2 вариант

1. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?

1) На речке затрещали и двинулись льды.

2) Ночью заяц ходит по полям без страха и оставляет прямые следы.

3) Ребята сгребают в саду снег и разбрасывают его под деревьями.

4) Снежинки во двор прилетели и лужицы стонут во льду.

2. В каком предложении сделана пунктуационная ошибка?

1) Она остановилась у старого дерева и взялась рукой за мокрую ветку.

2) «Ты откуда?» - спросил незнакомец.

3) Кот угрожающе мяукнул, перебирал когтями и готовился к прыжку.

4) Счастливого тебе путешествия паучок.

3. Укажите ошибку в характеристике предложения.

Я увидел тёмную полоску там, где небо соприкасалось с морем.

1) Повествовательное.

2) Сложное, состоит из двух простых.

3) Грамматическая основа первого: я (подл.) увидел (сказ.); второго: небо (подл.) соприкасалось (сказ.)

4) Сложное бессоюзное.

4. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?

2) водитель

3) подводник

4) наводнение

5. В каком слове ударение на втором слоге?

1)километр

2) магазин

4) диалог

6.Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) дешевле

2) договоры

3) в ста метрах

4) побежу в соревнованиях.

7. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

1) Роза царица цветов.

2) Меч редкая находка в древнерусских курганах.

3) Верблюд верный помощник человека.

4) Жизнь без движения пуста.

8. У какого слова неправильно определены морфологические признаки

1) Невежда - существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения

2) Пойдешь – глагол, нач. форма – пойти, несовершенный вид, непереходный, невозвратный, относится к I спряжению, изъявительное наклонение, форма простого будущего времени, 2-го лица (употреблено в обобщенно-личном значении), ед. число.

3) Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет, подлежащее.

4) Светлей - прилагательное (обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?). Н. ф. - светлый, качественное, сравнит. степень.

5) какой-то - местоимение, начальная форма какой-то; неопределенное;

В муж. роде, ед. числе, И. п.; синтаксическая роль: определение.

9. В каком предложении на месте пропуска пишется буква и?

1) Когда вы дыш…те, легкие очищаются.

2) Во время зарядки дыш…те ровно.

3) Вычеркн…те неудачные обороты - и сочинение станет лучше.

4) Когда вычеркн…те неудачные обороты - сочинение станет лучше.

10. В каком слове все согласные звонкие:

1) копоть 2) чулан 3) жираф 4) много

11. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1. насл... ждение, к... мпонент, предл... гает
2. обн... вленный, проб.. .раться, сост... вление
3. ф.. .рмулировка, сист.. .матизация, ум.. .лчать
4. обог…щение, сл... гаемое, д... льнейшая

12. В какой строке все слова пишутся через дефис?

1) ни(у)кого не спросил, кое (перед) кем

2) (жаро)понижающее,(средне)русский

3) (не)сколько книг,(молочно)овощная диета

4) (кисло)сладкий, какой(то)

13. В какой строке пишется одна и та же буква?

1) Ветре..ый, соля..ый, песча..ый

2) Доне...кий, стреле...кий, гиган...ский

3) Береж…к, камыш…вый, плюш…вый

4) Команд...вать, использ...вала, развед...вать

5) Ненавид...шь, держ...шься, долож...шь

6) Непр...ступное укрепление, пр...ступный замысел, пр...балтийский

7) Перебеж…ик, подпис…ик, развед…ик

8) Р…сток, г…рел, з…ревать

9) Надо трудит…ся, заслушаеш…ся, подстереч…

14 На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

В траве по опушкам прячутся крепкие боровики (1) розовеют под палым листом мокрые сыроежки (2) краснеют по кочкам важные мухоморы (3) ярко желтеют на мху золотые лисички.

1)1 2)2,3 3)1,2,3 4)1,3

15. В каком варианте род существительных указан неправильно?

А) Осло (м. р.)

Б) алиби (ср. р.)

В) кимоно (ж. р.)

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы кто? что?: книга, кот, бег, доктор, дядя Федор.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Постоянные признаки

Склонение

Непостоянные признаки

План разбора имени существительного

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. ч.).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное: в) род; г) склонение:

3. непостоянные признаки: а) падеж; б) число.

III. Синтаксическая роль.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени существительному. С какими темами вы частично познакомились в начальной школе? Какие правила правописания существительных вы будете изучать?

2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Какие термины соответствуют им в украинском языке?

3. Запишите по 2 примера собственных имен существительных: названий планет, континентов, стран, морей, рек, озер, областей, городов, сел.

4. Используя материалы таблицы, определите склонение существительных страна, деревня, тетя, дядя, город, село, день, весть.

5. Проанализируйте окончания существительных, данных в таблице: игра (1-е скл.), дерево (2-е скл.), тень (3-е скл.). Запишите, какие окончания у существительных в указанных формах.

1-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – … ;

2-е скл.: П. п – … ;

3-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – ….

6. Измените по падежам слова: деревня (по образцу слова игра), город (по образцу слова дерево), весть (по образцу слова тень). Выделите окончания существительных.

7. Можно ли просклонять слова такси, жалюзи, какаду? Из упражнений § 6-7 выпишите 5 примеров подобных существительных

§11. Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные

76 Анализ теоретического материала

1. Рассмотрите схему на с. 42. Что обозначает имя существительное?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа и сверьте его с определением, которое дано в тексте упражнения 64. Что нового вы узнали об имени существительном?

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предметы окружающего мира (дом, стол), живые существа и растения (птица, сосна, мальчик), действия и состояния (бег, отдых), географические названия (Украина, Днепр), явления природы (вьюга, дождь).

Существительные имеют род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное) изменяются по падежам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим

3. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

Прочитайте слова. Из каждой группы однокоренных слов выпишите имена существительные. Обозначьте в них морфемы.

Дальний, даль, далеко, отдалиться; белый, белизна, набело, побелеет; приехать, приезд, езда; просить, прошение, просьба.

78 Обучающее списывание

1. Спишите текст. Над каждым существительным напишите его род и число.

Днепр является самой большой речной системой Украины. Территория его бассейна занимает почти половину страны. Днепр – равнинная река, он имеет извилистое русло, множество островов и мелей.

Образует рукава. На всем протяжении реки сформирован каскад водохранилищ. Впадает река в Днепровский лиман Черного моря.

По С. Скляренко и Т. Иовлевой

2. Обозначьте у существительных корень, основу и окончание.

1. Рассмотрите репродукцию картины Э. Ханта “Сельский двор”. Запишите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. По какому признаку вы их разграничивали?

2. Самостоятельно сформулируйте определение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Сверьте свое определение с определением. данным в теоретическом материале параграфа (см. упражнение 80).

Э. Хант. Сельский двор. 1900-е годы

1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных существительных?

Одним из морфологических признаков всех имен существительных является одушевленность / неодушевленность.

К одушевленным именам существительным относятся наименования живых существ: людей, животных, насекомых и т. д. Они отвечают на вопрос кто?: племянник, заяц, индюк, пчела. В винительном падеже одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кого?: Я никогда не видел (кого?) живых

К неодушевленным именам существительным относятся названия предметов и явлений неживой природы, растения и абстрактные понятия. Они отвечают на вопрос что?, дерево, дождь, книга, настроение. В винительном падеже неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?: Мы рассматривали (что?) замечательные

2. С вопросом какого падежа совпадает вопрос винительного падежа у одушевленных существительных? А у неодушевленных существительных?

81 Словообразовательная работа

1. От данных слов образуйте и запишите существительные с помощью указанных в скобках суффиксов. Какое значение словам придает каждый суффикс?

1. Украина, Мексика, живопись, летопись (-ец).

Баскетбол, теннис, футбол, гимназия (-ист).

Город, село, Париж, юг (анин/янин).

2. Покупать, исследовать, выключать, обогревать (-тель).

Огород, охота, чай, пар (-ник).

Колокол, палец, заяц, летать, пулемет (-чик).

2. Укажите заимствованные слова.

Обратите внимание!

В художественной литературе, особенно в поэзии, обращения часто адресованы неодушевленным предметам: Ветер-ветер, Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин).

Приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным – это олицетворение художественный прием.

Опишите картину Э. Ханта (см. упражнение 79), используя опорные фразы. Укажите падеж одушевленных и неодушевленных существительных.

На картине художника изображены…. На переднем плане мы видим…. Справа…. слева…. На заднем плане….

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите обращения, выраженные одушевленными (одуш.) и неодушевленными (неодуш.) существительными.

1. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи (А. Пушкин). 2. Бабушка вы кошелек потеряли (Е. Пермяк). 3. Мальчики вы еще ровным счетом ничего ничего не понимаете в жизни! (И. Дик). 4. Здравствуй солнце да утро веселое! (И. Никитин). Кошеле́к

2. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Запишите их транскрипцию.

Это интересно

Лингвистическое понятие одушевленности / неодушевленности не всегда совпадает с биологическим представлением о живом и неживом. Например, в русском языке слова кукла, ферзь, воздушный змей, снеговик являются грамматически одушевленными существительными (совпадают формы родительного и винительного падежей), а слова толпа, молодежь, человечество – грамматически неодушевленными (совпадают формы именительного и винительного падежей).

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите одушевленные существительные. Перескажите текст, используя их в качестве опорных слов.

Детство… До дыр зачитанные романы Т. Майн Рида, Ф. Купера Ж Верна, Э. Сетона-Томпсона ну и конечно “Робинзон Крузо”

Как х..телось бы самому стать героем уд..вительных пр..ключений учас..ником д..леких заманчивых путешествий! Но как еще до этого д..леко. Мечты мальчишек нах..дили свой выход. Прочитанное пр..вращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город там это были уже не гимназисты а индейцы и путешественники, Робинзоны и Пятницы сл..допыты и разве..чики. Они разж..гали костры пекли картошку в п..рячей золе варили уху пропахшую г..рьковатым дымком строили шалаши н..чевали в лесу играли в разные игры зимой катались на лыжах.

По Г. Гроденскому

4. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?

1. Прочитайте предложение. Выразите его смысл своими словами тремя разными способами.

2. Запишите составленные предложения.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений (Г. Гроденский).

86 Устное сочинение

Вариант 1. Героем какой книги или фильма вы хотели бы стать? Опишите эпизод, в котором вы хотели бы участвовать.

Вариант 2. Представьте себе: вы участвуете в кинопробах и стараетесь убедить режиссеров в том, что именно вы должны играть роль в этом эпизоде. Описывая эпизод, постарайтесь объяснить причины, по которым вы хотели бы быть его героем.

Учись учиться, учись общаться, учись жить Как держать себя и как убеждать

1. Говорите уверенно.

2. Будьте дружелюбны.

3. Акцентируйте внимание на положительном.

4. Уважайте мнение собеседника.

5. Не спорьте ради спора.

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. К одушевленным относятся только имена существительные, обозначающие живых существ.

2. Грамматически одушевленность проявляется в совпадении форм именительного и винительного падежей.

Какие морфологические признаки имен существительных вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42, укажите известные вам признаки у существительных младенец, на статуе, о животных.

1. Спишите текст упражнения 84, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2. Сделайте фонетический разбор слова разведчики.


Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: "Наступила (что?) осень". "Ученики (кто?) подготовились к уроку". Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. "Густо пошел (что?) снег".

Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.

Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.

В составном именная часть также может быть выражена существительным. Например: "Она моя ". "Она была моей сестрой". В первом предложении «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».

Сказуемым может быть существительное с или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: "Он без гроша". Здесь «без гроша» - сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в падеже (в значении качественной оценки). Например: "Этот юноша высокого роста". В этом предложении словосочетание «высокого роста» - сказуемое.

Второстепенные члены предложения, выраженные существительным

Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, и обстоятельство.

Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: "Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию". Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.

Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: "На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с ". Здесь словосочетание « с бабушкой» - дополнение.

Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: "На пороге появился сторож-старик". Существительное «старик» - приложение.

Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: "Охота (какая?) с собакой прекрасна". Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: "В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста". Здесь в роли определения выступает «высокого роста».

Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: "Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу". "Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком". "От радости (отчего?) она захлопала в ладоши".

Источники:

  • Имя существительное как часть речи

Существительное - одна из наиболее часто употребляемых частей речи в русском языке. Ее применяют для обозначения предметов, однако она может выполнять и другие функции. Какими признаками она может обладать?

Имя существительное, которое часто называют просто существительным, - особая часть речи, спектр применения которой в русском языке весьма широк. Достаточно часто оно применяется для обозначения различного рода предметов (например, ), но могут обозначать также действия (например, бег), состояния (например, страх) или качества (например, ) предметов и лиц. Все эти варианты имен существительные объединяет тот факт, что они должны отвечать на вопрос «Кто?» или «Что?».

Морфологические и синтаксические признаки существительного

К числу морфологических признаков этой части три основных категории - род, падеж и число. При этом каждый из этих признаков имеет вариативный характер, хотя степень этой вариативности может различаться. Так, в русском языке существительное может принадлежать к одному из трех родов (мужскому, женскому или среднему), находиться в одном из шести падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном или предложном), иметь форму одного из двух чисел (единственное или множественное). При этом изменение по падежам и числам принято называть склонением.

К числу синтаксических признаков этой части речи относятся позиции, которые имя существительное может занимать в предложении. Так, чаще всего оно выступает в качестве подлежащего, информируя о том, что или кто является субъектом совершаемого действия. Однако оно может выступать также в качестве дополнения, определения (в основном согласующегося с остальными членами предложения посредством предлогов), обстоятельства (например, обстоятельства места) и других членов предложения.

Прочие признаки существительного

Следующей группой признаков, которые принято выделять в отношении имени существительного, являются так называемые лексические признаки. Они подразделяются на две основные группы: имена собственные, обозначающие имена и названия уникальных предметов, и имена нарицательные, обозначающие общие категории предметов, сходных между собой. Так, примером имен собственных могут служить Мурка, Иван Иванович, Эльбрус, тогда как к числу нарицательных имен будут относиться кошка, человек и гора.

Кроме того, все предметы, обозначаемые именами существительными, разделяются на одушевленные, то есть являющиеся представителями живой природы, и неодушевленные, то есть относящиеся к неживой природе. Отличить их между собой достаточно легко: первые отвечают на вопрос «Кто?», вторые - на вопрос «Что?». Кроме того, существительные иногда подразделяют на конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные и единичные в зависимости от класса предметов, которые они обозначают.

Видео по теме

Источники:

  • Каковы признаки имени существительного как части речи?