АВОК СТАНДАРТ-2-2004

Отраслевой стандарт

АВОК
СТАНДАРТ

ХРАМЫ
ПРАВОСЛАВНЫЕ

ОТОПЛЕНИЕ,
ВЕНТИЛЯЦИЯ,
КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ
ВОЗДУХА

Переиздание АВОК СТАНДАРТ-2-2002
с дополнениями и изменениями

НП «Инженеры по отоплению,
вентиляции, кондиционированию
воздуха, теплоснабжению
и строительной теплофизике»
(НП «АВОК»)

Москва - 2004

Управление стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя РФ одобряет и рекомендует для применения стандарт НП «АВОК» «Храмы православные. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» (Письмо № 9-23/597 от 30.07.2002 г.).

Мосгосэкспертиза Правительства Москвы рекомендует стандарт НП «АВОК» «Храмы православные. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» для применения проектировщиками и всеми организациями, задействованными в строительном процессе (Письмо МГЭ-30/1298 от 13.08.2002 г.).

Разработан творческим коллективом Некоммерческого Партнерства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП «АВОК»): доктор техн. наук Ю. А. Табунщиков - руководитель (Московский архитектурный институт (Государственная академия), канд. техн. наук В. И. Бодров (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), канд. техн. наук М. М. Бродач (Московский архитектурный институт (Государственная академия), архитектор М. Ю. Кеслер (Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии «Арххрам»), канд. техн. наук В. Д. Коркин (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), канд. техн. наук А. Г. Кочев (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), канд. техн. наук В. И. Ливчак (Мосгосэкспертиза), Б. Т. Сизов (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры РФ), канд. техн. наук Т. С. Шубина (Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Стандарт АВОК-2-2004. «Храмы православные. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха» выпущен с одобрения Московской Патриархии

Утвержден и введен в действие постановлением бюро президиума НП «АВОК» от 9 июня 2004 г. Введен взамен АВОК СТАНДАРТ-2-2002 . Срок действия - 4 года.

О ПРИНЦИПАХ И ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ
И ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ АВОК

«Стандарты АВОК» - это наименование технических материалов в области отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепло- и холодоснабжения, теплозащиты, микроклимата зданий и сооружений и их элементов, представленных в форме нормативных документов. Наименование «Стандарты» им дано исходя из интернациональности содержания этого термина для технических материалов, представляемых в форме нормативных документов, что соответствует мировой практике разработки нормативных документов профессиональными организациями аналогичного профиля, например ASHRAE , ARI , REHVA , SCANVAC . В России имеют место названия для нормативных документов: «Строительные нормы и правила» (СНиП), «Свод правил по проектированию и строительству» (СП), которые на разных языках будут иметь разное написание и звучание.

В международной практике наименование технического документа «Стандарт», как правило, соответствует рекомендательному документу в отрасли.

НП «АВОК» как профессиональное объединение специалистов, главная задача которого содействовать прогрессу отрасли, разрабатывает стандарты АВОК с целью:

Повышения уровня проектирования, строительства и эксплуатации с ориентацией на использование современных технологий в отопительно-вентиляционной технике;

Улучшения качества микроклимата зданий;

Повышения энергетической эффективности зданий;

Гармонизации отечественной нормативной базы с прогрессивными международными стандартами.

Система подготовки каждого стандарта АВОК включает в себя два этапа:

1. Введение в пользование «временного» стандарта со сроком действия 1 год. В течение этого периода проводится его апробация, сбор замечаний и предложений и подготовка стандарта со сроком действия 4 года.

2. Введение в пользование стандарта со сроком действия 4 года с его дальнейшим совершенствованием и переизданием.

Стандарты АВОК имеют рекомендательный статус. НП «АВОК» стремится обеспечить их поддержку со стороны Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России, Москомархитектуры, Мосгосэкспертизы, а также других региональных организаций, заинтересованных в использовании этих документов. После годовой апробации при положительном заключении о возможности их использования стандарты АВОК представляются в соответствующие организации для утверждения и придания им регионального или федерального статуса.

Стандарты АВОК распространяются на сферу деятельности НП «АВОК», а также могут распространяться на другие направления строительства.

Стандарты АВОК относятся к проектированию, строительству, испытаниям, эксплуатации, сертификации систем и оборудования для отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепло- и холодоснабжения, теплозащиты, микроклимата зданий и сооружений и их элементов.

НП «АВОК» активно участвует в разработке международных нормативно-методических документов и проводит политику адаптации этих документов для российских условий, если это экономически и практически целесообразно.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и на выбор теплотехнических характеристик ограждающих конструкций во вновь возводимых, реставрируемых и реконструируемых православных храмах.

Настоящий стандарт распространяется также на проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха домовых храмов, расположенных в зданиях другого назначения, которые являются автономными и рассматриваются как отдельные сооружения, если они имеют самостоятельные системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха с индивидуальными вводами для подключения к местному источнику или к внешним сетям централизованных систем тепло- и холодоснабжения.

При проектировании должны соблюдаться требования по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, строительной теплотехнике и других нормативных документов федерального и регионального уровней.

Стандарт не распространяется на проектирование систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплозащиты временных храмов, в том числе временно размещаемых в сборно-разборных и других аналогичных зданиях.

2. Нормативные ссылки

Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в стандарте, приведен в прил. .

При исключении документа из числа действующих нормативных документов, на которые дается ссылка в настоящем стандарте, следует руководствоваться нормами, введенными взамен исключенных.

3. Термины и определения

Термины и определения приведены в прил. .

4. Общие положения

4.1. Системы отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплозащиту ограждающих конструкций зданий храмов следует проектировать в соответствии с настоящим стандартом и с учетом требований СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», АВОК Стандарт-1-2002 «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена», ГОСТ Р 50571.25-2001 «Электроустановки зданий и сооружений с электрообогреваемыми полами и поверхностями», а также с учетом требований настоящего стандарта.

4.2. Здания храмов по режиму эксплуатации подразделяются на:

Летние (неотапливаемые), эксплуатируемые в теплый и переходный периоды года;

Зимние (отапливаемые) с круглогодичным режимом эксплуатации.

4.3. Храмы отличаются существенным разнообразием архитектурных и конструктивных решений, поэтому для каждого здания необходимо разрабатывать индивидуальные схемы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

4.4. Приступать к проектированию систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, а также теплозащиты реконструируемых и реставрируемых храмов следует после детальных обследований ограждающих и несущих конструкций, изучения температурно-влажностного режима, особенностей эксплуатации.

5. Допустимые и оптимальные
параметры внутреннего воздуха храмов

5.1. Вентиляцию и отопление следует предусматривать для обеспечения допустимых параметров и чистоты внутреннего воздуха в обслуживаемой зоне в богослужебное время. Допустимые параметры внутреннего воздуха в основных помещениях храмов приведены в табл. .

5.2. Кондиционирование воздуха следует предусматривать для обеспечения оптимальных параметров внутреннего воздуха и нормируемой чистоты в обслуживаемой зоне храма или отдельных его участков. Оптимальные параметры внутреннего воздуха в основных помещениях храмов приведены в табл. .

5.3. При устройстве систем кондиционирования воздуха в древних храмах, представляющих архитектурную и историко-культурную ценность, рекомендуется предусматривать реабилитационный период (1 - 2 года), в течение которого обеспечивается постепенное достижение нормируемых допустимых (оптимальных) параметров воздуха. Это необходимо, чтобы избежать разрушений настенной и станковой живописи и предметов декоративно-художественного убранства храма, долгое время существовавших в иных температурно-влажностных условиях, под действием биологических факторов, кристаллизации солей на поверхности живописи при высыхании конструкций, влажностных и температурных деформаций.

5.4. Особо ценные предметы внутреннего убранства (древние иконы, реликвии и т. д.) следует защищать локально, например, помещая их в «музейные витрины», в которых поддерживаются постоянные во времени параметры воздуха.

5.5. Расчетную величину воздухообмена в помещениях храма в отопительный период принимать по табл. .

Допустимые параметры внутреннего воздуха обслуживаемой зоны основных помещений храма

Период года

Помещение

температура t в, °C

влажность φ в, %

подвижность v в , м/с

Холодный и переходный

Центральная часть храма

Ризница, диаконский придел

Крещальня

Все помещения

Оптимальные параметры внутреннего воздуха обслуживаемой зоны основных помещений храма

Период года

Помещение

Допустимые параметры внутреннего воздуха

температура t в, °C

влажность φ в, %

подвижность v в , м/с

Холодный и переходный

Центральная часть храма

Ризница, диаконский придел

Крещальня

Все помещения

50 - 55

6. Требования к теплозащите ограждающих конструкций

6.1. Теплозащита наружных ограждающих конструкций храмов должна обеспечивать выполнение следующих условий:

Невыпадение конденсата на внутренних поверхностях наружных ограждающих конструкций при расчетных значениях температуры и относительной влажности внутреннего воздуха;

Экономное расходование энергии на теплоснабжение храма.

где n - коэффициент, принимаемый в зависимости от положения наружной поверхности ограждающих конструкций по отношению к наружному воздуху и приведенный в табл. 6 СНиП 23-02 ;

Δt н - нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха t в и температурой внутренней поверхности τ в ограждающей конструкции, °С, принимаемый по табл. 5 (Δt n ) для второй группы зданий СНиП 23-02 ;

α в - коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности ограждающих конструкций, Вт/(м 2 ∙°С), принимаемый по табл. 7 (α int ) СНиП 23-02 ;

t в - расчетная средняя температура внутреннего воздуха здания, °С, принимаемая по минимальным значениям оптимальной температуры;

t н - расчетная температура наружного воздуха в холодный период года, °С, принимаемая равной средней температуре наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,92 по СНиП 23-01 .

Приведенное сопротивление теплопередаче основных ограждающих конструкций может быть изменено в сторону его увеличения на основе экономических расчетов.

6.4. Теплотехнические показатели основных ограждающих конструкций реконструируемых храмов, имеющих архитектурно-историческое значение, определяются в каждом конкретном случае с учетом необходимости сохранения их исторической ценности на основании решений органов власти и согласовываются с органами государственного контроля в области охраны памятников истории и культуры.

6.5. Теплотехнические показатели заполнения световых проемов, а также сопротивление воздухопроницанию, паропроницанию и теплоустойчивости ограждающих конструкций должны соответствовать требованиям СНиП 23-02 для общественных зданий и СП 31-103 .

8.6. Для отопления храмов возможно применять системы водяного, воздушного, электрического, печного отопления, а также другие системы, удовлетворяющие требованиям СНиП 41-01 и пп. и настоящего документа.

8.7. Отопительными приборами для систем водяного отопления могут быть радиаторы, регистры, отопительные шкафы, напольные низкотемпературные панели и конвекторы.

Отопительными приборами для систем электрического отопления могут быть нагревательные кабели и электроконвекторы.

8.9. Теплоносителем систем центрального отопления и вентиляции следует применять, как правило, воду, обеспечивая температуру поверхности нагревательных приборов, предусмотренную СНиП 41-01 .

8.10. В качестве теплоносителя для систем водяного отопления с местными отопительными приборами применяется вода с параметрами 95 - 70 °С.

8.11. Расчетная температура на поверхности обогреваемых полов должна быть не более 29 °С.

8.12. Схемы водяных отопительных систем с местными отопительными приборами должны проектироваться с учетом архитектурно-планировочных особенностей храмов.

Системы водяного отопления могут проектироваться вертикальными одно- или двухтрубными, с верхней (если это позволяет интерьер храма) или нижней разводкой, или горизонтальными. Прокладку труб следует делать открытой, а в случаях возможного нарушения интерьера - скрытой.

Системы отопления могут выполняться с естественным или искусственным побуждением циркуляции теплоносителя.

8.13. Отопительные приборы систем водяного отопления рекомендуется устанавливать у наружных стен, под световыми проемами в нишах, на лестничной клетке, ведущей на хоры и в другие помещения, а также в подклете.

8.14. Агрегаты воздушного отопления допускается оборудовать водяными, паровыми, электрическими или огневоздушными калориферами.

8.15. Центральные воздушные системы отопления, совмещенные с вентиляцией, обеспечивают равномерную температуру во всем объеме обслуживаемых помещений, что особенно важно для отопления барабанов глав. Приточные устройства должны обладать повышенным гидравлическим сопротивлением с целью обеспечения гидравлической устойчивости в распределении воздуха при условии соблюдения нормативного уровня шума. В реставрируемых и реконструируемых храмах при устройстве центральных систем отопления следует максимально использовать существующие каналы, которые ранее предназначались для огневоздушного отопления.

8.16. Местные отопительные системы допускается выполнять с помощью отопительных шкафов с естественным или механическим побуждением.

8.17. В зданиях, ранее оборудованных печным отоплением, для удаления воздуха допускается использовать существующие дымоходы.

8.18. Отдельные системы отопления целесообразно предусматривать для отдельных зон храма, в том числе хоров и подклета, а также для обогреваемых полов.

8.19. В реконструируемых и реставрируемых храмах систему центрального отопления допускается не предусматривать, если местная система отопления, в том числе печная, обеспечивает температуру внутреннего воздуха во внебогослужебное время согласно рекомендуемым в табл. значениям.

8.20. При проектировании для храмов систем воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами. Температура приточного воздуха для храмов с воздушной системой отопления не должна превышать 40 °С при подаче в обслуживаемую зону.

8.21. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления и кондиционирования воздуха помещений храмов допускается только во внебогослужебное время.

8.22. В многопридельных храмах возможно предусматривать обслуживание всех помещений центральной системой приточной вентиляции с зональными подогревателями в каждом приделе.

8.23. Систему механической вентиляции или кондиционирования воздуха рекомендуется применять с регулируемым расходом приточного воздуха, который соответствовал бы тепло- и влагопоступлениям для различных режимов использования храма. Целесообразно устройство двух установок вентиляции или кондиционирования воздуха, которые работали бы совместно при максимальных нагрузках и поочередно в другие периоды.

8.24. Величину воздухообмена в помещениях храма следует принимать по табл. .

8.25. Отдельные системы механической вытяжной вентиляции рекомендуется предусматривать для следующих помещений храмового комплекса: мастерских, просфорен, туалетных комнат и подклета храма.

8.26. Для механических систем вентиляции и кондиционирования воздуха следует предусматривать мероприятия по шумоглушению в соответствии со СНиП 11-12. Уровень шума не должен превышать L ш. доп = 35 дБА. Для снижения уровня шума, создаваемого вентиляторами, следует их размещать в отдельных помещениях со звукоизолирующими конструкциями и устанавливать на воздуховодах шумоглушители.

8.27. В вытяжных шахтах надлежит устанавливать утепленные клапаны с ручным или дистанционным управлением.

8.28. Материалы и конструкция вентиляционных каналов и камер не должны способствовать росту и распространению микроорганизмов через вентиляционную систему.

Конструкция вентиляционной системы дол­жна соответствовать требованиям СНиП 41-01 .

8.29. Тепловой баланс и воздухообмен центральной части храма рассчитываются для условий максимального заполнения храма прихожанами (100 % от расчетной вместимости).

8.30. Для составления проекта системы автоматики и настройки регулирующих элементов систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха расчет производится для следующих условий заполняемости храма:

При отсутствии прихожан в храме;

При минимальном заполнении храма прихожанами (10 % от расчетной вместимости);

При среднем заполнении храма прихожанами (50 % от расчетной вместимости).

9. Организация воздухообмена

9.1. При организации воздухообмена следует учитывать неравномерность выделения вредностей в храмах, связанных с богослужебным режимом. Во время проведения служб поступления тепла, влаги и углекислого газа (СО 2) от людей, углекислого газа (СО 2) и тепла от горящих свечей достигают максимальных величин. В перерывах между службами концентрации вышеперечисленных поступлений минимальны и здание храма в основном находится под воздействием наружных условий. Организация воздухообмена должна обеспечить благоприятный микроклимат для каждого режима эксплуатации храма.

9.2. Приточный воздух в многопридельных храмах рекомендуется распределять зонально в каждый придел.

9.3. Подачу воздуха при выборе схемы организации воздухообмена «снизу вверх» следует производить в обслуживаемую зону, на уровне не ниже 0,3 м от пола, с соблюдением требований к подвижности воздуха и разности температур приточного и внутреннего воздуха.

9.4. Удаление воздуха из помещений храма следует предусматривать из верхней зоны с помощью вытяжных отверстий, расположенных в барабанах глав и куполах, или через заполнения световых проемов в верхней зоне храма. Такая схема помимо эффективного удаления влаги решает проблему отопления барабанов глав, повышая температуру на внутренних поверхностях стен, термическое сопротивление которых значительно ниже, чем для основных конструкций, и предотвращает выпадение конденсата на поверхности.

9.5. Вытяжные отверстия, расположенные в барабанах глав, следует оснащать заслонками с электроприводами дистанционного управления и «незадуваемыми» козырьками или аэрационными устройствами. Аэрационные устройства целесообразно располагать в верхних фрагментах рам. Расположение и конструкция аэрационных устройств определяется объемно-пространственной композицией, особенностями внешней аэродинамики здания, «розой ветров», устройством оконных рам и другими факторами.

9.6. В периоды проведения праздничных служб тепло- и влагопоступления многократно возрастают. В эти периоды при отсутствии механической системы вентиляции в переходный и теплый периоды следует прибегать к естественному проветриванию путем открывания имеющихся оконных проемов с учетом времени года.

9.7. В помещении алтаря в зоне розжига и подвески разожженного кадила необходимо предусматривать местную вытяжку.

9.8. В храмах с хорами в центральной части для их проветривания рекомендуется проектировать установку вытяжных фрамуг в противоположных оконных проемах верхней зоны храма.

10. Электроснабжение и автоматизация

Электроснабжение и автоматизацию установок систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплоснабжения храмов предусматривать согласно п. 9 СНиП 41-01 .

Целесообразно систему отопления, вентиляции (кондиционирования воздуха) оборудовать компьютерной системой диспетчеризации, а при соответствующем обосновании - компьютерной системой управления, возложив на них следующие задачи:

Контроль за соблюдением допустимых и оптимальных параметров внутреннего воздуха;

Контроль за температурой внутренних поверхностей ограждающих конструкций;

Обеспечение экономного расходования энергетических ресурсов на теплоснабжение храма.

Компьютерная система должна выполнять функции охранной и противопожарной сигнализации.

11. Пожарная безопасность

Требования, предъявляемые к пожарной безопасности систем вентиляции, отопления и теплоснабжения в храмах, должны соответствовать СНиП 21-01 и НПБ 108.

Основные архитектурно-строительные и церковные термины и определения храмовых сооружений приведены в прил. Б СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов».

Богослужебное время - время, когда внутри храма совершаются богослужения, молебны и требы. Внебогослужебное время - остальное время, когда храм открыт для отдельных прихожан.

Вентиляция - организованный обмен воздуха в помещениях для обеспечения параметров внутренней среды, характеризуемых показателями температуры, влажности, подвижности, газового состава и чистоты внутреннего воздуха в обслуживаемой зоне помещений храма в пределах допустимых норм.

Вентиляция естественная - организованный обмен воздуха в помещениях под действием теплового (гравитационного) и/или ветрового давления.

Вентиляция механическая - организованный обмен воздуха в помещениях под действием давления, создаваемого вентиляторами.

Допустимые параметры внутреннего воздуха - сочетание значений показателей внутреннего воздуха, которые при любой заполняемости храма:

Обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции людей, находящихся в храме, но могут вызывать локальное ощущение дискомфорта, которое не приводит к ухудшению состояния здоровья;

Не вызывают влажностью или температурные деформации, приводящие к быстрому разрушению станковой живописи, художественной росписи, декоративной отделки и предметов богослужения.

Вредные выделения - потоки теплоты, водяного пара и углекислого газа, поступающие в помещение и отрицательно влияющие на микроклимат храма и чистоту воздуха.

Кондиционирование воздуха - автоматическое поддержание в обслуживаемой зоне помещений всех или отдельных параметров внутреннего воздуха храма, как правило оптимальных, и чистоты воздуха из условий комфортного состояния людей и (или) сохранности станковой живописи, художественной росписи, декоративной отделки и предметов культовых обрядов, представляющих историко-культурную ценность.

Микроклимат храма - состояние внутренней среды, характеризуемое показателями температуры, влажности, подвижности и газового состава внутреннего воздуха и обеспечиваемое системами отопления, вентиляции или кондиционирования воздуха и теплозащитными показателями наружных ограждающих конструкций.

Оптимальные параметры внутреннего воздуха - сочетание значений показателей внутреннего воздуха, которые при любой заполняемости храма:

Обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и обеспечивают ощущение комфорта людей, находящихся в храме;

Не вызывают влажностные или температурные деформации, оказывающие отрицательное влияние на долговременную сохранность станковой живописи, художественной росписи, декоративной отделки и предметов культовых обрядов, представляющих историко-культурную ценность.

Обслуживаемая зона - объем помещений храма, где находятся люди и/или располагается станковая живопись, художественная роспись, декоративная отделка, предметы обрядов богослужения, представляющие архитектурную или историческо-культурную ценность.

Отопление - поддержание в закрытых помещениях нормируемой температуры воздуха и радиационной температуры.

Параметры приточного воздуха - значения температуры, относительной влажности, подвижности и газового состава воздуха, поступающего в помещение.

Параметры удаляемого воздуха - сочетание значений температуры, относительной влажности, подвижности и газового состава удаляемого воздуха из помещения.

Расчетные параметры внутреннего воздуха - проектные значения температуры, относительной влажности, подвижности и газового состава внутреннего воздуха, которые используются для расчетов отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплозащиты.

Рециркуляция воздуха - подмешивание воздуха помещения к наружному воздуху и подача этой смеси в данное или другое помещение.

Системы кондиционирования воздуха - совокупность элементов и устройств, предназначенных для забора, тепловлажностной обработки, транспортировки и распределения приточного воздуха в помещении.

Требуемые параметры внутреннего воздуха - сочетание значений температуры, относительной влажности, подвижности и газового состава внутреннего воздуха, которые назначаются согласно нормативно-справочной документации.

Удаляемый воздух - воздух, забираемый из помещения и больше в нем не используемый.

Справочные данные для расчета теплового баланса и воздухообмена помещений храма

1. Выделение тепла, влаги и СО 2 от свечей

Тепловыделения от свечей по низшей теплоте сгорания парафина Q н p = 46810 кДж/кг;

Влаговыделения от свечей G w = 1,3 кг/кг парафина;

Выделение СО 2 ,

Температура воздуха обслуживаемой зоны помещения

10 °С

15 °С

20 °С

25 °С

30 °С

35 °С

Q явн ,

Q пл,

G w ,

Q явн ,

Q пл,

G w ,

Q явн ,

Q пл ,

G w ,

Q явн,

Q пл ,

G w ,

Q явн ,

Q пл ,

G w ,

Q явн ,

Q пл ,

G w ,

г/ч

Примечания

1. Q явн , Q пл - соответственно явное и полное тепло, Вт; G w - влаговыделение, г/ч.

2. Приведены средние данные для взрослых; для детей вводится поправочный коэффициент 0,75.

3. Для соответствующих расчетных условий при учете влияния одежды на величину отдачи человеком явного тепла табличное значение Q явн следует умножить на поправочный коэффициент, равный: 1 - для легкой одежды, 0,65 - для обычной (средней утепленности) одежды, 0,48 - для утепленной одежды.

3. Допустимая концентрация СО2

В удаляемом воздухе 2,0 л/м 3 ;

В наружном (приточном) воздухе 0,33 л/м 3 - для села; 0,4 л/м 3 - для малого города; 0,5 л/м 3 -для большого города.

4. Расчетные значения разности температур внутреннего и приточного воздуха для определения температуры приточного воздуха t пp

· при подаче воздуха в зону обслуживания принимать t в - t np ≤ 2 ° С;

· при подаче воздуха в зону выше зоны обслуживания принимать:

t в - t np ≤ 4 °С на высоте 2,5 - 3,5 м от пола;

t в - t np ≤ (5-8) °С на высоте 4,0-7,0 м от пола;

t в - t np ≤ 12 °С на высоте h > 7,0 м от пола.

5. Расчетные значения температурного градиента по высоте помещения для определения температуры удаляемого воздуха t уд

В крестово-купольных и шатровых храмах температурный градиент выше обслуживаемой зоны нахождения людей до уровня вытяжных отверстий рекомендуется принимать:

Для естественной системы вентиляции Δt = 0,3 °С/м;

Для системы воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, Δt = 0,1 °С/м;

При удалении воздуха из зоны обслуживания (от 0,3 до 2,0 м от пола) принимать t уд = t в

Пример расчета сопротивления теплопередаче стены центральной части
храма, строящегося в климатических условиях г. Москвы

Принятая к проектированию конструкция стены центральной части храма состоит (изнутри наружу) из:

Слоя известково-песчаной штукатурки толщиной 0,03 м;

Кладки из многощелевого керамического кирпича на цементно-песчаном растворе толщиной 0,54 м;

Известковая обмазка.

Регулируемое проветривание неотапливаемых храмов

Регулируемое проветривание неотапливаемых храмов осуществляется в весенний период с целью прогрева и сушки помещений, а также удаления затхлых запахов, образовавшихся в течение зимнего периода, когда храм не эксплуатировался.

Для неотапливаемых храмов в весенний период в результате поступления в помещение теплого и влажного наружного воздуха имеет место опасность образования конденсата на внутренних поверхностях массивных ограждающих конструкций, остывших в течение зимнего периода.

Необходимым условием возможности проветривания храмов является обеспечение условия невыпадения конденсата на внутренних поверхностях стен и предметов интерьера.

Регулируемое проветривание неотапливаемых храмов было известно в древней Руси, а в Новгороде применялось до начала прошлого века. Имел место следующий оригинальный и достаточно точный по физической сути способ определения возможности проветривания неотапливаемых храмов. В наиболее холодной части здания стояла массивная стеклянная бутыль с водой, которую периодически выносили на улицу. Если при этом стекло запотевало, это означало, что наружный воздух, попадая внутрь храма, при соприкосновении с элементами интерьера, имеющими ту же температуру поверхности, что и бутыль, будет приводить к выпадению конденсата. То есть осуществлять проветривание в такие периоды нельзя.

С целью практического определения возможности проветривания храма необходимо внутри храма повесить психрометр для измерения температуры внутреннего воздуха по сухому и мокрому термометру и иметь аспирационный психрометр, например, психрометр Асмана для определения температуры, влажности и влагосодержания наружного воздуха.

Проветривание неотапливаемого храма в весенний период допускается при выполнении следующих условий:

Влагосодержание наружного воздуха ниже или равно влагосодержанию внутреннего воздуха (d н ≤ d в).

Температура наружного воздуха выше температуры внутреннего воздуха (t н > t в ) ;

Температура внутренних поверхностей не менее, чем на 1,5 градуса выше точки росы наружного воздуха (t вн.пов. ≥ t т. p .н.в. +1,5).

Если влагосодержание наружного воздуха выше влагосодержания внутреннего воздуха, то проветривание храма связано с опасностью выпадения конденсата на внутренних поверхностях стен и предметов интерьера, что требует дополнительных исследований на обеспечение невыпадения конденсата. Подробнее см. в книге «Микроклимат церковных зданий» (М.: ГосНИИР, 2000,120 с.).

Сочинения к варианту 15

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: "Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис". Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вспомним, что такое синтаксис .

Синтаксис вместе с морфологией составляет грамматику русского языка.

Синтаксис (гр. syntaxis – составление) – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, различные типы синтаксических единиц, их строение, функции и условия употребления. Получается, что синтаксис изучает строй связной речи .

Синтаксическими единицами являются предложение и словосочетание. Их роль и назначение в речи неодинаковы. Минимальной единицей общения является предложение. Предложение – основная синтаксическая единица. Оно служит главным средством выражения и сообщения мысли в процессе общения между людьми. Словосочетание представляет собой вспомогательную единицу, используемую для построения предложения.

Следовательно, синтаксис изучает предложение – его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание – минимальное грамматически связанное объединение слов. (©www.tutoronline.ru)

Пишем сочинение вместе!

Известный лингвист А.А. Реформатский писал: "Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис". (Следующее предложение к омментирует это высказывание с опорой на теоретические сведения о синтаксисе - см. выше.) Как известно, синтаксис изучает словосочетание и предложение, которое является минимальной единицей общения. Именно синтаксические единицы, построенные по определенным законам, служат средством выражения мысли в общении между людьми. Чтобы подтвердить справедливость этой мысли, обратимся к предложенному тексту.

Рассказ Л. Пантелеева представляет собою диалогическое единство, то есть последовательность взаимосвязанных реплик. Это его главная синтаксическая особенность. Именно в ходе диалога рассказчик получает ответ на свои многочисленные вопросы о том, почему мальчик-часовой не может покинуть свой пост: " ... цитируйте предложение 22 ..."

Помимо коротких предложений, характерных для диалога, в тексте есть и более сложные синтаксические конструкции. (Приведите в качестве примера сложное предложение, укажите виды синтаксической связи в нем. Скажите, почему в данном случае автор использовал именно сложное предложение. Далее зеленым шрифтом я привожу свой пример, но вы при написании сочинения должны заменить его другим.) В сложном предложении " Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра - все равно" используются разные виды связи между частями: сочинительная и подчинительная. Придаточные условия и уступки помогают автору выразить свое отношение к мальчику с сильной волей и крепким словом.

(Вы можете привести в пример предложения 1, 23, 30 или 55)

(Пишем вывод) Итак, А.А. Реформатский прав: именно синтаксис, который отвечает за построение предложения и целого текста, помогает осуществлять коммуникативную функцию языка.

Задание 15.2

Пишем сочинение вместе!

В финале своего рассказа "Честное слово" Л.Пантелеев пишет: "Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей". В этом предложении рассказчик выражает свое восхищение поступком ребенка. Оставшись в одиночестве, страшась надвигающейся ночи, мальчик тем не менее... (продолжайте)

Нарушить слово мальчик не мог, хотя обстоятельства переменились: о нем и данном ему поручении забыли. Но для него игра в войну - серьезно занятие: "Я - часовой", "Я честное слово сказал". А это крепкое слово!

Оставаясь верным данному обещанию, мальчик проявил удивительную для ребенка силу воли. (Приведите примеры из текста. Обратите внимание на предложения 5-6, 27-29).

(Завершить сочинение нужно так, чтобы не повторять словосочетания "сильная воля" и "крепкое слово", которые мы уже не раз употребили в сочинении).

Итак, автору удалось убедить читателей в том, что его маленького героя ничто не заставит быть трусом. Со своим высоким представлением о чести и долге он вырастет настоящим... (см. предложение 47) , настоящим... (см. предложение 55)

Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Когда вы будете писать сочинение, имейте в виду, что поведение мальчика в экстренней ситуации - это результат его работы над собой, результат самовоспитания.

В качестве примеров из жизненного опыта могут послужить тексты о Суворове и о Демосфене. Ведь эти люди тоже с самого детства воспитывали в себе волю и целеустремленность.

не очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.

Как-то летом я зашел в садик, - я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.

Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.

Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.

Я свернул на боковую дорожку - там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.

Я подошел и окликнул его:

Эй, что с тобой, мальчик?

Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:

Как это ничего? Тебя кто обидел?

Так чего ж ты плачешь?

Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.

Давай пошли, - сказал я ему. - Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.

И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:

Не могу.

Что не можешь?

Идти не могу.

Как? Почему? Что с тобой?

Ничего, - сказал мальчик.

Ты что - нездоров?

Нет, - сказал он, - здоров.

Так почему ж ты идти не можешь?

Я - часовой, - сказал он.

Как часовой? Какой часовой?

Ну, что вы - не понимаете? Мы играем.

Да с кем же ты играешь?

Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

Не знаю.

Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.

Послушай, - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?

Да, - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: "Хочешь играть в войну?" Я говорю: "Хочу". Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он маршал был... он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад - в этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю". Я говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".

Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".

Ну и что?

Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили?

Еще светло было.

Так где же они?

Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

Я думаю, - они ушли.

Как ушли?

Так чего ж ты тогда стоишь?

Я честное слово сказал...

Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - все равно.

Вот так история получилась! - сказал я ему. - Что же ты будешь делать?

Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.

Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?..

Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.

А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось...

Ты, наверно, есть хочешь? - спросил я у него.

Да, - сказал он, - хочу.

Ну, вот что, - сказал я, подумав. - Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.

Да, - сказал мальчик. - А это можно разве?

Почему же нельзя?

Вы же не военный.

Я почесал затылок и сказал:

Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник...

И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.

Я ничего не сказал мальчику, только сказал: "Подожди минутку", - а сам, не теряя времени, побежал к выходу...

Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.

Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.

Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел - за углом, на трамвайной остановке - защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу - к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.

Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:

Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!

Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:

В чем дело?

Видите ли, в чем дело, - сказал я. - Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик... Он не может уйти, он дал честное слово... Он очень маленький... Он плачет...

Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.

При чем же тут я? - сказал он.

Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.

Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:

Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?

Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.

В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять - но на этот раз очень тихо - плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:

Ну, вот, я привел начальника.

Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?

Я - сержант, - сказал мальчик.

Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:

А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...

Я - майор, - сказал командир.

И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:

Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.

И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.

И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.

Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.

Майор протянул мальчику руку.

Молодец, товарищ сержант, - сказал он. - Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.

Мальчик что-то пробормотал и сказал: "До свиданья".

А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.

Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.

Может быть, тебя проводить? - спросил я у него.

Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал мальчик.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

А когда он вырастет... Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.

И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

предложения, связанными подчинительной связью.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,(1) что ему,(2) конечно же,(3) нечего бояться. Мальчик,(4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово,(5) не испугается темноты,(6) не испугается хулиганов,(7) не испугается и более страшных вещей.

КАК Я ВОСПИТЫВАЛ ВОЛЮ (1) Мне всегда нравились люди, у которых есть сильная воля. (2) И вот с прошлого понедельника я решил воспитывать свою волю. (3)

Надо сделать её железной. (4) Во-первых, каждое утро я стал вставать в 6:00 (без будильника), во-вторых, я решил целый месяц не есть мороженого. (5) И в-третьих, мне удалось выполнить главную задачу: я десять дней не звонил Майке, с которой давно дружил. (6) А когда она мне звонила, я брал трубку и говорил, что меня нет дома. (7) На самом деле мне очень хотелось её увидеть, но я ведь воспитывал волю. (8) Я продолжал ставить перед собой все новые трудности. (9) Стал, например. В мороз ходить без шапки, на девятый этаж подниматься без лифта и стал заниматься по системе йогов. (10) На этом первый этап воспитания воли кончился. (11) Я решил сделать перерыв на три дня. (12) Теперь я мог встретиться с Майкой. (13) И когда у меня появилась свободная минута, я позвонил ей. (14) Майка обрадовалась моему звонку, но всё же удивлённо спросила: - Вадим, где же ты был столько времени? (15) Я важно объяснил ей, что всё это время воспитывал волю. (16) - И тебе совсем не хотелось меня увидеть в эти дни? – обиженно спросила Майка. (17) Я ответил, что в жизни всегда надо чем-то жертвовать, но зато теперь у меня железная воля. (18) Затем я стал договариваться о встрече. (19) Майка согласилась, но сказала: - Я, может быть, опоздаю, но ты подожди меня. (20) В семь часов вечера я уже стоял на месте, где мы должны были встретиться. (21) Прошло десять минут – Майки не было. (22) Прошло полчаса. (23) Её все не было. (24) Был сильный мороз. (25) Ноги очень замёрзли, уши тоже. (26) И неудивительно – я был без шапки. (27) Теперь я ругал себя. (28) Часы показывали уже половину десятого, я пошел домой. (29) На следующий день я заболел. (30) Когда я выздоровел, позвонил Майке. (31) На мой вопрос, почему она не пришла на свидание, Майка сказала: - А я как раз в тот день по твоему примеру начала воспитывать волю. (32) А при этом, как ты сам сказал, надо чем-то жертвовать. (33) Я больше не стал тренировать свою волю в надежде, что Майка по моему примеру сделает то же самое. (По рассказу Л. Некрасова) А18. Определите стиль текста. 1. разговорный стиль 2. официально-деловой стиль 3. публицистический стиль 4. художественный стиль А 19. Определите тип речи текста. 1. рассуждение 2. рассуждение и описание 3. повествование 4. описание А 20. Какое из высказываний отражает главную мысль текста? 1. Нехорошо опаздывать на важные встречи 2. К любому делу, даже самовоспитанию, нужно относиться разумно. 3. В жизни всегда надо жертвовать чем-то ради воспитания железной воли. 4. 4. Сильная воля – одна из самых важных черт характера настоящего человека. А 21. Какое средство выразительности используется в предложении 3 ? 1. метафора 2. метонимия 3. гипербола 4. антитеза А 22. В каком предложении есть обращение? 1. в предложении 5 2. в предложении 14 3. в предложении 16 4. в предложении 31 Ответы к заданиям В 1 – В4 запишите словами В1. Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. В2. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочным способом. В3. Из предложения 7 выпишите составное глагольное сказуемое. В4. Из предложений 20-24 выпишите все обстоятельства времени. Ответы к заданиям В5- В7 запишите цифрами В5. Среди предложений 1-9 найдите те, в которых есть вводные слова. Напишите номера этих предложений. В6. Укажите номера простых односоставных безличных предложений. В7. Среди предложений 4 - 11 найдите двусоставное неполное. Напишите номер этого предложения.

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.выпишите цифры,обозначающие запятые между частями сложного

предложения,связанными подчинительной связью

Стрелять в него теперь,когда он отдыхал не подозревая об опасности,было бы преступлением...Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно,он должен выстрелить!

Когда мальчику исполнялось одиннадцать лет,(1) к его отцу приехал приятель,(2) генерал Ганнибал,(3) которого Пушкин увековечил под именем <арапа Петра Великого>.Василий Иванович со взглядом поведал о причудах и упорстве сына,(4) и,(5) заинтересовавшись,(6) гость прошел к мальчику.

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал,(1) что ему,(2) конечно же,(3) нечего бояться. Мальчик,(4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово,(5)не испугается темноты,(6) не испугается хулиганов,(7) не испугается и более страшных вещей.

Мересьев сделал несколько осторожных шагов,(1) и дались они ему,(2) эти первые шаги,(3) с таким трудом,(4) что,(5) дойдя до двери и обратно,(6)он почувствовал,(7) будто бы куль муки втащил на пятый этаж
Приехавшие дачники были очень добрыми людьми,(1)а то,(2) что они были далеко от города,(3)дышали хорошим воздухом,(4) видели вокруг себя все зеленым,(5) голубым и беззлобным,(6)делало их еще добрее

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал

жить отец, который давно погиб на войне».





(9)И вдруг мать тихо сказала:
- (Ю)Смотри, это твой от ец. ..

них дома.



не хватало. " »


- (26)Стой, не п р о й д ёшь! - крикнул отец и бросил грана ту. (27)В

- (28)Это мой о т е ц! (29)Вы в и д е л и? (ЗО)Это моего отца убили... -

ему правду:

горькой и прекрасной иллюзии.
слёзы.
и повела его из зала.

ма ть не видит его слёз.
погиб на войне.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете

смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал
жить отец, который давно погиб на войне».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил.
(2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(З)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как
она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,
а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали
наши, ему казалось, что они потом встанут.
(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек.
(8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
- (Ю)Смотри, это твой отец...
(11)Почему она так сказала? (12)3ачем? (13)Может быть, случайно или
потому, что вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране был
очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у
них дома.
(15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце, и
в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и
нежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минуты
уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как
падали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал
чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда
не хватало. " »
(20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки.
(22)Мальчик испугался: «Папа, танки идут, танки!» - кричал он отцу.
(23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот
упал один артиллерист, потом другой, третий... (25)И вот остался только
отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
- (26)Стой, не пройдёшь! - крикнул отец и бросил гранату. (27)В
этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

(28)Это мой отец! (29)Вы видели? (ЗО)Это моего отца убили... -
закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать
ему правду:
- (32)Да это не твой отец. (ЗЗ)Что ты голосишь? (34)Это артист.
(35)Не веришь - спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его
горькой и прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли
слёзы.
- (38)Пойдём, сынок, пойдём. {39)Это был твой отец, - тихо сказала она
и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он
понял, что значит - потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он
посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что
мать не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно
погиб на войне.