Перед тем как представить себе «портрет» логиста, давайте все же попытаемся разобраться с «визитной карточкой» последнего. Развитие рынка в Украине открывает радужные перспективы перед специалистами по логистике: сегодня и „завтра” самыми востребованными будут специалисты, связанные с логистикой.

Приведем несколько определений специалиста данной профессии.

Логист – это профессиональный скряга: он думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить. … Только логистики могут организовать такой путь товара от производителя к потребителю, который бы дал минимум затрат.

Логист – это спец по экономии, который знает как сберечь копеечку на транспортировке, как подешевле пройти таможню, как максимально быстро доставить товар покупателю. Он не позволит продукции пылиться на складе, фуре задержаться в пути. Там выгадал гривну, сям – две, а в итоге – выгоды на миллионы.

А теперь попытаемся дать более профессиональное определение специалиста по логистике.

Логист это исполнитель, управляющий материальным потоком на уровне выполнения отдельных логистических операций либо их определенного комплекса, которые обеспечивают эффективное и рациональное перемещение данного материального потока в конкретном временном интервале от исходной позиции к конечному месту потребления либо к промежуточному месту дислокации .

Из приведенного определения следует, что человек решивший посвятить себя профессии логистика, должен быть готов к практической работе в следующих областях:

  • организация транспортно-экспедиторских услуг;
  • организация мультимодальных перевозок;
  • управление запасами на предприятии, фирме, компании;
  • управление материально-техническим обеспечением организации;
  • организация и управление складским хозяйством;
  • организация и управление терминальной грузообработкой;
  • таможенное оформление и распределение товаров;
  • координирование логистического процесса предприятия, фирмы, компании;
  • организация стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой;
  • организация физического распределения и сбыта готовой продукции;
  • упаковка и маркировка грузов;
  • организация и управление комплексом сервисных и информационно-справочных услуг.

Другими словами, логист обязан:

  • достаточно хорошо ориентироваться в корпоративной стратегии предприятия, фирмы, компании;
  • уметь оперативно разработать стратегический логистический план;
  • быть способным координировать работу различных структурных подразделений организации и логистических посредников;
  • организовывать взаимодействие между специалистами функциональных подразделений по решению логистических задач, а также принимать оптимальные решения.

Основная задача логиста

В любых условиях и ситуациях является своевременный точный просчет и экономическое обоснование целесообразности и эффективности принимаемых им логистических решений по управлению материальным потоком в конкретном временном интервале для обеспечения минимума совокупных затрат, высокого качества сервиса и интегрированного взаимодействия всех элементов логистической системы, включая логистических партнеров по бизнесу.

Выполнение основной задачи логиста осуществимо при условии соединения высокого профессионализма и разнообразных личностных качеств – коммуникабельностью, задатков лидера, целеустремленностью, организованностью, присутствием «социального интеллекта», так называемым вербальным и невербальным интеллектом, способностью к обучению, позитивным мышлением, креативностью и т. п.

Должности которые может занимать Логист на предприятии:

  • вице-президент,
  • заместитель директора по логистике,
  • руководитель интегрированной службы логистики,
  • руководитель региональным распределительным центром,
  • руководитель терминального комплекса,
  • управляющий материальными потоками (продукцией),
  • управляющий розничными сетями,
  • интегральный менеджер по логистике,
  • начальник отдела закупок, начальник отдела сбыта,
  • начальник транспортного отдела,
  • супервайзер по транспортировке грузов,
  • аналитик по логистическому планированию,
  • аналитик по операциям дистрибьюции (распределения продукции),
  • начальник склада, супервайзер по складированию, начальник организации производства,
  • кладовщик,
  • экспедитор,
  • менеджер по поставкам,
  • менеджер по сбыту (по продажам),
  • супервайзер по дистрибьюции,
  • таможенный брокер,
  • транспортный аналитик,
  • дистрибьютор,
  • оператор мультимодальной перевозки грузов.

Итак, подведем итог

Логист как системный аналитик и более того, как интегральный менеджер (управляющий материальным потоком) должен понимать отношения между всеми функциями логистики. Кроме того, он должен уметь связывать логистику с другими видами деятельности предприятия, фирмы. Он должен думать не только о потоке материалов в пределах его предприятия, его мысли должны идти вне предприятия от отгрузки до порога потребителя, иногда даже от источника поставки. Его мысли должны включать конкурентов, потенциальные рынки и т.п. Короче говоря, логист должен думать глобально. Главной его болью должна быть прибыль! Он должен понимать, что логистика может увеличивать прибыль, рассматриваемую как измеритель эффективности деятельности, путем сокращения затрат.

Быть преуспевающим специалистом в области логистики помогут хорошие знания компьютера и соответствующих вычислительных пакетов, способность определять проблему с точки зрения системного подхода. Хорошей карьере логистика весьма полезна серьезная финансовая и экономическая подготовка. Эти знания позволят ему оценивать проекты и размещать ресурсы. Логисту чрезвычайно важно понимать процессы прогнозирования продаж (сбыта) и методы обработки статистических данных, понимать процесс управления запасами. Знание перевозок является полезными для любого менеджера. В дополнение к техническим навыкам по специальности очень важны знания системного анализа, финансов, экономики и маркетинга.

Само собой, одному человеку будет достаточно тяжело увязывать между собой все звенья цепи, поэтому логично было бы распределить сотрудников отдела логистики по «направлениям». Так, начальник отдела логистики является центром анализа и обработки положения на предприятии, а его подчиненные (логисты) непосредственно занимаются организацией по направлениям. Поэтому приведем типовые должностные инструкции отдельно для руководителя (начальника) отдела логистики и менеджера по логистике.

Раздел 1. История и варианты определения термина логистика.

Раздел 2. Основные виды логистических систем, основные задачи логистики .

Раздел 3. Военная логистика , бизнес-логистика, распределительная логистика, транспортная логистика, комплексная логистика.

Миссия логистики - достижение логистической цели.

Цель логистики - доставка продукции в заданное место в определенный день и час, в нужном количестве и ассортименте при оптимальном уровне затрат, а главное с сохранением ее качества.

Объект логистики - материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Издержки - с минимальными расходами.

7. Приобретатель - нужному приобретателю.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному приобретателю в нужное время в нужное место с минимальными издержками.

Задачи, решаемые логистикой

выбор вида транспортного средства;

определение маршрутов;

Фирма транспортировки груза;

упаковка товаров в контейнеры;

управление запасами;

ответственное хранение на складских площадях;

маркировка;

формирование сборных заказов;

таможенные услуги


Логистика (Logistics) - это

Военная логистика, бизнес-логистика, распределительная логистика, транспортная логистика, комплексная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя военные действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

В зависимости от специфики деятельности организации применяются различные логистические системы. Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых — снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение — уменьшение издержек при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности. Общепризнанные логистические системы и концепции управления приведены далее. Just In Time: MRP — Materials requirements planning, DRP (distribution requirements planning), MRPII — Manufacturing resource planning, ERP — Enterprise resource planning; LEAN PRODUCTION: CSRP — consumer Synchronized Resource Planning, ROP, QR, CR, AR; EOQ МОДЕЛЬ; Система двух уровней; Двухбункерная схема; Модель с постоянной периодичностью заказа; Метод АВС; Нестационарные и стохастические модели управления запасами и другие. Фирмы могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические фирмы для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL — от англ. «first-party logistics» — подход, при котором фирма решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» — подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической компании. В функции такого 3PL-провайдера входит компания и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному приобретателю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:

складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);

запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);

транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);

комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);

связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.


Распределительная логистика является функциональной областью логистики предприятия и имеет свой объект, цели, специфические функции.

Объект исследования: Материальный поток на стадии движения от поставщика к приобретателю.

Предмет исследования: Рационализация процесса физического продвижения товара к приобретателю.

Цель логистики распределения: Доставить продукт в нужное место и в нужное время. Для достижения этой цели с минимальными расходами необходимо определиться с каналом распределения. Канал распределения (логистический канал) - это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Разграничение закупочной и распределительной логистики впервые было сделано в 1992 г. М.Е. Залмановой: «Распределительная логистика - это область деятельности поставщика, а закупочная логистика - область деятельности приобретателя». В дальнейшем содержание распределительной логистики уточнялось, расширялось, однако единое понимание ее сущности и функций до сих пор отсутствует. Так, Д.Д. Костоглодов и Л.М. Харисова рассматривают распределительную логистику как «процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли ». Считается, что управление коммерческими сбытовыми операциями и процессами лишь частично относится к функциям распределительной логистики. Следовательно, приведенное выше определение трактует распределительную логистику слишком широко. По мнению А.М. Гаджинского: «распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе оптовой продажи товаров». Он отмечает, что процесс продажи в розницу товаров в логистике не рассматривается.

Сбытовая логистика (логистика распределения) — это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой — обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными издержками. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку продукта до приобретателя.

Транспортная логистика — это система по фирмы доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров

Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными расходами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.

Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Транспортировка — заключается в перемещении продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций.

Выбор типа транспортного средства.

Выбор вида транспортного средства.

Совместное планирование транспортных процессов со складскими и производственными операциями.

Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта.

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Определение рациональных маршрутов поставки.

Все эти задачи решаются взаимосвязано, в комплексе.

Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Логистика запасов

Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри организации и вне ее — на всем протяжении цепи управления поставками.

Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели управления запасами.

«Реактивная» модель, иными словами модель «вытягивания», позволяющая строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного заказа от производителя до конечного приобретателя. Плановая модель предполагает продвижение товара внутри маркетингового канала распределения по определенному графику в соответствии с прогнозом спроса на товар и его наличием на рынке. Особенно актуальна смешанная модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на рынке.

Контроль за состоянием запасов — техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/затрат. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила компании складского хозяйства, процедуры работы с продуктом и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространенные методики FIFO, LIFO, FEFO, FPFO, BBD. Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом WMS.

Информационная логистика (information logistics) — совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Информационная логистика имеет аллегорическое сходство с транспортной и складской логистикой.

Печать данных

Монохромная цифровая печать (односторонняя или двусторонняя)

Монохромная печать состоит из нескольких этапов:

разработка проекта и подготовка информации заказчика к печати на высокотехнологичных промышленных принтерах;

печать информации заказчика на высокотехнологичных промышленных чёрно-белых принтерах (на одной стороне или на обеих сторонах листа;

Контроль качества печати;

Цветная цифровая печать (односторонняя или двусторонняя).

Цветная печать состоит из нескольких этапов:

получение от Заказчика информации для печати в удобном для Заказчика цифровом формате (файла);

разработка проекта и подготовка информации заказчика к печати на высокотехнологичных промышленных цветных принтерах;

согласование с Заказчиком и заказ специализированной бумаги;

печать информации заказчика на высокотехнологичных промышленных цветных принтерах (на одной стороне или на обеих сторонах листа);

Контроль качества печати;

дальнейшая обработка напечатанного.

Логистика (Logistics) - это

Персонализированная печать или персонализация листа

Персонализация — способ оформления печатной продукции, где каждый экземпляр становится индивидуальным, поскольку несет в себе индивидуальную информацию. Персональная информация может быть текстовой (фамилия, имя, адрес и т. д.) или иллюстрированной (фотография адресата). персонализированной печати аналогичен технологическому процессу цифровой печати. Если персонализированные листы в дальнейшем будут подвергаться автоматической упаковке в конверты, на этапе обработки информации перед печатью на них будут нанесены специальные метки для автоматического упаковщика и баркоды. Печать может осуществляться как на бумаге, так и на заранее подготовленных бланках.

Распространение материалов

Упаковка листов в конверты

Упаковка в конверты, исходя из размера конверта и количества упаковываемых листов может подразделяться на ручную и автоматическую.

Ручная упаковка

Ручная упаковка состоит из:

подготовки упаковываемых вложений;

определения, заказа и получения конвертов;

складывания (фальцовка) вложений;

укладывания вложений в конверты и заклейки конвертов;

При необходимости, сортировки и упаковки конвертов в коробки или иную тару.

Автоматическая упаковка

Автоматическая упаковка состоит из:

распечатки персонализированных вложений со специальными метками и баркодами по разработанному заранее проекту;

подготовка неперсонализированных вложений и загрузка их в упаковщик (при необходимости);

настройка параметров фальцовки;

настройка упаковщика под размер конвертов;

запуск упаковщика и получение на выходе упакованных конвертов с необходимыми вложениями;

Контроль качества и упаковка конвертов с вложениями в коробки;

нанесение на коробки маркировки (при необходимости).

Франкировка отправлений

Франкировка отправлений — нанесение знаков почтовой оплаты на конверты и бандероли. Франкировка осуществляется путем пропускания конвертов или заранее подготовленных стикеров через специальную франкировальную (маркировочную) машину.

Отправка почтовой корреспонденции

Отправка — сортировка по индексам, оформление необходимой документации, упаковка, доставка до специализированных почтовых отделений и сдача почтовой корреспонденции.

Оцифровка материалов

Оцифровка — перевод информации с бумажного носителя на цифровой носитель. Технологический процесс сканирования состоит из следующих основных операций:

получение от Заказчика бумажных носителей с печатным текстом и/или графической информацией;

подготовка бумажных носителей к сканированию;

сканирование информации в файл графического формата;

перенос файлов с информацией на цифровой носитель заказчика.

Распознавание материалов

Перевод отсканированной информации в текстовый формата по определённо заданным правилам. Распознавание состоит из:

получения оператором отсканированного файла;

определения правил и/или форм, по которым должна представляться информация после распознавания;

распознавания информации в соответствии с определенными правилами;

перенос файлов с распознанной информацией на цифровые носители Заказчика.

Верификация данных

Верификация — проверка распознанного документа. Заключается в сравнении данных после распознавания с данными до распознавания. В случае, если данные после распознавания не совпадают с данными до распознавания, либо форма представления распознанных данных не совпадает с определённой Заказчиком формой представления информации, распознанные данные приводятся в надлежащий вид.

Хранение данных

Сервис по хранению всех данных заказчика в цифровом виде с возможностью постоянного доступа.

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный товар и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде. Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Городская логистика (сити логистика, муниципальная логистика) — комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.

Логистика в компьютерных играх

Hard Truck Tycoon — первая компьютерная игра на логистическую тему. Truck Tycoon Mobile (Java) — первая мобильная игра на логистическую тему. Цель обеих игр — создание инфраструктуры между небольшими городами. Для того чтобы уменьшить расстояние между терминалами, их необходимо разместить в центральной зоне карты. Минимальное расстояние между терминалами дает максимальную . В игре Truck Tycoon Mobile (Java) самым прибыльным рейсом (ROUTE) является перевозка топлива (OIL). от такой перевозки в один конец с прицепом — 2000$. Carnival Cruise Line Tycoon 2005: Island Hopping — еще одна игра.

Food Force — игра по снабжению гуманитарной помощи.

Big Mutha Truckers — игра в стиле Hard Steel. Тема — Дальнобойщики.

Axis & Allies и Arsenal Of demos kratos — игры на тему военной логистики снабжения.

Truck Depot Mobile — мобильная игра, демонстрирующая погрузку груза в трейлер.

Cruise Ship Tycoon Mobile — мобильная игра, планирование пассажирских перевозок на круизном лайнере.

Логистика является также основным элементом серии игр Transport Tycoon Deluxe.

Логистика (Logistics) - это

К значимым проблемам логистики на сегодняшний день относятся:

обеспечение взаимного соответствия материальных и информационных потоков;

контролирование материального потока и передача данных о нем в единый логистический информационный центр;

определение стратегии и технологии физического перемещения средств потребления и товаров;

разработка способов управления операциями движения товаров;

установление форм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

определение объема производства, транспортировки и складирования;

расхождение между требованиями и возможностями закупки и производства.

Достижение цели логистики измеряется четким и конкретным результатом. В данном случае результатом логистики является наличие требуемого предмета торговли в необходимом количестве и заданного уровня качества, в нужном месте и в назначенное время, с минимальными издержками.

Если внимательно прочитать все сложные определения этой загадочной специальности, то можно подытожить: это экономия. Логистика призвана экономить средства, продукцию, время, площади, оборудование и т.д. Логист, по меткому выражению одного из журналистов, это профессиональный скряга, который чуть ли не единственный во всей цепочке от производителя до приобретателя думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить.

Логистикам, таким образом, подконтрольны все процессы, где можно эту экономию осуществить. А это закупки, поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами, упаковка, продажи. Выстроив сложную структуру взаимной связи элементов, логистик не позволяет продукту долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, магазину - ждать завоза продукции.

Итак, нужный товар требуемого качества в необходимом количестве в назначенное время должен быть доставлен в подходящее место с минимальными расходами для приобретателя.

Необходимость логического мышления нe исключает интуиции и прекрасной реакции-умения быстро находить выход из сложной ситуации. Некоторые из специалистов вообще считают, что «хорошим логистиком, как и настоящим пекарем, может быть только спекулянт «от Бога» -не умеющий угадать по глазам желание шефа, а наделенный талантом двигать товары и грузы, как фигуры на шахматной доске, к блестящей развязке».

Весьма полезны и коммуникативные качества, умение найти общий язык с разными людьми (от водителей грузовикое до директоров заводов и чиновников Таможенного комитета) и высокая степень концентрации (ведь необходимо одновременно работать с большим количеством информации в параллельном режиме).

Плюс - математические и экономические знания, и, конечно же, понимание основных законов бизнеса, как в глобальном, так и в прикладном смысле.

- Логистика профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными… … Википедия

  • Приветствую вас! Сегодня мы будем говорить о логистике, науке, помогающей предпринимателям снижать себестоимость их продукции.

    Вы узнаете о том, что такое логистика, как грамотно уменьшить издержки, избежать простоев на предприятии, и в результате увеличить процент своей чистой прибыли.

    Мы не только расскажем вам о видах логистики и ее значимости для эффективной работы бизнеса, но и дадим практические советы по выбору компаний-партнеров.

    Что такое логистика простыми словами?

    Если говорить без заумных экономических терминов и понятий, простыми словами, то логистика, это грамотная организация потоков различных материальных ценностей, как внутри предприятия, так и за его пределами. Главная цель логистики - снизить издержки при производстве и продаже конечного продукта.

    При этом логист не просто ищет самую бюджетную компанию, оказывающую услуги по перевозке товаров. Такой специалист отвечает за поиск поставщиков, оформление с ними договорных отношений, организовывает складское хранение на предприятии, перевозку сырья и готовой продукции, оформляет документы для таможни, и заключает соглашения с потенциальными клиентами предприятия.

    Давайте рассмотрим этот процесс и разберем, что это за профессия, на примере работы мясокомбината.

    В данной ситуации производитель платит не только за купленное им мясо, но и за его доставку на предприятие, хранение сырья и готовых продуктов на складах, а также за доставку товара до магазинов. Это и есть логистические расходы, которые нередко составляют до 20% себестоимости продукта.

    Главная задача логиста – свести такие издержки к минимуму. Выглядит это, как правило, следующим образом.

    Специалист сравнивает условия, предлагаемые различными поставщиками:

    • Ферма №1, продает свиней живым весом по 100 рублей за килограмм. При этом она расположена в трех километрах от мясокомбината;
    • Ферма №2, реализует аналогичный товар по 80 рублей за килограмм, и находится в 85 километрах от предприятия.

    Казалось бы, ферма№2, со своим демократичным ценником вне конкуренции. Но прежде, чем принять решение, логист оценит затраты на транспортировку груза. В результате, учитывая стоимость «подвоза» поросят, получится, что килограмм свинины с фермы №1 обойдется мясокомбинату в 102 рубля, а с фермы №2 – в 120 рублей.

    При этом логист подумает и о рисках. При работе с дальней фермой выше вероятность сбоя поставок. Всем известно, что чем длиннее путь, тем чаще возникают различные сложности: ДТП, поломка автомобиля и т.д. Также, если у комбината возникнет экстренная потребность в сырье, то с фермы, расположенной в трех километрах, он получит свинину быстрее, чем от дальнего поставщика.

    Более того, логист обязательно просчитает, во сколько обойдется заведение своего животноводческого комплекса на предприятии, и не будет ли это более выгодно, чем сотрудничество со сторонними организациями.

    В логистике многое зависит от специфики бизнеса, места расположения производственной базы, погодных условий и т.д. Именно поэтому не существует универсальной логистической модели, и в каждом конкретном случае специалисты ищут новые, уникальные пути снижения издержек.

    Кстати, удивительно, но логистика как таковая, зародилась не в эпоху бурного развития капитализма, а гораздо раньше. Известно, что в период аграрного общества, уже существовали конкретные торговые пути, по которым курсировали продавцы товаров. И составлялись такие «дорожные карты» по той же системе, что и сейчас: как продать максимум товаров, проехав минимальное расстояние.

    Логистика в России

    В России логистическая система, гораздо сложнее и затратнее, чем во многих других странах. На это имеются объективные причины:

    • Обширные территории. Компаниям, при транспортировке грузов приходится преодолевать большие расстояния. Даже те предприятия, которые работают внутри одного региона, нередко вынуждены возить сырье и продукцию за сотни километров.
    • Низкое качество дорог. Этот фактор влияет на расход горючего и на амортизацию автомобиля. Соответственно, он отражается и на конечном ценнике на доставку грузов.
    • Суровый климат. Зима в большинстве российских регионов долгая и холодная, что является причиной высоких цен на складское хранение. Причина проста – для складов приходится строить капитальные здания, которые, к тому же, нужно отапливать девять месяцев в году. Большинство товаров, просто нельзя хранить в «холодных» помещениях.
    • «Пробелы» в законодательстве. Предприятие не может получить по суду достойную компенсацию с поставщика или транспортной компании, которая сорвала доставку груза и стала причиной простоев на производстве. Именно поэтому необходимо, еще на стадии заключения договора, уделять пристальное внимание штрафным санкциям для недобросовестных перевозчиков.

    Направления и виды работы в логистике

    В зависимости от специфики деятельности предприятия, применяется один или несколько видов логистики. Виды логистики:

    • Производственная логистика

    Производственная логистика - это управление потоками сырья и готовой продукции внутри самой компании. Соответствующие специалисты занимаются согласованием производственного процесса во всех внутренних подразделениях, чтобы цеха не простаивали, а работали одновременно, решая свои задачи.

    В сфере закупок логист контролирует своевременную поставку сырья должного качества, его хранение, и наличие всех необходимых «расходных материалов» для организации бесперебойной работы на производстве.

    Вернемся к примеру с мясокомбинатом. Здесь необходимо не только вовремя привезти свинину, но и проследить, чтобы на складах были все нужные специи, упаковочный материал и т.д. При этом логист контролирует, чтобы объем производимой продукции соответствовал спросу. То есть, чтобы на изготовленные 500 килограммов колбасы уже был покупатель. В противном случае товара надо производить меньше, так как готовая продукция должна расходиться по торговым сетям, а не лежать на складах «мертвым грузом».

    • Складская логистика

    Не менее важна и складская логистика, которая контролирует методологию приема товаров на хранение и их отпуск со склада.

    • Транспортная логистика

    Что касается транспортной логистики, то тут специалисты должны выбирать оптимальные маршруты доставки. Они также решают, что выгоднее, приобрести свой транспорт или пользоваться услугами грузоперевозчиков.

    • Таможенная логистика

    При международных поставках, огромная ответственность ложится на специалиста по таможенной логистике, отвечающего за сопровождение грузов и наличие необходимых документов. Данная сфера деятельности подразумевает работу с огромным количеством юридических нюансов, так как неправильное оформление бумаг может обойтись вам очень дорого.

    В лучшем случае задержка груза станет причиной простоя на предприятии, в худшем – потери товара. Сами понимаете, партия экзотических фруктов, либо цветов не сможет бесконечно «ждать» пока вы разберетесь с бюрократическими проволочками. Товар в этом случае испортится.

    Выбираем партнера для логистики

    Предприятия, как правило, пользуются услугами специализированных логистических компаний. И в данном случае, для успешной работы, очень важно грамотно выбрать компаньона.

    Прежде всего, обратите внимание на размер авто-парка перевозчика. Чем крупнее логистическая компания, тем дешевле стоят ее услуги. Сами понимаете, перевозчик с 25 «штатными» автомобилями заправляется по оптовым ценам, и обслуживает транспорт со скидками. Соответственно себестоимость его услуг ниже, чем у «мелких» компаний. Значит, и конечный ценник будет более бюджетным.

    Уточните условия сотрудничества. Готов ли перевозчик нести финансовую ответственность за нарушение сроков поставок и страхует ли он перевозимый груз. Последний фактор крайне важен. Мы уже говорили о том, что в дороге может случиться что угодно. Задайтесь вопросом, кто будет «покрывать» ущерб, если автомобиль, например, попадет в аварию.

    Узнайте также, готова ли компания, в случае необходимости предоставлять вам срочные услуги, непредусмотренные заранее согласованным планом. Лучше выбрать поставщика, который способен работать в экстремальных ситуациях, пусть и по более высокому «ценнику».

    И, конечно же, постарайтесь пообщаться с другими клиентами компании, и почитайте отзывы о ее работе в сети Интернет.

    Теперь вы знаете о том, что такое логистика, и насколько она важна для грамотного ведения бизнеса. Это не просто доставка товаров из пункта «А» в пункт «Б», это построение системы сотрудничества, при которой максимально снижаются издержки на производстве.

    В наше время с необходимостью решать «логистические задачи» сталкиваются все предприниматели, вне зависимости от масштабов компании. Логистика актуальна, как для автомобильного завода, так и для таксиста, который посадив в машину клиента, старается выбрать самый короткий маршрут.

    На этом я с вами прощаюсь, и помните, сэкономленные – это заработанные деньги!