заворина вера
Занятие в рамках проекта «Всемирный день охраны окружающей среды»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 32

"Детский сад комбинированного вида"

Проект на тему :

«»

Вид проекта : творческий, информационный.

Актуальность проекта : теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных , жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль ДОУ, которая может и должна воспитывать у детей чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие. Экологическое воспитание детей актуально. Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с воспитанниками. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Цель проекта :

Создать условия для просвещения детей о бережном и заботливом отношении к природе.

Задачи проекта :

Образовательная область «Познание» :

Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней;

Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи.

Образовательная область «Безопасность» :

Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;

Образовательная область «Здоровье» :

Учить правильно, взаимодействовать с природой.

Возраст участников : 3-5лет.

Продолжительность : 1 день .

Формы реализации : наглядный материал, отгадывание загадок, беседа, рисование, игра, прослушивание звуков, аппликация, труд в природе.

Планируемые результаты проекта :

Теоретические результаты :

Конспект мероприятий по экологическому воспитанию;

Практические результаты :

Эмблемы «Сохраним землю » ;

Рисунки на асфальте;

Украшенные клумб и грядок.

Материалы :

Аудиозапись со звуками природы

Мелки цветные.

-для эмблемы

Материалы :

Аудиозапись со звуками природы : шум дождя, пение птиц, вьюга, шум ветра, стук дятла, мычание коровы, кукушка, хруст снега, шум моря.

Мелки цветные.

-для эмблемы : круг из картона с заранее подготовленной ленточкой, заготовки, клей.

Грабли, лопаты, лейки, атрибуты украшений.

Предварительная работа с родителями : изготовление поделок из природного материала дома.

Ведущий : А вы знаете, какой сегодня день отмечают у нас в стране? Сегодня Всемирный день охраны окружающей среды . А что такое «окружающая среда » ? (цветы, деревья, горы, реки, поля, солнце, воздух, небо) .

Ведущий : мы с вами умеем ухаживать за растениями. Давайте польем и подрыхлим наши клумбы. Вот какие мы с вами молодцы. Вырастут наши цветы и будут радовать своей красотой.

Цветы будут расти, а мы с вами тоже хотим расти, давайте сделаем зарядку :

На зеленом, на лугу

Бабочки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

Катя вышла на лужок,

А в руках у ней сачок.

Берегись-ка, мотылек

Улетай скорей, дружок! (проводится в виде физминутки, в конце основного комплекса утренней гимнастики).

Ведущий : Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Давай те сделаем с вами эмблемы, сохраним землю . И вспомним все то, что мы знаем о жизни растений, птиц, насекомых и зверей.

После завтрака

Нужно ответить на вопросы :

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

Собака - дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

Ведущий : А теперь мы проверим, умеете ли вы правильно вести себя в природе.

«Как вести себя в природе» .

Две сестренки гуляли по лесу.

Какой красивый цветок! Он так хорошо пахнет! Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

Дети. Рвать цветы нельзя, иначе они исчезнут.

Музыкальная пауза.

Ведущий включает аудиозапись со звуками природы. Прослушиваем звуки и вместе с воспитателем определяем, что это за звук.

Шум дождя

Пение птиц

Шум ветра

Стук дятла

Щебетание птиц

Кукушка

Шум моря

Стрекот кузнечиков

Журчание ручья

Изготовление поделок из природного и бросового материала.

Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения :

Вот как солнышко встает

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется,

А под солнышком всем

Весело поется!

Солнце рано утречком поднималось,

Студеной водицею умывалось.

Протопало солнышко сто дорожек!

Почему у солнышка столько ножек.

Ведущий : А сейчас поиграем в игру «Покажи движениями» :

Как плывут облака,

Как летают бабочки,

Как бежит ручеек,

Как растет трава,

Как светит солнце,

Как расту цветы.

Мы с вами показали движения, а сейчас давайте нарисуем мелками на асфальте солнце, облака, траву, цветы, ручек, бабочек. У нас получилась «Цветущая полянка» .

Ведущий : Теперь мы с вами сыграем в игру «Гнездо» и посмотрим, как бережно вы относитесь к природе.

Бежать нельзя, дрожать нельзя.

Дышать можно, только осторожно.

Иначе можно разбить.

Ведущий : нужно взять ложкой яичко из ведра и донести, не уронив, до гнезда. Положить и вернуться на место. Передать ложку другому.

Украшение клумб и грядок поделками и цветами (участвуют все возрастные группы и родители) .

Итог занятия :

Ведущий :

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять : в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Поздравляю вас, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями , и будете активными защитниками нашей родной природы.

Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Событие учредила Генеральная Ассамблея ООН на 27-й сессии резолюцией № A/RES/2994 (XXVII) от 15 декабря 1972 года. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена ко дню начала Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды.

На международном форуме рассматривалось понятие устойчивого развития как концепции прогресса человечества. Участники конференции создали Стокгольмскую декларацию. Документ установил 26 принципов сохранения окружающей среды, возложил ответственность и обязательства на государства в вопросах экологии.

В этот день люди высаживают деревья, кустарники, убирают мусор. Устраиваются просветительские лекции, конференции, семинары, тематические занятия. Проводятся слушания о сокращении выбросов загрязняющих веществ. В образовательных учреждениях обсуждаются способы бережного обращения с природными ресурсами. Чествуют людей, которые внесли значительный вклад в защиту окружающей среды. Проходят акции экологических организаций. Деятели общественных движений привлекают внимание социума к актуальным экологическим вопросам с помощью демонстраций, протестов и флешмобов. В эфире телевидения и радиостанций транслируют документальные, художественные ленты о природе. Праздничные мероприятия ежегодно посвящаются теме одной из актуальных проблем, стоящих перед человечеством.


Тема Всемирного дня окружающей среды 2018 года:

«Бой загрязнению пластиком»

Эта тема призывает правительство, промышленность, общины и индивидуумов собраться вместе для обсуждения устойчивых альтернатив, и срочно снизить производство и чрезмерное использование одноразового пластика, который загрязняет наши океаны и угрожает здоровью людей.

Факты загрязнения окружающей среды пластиком:

– ежегодно мир использует 500 миллиардов пластиковых пакетов;

– каждый год, примерно 8 миллионов тонн пластмассы растворяются в океанах;

– в последнее десятилетие мы производили больше пластика, чем в течение всего прошлого века;

– 50% используемого пластика одноразового применения;

– пластик составляет 10% всех отходов, которые мы генерируем.

Россия поддерживает тему Всемирного дня охраны окружающей среды в 2018 году о запрете загрязнения окружающей среды пластиком. С 2019 года правительство намерено ввести налог на одноразовую посуду и мангалы. Налог поможет приучить россиян использовать многоразовую посуду. Пластик наносит непоправимый вред окружающей среде, даже если попадает на свалку. Власти увеличат также штрафы для тех, кто оставляет мусор после пикника.

Заявление о введении экологического сбора представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов сделал во время акции "Чистый берег", на которой политик вместе с главой МЧС Владимиром Пучковым собирал мусор на берегу Ладожского озера. «Люди покупают одноразовые мангалы, едут на природу и оставляют их. Надо вводить экологический сбор с производителей на подобные одноразовые вещи. И я вам скажу: в следующем году он будет введен», - пояснил Иванов.


Меры по охране окружающей среды

Во-первых, нужно максимально ограничить количество вредных выбросов, как в атмосферу, так и в гидросферу для того, чтобы улучшить общую экологическую обстановку.

Другим важным шагом должно стать создание национальных парков, заказников и заповедников, в которых можно будет сохранить природные комплексы в их естественном состоянии.

Не менее важным является введение ограничений на вылов рыбы и на охоту, для того, чтобы сберечь редкие и исчезающие виды.

Очень важным фактором охраны природы является строгое ограничение незаконного вывоза мусора, а также применение современных научных методов для того, чтобы полностью очистить территории регионов от несанкционированного мусора.

Существует еще множество проблем связанных с заботой об охране окружающей нас среды и с каждым днем каждая из этих проблем становятся все более острой, и касается каждого живущего на земле человека.


Интересные факты


Гринпис – влиятельная международная экологическая организация. Ее акции поддерживают активисты по всему миру. Деятельность организации ориентирована на защиту лесов, водоемов, борьбу с загрязнениями, ядерное разоружение. Она основана на трех принципах: независимость, ненасильственность, протест действием. Кампания финансируется за счет пожертвований.

Значение праздника

Этот день должен стать реальной возможностью для всех людей в мире активно способствовать полноценному и устойчивому развитию мероприятий по охране природы. Кроме того, в вопросах защиты окружающей среды очень важны партнерские отношения между странами, которые позволят полноценно и комплексно решать природоохранные вопросы.

Конечно, являясь новой формой сотрудничества человека с природой, процесс охраны окружающей природной среды, является плодом существования современного человека в окружающем его мире.

Охрана окружающей среды – это целая система общественных и государственных мер, нацеленных на гармоничное сосуществование природы и человеческого сообщества. Такие меры могут быть международными, административно-правовыми, экономическими, технологическими, просветительскими, направленными также на воспроизводство и сохранение природных ресурсов и действующих экологических сообществ, что очень важно не только для ныне живущих, но и для последующих поколений человечества.

На сегодняшний день экологические проблемы вышли в разряд одних из самых важных проблем мирового сообщества, и часто их решение является показателем уровня благополучия не только отдельно взятой страны, но и мировой цивилизации в целом.

Нашей стране отведена очень важная роль в вопросах поддержания глобальных функций биосферы, что связано с обширностью территорий России и расположенными на ней различными природными экосистемами, которые представляют большую часть всего биологического разнообразия Земли.

Всемирный день охраны окружающей среды говорит сам за себя – природу надо беречь, любить.

5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды (World Environment Day). Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году . Выбор даты связан с тем, что в этот день в Стокгольме (Швеция) открылась Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды.

Конференция приняла декларацию, содержащую 26 принципов, которыми должны руководствоваться все государства в своей деятельности, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В ней впервые было провозглашено, что охрана и оздоровление окружающей среды для нынешних и будущих поколений является первостепенной задачей человечества.

15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme, ЮНЕП).

Являясь главным органом ООН в области окружающей среды, ЮНЕП разрабатывает глобальную экологическую программу, содействует реализации природоохранной составляющей устойчивого развития в рамках системы ООН, выступает в защиту природной среды земного шара.

Всемирный день окружающей среды является для ООН одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия.

Охрана окружающей природной среды представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительских, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. Сегодня экологические проблемы стоят в ряду самых важных и определяют уровень благополучия всей мировой цивилизации и, в частности, нашей страны.

В рамках борьбы по восстановлению экологии в РФ был принят целый ряд важнейших государственных и федеральных целевых программ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года утверждена государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" до 2020 года .

По мнению Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, 2015 год в стране ознаменовался целым рядом крупных положительных достижений в природоохранной сфере. Среди WWF выделяет рост численности амурского тигра и дальневосточного леопарда, создание нового национального парка "Бикин" с нетронутыми кедрово-широколиственными лесами в бассейне одноименной реки на севере Приморского края, введение запрета на добычу тихоокеанских лососей дрифтерными (плавучими) сетями в исключительной экономической зоне РФ, разработку документации на создание опытной модели донного трала, который бы отвечал интересам рыбаков и оказывал меньше воздействия на морское дно и его обитателей.

В рамках Всемирного дня окружающей среды и Дня эколога в заповедниках и национальных парках ежегодно организуются акции с целью привлечения внимания общественности к проблемам экологии. На особо охраняемых территориях проходят экскурсии, мероприятия по уборке, эколого-просветительские программы, дни открытых дверей, проводятся экологические субботники.

Указом президента РФ от 5 января 2016 года 2017 год объявлен в России Годом экологии . Год экологии призван привлечь внимание общества к вопросам экологического развития РФ и обеспечения экологической безопасности.

В рамках подготовки и проведения Года экологии станут утилизация бытовых отходов, развитие особо охраняемых природных территорий, сохранение редких видов диких животных, водных объектов, охрана уникальных экосистем озера Байкал, сохранение и восстановление лесного фонда, обеспечение экологической безопасности в Арктике и другие.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Что в космосе нет воздуха, мы знаем. Известно, что без воздуха человек не может прожить и несколько минут. Следовательно, в отсеках обитаемого космического корабля, где размещается экипаж, должен содержаться воздух. Воздух - это в основном смесь двух газов: кислорода и азота. Азот при дыхании организмом не потребляется; мы его выдыхаем обратно в атмосферу, этот газ в наших легких практически не претерпевает никаких изменений. А вот второй газ, кислород, организмом человека усваивается.

Кислород - окислитель, а жизнедеятельность человека, как и любого другого живого организма, немыслима без процесса окисления. Пища, потребляемая нами, в нашем организме подвергается окислению, в результате чего выделяется энергия, которую мы затрачиваем на движение и на выполнение полезной работы.

Итак, для жизни человека необходим именно кислород, следовательно, в космическом корабле, отправляющемся в межпланетный полет, должен иметься необходимый запас кислорода. А нужен ли азот? Ведь в космический полет следует брать с собой лишь самое необходимое, чтобы не увеличивать массу корабля. Может ли человек жить не в воздушной атмосфере, а в атмосфере чистого кислорода? Вопрос этот имеет важное значение, если вспомнить, что содержание азота в воздухе почти в четыре раза превышает содержание кислорода. Нужно ли брать на борт космического корабля смесь двух газов - азота и кислорода - или можно ограничиться одним кислородом?

Человек привык жить и работать в воздушной среде. Поэтому с точки зрения сохранения здоровья членов экипажа в космическом корабле целесообразно иметь воздушную атмосферу, соответствующую атмосфере Земли. В советских обитаемых космических кораблях серии «Восход», «Восток» и «Союз» применяется воздушная атмосфера, состоящая из 80% азота и 20% кислорода, во всех же типах американских обитаемых кораблях («Меркурий», «Джеминай» и «Аполлон») создана чисто кислородная среда, без добавки инертного газа азота.

Наличие в отсеках космического корабля воздуха, а особенно чистого кислорода, создает одну из наиболее серьезных опасностей для экипажа корабля. В воздухе могут гореть многие вещества, а в кислороде горение происходит еще интенсивнее. Многие вещества, не способные гореть на воздухе, очень хорошо горят в кислороде. Вследствие этого в отсеках космического корабля не исключается возможность возникновения пожара. Пожар - всегда большая неприятность. Правда, в случае пожара на Земле люди почти всегда имеют возможность покинуть горящий объект и вызвать пожарную команду для тушения. В космическом пространстве все гораздо сложнее. Экипаж корабля находится в очень тесном помещении, а это сильно затрудняет борьбу с огнем.

Что может быть причиной пожара на борту космического корабля? Мы уже знаем, что корабль - это сложный комплекс различных систем, которые при работе потребляют электроэнергию. На борту корабля имеется источник электрической энергии, от которого по кабелям электрический ток подводится к приборам и системам. При каких-либо неисправностях в кабельной сети может произойти короткое замыкание с образованием искры. От искры может загореться какое-либо горючее вещество. Источником образования искры может стать и сам человек, т. е. член экипажа корабля. Вам, наверное, приходилось наблюдать такую картину: расческа, которой вы причесываетесь, начинает вдруг потрескивать. Почему? На расческе скапливается заряд статического электричества благодаря трению ее о волосы, а затем происходит разряд. При разряде небольшого количества статического электричества мы слышим только легкий треск, искры еще не бывает видно. Если статического электричества скапливается много, его разряд сопровождается образованием довольно мощной искры.

Космонавты, находясь в космическом корабле, производят всякого рода движения,и при этом происходит трение отдельных частей их костюма друг о друга. На костюме в результате трения, так же как и на расческе, может появиться заряд статического электричества, а при определенных условиях произойдет его разряд с образованием искры. Практика показывает, что не так-то просто поджечь горючий материал электрической искрой, если искра не очень большая и действует короткое время. Но это в условиях земных, где проявляется действие силы тяжести. Есть ли какое-нибудь отличие в протекании процесса воспламенения горючих веществ в космическом корабле по сравнению с земными условиями? Оказывается, есть и весьма существенное. В земных условиях теплый воздух, как известно, поднимается вверх, а холодный, как более тяжелый, опускается вниз. Благодаря этому происходит непрерывное перемешивание воздуха. Вы спичкой поджигаете лист бумаги. Куда идет тепло от горящей спички? На нагревание листа. Когда бумага нагреется до температуры воспламенения, она вспыхивает и начинает гореть. Где труднее нагреть лист бумаги до температуры воспламенения: на Земле или в космическом корабле? Нужно иметь в виду, что одновременно с нагреванием бумаги нагревается и окружающий воздух. Нагретый воздух становится легче и поднимается вверх, а на его место поступает новая порция холодного воздуха, которая также начинает нагреваться. Благодаря такой конвекции воздуха количество тепла и время, необходимое для того, чтобы поджечь лист бумаги, увеличиваются.

В космическом корабле сила тяжести отсутствует, поэтому конвекции не происходит. Из-за того что лист бумаги не будет омываться воздухом, для его поджигания потребуется меньше тепла и меньше времени. Следовательно, в условиях невесомости опасность возникновения пожара даже от слабых источников зажигания вполне реальна. А вот с распространением пламени, т. е. с горением уже загоревшегося предмета, получается обратная картина. Для того чтобы горение имело место, необходим приток свежих порций воздуха к горящей поверхности. Ведь любое горение - это соединение кислорода воздуха с горючим веществом. В земных условиях к горящему предмету кислород, необходимый для поддержания процесса горения, непрерывно поступает благодаря наличию силы тяжести, создающей естественную конвекцию. В космическом корабле, где отсутствует естественная конвекция, продукты сгорания (углекислый газ и водяные пары) создают оболочку вокруг очага горения и, таким образом, закрывают доступ к нему свежих порций воздуха.

Следовательно, в условиях невесомости горение не может длительно продолжаться. Но в состоянии невесомости корабль находится не всегда. Мы знаем, что корабль должен быть ориентирован определенным образом относительно Земли или какого-либо небесного тела. При длительных полетах корабль постепенно изменяет свое положение, т. е. теряет ориентировку, поэтому время от времени включаются двигатели ориентации. Кроме того, реактивные двигатели могут включаться для проведения коррекции траектории полета. Работа этих двигателей создает силу тяги, действующую на корабль. Ну, а раз на тело действует какая-то сила, то тело получает некоторое ускорение и при этом нарушается состояние невесомости. Горячие газы (образующиеся при горении), как более легкие, будут двигаться в сторону, противоположную направлению ускорения корабля, а холодный воздух - в том же направлении. Так создаются условия, необходимые для перемешивания воздуха внутри космического корабля, а следовательно, и для поддержания процесса горения. Есть еще и другая, более серьезная причина, которая может способствовать распространению возникшего в космическом корабле пожара,- это искусственная конвекция. Мы уже говорили, что в состав системы регулирования температуры космического корабля входит несколько вентиляторов. Назначение их - прогонять воздух через устройства, в которых от него отбираются излишние влага и тепло.

Вентиляторы приводят в движение большую часть воздуха кабины. Кстати следует сказать, что движение воздуха в кабине необходимо и для нормальной жизнедеятельности членов экипажа. Вы знаете, что человек непрерывно выделяет тепло. Когда температура окружающего воздуха высокая (летом в жаркую погоду), организм выделяет через кожу влагу (потеет), которая, испаряясь, охлаждает поверхность тела. Отвод тепла от тела человека в окружающее пространство обеспечивается естественной конвекцией. Отсутствие конвекции может привести к перегреванию организма.

В космическом корабле в условиях невесомости естественной конвекции нет, поэтому там с помощью вентиляторов создают искусственную, вынужденную конвекцию. Но именно вынужденная конвекция и является главной причиной, которая может случайное возгорание в кабине корабля превратить в большой пожар.

Что может гореть внутри кабины космического корабля? Изоляция электропроводки, одежда самих космонавтов, мягкая обивка кресел и т. д. Не меньшую опасность, чем сам пожар, представляют газы, выделяющиеся при горении различных веществ.

В кабине корабля тесно и, что главное, проветрить кабину не просто. Поэтому образование любого газа в кабине в большом количестве опасно не только для здоровья, но и для жизни членов экипажа. Обнаружить возникновение пожара в кабине космического корабля можно или увидев пламя, или по запаху, если при горении выделяются газы с резким запахом. Ликвидировать пожар в космическом корабле после того, как он развился, очень трудно. Пожар необходимо обнаруживать в самом начале его возникновения, когда еще нет разрушений от огня и когда еще атмосфера кабины не отравлена газами, выделяющимися при горении. Для этого в кабине корабля устанавливаются датчики, которые дают сигнал тревоги (световой или звуковой), когда еще возник не пожар, а лишь опасность его образования. Задача этих датчиков - не только выработать сигнал о возникновении очага горения в кабине корабля, но и включить средства пожаротушения, поскольку промедление с тушением пожара в космическом корабле недопустимо.

Каким же образом можно потушить пожар, возникший в кабине космического корабля? Любое горючее вещество может гореть только в том случае, если оно находится на воздухе, поэтому наиболее простым и верным способом тушения пожара является создание в кабине глубокого вакуума. Сделать это просто.

Кабина космического корабля как бы надута воздухом. Давление газа в кабине равно 1 атм, а окружающее давление в космическом пространстве практически можно считать равным нулю. Поэтому, если открыть какой-либо люк или клапан (который может открываться автоматически по сигналу, полученному с датчика, обнаружившего загорание), воздух из кабины очень быстро выйдет в космическое пространство и горение сразу же прекратится. Выпуск воздуха из кабины - очень удобный способ тушения пожара в космическом пространстве, но следует помнить, что в кабине находятся люди, а они без воздуха жить не могут.

Правда, если космонавты в скафандрах, отсутствие воздуха в кабине им ничем не грозит. Но находиться человеку в скафандре длительное время вредно. Поэтому при полетах, которые длятся несколько суток, экипаж в кабине должен находиться без скафандров. Следовательно, перед тем как нарушить герметичность кабины и позволить воздуху выйти за борт корабля, космонавтам нужно будет надеть скафандры. Но это необходимо сделать до того, как пожар достигнет угрожающих размеров. Однако, как показали специальные эксперименты, время, затрачиваемое космонавтами на одевание скафандров, велико - 25 - 30 мин, а чтобы прекратить в кабине пожар, необходимо выпустить из нее воздух за несколько секунд. Поэтому разгерметизация как средство тушения пожара может применяться только в космических кораблях, кабины которых разделены на несколько отсеков, с герметично закрывающимися люками сообщения. В случае возникновения пожара экипаж из отсека, где произошло возгорание, переходит в другой, а отсек, где возник пожар, соединяется с космическим пространством.

Пожар - это, пожалуй, самая грозная опасность, которая может возникнуть в космическом корабле. Для ликвидации пожара необходимо иметь надежные при любых условиях средства. Поэтому ведутся интенсивные работы по созданию таких средств. Выпускать воздух из кабины не всегда можно. Нельзя ли поступить наоборот: при возникновении пожара не выпускать воздух из кабины, а вводить какие-либо газы, действующие как пламегасители?

Имеется несколько газообразных веществ, которые очень энергично гасят горение в воздухе, даже если они присутствуют в нем в очень небольшом количестве. Если медицинские исследования покажут, что содержание в воздухе таких веществ не сказывается на состоянии здоровья человека, то эти вещества могут оказаться пригодным и удобным средством пожаротушения в космическом корабле. От датчика, обнаружившего начало горения, будет подаваться сигнал на открытие емкости, в которой хранится это вещество под давлением. Пламягасящее вещество будет выбрасываться в кабину и вентиляторами системы терморегулирования перемешиваться с воздухом. Для этого потребуется мало времени, следовательно, пожар может быть потушен в самом начале его возникновения.

После того как пожар будет потушен, космонавты наденут скафандры. Времени для этого у них будет достаточно. Ну а когда надеты скафандры, неопасно разгерметизировать кабину и воздух, загрязненный пламягасителем, выбросить в космическое пространство, а кабину вновь заполнить из запасов, хранящихся на борту космического корабля, свежим воздухом.

Пожар - это очень большая опасность для экипажей космических кораблей, но не единственная. Космическое пространство таит в себе и другие опасности. В космическом пространстве с большими скоростями движутся метеоры. Правда, крупные метеоры настолько редко встречаются, что столкновение с ними космических кораблей почти полностью исключено. Но что будет, если с космическим кораблем столкнется метеор небольших размеров (в поперечнике 1 - 0,5 см и меньше)? Если столкновение произойдет со спускаемым аппаратом, который имеет толстый наружный слой теплозащитного покрытия, то ничего существенного не случится. А что, если столкновение произойдет с орбитальным отсеком? Ведь на нем нет теплозащитного покрытия, его стенки изготовлены из алюминиевого листа толщиной всего несколько миллиметров. При соударении с метеором такая стенка будет пробита насквозь.

Чем это грозит членам экипажа? Удар метеора о стенку корабля не только приведет к образованию отверстия, что уже опасно. Отверстие в стенке корабля означает его разгерметизацию. Весь воздух из отсека выйдет в космическое пространство, и, если космонавты не успеют вовремя заделать отверстие, они погибнут из-за недостатка воздуха для дыхания. Поэтому в космических кораблях должны быть устройства, которые предупреждали бы утечку из него воздуха в случае нарушения герметичности оболочки при соударении с метеором.

В настоящее время известно несколько способов, позволяющих сохранить воздух в космическом корабле в случае пробивания его оболочки метеором небольших размеров. Один из них заключается в следующем. Вокруг орбитального отсека космического корабля располагают вторую оболочку - так называемый буфер из тонкостенного экрана. Экран делается из легких металлов толщиной в несколько десятых долей миллиметра. Расстояние от экрана до стенки отсека 2,5 - 3 см.

Сталкиваясь с экраном, небольшая частица метеорного вещества разбивается в мелкие брызги, одновременно с этим происходит дробление части материала экрана. Частицы, получившиеся при дроблении метеора и экрана, имеют гораздо меньшую кинетическую энергию, чем имел метеор до столкновения с космическим кораблем. Однако они все же получают некоторую скорость и разлетаются в стороны в виде веера, встречаясь с оболочкой орбитального отсека. Удар их приходится на большую площадь участка стенки орбитального отсека. Каждая частица в отдельности, обладая малой массой и сравнительно небольшой скоростью, не может серьезно повредить оболочку стенки.

Более надежную защиту от метеорной опасности дают так называемые самогерметизирующиеся материалы. Самый простой самогерметизирующийся материал - губчатая резина. Проткните гвоздем лист фанеры - в ней образуется дыра. А если гвоздем проткнуть лист губчатой резины, то в нем дыры не будет видно - отверстие почти полностью затянется. Конечно, такой способ герметизации повреждений корпуса космического корабля слишком ненадежен. Для ликвидации возможных повреждений стенок корабля можно применять резиноподобное вещество, но в виде не листов, а небольших шариков (диаметром 3 - 5 мм). Корпус орбитального отсека окружают тонкой металлической оболочкой. В пространство между стенкой отсека и наружной оболочкой помещают мелкие шарики из эластичной резины. Представьте теперь, что метеор пробивает насквозь и наружную оболочку, и стенку корпуса. Так как космический корабль представляет собой как бы надутый воздухом мяч, из отверстия в космическое пространство устремляется поток воздуха. Истекающим в космическое пространство воздухом резиновые шарики будут прижиматься к отверстию в наружной оболочке. Благодаря своей эластичности шарики смогут полностью перекрыть отверстие. Размер эластичных шариков выбирается таким, чтобы он был больше размера ожидаемых метеорных частиц, вернее, отверстий, которые метеоры смогут пробивать в оболочке корабля.

Другой способ ликвидации пробоев гермоотсеков космического корабля состоит в применении химически активных веществ. Химический герметизатор обычно состоит из двух компонентов (частей), представляющих собой легкоподвижные жидкости. При смешении эти жидкости вступают в химическое взаимодействие друг с другом, в результате чего образуется твердое и прочное соединение. Для применения химического герметизатора вокруг корпуса орбитального отсека необходимо иметь две дополнительные оболочки из тонких листов металла. В пространство между этими оболочками (а они образуют две не сообщающиеся друг с другом полости) заливают жидкости - составные части химического герметизатора. Что произойдет, если метеорная частица пробьет орбитальный отсек, стенка которого состоит из трех оболочек - собственно корпуса отсека и двух вспомогательных оболочек? Очевидно, в месте пробоя создадутся условия для смешения жидкостей, залитых в полости. Отверстие очень быстро будет закрыто пробкой, которая образуется в результате химического взаимодействия смешавшихся жидкостей - составных частей химического герметизатора.

Сквозной пробой стенки метеором, кроме разгерметизации отсека космического корабля, может привести и к тому, что внутрь космического корабля с большой скоростью могут влететь и частицы метеорного вещества, и частицы металла, из которого изготовлен корпус орбитального отсека. А это небезопасно. Осколок может ранить члена экипажа; при ударе об электропроводку он может разрушить ее и, что особенно опасно, вызвать короткое замыкание. Короткое замыкание, как правило, сопровождается образованием искр большой мощности, способных воспламенить горючее вещество и, следовательно, вызвать пожар в отсеке.

Пробивание стенки космического корабля может привести к попаданию внутрь отсека сильно раскаленных частиц металла как в твердом, так и расплавленном состоянии. При высокой температуре и при наличии кислорода (находящегося в воздухе кабины) раскаленный металл будет окисляться, т. е. гореть, давая очень яркое пламя с высокой температурой. Понятно, конечно, что это также может привести к возникновению пожара внутри корабля.

Столкновение космического корабля с метеорами, способными пробить его оболочку, очень опасно, но, как уже показала практика полетов обитаемых кораблей, вероятность этого очень небольшая. Для того чтобы пробить стенку орбитального отсека или трубку радиатора системы терморегулирования, находящегося на наружной поверхности оболочки корабля, необходимо столкновение с частицей диаметром, по крайней мере в несколько миллиметров. Частица не очень крупная, но и таких частиц в космическом пространстве не много. А вот частиц совсем мелких (размером в 0,001 мм и меньше) в космическом пространстве можно встретить гораздо больше. Опасны ли такие метеорные частицы?

Несмотря на малые размеры, такие метеоры все же не безобидны. Большого вреда ни стенкам орбитального отсека, ни теплозащитному покрытию спускаемого аппарата они причинить не могут. Но обитаемый космический корабль имеет окна (иллюминаторы), через которые человек может видеть все, что окружает его в межпланетном пространстве, - Землю, звезды, другие планеты солнечной системы и т. д. и по ним ориентировать корабль. Иллюминаторы космических кораблей делают, конечно, из прозрачных материалов типа обычного стекла или каких-либо стеклоподобных масс.

Через стекло мы можем хорошо видеть при условии, если поверхность его не имеет дефектов. А если стекло матовое? Через него, конечно, ничего не увидишь, хотя свет оно и пропускает. Непрерывная бомбардировка космического корабля мельчайшими метеорными частицами как раз и приводит к тому, что прозрачные стекла иллюминаторов космического корабля становятся непрозрачными (матовыми), и тогда космонавт не сможет управлять кораблем. В этом - одна из опасностей, вызываемых действием микрометеоров на космический корабль при длительном его нахождении в космосе. Если энергопитание корабля осуществляется за счет работы солнечных батарей, то последние также представляют уязвимое место для микрометеоров. Повреждение поверхности панелей солнечных батарей микрометеорами ведет к уменьшению их производительности.

Так ли просто засунуть человека в банку или об устройстве пилотируемых космических кораблей 3 января, 2017

Космический корабль. Наверняка многие из вас, услышав это словосочетание, представляют себе нечто огромное, сложное и густонаселенное, целый город в космосе. Так когда-то представлял себе космические корабли и я, да и многочисленные фантастические фильмы и книги этому активно способствуют.

Наверное, это хорошо, что авторов фильмов ограничивает только фантазия в отличие от инженеров-конструкторов космической техники. Хотя бы в кино мы можем насладиться гигантскими объемами, сотнями отсеков и тысячами человек экипажа...

Настоящий космический корабль размерами вовсе не впечатляет:

На фотографии советский космический корабль Союз-19, снятый американскими астронавтами из корабля Аполлон. Видно, что корабль довольно маленький, а учитывая, что обитаемый объем занимает далеко не весь корабль, очевидно, что там должно быть довольно тесно.

Оно и не удивительно: большие размеры - это большая масса, а масса - враг номер один в космонавтике. Поэтому конструкторы космических кораблей стараются сделать их как можно легче, нередко, в ущерб комфорту экипажа. Обратите внимание, как тесно в корабле Союз:

Американские корабли в этом плане особо не отличаются от русских. Например, вот фотография Эда Уайта и Джима Мак-Дивита в космическом корабле Джемини.

Хоть какой-то свободой передвижений могли похвастаться разве что экипажи кораблей Спейс Шаттл. В их распоряжении были два относительно просторных отсека.

Полетная палуба (фактически кабина управления):

Средняя палуба (это бытовой отсек со спальными местами, туалетом, кладовой и шлюзовой камерой):

Аналогичный по габаритам и планировке советский корабль Буран, к сожалению, ни разу не летал в пилотируемом режиме, как и ТКС, который до сих пор обладает рекордным обитаемым объемом среди всех когда-либо проектировавшихся кораблей.

Но обитаемый объем - далеко не единственное требование, предъявляемое космическому кораблю. Доводилось мне слышать высказывания наподобие такого: "Засунули человека в алюминиевую банку и отправили крутиться вокруг Земли-матушки". Данная фраза, конечно же, некорректна. Так чем же космический корабль отличается от простой металлической бочки?

А тем, что космический корабль должен:
- Обеспечивать экипажу пригодную для дыхания газовую смесь,
- Удалять из обитаемого объема выдыхаемые экипажем углекислый газ и пары воды,
- Обеспечивать приемлемый для экипажа температурный режим,
- Иметь герметичный объем, достаточный для жизнедеятельности экипажа,
- Обеспечивать возможность управления ориентацией в пространстве и (опционально) возможность осуществления орбитальных маневров,
- Иметь необходимые для жизнедеятельности экипажа запасы пищи и воды,
- Обеспечивать возможность безопасного возврата экипажа и грузов на землю,
- Быть как можно легче,
- Иметь систему аварийного спасения, позволяющую вернуть экипаж на землю при аварийной ситуации на любом этапе полета,
- Быть очень надежным. Любой один отказ оборудования не должен приводить к отмене полета, любой второй отказ не должен угрожать жизни экипажа.

Как видите, это уже не простая бочка, а сложный технологичный аппарат, напичканный множеством разнообразной аппаратуры, имеющий двигатели и запас топлива к ним.

Вот для примера макет советского космического корабля первого поколения Восток.

Он состоит из герметичной сферической капсулы и конического приборно-агрегатного отсека. Такую компоновку, при которой большинство приборов вынесено в отдельный негерметичный отсек, имеют почти все корабли. Это необходимо для экономии массы: при размещении всех приборов в герметичном отсеке, этот отсек получился бы довольно большим, а поскольку ему нужно удерживать внутри себя атмосферное давление и выдерживать значительные механические и тепловые нагрузки во время входа в плотные слои атмосферы при спуске на землю, стенки его должны быть толстыми, прочными, что делает всю конструкцию очень тяжелой. А негерметичному отсеку, который при возврате на землю отделится от спускаемого аппарата и сгорит в атмосфере, прочные тяжелые стенки не нужны. Спускаемый аппарат без лишних при возврате приборов получается меньше и соответственно легче. Сферическая форма ему придается тоже для уменьшения массы, ведь из всех геометрических тел одинакового объема сфера имеет самую маленькую площадь поверхности.

Единственный космический корабль, где вся аппаратура была помещена в герметичную капсулу, - американский Меркурий. Вот его фото в ангаре:

В этой капсуле мог поместиться один человек и то с трудом. Поняв неэффективность такой компоновки, американцы свою следующую серию кораблей Джемини делали уже с отделяемым негерметичным приборно-агрегатным отсеком. На фотографии это задняя часть корабля белого цвета:

Кстати, в белый цвет этот отсек покрашен не просто так. Дело в том, что стенки отсека пронизаны множеством трубок, по которым циркулирует вода. Это система отвода избыточного тепла, получаемого от Солнца. Вода забирает тепло изнутри обитаемого отсека и отдает его на поверхность приборно-агрегатного отсека, откуда тепло излучается в пространство. Чтобы эти радиаторы меньше грелись под прямыми солнечными лучами, их покрасили в белый цвет.

На кораблях Восток радиаторы были расположены на поверхности конического приборно-агрегатного отсека и закрывались заслонками, похожими на жалюзи. Открывая разное количество заслонок, можно было регулировать теплоотдачу радиаторов, а значит и температурный режим внутри корабля.

На кораблях Союз и их грузовых аналогах Прогресс система отвода тепла аналогична Джемини. Обратите внимание на цвет поверхности приборно-агрегатного отсека. Разумеется, белый:)

Внутри приборно-агрегатного отсека расположены маршевые двигатели, маневровые двигатели малой тяги, запас топлива для всего этого добра, аккумуляторы, запасы кислорода и воды, часть бортовой электроники. Снаружи обычно устанавливают антенны радиосвязи, антенны сближения, различные датчики ориентации и солнечные батареи.

В спускаемом аппарате, который одновременно служит кабиной космического корабля, расположены только те элементы, которые нужны при спуске аппарата в атмосфере и мягкой посадки, а также то, что должно быть в прямом доступе для экипажа: пульт управления, радиостанция, аварийный запас кислорода, парашюты, кассеты с гидроксидом лития для удаления углекислого газа, двигатели мягкой посадки, ложементы (кресла для космонавтов), аварийно-спасательные комплекты на случай приземления в нерасчетной точке, ну и, разумеется, сами космонавты.

В кораблях Союз есть еще один отсек - бытовой:

В нем находится то, что нужно в длительном полете, но без чего можно обойтись на этапе выведения корабля на орбиту и при приземлении: научные инструменты, запасы пищи, Ассенизационно-санитарное устройство (туалет), скафандры для внекорабельной деятельности, спальные мешки и прочие бытовые предметы.

Известен случай с космическим кораблем Союз ТМ-5, когда для экономии топлива бытовой отсек отстрелили не после выдачи тормозного импульса на сход с орбиты, а до. Только вот тормозного импульса не было: отказала система ориентации, потом не удавалось запустить двигатель. В результате космонавтам пришлось еще на сутки задержаться на орбите, а туалет остался в отстреленном бытовом отсеке. Сложно передать, какие неудобства испытали космонавты за эти сутки, пока, наконец, им не удалось благополучно приземлиться. После этого случая решили забить на такую экономию топлива и бытовой отсек отстреливать вместе с приборно-агрегатным после торможения.

Вот, сколько всяких сложностей оказалось в "банке". Мы еще отдельно пройдемся по каждому типу космических кораблей СССР, США и Китая в следующих статьях. Следите за обновлениями.