Возвращение в самые престижные гонки водно-моторного спорта петербуржца Станислава Курценовского оказалось если не триумфальным, то, как минимум, достойным. Оставаясь целый год без соревновательной практики, пилот команды PringlesXtremeF1racing сумел в первой же своей гонке завоевать одно зачетное очко, замкнув десятку сильнейших на 2-м этапе чемпионата мира по «Формуле-1» на воде – «Гран-При России», завершившегося в Санкт-Петербурге.

Еще до гоночного уик-энда Курценовский сформулировал задачу минимум – попасть в десятку. По итогам квалификации россиянин занял 12-е место, что вполне удовлетворило нашего гонщика. Этого результата удалось добиться минимальными энергозатрами. В то время как другие гонщики наматывали круги десятками, Курценовский за две свободные тренировки и серию квалификационных заездов ограничился 7 кругами. Цель заключалась в том, чтобы как можно меньше износить двигатель перед основной гонкой, ведь по новым правилам его нельзя менять после квалификации. Опыт не подвел. Как и предсказывал Курценовский, некоторые гонщики настолько «утомили» свои моторы, что не сумели добраться до финиша. Из 18 стартовавших лодок шесть сошли с дистанции. Еще двум заявленным гонщикам технические проблемы не позволили даже выйти на старт.


И все же Станислав остался не совсем доволен собой:
«Не очень удался старт. Сказалось отсутствие опыта езды в водных «петухах», когда ты практически ничего перед собой не видишь. Немного подвела настройка двигателя, она была сделана под спокойную воду. Лодка оказалась очень и очень летучая, плохо оттармаживалась, при сбрасывании газа еще долго продолжала двигаться вперед. Она и так довольно широкая и не совсем подходит под эту погоду. Когда у меня был шанс из под желтого флага (после аварии на трассу выходит пэйс-кар и все лодки выстраиваются друг за другом в том порядке, в котором они шли до аварии) проехать сразу три лодки, я сознательно пошел на столкновение, но упора винта не хватило, меня развернуло внутрь трассы и я сам пропустил троих гонщиков. Потом я уперся в Энди Эллиота, очень опытного и неуступчивого гонщика, который не дал мне ни единого шанса его пройти. Дальше оставался только вопрос доезда, потому что догнать впереди идущих было практически невозможно. К тому же, чем легче становилась лодка, тем труднее было ей управлять. Хотелось не проиграть лидеру больше круга, но немного не получилось».


Победителем «Гран-При России» стал пилот команды «Mad Croc» Сами Селио (Финляндия). На втором месте его партнер по команде, проводящий дебютный сезон в первой Формуле Алекс Карелла (Италия), уступивший победителю 2,36 секунды. Третьим финишировал Джей Прайс (Катар, «Qatar Team»), который проиграл Селио 4,01 секунды.

Самая захватывающая серия гонок на воде, чемпионат UIM F1 H2O , готовится "распечатать" свое четвертое десятилетие. Первый этап сезона-2011 будет проходить 4-5 марта в столице Катара Дохе. Если в этом сезоне все пойдет так же, как шло последние несколько лет, то победный фейерверк можно будет запускать сразу же, как только лодки сделают первый круг по заливу Доха-Бэй.

Не так давно в мире F1 H2O безраздельно правили два гиганта: итальянец Гвидо Капеллини и американец Скотт Гиллман . За 15 лет - с начала 1990-х и до недавнего времени - эти двое умудрились выиграть 14 из 15 Чемпионатов мира. Однако, как давно было метко подмечено, "все течет, все меняется", и именно это и случилось в мире "водной Формулы-1" с тех пор, как два легендарных гонщика покинули большой спорт.

"И все завертелось… " За последние пять сезонов титул чемпиона мира переходил из рук в руки четыре раза. Не последнюю роль в этом сыграл нынешний чемпион, финн Сами Селио , о котором , из команды Mad Croc . За это время он устроил два великолепных камбэка, дважды за четыре сезона прорываясь к заветному титулу с последних позиций на стартовой решетке и захватывая звание в последний день гонок. В первый раз он проделал это в 2007 году, выиграв в теснейшей борьбе последние две гонки сезона, а потом повторил трюк в прошлом году на Гран-при в Шардже. Он пришел тогда вторым, но этого хватило, чтобы выиграть чемпионат с микроскопическим преимуществом в 6 очков.

Тогда команда Mad Croc выиграла командный чемпионат, а ее пилоты встали на первой и третьей ступенях подиума. В этом году вместе с Сами будет гоняться Давид Падован , "Новичок года" прошлого сезона, перешедший в Mad Croc из команды Rainbow . Молодой итальянец в прошлом сезоне отлично себя показал, завершив пять из шести гонок в первой десятке. Его результат был бы еще лучше, если бы не одна поломка и не авария на этапе в китайском Линьи. В новом сезоне он определенно вырастет еще больше под руководством опытного бойца Селио.

Эмиратская Team Abu Dhabi в этом сезоне тоже должна выступить сильно. В их активе - пара молодых пилотов, Ахмед аль-Хамели и Тани аль-Камзи , которые тренируются и выступают под руководством Скотта Гиллмана, того самого четырехкратного чемпиона мира, который уже пять лет работает здесь менеджером команды.

Команда Qatar Team , для которой этап в Дохе станет "домашним" - это потенциальная "убер-конюшня" нынешнего сезона. Во главе ее - Джей Прайс , чемпион мира 2008 года, выигравший девять этапов всего в 45 гонках. В этом сезоне вторым пилотом команды будет Алекс Карелла , сенсация прошлого года, который перешел сюда после блестящего сезона в чемпионской команде Mad Croc.

Китайская команда CTIC China Team вновь представит миллионам болельщиков со всего Дальнего Востока свою пару пилотов: шведа Пьера Лундина и француза Филиппа Кьяппе . Их лучшая гонка в прошлом сезоне прошла в китайском Шеньчжэне, когда они оба заняли места на подиуме: Кьяппе - второе (пока лучший результат в карьере), а Лундин - третье. Каждый из них не раз уже вплотную подбирался к победе на этапах, поэтому в новом сезоне оба планируют побывать на верхней ступени подиума, и не раз. Лундин в этом году будет гоняться на корпусе итальянской постройки, а Кьяппе патриотично оседлал французский болид MOORE .

Трудно в это поверить, но 36-летний итальянец Франческо Кантандо из команды Singha F1 сейчас начинает свой 16-й сезон подряд. Все эти годы он в тени не сидел - у него самое большое количество побед в Гран-при среди всех участвующих пилотов: 12 первых мест и три вторых. У него был неудачный период, когда он проиграл 44 гонки подряд, но в прошлом году он эту серию блестяще переломил, выиграв в октябре этап в Шеньчжэне. Его результат – 41 финиш в первой тройке - на третьем месте в списке рекордов всех времен, и он не намерен останавливаться. Гоняется он на собственной лодке BLAZE , которую он уже на протяжении восьми лет любовно доводит и тюнингует в своей мастерской в Милане.

Среди козырей шведской Team Sweden на новый сезон - самая динамичная "темная лошадка" гонки, 30-летний американец Шон Торрент е из Майами. Ведущим пилотом команды будет талантливый Йонас Андерссон , четырехкратный чемпион "младшей серии" F2 World Championship .

Команда Team Atlantic уже двенадцатый сезон не расстается с португальцем Дуарте Бенавенте , который тоже уже несколько раз вплотную подбирался к первым местам на прошлых этапах. Второй пилот - француз Филипп Тур , который к этому сезону подходит с тремя финишами в первой десятке из 14 проведенных гонок. Тур тоже перешел в F1 из младшей серии F2 и до сих пор привыкает к резко возросшей мощности своего болида. Впрочем, прогресс его заметен с каждой проведенной гонкой.

Лодки Team Nautica в этом году рвутся в бой под предводительством ветерана Ринальдо Оскулати и единственной женщины-пилота норвежки Марит Стромой . Итальянец Оскулати - самый заслуженный пилот UIM F1 H2O, который очень долго гонялся в итальянской серии F2. В этом сезоне ему осталось лишь повысить стабильность своих выступлений в гонках.

Норвежская гонщица (а в свободное от гонок время - певица) Марит Стромой в водномоторных гонках уже с 12 лет. В серии F1 она провела уже 31 гонку и дважды финишировала в первой пятерке. Что примечательно - в прошлом году Марит выступала за команду Азербайджана (F1 Team Azerbaijan ).

К слову о родных просторах. Если в прошлом году Россия принимала только один этап гонки - 11 июля в Санкт-Петербурге (его выиграл нынешний чемпион Селио), то в этом году этапов будет два - в Санкт-Петербурге (2-3 июля) и в Казани (16-17 июля). Еще одна точка на территории бывшего СССР - братская Украина. Этап в Киеве назначен на 30 и 31 июля.

К сожалению, в официальном списке пилотов на этот год нет российского гонщика Станислава Курценовского. Мы связались со Стасом, и он пояснил, что ситуация с его участием в этом году окончательно еще не ясна. По его словам, в каких-то этапах он обязательно примет участие, но в каких именно - будет зависеть от спонсоров, переговоры с которыми Курценовский продолжает вести. Было бы круто, чтобы Стаса кто-нибудь поддержал - иначе за кого россиянам болеть в Санкт-Петербурге и Казани?

Сезон 2010 года был отмечен энтузиазмом и упорством команд и невиданным накалом борьбы. Судите сами: за девять месяцев гонок таблицу по очереди возглавляли четыре разных пилота, а кандидат в чемпионы сменялся три раза за четыре последних этапа. Если сезон-2011 будет столь же драматичен, то F1 H2O в этом году превратится в захватывающую серию очень волнующих моментов.

Вчера в Казани прошел второй этап чемпионата мира по гонкам на катерах F1: Гран-При Республики Татарстан. Болиды Формула-1 на катерах (F1H2O) разгоняются быстрее любого болида из Формула-1 на суше - до 160 км\ч за 4 секунды! При этом на катере нет коробки передач и нет тормозов!

#02. Гонки проходят в несколько этапов, в разных городах мира:

#03. Российской команды нет, но все же есть один россиянин - Станислав Курценовский выступает за китайскую команду:

#04. Один гоночный круг составляет примерно 2000 метров. Каждая гонка может продолжаться максимум 45 минут:

#05. Скорость достигает 225 км\ч, и это при отсутствии тормозов:

#06. Во время соревнований постоянно дежурит специальная спасательная команда Osprey, которая гарантирует прибыть на место происшествия не позднее 30 секунд:

#07. Лагерь наблюдателей команд:

#09. Именные кресла:)

#10. Местные операторы готовы:

#11. Не местные тоже)

#12. В первой половине начались свободные и заезды на время F4:

#15. Зрители были по обе стороны озера Нижний Кабан:

#17. Стоимость билетов на трибуны составляла 700 рублей, поэтому многие наблюдали за гонкой бесплатно на травке:

#18. Впервые был на подобных гонках, зрелище конечно потрясное!

#19. Для СМИ и прочего персонала, иностранные бармены готовили алкогольные и безалкогольные напитки:

#20. Команда состоит из менеджера, одного или двух пилотов, механика, технического координатора и координатора гонки:

#21. Лодки вылавливают и выставляют на старт:

#22. Перед самим стартом из команды остается только по 2 человека, которые придерживают лодку:

#23. Сначала делается тестовый круг. Российско-китайская команда:

#24. Сушат весла:)

#25. В лагере все такие серьезные:

#26. Каждая команда мониторит происходящее:

#27. Тестовый круг завершается и лодки снова выставляют для финального заезда:

#28. Зрители уже в ожидании:

#29. Китайское телевидение ведет прямую онлайн-трансляцию:

#30. Старт!

#31. Главное первым уйти в поворот:

#32. Основные обгоны на прямых участках:

#39. Если во время заезда судьи замечают что-то неладное, то выставляется желтый флаг:

#40. На трассу выходит специальная лодка с желтым флагом и все участники должны следовать за ней на сниженных скоростях:

#41. Так они могут проехать пару кругов. После чего ведущая лодка уходит к берегу и производится рестарт гонки:

#42. Рестартов может быть несколько, но общая продолжительность гонки будет максимум 45 минут (дозаправок во время гонок - не предусмотрено):

#43. К сожалению и в этот раз не обошлось без аварий. Один гонщик перевернулся, но спасатели выполнили свою работу:

#44. После "перевертыша" времени на рестарт не осталось и команда победителя выбегает со своим флагом:

#45. Победитель подходит к причалу:

#46. Команда залезает на "болид" и совершают круг почета (фото самого круга нет):

№47. Подготовка к награждению.

Знаете ли вы, как живут космонавты на международной космической станции? В этой статье мы постараемся описать максимально подробно космический быт орбитальной станции.

Космос и быт

Создание МКС – Международной Космической Станции – продукт многолетнего проекта, бравшего начало ещё в XX веке. Лишь в конце прошлого столетия российским ученым удалось спроектировать модуль «Заря», с которым впервые начались длительные экспедиции. Современная МКС является преемницей знаменитой космической станции «Мир».

Все дело в том, что до 2000 года на борту МКС не имелось постоянных членов экипажа – в целом станция была в то время ещё необитаема, но уже с конца 2000 года произошли существенные изменения в модернизации её системы, что стало позволять находиться на МКС гораздо более продолжительное период. Именно в то время на станцию прилетел первый экипаж.

Космическая станция использует универсальное время, которое в равной степени «удалено» от двух главных городов-центров управления: Москвы и американского Хьюстона. Иллюминаторы всегда закрываются каждые 16 закатов и восходов – так создается иллюзия темноты. Рабочий день космонавтов таков: 7 часов строго отводится на сон, работа же составляет 10 часов в будние дни и 5 часов в выходные.

Изначально были некоторые трудности в космическом быту, ведь жизнь в невесомости гораздо тяжелее обычной, но со временем были придуманы способы, как упростить различные бытовые вопросы.

Жилой отсек на станции имеет специальные кушетки для сна. Они бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Для мытья предусмотрены душевые кабины, также космонавты пользуются освежающими салфетками.

Еда в космосе

Специальные тюбики с пищей известны всем без исключения по фантастическим фильмам и рассказам. Но сейчас они «вышли из моды»: любой космонавт питается самой что ни на есть обычной едой, правда заранее сублимированной (в данном случае, обезвоженной). Из таких продуктов получаются вполне вкусные блюда: борщ или картофельное пюре, макароны или салаты – каждый «космический землянин» выбирает себе еду по вкусу. Как правило, перед полетом и последующей жизнью на станции космонавты пробуют разные блюда, а затем выносят вердикт, какая пища им больше всего нравится.

Орехи, лимоны, цитрусовые, мед, консервы – все это также присутствует на МКС. Соль и перец представлены в виде жидкости, иначе крупинки могут распространиться в невесомости и стать причиной затрудненного дыхания, а то и вовсе летального исхода.

Одежда космонавтов

Если вы думаете, что космонавты постоянно носят скафандры, то это не так. Одежда самая обычная, чаще с длинными рукавами – в условиях невесомости рубашки и комбинезоны могут задираться. Не приветствуются космонавтами куртки-брюки – спина часто оголяется, и в результате может продуть поясницу. Для работ, в том числе и в открытом космосе, используются скафандры и рабочие комбинезоны.

Обувь космонавты надевают крайне редко – лишь занимаясь спортом, могут обуться в кроссовки из натуральной кожи. Обычно хватает одной пары. Носки у космонавтов преимущественно толстые с махровой поверхностью. И носки, и обувь имеют весьма жесткую подошву, дабы стопе всегда была поддержка.

Стирка одежды в космических условиях не предусмотрена. Все использованные вещи, как правило, упаковывают в особые пакеты и затем перемещают в грузовой корабль. Затем, отсоединив его от станции, оставляют сгорать в атмосфере.

Раньше космонавт не снимал скафандр на протяжении всего полёта. Теперь в повседневной жизни он облачается в майку с шортами или комбинезон. Майки на орбите шести цветов, чтобы выбрать в зависимости от настроения. Вместо пуговиц - молнии и липучки: они не оторвутся. Чем больше карманов, тем лучше. Косые нагрудные позволяют быстро прятать предметы, чтобы не разлетались в невесомости. Широкие карманы на голени удобны, потому что космонавты часто принимают позу эмбриона. Вместо обуви носят толстые носки.

Туалет

Первые космонавты надевали подгузники. Их используют и сейчас, но лишь при выходе в открытый космос и во время взлёта-приземления. Систему утилизации отходов жизнедеятельности начали разрабатывать ещё на заре космонавтики. Унитаз действует по принципу пылесоса. Разреженный поток воздуха засасывает отходы, при этом они попадают в пакет, который затем отстёгивается и бросается в контейнер. Его место занимает другой. Заполненные контейнеры отправляют в открытый космос - они сгорают в атмосфере. На станции «Мир» жидкие отходы подвергались очистке и превращались в питьевую воду. Для гигиены тела используют влажные салфетки и полотенца. Хотя разработаны и «душевые кабины».

Еда

Тюбики с едой стали символом космического образа жизни. Их начали делать в Эстонии в 1960-е гг. Выдавливая из тюбиков, космонавты ели куриное филе, говяжий язык и даже борщ. В 80-е на орбиту стали поставлять сублимированные продукты - из них удалено до 98% воды, что значительно уменьшает массу и объём. В пакет с сухой смесью заливается горячая вода - и обед готов. Едят на МКС и консервы. Хлеб упакован маленькими буханками на один укус, чтобы крошки не разлетались по отсеку: это чревато проблемами. На кухонном столе есть фиксаторы для контейнеров и приборов. Также используется «чемоданчик» для подогрева пищи.

Каюта

В невесомости всё равно где спать, главное - надёжно зафиксировать тело. На МКС спальные мешки с молниями прикреплены прямо к стенам. Кстати, в каютах российских космонавтов есть иллюминаторы, позволяющие перед сном любоваться видом Земли. А у американцев «окон» нет. В каюте находятся личные вещи, фото родных, музыкальные плееры. Все мелкие предметы (инструменты, карандаши и пр.) либо подсовываются под специальные резинки на стенах, либо крепятся на липучках. Для этого стены МКС обклеены ворсистым материалом. Также на станции много поручней.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Соловьёв, руководитель полётами российского сегмента МКС:

- Быт космонавтов значительно улучшился. На борту МКС есть Интернет, возможность передавать сообщения и читать новости. Средства коммуникации позволяют соединять космонавтов с их домашними и друзьями по телефону. Продуктов на станции всегда много. Причём меню космонавты подбирают себе сами.

Из сублимированных продуктов можно приготовить борщ, картофельное пюре, макароны. В тюбиках сейчас остались только сок и небольшой комплект питания, используемый на подлёте к станции.

С каждым грузовым кораблём мы посылаем ещё и свежие продукты. Космонавты живут полноценной жизнью. Единственное, что мешает, - шум вентиляторов. Они работают постоянно, но без них нельзя.