• ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ
    (грамм.) — так называется та форма прилагательного имени, в которой оно не выражает никакого сравнения в степени качества. Такое отрицательное …
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ
    (грамм.) ? так называется та форма прилагательного имени, в которой оно не выражает никакого сравнения в степени качества. Такое отрицательное …
  • СТЕПЕНЬ в Кратком церковнославянском словаре:
    - ступень, …
  • СТЕПЕНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
  • СТЕПЕНЬ
    в первоначальном понимании (целая и положительная С.) есть произведение нескольких равных сомножителей. Обозначение: , где а - основание, n - …
  • СТЕПЕНЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    определяется двумя числами; одно из них назыв. основанием, или корнем, а другое — показателем. Выражение ab обозначает степень, у которой …
  • СТЕПЕНЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, мн. -и, -ей, ж. 1. Мера, сравнительная величина чего-н. С. подготовленности. С. загрязнения. 2. То же, что звание …
  • СТЕПЕНЬ
    СТ́ЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ (окислительное число), условный показатель, характеризующий заряд атома в соединениях. В молекулах с ионной связью совпадает с зарядом иона, …
  • СТЕПЕНЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТ́ЕПЕНЬ, произведение нескольких равных сомножителей (напр., 2 4 =2*2*2*2=16). Число, повторяющееся сомножителем (в примере число, наз. основанием С.; число, …
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОЛОЖ́ИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА, совокупность логич. теорий, в к-рых изучаются способы рассуждений, не связанные с опровержениями; не содержит операции …
  • СТЕПЕНЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? определяется двумя числами; одно из них назыв. основанием, или корнем, а другое? показателем. Выражение a b …
  • СТЕПЕНЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сте"пень, сте"пени, сте"пени, степене"й, сте"пени, степеня"м, сте"пень, сте"пени, сте"пенью, степеня"ми, сте"пени, …
  • СТЕПЕНЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, мн. ст"епени, -"ей, ж. 1) (чего) Сравнительная величина, характеризующая что-л., мера чего-л. Высокая степень прочности. Степень риска. …
  • СТЕПЕНЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • СТЕПЕНЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: класс, ранг, ступень, градус, уровень, мера, ватерпас (спец. …
  • СТЕПЕНЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    ступень, разряд, ряд, стадия, фазис, высота, точка, градус, уровень, ординар, достоинство, ранг, чин. Последовательность степеней - лестница, иерархия. Образовательный, имущественный …
  • СТЕПЕНЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: класс, ранг, ступень, градус, уровень, мера, ватерпас …
  • СТЕПЕНЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Сравнительная величина, характеризующая размер, интенсивность, качество и т.п. чего-л.; мера. 2) а) Положение, уровень, на котором находится, …
  • СТЕПЕНЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    степень, -и, мн. -и, …
  • СТЕПЕНЬ в Орфографическом словаре:
    ст`епень, -и, мн. -и, …
  • СТЕПЕНЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    В математике: == показатель степени тельно. степень! == звание N1 Ученая с. доктора наук. Достичь высоких степеней. степень Obs …
  • СТЕПЕНЬ в Словаре Даля:
    жен. ступень, ряд, разряд, порядок, от дел по качеству, достоинству; место и самое собранье однородного, равного во всем, где полагается …
  • СТЕПЕНЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    произведение нескольких равных сомножителей (напр., 24=2·2·2·2=16). Число, повторяющееся сомножителем (в примере число 2), называют основанием степени; число, показывающее, сколько раз …
  • СТЕПЕНЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    степени, мн. степени, степеней, ж. 1. Сравнительная величина, сравнительное количество, сравнительный размер, сравнительное качество чего-н. Степень культурности. Высокая степень мастерства. …
  • СТЕПЕНЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    степень 1. ж. 1) Сравнительная величина, характеризующая размер, интенсивность, качество и т.п. чего-л.; мера. 2) а) Положение, уровень, на котором …
  • СТЕПЕНЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СТЕПЕНЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Сравнительная величина, характеризующая размер, интенсивность, качество и т.п. чего-либо; мера. 2. Положение, уровень, на котором находится, которого …
  • ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (грамм.) — прилагательное имя в такой форме, которая показывает, что известное качество, обозначаемое корнем, присуще предмету в высшей степени сравнительно …
  • ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (грамм.) ? прилагательное имя в такой форме, которая показывает, что известное качество, обозначаемое корнем, присуще предмету в высшей степени сравнительно …
  • КОСОЙ ФЕОДОСИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Косой, Феодосий - один из представителей религиозного движения XVI века. "Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых", Косой бежал (около …
  • ПРЕДЛЕЖАНИЕ ПЛАЦЕНТЫ в Медицинском словаре.
  • ПРЕДЛЕЖАНИЕ ПЛАЦЕНТЫ в Медицинском большом словаре.
  • ФЕРРОМАГНЕТИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одно из магнитных состояний кристаллических, как правило, веществ, характеризуемое параллельной ориентацией магнитных моментов атомных носителей магнетизма. Параллельная ориентация магнитных моментов …
  • УЧЁНЫЕ ЗВАНИЯ И СТЕПЕНИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    звания и степени, присваиваются специалистам с высшим образованием, определяют их научную квалификацию, достижения в развитии науки, техники и культуры, в …
  • СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    сравнения, грамматическая категория, выражающая степень качества, характеризующего данный предмет или действие. Различаются положительная, сравнительная и превосходная степени (в некоторых языках …
  • ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    система элементов Д. И. Менделеева, естественная классификация химических элементов, являющаяся табличным (или др. графическим) выражением периодического закона Менделеева. П. …
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    связь, обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. О. с. характеризует системы регулирования …
  • ИНДУКЦИЯ (В ФИЗИОЛОГИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. inductio - наведение, побуждение) в физиологии, динамическое взаимодействие нервных процессов - возбуждения и торможения, выражающееся в том, …
  • ДИСПЕРСИЯ ЗВУКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    звука, зависимость фазовой скорости монохроматических звуковых волн от частоты. Д. з. является причиной изменения формы звуковой волны (звукового импульса) при …
  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    образование, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Э. интегралами называются все квадратуры вида: ? f(x,? X)dx, где Х есть какой-либо многочлен (полином) третьей или четвертой степени от …
  • ШЕЛЛИНГ, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Friedrich-Wilhelm-Joseph Schelling, 1775-1854) - знаменитый немецкий философ, выдающийся представитель идеализма в новой философии. Родился в вюртембергском городке Леонберге. Отец его …
  • УСКОРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ускорение (Acceleration, Beschleanigung) - У. есть величина, котораявыражает быстроту изменения скорости, как по величине, так и понаправлению. Изменение скорости движения …
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В широком своем смысле термин этот определяется противоположением термину "практика познаний", т. е. означает собою все то, что служит к …
  • СУББОТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    еженедельный праздник древних евреев. Моисей, называя С. знаком завета избранного народа с Иеговой (Исх. XXXI, 13, 16), настаивает с особенной …
  • КОНТ AUGUSTE в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Comte) — основатель позитивизма, род. 19-го января 1798 г. в Монпелье, где отец его был сборщиком податей. В лицее особенно …
  • ДОКТОР УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (латин. Doctor, собственно значит учащий, учитель). Первоначально у римлян, а затем и в средние века слово Д. означало вообще преподавателя …
  • ДВИЖЕНИЕ, ПРОЦЕСС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    все явления природы состоят в движении вещества или же объясняются движением. Движущееся тело может быть неизменяемого вида или же изменяемого, …
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Выражающий согласие, одобрение, утвердительный. Положительное решение. Положительная оценка. П. ответ. 2. Заслуживающий одобрения, полезный …
  • ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЛЫ И ФУНКЦИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Э. интегралами называются все квадратуры вида: ? ? f(x,v X)dx, где Х есть какой-либо многочлен (полином) третьей или четвертой …

Западноевропейская революция 1848 г. оказала сильное влияние и на общественное движение в России: нарастают волнения крестьян, поднимается народ в Польше и Прибалтике, возникают страх и паника среди дворянства, усиливаются революционные и оппозиционные настроения у передовой русской интеллигенции. Николай I осуществил военное вмешательство в европейские события и жестоко подавил революцию в Венгрии. Неспокойные губернии России были наводнены войсками, везде усилены полицейские меры. В университетах значительно сократили число студентов, из учебных дисциплин изъяли философию, носились даже слухи о предполагаемом закрытии университетов. Сам министр Уваров был заподозрен в либерализме и должен был уступить свое место Ширинскому-Шихматову, про которого современники говорили, что он объявил русскому просвещению «шах» и «мат» одновременно.

В связи с событиями 1848 г. особенное внимание правительства привлекли русская литература и журналистика. Как известно, Николай I учредил особый комитет, которому было поручено тщательно обследовать содержание выходивших журналов и действия цензуры. Отзывы о «Северной пчеле», «Библиотеке для чтения», «Москвитянине» оказались для этих журналов благоприятны. Совсем иначе были оценены «Отечественные записки» и «Современник». Краевскому и Никитенко, редакторам этих изданий, пришлось явиться в Третье отделение, где их обязали подпиской в том, что они впредь будут стараться «давать журналам своим направление, совершенно согласное с видами нашего правительства, и что за нарушение этого при первом после сего случае им запрещено будет издавать журналы, а сами они подвергнутся наистрожайшему взысканию и поступлено с ними будет, как с государственными преступниками». Некоторые сотрудники «Отечественных записок» и «Современника» пострадали от деятельности «меншиковского комитета» гораздо больше, чем редакторы журналов. M. E. Салтыкову, на «неблагонамеренность» повести которого «Запутанное дело», помещенной в «Отечественных записках», пришлось отправиться в ссылку в Вятку, и нет никакого сомнения, что только преждевременная смерть спасла Белинского от правительственных репрессий. Но этим не исчерпываются результаты деятельности комитета. Он предложил министру народного просвещения усилить надзор за статьями, предназначенными для публикации в периодике, не допускать перепечатки статей, уже одобренных цензурой, без нового их просмотра, запретить высказываться в печати о правительственных мероприятиях.



Поскольку «меншиковский комитет» установил «вредное направление» в русской журналистике и серьезные упущения цензуры, оказалось необходимым учредить постоянный комитет по делам печати. Такой комитет и был создан в 1848 г. под именем «комитета 2 апреля», или «бутурлинского», по имени его председателя Бутурлина. Бутурлин говорил, что евангелие следовало запретить за демократический дух, настаивал на закрытии университетов. «Комитет 2 апреля» был облечен исключительными полномочиями, и его ведению подлежали все произведения печати. Комитет был негласный: он не заменял, а контролировал цензурное ведомство и рассматривал уже вышедшие газеты, журналы и книги. Все заключения комитета после утверждения царем передавались как личные распоряжения и указания Николая I.

Годы с 1848 по 1855–это поистине «мрачное семилетие», в сравнении с которым даже жестокий политический режим предшествовавшего времени кажется гуманным. Наступил разгул правительственной реакции, тяжело сказавшийся на русской литературе и журналистике.
В 1849 г. была организована чудовищная расправа над петрашевцами. В том же году подвергся заключению в Петропавловскую крепость и высылке в Симбирскую губернию славянофил Ю. Самарин, был арестован и допрошен другой славянофил – И. Аксаков. В 1850 г. учреждается полицейский надзор за Островским, так как комедия «Свои люди – сочтемся» вызвала недовольство царя и была запрещена им к постановке на сцене. В 1882 г. за некролог о Гоголе высылается в свое имение Тургенев.



Цензура пришла в неистовство. И в самом деле, даже «Москвитянин» оказался в затруднительном положении, выговоры цензуры следовали один за другим – и за пьесу Островского «Свои люди – сочтемся», и за отклик на смерть Гоголя, и за опубликование рассказа В. И. Даля «Ворожейка». В 1852 г. был запрещен второй выпуск славянофильского «Московского сборника», а его участники: Иван и Константин Аксаковы, Хомяков, Иван Киреевский, Черкасский – отданы под полицейский надзор и получили распоряжение впредь проводить все свои произведения через Главное управление по делам цензуры, что равнялось запрещению писать.

Даже в безобидной заметке «Северной пчелы» о том, что петербургские извозчики берут не по таксе, цензура увидела критику правительственных. Но несравненно тяжелее было, конечно, положение лучшего журнала тех лет – «Современника». Само существование журнала, обвиненного в проповеди коммунизма и революции, висело на волоске. Цензура и «бутурлинский комитет» продолжали вести с ним и всей передовой русской литературой беспощадную войну. Надо было взвешивать каждое слово, говоря даже о травосеянии или коннозаводстве, потому что во всем предполагалась личность или тайная цель. Слово «прогресс» было строго воспрещено, а «вольный дух» признан за преступление даже на кухне. Уныние овладело всей пишущей братией...».

Под влиянием цензурного гнета и общей политической реакции русская журналистика существенным образом изменилась. Прекращение «Литературной газеты», «Ералаша» и «Северного обозрения» произошло не без влияния общественно-политических обстоятельств, создавшихся после 1848 г. Прямое вмешательство правительства положило конец выпуску «Московских сборников». Продолжавшие издаваться журналы потеряли свое былое значение. Определенность направлений была утрачена. Естественно, что и писатели перестали быть разборчивыми при выборе журналов, в которых будут помещены их произведения. Потеря журналами своего лица привела к исчезновению принципиальной полемики между ними. Она уступает место пустой и ничтожной грызне. Неточные даты, опечатки, а иногда и личные качества того или иного сотрудника журнала стали главным предметом журнальных дискуссий. Сильно упало в журналах качество литературной критики. Авторы статей и обзоров стали осторожно обходить «проклятые вопросы» жизни и старались держаться исключительно в плоскости узкоэстетических тем. Горячие демократические убеждения и революционная страстность сменились холодным беспристрастием и либеральным объективизмом. В критике получили широкое распространение идеи «искусства для искусства», враждебные критическому реализму. Литературные обзоры превратились в библиографическую хронику и номенклатурные перечисления. Большое развитие получил пустой и легкомысленный литературный фельетон. Даже «Отечественные записки» жаловались в 1854 г., что «фельетон изгнал и серьезные обозрения литературы, и серьезные критические статьи, и серьезные рецензии». Очень разросся в журналах отдел «Науки». Однако статьи, заполнявшие этот отдел, имели по большей части узкоспециальный характер.

Единственным журналом, который старался сохранить свое значение, был «Современник». Некрасов не давал журналу забыть традиции 1840-х годов и заветы Белинского. Тем не менее общий упадок русской журналистики коснулся и «Современника». Журнал стал менее содержателен и ярок. Даже художественный отдел «Современника» – лучший отдел журнала – пострадал. Никто, конечно, не мог заменить «Современнику» Белинского и Герцена.

Новый период в истории русской журналистики начался после поражения России в Крымской войне и смерти Николая I, когда поднялась новая волна революционного движения и на общественно-политической арене и в литературе выступило поколение разночинной революционной демократии 1860-х годов во главе с Чернышевским и Добролюбовым.