настоящего времени.
Систематическое обучение литовского и прусского народа предпринял впервые герцог Альбрехт прусский, любитель наук, искусств и просвещения, основатель Кёнигсбергского университета, библиотек, гимназий и других просветительных учреждений. В своих заботах о распространении евангелического учения среди инородцев («Evangelizirung»), он обратил особое внимание на старожилов-пруссов в Натангии и Самланде и на литовцев, живших у берегов Немана-Мемеля. В 1545 году был дважды издан, по его повелению, прусский катехизис. Экземпляр второго исправленного издания этой редкости хранится, между прочим, в Императорской Публичной Библиотеке в Петербурге. Эти первенцы литовско-прусской печати вышли из типографии Ганса Вейнрейха в Кёнигсберге (их составителем был лютеранский монах Мартинус Мосвидиус из Кёнигсберга – ред.) .


........................................................................................................................................................................................................................................


ПРИМЕЧАНИЯ
1) Главнейшие труды по вопросу о древних литовцах.
В. Б. Антоновича: «Монографии по истории Западной и Юго-Западной России» т. I, Киев, 1885 г. (Очерк истории Литвы до смерти Ольгерда). Его же «История Литвы».
Э. А. Вольтер: «Об этнографической поездке по Литве и Жмуди летом 1887 г.». Записки Имп. Ак. Наук, т. LVI 1888 г.
А. Л. Погодин: «Из древнейшей истории литовскаго племени». (Сборник статей по археологии и этнографии). СПБ. 1902 г.
И. И. Потулов: «Заметки о древних литовцах и их могильниках в Виленской губ.».
Памят. книжка Виленской губ. 1901 г.
П. С. Матулянис: «Литовское племя в Виленской губ.». Пам. книжка Виленской губ. за 1902 г.
М. О. Коялович: «Чтения по истории Западной России».
Д. Иловайский. «История России» ч. III. (Московско-Литовский период).
П. Н. Батюшков. «Белоруссия и Литва». Историческия судьбы Северо-Западнаго края». СПБ. 1890.
Из польских историков изучением древней Литвы занимались:
Ярошевич («Obraz Litwy pod wzlędem jej cywilizacyi od czasów naidawniejszych» r. I - III. Wilno. 1844 - 1845 r.), Крашевский («Litwa» т. I - II. Warszawa. 1850 r.), Лелевель («Dzieje Litwy i Rusi». Роznаń. 1884 г.), Мацеевский («Perwotne dzieje Polski i Litwy». Warszawa. 1846 г.), Нарбут («Dzieje starożytne narodu litewskiego». I - IX. Wilno. 1835 - 1841), Нарушевич, Рогальский, Сарнецкий, Сенявский, Скирмунт («Dzieje Litwy». Krakow. 1885 г.), Смолка («Najdawniejsze pomniki.» Krakow. 1889 г.) и др. Самая обстоятельная библиография Литвы у Балтромайтиса: «Сборник библиографических материалов для географии, истории, истории права, статистики и географии Литвы», изд. второе. СПБ. 1904 г. (Общий очерк).
2) И. И. Потулов: «Заметки о древних литовцах». «Пам. кн. Вил. губ.» 1901 г. стр. 46.
3) Lelewel: «Narody na ziemiach słowianskich przed powstaniem Polski». Poznan 1853 г. стр. 274 - 278.
4) А. W. Maciejowski: «W Tacitowej Germanii są slady dziejow Polski i Litwy». «Bibl. Warsz.». 1844 г.
5) О готах - литовцах статья Латома (Lathom) в «Современнике» 1853 г. XLII. Ф. Браун: «Разыскания в области гото-славянских отношений: Готы и их соседи до V вика». 1899 г.
6) А. Погодин: «Древние литовцы». «Книга для чтения по русской истории» Довнар-Запольскаго. Т. I. Москва. 1903 г. стр. 629.
7) В науке высказано мнение, что литовцы занимали огромную площадь нынешней южной России и даже Балканскаго полуострова. Бассанович в своих этнологических исследованиях находит на Балканском полуострове литовския названия разных урочищ. Дунай часто прославляется в литовских песнях. Главнейшая литература по этому вопросу: Кочубинский: «Територия доисторической Литвы». «Журн. Минист. Народн. Просвещ.» 1897 г. СССIХ. «Следы литовскаго владычества в новороссийском крае» - А. Скальковскаго, в «Жур. Мин. Внут. дел». 1845 г. т. XI. «Об окружных жителях балтийских окрестностей». Ю. Венелина в «Чт. Общ. Ист. и Др. Рос.» 1846 г. № 4.
8) В русской литературе, за исключением случайных заметок, совершенно нет изследований о «ятвягах», равно и о «голяди» (литовское племя доходившее до пределов тульск. губ.).
9) Костомаров: «Литовское племя и отношение его к русской истории».
10) Впрочем, филологическия разследования древне-литовской географической номенклатуры допускают и другия объяснения вышеприведенных наименований.
11) Ign. Daniłowicz: Skarbiec diplomatów papieżskich, cesarskich, królewskich, książęcych... posługuiących do krytycznego wyjasnienia dziejów Litwy.» Wilnо. 1860 - 1862 г. t. I, str. 36. По сообщению кведлинбургской, магдебургской летописей и летописца Сека, Брунон был убит «in confinio Russiae et Lituae», а по словам Дитмара и Мариана Скотта « - in confinio Russiae et Prussiae».
12) «Kronika Dytmara, spolszczona przez Zygm. Komarnickiego». Zytomierz r. 1862, стр. 267.
13) Т. Narbutt: «Dzieje starożytne...» t. II, str. 310.
14) Helmold: «Kronika sławianska» Warszawa. 1866 г. стр. 6.
15) Т. Narbutt: «Dzieje starożytne nar. litew.» t. II str. 310.
16) Нарбутта т. II, стр. 311.
17) Balinski: «Starożytna Polska», t. III, str. 509.
18) Danilowicz: «Skarbiec»... t. I, str. 36. «Название литовскаго народа» «Ков. губ. Вед.» 1849 г. № 3. «О происхождении и названии литовскаго народа» «Ков. губ. вед.» 1854 г. № 10, 1855 г. № 1.
19) Литовская мифология в русской литературе мало разработана. Из польских писателей ею занимались - Стрыйковский, Крашевский, Балицкий, Нарбутт и др. В ней находили следы иранской, кельтогальской, греко-римской, скандинавской, славянской теософии. А. Вrückner: «Starożytna Litwa. Ludy i bogi. Szkice historyczne i mitologyczne». Warszawa. 1904. А. Mierzynski: «Zrodła do mitologiy litewskiej». I. - «Od Тасуtа do konca XIII wieku. II - Wiek XIV, XV. Warszawa. 1892 и 1896. Вольтер Э. «Об изучении литовской мифологии». Пам. книжка Ковенск. губ. 1887 г. Литовская мифология изложена сравнительно подробно у Иловайскаго: «История России. - ч. III. - Московско-литовский период». СПБ. 1883 г. Миллер В. «Очерки арийской мифологии». Москва. 1876 г. стр. 129 - 133. Кузнецов: «О литовской мифологии Нарбутта». в «Изв. Имп. Рос. Геогр. общ.» 1873 г. т. IV, № 4.
20) Narbutt. Dzieje staroż. nar. Lit.» I, str. 225. Jaroszewicz - «Obraz Litwy» t. I, str. 192; Коjа1оwicz - «Histor. Lituaniae». Раrs рrior de rebus Lituanorum» р. 31. А. Погодин считает вымыслом хронистов все, что разсказывается о Ромове, Зниче, Криве-Кривейто. Мержинский: «Ромове». Археолог. изслед. Труды X археологич. съезда I стр. 350 - 355. Теобальд. «Зничь. Мнимый священный огонь языческо-литовский». «Виленск. Вестн.» 1890 г. № 93. Его же. - «Литовские языческие очерки». Историческия изследования. Вильна. 1890 г.
21) Бестужев-Рюмин: «Русская История» Спб. 1872 г. т. I. Костомарова Н.: «Русские инородцы - литовское племя» (из лекции по русской истории, читанных в С.-Петербург, университете 1860 г.) Напечат. в «Русском Слове» 1860 г. № 5.
22) Известно, что древний литовец XVI в., приговоренный к смертной казни, вешал себя собственными руками.

Ф. Кудринский. Литовцы (Общий очерк) // Виленский календарь на 1906 простой год. Издан под редакцией Ф. Н. Добрянского. Вильна: Типография «Русский Почин», уг. Виленской ул. и Богадельнаго пер. дом Одынца № 25. Дозволено Цензурою. Вильна, 3 Декабря 1905 г. С. 75 – 92.

Литовцы - живут в основном в северо-западной России. Есть немало литовцев обрусевших, ополячившихся и онемеченных, между тем как их антропологический тип не настолько изменился, как их язык. В лингвистике XIX века литовцы рассматриваются наряду с , старопруссами, в XVII веке совершенно затертыми немецким элементом, и древними ятвягами-дейновцами.

Литовцы, составляющие ветвь балтийской группы, представляют в разных частях территории, ныне ими обитаемой, отнюдь не одинаковые черты и в этнологически-антропологическом смысле до известной степени различаются по языку, быту и типу. Славянами литовцы были приперты к . Как обитатели берегов его они известны с давних пор, например, в истории янтарной торговли. Бецценбергеру удалось доказать, что древнейшие жители восточной Пруссии были литовского происхождения. Древность населения этого края восходит по меньшей мере за 5000 лет.

Ввиду отсутствия строго подобранных фактов по палеонтологии Литвы, главным источником для древнего периода (до Рождества Христова) все еще остается литовский язык. Л. Биленштейн пришел на основании историко-географических разысканий к несомненному результату, что первые обитатели Балтийского прибрежья были не курофинского, а литовского происхождения.

Согласно данным исследований, проводившихся в прошлом веке, литовцы среднего роста, сильного телосложения; редко заметна склонность к полноте. Цвет кожи белый, растительность на теле мало развита, волоса гладкие, весьма редко вьющиеся. Цвет волос русый или светло-каштановый, редко темный, в виде исключения черный. Глаза средней величины, большею частью голубые, нередко и карие. Лицо овальное, скулы не выдаются. Цвет лица хороший, лоб средней высоты, нос прямой, рот средней величины.

По наблюдениям исследователя XIXвека Янчука, литовцы недоверчивы, при первом знакомстве необщительны, но только из осторожности, которою они в сильной степени отличаются. Черта эта выработалась в литовцах исторически: уж очень часто приходилось им переходить из одного подчинения в другое, так что они перестали даже понимать, кому повиноваться, кого слушать, и ко всем стали относиться подозрительно. Как только литовец увидит, что ему зла не желают, на его права не посягают, он становится самым радушным человеком, в особенности если заговорить с ним на его родном языке. Выводы Янчука относительно темперамента литовцев подтверждаются и наблюдениями других наблюдателей.
Национальное жилище литовцев представляет собой дом, посреди которого расположен очаг; низкий деревянный простенок отделяет центр дома от его служебных, боковых частей. Двор - дединец - представляет главную арену для разных торжеств и сцен домашнего ритуала, свадебного, родинного, похоронного и поминального. Жилые дома, амбары и хлева строятся из бревен сосновых, еловых, осиновых и березовых, а пристройки, свинарники и навесы - из жердей и кольев, переплетенных хворостом, иногда прокладываемых глиною с соломой и коровьим пометом. Потолок в таких домах состоял из жердей и покрывался слоем мха, костры и глины. В курных хатах полуторная дверь, т. е. дверь обыкновенная, плотно закрывающая избу, и полудверь, во время топки печи служащая дымволоком.

Национальная одежда литовцев различна по местностям и подвергалась разным влияниям: на прусской границе и у жмудинов - немецкому, на восточной Литве и в- славянскому. Сермяга старого покроя застегнута на груди доверху, а внизу доходит до половины голени. На ногах портянки, сапоги-чеботы или деревянные башмаки. Во время жатвы обувь заменялась так называемыми нагинями - род полотняных башмаков с подошвами из толстого сукна или смоленой дерюги - или же лаптями (вижи, плетеные из липового дуба). Женщины надевали нечто вроде жилета, внизу изрезанного прямоугольными квадратиками и приготовленного из полотняной пестряди, или шнуровку, стягивающуюся на груди.

Кухня литовская отличается разнообразием; особенно употребительна свинина в разных видах. Из напитков в старое время славились мед и черное пиво (алус), квас из груш или из солоду.

В старину в Литве применялся родовой порядок наследования таким образом, чтобы дом переходил от брата к брату по старшинству лет и так до самого младшего и затем в следующем поколении опять к старшему сыну старшего сына и т. д. Дочери при выходе замуж получали приданое в размере, установленном обычаем, из домашнего скота, хлебов, одежды и холстов. Сын-ушкур или заводящий новое хозяйство получал выдел из рабочего и прочего скота, земледельч. орудий, хлебов и проч., а также посильные помочи. Сын, не наследовавший дома, оставаясь при отце, получал присевки, или собины (куски земли в свое личное пользование).

Литовцы (лит. lietuviai, ед. ч. lietuvis) — европейский народ, большая часть которого проживает в Литве. Литовский язык относится к балтийской группе индоевропейской языковой семьи.

Некоторые факты указывают на то, что группа балтийских языков существовала обособленно от других индоевропейских языков уже с X века до н.э. Восточно-балтийские языки отделились от западно-балтийских (или, видимо, от гипотетического прото-балтийского языка) между 400-600 годами. Дифференциация между литовским и латышским языками началась в 800-ых годах, тем не менее они ещё долго оставались диалектами одного языка. Промежуточные диалекты существовали, как минимум, до XIV-XV веков, а по всей видимости, вплоть до XVII века.

Основой формирования литовского этноса были различные балтийские племена скотоводов и земледельцев, предки которых еще в начале 2-го тыс. до н.э. проникли с юго-запада в бассейн Немана и Западной Двины, неся с собой развитую неолитическую культуру шлифованных «боевых топоров». Некоторые современные исследователи связывают этническое происхождение литовцев с балтской археологической культурой штрихованной керамики (XIII в. до н.э. — III в. н.э.).

Археологические памятники и письменные источники 1 — нач. 2-го тыс. н.э. позволяют наметить районы расселения этих племен. Главнейшими из литовских племен были аукштайты («литва» в рус. летописях), и жемайты (жмудь). Вошли в состав литовцеы также часть судавов (ятвяги), южные группы куршей (корсь) и земгалов (земигола).

В IX-XII вв. с развитием производительных сил (пашенное земледелие, животноводство, металлургия железа и др. ремесла) усиливается взаимодействие между территориально-племенными группами литовцев, растет среди них социальная дифференциация, возникают раннефеодальные отношения, постепенно складывается литовская народность.

С XI-XIII вв. аукштайты и жемайты населяли почти всю нынешнюю Среднелитовскую низменность и прилегающую часть территории Балтийской гряды. Этнической консолидации литовцев способствовало образование в 1-й пол. XIII в. Литовского государства, которое окрепло в упорной борьбе с Тевтонским орденом. Внутри этого государства в течение XIV-XVI вв. развивались связи литовцев с восточно-славянскими народами — русскими и белорусами. С XIII по XVI в. в состав литовской народности, помимо собственно литвы, вошли часть ятвягов, всё племя носителей культуры грунтовых могильников Жемайтской возвышенности, южные части селов, земгалов и куршей, а также части скальвов, пруссов и некоторых других балтских племен.

Борьба с Тевтонским орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в конце XIV в. феодальной элитой католичества также способствовало полонизации литовских помещиков и распространению среди них польского языка. Однако большинство крестьян сохраняло свой родной язык, свою самобытную материальную и духовную культуру. Даже литовцы района Клайпеды (Мемеля), попавшие в XIII в. под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся на протяжении нескольких веков насильственной германизации, не утратили своего этнического самосознания.

В период феодализма с характерной для него экономической обособленностью отдельных районов внутри единого литовского народа выделились местные этнографические группы, различающиеся между собой по диалектам и некоторым культурно-бытовым особенностям. Кроме жемайтов и аукштайтов, сохранявших наименование и локализацию древних племен, такими группами были, например, дзуки на юго-востоке Литвы (потомки части судавов), восточные занеманцы — капсай и западные занеманцы — занавикай.

Великий князь Витаутас (Витовт) объясняет императору Сигизмунду в 1420 г., что значат названия аукштайтов и жемайтов на литовском языке: «...Вы сделали и объявили решение по поводу Жемайтской земли, которая есть наше наследство и вотчина из законного наследия наших предков. Ее и теперь мы имеем в своей собственности, она теперь есть и всегда была одна и та же самая Литовская земля, поскольку есть один язык и одни люди. Но поскольку земля жемайтов есть земля, более низкая, чем земля Литвы, по этой причине по-литовски Жемайтию называют нижней землей (terra inferior). А жемайты называют Литву Аукштайтией, то есть высшей землей (terra superior respectu) по отношению к Жемайтии. Также люди Жемайтии с древних времен называли себя литовцами, и никогда жемайтами, и из-за такого тождества мы в своем титуле не пишем о Жемайтии, так как все есть одно — одна земля и одни люди» (пер. по тексту: Codex epistolaris Vitoldi (1376-1430) / Ed. A. Prochaska. Cracoviae, 1882. № 861, 1882. S. 467).

Исторические данные позволяют утверждать, что в XVI в. современники относили к Литве прежде всего этнически литовские Виленский, Вилькомирский, Ковенский, Трокский и Упитский поветы (уезды), а также ряд белорусских поветов.

Литовский язык сложился в XVII в. на основе аукштайтского диалекта. Для него характерно сохранение архаических индоевропейских черт, главным образом системы гласных звуков и склонений. Наиболее ранний письменный памятник литовского языка датируется 1545 г. и представляет собой молитву, написанную от руки на последней странице выпущенной в Страсбурге книги «Tractatus sacerdotalis». Текст придерживается дзукийского диалекта и, по всей видимости, списан с более раннего оригинала. В 1547 г. пастор Мартин Мажвид (Мосвидиус), деятель Реформации, издал в Кёнигсберге первую книгу на языке местного населения (жмуди) — лютеранское наставление «Простые слова катехизиса», набранную латинским алфавитом. Книга содержит первый литовский учебник — «Лёгкая и скорая наука чтения и письма», в котором автор приводит алфавит и несколько предложенных им грамматических терминов. В 1620 г. появляется и первый учебник литовского языка, впоследствии переживший пять изданий — «Dictionarium trium linguarum» Константинаса Сирвидаса. В 1653 г. издаётся учебник грамматики — «Grammatica Litvanica» Даниэлюса Кляйнаса. Так в XVII веке начинается научное исследование литовского языка, которое стало с появлением в XIX веке сравнительного языкознания особенно интенсивным.

В 1795 и 1815 гг. этническая территория литовцев (кроме Клайпедского края) вошла в состав Российской империи. Во 2-й пол. XIX в. в Литве складывается современная литовская нация. диалект литовцев Занеманья в XIX в. лег в основу литовского литературного языка.

Литовцы принимали участие в польских восстаниях против российского правления в 1830-1831 и в 1863-1864 гг. После жестокого подавления второго восстания, не без ходатайства графа М.Н. Муравьёва-Виленского, генерал-губернатора Северо-Западного края Российской Империи, началось национальное становление жмудинов. 25 августа 1866 г. Император Александр II издал Указ гарантировавший литовскому языку гражданское право в школах Сувалкской и других литовских территорий. Прежде всего, было налажено начальное образование среди детей крестьян. Были организованы Литовская гимназия в Мариамполе, постоянный учительский семинар в Вейверах, а также был учреждён ряд стипендий в российских университетах, предназначенных специально для детей крестьян из этих трёх литовских губерний; целью было вывести местное население из-под влияния польской культуры. Начали работу школы, в которых обучение велось на местном жмудском языке, так тогда назвали нынешний литовский язык. На литовском языке (на кириллице) начали выходить печатные издания. На местах, в глубинке, его культивировали, прежде всего, католические священники — ксендзы, такие как, например, получивший образование в Петербургской духовной академии А. Баранаускас.

Многие молодые люди из более зажиточных семей поехала получать высшее образование в столичные высшие учебные заведения Российской Империи. Среди них, например, были Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие основатели государства литовцев. Обучался в Московском университете и Йонас Яблонскис — создатель «Грамматики литовского языка», который был впервые им нормирован в 1901 году благодаря тому, что он ввёл оригинальный алфавит, основанный на латинице. Запрет латинского шрифта в литовском языке на территории Российской иимперии привел к широкому проникновению публикаций на латинице из литовского Клайпедского края, вошедшего в состав Восточной Пруссии. Запрет на латинский алфавит был снят только в 1904 г.

Русская революция 1905 вызвала рост национального самосознания литовцев, а 4-5 декабря 1905 г. в Вильнюсе собрался Национальный съезд из почти 2000 делегатов, который принял резолюцию, требовавшую создания автономии из районов, населенных этническими литовцами.

К концу 1915 г. большая часть литовской территории была оккупирована германскими войсками. Новые власти санкционировали в сентябре 1917 г. созыв Литовской ассамблеи в Вильнюсе. Ассамблея учредила Литовский совет из 20 членов, который 16 февраля 1918 г. провозгласил независимость Литвы. Немецкая оккупация Литвы продолжалась до ноября 1918 г., затем в пределы Литвы вошла красная армия, а в феврале 1919 г. была провозглашена Литовско-Белорусская советская республика. В апреле 1919 г. поляки заняли Вильнюс, а затем и всю территорию Литвы. Договором от 12 июля 1920 г. советская Россия признала независимое Литовское государство и освободила Вильнюс от польских войск.

3 августа 1940 г. Литва была включена в состав СССР как Литовская Советская Социалистическая Республика. Советизация всех сфер жизни включала в себя национализацию собственности и преобразование системы образования и культуры.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы провозгласил независимость страны, что знаменовало начало нового периода в развитии литовской нации как нации государственной.

В настоящее время литовцами себя считают около 4,2 миллиона человек (включая лиц, не владеющих литовским языком).

Прусские литовцы (летувининки) — особая группа литовцев, до 1945 г. населявшая север и восток Восточной Пруссии — Малую Литву (ныне Калининградская область России и Клайпедский край Литвы). По германской переписи 1890 г. их было 121 тыс. чел. В отличие от остальных литовцев они были в основном лютеранами и противопоставляли себя остальным литовцам (литовцам Большой Литвы), которых они называли жемайтами. Прусские литовцы спользовали для литовского языка другую орфографию и готический шрифт, по культуре были близки немцам. В 1945 г. прусские литовцы вместе с остальным населением Восточной Пруссии в основном переселились в Германию, где значительно ассимилировались с немцами, однако часть их осталась на территории Литвы.

Источники и дополнительные материалы:

  • Литва: Краткая энциклопедия. Вильнюс: Главная редакция энциклопедий, 1989. ISBN 978-5-420-01613-8;
  • dic.academic.ru — материал из Советской исторической энциклопедии;
  • dic.academic.ru — материал из энциклопедии Кольера;

Самая этнически плотная страна Балтики – это Литва. Еще в древние времена были заложены основы национального характера, они определялись географическим положением, экологией, религией и политикой. Нельзя отнести литовцев к динамическим или экспрессивным нациям, обычно это люди, которые склонны к упорному труду и сдержанности.

Литовцы – это нация земледельцев, живущих вблизи моря, так уж сложилось исторически. По описанию историков, это люди среднего роста, коренастые, добродушные и миролюбивые. Однако они известных своим небывалым мужеством, так как издавна вынуждены были защищать себя и свои семьи. Как упоминается в мифологии, страна поделена на 3 культурных района, взаимодействие которых напоминает дерево: корни находятся на западе, ствол - в центре Литвы, на а ветки - на востоке. Нельзя сказать, что литовцы этнографически едины. В состав нации входит 4 этнические группы, которые имели свои районы проживания исторически: на северо-востоке жили аукштейтийцы, на западе – жемайтийцы, на юго-востоке – дзуки, на юге - сувалкейчи. Каждая из данных групп имеет существенные различия в обрядах, национальных одеждах, песнях, и конечно, они отличаются темпераментом. Живущие на юго-востоке дзуки, самые экспрессивные, на западе проживают самые сдержанные, закрытые и настойчивые жемайтийцы. Отличительными чертами большинства аукштейчей являются рациональное мышление, аккуратность и бережливость. Но всем литовцам присущи главные черты характера – это верность данному слову, гостеприимность, любовь к правде и свободе. Эти черты не исчезли с развитием истории. Литовцы, как и все северные народы, всегда были несколько сдержанными в манере поведения и речи. Лиризмом слегка окрашены их склад ума (мышление) и восприятие мира. Эта лирика находит выражение в фольклорных произведениях.

Ну а сейчас мы хотим несколько отойти от общепризнанного восприятия литовца и взглянуть на него со стороны стороннего наблюдателя и человека, который волею судьбы оказался среди них.

При попытке представить себе литовца, перед нами возникнет слегка размытый образ прибалта, который в свою очередь был навеян анекдотами про медлительных эстонцев. В силу своей неграмотности мы привыкли подразумевать под литовцем эстонца, под эстонцем латыша и вообще, для нас все они - прибалты. Хотя мало кто догадывается, что эти три прибалтийские нации довольно сильно отличаются между собой. Если уж литовцы до сегодняшнего дня разделяют себя на аукштайтийцев, жемайтийцев, дзуков и сувалкечей, то, что уж можно говорить о нации в целом? Можно даже не сомневаться, что литовцы найдут множество различий и оскорбятся, если вы их перепутаете с латышами, а уж тем более, если спутаете с эстонцами. Свое представление об эстонцах россияне строят на основе анекдотов, хотя до сегодня непонятно откуда произошли эти анекдоты. Как уверяют литовцы, эстонцы сами рассказывают о себе такие анекдоты, дабы привлечь к себе внимание и запомниться, а вот литовцы очень скромны и не будут заострять не себе внимание. Лично у меня возникло подозрение, что анекдоты про эстонцев придумывают как раз литовцы, чтобы иностранцы, в конце–концов, научились различать их народ от другого. Не желают литовцы выглядеть в глазах дружественного народа - примороженными прибалтами, сродни нашего чукчи из схожих анекдотов. На фоне эстонцев, что там говорить, литовцы могут показаться итальянцами. И тут нужно сказать, что несколько оправдывает себя теория о том, что чем глубже продвигаться на север, тем меньше эмоций проявляют народы, живущие там. Об эстонцах общее представление не очень отличается от ледяной глыбы (хотя и эстонцы, скорее всего, найдут, что сказать в свое оправдание). А вот литовцы – это очень веселый народ, они всегда готовы петь и танцевать. Вряд ли эта тысяча километров, которая отделяет Литву от Эстонии, является фактом, обуславливающим такую разительную черту в характере, но на общем фоне все же, у литовцев больше замечено веселости и жизнерадостности.

И уж точно отдельного разговора заслуживает экспрессивность литовцев. Любой уважающий себя литовец непременно познакомит вас с возможностями своего речевого аппарата, и не думайте (в силу незнания языка), что так он выплескивает накопленные отрицательные эмоции на друзей или знакомых. Это как раз, первое заблуждение, с которым часто сталкиваются люди, впервые очутившиеся в Литве. Человек замирает в испуге и ждет, что сейчас начнется война или как минимум государственный переворот, а по факту выясняется, что молодые девушки всего лишь обсуждают, в чем же им пойти на вечеринку или где прогуляться вечером. Литовец будет не литовцем, если в телефонном разговоре на своем рабочем месте, на всю округу не огласит, что к нему в гости приехал любимый дядя или его ребенок по трубе залез на второй этаж, чтобы спасти кошку. И он не успокоится до тех пор, пока не удостоверится, что об этом знает каждый, даже кто е сильно то и хотел быть в курсе данных событий. Но если речь заходит о работе, то литовец сама выдержанность, обаяние, скромность и учтивость.

Любят литовцы и поспорить, хлебом литовца не корми – дай только оспорить любую вещь, любое поручение начальника, любое назначение. Любой уважающий себя литовец считает своим долгом озвучить весь перечень причин, почему то или другое действие, которое они должны произвести по поручению вышестоящего начальства, не может быть исполнено и какие жуткие последствия это может повлечь за собой. Когда весь список, наконец, оглашен и работники опускаются в изнеможении на свои рабочие места, всем становится понятно, что можно приниматься за дело, что они собственно, и начинают делать. Однако самое важное – это процесс обсуждения...

Мы, конечно, подошли к литовскому характеру с долей юмора и небольшим преувеличением, но в то же время мы старались внести посильный вклад в процесс развенчания мифа о примороженном, заторможенном прибалтийском характере. Уж литовцы то точно не такие.


Обсудить эту статью и любые другие вопросы Вам поможет наш .