Через год в Павшинской пойме Красногорска откроется новый храм. Главной изюминкой Никольского храма в Павшинской пойме станут стеклянные купола. В зависимости от церковного праздника они будут серебристыми на Рождество, фиолетовыми на Благовещение, зелеными в Троицу и пр. Такие технологии при строительстве храмов в России еще не применялись.

Церковь во имя св. Николая Чудотворца разместилась за пешеходным мостом, ведущим от станции метро «Мякинино» к микрорайону Павшинская Пойма и будет вмещать до двух тысяч прихожан.

«Все прекрасно»

Губернатор Московской области Андрей Воробьев не первый раз посещает эту важную стройку. Только в этом году он побывал здесь в январе и июле. В этот раз губернатор проинспектировал ход строительства храма вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

- Прекрасно! Все прекрасно! - именно эти слова чаще всего произносил владыка. Андрей Воробьев чаще

задавал технические вопросы: схема расположения лифтов, устройство гардеробов и высота потолков в учебных классах, система водостоков и - главное - вентиляции.

- А то в наших храмах зачастую то душно, то очень душно, то просто невозможно душно, - поделился Андрей Воробьев личными ощущениями с архитектором Владимиром Оболенским.

Андрей Воробьев предложил также указывать на стенах храма фамилии жертвователей, чтобы отметить доброе дело и сподвигнуть на такие же добрые дела других.

Вслед за главой региона стал интересоваться техническими тонкостями и митрополит. В первую очередь он попросил строителей продумать организацию пространства на входе.

- Обычно, когда прихожане заходят в храм, то первым делом идут к свечному ящику, - напомнил преподобный. - И чтобы не пришлось долго искать его в просторном холле да возвращаться опять ко входу чтобы идти к алтарю, нужно найти ему оптимальное место.

Поднявшись на третий этаж, Ювеналий спросил, почему лифт не ходит до самого верха, можно ли продумать какой-нибудь подъемник для маломобильных прихожан и работников и даже предложил возместить новые траты строителей из своих личных средств. У звонарей спросил, не будет ли на звоннице сильных сквозняков, какими «славится» Павшинская пойма.

Исправить, пока возможно

В целом и губернатор, и митрополит остались довольны тем, как идет строительство храма. Самая существенная переделка коснется второго алтаря в честь Андрея Первозванного. Ювеналий попросил расширить царские врата насколько это возможно.

- Чтобы как открыли царские врата, то всем был бы обзор, со всех сторон, а не с одной точки. Не обижайтесь на замечания, и, если можно, исправьте. Сейчас это нетрудно сделать.

- Любой прихожанин хочет заглянуть внутрь царских врат, по себе знаю, - поддержал пожелание митрополита Андрей Воробьев. А владыка Ювеналий добавил, что патриарх Кирилл один за другим издает указ служить с открытыми царскими вратами. Сначала эти указания касались только кремлевских храмов, затем распространилось на монастыри и сейчас это обычное явление.

- Не обижайтесь на примечания, - еще раз извинился Ювеналий. - Но это очень важно в первую очередь для прихожан!

Теперь главная задача - гармонично вписать храмовый комплекс в прибрежную зону. Там в свою очередь обустроят набережную, велодорожки, лодочную станцию, установят скульптурные композиции и, возможно, фонтан.

Напоследок губернатор попросил найти отечественный аналог испанскому мрамору «аврора шампань», который первоначально был выбран для фасада стилобата:

- Вы же нашли отечественный мансуровкий гранит для ступенек? Поищите и мрамор отечественный, так как с валютой сейчас непросто.

КСТАТИ

Два года назад в декабре 2013 года Андрей Воробьев и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий заложили камень в основание этого храма в микрорайоне Павшинская пойма. На время строительства поблизости был установлен временный храм, где уже сложился свой приход из 100 прихожан

Цифры

Максимальная отметка верхнего храма (с крестом) - 55,12 м.

Площадь нижнего храма-крещельни - 344,2 м2.

Количество молящихся из расчета 2 чел./м2 площади - до 1800 человек.

Врез

По завершению строительства здесь откроется двупрестольный храм на стилобате. В стилобате разместятся крещельня, классы воскресной и художественной школ, трапезная с кухней и VIP-залом, актовый зал, кабинет настоятеля, секретариат с бухгалтерией, комнаты отдыха, гардеробы и иконная лавка. Верхний храм - во имя Николая Чудотворца, нижний - Андрея Первозванного. Под храмом устроят подземный трехэтажный паркинг на 200 машиномест и обустроят подъездные пути для свадебных и похоронных процессий.

От первого лица

Андрей Воробьев, губернатор Московской области:

- В новом храме обязательно должно быть просторно! Мы претендуем на то, чтобы новые храмы, строящиеся в Подмосковье, были самыми современными и с инженерной точки зрения и с точки зрения удобства для прихожан.

Прямая речь

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

- Хочу, чтобы господь дал многая лета строителям и жертвователям этого храма! Приятно, что все делается в традиционном стиле, но с использованием новых технологий. Надеюсь, храм будет привлекать к себе и архитектурой, и формами. С балкона Дома я часто смотрел на это место и мечтал. И наконец загорелось доброе сердце нашего губернатора Андрея Юрьевича и он решил, что нужно на этом месте не что-то иное, а именно храм божий строить.

Кругом столько жителей! Несколько десятков тысяч! И это будет для них храм шаговой доступности. За последнее время мы построили 400 новых храмов, но этот будет самым красивым во всех отношениях. Тут будут не только молиться, тут будут учиться дети в воскресной школе, будет культурный центр.

Мы постоянно находимся в движении. Вспоминая прошлые годы, когда в 1977-м году я начинал управлять в Московской области, у нас было 312 храмов. А теперь больше тысячи возродили и более 400 построили. И эти процессы идут во всех частях Московской области! Этот год для меня знаменателен тем, что я стал редко служить в Новодевичьем монастыре, а почти каждое воскресенье еду освящать новопостроеный храм. Для меня это очень радостно, что церковь востребована и люди получают в ней радость и утешение!

Задерживается открытие большой православной Никольской церкви в Красногорске, о строительстве которой так много писали в свое время СМИ. Предположительно, новый современный храм в Павшинской пойме должен был принять прихожан в апреле - июне 2017 года. Однако сроки этого грандиозного строительства пока задерживаются. Статья посвящена проекту, возведении церкви и ее значении.

Начало

Первый камень Никольской церкви был заложен еще в 2013 году. Обряд закладки с последующим «Чином на основание храма» совершил 19 января митрополит Ювенаалий. Религиозная процедура прошла в торжественной обстановке в присутствии губернатора Московской области и главы Красногорского района.

Известный архитектор и автор проекта Никольского храма в Павшинской пойме Андрей Оболенский сообщил гостям и участникам церемонии, что церковь станет самой высокой в округе и вместе с крестом достигнет 53 метров. Она сможет вместить около полутора тысяч прихожан, что немаловажно, поскольку в микрорайоне проживает почти 60 тысяч жителей.

Проект

Монолитное железобетонное здание храма, общей площадью более 4 500 квадратных метров, построено в два этажа, соединенных между собой тремя лестницами. Для удобства прихожан в церкви предполагается установка подъемников. Верхний храм возведен в честь святителя Николая, а в цокольном этаже будет находится престол Андрея Первозванного. Храмовый комплекс, предположительно, будет содержать в нижнем этаже крестильню, трапезную, воскресную школу, актовый зал. В верхнем храме спланирована молельня, открытая верхняя галерея для певчих (хоры), служебные помещения и выход на колокольню. На территории планируется парковка для свадебных кортежей и траурного транспорта, а также разбивка яблоневого сада.

По замыслу Андрея Оболенского, храмового архитектора, церковные купола на каждый православный праздник должны менять свой цвет. Такого эффекта, по его словам, позволяет достичь современная система подсветки.

Сегодняшний этап строительства

Основные работы по возведению храма в Павшинской пойме завершены. Сейчас проводится внешняя и внутренняя отделка с последующей росписью и другим художественным оформлением. В 2014 году, рядом со строительством была сооружена временная каркасно-щитовая церковь, где богослужения проводятся настоятелем храма священником Павлом Островским, который в 2016 году совершил обряд освящения Никольско-церковных колоколов.

Церковь располагается на Красногорском бульваре по берегу Москвы-реки напротив пешеходного моста, и ожидается, что она будет закончена в 2018 году.


Поликарпов
Николай Петрович
(1921-2002)

Официальная биография:

Родился 17 мая 1921 в д. Ряплово Щелковского р-на Моск. обл.
Незрячий с детства. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1959). В 1930-1938 обучался по классу баяна в Московской школе слепых. Обучение продолжил в 1-й Государственной музыкальной школе г. Москвы по классу виолончели, а затем в Елецком музыкальном училище для слепых по классу баяна. В 1948-1950 консультировался у С.В. Аксюка. В 1951-1956 занимался в семинаре при Центральном Доме композиторов у А.С. Абрамского.

В 1938-1953 баянист в клубе им. Строгалина в г. Красноармейске Моск. обл.; в 1953-1963 организатор и руководитель хора в том же клубе. В 1955-1964 руководитель хора колхоза "Большевик" Пушкинского р-на Моск. обл. В 1971-1973 руководил хором колхоза "Ленинский луч" Красногорского р-на Моск. обл.


1938 г. Руководитель хора - Буслаева А.Г., баянист Поликарпов Н.П.
На фотографии слева-направо: Рукавишникова М., Ягодкина Д., Захарова, Заблодская, Герасимова, Ягодкина А., Хряпова А., Сычева Елизавета Михайловна (за спиной Поликарпова), Иванова, Егорушкин, Буслаев, Захаров И., Жаренков И.Ф., неизвестн., Трофимов П.И., Сморчкова М., Герасимов Н.П., Балясникова Е., Вечернина А., Петрова, Макарова З.


Академический хор под руководством А.Г. Буслаевой, баянист Поликарпов Н.П. 1940

На фото слева-направо: 1-й ряд - Балясникова Е.С., Заблодская В., Вечерина А., Макарова З.
2-й ряд - Захарова К., Рукавишникова М., Буслаева А.Г., Поликарпов Н.П., Герасимова Н.П., Погодин С.Е., Хряпова А.С.
3-й ряд - Егорушкин М.Е., Захаров И.И., Буслаев П.А., Трофимов П.И., Баранов С.С., Ростовцев

Из книги "Красноармейск в лицах и фактах":

После Воликой Отечественной войны фабричный хор, созданный в 1938 году опытным московским хормейстером, возглавил Николай Петрович Поликарпов. Русский народный хор под руководством Поликарпова неоднократно становился дипломантом первой степени на различных конкурсах и фестивалях.

Николай Петрович Поликарпов родился в деревне Ряплово в окрестностях Красноармейска.В раннем детстве переболел корью и ослеп. В 1926 г. семья потеряла кормильца - умер отец. Мать с четырьмя детьми поехала на Вознесенку и потом всю жизнь проработала на фабрике. Николай подрастал, и главной радостью в его жизни стал баян, с которым он почти не расставался. И в клубе, и в казарме вокруг него всегда была фабричная моллодежь.

Свою первую песню «Красноармейская прощальная" он написал в 1941 году, она стала народной - ее подхватили по всей России. Он много писал - и стихов, и музыки. Егго песни зазвучали по Всесоюзному радио. Николай Петрович поступил в школу композиторов, в которой учился шесть лет. Вскоре увидел свет первый сборник его песен.

В 1957г. Поликарпов был принят в Союз композиторов.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 ноября 1959 года за заслуги в области самодеятельного искусства на фабрике Поликарпову было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР".

В середине 1960-х он переезжает на постоянное местожительство в Москву.

За свою долгую творческую жизнь он написал порядка 800 песен, издал 18 авторских сборников. В 1998 г. Николай Петрович с юмором говорил: "Я - композитор, я - поэт и греховодник тоже. И мне не так уж много лет, я просто долго прожил".

Красноармейск в лицах и фактах. Красноармейск, 2002.- с.129



Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е

Поет русский народный хор

Семь лет назад Н. П. Поликарпов в первый раз пришел с баяном в красный уголок общежития молодежи, которое находилось в доме №16 по ул. Свердлова.

Начинающего композитора привлекли красивые песни и своеобразное исполнение их девушками, приехавшими из Воронежской, Курской, Смоленской и других областей.

Особой музыкальностью выделялись Нина Громова, Настя Васькова, Шура Дорохина, Валя Ушакова, Валя Шаврина, Лида Афошкина. Они-то и явились инициаторами создания своего молодежного хора при общежитии.

Между молодыми текстильщиками и композитором завязалась большая творческая дружба, которая и способствовала дальнейшему творческому росту самодеятельного коллектива.

Так, осенью 1952 года организовался русский народный хор, который стал известным далеко за пределами Красноармейска.

В начале 1953 года молодежный хор впервые участвовал в концерте самодеятельности фабричного клуба, а летом этого же года он на областном хоровом фестивале в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького получил первый приз среди русских народных хоров Московской области и сохранял его за собой в течение трех лет.

Популярность хора стала быстро расти. Он выступает с концертами в Центральном доме композитора, в Центральном доме работников искусств, во Дворце культуры Метростроя, во Дворце культуры трудовых резервов, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, в Колонном зале Дома союзов, несколько раз выступления хора транслировались по радио.

Особенно знаменательным годом для участников нашего хора является 1957 год. В этом году он получил диплом первой степени на Московском областном фестивале и несколько раз выступал перед делегатами VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

С каждым годом росло и совершенствовалось исполнительское мастерство участников хора. Еще пять лет назад В. Шаврина не решалась одна запеть даже на репетициях, а теперь она – ведущая солистка хора. Мастерски исполняют веселые частушки Л. Чуднова и М. Пикалова.

Большинство участников хора – передовики производства. Например, А Комарницкая – лучшая прядильщица, ее имя неоднократно заносилось на общефабричную Доску почета. Ю. Бурова – ткачиха, она по примеру В. Гагановой перешла на более тяжелый участок, а ткачиха В. Хвостова являлась депутатом районного Совета, тростильщица Р. Буровая – член правления клуба. Все участники самодеятельного хора были - простыми советскими тружениками. Это они своим замечательным трудом на производстве и своими выступлениями на сценах и эстрадах вместе со всем советским народом строили коммунизм.


В центре Татьяна Павлычева

Наш композитор

Когда в концерте художественной самодеятельности объявляют, что выступает хор под руководством Н. П. Поликарпова, в зале всегда вспыхивают бурные аплодисменты. Коллектив нашей фабрики очень полюбил своего композитора.

После торжественного собрания, посвященного 42-й годовщине Великого Октября, в концерте с большим успехом выступил хор под управлением Николая Петровича. Участники хора впервые исполнили песни «Из Москвы агроном», «Ночь у костра». Эти новые произведения Н. П. Поликарпова были приняты собравшимися с большим восторгом.

Теперь, когда Н. П. Поликарпову присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он говорит: «Это почетное звание обязывает меня, как композитора, работать с еще большей ответственностью. Давно мечтаю написать музыкальную комедию. Содружество с поэтами А. Ситковским, А. Гадаловым и другими поэтами даст возможность нашему коллективу развернуть еще шире свои творческие возможности и в своих произведениях еще ярче показать всю красоту русской песни».

Песни, написанные Н. П. Поликарповым, очень часто передавались по радио и телевидению. Радостно и приятно сознавать, что композитор Н. П. Поликарпов вырос в нашем рабочем коллективе.


Красноармейский текстильщик. 1964.- №47. - 21 нояб. - С.2


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е


Красноармейский текстильщик. 1966. - 16 нояб. - №45. - С.2


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е


Красноармейский текстильщик. 1967. - 29 дек. - №50. - С.2


Аккомпанирует Н. Поликарпов. 1960-е


На массовом гулянии. 1960-е


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е

Из воспоминаний Н.Ф. Федотовой:

В конце девяностых годов в городе мало кто мог что-либо сказать о жизни своего знаменитого земляка. Небольшая делегация, в составе которой довелось мне участвовать, по предварительной договоренности отправилась в гости к
Н.П. Поликарпову на Кутузовский проспект, где он жил последнее время.

Нас встретил приветливо пожилой человек в черных очках и предложил пройти в комнату. Мы удобно расположились, завязалась непринужденная беседа. Мне показалось, что Нико лай Петрович хочет вместе с нами перелистать страницы своей жизни. Он очень подробно рассказывал о своих родителях, брате и сестрах, о личной жизни и, конечно, о творчестве.
В 1941 году, когда все ушли на фронт, он стал думать, чем по мочь Родине. Вспоминая Николая Островского, решил сочинить песню для поднятия народного духа. Появилась его пер вая песня «Красноармейская прощальная» о красноармейце, расстающемся с девушкой. Впервые исполнил ее рабочий хор фабрики перед ранеными бойцами в госпитале. Песню подхватили во многих уголках страны, иногда ее считают народной.

О некоторых эпизодах своей жизни Николай Петрович го ворил с юмором. После войны, собрав написанные песни, он обратился в Дом народного творчества. Их посмотрели, сказа ли, что песни неплохие, и на этом дело закончилось. Спустя некоторое время, отобрав сто самых лучших, как ему казалось, песен, отправился в Союз композиторов. Пришел орлом и заявил, что все песни надо напечатать. Собралась комиссия из пя ти человек, проиграли их, обсудили и отобрали только три песни для публикации. Из них напечатали одну "Пойду, выйду к быстрой реченьке", да и то со словами Ольги Ковалевой, ставшей ее первой исполнительницей.

//Федотова Н.Ф. Музыка жизни. - М., 2006. - С.103-104


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е

"Композитор Николай Петрович Поликарпов прославил наш город на всю Россию. Я был тогда мальчиком, но помню его темно-зеленые очки в круглой металлической оправе. В юные годы он увлекся сочинительством, и, несмотря на то, что был слепым, великолепно играл на баяне. Большой оптимист, с жизнерадостным характером, приятным голосом - таким его все знали, уважали и любили."

Ю.А. Данилов


Хор русской народной песни на сцене Клуба им. Строгалина. 1960-е


Статья В.Г. Фохтина

Пролог

Все мы родом из детства. И каким бы оно ни было, именно с детства начинается точка отсчета нашей судьбы, непрерывно связанной с историей нашей Родины. Сейчас нам трудно осознать и понять то трудовое время, когда страна находилась на трагическом изломе. В России назревала революция, тяжелейшие экономические и социальные проблемы невыносимым бременем давили на людей, почти поголовно безграмотных; на крестьян и «фабричный люд», живущий безрадостной жизнью и задавленный безысходностью, легли и тяготы Первой мировой войны. Революции 17-го года, совпавшие с внешней войной, дали повод к глобальной военной иностранной интервенции молодой республики с севера и юга, запада и востока. Именно под прикрытием иностранной интервенции по стране покатился огненный вал гражданской войны: привилегированные сословия, державшие в своих руках богатства России и судьбу ее народов, освободившихся чуть более полувека назад до этих событий от крепостничества, а по сути от рабства, не хотели признать продекларированные Октябрьской революцией лозунги – «мир народам», «землю крестьянам», «вся власть советам!», а также отмену сословий.

Именно на годы гражданской войны пришлось первые годы жизни Николая Поликарпова. Его отец был в действующей армии. Обстановка на фронтах гражданской менялась с калейдоскопической быстротой, власть по нескольку раз переходила из одних рук в другие. Сколько было их, смертельных ситуаций? Об этом уже, пожалуй, никто не расскажет. Пули не выбирали: семь ранений – слишком много для одного человека! Смерть ходила рядом, его могли расстрелять белые, но странным образом его спасла профессия фельдшера и ветеринара, последняя была архинеобходима для армии, основу которой составляла конница.

Когда отполыхала гражданская, отец вернулся в родной дом в Ряплово, чтобы начать мирную жизнь, поднять семью, в которой было четверо детей, но ранения все же сказались, здоровье отца надломилось, в 1926 году, когда ему еще не было и сорока, его не стало.… На руках матери остались дети, старшей дочери Анне было в то время всего 14 лет, а Николаю исполнилось только пять.

Страна, переживая гигантские потрясения, вызванные войной и социальными катаклизмами, постепенно переходила к мирной жизни. Новые веяния пробудили в людях надежду построить справедливое общество, в котором каждому были бы доступны не только материальные блага, но и образование, достижения культуры. У простого народа появилась долгосрочная перспектива не только развития страны, но и развития каждого ее гражданина в части овладения богатствами культуры и совершенствования социальных отношений.

Чтобы как-то поддержать материальный достаток, матери Николая пришлось работать на бывшей Вознесенке, которая после революции 17-го года была национализирована. Был создан фабричный комитет, а в октябре 1918 года избран первый Путиловский волостной комитет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Это было время, когда фабричный люд стал подниматься на ноги, а лозунг «учиться, учиться и учиться» стал повсеместным. В 1924 году создается фабрично-заводское училище (ФЗУ).

Интересная деталь: в комсомольско-молодежной коммуне, организованной при фабрике в 1926 году, состоял и Михаил Янгель, будущий академик, создатель ракетно-косимческих систем, дважды Герой социалистического труда, работавший в то время помощником мастера.

Но в семье Поликарповых случилась беда: казалось бы, несерьезное по нынешним временам такое заболевание, как корь, оказалось для маленького Николая трагическим – в результате тяжелейшего осложнения он потерял зрение.

//Городок. – 1998. - 11 сен. – № 37 (176). – С. 2

Предгрозовые годы.
Продолжение

Детство – это словно слабый пробивающийся к солнечному теплу и свету росток, постепенно обретающий силу и впитывающий в себя живительные соки земли. Мир, воспринимаемый глазами ребенка, еще не осознан в той полноте, многообразии, сложности и противоречиях, каким видят его взрослые.

Впечатления раннего детства, остающиеся в человеке на всю жизнь, - это тот главный след в судьбе, дороги которой непредсказуемы.

Нам невозможно представить то, что происходило в душе маленького Николая, когда для него внезапно и навсегда померк свет, когда вдруг опустились темные сумерки, навсегда лишившие его возможности воспринимать привычный для всех нас, зрячих, окружающий мир с его тысячами и тысячами предметов, во всем их разнообразии по форме и цвету. Потерять этот великий дар природы, видеть те же близких для тебя людей, или, например, любоваться великолепной красотой цветов, - это значит ощущать и чувствовать себя так, будто бесконечность пространства сжалась до размеров вплотную обступившей тебя темноты.

Сверстники Николая готовились к школе, чтобы веселой гурьбой каждый день отправляться на занятия, раскрывать книги и тетради. Для того времени это было почти праздником, почти чудом. Научившись грамоте, читать и писать, каждый из них не только приобщался к кладезю знаний и мудрости, но и мог по-новому строить свою жизнь, выбрать иную линию судьбы. Ученье – свет…

Николая отправили в Москву в школу для слепых. Система Брайля – это единственное, что изобрело человечество, чтобы незрячие как-то могли заменить восприятие мира через зрение. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - в этом, наверное, есть большая доля истины, подтверждения жизнью: психологи утверждают, что около 90 % всей информации мы получаем благодаря зрению.

Теперь для него весь «видимый» мир сконцентрировался на кончиках пальцев…

Месяцы и годы тренировок, напряженной непрерывной работы постепенно давали результаты. Было ли чувство отчаяния и бессилия, чувство досады от неудач и ошибок? Было ли горькое чувство обиды на все и вся от того, что судьба так жестоко отнеслась к нему, бросив в тяжелейшие испытания? Нет, об этом просто так не расскажешь. Да и надо ли вслух сетовать на горькую долю, выпавшую ему не по чьей-то вине?

Мир жил своей жизнью, своими проблемами. Надвигались грозовые тучи военного лихолетья. Германия после прихода к власти фашистов готовилась к своему «звездному часу», чтобы попытаться поработить весь мир и доказать превосходство арийской расы.

Каждая семья, так или иначе оказалась втянутой в глобальный военный конфликт. Для Поликарповых это были годы лишений, тяжелейших испытаний и горя. Война, словно внезапно налетевшая буря, превратила в хаос, казалось бы, привычную, вошедшую в определенный ритм жизнь. Именно четыре года войны, длившиеся бесконечно долго, были для Николая самыми трудными во всей его нелегкой судьбе.

//Городок. - 1998. – 25 сен. –№39 (178). – С. 6


Классический хор А.Г. Буслаевой. 1949-1950


Поет В. Чуднов


Выступление в клубе на Трудпоселке


Выступление в Колонном зале Дома Союзов. 1960

Статья Е.И. Агарковой

Слепой музыкант

…Это потом он стал известным композитором, автором музыки многих любимых песен, заслуженным работником культуры, членом Союза композиторов. Уже позже среди его друзей, наставников и соратников появятся фамилии всем известных людей: композиторов Мурадели, Радыгина, Пономаренко, поэта Виктора Бокова, певицы Людмилы Зыкиной.

А что было прежде, до этого?

По общему признанию всех, кто его знал, он был удивительно трудолюбив и требователен, прежде всего, к себе. Будучи совершенно слепым, он был всегда предельно опрятен и ходил только в костюме. Не имея возможности видеть, он часами мог репетировать понравившуюся ему музыку и водить пальцами по клавишам баяна до тех пор, пока эта музыка или песня «не родится» в его обостренном сознании такой, какой он ее представлял. Родные вспоминают, как возили сумками ему из Москвы книги – в фабричной библиотеке книг для слепых не было. Не имея возможности видеть, Николай Петрович Поликарпов очень тонко и чутко реагировал на этот мир. Может, в этом и была загадка жизни, что окружающие его люди, не замечающие рядом с собой необычного и прекрасного, тянулись к нему, слепому музыканту.

Она играла всегда, сколько помнила себя. И неудивительно, ведь в ее семье на музыкальных инструментах играли все: старший брат Виктор – на гитаре, младший Анатолий – на гармони, отец – на мандолине. Мария Ивановна Лебедева и предположить не могла, что «хлебом насущным» для нее на всю жизнь станет музыка и всю себя она посвятит детям и музыке. Но это будет потом. А тогда маленькая девочка, услышав полюбившуюся ей песню, бежала к Николаю Петровичу Поликарпову и просила: «Петрович, покажи, как здесь лучше сыграть?» И хотя разница в возрасте у низ была небольшая, для нее он всегда был старшим наставником, доброжелательным и мудрым. С семьей Поликарповых жили они в одной казарме – в отбельной, что в Заречном тупике. Нередко Петрович, как звали его не только чужие люди, но и друзья, мягко укорял ее: «Маша, ты берешь слишком тяжелые песни». А ей самой было интересно и хотелось удивить всех и, конечно, своего наставника. «До сих пор помню я свой первый баян. Сразу после войны мы с Николаем Петровичем поехали в Москву за инструментами, - рассказывает Мария Ивановна Лебедева. – Тогда фабрика выделила деньги сразу на два инструмента: в клуб для Николая Петровича и в детские сады для меня. (Мария Ивановна работала музыкальным работником в детских дошкольных учреждениях фабрики). Петрович собственноручно долго и придирчиво выбирал для меня баян, пока не остановился на том, который понравился ему по звучанию. До этого я играла на маленькой гармошке, так что этот свой первый кировский баян я помню всю жизнь. Возвращаясь обратно, мы должны были забрать артистов на концерт. Раньше ведь к нам часто приезжали известные актеры, певцы, музыканты. Как сейчас помню, в тот раз был концерт с участием Игоря Ильинского».

Свои выступления с Поликарповым Мария Ивановна запомнила с 42 года, когда выезжали они в село Алексеевку давать концерты для раненых солдат, что лечились в тамошнем госпитале. «Ездили на лошадях и в мороз, и в дождь. А порой и пешком приходилось добираться. Нам открывали палаты, мы выстраивались в коридоре и исполняли песни для тяжелобольных. Там выступал и мой детский хор, и взрослый хор под руководством Поликарпова. У меня были замечательные солистки Люба Гореликова, Лида Чеверева – так задорно пели частушки, да так отплясывали, что раненые сами пускались в пляс». Да, регулярно совершать этот нелегкий путь и для здоровых молодых ребят было нелегко, но никто не помнит, чтобы незрячий Николай Петрович под каким-то предлогом отказался ехать.

В одной казарме с Поликарповым жил и Иван Васильевич Широков, с которым Коля очень дружил. И часто можно было видеть, как у проходной стоял Поликарпов, дожидаясь своего друга с работы, чтобы потом вместе отправиться в клуб на репетицию. Если же Иван не мог, Коля шел один: эту дорогу по висячему мосту, затем мимо детского сада №3 на ул. Чкалова, через Красные ворота и по знакомому с детства шоссе он знал до мельчайшего камня, выступа или поворота. А уже вечером возвращались из клуба всегда большой компанией. Раньше ведь все свободное время молодежь проводила в клубе. И спешили не только на танцы: тогда было нормой после смены бежать на вечерние сеансы в кино, многие занимались в кружках, причем в нескольких. Да просто любили проводить там время, и Николай Поликарпов не был в этом плане исключением. С директором же клуба Иваном Жаренковым их связывала многолетняя дружба.

Вера Борисовна Полисонова была знакома с семьей Поликарповых еще до войны. С младшим братом Николая Володей учились они в одном классе и сидели на соседних партах. В самом начале войны Володя, как и многие другие фабричные ребята, добровольцем отправился на фронт. Домой он уже не вернулся. Потом, уже после войны, когда Вера Борисовна работала в молодежном фабричном общежитии, она ближе познакомилась и с Николаем. Репетиции хора, которые тогда проходили регулярно прямо в общежитии, проводил сам Николай Петрович, и поэтому с Верой Борисовной они встречались часто. Когда у него были репетиции в общежитии, девочки его всегда встречали, а порой и сами провожали домой. И никогда не было случая, чтобы он не пришел на репетицию, человек он был очень обязательный.

«Помню такой случай, - рассказала Вера Борисовна, - однажды, когда Николай Петрович уже жил в Москве, мы поехали в театр от фабрики. И там случайно встретились с Поликарповым. Узнав, что нас целый автобус, он пошел поздороваться с земляками. Я подошла позже и, увидев его, сказала: «Здравствуй, Николай Петрович!» И он обернувшись, живо ответил: «Вера Борисовна, здравствуй!». Все были просто поражены, как он сразу узнал меня по голосу, хотя прошло уже немало времени».

Недавняя встреча с бывшим одноклассником Виктором Гавриловичем Морозовым всколыхнула в памяти Веры Борисовны воспоминания о Поликарпове. «Я должен передать тебе поклон и большой привет от Николая Петровича Поликарпова», - сказал он. Выяснилось, что он отдыхал в санатории, где в то же время отдыхал и Поликарпов. Как же Николай Петрович обрадовался, узнав, что здесь его земляк из Красноармейска! Он с интересом расспрашивал обо всех, кого помнил и с кем занимался в городском хоре. Расстались они очень довольные таким подарком судьбы: для обоих это была действительно радостная встреча, приятные воспоминания об общих знакомых.

Многие из тех, кто в молодости пел в фабричном хоре под заливистый баян Николая Петровича, сохранят эти воспоминания, несмотря на нелегкое послевоенное время, как самые дорогие и приятные.

«Вы представляете нас, послевоенных девчонок, выменявших за годы войны на кусок хлеба последние чулки, - рассказывает Анна Николаевна Подшивалова, - и вот, в 1946 году для участников хора сшили на фабрике новые костюмы для выступлений. Как сейчас помню плиссированные юбки, которые тогда были в большой моде, а на груди обязательный белый шарфик или белый бант. Для нас это была не просто обновка, это было целое событие в жизни каждой фабричной девчонки».

Тогда костюмы пошили не только для классического хора фабричного клуба, но и отдельно для тех, кто занимался в хоре общежития. Ведь тогда в каждой казарме и в каждом общежитии был свой хор, и Николай Петрович никому не отказывал в репетициях, он был человек очень ответственный. На улице Лермонтова, где сейчас находится пекарня, было самое большое девичье общежитие. Кстати, и тогда в послевоенные годы там тоже была пекарня, благодаря чему в общежитие было всегда тепло. Никаких отдельных помещений не было и, когда приходил Николай Петрович, все собирались в одной общей комнате, рассаживались на полу и репетировали. Что пели? Пели частушки, они у Петровича получались особенно хорошо, он их сам и сочинял. Пели песни о Родине и о любви. Но самыми любимыми и популярными, пожалуй, тогда были песни о войне. Их пели везде и всегда, на любом торжестве и празднике, как веселом, так и посвященном печальной дате.

Последний раз к Николаю Петровичу Поликарпову приезжали земляки из Красноармейска несколько лет назад. Среди них были Владимир Георгиевич Фохтин и старый друг юности Михаил Иванович Маркин. Их очень приветливо встретила дочь композитора. Вера угощала чаем; слушали музыку, вспоминали земляков. Он с удовольствием рассказывал о своей жизни.

Нина Исаевна Митрофанова, сестра жены, вспоминает: «Наша мама умерла рано, и я жила в их семье в отбельной казарме, помогала Тоне ухаживать за Верочкой (дочерью Поликарповых). Тогда была еще жива мама Николая Петровича. Нужно сказать, что мать Николая Петровича была очень гостеприимной хозяйкой и, помню, всегда у нее на столе были горячие пироги, которые она пекла просто замечательно. А еще очень гордилась своим сыном и любила рассказывать, как приезжали к ним в гости его друзья, известные люди. Среди них были композитор Мурадели, певица Людмила Зыкина, поэт Виктор Боков. Приезжая в Красноармейск, они очень любили ходить по грибы, и мы их возили на родину Поликарповых, в село Ряплово».

Потом Поликарповы получили квартиру на ул. Чкалова в доме №27 (рядом с горсоветом). Вскоре его пригласили работать в Москву по рекомендации композитора Мурадели. В Москве он работал по линии общества слепых, возглавлял хор. Он много ездил с выступлениями не только по области, но и по всему Союзу. Потом его пригласили работать в известный совхоз «Белая дача», где он также руководил хором. Нужно сказать, что тогда никто не возил его на машине, и жене самой приходилось ежедневно отправляться с ним на работу, чтобы помочь ему проделать его долгий путь. Когда жена Антонина Исаевна не могла или болела, его сопровождала сестра жены Нина.

«Первое время после переезда Верочка очень тосковала и нередко приезжала в Красноармейск к своим подружкам Любе Карпишиной и Наташе Мазыкиной. Николай Петрович по этому поводу очень переживал». Единственная дочь Верочка для него была, можно сказать, светом в окошке, он ее очень любил и, как мог, баловал. Так что воспитательная миссия в их семье выпадала чаще на долю Антонины Исаевны.

…Рассказывают, что первая жена Поликарпова Роза была очень красивой и интересной женщиной. Но видимо, что-то не сложилось в их судьбе, скоро они разошлись. Роза со своей матерью и сыном жила долгое время на Трудпоселке. Сын после окончания школы уехал в Москву, получил образование и приезжал только навестить мать и бабушку. Лишь спустя долгие годы, они встретились с отцом. Вера познакомилась со своим братом, когда уже была замужем. Хотя частых встреч и не было, они знали координаты друг друга. Когда отца не стало, Вера в первую очередь сообщила брату. Правда, на похороны он так и не приехал. И если учесть, что к тому времени прошло уже 15 лет после смерти матери, то понятно, что все хлопоты о Николае Петровиче лежали на плечах Веры. Детская любовь и обожание отца за эти годы переросли в почитание, нежность и заботу.

«Помню такой случай, - рассказывает Нина Исаевна. – Верочка после переезда из Красноармейска, видимо, чтобы скрасить тоску по старому дому, принесла щенка. Все бы ничего, но собака принялась все в доме грызть, да вдобавок немало хлопот приносила хозяину дома. И хотя Николай Петрович дома чувствовал себя совершенно уверенно, теперь он боялся ходить по комнатам и нечаянно задеть собаку. И хотя он ни словом не упрекнул дочь за столь необдуманный поступок, Вера поняла сама. Через какое0то время отдала собачку в хорошие руки. Так что эта любовь была у них взаимная, они с отцом понимали друг друга с полуслова».

«Помню, когда Тоня ждала ребенка, мы с Николаем Петровичем поехали покупать приданое ребенку. Вначале поехали на радио, где он записывал песни для выступления. И тут я впервые сама увидела Людмилу Зыкину, с которой Николай Петрович тогда выступал. Часто к нам домой приезжал поэт Виктор Боков, с которым у них была долгая дружба, был в доме желанным гостем и Смолянинов, и композитор Абрамский».

В 1986 году Антонина Исаевна умерла. По ее желанию, она была похоронена на кладбище в Красноармейске. Поликарпов понимал, что Верочке тяжело разрываться между своей семьей и его квартирой, но он категорически отказался переезжать. Для него эти стены были родными и знакомыми: он знал здесь каждый выступ, каждую щербинку, это был их с Тоней дом. Вера понимала отца и не могла требовать от него такой жертвы: так и ездила она к нему практически ежедневно в Текстильщики, пока не съехались они в одну квартиру.… А каким он был чутким, нежным и добрым дедом: в своих внучках Леночке и Тане он просто души не чаял!

Николая Петровича не стало 9 июля этого года. Перед этим он долго болел, лежал в больнице, а последнее время Вера ухаживала за ним дома.

Последним желанием Николая Петровича было быть похороненным вместе с женой на красноармейском кладбище. Вера получила в крематории урну с прахом отца и 17 июля его похоронили в той же могиле, где покоится Антонина Исаевна.

Пока на могиле лишь его фотография и венки.

От автора: благодарю Нину Исаевну Митрофанову, Анну Исаевну и Николая Павловича Алексеевых, Веру Борисовну Полисонову, Марию Ивановну Лебедеву, Анну Николаевну Подшивалову, Владимира Георгиевича Фохтина и всех тех, кто любезно поделился своими воспоминаниями о Николае Петровиче Поликарпове.

//Городок. - 2002. – 6 сен. – №36 (384) – С. 3; 2002. - 13 сен. – №37 (385). – С. 3

Яковлева М. Встреча с композитором - земляком

Красноармейск славен не только революционными и трудовыми традициями, но и песнями. Особенно любят наши текстильщики задушевные русские песни.

В праздник русской песни вылилась встреча текстильщиков с композитором – земляком, заслуженным деятелем искусств РСФСР Н. П. Поликарповым. Эта встреча проходила 15 июня в фабричном клубе, где много лет выступал с концертами наш земляк.

Здесь, в рабочем городке, начиналось и зрело творчество композитора. Многие его произведения написаны на материалах, взятых из жизни нашего коллектива. Здесь, в рабочем коллективе, им был создан русский народный хор, которым Николай Петрович руководил на протяжении многих лет.

Тепло встретили собравшиеся появление на сцене Н. П. Поликарпова, методиста областного хорового общества В. А. Галкиной, солистки москонцерта Г. А. Поляковой. Самодеятельный хор исполняет песню «Рады мы все вас видеть, дорогие...». Ветераны фабричной самодеятельности преподносят композитору – земляку хлеб – соль.

Исполнением трех песен Н. П. Поликарпова композитора приветствовал хор кадровых рабочих, которым вот уже сорок лет руководит Н. П. Герасимова.

С большой концертной программой выступил хор клуба имени Строгалина. После концерта композитор – земляк высказал несколько замечаний и пожелал участникам самодеятельности больших творческих успехов. Он изъявил желание помочь в подборе репертуара и в повышении исполнительского мастерства участников хора.

Вечер прошел очень интересно и с большой пользой для всех участников художественной самодеятельности.

Некоторые из сочинений Н.П. Поликарпова:

Соч.: песни, в т. ч. Пойду выйду к быстрой речке (сл. О. Ковалевой), У нас сегодня выходной (сл. собств.), Отчизна моя (сл. собств.), Подмосковная лирическая (сл. В. Бокова), Любовь моя - Россия (сл. А. Гадалова), Почему крапива жжется (сл. В. Бокова), Иван да Марья (сл. В. Семернина), Жена ль моя, женушка (сл. В. Бокова), Ленин и Россия (сл. собств.), Сугробы белые (сл. А. Голубовского), Рябина (сл. А. Смольникова), Не спалось мне ночкой долгой (сл. А. Чадалова), He скрипи, калитка (сл. М. Маркова), Девчоночка Настеночка (сл. собств.), За Двиной, за Северной (сл. В. Бокова), Ветер северный (сл. О. Фокиной), Порой случается (сл. С. Красикова), Кони (сл. С. Красикова), Наш колхоз - миллионер (сл. П. Кудрявцева), Новолипецкий завод (сл. В. Гусович), Мы юность рабочего класса (сл. Г. Воловика), Ничего я с собой не поделаю (сл. собств.), Не гадаю на ромашке (сл. В. Бокова), Выходи навстречу (сл. В. Бокова); для балалайки - пьесы; для баяна - пьесы.

Большая биографическая энциклопедия. 2009

Николай Поликарпов родился 8 июля 1892 года в селе Георгиевское Орловской губернии. Первоначальное образование он получил в Орловской семинарии, а в 1911 году поступил в Петербургский политехнический институт.

По окончании института и курсов авиации Николай работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ.

С 1918 года Поликарпов работал на заводе «Дукс», где до 1923 года руководил техническим отделом. Весной 1923 года Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1, ставший первым в мире истребителем - свободонесущим монопланом. Чуть позже под руководством Николая Николаевича был создан самолет-разведчик Р-1.

В январе 1925 года Поликарпов добился организации опытного отдела и стал его начальником. В феврале 1926 года Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения ЦКБ «Авиатреста».

В 1927 году он создает истребитель И-3, в 1928 – разведчик Р-5, а также самолёт первоначального обучения У-2, переименованный в По-2 после смерти конструктора. У-2 строился до 1959 года. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков.

В 1929 году Поликарпов был арестован по обвинению за «участие в контрреволюционной вредительской организации» и направлен на работу в тюремное КБ. Здесь им был создан истребитель И-5, после демонстрационного полета которого перед Сталиным конструктор был амнистирован.

После выхода на свободу в 1931 году он назначается заместителем начальника бригады в ЦКБ П.О. Сухого, а в 1933 году - начальником конструкторской бригады №2 ЦКБ, которое возглавлял С.В. Ильюшин.

В 1930-х годах им были созданы истребители И-15, И-16, И-153 «Чайка», составившие основу истребительной авиации нашей страны тех лет, и на которых было установлено несколько мировых рекордов. Знаменитый По-2 В мае 1939 года Поликарпов занял пост технического директора и главного конструктора Государственного авиазавода №1, продолжая работу над созданием новых самолетов.

Однако, когда в том же году он отправился в командировку в Германию, то во время его отсутствия из состава его КБ было выделено новое ОКБ, в которое переданы лучшие кадры и производственные площади Поликарпова. К тому же у него забрали большинство проектов... По возвращении Николай Николаевич был назначен главным конструктором нового государственного завода №51 и начальником ОКБ-51, где ему пришлось набирать новых сотрудников и с нуля создавать производственную базу. Но Поликарпов не сдавался, у него был накоплен великолепный опыт, рождались новые идеи.

В 1940-е годы у него появляются самолеты на голову выше конкурентов – И-185, ТИС, ВИТ, ИТП, НБ и ряд других. Летчики давали отличные отзывы по фронтовым испытаниям И-185. Одновременно с работой в ОКБ Поликарпов с 1943 года был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов в Московском авиационном институте, а также являлся депутатом Верховного Совета 1-го созыва. Он был награжден многими государственными наградами.

Николай Николаевич Поликарпов скончался в Москве 30 июля 1944 года от рака желудка, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Жаль, что не все из задуманного успел сделать этот талантливый человек. Но память о великом конструкторе живет в сердцах всех истинных энтузиастов авиации.

  • Сокол
  • Московский авиационный завод № 39
  • Ташкентский механический завод
  • Никола́й Никола́евич Полика́рпов ( -) - русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии - ОКБ Сухого). Дважды лауреат Сталинской премии , Герой Социалистического Труда , Поликарпов является одним из основоположников советской школы самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолеты У-2(По-2) и Р-5 стали одними из лучших в своем классе, а И-15 бис , И-153 «Чайка», И-16 составили основу парка истребительной авиации СССР 1934-1940 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ Конструктор Поликарпов (1972)

      ✪ И-180. Супер ишак Поликарпова.

      ✪ И-185. Несбывшийся кошмар люфтваффе! Только история.

      Выдающиеся авиаконструкторы - Александр Яковлев

      ✪ Выдающиеся авиаконструкторы - Николай Камов

      Субтитры

    Происхождение

    Экономические трудности I мировой войны, последующие забастовки и революции привели к развалу промышленности и фактической остановке завода «Авиабалт». Авиаконструктор И. И. Сикорский , не найдя общего языка с новой властью эмигрировал за границу в начале 1918 года. Николай Поликарпов от эмиграции отказался и покинул завод в марте 1918 года, перейдя на работу во Всероссийскую коллегию по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом.

    В марте 1918 года в связи с переносом столицы все руководящие органы РСФСР, в том числе Всероссийская коллегия по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом, переезжают в Москву. Вскоре Всероссийская коллегия по управлению Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом переобразовывается в Главное управлении Рабоче-Крестьянским Воздушным флотом (ГУВФ, «Главвоздухфлот»). Поликарпов занимает должность столоначальника 8-го отдела, ведая вопросами снабжения, планирования и строительства авиационных заводов. После августа 1918 года, он переходит работать на завод «Дукс», продолжая выполнять отдельные поручения ГУВФ до 1920 года.

    Завод «Дукс» (ГАЗ № 1)

    В августе 1922 года завод получает задание освоить производство самолетов Airco DH.9 . Поликарпов производит полный перерасчет конструкции и вносит в неё значительные конструктивные изменения, через год создав разведчик Р-1 , ставший первым массовым советским самолетом. Одновременно, Поликарпов совместно с И. М. Косткиным и А. А. Поповым, в инициативном порядке разрабатывает и строит первый в мире истребитель - свободонесущий низкоплан оригинальной конструкции ИЛ-400 (И-1) (1923 год) а также разведчик (РЛ-400) и штурмовик (ОЛ-1 «Боевик») на его базе. Проект был смелым для своего времени, однако недостаток опыта и недоведенность конструкции привели к тому что самолет был построен только малой серией в 33 экземпляра .

    С августа 1924 года по январь 1925 года Поликарпов занимает должность заведующего производством ГАЗ № 1. В период с января 1925 года по октябрь 1926 года он начальник опытного отдела ГАЗ № 1, с октября 1926 года по январь 1928 года - начальник Отдела сухопутного самолетостроения (ОСС) ЦКБ Авиатреста. В этот период Поликарпов много сделал для организации в СССР опытного самолетостроения, основанного на разделении этапов проектирования, им были разработаны первые методики проектирования, постройки и испытания опытных машин, производства статических испытаний, расчетов на прочность и продольную статическую устойчивость, исследовались штопорные свойства самолетов.

    В 1927 году разрабатывается учебный самолет Поликарпова У-2 (с 1944 года По-2), который завоевал признание как очень удачная конструкция легкого и дешевого многоцелевого и учебного самолета. По-2 сыграл большую роль в подготовке летчиков в летных школах и аэроклубах Осоавиахима , он выпускался до 1954 года в различных модификациях для гражданского и военного применения став одним из самых массовых самолетов мира .

    В сентябре 1928 года в КБ началось проектирование истребителя И-6 . После ареста Поликарпова в октябре 1929 года создание машины завершил С. А. Кочеригин . И-6 поднялся в небо 23 мая 1930 года, однако, не выдержав конкуренции с аналогичным истребителем И-5 разработанным в тюремном КБ Н. Н. Поликарповым и Д. П. Григоровичем , не был принят к серийной постройке. Помимо И-6, в планах работ КБ Поликарпова на период 1929-31 годов предусматривалась разработка истребителя И-7, двухместного истребителя Д-2 и тяжёлого истребителя сопровождения ИК-1. С 1927 года в разработке находился также и тяжёлый двухмоторный бомбардировщик ТБ-2 (Л-2).

    Арест и работа в ЦКБ-39 ОГПУ

    Виновным себя Поликарпов не признал, после недолгого следствия его перевели в Бутырскую тюрьму, где собрали всех заключенных авиаспециалистов, и «как социально чуждого элемента» без суда приговорили к смертной казни :97 , однако приговор не был приведен в исполнение.

    30 ноября 1929 года с заключенными встретился заместитель начальника Управления ВВС РККА Я. И. Алкснис . Сославшись на сложность международной обстановки, он призвал их «отдать разум и силы на создание в кратчайший срок истребителя, который превосходил бы машины вероятных врагов» . В декабре в Бутырской тюрьме было организовано «Особое конструкторское бюро» под неофициальным техническим руководством Д. П. Григоровича , Н. Н. Поликарпов стал его заместителем, административные посты заняли сотрудники экономического управления ОГПУ. В январе 1930 г. ОКБ перевели на территорию Московского авиазавода № 39 имени В. Р. Менжинского , где заключенные стали жить и работать в специальном ангаре, получившем назавние «внутренняя тюрьма», а ОКБ было переименовано в «Центральное конструкторское бюро» - ЦКБ-39 , которое в марте 1930 г. усилили вольнонаемными специалистами .

    В результате напряженной работы ЦКБ-39 создало легкий маневренный истребитель-биплан ВТ-11 , впоследствии переименованный в И-5 . Истребитель впервые поднялся в небо 29 апреля 1930 года, был принят на вооружение и выпускался крупными сериями, прослужив в ВВС РККА около 9 лет. И-5 хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации, дальнейшим его развитием стали истребители Поликарпова бипланной схемы И-15 и И-153 . Вклад Поликарпова в создание машины был значительным, поскольку конструктивно И-5 базировался на наработках незаконченного проекта И-6.

    В феврале 1931 года, находясь в заключении, Поликарпов был назначен начальником конструкторской бригады № 3, получив задание спроектировать истребитель И-11.

    В ноябре 1931 года, после конфликта с главным инженером ЦАГИ А. Н. Туполевым , Поликарпов был смещен с должности начальника бригады № 3 и переведен из ЦКБ в ЦАГИ рядовым инженером, бригаду возглавил инженер Г. И. Бертош.

    В конце ноября 1931 года начальником ЦКБ и одновременно заместителем начальника ЦАГИ был назначен С. В. Ильюшин , знавший Поликарпова еще с Гражданской войны .

    4 мая 1932 года, когда в ходе реорганизации бывшая бригада Поликарпова № 3 и конструкторская бригада № 4 П. О. Сухого сливались в единую бригаду № 3 под руководством П. О. Сухого, Н. Н. Поликарпов и Г. И. Бертош по рекомендации С. В. Ильюшина были назначены заместителями П. О. Сухого.

    Объединенная бригада должна была к середине 1933 года выпустить на испытания истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) с двигателем воздушного охлаждения М-38 и истребитель-полутороплан И-13 с двигателем жидкостного охлаждения М-32.

    П. О. Сухой в этот период сосредоточил свои усилия на разработке пушечного истребителя-моноплана И-14 (АНТ-31) с убирающимся шасси и максимальной скоростью до 380 км/час, а Г. И. Бертош - на разработке И-13 на базе туполевского истребителя И-8.

    Поликарпов в этих работах не участвовал.

    В июле 1932 года Н. Н. Поликарпов получил от С. В. Ильюшина задание разработать истребитель-полутороплан И-14а с двигателем воздушного охлаждения. И-14а проектировался на основе И-13, над которым Поликарпов работал еще до снятия с должности, и продолжал линейку истребителей-бипланов И-5 и И-6 . Высокоманевренный биплан И-14а должен был тактически дополнить скоростной моноплан И-14 (АНТ-31) П. О. Сухого . Кроме того, при возможной задержке в разработке И-14, обусловленной наличием значительного количества новшеств, И-14а Поликарпова мог послужить определенной страховкой получения нового истребителя. Параллельно с бипланом И-14а Поликарпов в инициативном порядке делает первые наброски своего варианта скоростного истребителя-моноплана, планируя сделать значительный скачек в скорости, достигнув рубежа 400 км/час.

    П. О. Сухой предоставил Н. Н. Поликарпову полную возможность заниматься своими разработками, а Поликарпов, в свою очередь, никак не вмешивался в разработки П. О. Сухого.

    В декабре 1932 года проект И-14а был переименован в И-15 , а конструкторский коллектив Поликарпова развернут в отдельную бригаду № 5 ЦКБ ЦАГИ. 13 февраля 1933 года приказом Главного управления авиационной промышленности, на заводе № 39 им. Менжинского вновь было создано ЦКБ, организационно независимое от ЦАГИ. Официально оно именовалось «ЦКБ опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий». Начальником нового ЦКБ и заместителем директора завода № 39 по конструкторской части был назначен С. В. Ильюшин. Бригада № 5 Н. Н. Поликарпова перешла в новое ЦКБ в полном составе и стала именоваться бригадой № 2 ЦКБ-39 (по истребителям).

    С февраля 1933 года по июль 1936 года Поликарпов работает начальником бригады № 2 ЦКБ на базе авиазавода № 39.

    В середине 1933 года, в связи с трудностями в доводке И-14 (АНТ-31) П. О. Сухого , руководство ВВС обращает внимание на инициативный проект скоростного истребителя-моноплана бригады Поликарпова, который получил название И-16 (ЦКБ-12) и работы в этом направлении активизируются. И-14 П. О. Сухого совершил первый полет 27 мая 1933 года, истребители Поликарпова впервые поднялись в небо 23 октября (И-15) и 30 декабря (И-16), пилотировал машины летчик-испытатель завода № 39 Валерий Чкалов . Руководство ВВС отдало предпочтение И-16 Поликарпова как более дешевому и технологичному (деревянно-металлическая, т.н. смешанная конструкция против цельнометаллической И-14) при несколько более высоких лётных характеристиках, перспективах доводки и освоения в производстве. И-15 и И-16 поступили в серийное производство и на вооружение армии, причем И-16 , показав сочетание высоких скоростных и маневренных качеств, стал одним из наиболее передовых истребителей своего времени, простояв на вооружении ВВС РККА до 1944 года.

    Пилотаж на И-16 демонстрировался группой «Красная пятёрка » и индивидуально Валерием Чкаловым на первомайском параде 1935 года и последующем смотре авиационной техники, который проходил на Центральном аэродроме . Сталин отметил самолёт и после полётов беседовал с Поликарповым. Нарком Серго Орджоникидзе сделал представление в ЦК ВКП(б) в котором охарактеризовал конструктора как «одного из способнейших работников нашей авиации». 5 мая 1935 г. Николай Поликарпов с формулировкой: «за выдающиеся заслуги в деле создания новых высококачественных конструкций самолетов» был награждён Орденом Ленина , этим же Указом был награждён и Валерий Чкалов, фактически ставший ведущим летчиком-испытателем КБ Поликарпова. Несмотря на это, отношение к Поликарпову со стороны руководства было сложным, занимая высокий пост, он не являлся членом партии, будучи верующим, всегда носил крест, за что его называли «крестоносцем». На этом фоне внимание со стороны Сталина и работа в КБ, уже входившего в известность, лётчика-испытателя Чкалова значили для конструктора много .

    Однако условия для работы осложнились, волна репрессий в РККА , вызванная резким ухудшением отношений между СССР и Германией привела к тому, что многие руководители ВВС занимались поисками виновных и взаимными обвинениями, в официальном задании на 1938-39 годы конкретных требований к перспективному истребителю выдвинуто не было, работы велись во многом инициативным порядком. В декабре 1937 г. КБ перевели на опытный завод № 156, Поликарпов был назанчен на место репрессированного А. Н. Туполева (по замыслу М. М. Кагановича для искорения «туполевщины» и «петляковщины»). Между заводом и КБ возник конфликт, конструкторов не пускали на завод, их задания саботировали. 28 мая 1938 г. Поликарпова назначили техническим директором завода что еще более отвлекало от работы, начались склоки о зажиме им выпуска машин П. О. Сухого в свою пользу.

    Первый И-180 был построен в конце 1938 г., курировал работы заместитель Поликарпова - Дмитрий Людвигович Томашевич . Машину планировали поднять в воздух до окончания 1938 года что вызывало спешку и нервозность, доводка нового двигателя М88 еще не была закончена. 15 декабря 1938 года в первом полете на И-180 произошла катастрофа, самолёт упал на посадочном курсе не дотянув до аэродрома после нормально выполненного полета, летчик Валерий Чкалов погиб. К этому времени Чкалов был уже не просто летчиком-испытателем, а известным в стране человеком, активным общественным деятелем, депутатом Верховного Совета СССР . Расследовавшая проишествие комиссия пришла к выводу что причиной стал отказ мотора на малой высоте и халатное отношение к подготовке вылета (самолет отправлялся в полет с многочисленными недоделками). Ведущий конструктор Д. Л. Томашевич и ряд других лиц были репрессированы, на Поликарпова вина не возлагалась.

    Гибель Чкалова стала сильнейшим ударом для Поликарпова, его работы были парализованы почти на 2 месяца, 5 февраля 1939 г. он был освобожден от должности технического директора завода № 156 и назначен главным конструктором завода № 1, туда же переведено и КБ которое включало три структурных подразделения: КБ-1 (маневренные истребители), КБ-2 (скоростные истребители-монопланы), КБ-3 (бомбардировщики и многоцелевые самолеты).

    27 апреля 1939 г. летчик-испытатель С. П. Супрун поднял в воздух второй И-180-2, летные испытания И-180 проходили без серьезных замечаний. Самолет демонстрировался на первомайском параде 1939 года, однако выпуск войсковой серии И-180 задерживался, завод № 21 (представитель КБ Поликарпова М. К. Янгель) был загружен серийным выпуском И-16 и, создавая истребитель И-21 своей разработки, не хотел заниматься чужими проектами. 5 сентября 1939 г., в 53-м полете, при невыясненных обстоятельствах, разбился второй экземпляр И-180-2, летчик-испытатель Т. П. Сузи погиб. 3-й экземпляр построен в феврале 1940 года на заводе № 1. В апреле, заводом № 21, выпущены первые 3 серийные И-180, их заводские испытания продолжались до 4 июля 1940 г. 5 июля, в испытательном полёте, разбился еще один И-180, летчик Афанасий Прошаков не смог выйти из штопора и покинул машину на парашюте. Отношение к самолёту было сложным, вызывали сомнение его штопорные характеристики, интерес к истребителям с двигателями воздушного охлаждения падал, многие стали считать их устаревшими и неперспективными при скоростях более 500 км/ч. Ведущий летчик-испытатель Е. Г. Уляхин давал такую оценку машине: «По маневру самолет очень близок к И-16, но более устойчив и лучше на виражах, посадке и устойчивости в полете», самолет превосходил по скорости и маневренности основной истребитель германских ВВС Bf-109Е, летчикам переучиваться с И-16 на И-180 было несложно, однако вскоре, из-за дефектов, было остановлено производство двигателей М-88 и в августе остановилась серийная постройка И-180, а в конце 1940 г. выходит решение о полном снятии самолета с производства. В октябре 1940 г. решением НКАП завод № 21 начал подготовку к выпуску ЛаГГ-3 конструкции ОКБ Лавочкина с совершенно иной технологией, к этому времени Поликарпов уже работал над дальнейшим развитием истребителя с двигателем воздушного охлаждения И-185.

    Последние годы

    В 1939 году был направлен в командировку в Германию . В его отсутствие директор завода П. А. Воронин и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе М. И. Гуревича) и организовали новый опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артёма Микояна . Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности на утверждение перед своей поездкой в Германию. Затем в старом ангаре на окраине Ходынки на бывшей территории ОЭЛИД ЦАГИ для Поликарпова был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ (в настоящее время - ОКБ и опытный завод имени Сухого , которому производство было передано в 1953 году). На этом небольшом (по сравнению с предыдущим) заводе, а также в сложных условиях эвакуации, были созданы истребители И-185 , ИТП , ТИС (каждый в нескольких вариантах), боевой десантный планер (БДП , МП), ночной бомбардировщик НБ и начата целая серия проектов, не оконченных в связи со смертью Поликарпова.

    В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 года, утвержденном главным инженером ВВС РККА генерал-лейтенантом А. К. Репиным , самолёт Поликарпова назван «лучшим современным истребителем» :171 . . За этот самолёт в марте 1943 года Поликарпову была присуждена Сталинская премия I степени.

    После смерти Поликарпова его КБ возглавил В. Н. Челомей , которому поручили разработку крылатых ракет :239 .

    Завершение карьеры и кончина

    Умер 30 июля 1944 году от рака желудка . Похоронен в Москве на