Тщеславие - это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность - вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное - в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20-28).

Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.

Тщеславие прикровенное и явное

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.

Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11-12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!

В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».

Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как : кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок - там и бесок». Бесок тщеславия.

А профессиональный спорт? Это же сплошное тщеславие. Детство, молодость, здоровье, все свободное время отдается для того, чтобы повесить на грудь позолоченный или посеребренный кружок из далеко не драгоценного металла. Усилия прилагаются нечеловеческие, организм работает на износ. Мне приходилось общаться с профессиональными спортсменами, почти каждая ночь для них - пытка, все тело, все старые травмы и переломы начинают болеть. Существует даже шутка: «Если у спортсмена с утра ничего не болит - значит, он уже умер». А сколько интриг, зависти и преступлений вокруг шоу-бизнеса, спорта и политики!

Если человек уже укоренился в страсти тщеславия, он не может жить без славы, жизнь теряет всякий смысл. Стареющие «звезды» используют любой скандал, даже сами их режиссируют и создают, чтобы еще хотя бы пару лет продержаться на вершине звездного олимпа. Хотя, казалось бы, уже все, что можно было, достигнуто, все награды, звания, регалии, богатства получены. Тщеславие - это наркотик, без него их жизнь невозможна. Тщеславие рука об руку ходит с завистью. Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный. И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее , а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем - раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.

Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.

Борьба со страстью

Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?

Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели - смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.

Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.

Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.

У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».

Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое тщеславие? Определение заключено в самом слове: это жажда тщетной, или, иными словами, суетной славы. Земное почитание, широкая известность, страсть к всеобщему поклонению – вот что такое пустая суетная слава.

В погоне за ней человек не приобретает для своей души ничего, но нередко отдает ей последние силы и приходит к концу жизни уставший, опустошенный, но так и не удовлетворивший своих амбициозных желаний.

С какой целью человек ищет высокого положения, жаждет известности, мечтает, чтобы его имя не сходило со страниц газет? Таким образом он самоутверждается среди окружающих его людей.

Признание, популярность, репутация, страсть признания – вот что такое, по его мнению, достойная цель. Но христианство видит истинный смысл жизни в другом – в единении с Богом.

Быстро сменяются поколения людей, изменчивы их мысли, коротка память. Оттого и признание, и почести, воздаваемые в человеческом обществе, обладают теми же свойствами. Они так же изменчивы и тленны. Стремясь всю жизнь к материальному успеху, человек тратит драгоценное время своей короткой жизни зря.

Проходит его детство, юность, наступает период взросления. Господь наделил человека Своим бессмертным Образом, подарил ему время, заповедал стяжать вечную жизнь. А мы проводим свои дни в бесплодных с точки зрения вечности занятиях, добывая суетную славу, пестуя свою страсть к тщеславию, а значит, затмевая в себе образ Божий.

В итоге к концу жизни мы приходим без духовного багажа, нам не с чем предстать перед Господом. Именно поэтому искание земных регалий и почестей отдаляет нас от Бога, а значит, противно Его воле.

Важно! Святые отцы говорят, что грех тщеславия является одним из восьми смертных (ведущих к духовной смерти) грехов, в которых необходимо обязательно каяться на исповеди. Вот они: чревоугодие, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, гордость, блуд.

Явное и скрытое тщеславие

Тщеславие имеет еще одно определение: страсть. Что это такое? Страсть – это зло, вошедшее в привычку.

Википедия описывает страсть тщеславия как стремление всегда хорошо выглядеть в глазах окружающих, желание быть уверенным в своем превосходстве, подтверждаемое лестью со стороны окружающих.

Православие называет ее королевой или матерью всех грехов, поскольку от нее рождается множество других, не менее опасных греховных страстей:

  • сребролюбие,
  • осуждение,
  • чревоугодие,
  • человекоугодничество.

Что значит явное тщеславие? Эта страсть находится на поверхности, в нем заключается для человека смысл жизни. Яркий его пример – стремление к богатству, страсть к известности. Тщеславный человек жизнь свою кладет, чтобы добиться профессиональных или спортивных успехов, занять высокий пост, добиться популярности.

С точки зрения обывателей, на первый взгляд такая настойчивость выглядит даже достоинством. Она представляется тем стимулом, который позволяет людям добиваться огромных успехов, становиться примером для других.

Внимание! Иногда человек готов отдать ради своих временных целей все, что представляет собой ценности вечные: пожертвовать материнством, здоровьем, семьей. И все это ради того, чтобы погреться в лучах вожделенной славы.

Тщеславие скрытое, что это такое? Это повседневное, бытовое превозношение. Эта страсть прослеживается в жизненных мелочах, повседневных поступках. Часто бывает так, что самому человеку оно незаметно, зато окружающим хорошо видно.

Примеры бытового тщеславия можно увидеть в обычной жизни. Человек, охваченный этой страстью, служит ей даже в делах, вроде бы совершенно несовместимых. Это может проявляться, к примеру, в стремлении вести благочестивый образ жизни.

Неискреннее смирение называется смиренничеством. Смиряясь напоказ, горделивый человек как бы видит себя со стороны, любуясь собственной добродетелью. Его не оставляют тщеславные помыслы.

Примеры ложного смирения можно найти в Евангелии от Луки. В притче о мытаре и фарисее рассказывается о тщеславном фарисее (законнике). Он стоял на молитве, которая звучала так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

В это же самое время мытарь (грешник, сборщик податей), стоявший поодаль, молился совсем по-другому: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Господом были услышаны обе их молитвы. Но в результате грешный мытарь оказался более оправдан Им, чем праведный в собственных глазах фарисей.

Еще одна форма проявления скрытой страсти – осуждение ближнего своего. Осуждая другого, мы оправдываем свои грехи и слабости. Пытаясь примерить на себя роль праведного судьи, занимаемся не своим делом, ведь истинный Суд может вершиться только Богом.

Воспитывая в себе духовные качества, мы должны чувство праведного гнева постепенно изменить на сострадание, участливость к человеку, в котором грех затмевает образ Божий.

Тщеславный человек

Хорошим критерием, позволяющим определить, велика ли степень скрытого тщеславия, является реакция человека на критику. В тот момент, когда будет затронуто больное самолюбие, наносное благочестие тут же улетучится, и проглянет истинное лицо гордеца. Он тут же возмущенно парирует, мол «сам такой!». Человек, обуреваемый страстью, тяжело переживает отсутствие похвал, которые питают его ненасытное самолюбие.

Можно сказать, что каждый из нас в той или иной мере болен тщеславием. Его следы проглядывают в каждом добром деле. Недаром святой Иоанн Лествичник говорил: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх».

Тщеславие, пишет Википедия, имеет еще одно название: «звездная болезнь». Жизнь человека, больного этим недугом, преследует одну страсть: быть на виду. Но даже если все намеченные цели будут достигнуты, он не успокоится. Страсть требует постоянной подпитки, а иначе теряется смысл его жизни. Итог такого состояния – тяжелая депрессия.

Важно! Страсть тщеславия всегда приводит за руку свою «подругу» – зависть. Где одна, там и другая. Высокомерие порождает конкуренцию, которая, в свою очередь, является источником нечистых мыслей, сожалений о том, что у ближнего что-то получается лучше. Возникает желание любым способом догнать и перегнать конкурента.

Многие знают, что тщеславный человек очень тяжел в общении. Он весь обращен в себя, эгоистичен, его любимые местоимения «я», «мне», «мое». Апостол Павел говорил: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смирению, почитая один другого большим себя». Дело в том, что на Страшном суде Господь будет судить нас не по делам, а по сердечным намерениям.

Если человек трудится не для того, чтобы послужить Господу, совершить доброе дело, оказать помощь, а лишь для того, чтобы добиться себе похвалы, признания, восхваления, то такое дело не приемлется Им.

Ожидание суетной славы уничтожает добрые плоды труда, и есть опасность в конце жизни остаться «у разбитого корыта».

Святые отцы утверждают, что отсутствие благодарности за свой труд и поношения очень полезны для обретения истинного смирения.

Обычному человеку трудно это принять, но это истина. Святой Исаак Сирин говорил: «Пей поношения как воду жизни». А это слова царя Давида, которые он произносил в ответ на похвалу: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу».

Борьба с тщеславием

Рассмотрим, как бороться с тщеславием. Страсть можно победить только противопоставлением ей противоположной добродетели.

От тщеславия можно избавиться, приобретя смиренный образ мыслей. Нет более прекрасного, более угодного Господу чувства.

Смирение открывает двери Царствия Небесного. Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду, потраченному на нее, но рождающемуся от этого смирению. Это – главный результат работы.

Основные пути приобретения добродетели смирения и победы над страстью тщеславия следующие:

  • Отсекать свои греховные помыслы. Необходимо следить за собой и при совершении любого дела с молитвой отвергать кичливые мысли о своих заслугах.
  • Не присваивать себе никаких достоинств. Всегда помнить, что и силы, и разумение на любое доброе дело нам даны Господом. Не ждать похвалы от людей.
  • Учиться быть скромным и великодушным. Доброе дело будет по-настоящему добрым в том случае, если делать его втайне. Примером бескорыстного делания является святитель Николай Угодник. Из его жития известен эпизод, когда святой тайком подкинул отцу бедного семейства три узелка с золотом, чтобы он на эти деньги отдал своих дочерей замуж.
  • Научиться истинной любви к себе. Да-да, как ни странно, отсутствие любви к себе мешает человеку освободиться от страсти тщеславия, бескорыстно совершать дела любви и милосердия. Не зря Господь призывает любить ближнего, как самого себя. Истинная любовь к себе означает принятие себя таким, какой есть, с недостатками, без заслуг и похвал. Нужно всегда помнить, что в тебе, как и в каждом человеке, заключен Образ Божий.
  • К критике, поношениям в свой адрес надо относиться с терпением. Это трудно, но следует учиться не отвечать на грубость злом, раздражением.

Полезное видео

Подведем итоги

Кто примет все эти эти правила, тот победит в себе пустую страсть, избавится от гордыни и тщеславия. Применить эти знания на практике непросто, но главное – начать. Господь подаст свою помощь, и постепенно появятся результаты. Дорогу осилит идущий.

Произнося слово «тщеславный» люди обычно подразумевают человека, который всеми правдами и неправдами старается выглядеть успешно, пробирается вверх по карьерной лестнице, перед другими людьми всегда выглядит преуспевающим, постоянно стремиться занять более высокое положение в обществе и любых сферах жизни. Нередко у таких людей может наблюдаться выраженное тяготение к популярности, славе, признанию. Им больше всего хочется, чтобы о них говорили, ими восхищались, завидовали им. Хорошо это или плохо? Можно ли выйти за пределы тщеславия?

Что такое тщеславие?

Это слово включает в себя две составляющие – «тщета» и «слава». Что такое тщета? Это что-то пустое, ненужное, бесполезное. В общем, получается, что буквальное значение слова – пустая слава. Если перевести это на более понятный язык, то можно сказать, что тщеславие – это желание незаслуженной сиюминутной славы, популярности, признания. Зачастую не прикладывая к этому никаких усилий, человек жаждет обоготворения, требуя от окружающих восхваления и восхищения. Естественно, самооценка у таких людей чрезмерно завышена. Тщеславие можно сравнить с гордыней. И то и другое в религии считается смертным грехом.

Достоинствам такую черту характера назвать трудно, да и тщеславным людям в жизни не всегда приходится легко, потому как уважение и восхищение все-таки нужно чем-то заслужить. Раболепствовать перед человеком, у которого просто завышена самооценка, не станет никто.

Как оно проявляется?

Тщеславные люди редкостные хвастуны. Они любят с упоением рассказывать о своих достижениях слушателям, видеть их удивленные, полные уважения лица, выслушивать похвалы и лесть в свой адрес. Он будет добиваться отличной репутации любыми средствами, даже, если для этого придется переступать через чувства других людей или прибегнуть к обману и лицемерию. Вокруг них обычно собираются льстецы и эгоисты, также жаждущие собственной выгоды.

Вполне логично сделать вывод, что тщеславного человека сложно назвать счастливым. И уж тем более не стоит завидовать ему. Что бы ни делал такой человек, как бы ни пытался выделиться на фоне окружения, настоящего уважения и любви он все равно не добьется. Да, при удачном раскладе он получит то, чего хотел – ему будут льстить, завидовать, но на эмоциональном уровне он остается не востребованным.

Неудовлетворенное тщеславие

Возможно те, кому действительно удалось достичь высот, могут похвастаться тем, что вполне счастливы и довольны жизнью. Но так происходит далеко не во всех случаях. Чаще же люди только жаждут, но ничего не получают. От этого возникает чувство ущемленности, неудовлетворенностью судьбой (но не собой).


У таких людей развивается стойкое ощущение, что его не смогли оценить по достоинству. И вся его жизнь превращается в пустые мечты на тему «если бы, да кабы». Если бы сложилось по другому, если бы мне чуть больше повезло, а я бы мог.… Так может продолжаться до бесконечности.

В итоге оказывается, что тщеславных людей гораздо больше, чем кажется, просто эта черта характера маскируется под обреченностью и неудовлетворенностью своей жизнью.

Как узнать тщеславного человека?

Сделать это очень просто, нужно всего лишь обратить внимание на его манеру поведения в обществе.

  • Такие люди не выносят критики в свой адрес, несмотря на то, что она конструктивна, произносится не с целью посмеяться, а с побуждением указать на недостаток мягко и в корректной форме.
  • Зато вот лесть может слушать бесконечно, растекаясь от удовольствия, как масляный блин.
  • Они очень много говорят, часто появляются в местах скопления народа, всегда стремясь занять центральное место в компании. При этом его слова очень редко соответствуют делам и обещания исполняют они крайне редко.

Как направить тщеславие в правильное русло?

Однако, в некоторых случаях, это качество нельзя назвать таким уж негативным. Некоторые тщеславные люди, которые сумели правильно воспользоваться своими желаниями, добились очень многого и даже принесли пользу обществу. Если не пускать свои посылы к успехам впустую, то у человек может появиться стимул к учебе, изобретениям, открытиям.


То есть, тщеславие можно использовать как стимул для достижения своих целей. Правильно воспользовавшись посылами, человек не избавится от тщеславия, но может сделать его обоснованным. Гордится собой по праву гораздо приятнее, правда?

Если вы сами осознали, что тщеславны и это качество затрудняет вам жизнь, то можете попробовать обратиться к психологу. Никто не гарантирует, что он поможет вам избавиться от него, но вы получите ряд советов, в каком направлении работать над собой, чтобы наконец-то начать получать результаты, искоренять негативную сторону тщеславия и научиться получать удовлетворение от своей жизни.

5 6 036 0

«Трудно быть скромным, будучи великим, как я», – говорил легенда бокса Мохаммед Али. И мало кто поспорит с гениальным спортсменом. Тем не менее, задирать нос – не лучшая стратегия в мире, где успех мимолетен и зыбок, как дом из песка.

«Много полезного можно обрести, время от времени склоняя голову и опускаясь на колени», – эти слова из романа «Тень горы» Грегори Дэвида Робертса, как нельзя лучше отражают суть того, что делать, если тщеславие медленно запускает когти в нашу жизнь.

Чем вредно тщеславие и почему стоит приложить усилия, чтобы избавиться от него? Почему не стоит допускать, чтобы воображаемая корона становилась слишком уж тяжелой?

В статье мы предложим несколько действенных советов о том, как устранить излишнюю гордость за свои достижения.

Что такое тщеславие

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Источники предлагают различные определения.

Если упростить, тщеславие – это стремление к «тщетной славе», потребность во всеобщем почитании, желание кичиться и выставлять свои достижения, реальные или мнимые, напоказ.

Тщеславные люди нуждаются в том, чтобы постоянно подтверждать свое превосходство над другими, они любят лесть и другие проявления восхищения собственной персоной.

Часто эта черта сочетается с такими качествами характера, как ранимость, завистливость, вспыльчивость, неспособность принимать критику – даже объективную.

Разделить победу

Сбить с самого себя спесь очень помогает осознание того факта, что очень редко мы достигаем чего-либо самостоятельно, без чьей-то помощи, хотя бы опосредованной.

  • Удалось получить престижную работу с высокой зарплатой? Шансов было бы гораздо меньше, не оплати в свое время родители учебу в хорошем университете.
  • Гордимся очередным повышением? Прекрасно – но, возможно, в этом отчасти есть и заслуга любимого дяди, который несколько лет назад порекомендовал молодого и неопытного студента шефу.
  • Трава на газоне возле частного дома – самая красивая и ухоженная на всей улице? А вот газонокосилку приходится занимать у соседа.
  • Не можем налюбоваться своей неземной красотой? Так в этом вообще нет нашей заслуги – спасибо Боженьке и папе с мамой.
  • Сын окончил школу с золотой медалью? Но ведь это он корпел ночами над учебниками, в то время как родители в унисон храпели в спальне.

Если задуматься, практически к каждому достижению, которым мы гордимся, приложил руку кто-то еще.

Готовность это признать и разделить успех с теми, кто помог добиться победы, прекрасно помогает в борьбе с тщеславием.

Быть прагматиком

Борьба с тщеславием – это не только этически правильно, но и практично. Дело в том, что когда мы довольны собой, гордимся своими результатами и решаем почить на лаврах, мы успокаиваемся. А это прямой путь к деградации – слишком высоко взлетев и залюбовавшись высотой собственного полета, очень легко потерять управление и утратить все заслуженное непростым трудом.

Чтобы развиваться, нужно всегда быть немного недовольным собой, критически оценивать достижения, не лениться ставить все новые планки и достигать их.

Быть голодным, не допускать состояния абсолютной сытости. Ничто так не расхолаживает и не демотивирует, как лень, ощущение достатка и «стеклянного потолка», когда кажется, что стремиться больше не к чему.

К тому же, тщеславие делает нас необъективными по отношению к себе – мы теряем способность оценивать свои слабые стороны и становимся более уязвимыми.

Конечно, речь не о том, чтобы не давать себе ни секунды передышки. Отдых необходим – чтобы избежать эмоционального и физического выгорания, поскольку любая победа должна быть в радость. Это можно сравнить с подъемом на высокую гору: время от времени нужно сделать привал, заварить чай, спокойно посидеть, удовлетворенно поглядывая на уже пройденный путь. А когда возвращаются силы – продолжать идти.

Если же только и делать, что стоять на привале, высоко задрав нос, новые высоты так и останутся непокоренными. Точнее, их достигнет кто-то другой – менее спесивый и более трудолюбивый. И помашет ручкой сверху вниз.

Помнить о вере

Тщеславие не приветствуется большинством религий мира. Не исключение – христианство.

В православии тщеславие причисляется к восьми греховным страстям, в католицизме в список семи смертных грехов включена гордыня, проявлением которой и является тщеславие.

А преподобный оптинский старец Лев называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

Сделать сравнение

Очень эффективный способ снять жмущую корону – сравнить собственные успехи с чьими-то еще. Например, кто-то начал поглядывать свысока на людей из-за собственной впечатляющей зарплаты. Пусть представит эмоции на лице Билла Гейтса, самого богатого человека на планете, состояние которого оценивается в 75 миллиардов долларов, если озвучить ему свой ежемесячный доход. Вряд ли это будет восхищение.

Какими бы впечатляющими ни были наши достижения, всегда найдется кто-то, кто с легкостью утрет нам нос.

Это нужно помнить каждый раз, когда хочется сфотографировать свой гордый профиль победителя и поставить его в рамочку: в нашем мире все относительно.

Принимать критику

Как бы болезненно это ни было.

Чтобы становиться лучше, необходимо научиться принимать критику от людей, мнение которых для нас авторитетно.

Конечно, имеется ввиду именно конструктивная критика – по сути. Знание своих слабых сторон хоть и неприятно, но в итоге дает серьезное преимущество.

Брать пример

Множество великих людей страдали тщеславием, и если присмотреться к их примерам, становится очевидным: это не принесло ничего хорошего ни им самим, ни окружающим их людям. Их стремление достичь величия и убедить в своей непревзойденности весь мир обеспечили им место в истории, но сделали ли их счастливыми? Это навсегда останется тайной.

Чтобы стать менее тщеславным, полезно вспомнить примеры людей, которые не страдают этим тяжелым недугом – звездной болезнью. Таковых много среди наших предшественников и современников.

  • Мать Тереза самоотверженно помогала людям, не стремясь стать звездой, и тем не менее в некотором смысле стала ею – настоящим символом доброты и сострадания, примером для подражания у множества народов и поколений.
  • Голливудский актер Киану Ривз, звезда мирового масштаба, которого после «Матрицы» не знает разве что… Да кто вообще его не знает? Так вот, этот актер, миллионер, меценат запросто ездит в метро, живет в обычной квартире, а однажды, прибыв в клуб на вечеринку в честь фильма с собой в главной роли, дожидался очереди войти внутрь вместе с обычными посетителями, стоя под дождем, поскольку сотрудники клуба его не узнали.

И таких примеров множество. Это совершенно разные люди, но их объединяет одно: отсутствие амбиций доказать всему миру, что они лучшие. Они просто делают свое дело, и общество замечает их труды. От этого они вызывают еще большее уважение.

Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость .

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и . Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы . Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его . Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Сознательное унижение

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в , где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Инерция

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

© Игорь Саторин

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение ” написана специально для
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.