Пролетарский интернационализм – именно такая идеология царила на территории Югославской республики в 40-60х гг.

Народные волнения успешно подавлялись диктатурой И.Б.Тито. Однако уже в начале 60-х сторонники реформ усилили свое влияние на массы и республиканское движение на территории таких современных стран, как Хорватия, Словения и Сербия стало набирать обороты. Так продолжалось примерно десятилетие, пока к диктатору не пришло понимание его шаткого положения. Разгрому сербских либералов, предшествовало падение «хорватской весны». Такая же участь ожидала словенских «технократов».

Наступила середина 70-х годов. На почве национальной неприязни обострились отношения между населением Сербии, Хорватии и Боснии. А май 1980 года принес для кого-то печальное, а для кого-то радостное событие о смерти диктатора Тито. Произошло упразднение президентской должности и власть сосредоточилась в руках нового уполномоченного органа под названием коллективное руководство, не получившее признание народа.

Причины распада СФРЮ

1981 год. Усиление конфликтов в Косово между сербами и албанцами. Начались первые столкновения, весть о которых вскоре распространилась по всему миру. Это одна из основных причин будущего распада республики.

Еще одной причиной развала государственности стал Меморандум САНИ, опубликованный в белградской газетной прессе. Сербская академия наук и искусств проанализировала политическую ситуацию республики и сопоставила их с требованиями сербского населения.

Документ стал манифестом, который умело использовали сербские националисты. Однако официальная власть раскритиковала его содержание, и ее поддержали другие республики, входившие в состав Югославии.

Сербы митинговали под политическими лозунгами с призывами защитить Косово. А 28 июня 1989 года к ним обратился Слободан Милошевич и призвал быть верными своей родине, не обращая внимания на трудности и унижение, связанные с культурным и экономическим неравенством. После митингов начались беспорядки, которые в итоге привели к кровопролитию. Этнические споры привели к военному вмешательству НАТО.

Сегодня большинство высказывает мнение, что именно войска НАТО послужили главным толчком к распаду государства. Однако это лишь один из этапов распада, который происходил десятилетиями. В результате распада образовались независимые государства и начался раздел собственности, который продолжался до 2004 года. Самыми пострадавшими в этой затянувшейся кровопролитной войне признаны сербы, а Югославия распалась на почве национальной ненависти и стороннего вмешательства заинтересованных стран – таково мнение большинства историков.

Намного сложнее, чем в остальных Восточно-Европейских странах, преобразования шли в Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ).

Эта страна после конфликта между И.В. Сталиным и Иосипом Броз Тито не входила в советскую систему союзов, поддерживала тесные торгово-экономические отношения с государствами Запада. Реформы 1950-1960-х гг. заключались во введении самоуправления на производстве, развитии элементов рыночной экономики. В то же время сохранялась монополия на власть одной партии - Союза коммунистов Югославии.

В состав Югославии входило шесть республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория . Границы республик не всегда совпадали с расселением в стране основных этнических групп: хорватов, словенцев, сербов, черногорцев и македонцев. Значительную часть населения составляли так называемые мусульмане - потомки славян, принявших ислам еще во времена турецкого господства. В прошлом народы Югославии входили в состав разных государств и длительное время развивались отдельно друг от друга. Отношения между ними складывались не всегда благополучно, часто обострялись из-за религиозных различий. Существовавший в Югославии политический режим, когда власть принадлежала компартии во главе с таким волевым лидером, каким был И.Б. Тито, до поры до времени обеспечивал федерации межнациональный мир. Однако глубокий социально-экономический кризис, охвативший все социалистические страны в конце 1980-х гг., способствовал выходу наружу этнических и религиозных противоречий. Югославия столкнулась с угрозой распада.

Сербия и Черногория выступали за сохранение единства республики и ее самобытной модели социализма. Это не устраивало Хорватию и Словению , стремившихся укрепить связи с западноевропейскими странами. Недовольство федерацией выражала Босния и Герцеговина , где было сильно влияние ислама, а также Македония.

Кризис и недовольство федерацией активно поддерживался со стороны США и западноевропейских стран, которым не нужна была сильная и единая Югославия.

Межнациональные отношения обострились и в других многонациональных восточноевропейских странах. Но если разделение Чехословакии в 1992 г. на два государства - Чехию и Словакию - прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов. В 1991 г. Югославия распалась, попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела.

Поддерживавшие тесные связи Сербия и Черногория создали новое федеративное государство - Союзную Республику Югославию (СРЮ). Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения стали независимыми государствами.


Но на этом кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, жертвами которого стало около 100 тыс. человек. В1992 - 1995гг. он оказался в центре внимания международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения албанцев-мусульман, составлявших 90% населения Косово. Отмена сербским правительством автономии края вызвала их недовольство. Протесты переросли в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии.

В 1999 г. США и их союзники без санкции Совета Безопасности ООН начали военные действия против СРЮ. Это привело к обострению отношений между США и Россией, которая осудила агрессию НАТО против суверенного государства.

Результатом войны, развязанной США против Сербии, стала гибель около 2 тыс. мирных жителей. От применения бомб с урановой начинкой около 500 тыс. человек получили радиационные поражения. 2,5 млн. людей лишились необходимых условий для жизни (жилья, питьевой воды и т.д.). Экономика СРЮ понесла убытки более чем на 100 млрд. долларов, что отбросило ее на 5 - 7 лет назад.

В Сербии после массовых выступлений в поддержку кандидата демократической оппозиции на пост президента Воислава Коштуницы пал режим Слободана Милошевича. 1 апреля 2001 года Милошевич был арестован, а в 28 июня того же года по инициативе премьер-министра Зорана Джинджича тайно передан Гаагскому Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии , что вызвало возмущение президента Коштуницы. Милошевич не признавал легитимность Гаагского трибунала и отказался от адвокатов, заявив, что будет защищаться самостоятельно.

В феврале 2002 г . Милошевич произнёс в Гааге длинную защитную речь, в которой дал опровержения по нескольким десяткам пунктов обвинения (а также зафиксировал несоответствие данного судебного процесса ряду международных правовых норм - то есть, фактически, его незаконность с точки зрения международного права). Кроме того, в своей речи Милошевич дал развёрнутый анализ предыстории, истоков и хода войны НАТО против Югославии. Предъявил доказательства (в том числе фото- и видеоматериалы) ряда военных преступлений НАТО : использования запрещённых видов вооружений, таких как кассетные бомбы и боеприпасы с обеднённым ураном, намеренное уничтожение невоенных объектов, многочисленные атаки гражданского населения.

В своей речи Милошевич также указал, что осуществляемые альянсом бомбёжки не имели и не могли иметь военного значения: так, в результате всех ракетно-бомбовых ударов на территории Косово было уничтожено всего 7 танков сербской армии. Милошевич особо отметил (приводя конкретные, доказанные примеры), что в значительной части ракетно-бомбовых ударов по гражданскому населению пострадавшими являлись этнические албанцы, и этим пытался доказать тезис о том, что массовые атаки НАТО против албанских крестьян не были непреднамеренными, а являлись обдуманной акцией , призванной спровоцировать их массовый исход из Косово в сопредельные государства. Наличие масс албанских беженцев смогло бы в глазах мирового сообщества подтвердить обвинение сербов в геноциде албанцев - основной тезис, выдвинутый руководством НАТО в качестве основания для проведения «операции». Этой же цели, согласно Милошевичу, служили расправы албанских боевиков над теми албанцами, кто не желал покидать Косово (из чего, в частности, Милошевич сделал вывод о полной согласованности действий албанских вооружённых формирований, с одной стороны, и руководства операцией НАТО, с другой.) В качестве одного из доказательств этого тезиса, Милошевич указал на листовки на албанском языке, в которых содержались призывы к албанскому населению бежать из Косова (эти листовки разбрасывались с самолётов НАТО).

Текст защитной речи Милошевича - вне зависимости от того, как относиться к данному политическому деятелю, даёт широкий взгляд на драматические события, имевшие место в Сербии и в других бывших югославских республиках в 90-е годы двадцатого века. Процесс по делу Слободана Милошевича не был закончен, так как он умер в тюрьме в Гааге от инфаркта миокарда 11 марта 2006 года.

3 июня 2011 года предстал перед Гаагским трибуналом бывший начальник штаба Войска Республики Сербской (1992-1995) генерал Ратко Младич. Его поимка была главным условием для вступления Сербии в Евросоюз. Ранее сам Младич о Гаагском трибунале говорил, что этот суд создан лишь для того, чтобы свалить всю вину на сербов. Он даже обещал, что сам явится в Гаагу сразу после того, как туда «приедут добровольно те генералы, которые воевали во Вьетнаме, бомбили Югославию».

Обострились противоречия между Сербией и Черногорией. По результатам референдума, проведенного властями Черногории в 2006 г., она стала независимым государством. Югославия перестала существовать.

В 2008 г. сербский край Косово, оккупированный войсками НАТО, в одностороннем порядке провозгласил независимость. Вопреки позиции ООН, США и ряд их союзников признали самопровозглашенное государство косовских албанцев. Тем самым был создан опаснейший прецедент, нарушающий международный запрет на изменение границ в Европе после Второй мировой войны. Сепаратисты во многих странах сочли себя вправе рассчитывать на международную поддержку вопреки Уставу ООН.

Потрясения в Советском Союзе происходили параллельно с острейшим кризисом государственности в Югославии, которая, подобно СССР, стала разрушаться. «Особый путь» И.Б.Тито, не избавил эту страну от слабостей, которые были свойственны «реальному социализму». Система управления страной постепенно вела к экономической и политической автаркии республик и краев, усиливала неравномерность их развития. От распада страну спасали только авторитет личной власти И.Б.Тито и жесткая организационная структура коммунистической партии.

Но к началу 70-х годов в республиках и краях сформировалось новое поколение руководителей, которые не разделяли революционно-интернационалистских взглядов И.Б.Тито и были подвержены влиянию националистических настроений. В первую очередь это относилось к руководителям Хорватии, история вхождения которой в состав единой Югославии была предельно противоречивой (см. т. 1 наст, изд.). Очагом этнической напряженности был и автономный край Косово и Метохия (с 1974 г. – Косово) в составе Социалистической Республики Сербии, большинство населения которого после окончания Второй мировой войны стали составлять албанцы, мигрировавшие туда из Албании при нацистской оккупации. Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским албанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергалось негласной дискриминации со стороны местных албанских властей и постепенно покидало Косово. Демографические соотношения менялись еще больше в пользу албанцев.

После смерти И.Б.Тито в мае 1980 г. президентская власть перешла к институту коллективного руководства – федеральному президиуму. При соблюдении принципа ежегодной ротации его председателем выбирался представитель одной из республик и краев. Экономическая ситуация в стране была сложной. После распада СССР {♦} произошла девальвация «особой» роли, которую играла Югославия в геополитических расчетах Востока и Запада. Сократилась помощь из внешних источников. Экономические трудности, рост внешней задолженности обострили противоречия между частями федерации.

Попытку вывести экономику страны из пропасти предприняло в 1989 г. по диктуемым МВФ канонам «шоковой терапии» правительство, возглавляемое хорватом Анте Марковичем. Ему удалось сбить инфляцию ценой роста безработицы, банкротств и бедности. Но как только реформа коснулась сферы приватизации, ее проведение натолкнулось на сопротивление разных политических группировок. Прежде всего реформой были недовольны экономические и управленческие элиты отдельных республик, стремившиеся захватить наиболее рентабельные объекты приватизации. Это было легче сделать, вступив в союз с республиканскими властями против федеральных, на чем и сосредоточились представители бизнеса в большинстве республик Югославии. Это стимулировало сепаратизм. Реформы А.Марковича, требовавшие унификации существовавших в республиках экономических систем, спровоцировали дополнительную межнациональную напряженность.



Она усугублялась религиозными и историческими факторами – большинство населения Словении и Хорватии составляли католики, сербы, черногорцы и македонцы были православными, в Боснии и Герцеговине имелось значительное число славян-мусульман, которые считались отдельной этнической группой по признаку религиозной принадлежности. Мусульманами были и албанцы, населявшие автономный край Косово.

27 сентября 1989 г. парламент югославской республики Словении принял поправки к своей конституции, провозгласившие право республики выйти из состава СФРЮ. Это был первый шаг к разрушению единой Югославии.

В том же 1989 г. албанское большинство Косово выступило с требованиями повысить статус этого края, объявив его республикой. Сербское население края было напугано этими настроениями. По всей Сербии стали разрастаться антиалбанские настроения. На их волне 9 января 1990 г. на первых многопартийных выборах в Сербии президентом стал Слободан Милошевич – руководитель сербской организации коммунистов, которые преобразовали свою партию в социалистическую. С.Милошевич выступал под лозунгами сохранения территориального единства Югославии и необходимости борьбы с сепаратизмом. 28 сентября 1990 г. сербский республиканский парламент принял решение о ликвидации автономии Косово, в край были направлены войска.

Националистические движения под воинственно патриотическими лозунгами победили в том же 1990 г. и на выборах в Хорватии и Словении. При этом на исход выборов в Хорватии большое влияние оказала финансовая помощь, которую из-за рубежа оказали националистически настроенному кандидату отставному генералу (и сорат-{♦}нику И.Б.Тито) Франьо Туджману эмигранты-усташи, покинувшие Югославию после Второй мировой войны. Идея усташей о восстановлении независимости Хорватии встретила понимание Ф.Туджмана.

23 декабря 1990 г. в Словении был проведен референдум, участники которого высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум был проведен в Хорватии, которая тоже приняла решение о выходе из Югославии. В декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая ее «государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы.

Хорватские сербы проживали компактно. Это было связано с тем, что после Второй мировой войны, когда формировались административные границы югославских республик, в состав Социалистической Республики Хорватии по настоянию И.Б.Тито (который по национальности был хорватом) были включены земли с преобладанием сербского населения. Тогда же в состав Хорватии было передано все населенное мусульманами боснийское побережье Адриатики – что вскоре вызвало конфликт Хорватии с Боснией и Герцеговиной.

Опасаясь дискриминации после принятия новой конституции, сербское население Хорватии провозгласило на преимущественно сербских территориях создание собственного государственного образования – Республики Сербская Крайна (РСК). Она провозгласила свою независимость, включив в свой состав и все преимущественно сербские по составу населения исторические области и территории – Восточную и Западную Славонию, Баранью, Западный Срем и Книнскую Крайну. Республика Сербская Крайна стала добиваться объединения с Сербией. Помощь РСК фактически стали оказывать имевшиеся на территории Хорватии части Югославской народной армии.

В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой принять ее в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил. Президент Сербии С.Милошевич, конечно, сочувствовал хорватским сербам. Но он опасался открыто высказываться за объединение Сербской Крайны с Сербией, настаивая на нерушимости всех существующих границ Югославии. Его план состоял в том, чтобы удержать Хорватию в составе единой Югославии, сохранив при этом в составе Хорватии входившие в нее сербские территории.

Благодаря этой осмотрительной позиции С.Милошевичу удавалось в тот момент сохранять конструктивные отношений с США и другими западными странами, хотя последние требовали от него согласиться пойти на уступки этническим меньшинствам, в том числе – албанскому населению Косово.

В Югославии развивался политический кризис. Деятельность института коллективного руководства Югославии была парализована. В марте 1991 г. прошла серия встреч руководителей югославских республик с целью определить будущий путь развития федерации. {♦} Выработать общее видение не удавалось. В мае 1991 г., когда подошло время избрать на пост председателя президиума Югославии кандидата от Хорватии Стефана Месима, делегаты Сербии и Черногории заблокировали эту процедуру. Это было нарушением закона и традиции, легитимность единой верховной федеральной власти в стране была поставлена под сомнение. Федеральный президиум фактически перестал функционировать. С этого времени федеральное правительство в Белграде уже выражало интересы прежде всего Сербии, и представители Хорватии и Словении перестали в нем участвовать.

В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить особые полномочия Югославской народной армии для проведения операций в Хорватии – формально для того, чтобы не допустить захвата хорватскими властями армейского имущества и федеральной собственности. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СРФЮ.

Федеральные власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной армии. Начались вооруженные столкновения отрядов хорватских правых и формирований сербов Республики Сербской Крайны. В Югославии началась гражданская война.

Она мало затронула Словению, относительно однородную в этническом отношении и отделенную от Сербии территорией Хорватии. Федеральные войска были выведены из Словении спустя две недели после их ввода в результате компромисса между словенским правительством и федеральными властями в Белграде при посредничестве Европейского сообщества, убедившего сначала Словению, а затем и Хорватию объявить «мораторий на независимость» сроком на три месяца.

Поразительно бескровно от единой Югославии отделилась и Македония, которая провозгласила себя независимой 18 сентября 1991 г.

Но внутри Хорватии война стала протекать в крайне жестоких формах – прежде всего из-за упорного сопротивления новым хорватским властям со стороны сербов в Сербской Крайне. Война на первых порах характеризовалась победами сербской стороны, которая при поддержке регулярной югославской армии овладела третью территории Хорватии. Хорватским силам пришлось отойти со всех территорий, населенных сербами. В октябре 1991 г. федеральные силы под давлением международного сообщества были выведены из Хорватии, оставив контроль над сербскими территориями властям непризнанной РСК. Конфликт остался неурегулированным, а сепаратистские тенденции продолжали развиваться.

В ноябре 1991 г. свою независимость от единой Югославии провозгласила республика Босния и Герцеговина. Македонские власти постановили провести в марте 1992 г. референдум, который должен {♦} был определить, вступит ли в силу принятая македонским парламентом декларация о независимости.

Международное сообщество пыталось содействовать прекращению военных действий в Югославии. В 1991 г. ООН ввела эмбарго на поставки оружия в любой район Югославии (резолюция Совета безопасности № 713 от 25 сентября 1991 г.) и начала оказывать населению пострадавших районов гуманитарную помощь. Для охраны гуманитарных конвоев ООН на территорию Югославии были введены небольшие контингенты сил ООН (резолюция № 724 от 25 декабря 1991 г.).

СССР был вторым мировым полюсом, определявшим ход международных отношений после окончания Второй мировой войны, поэтому роспуск Советского Союза стал окончанием продолжительного периода биполярного развития мира. Российская Федерация, ставшая государством-правопреемником и правопродолжателем СССР, не могла выполнять присущие Советскому Союзу функции одной из опор биполярности, потому что не обладала для этого необходимыми ресурсами.

Исчезновение СССР как одного из двух определяющих элементов системы международных отношений периода 1945-1991 гг. можно считать завершающим событием послевоенной эпохи. Биполярная структура международных отношений разрушилась. Ялтинско-потсдамский порядок перестал существовать. Это не вызвало глобального катаклизма. Стабильность международной системы в целом сохранилась.

В международных отношениях начали развиваться тенденции к унификации и сближению бывших социалистических и капиталистических стран, а международная система в целом стала развивать в себе черты «глобального общества». Это процесс был сопряжен с новыми острыми проблемами и противоречиями.

Источники и литература

Горбачев М.С.Размышления о прошлом и будущем. М.: Терра, 1998.

Bush G., Scowcroft В. A World Transformed. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1998.

Shultz С.Р. Turmoil and Triumph. My Years as Secretary of State. N.Y.: Charles Scribners Sons, 1993.

Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

Garthoff R.L. The Great Transition. American-Soviet Relations and the End of the Cold War. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1994.

Gates R.M. Through the Shadows. The Ultimate Insider"s Story of Five Presidents and How They Won the Cold War. N.Y.: Simon and Schuster, 1996.

РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Самоуничтожение Советского Союза полностью изменило характер международного взаимодействия. Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь». Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер. Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии. Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной безопасности многих стран (СССР, СФРЮ, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.) был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб. Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.

Трагедии государственного распада оборачивались обнадеживающей тенденцией к восстановлению политического единства мира. В начале 90-х годов эта тенденция воспринималась в бывших социалистических странах через призму наивных ожиданий лучшей жизни, освобождения личности и роста благосостояния. Горечь утраты государственности сопрягалась с надеждами на обретение свободы через демократизацию. Общественное сознание во многих частях бывшего «социалистического мира» стремилось переключить внимание с раздумий о потерях на поиск новых возможностей, которые давало странам и народом прекращение конфронтации. Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие стала важнейшей чертой международных отношений.

Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной системы, которое вылилось в кризис миросистемного регулирования первой половины 90-х годов. Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» – регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали эффективность такой системы.

Регулирование на базе ООН, и прежде не отличавшееся эффективностью, в новых условиях справлялось с задачами обеспечения мира еще менее успешно. ООН, в том виде, в котором она сформировалась, была приспособлена главным образом для того, чтобы не допустить войны между великими державами – Советским Союзом {♦} и Соединенными Штатами. В этом состоял ее, так сказать, запретительный «мандат», с которым ООН во второй половине XX в. превосходно справилась.

Но конструирующий «мандат» ООН на практике, в сущности, не был реализован. Ее редкие попытки заниматься миротворчеством либо заканчивались неудачами, либо имели вспомогательное значение по отношению к результатам, которых могли добиваться великие державы посредством прямого диалога друг с другом. Предстояло заново сформулировать стоящие перед ООН задачи, по возможности сделав ее не формальной, а реальной основой международного регулирования. Для этого требовалось провести реформу ООН. Тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию международных отношений и их упорядочение с учетом интересов всех стран мира.

Но сильные державы в силу разных причин недоверчиво относились к ООН. Соединенные Штаты ощущали себя после прекращения конфронтации победившей стороной. Укрепление ООН могло ограничить свободу действий США на международной арене и поэтому было им не выгодно. США относились в реформе ООН настороженно. Российская Федерация, ставшая правопреемницей и правопродолжательницей Союза ССР, тоже опасалась реформы ООН. Россия не обладала потенциалом СССР. Привилегированный статус в Совете безопасности ООН, который она от него унаследовала, позволял компенсировать слабости положения, в котором она оказалась после разрушения Советского Союза. Реформа ООН, которая, согласно большинству предлагавшихся проектов, должна была расширить круг постоянных членов Совета безопасности и ограничить практику применения права вето, могла бы еще больше девальвировать «голос» Москвы в международных делах.

Возник негласный консенсус между Россией и США в вопросе торможения реформы ООН. Международное регулирование после 1991 г. «стихийно» продолжило осуществляться на базе имевшихся механизмов. Поскольку они были построены и сбалансированы между собой таким образом, чтобы не мешать двум сверхдержавам использовать преимущества своих национальных потенциалов, то в новых условиях более весомая роль в международном управлении была автоматически гарантирована более сильной стороне. В этом состояла организационная предпосылка усиления роли США в международной политике.

Глава 12. РАСПАД БИПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ


Внимание! Косово до сих пор остаётся лишь частично признанным государством, а Россия не признаёт его. Но поскольку фактически это государство существует (как и ДНР, Нагорный Карабах, Тайвань или Сомалиленд), осуществляет погранконтроль и устанавливает свой порядок на определённой территории, удобнее его называть отдельным государством.

Краткий обзор

Югославию любят сравнивать с Советским Союзом, а её развал - с развалом СССР. Возьму это сравнение за основу и расскажу вкратце об основных народах бывшей Югославии по аналогии с народами бывшего Союза.

Сербы - это типа русские, имперскообразующий православный народ, который всех объединил, а потом не захотел отпускать. Сербы тоже считали, что весь мир их ненавидит, что они оплот истинной веры и форпост против тлетворного влияния Запада. Но после десятилетия кровавых войн с соседями они как-то успокоились, перестали считать, что главное в жизни - это величие Сербии и защита сербского народа, и занялись устройством своей страны. В 2000-м году был свергнут сербский диктатор Слободан Милошевич, к власти пришло вменяемое правительство, и с тех пор Сербия развивается, как все нормальные страны.

Сербский священник и его приятель. Окрестности города Мокра-Гора (Сербия)

Черногорцы - это типа белорусы. Более спокойный и менее озабоченные великой миссией народ, близкий к сербам настолько, что даже сложно сказать, в чём между ними разница. Только у черногорцев (в отличие от белорусов) есть море, но зато (опять же в отличие от белорусов) нет своего языка. Черногорцы дольше остальных были с сербами. Даже когда сербы окончательно признали, что Югославия развалилась, черногорцы образовали с ними конфедеративное государство - Государственный Союз Сербии и Черногории. И только в 2006 г. на референдуме чуть более половины черногорцев решили выйти из конфедерации и образовать новое государство.


Черногорский дальнобойщик. По пути из Цетине в Котор (Черногория).

Хорваты - это типа украинцы, точнее даже западноукраинцы. Хотя хорваты близки по языку и культуре к сербам и черногорцам, они давно приняли католичество, полагали себя частью Европы и всегда считали себя выше всякого православного быдла. У них даже был свой аналог «бандеровцев» - это так называемые «усташи» (хорватские фашисты, помогавшие Гитлеры) и свой аналог «Новороссии» (так называемая Сербская Краина - регион Хорватии, населённый сербами и провозгласивший независимость в начале 1990-х гг.). Однако хорваты быстрее и успешнее, чем украинцы, задавили сепаратизм и двинулись в Европу. Хорватия уже стала членом Евросоюза и выглядит достаточно зажиточной и цивилизованной страной.


Хорватские полицейские и продавщица. Загреб (Хорватия)

Словенцы - это типа наших прибалтов. Среди югославов они всегда были более развитым, цивилизованным и европейски ориентированным народом. С этим, кажется, даже сербы были согласны, поэтому относительно легко дали им независимость. Словенцы давно находятся в Евросоюзе и еврозоне, у них чистенькая, приятная, развитая и безопасная страна.


Бывший мэр словенского городка Канал и директор музея автостопа в городе Блед (Словения)

Боснию и Герцеговину сложно с чем-то сравнивать, потому что в истории СССР похожего конфликта не происходило. Тем не менее, такое можно вообразить. Представьте чисто гипотетически, что в начале 1990-х в Казахстане русское население севера страны провозгласило независимую республику и начало войну с югом, населённым преимущественно казахами. Одновременно жившие в Казахстане украинцы вспомнили о своей самостийности и в местах своего компактного проживания начали бороться как с казахами, так и с русскими. Позже страну поделили бы на две автономных части - русскую и казахско-украинскую, причём в русской части никто бы по-прежнему не признавал правительство Казахстана, развешивал российские флаги и ждал бы повода окончательно отделиться. Примерно такая история произошла в Боснии: вначале - взаимная война между сербами, боснийскими мусульманами и хорватами, а потом - разделение страны на две части - сербскую и мусульмано-хорватскую.


Пассажиры городского трамвая. Сараево (Босния и Герцеговина)

Македонцы - это даже не знаю что. Можно было бы сравнить их с молдаванами или грузинами - тоже православными народами, живущими в небольших и небогатых странах. Но Молдавия и Грузия распались на несколько частей, а Македония всё-таки сохранила свою целостность. Поэтому скажем, что Македония - это типа Киргизии, только православной. Сербы здесь даже не воевали: отделилась Македония - и бог с ней. Югославская война докатилась сюда в начале 2000-х годов: в 2001 г. в стране произошли столкновения между македонским большинством и албанским меньшинством, которое требовало большей автономии. Ну примерно как в Киргизии несколько раз происходили столкновения между узбеками и киргизами.


Наш знакомый - албанец из македонского города Тетово (справа) и его приятель

Ну и Косово - это очевидно Чечня. Регион, который официально не мог отделиться от Сербии, но который тем не менее долго и упорно сопротивлялся. Результат получился формально разный (Косово добилось фактической независимости, а Чечня - нет), но и там, и там установились мир и спокойствие и туда можно совершенно безбоязненно съездить.


Уличный торговец кукурузой в Приштине (Косово)

Албания к Югославии не относится, но всегда была близка к этому региону. Иосип Броз Тито, лидер социалистической Югославии, хотел даже присоединить Албанию к Югославии в качестве ещё одной союзной республики. Есть версия, что албанцев он пустил жить в Косово, чтобы показать им выгоды жизни в своей стране, после чего вся Албания в едином порыве должна была войти в Югославию. В итоге Албания так никогда и не побывала в составе Югославии , но всегда считалась близким по духу и вечно бедным соседом. В общем, Албания для Югославии - это примерно как Монголия для Советского Союза.


Албанская девушка. Город Дуррес (Албания)

Для более глубокого погружения в историю Югославии и югославского рекомендую замечательный документальный фильм Леонида Млечина «Югославская трагедия». Фильм без уклонов в просербскую или антисербскую сторону, никого не рисует белым и пушистым и достаточно честно пытается рассказать о том времени, когда в бывшей Югославии люди массово рехнулись и начали убивать друг друга.

Отношение к прошлому

Югославия была по социалистическим меркам очень развитой страной. Здесь был самый высокий уровень жизни среди соцстран, не считая ГДР. В России старшее поколение ещё может помнить, что поездка в Югославию почти приравнивалась к поездке в капиталистическую страну.

Потом в начале 90-х годов были война, экономический спад и безработица. Поэтому многие люди к социалистическому прошлому до сих пор относятся нормально и даже с ностальгией. Понятно, что социализм вспоминают теплее в менее развитых странах (Босния, Сербия и др.), а в более развитых странах (Словения и Хорватия) к нему скорее относятся негативно.


Граффити на стене в городе Цетине (Черногория)

Ещё до поездки я слышал, что балканские народы по-прежнему с уважением относятся к Иосипу Брозу Тито, лидеру Югославии в 1945-1980 гг., несмотря на то, что в начале 1990-х гг. так активно дербанили его наследство. Это действительно так - во многих городах на территории бывшей Югославии, в том числе в хорватских, македонских и боснийских, есть улицы и площади Тито.

Тито хоть и был диктатором, но мягким по меркам XX века. Он проводил репрессии только против своих политических противников, а не против целых этносов или социальных групп. В этом плане Тито больше похож на Брежнева или Франко, чем на Гитлера и Сталина. Поэтому в народной памяти его образ скорее позитивный.


Могила Иосипа Броза Тито в Музее истории Югославии в Белграде (Сербия)

Интересно, что Тито - сын хорвата и словенки - активно смешивал население, поощрял межнациональные браки и совместное проживание разных народов. Его целью было создать новую нацию - «югославов». Мы несколько раз встречали таких людей - тех, кто родился от смешанных браков или состоит в браке с представителем другого народа. Но завершить дело ему не удалось. При распаде страны выяснилось, что югославов не существует, так же как не существовало «советского народа», а есть разные народы.


Город Травник (Босния и Герцеговина)

Потом произошла «Югославская война» - серия вооружённых конфликтов в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Косово и Македонии. Это была самая кровавая война на европейском континенте со времён Второй Мировой, в ней погибли более 100 тыс. человек. Уровень взаимной ненависти народов, незадолго до этого мирно живших друг рядом с другом, возрос до крайней степени. Удивительное всё-таки, насколько быстро люди способны делиться на «своих» и «чужих» и яростно уничтожать друг друга. К сожалению, всегда находятся гопники, которые будут только рады, что появилась возможно убивать, грабить и насиловать, да ещё и не просто так, а за высокую идею - скажем, за Аллаха или за православную веру.

Люди на Балканах помешались на почве национальной и религиозной ненависти очень быстро, но, к счастью, столь же быстро они пришли в себя. Конфликт не превратился в вечно тлеющий, как в какой-нибудь Палестине или Нагорном Карабахе. Когда основные людоеды-троглодиты ушли от власти, новые правительства достаточно быстро настроились на конструктивное сотрудничество. Например, в 2003 г. президенты Хорватии и Сербии официально принесли друг другу извинения за то, что совершили их предшественники.


Город Мостар (Босния и Герцеговина)

И это больше всего радует при путешествии по бывшей Югославии - былая вражда уже почти забыта и люди постепенно привыкли к тому, что рядом живут не враги, а точно такие же люди. Сегодня сербы, хорваты, боснийские мусульмане спокойно сосуществуют и ездят друг другу в гости, по делам, навещать родственников. Самое страшное, что мне рассказывали - это то, что какой-то машине с сербскими номерами в Хорватии могут поцарапать дверь.

Наверное, те же ощущения были бы в Западной Европе в 1960-х годах. Война вроде бы была совсем недавно, но взаимной ненависти нет и людей волнуют уже совсем другие вопросы.

Правда, до сих пор чувствуется некоторая напряжённость в сербских районах за пределами Сербии. Живущие в Косово и в Боснии и Герцеговине сербы, кажется, до сих пор не смирились, что стали национальным меньшинством в чужом государстве. Возможно, то же самое происходит с сербами в Хорватии. Эти свои новые государства они не любят и не признают, повсюду вешают сербские флаги и ругают как правительство своих нынешних государств, так и сербское правительство (мол, Сербия их предала и забыла). Но даже в этих местах сейчас безопасно - например, сербы спокойно могут ездить в албанские районы и наоборот. Так что будем надеяться, что рано или поздно все эти противоречия будут разрешены.


Мост через сербскую и албанскую части города Митровица (Косово)

Экономика и уровень развития

Что больше всего удивляет в Югославии - насколько хорошо выглядят составлявшие её страны. Конечно, им далеко до западной Европы, но всё же они и заметно опередили страны бывшего Союза. Здесь очень хорошие дороги, в том числе скоростные автобаны, в деревнях возвышаются хорошие и красивые дома, все поля засеяны, по городам ходят новые трамваи и автобусы, в городах чистые и благоустроенные улицы.


Спальный район города Нови-Сад (Сербия)

Характерная особенность - в бывшей Югославии почти везде очень чисто. В городах на разных поверхностях не лежит, как у нас, слой грязи или пыли, почти всегда можно присесть на бордюр или ступеньки, не опасаясь за чистоту штанов. От проезжающих машин не поднимаются клубы пыли, а на загородных трассах нет грязной обочины, так что можно безбоязненно поставить рюкзак, когда ловишь машину.

Короче, хотя югославы тоже славяне и тоже пережили социализм, но почему-то знают простые правила, благодаря которым города остаются чистыми. Интересующиеся данной темой могут почитать пост Варламова «Как правильно делать тротуары » и пост Лебедева «Русский дрист »; там подробно и наглядно расписано, почему наши города грязные, а европейские - нет.


Центр города Берат (Албания)

По балканскому интернету гуляет вот такая картинка.

Перевод: «В этом треугольнике пропадают корабли и самолёты. А в этом треугольнике пропадают молодые люди, инвестиции, счастье и будущее»

Мне кажется, что балканцы (если это они рисовали картинку) чересчур самокритичны. Все эти страны развиваются и выглядят вполне неплохо. Особенно если сравнить с нашим славянским треугольником Россия - Украина - Белоруссия, где последние несколько лет вот уж действительно пропадают инвестиции и будущее.

Самая бедная страна в регионе - это Албания, но и она выглядит сравнительно неплохо. Глубинка тамошняя так вообще значительно лучше российской. Несколько лучше дела обстоят в Боснии и Герцеговине, Македонии, Сербии и Косово. Ещё получше - в Хорватии, и совсем хорошо - в Словении.


Деревня на востоке Сербии

Люди и менталитет

На Балканах живут в основном славяне, пережившие несколько десятилетий социализма. Поэтому в их характере можно найти много общего с нами. Как я уже сказал, люди здесь не особо религиозны, а увлечение православием, католичеством и исламом стало скорее модой, чем глубоко осознанным выбором. Албанец, у которого мы остановились в Приштине, убеждал нас, что все проблемы в Европе от мусульман, и будь его воля, он бы всех мусульман из Европы выгнал. На мой вопрос: «А албанцы разве не мусульмане?» он ответил: «Да ладно, это же европейские мусульмане! Мы совсем другие, у нас никакого религиозного фанатизма нет!»


Правила поведения в мечети. Мостар (Босния и Герцеговина)

Люди здесь несколько более наплевательски относятся к закону, чем западноевропейцы. В этом, конечно, есть свои плюс для путешественника - например, машина может остановиться и подобрать вас в том месте, где остановка запрещена. Но есть и минусы - например, та же машина в городе припаркуется на тротуаре и будет мешать пешеходам.

Наш белградский знакомый, вполне прозападный парень с европейским складом мышления, тем не менее, говорил, что в автобусе за проезд можно не платить, «а если зайдут проверять билеты, подойдите к дверям, встаньте спиной к контролёрам и не реагируйте на их замечания - они, скорее всего, быстро отстанут». Очень знакомое отношение к установленным правилам.

Печалит, что многие начинают ругать Америку (мол, она всех на Балканах рассорила) и хвалить Путина (вот, мол, нормальный лидер, нам такой нужен). Такое инфантильное отношение к политике немного раздражает - типа один большой дядя пришёл и всё испортил, но должен прийти другой большой дядя и всё наладить, а мы тут вообще не при делах.

Путина, как водится, здесь любят значительно больше, чем в самой России - причём не только сербы, но даже некоторые хорваты, албанцы и представители других народностей. Можно было бы подумать, что они говорят это из вежливости, но нет - когда мы отвечали, что сами к Путину относимся прохладно, то люди удивлялись. Как его можно не любить, он же так отважно борется с Америкой? Правда, футболки с Путиным продаются только там, где живут сербы, в других местах это как-то не принято демонстрировать.


Продажа футболок в городе Баня-Лука (Босния и Герцеговина)

В целом с югославами почти всегда находится общий язык и темы для разговоров. Пусть даже у людей совершенно другие политические взгляды, но, так сказать, культурный код всё равно общий: им понятны наши проблем, а нам - их проблемы. По бывшей Югославии едешь, почти как по родной земле, но которая выглядит и развивается куда лучше.


-

Распад Союзной Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), как и распад СССР, породил множество конфликтов, объединенных в «балканский узел» противоречий. Однако балканские войны 1990-х гг. характеризовались гораздо большей интернационализацией, чем конфликты на постсоветском пространстве, поскольку западные государства осуществили вмешательство в эти конфликты, и это вмешательство стало решающим фактором, предопределившим исход балканских войн.

СФРЮ, до 1929 г. называвшаяся Королевством сербов, хорватов и словенцев, состояла из шести союзных республик: Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории и Македонии. Внутри Сербии были образованы административные края Воеводина, населенная преимущественно венграми, и Косово с преобладающим албанским мусульманским населением.

Внутриполитический кризис в стране начался после смерти в 1980 г, Иосипа Броз Тито, харизматического и независимого лидера Югославии, однако для того чтобы сепаратистские тенденции взяли верх, потребовалось еще 10 лет.

  • 17 августа 1990 г. вспыхнул сербо-хорватский конфликт, вызванный стремлением хорватских сербов получить независимость и приведший к провозглашению Республики Сербская Краина на территории Хорватии. Республика Сербская Краина была ликвидирована в 1995 г. в результате военных операций и этнических чисток, организованных Хорватией.
  • 26 июня 1991 г. о выходе из СФРЮ заявили Словения и Хорватия, наиболее развитые из союзных республик. Это породило жесткую реакцию Белграда, столицы СФРЮ, вылившуюся в короткую войну.

Этнорелигиозный военный конфликт в Боснии и Герцеговине, населенной православными сербами, хорватами-католиками и боснийскими мусульманами, разгорелся в 1992 г. Он сопровождался этническими чистками: в восточной части Боснии и Герцеговины их проводили боснийские сербы в отношении мусульман и хорватов, в южной и центральной частях - боснийские мусульмане в отношении сербов и хорватов, на северо-западе - хорваты в отношении мусульман.

В 1994 г. в конфликт на стороне боснийских мусульман вмешались США в лице НАТО. В свою очередь Германия поддерживала хорватов, а Россия - сербов. 29 апреля 1994 г. была создана Контактная группа по урегулированию в Боснии и Герцеговине, включавшая Великобританию, Германию, Италию, Россию, США и Францию.

Военные операции НАТО, проводимые в 1994-1995 гг., привели к ликвидации военного превосходства боснийских сербов в конфликте. Это побудило сербов начать мирные переговоры, завершившиеся подписанием

12 ноября 1995 г. Дейтонского мирного соглашения, провозглашавшего Боснию и Герцеговину конфедерацией в составе Мусульмано-Хорватской Федерации и Республики Сербской.

Автономный край Косово, часть Сербии, населенная албанцами, также начал выступать с требованиями о предоставлении независимости. В 1999 г. НАТО начала военную операцию против Югославии с целью побудить югославское руководство принять условия урегулирования в Косове, предложенные альянсом. Действия НАТО нанесли огромный ущерб Балканскому региону, особенно Сербии, и создали прецедент проведения военных операций без санкции Совета Безопасности ООН.

Независимость Республики Косово от Сербии была провозглашена в одностороннем порядке 17 февраля 2008 г. 22 июля 2010 г. Международный суд ООН признал законность этого решения. Тем не менее Косово является частично признанным государством: например, Россия, выступая с поддержкой Сербии как братского государства, не признает независимость республики. Косово также не является членом ООН.

В 1991 г. также вспыхнул этнополитический конфликт в Македонии. Этот конфликт состоит из нескольких аспектов:

  • греко-македонские противоречия из-за совпадения названия Республики Македония и греческой провинции Македония. Урегулированы
  • 13 сентября 1995 г. путем подписания специального соглашения;
  • требование федерализации страны, выдвинутое македонскими албанцами. Было частично удовлетворено в 2001 г. путем обещания предоставить албанскому населению широкую культурную автономию;
  • территориальные претензии Косова к Македонии, которые пока не сняты.
  • 4 февраля 2003 г. перестала существовать Союзная Республика Югославия, на ее месте возникла Сербия и Черногория. Однако и это государство просуществовало недолго: 21 мая 2006 г. в Черногории прошел референдум о независимости, по итогам которого 3 июня 2006 г. Черногория провозгласила себя независимой республикой.

Таким образом, распад Югославии породил хаос на Балканах. В научных исследованиях по международным отношениям даже возник термин «балканизация».

Балканизация - процесс распада государства или федерации, сопровождаемый дальнейшей фрагментацией вновь образованных политических субъектов, которые вступают в конфликтные отношения друг с другом вплоть до гражданской войны.