Звуковые повторы

ЗВУКОВЫ´ Е ПОВТО´ РЫ - эвфонический прием, заключающийся в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Назначение З. п. - фонетическая выразительность стиха. З. п. образуются на базе аллитераций , поддержанных общей смысловой направленностью данного отрезка художественного произведения. З. п. встречаются в народном творчестве, например в стихоподобных поговорках:

Тише едешь - дальше будешь .

З. п. обычны в стихах русских поэтов:

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель.

(А. Пушкин)

Одеты темные поляны

Широкой белой пеленой .

(М. Лермонтов)

У Черного моря чинара стоит молодая.

(Он же)


Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое "звуковые повторы" в других словарях:

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ Современная энциклопедия

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ - основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (Редеет облаков летучая гряда, А. С. Пушкин; условное обозначение… … Большой Энциклопедический словарь

    Звуковые повторы - ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ, основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (Редеет облаков летучая гряда, А.С. Пушкин;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    звуковые повторы - основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха («Редеет облаков летучая гряда», А. С. Пушкин; условное обозначение… … Энциклопедический словарь

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ - ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ, основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков; см. Фоника и Повтор …

    фоника - и; ж. [от греч. phōnē звук, голос] Лит. Звуковая организация поэтической речи. * * * фоника (от греч. phōnē звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех её элементах, правила повтора которых не… … Энциклопедический словарь

    Фоника - (от греч. phone – звук) звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего… … Большая советская энциклопедия

    ФОНИКА - (от греч. phōnikós — звуковой, phōnē — звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, ее изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком, он всегда ограничен… … Литературный энциклопедический словарь

    Фоника - отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия

    повто́р - а, м. 1. разг. То же, что повторение (во 2 и 3 знач.). Избегать повторов. □ Подчиненный в присутствии старшего должен быть именно его отражением. Как в зеркале: полный повтор и в то же время ничто, видимость. Мстиславский, Грач птица весенняя. 2 … Малый академический словарь

Книги

  • Проза Антона Чехова. Монография , Фрайзе Маттиас. Вниманию читателей предлагается монография проф. М. Фрайзе`Die Prosa Anton Cechovs` 1997 г., переработанная и дополненная автором и редакторами для данного русского издания. В первой части…

В поэзии используются разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Поэты стремятся к достижению звукового подобия лексики, отбирая слова, в которых повторяются одни и те же или похожие звуки, целые созвучия. Однако было бы неверно думать, что звуковые повторы - обязательная принадлежность поэтической речи. В русской системе стихосложения звуковые повторы не являются канонизированным приемом, как, например, в финском, эстонском, якутском и некоторых других языках.

Не всегда повторение звуков в поэтической речи имеет эстетическое значение. Оно может быть случайным, так как при ограниченном количестве звуков повторение их в словах неизбежно. В повседневной речи мы не придаем этому значения (никто не обратит внимания, например, на повторение согласного с в сводке погоды: По сведениям синоптиков, в ближайшие сутки в Москве и области ожидается слабый снег…).

В поэтической речи звуковые повторы становятся ярким стилистическим средством звукописи. Например:

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена - значит, лето в начале!

Синева - до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

(М.И. Цветаева)

Здесь повторяются и гласные (а, е), и согласные (л, н, з, ч); многоголосая «перекличка» звуков словно отражает буйное торжество красок. Чем больше звуков вовлекается в такую «перекличку», чем заметнее их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. К тому же, как подчеркивают современные исследования фоники, «заметное отклонение количества звуков от нормы резко повышает их информативность, соответствующая символика как бы вспыхивает в сознании (подсознании) читателя, окрашивая фонетическое значение всего текста».

Звуковые повторы часто использовал при создании художественных образов А.С. Пушкин: Взгляни: под отдельным сводом гуляет полная луна; Взлелеяны в восточной неге, на северном, печальном снеге вы не оставили следов; Рвалась и плакала сначала, с супругом чуть не развелась; Чья благородная рука потреплет лавры старика!; Наследников сердитый хор заводит непристойный спор.

В зависимости от характера повторяющихся звуков различают два основных типа звуковых повторов: аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят… - Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Мы замечаем повторение не только одинаковых согласных, но и сходных по какому-либо признаку (по месту образования, участию голоса и т.д.). Так, возможна аллитерация на д - т, з - с, и подобные, а также на губные, сонорные и т.д.:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

(С.А. Есенин)

верую: вовеки не придет

позорное благоразумие.

(В.В. Маяковский)

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных фонем в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных или только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласным, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: Држвн, Бтшкв, Нкрсв. Семантическая весомость согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций шире, чем ассонансов.

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).В основе ассонанса обычно оказываются толь ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» А.С. Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у, поскольку качество этого звука не меняется и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а).

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Паст.) - здесь ассонанс на е, и аллитерации на м, л, с, в; в первых двух строках повторяются губные; в звуковой «перекличке» участвуют сочетания согласных мл, вс - св.

Известна и другая классификация звуковых повторов, в основе которой лежит распределение повторяющихся звуков в тексте. В зависимости от места повторяющихся звуков в словах и стихотворной строке повторы получили различные наименования.

Повторение начальных согласных в словах называется анафорой (Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона… - Ес.). При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом (- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. - Цв.).

Повторение конечных звуков в словах называется эпифорой (Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… - Бальм.). Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной. При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются (Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. - Ес.).

Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры (Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! Голубая дымка за плечами, неизвестность, гибель впереди! - Бл.).

Не следует думать, что использование разнообразных звуковых повторов всегда свидетельствует о высоких стилистических достоинствах произведения. Злоупотребление аллитерациями, ассонансами приводит к навязчивому, а порой противоестественному усилению фонетической стороны речи, например, в стихотворении И. Северянина «Сонмы весенние»:

Сонные сонмы сомнамбул весны

Сонно манят в осиянные сны.

Четко ночами рокочут ручьи.

Звучные речи ручья горячи.

Плачут сирени под лунный рефрен.

Очи хохочут песчаных серен.

Лунные плены былинной волны.

Сонные сонмы весенней луны.

Увлечение звуковой стороной речи в таких случаях наносит ущерб содержанию: слова «притягиваются» по звучанию вопреки их смыслу.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., 1997 г.

Современная русская орфография: учебное пособие для вузов / А. И. Кайдалова, И. К. Калинина. - Москва: Высшая школа, 1973.

Орфография русского языка - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме .

Правила русской орфографии и пунктуации утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.

В качестве азбуки используется русский алфавит , основанный на кириллице .

История [ | ]

Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского , вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 году, получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению :12-15 . Первый академический словарь русского языка был издан в 1784-1794 годах.

Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я. К. Гротом в 1873 году. Главным принципом он считал в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А. Н. Гвоздев , А. И. Томсон , М. Н. Петерсон , Д. Н. Ушаков :17-30 .

В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, как А. А. Шахматов , Ф. Ф. Фортунатов , И. А. Бодуэн де Куртенэ , А. И. Соболевский , занялась подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года :262-263 . До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять , фита , ижица , и десятеричное , в окончаниях слов.

В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации , изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы . В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией, где «подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в Правилах 1956 года, но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учётом современной практики письма » .

Важнейшие правила [ | ]

Правописание гласных в корне слов [ | ]

Безударные гласные, которые можно проверить ударением

сто лы - сто́ л
мо ло дой - мо́ лодость, моло́ денький

Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)

ко рова, ко роль, обла ко, бо лото

И - ы после ц

в корнях ци - и

Ци рк, ци ркуль, ци тата, ци нга, ци фра … и в других заимствованных словах

Слова-исключения: цы ган на цы почках цы плёнку цы кнул: «цы ц».

в суффиксах и окончаниях - цы - ы

лисицын , курицын ; улицы

Гласные после шипящих

1) жи , ши - и
ча , ща - а
чу , щу - у

Жи знь, ча ща, чу до …

2) После шипящих - ё:

Чё рный, жё лтый, шё лк, чё рточка …

Слова-исключения: шо в, шо рох, капюшо н, крюшо н, крыжо вник, шо ссе, шо колад, жо кей, обжо ра, прожо рлив, жо нглёр, чо порный, трещо тка, трущо ба, шо рты, шо рник, шо мпол, шо винизм, шо к, шо ра, чащо ба, чо кнутый, чо каться, чо х, чо хом, жо м, жо р, жо х, вечо р, мажо р, мажо рный.

Чередующиеся е - и, о - а в корне слова

1) бе р - би ра́-
те р - ти ра́-
де р - ди ра́-
пе р - пи ра́-
ме р - ми ра́-
сте л - сти ла́-
бле ст - бли ста́-
же г - жи га́-

де рёт - сди ра́ет
сте лить - засти ла́ет
уме р - уми ра́ть
бле стит - бли ста́ет
выте реть - выти ра́ть

Слова-исключения: соче та́ние, соче та́ющийся, словосоче та́ние

2) ко с - ка са́-
ло ж - ла га́-

ко снуться - ка са́ться
изло жение - изла га́ть

Слово-исключение: поло г

3) ро с - о
ра ст - ра щ - а

выро с, выра сти, выра щенный

Слова-исключения: ро сток, Ро стислав, Ро стов, ро стовщик, отра сль

4) мо к - ма к

вымо кнуть под дождём
ма кать в жидкость

5) ро вн - ра вн

ро вный (гладкий) - ра вный (одинаковый)
выро внять - ура внение

Слово-исключение: ра внина

6) го р - га́ р

зага ́р, го рит

Слово-исключение: выга рки и изгарь

7) зо р - за р

На месте безударного гласного пишется а

за ря ,

под ударением - а и о

за рево, зо ри (мн. ч.), зо рька, зо ренька, зо рюшка

Правописание согласных в корне слов [ | ]

Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й

1. Столб - столб ы

жёлуд ь - жёлуд и

2. Глаз ки - глаз ницы

сказ ка - сказ очка

3. Здрав ствуй - здрав ие

мест ность - мест о

Непроверяемые согласные (словарные слова)

Ё и О после шипящих [ | ]

  1. Всегда ё: (сущ.) жёлудь, пчёлы, чёлка, чётки, щётка; (прил.) жёлтый, чёрный, чёткий, шёлковый; (глаг.) шёл.
  2. Слова-исключения (в том числе однокоренные): (сущ.) жом, жор, капюшон, крюшон, крыжовник, мажор, мачо, обжора, ожог, трещотка, трущоба, чащоба, чох, шов, шовинизм, шок, шомпол, шорник, шорох, шорты; (прил.) чопорный; (межд.) чок (в том числе глаг. чокаться, прил. чокнутый).

В суффиксе:

  1. Обычно под ударением пишется о, без ударения - е: (сущ.) волчо́к , галчо́нок , зайчо́нок , звоночек , кружо́к , медвежо́нок , мышо́нок ; (прил.) бежев ый, ежо́в ый, парчо́в ый, холщо́в ый; (нареч.) горячо́ , пахуче , свежо́ , хорошо́ .
  2. Однако: (глаг.) размежёв ывать; (прич.) заворожённ ый, обожжённ ый; (нареч.) ещё .

В окончании:

  1. Обычно под ударением пишется о, без ударения - е: (сущ.) врачо́м , дачей , ножо́м , свечо́й , сторожем ; (прил.) большо́го и хорошего .
  2. Однако: (глаг.) жжёт , печёт , стережёт .

Трудности [ | ]

Люди, не являющиеся носителями русского языка, при его изучении могут столкнуться с рядом трудностей, в частности:

  • Слитное или раздельное написание существительных с приставкой, переходящих в наречия: досыта , но до смерти ; пополам , но по третям ; вдобавок , но в заключение , посуху , но по морю .
  • Написание о или ё после шипящих и ц непоследовательно: поджог (существительное) при поджёг (глагол), горшок при горшечник .
  • Правило написания «не» с глаголами имеет много исключений, также связанных с невозможностью лексического отрыва (первой или единственной) приставки от корня слова: нейти, ненавидеть, несдобровать, невзлюбить, недополучить и др.
  • Написание форм слова «идти» (корень -и -) определяется только словарём: идти , но прийти и приду . То же с формами корня -им -/-ем -/-я -: пойму , но приму , возьму и выну .

Критика [ | ]

Орфография русского языка неоднократно критиковалась различными писателями и учёными. Ряд мнений собрал Я. К. Грот в книге «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) . Сам Грот отстаивал букву ять, считая её важной для различения слов, несмотря на то, что в столичных диалектах устного русского языка такие слова не различались. Изменения нормы письма, которые предлагались в этой книге, были весьма умеренными, не затрагивающими часто используемых случаев с уже устоявшимися написаниями. Однако для сравнительно редких слов (например, «ветчина», «свадьба», «каракатица») отмечалось нарушение морфологического характера их написания (вместо «вядчина», «сватьба», «корокатица»).

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Орфография / Гак В. Г. // Никко - Отолиты. - М. : Советская энциклопедия, 1974. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 18).
  2. Орфография // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та , 2002. - Т. 2 .
  3. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - 2-е изд. - М. : Просвещение , 1976. - 288 с.
  4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник . - М. : Эксмо , 2007. - 480 с.
  5. Спорные вопросы русскаго правописанія отъ Петра Великаго донынѣ. Филологическое разысканіе Я.Грота. СПб., 1873 г.

Литература [ | ]

  • Реформы русской орфографии и пунктуации в советское время и постсоветский период: лингвистические и социальные аспекты / диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.01. - М. : Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ) , 2015. - 296 с.
  • Букчина Б. З. «Правила русской орфографии и пунктуации» (1956 г.) и орфографическая практика // . Отделение литературы и языка. - 1974. - Т. 33 , вып. 1 . - С. 44–52 .
  • Три века русской орфографии (XVIII - XX вв.). - М. : Элпис, 2004. - 456 с. - 1 000 экз. - ISBN 5-902872-03-0 .
  • Еськова Н. А. Коснёмся истории // Орфография и русский язык. М., 1966
  • Иванова В. Ф., Тимофеева Г. Г. Октябрь и реформа русского правописания //

II. Разделы и принципы русской орфографии

I. Правила русского правописания как система

1. Связь русского правописания с системой русского языка.

2. Связь графики и орфографии.

3. Понятие орфограммы, ее опознавательные признаки и типы.

4. Основные разделы орфографии: передача буквами фонемного состава слов и морфем; слитные, дефисные (полуслитные), дефисные написания; употребление прописных и сточных букв; правила переноса слов, графические сокращения.

1. Принципы русской орфографии. Вопрос об основном принципе.

2. Фонематический, фонетический, традиционный, морфологический, дифференциальный принципы написания слов и морфем, лежащие в основе конкретных правил орфографии.

Русская орфография– система правил написания слов (orthos – правильный + graрhō - пишу). Средства нашего письма позволяют передать звучание слова разными способами. Одни из них правилами графики и орфографии узаконены, другие – запрещаются. График а – свод общих правил о назначении букв. Эти правила определяют алфавит (набор букв) русского письменного языка. Правила графики относятся ко всем словам и их формам, морфемам. Предметом орфографии являются буквы, передающие на письме слабые фонемы (фонемы в слабых позициях).

Термин орфограмма многозначен: 1) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил; 2) буквы, передающие фонемы в слабой позиции. В правописании таких букв возможны ошибки. Это буквы-орфограммы. Орфографические ошибки невозможно выявить при произношении (например, в слове портфель буквы О, Т, – орфограммы, их замена на А и Д не вызовет изменения произношения; буквы П, Е, Л не являются орфограммами: замена любой из них обязательно вызовет изменение произношения).

Итак, на месте буквы-орфограммы может быть допущена орфографическая ошибка. Но возможность появления ошибки на месте разных орфограмм не одинакова. В словах мама , п тица, идет выделенные буквы являются орфограммами. Однако в подобных случаях ошибок практически не бывает. Поэтому различаются теоретические и реальные, практические орфограммы. Так, в слове портфель практическими орфограммами являются буквы О, Т .

Описки (например, прортфефь ) являются результатом невнимательности и легко обнаруживаются самим пишущим. Языковые ошибки связаны с неправильным произношением слова. Так, написание портфиль свидетельствует о просторечном ударении в этом слове. В этом случае учитель должен исправлять языковую ошибку, а не орфографическую ошибку. Орфографические ошибки возникают при замене орфограммы запрещенными правилами орфографии способами передачи того же произношения. Орфографические ошибки следует отличать от описок и языковых ошибок.



Орфографические ошибки следует отличать и от графических ошибок, которые могут быть двух типов:

а) графические ошибки, связанные с начертанием букв;

б) графические ошибки, связанные с графическими возможностями обозначения мягкости согласных и передачи на письме фонемы . Для обозначения мягкости согласных используются буквы ь, е, ё, ю, я, и . При нетвердом усвоении функций этих букв Ь может употребляться в разных позициях: кльон, мьачь, льуди .


В русской орфографии выделяют 5 основных разделов (типов).

1. Передача буквами фонемного состава слов. Буква в слове передает фонему в сильной позиции: душо нка – тушё нка, сэ р – се ттер, слов о – злог о, ци рк – цы ц . Буква в слове передает фонему в слабой позиции: кот – год , ра сти – ро сли ; наличие или отсутствие буквы: стань те – бан тик, чест ный – тесный, пятибалл ьный – кристал ьный .

2. Слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и частей речи: материалоёмкий – материально-бытовой – материально обеспеченный, встарь – в старину, подорожник – по-дорожному .

3. Употребление прописных и строчны´х букв, начинающих слово: шарик Шарик (кличка), вуз МГУ .

4. Перенос части слова с одной строки на другую: те-пло и теп-ло, на-двинуть и над-вязать .

5. Графические сокращения слов: сущ. – существительное (не «су.» или «сущее.»); в/ч войсковая часть (не «во/ча»); с.-х . – сельскохозяйственный (не «сель.-хозяй.»).

В каждом из пяти разделов орфографии действуют свои принципы, которые регулируют орфографические правила.

Основные принципы орфографии

Первая часть орфографии — буквенное обозначение звукового состава слов — это основная ее часть, так как она более остальных частей соответствует общему буквенно-звуковому типу современного русского письма и непосредственно связана с двумя другими факторами письма — алфавитом и графикой. Основной принцип этой части и русской орфографии в целом — морфологический.

Морфологический принцип орфографии состоит в требовании (или установлении) единообразного (в пределах позиционного чередования звуков) написания морфем (каждой конкретной морфемы в отдельности: данного корня, данного суффикса и т.д.), даже если при изменении фонетических положений они произносятся различно. Например: корень слова город должен писаться всегда одинаково — город- , хотя в составе разных слов и словоформ он произносится по-разному: [го́рът ], [го́ръд ]а , [гърɅд ]а́ , при́ [гърът ] и т.п. Через единообразное обозначение морфем достигается единообразное написание слов, что является конечной целью орфографии.

Но морфологический принцип — не единственно возможный принцип орфографии буквенно-звукового письма. В русском письме имеются и другие принципы орфографии: фонетический (или чисто звуковой), фонематический (фонемный), исторический (традиционный) и др. (выделяют также дифференцирующий принцип).

Фонетический принцип орфографии ориентирует письмо непосредственно на произношение: его основное правило — "Пиши, как произносишь!". Единообразное написание слов достигается при этом через единообразное обозначение отдельных звуков речи. Фонетический принцип используется, например, в сербской и белорусской орфографии. В русском письме на основе этого принципа были бы возможны написания типа вада , сат , горат , пити и т.п. Фонетически пишутся приставки на з (с ): раздать растащить и др.

При фонематическом принципе единообразное написание слов достигается через единообразное обозначение фонем. Некоторые исследователи считают, что современная русская орфография построена именно на этом принципе. Пишется гора , сад, так как в корнях этих слов, с точки зрения московской фонологической школы, фонемы /о/ и /д/. С точки зрения петербургской школы, здесь соответственно фонемы /а/ и /т/. В целом руководствоваться фонематическим принципом очень трудно.

Исторический принцип орфографии отстаивает традиционное написание. Его основное требование можно кратко выразить формулой: "Пиши, как писали раньше!" (Этот принцип широко используется в английской орфографии.) Традиционно пишется о в словах о дин , о вес , со бака и др.

Дифференцирующий принцип состоит в различении на письме неразличимого при произношении, хотя и различного по значению: ка мпания и ко мпания , плач (сущ.) — плачь (повел., накл. глаг.), туш тушь .

Руководствуясь фонетическим принципом, трудно при письме следить за произношением. Кроме того, произношение не имеет строгого единообразия: не без основания можно сказать, что каждый говорит и слышит по-своему. Если руководствоваться только фонетическим принципом, то достичь единообразия в письме практически невозможно.

Фонематический принцип потребует от пишущих очень сложной и трудной работы по переводу конкретных звуков речи — вариантов фонем — в фонемы. Кроме того, вопрос о фонемном составе слов не решен. Поэтому если одни и те же факты письма могут быть истолкованы с точки зрения и фонематического, и морфологического принципа, как это отмечается для многих написаний (сад , гора , часы и т.п.), то проще истолковывать их морфологически и сам принцип считать морфологическим.

Исторический принцип орфографии рассчитан главным образом на память и вследствие этого весьма нерационален.

Дифференцирующий принцип имеет очень узкую сферу применения — различение на письме некоторых омонимов (омофонов). Поэтому его обычно даже и не считают принципом, а говорят лишь о дифференцирующих написаниях.

В отличие от других принципов, морфологический принцип орфографии характеризуется высокой осмысленностью и значительной простотой. Орфография, основанная на морфологическом принципе, представляется наиболее совершенной и перспективной.