Владимир Святославович (980-1015).

Владимир был сыном великого киевского князя Святослава Игоревичаи ключницы его матери, великой княгини Ольги, Малуши. Установить точно год рождения Владимира не удалось, но большинство ученых считает, что это случилось в 962 г. Несмотря на то, что в Киевской Руси социальный статус ребенка определялся по отцу, обидное прозвище князя Владимира Святославича «робичич» преследовало его не одно десятилетие.

В 970 г. малолетний Владимир был посажен на княжение в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя. В 972 г. Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через 3 года усобицы погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством.

Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г. открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвагов. Радимичи были в 984 г., а следующий 985 г. ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 г.

До христианизации многоженство было вполне обычным явлением. Владимир имел 5 законных жен и несколько сотен наложниц. Описывая этого князя, позднейшие летописцы наделяют его безудержностью в пирах и сластолюбием. У Владимира было 12 сыновей, и каждому он дал город для княжения.

Князь Владимир Святославич в начале своего правления считался ярым язычником. Именно он воздвиг в Киеве капище для шести наиболее почитаемых богов, перед которым приносились человеческие жертвы. Но в Киеве и даже в дружине Владимира было немало тех, кто принял христианство. А соседи Киевской Руси, пытаясь превратить князя в своего единоверца, присылали своих послов. Все это привело в 986 г. к «испытанию вер», в ходе которого было принято христианство восточного образца.

Конечно, к принятию христианства существовали и исторические предпосылки. Византия была ослаблена мятежом Варды Фоки. Князь руссов согласился помочь обратившимся к нему соправителям Василию 2 и Константину 8, но потребовал в жены их сестру царевну Анну. Согласие на брак было получено при условии крещения Владимира. Произошло это в конце 987 или начале 988 г. В крещении он принял имя Василия.

После подавления мятежа Фоки императоры – соправители не собирались торопиться со свадьбой. В ярости князь выступил с дружиной на греческий Корсунь и взял город. Только после этого в Корсунь прибыла, в сопровождении священников, Анна, привезя с собой множество икон и других предметов культа. Вскоре греческая царевна стала супругой Владимира.

В том же 988 г. вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс христианизации Руси.

В 992 г. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, но непрерывные столкновения с печенегами не оставляли надежды на мирную жизнь. Во все годы правления князю приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. В 996 г. ему чудом посчастливилось избежать пленения. Стремясь укрепить границы государства, Владимир основал несколько городов-крепостей. Наиболее значимым из них стал Белгород.

Во время правления Владимира была начата чеканка серебряных и золотых монет. Владимиру приписывается составление «Церковного устава» определяющего сферу компетенции церковных судов. С Чехией, Венгрией и Польшей были заключены мирные договора. Правда, польский князь Болеслав скоро нарушил мир, выступив на Русь в союзе с печенегами. Но этот поход не стал удачным.

Биография князя Владимира омрачена враждой со старшими сыновьями в последние годы жизни. В 1013 г. были схвачены участвовавшие в заговоре против князя старший сын Святополк (некоторые историки считают его приемным сыном Владимира) с женой и польским епископом. В 114 г. отказался платить Киеву дань и поднял мятеж другой сын князя – Ярослав Новгородский. В 1015 г. князь отправил в поход против вновь вторгшихся на русские земли печенегов своего любимого сына Бориса. Умер Владимир вскоре после этого 15 июля 1015 г. и был похоронен в Десятинной церкви, в Киеве. После смерти великого князя начался жестокий период усобиц между его сыновьями.

Крещение Руси

Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления неразрывно связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла».

Восточные славяневоспринимали мир на основе парных понятий - благоприятное и враждебное. Космос - порядок противопоставлялся хаосу - беспорядку. Символом защиты от всего враждебного служил круг. Этой геометрической форме приписывались магические свойства. Славяне носили кольца, цепи, венки, круговым валом обводили жилье.

Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения Вселенной проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней - простолюдины.

Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.

В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.

Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.

Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.

Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.

В 988 г. Владимир(в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.

Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях русский язык.

Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.

Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.

Ярослав Мудрый (1019-1054).

Ярослав - сын полоцкой княжны Рогнеды и Владимира Святославича . Уже в 987 г. ему в княжение были отданы ростовские земли. Но, после того как умер старший сын великого князя Вышеслав, началось княжение Ярослава в Новгороде. Смерть великого киевского князя спровоцировала жестокую борьбу за власть между его детьми. Киевский престол был захвачен Святополком, получившим в народе прозвище Окаянный. Он убил своих братьев Бориса и Глеба, княживших соответственно в ростовских и смоленских землях и Святослава, посаженного отцом в землях древлян. Победить Святополка смог только Ярослав, ставший после этого великим князем. Но с князем тмутараканским Мстиславом ему справиться не удалось и все земли Руси вновь оказались под властью Киева только после смерти Мстислава в 1036 году. Характеристика Ярослава Мудрого и всего периода его правления является неоднозначной, но все историки сходятся на том, что прозвище свое князь полностью оправдал.

Князь был женат на Ингигерде, дочери конунга шведов. Поскольку в летописях упоминается два имени жены Ярослава Ирина и Анна, историки делают вывод о том, что имя Ирина она получила при крещении, а Анна – после ухода в монастырь.

В годы правления Ярослава Мудрого 1019 – 1054 государство Киевская Русь достигло своего расцвета. Оно стало одним из сильнейших в Европе. Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить не только стольный город, но и все свои обширные владения. При нем было заложено несколько новых городов.

Благодаря разумной внешней политике Ярослава Мудрого авторитет государства на международной арене значительно вырос. Удачлив оказался князь и в военных делах. Успешными были совершенные им походы на Польшу, княжество Литовское, в земли, принадлежавшие финским народам. Но одной из наиболее важных для Руси была победа над кочевниками печенегами 1036 г.

В последний раз Киевская Русь при Ярославе Мудром столкнулась с Византией. Конфликт завершился подписанием договора о мире, подкрепленного династическим браком. Сын князя Всеволод женился на византийской принцессе Анне. Ярослав использовал династические браки в качестве средства укрепления мира. Сыновья Ярослава Владимировича Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, женились на немецких принцессах. Старшая дочь Елизавета была супругой Гаральда, норвежского принца. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха 1, а Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андреем 1.

Реформы Ярослава Мудрого охватили практически все сферы жизни общества. Великий князь придавал большое значение просвещению, и внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности и грамотности. Князь построил училище, где мальчиков обучали «церковному делу». Нельзя не отметить, что при Ярославе впервые на Руси появился русский по происхождению митрополит. Для укрепления позиций церкви во владениях Ярослава была возобновлена выплата «десятины», ранее установленной Владимиром. Бурная деятельность князя заметно изменила Киевскую Русь. Строились каменные монастыри и храмы, бурно развивалось зодчество и живопись. Огромное значение имеет и издание первого свода законов, названного «Русской правдой». Этим документом регулировался при Ярославе Мудром размер дани (виры) и наказаний за различные нарушения. Немного позже появился и свод церковных законов «Кормчая книга» («Номоканон»).

Ответ на вопрос, почему Ярослава прозвали Мудрым, кроется не только в любви князя к книгам и церкви, но и его великих деяниях, сделавших Русь одним из сильнейших государств. Правда, появилось это прозвище относительно недавно, во второй половине 19 века. Во времена своего правления князь был известен как «Хромец». Он действительно был хром, но этот недостаток считался признаком особой силы и ума. И краткая биография князя Ярослава Мудрого подтверждает, что эти качества были присущи ему в полной мере. Князь прожил долгую жизнь и умер в 1054 г. в возрасте 76 лет. После его смерти наступила очередная кровопролитная усобица.

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древ29

лянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия П с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

"Божий слуга" государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви "десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти. - Авт.) царя нашего". 32

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного " признания.

С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

"Русская Правда". Традиция связывает составление "Русской Правды" с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя "Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей "Русской Правды" ("Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава"),

"Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников.

Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) - Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса - "Правды Ярослава"). Смысл дополнений защитить имущество феодала и его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий огнищанин (от слова "огнище" - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения - людей (мужей) - оценивалась в 40 гривен;

жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценивалась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов в 5 гривен.

ПЕРЕХОД К УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XI НАЧАЛО ХП в.)

"Очередной" порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.

Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отиора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХШ в.

Владимир Мономах. После смерти Святополка П в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира

Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Веедение
1. Расцвет Киевской Руси
2. Период феодальной раздробленности
Заключение

Введение

Киевская Русь - одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.
Современники - арабские и византийские авторы - называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение, - русами.
В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.
Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.
Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.
Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства.
На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы - Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.
Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII - начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев.
Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства - раннефеодальная монархия, территориальные границы - от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX - начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.

Времена первых киевских князей

Первые киевские князья были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что они движимы идеей создания могущественного государства или цветущей цивилизации. По-видимому, могущество и богатство они понимали проще. А если чем и были движимы в своем не знающем ни отдыха, ни жалости стремлении к тому и другому, так это именно поиском непосредственных источников обогащения. Вообще деятельность князей по большей части сводилась к торговле и собиранию дани. Каждую весну, лишь только реки освобождались ото льда, собранная за зиму дань должна была сплавляться в Киев. Ее исправно платили многочисленные восточнославянские племена. Тем временем в Киеве уже готовилась к дальнему плаванью целая армада княжеских судов. Доверху груженные мехами и невольниками, эти суда под конвоем княжеских дружинников отправлялись в Константинополь. Путешествие было сложным и опасным. Ниже Киева предстояло преодолеть днепровские пороги - или же погибнуть в бушующем водовороте. Последний порог, носивший зловещее название Ненасытец, считался непреодолимым. Его приходилось обходить по суше, волоком перетаскивая суда и подвергая всю экспедицию другой смертельной опасности - попасть в руки кочевников, что постоянно рыскали в тех местах. Американский историк Ричард Пайпс сравнил торговые экспедиции и вообще торговое «предприятие» варягов в Киеве с первыми коммерческими компаниями Нового времени. «Так и великий киевский князь, - говорит Пайпс,- был прежде всего купцом, а государство - торговым предприятием, состоящим из слабо связанных между собой городов, чьи гарнизоны собирали дань и тем или иным способом поддерживали общественный порядок». Преследуя свои коммерческие интересы, грабя понемногу местных жителей, первые правители Киева постепенно превратили его в центр огромного и мощного политического образования.
Олег (882 - 912). Это первый киевский князь, о котором есть более-менее точные исторические свидетельства. Однако свидетельств этих слишком мало, чтобы составить представление о личности самого Олега. Остается неясным, в самом ли деле он принадлежал к династии Рюриковичей или был первым из примазавшихся к этой династии самозванцев (хотя его связь с Рюриком и «узаконил» несколько веков спустя Нестор-Летописец). Бесспорно одно: Олег был даровитым и решительным правителем. Завоевав в 882г. Киев и покорив полян, затем и над соседними племенами силою утвердил свою власть, т.е. право собирать с них дань. Среди данников Олега оказалось даже такое большое и сильное племя, как древляне. Завоевания Олега не понравились хазарам, и они затеяли с ним войну, кончившуюся печально для них же самих: Олег разрушил их порты на Каспии. Наконец, в 911 г. Олег поставил кульминационную точку в списке своих побед, когда во главе большой армии напал на Константинополь и его. И все же «Повесть временных лет» преувеличивает его славу, утверждая, будто бы он прибил свой щит на главных воротах византийской столицы. Так или иначе, военная сила Олега оказала нужное давление на Византию, и греки пошли на подписание торгового договора, весьма выгодного для киевского князя.
Игорь (913 - 945). Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всех киевских князей: вступил на престол - утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, затем уличи. Несколько лет ему и его дружине пришлось провести в походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега - дальние полуторговые-полупиратские экспедиции. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941г. утратил силу. Игорь отправился в морской поход на Константинополь. Но и тут ему не повезло. Византийцы использовали свое новое изобретение - горючую смесь, прозванную «греческим огнем». Флот киевлян был сожжен дотла, Игорь позорно бежал. В результате ему пришлось подписать унизительный договор с византийским императором в 944г. Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать все сначала: взбунтовались древляне. Рассудив, что Игорь слишком часто ходит к ним за данью, древляне во время очередного похода киевского князя в их угодья подкараулили и убили. Вместе с Игорем погибла вся свита.
Ольга (945-964). Она правила, покуда не достиг совершеннолетия их сын Святослав. Древние летописцы - составители «Повести временных лет» - явно симпатизируют Ольге, говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное - мудрая. С уст мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент «мужскому уму» княгини. Отчасти это можно объяснить тем, что в 955 г. Ольга приняла христианство: для монаха- летописца это было важно. Однако и с самой объективной точки зрения правление Ольги нельзя не признать выдающимся во многих отношениях. Месть - первая заповедь языческой морали. Расправа Ольги с древлянами была скорой и жестокой. Это не помешало ей сделать из гибели Игоря надлежащие государственные выводы и провести первые на Руси «реформы». Теперь дань должна была собираться не там и тогда, где и когда заблагорассудится киевскому князю. Отныне жители каждой области точно знали, когда и сколько они должны платить. Заботилась Ольга и о том, чтобы сбор дани не лишал ее подданных всех средств к существованию: иначе кто же будет платить дань впредь? Зато вся дань мехами при Ольге стала поступать прямо в княжескую казну. Это означало, что казна никогда не будет в убытке. За годы правления Ольга объездила свои обширные владения, побывала во всех землях и городах, чтобы лучше узнать страну. Да и в отношениях с соседями княгиня старалась обходиться средствами дипломатии, а не войны. В 957г. она отправилась в Константинополь на переговоры с византийским императором. Киевские источники полны рассказов о том, как она перехитрила императора. Зарубежные хроники более сдержанно оценивают ее дипломатические успехи. Как бы то ни было, сам факт равноправных переговоров с самым могущественным правителем во всем христианском мире свидетельствовал о растущем значении Киева.
Святослав (964 - 972). «Пылкий и смелый, отважный и деятельный»,- так аттестует киевского князя летописец Лев Диакон. Историк Михаиле Грушевский остроумно называет его то «запорожцем на киевском престоле», то «странствующим рыцарем», поясняя, что «роль князя-правителя, главы государства в деятельности Святослава вполне отступает на второй план пред ролью предводителя дружины». Война была единственной, всепоглощающей страстью Святослава. По имени славянин, по кодексу чести варяг, по образу жизни кочевник, он был сыном всей великой Евразии и вольно дышал в ее степях и чащах. Эпоха Святослава стала кульминацией раннего, героического периода истории Киевской Руси. В 964г. 22-летний князь отправляется в большой восточный поход. Сперва он покорил вятичей - восточнославянское племя, населявшее долину Оки. Затем Святослав спустился в ладьях по Волге и разгромил волжских булгар. Это повлекло за собой острую стычку с могущественными хазарами. Пролились реки крови. В решающем бою Святослав наголову разбил хазарского кагана, а затем стер с лица земли его столицу Итиль на Волге. Дальше он отправился на Северный Кавказ, где и завершил свои завоевания. Вся эта эффектная кампания имела далеко идущие последствия. Теперь все восточные славяне были объединены под властью киевского князя. Славянам был открыт путь на северо-восток - в те бескрайние просторы, что нынче называются Россией. Отныне Русь безраздельно контролировала еще один великий торговый путь - волжский. Впрочем, падение Хазарского каганата имело и свою неожиданную для Киева оборотную сторону. Хазары были тем буфером, что сдерживал кочевые орды на востоке. Теперь ничто не мешало кочевникам вроде печенегов хозяйничать в украинских степях. Вторую половину своего правления Святослав посвятил Балканам. В 968г. он вступил в союз с византийским императором против могущественного Болгарского царства. Во главе огромного войска он ворвался в Болгарию, уничтожил своих противников и овладел богатыми придунайскими городами. Из них ему особенно понравился Переяславец. Только угроза вторжения печенегов в Киев заставила князя ненадолго вернуться в свою столицу. Но едва гроза миновала, Святослав, которому принадлежали теперь все земли от Волги до Дуная, заявил, что оставаться в Киеве не намерен: «Хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». И оставив старшего сына Ярополка править в Киеве, среднего, Олега, отправив к древлянам, а Володимира, младшего, в Новгород, Святослав воротился в Болгарию. Но теперь уже византийский император испугался нового соседа, выступил против него и после долгих и жестоких боев вытеснил из Болгарии. Когда разбитые войска Святослава возвращались в Киев, у днепровских порогов на них напали печенеги. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так кончил свои дни этот «странствующий рыцарь».

Расцвет Киевской Руси

Конец Х - первая половина ХI в. относится к периоду расцвета Киевской Руси. Принятие христианства сыграло очень важную роль в расцвете Киевской державы потому, что благодаря религии Русь поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны.
После смерти Святослава его сыновья стали править Русью. Сразу после кончины Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк. Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава - Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями войну за власть, Владимир занял великокняжеский престол.
При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенегских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.
Развитие экономики, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, главной формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако, попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны, потерпела крах.
В 988г. Владимир провел вторую окончательную религиозную реформу. В качестве новой религии было принято христианство. Христианство стало государственной идеологией, укрепило великокняжескую власть, частную собственность и права феодалов. Расширились связи с Византией, значительно развилась культура.
С принятием христианства на Руси церковь стала особой феодально-религиозной организацией. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
После смерти Владимира киевский престол перешел к старшему сыну, Святополку (1015 - 1019). По его воле безвинно были убиты братья - Борис Ростовский и Глеб Муромский. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, при котором впоследствии Киевская Русь достигла найвысшего могущества. В 1030 г. Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне г.Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1036г. Ярослав разбил возле Киева печенегов и построил на этом месте Софийский собор.
При Ярославе, который был назван Мудрым за свою деятельность, Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Помимо Софийского Собора Ярослав соорудил в Киеве золотые ворота, которые стали парадным въездом в столицу Древней Руси. Ярослав открыл школы, создал библиотеку, пригласил из Европы деятелей культуры и мастеров. Ярослав начал составление свода законов - «Русскую Правду», которую продолжили его сыновья и внук Владимир Мономах. Были укреплены международные связи с такими странами, как Швеция, Франция, Норвегия, Польша и Византия.
Во время правления Ярослава Мудрого на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Складывание феодальных отношений - процесс длительный и сложный. В результате него образовались два основных класса феодального общества - феодалы и феодально-зависимое крестьянство.
Главным богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной - от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк).
Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевской Руси между пятью своими сыновьями и племянником. Наиболее популярным князем в то время был внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах. Он созвал Любечский съезд князей в 1097г. На этом съезде был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою», что означала разделение Руси. Несмотря на признаки раздробления Киевской Руси, Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Также при нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.
Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу Великому удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.

Период феодальной раздробленности

Стоит отметить и такую особенность Киевской Руси, как ее сильное отставание от стран Европы. Причиной тому стал факт, что в Западной Европе феодализм начал развиваться еще в V-VI вв., а в Киевской Руси лишь в IХ-Х вв. Ее наивысший подъем пришелся на IХ - начало ХII в., для Европы он характерен в VIII-IХ вв.
Главной силой разъединительного процесса стали бояре, с помощью которых местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть. Также сыграла немаловажную роль неустойчивость наследственных связей по родовому признаку (лестничный порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало развитию Русского государства.) Кроме того, рост городов и процесс дробления феодальных владений приводили к созданию новых, самостоятельных образований. Поэтому, установление экономической зависимости земледельческого населения от феодалов и феодального государства вызывало неизбежные социальные конфликты. Естественно, для их подавления была необходима сильная власть на местах, но местные бояре, раньше опиравшиеся на военную власть своего князя, теперь больше не зависели от помощи центральной власти из Киева из-за феодальной раздробленности. Все эти причины и последствия феодальной раздробленности привели не только к распаду Киевской Руси, но и к общему упадку могущества Русского государства. Феодальное общество сменило раннефеодальную монархию.
Укрепление отдельных территорий-княжеств за пределами Киевского княжества являлось стабильным процессом. Вскоре после Киева, другие образовавшиеся княжества догнали и даже опередили его в своем развитии. На месте Киевской Руси сложились 15 самостоятельных княжеств и земель. Теперь титулом великого князя величали не только киевских, но и князей других русских земель. Сам процесс дробления привел к тому, что новые княжества в свою очередь делились на более мелкие уделы.
В результате дробления образовались следующие княжества: Киевское, Переяславское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьутаранское, Новгородское, поздне Псковская земля. В каждой из земель правила своя династия - одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными считались три следующие княжества Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская республика.
Северо-Восточная Русь - Владимиро-Суздальское или Ростово- Суздальское княжество занимало территорию между Окой и Волгой. Этот район был благоприятен для земледелия. Сама территория была хорошо защищена от нападений благодаря лесам и рекам. Ее территорию называли Залесским краем. Экономическому подъему Залесского края способствовал постоянный приток населения. Люди перебирались сюда в поисках защиты от врагов и нормальных условий для ведения хозяйства. Стоит еще упомянуть о наличии выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь потому, что он связывал северо-восточную Русь со странами Востока.
Владимир II Мономах передал Ростово-Суздальское княжество сыну Юрию Долгорукому (1125-1157), который получил свое прозвище за то, что постоянно пытался расширить свою территорию и подчинить себе Киев. При Юрии Долгоруком в 1147 г., в летописи впервые упоминается о Москве, где он вел переговоры с черниговским князем Святославом.
В 1155 г. Юрий захватил Киев, а в 1156 г. Москву обнесли стеной по его приказу. Сын его, Андрей Боголюбский (1157-1174) укрепил Владимиро-Суздальское княжество. Андрей перенес столицу из Ростова во Владимир, создав Владимиро-Суздальское княжество. В городе были сооружены неприступные Золотые ворота, возведен Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерли и Клязьмы Андрей основал свою загородную резиденцию – Боголюбово, за что и был прозван Боголюбским. Здесь, в 1174 г. Андрей Боголюбский был убит в результате заговора бояр.
Политику Андрея продолжил его сводный брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). У него было много сыновей, отчего и получил свое прозвище. Сын византийской принцессы Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством наконец закончилась в пользу князя. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии. Всеволод окончательно подчинил Киев, Чернигов, Рязань. При нем княжество расширилось за счет того, что он отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу. Это время расцвета Владимирского княжества. Автор «Слова о полку Игореве» писал о могуществе Всеволода: «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».
Юго-Западная Русь - Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днепр и Прут. Здесь были плодородные земли, обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности и большие залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны. Удобное географическое расположение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией) позволяло вести успешную внешнюю торговлю. Как и во Владимиро-Суздальской Руси, здесь наблюдался значительный экономический подъем.
В первые годы после отделения от Киева Галицкое и Волынское княжества существовали как самостоятельные. Подъем Галицкого княжества начался при Ярославе I Осмомысле (1153-1187). Он знал восемь языков, отчего и получил свое прозвище. Высоко оценивая могущество князя, автор «Слова о полку Игореве» писал, обращаясь к Ярославу: «Высоко ты сидишь на своем златокованном престоле, подпер горы венгерские своими полками железными...отворяешь Киеву ворота». И действительно, в 1159 г. галицкие и волыненские дружины на время овладели Киевом.
Объединение Галицкого и Волынского княжеств произошло при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205). Роман Мстиславич захватил Киев в 1203г. и образовалось одно из крупнейших государств Европы (даже римский папа предлагал Роману принять королевский титул). Роман Мстиславич вел упорную борьбу с местным боярством, завершившуюся его победой.
В 1205г. Роман убит в борьбе с поляками. В это время его старшему сыну Даниилу было всего 4 года. Галицкие бояре изгнали Даниилу, и единое княжество распалось. Борьба продолжалась в течение 33 лет. Только в 1238г. Даниилу Романовичу удалось утвердить свою власть и стать крупным полководцем. В 1240г., заняв Киев, Даниил сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю. К несчастью в том же году Галицко-Волынское княжество было захвачено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).
Одним из крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности была Новгородская боярская республика. Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.
Новгород был богатым торгово-ремесленным центром, который одним из первых начал борьбу против власти Киева. Подъему Новгородской земли способствовало наличие громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства. Хотя своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия – охота, рыболовство, солеварение, производство железа – получили большое развитие и давали Новгороду немалые доходы. Также у Новгорода было удачное географическое расположение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее – с Востоком и Византией.
В 1136г., бояре, обладавшие значительной экономической силой, воспользовались восстанием народных масс и победили князя Всеволода Мстиславича в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой – страной, где правят отобранные лица господствующего класса. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось Новгородское управление, рассматривались важнейшие волросы внутренней и внешней политики. Наряду с вече, существовали «кончанские» (город делился на пять районов – концов, а вся Новгородская земля – на пять областей – пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц). Фактическими хозяевами республики были 300 «золотых поясов» - крупнейшие бояре Новгорода.
Вече выбирало главу новгородской церкви – епископа (впоследствии архиепископа). Он распоряжался казной, контролировал внешние отношения Великого Новгорода и т.д. Епископ даже имел свой полк. Главой города был посадник, который был главой правительства и распоряжался судом. Другим важным лицом был тысяцкий- воевода ведавший городским ополчением.
Иногда вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью.
Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немецко – шведской агрессии в 40-х годах ХIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказались на дальнейшем развитии этого региона.

Заключение

В конце Х - первой половине ХI в. Русь переживала период развитого феодализма, который характеризовался бурным ростом феодального землевладения, дальнейшим развитием производительных сил и производственных отношений. Изменения базиса повлекли за собой и изменения надстройки; приобрела новые политические формы древнерусская государственность. На смену относительно единой Киевской Руси пришли полу - самостоятельные государственные образования меньших размеров. Сначала феодальные княжества представляли собой более монолитные по сравнению со всей Киевской Русью политические объединения, но со временем процесс дробления охватил и их.
С монголо - татарским нашествием окончился большой и яркий период отечественной истории, период поступательного и полнокровного развития одной из наиболее крупных и могущественных стран средневековой Европы - Древней Руси. На высокой ноте оборвалась "песня” древнерусских зодчих и художников, летописцев и былинников, в огне пожаров погибли огромные материальные и духовные ценности древнерусского народа. От многих городов, замков и поселений остались только пепелища. Значительная часть населения была уничтожена или захвачена врагом в плен. Пришло в упадок высокоразвитое древнерусское ремесло, сельское хозяйство.
Особенно пострадали от монголо - татарских завоевателей земли Южной Руси, находившиеся ближе всех к золотоордынским кочевьям. Постоянная опасность, убийства и угроза попасть в рабство вынуждали население бросать насиженные места и переселяться в более безопасные районы - в Полесье, Галичину и Юго - Восточную Русь.
И все же, несмотря на жертвы и разрушения, которые причинили Древней Руси монголо - татары, они не смогли уничтожить все исторические традиции. Русь была завоевана, но не покорена.
Летописные сообщения и народные предания свидетельствуют, что население всех древнерусских земель вело героическую борьбу за свою независимость. В тылу монголов создавались своеобразные партизанские отряды, которые наносили врагу ощутимые удары. Об одном из них, возглавляемом рязанским богатырем Евпатием Коловратом, в народе ходили легенды. Воины Коловрата неожиданно нападали на превосходящие силы монголов и уничтожали их. Подобные отряды вели борьбу с монголами в Галичине, на Волыни, Черниговщине и даже на землях Золотой Орды, где они формировались из захваченных монголами в рабство русских, венгров, аланов и др.
В тяжелые времена монгольского завоевания древнерусский народ вел героическую борьбу и с другими врагами, которые угрожали Юго-Западной и Северо - Западной Руси. Блестящие победы над шведами на Неве (1240), немецкими рыцарями на Чудском озере (1242), венгерскими и польскими феодалами под Ярославом (1245) имели большое значение для исторических судеб народов Восточной Европы.

Список используемой литературы

1. Кондуфора Ю.Ю. История Киева,- Киев, 1984 г.
2. Рыбаков Б.А.- История СССР, -Москва, 1983 г.
3. Ломоносов М.В. «Древняя Российская история»
4. Карамзин Н. «История государства Российского», том первый
5. Краткое пособие по истории России / Отв. ред. А.П Корелин. – М.: Высш. шк., 1993.
6. Яковер Л.Б. Пособие по истории отечества для старшеклассников и абитуриентов. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
7. С.М. Соловьёв. История России с древнейших времен. Том-2 Москва. 1960.
8. Джон Феннел. Кризис средневековой Руси 1200-1304. Москва. 1989

киевский русь феодальный

Конец Х - первая половина ХI в. относится ко второму периоду Киевской Руси - ее расцвету. Принятие христианства сыграло очень важную роль в расцвете Киевской державы потому, что благодаря религии Русь поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны.

После смерти Святослава его сыновья стали править Киевской Русью. Сразу после кончины Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями войну за власть, Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенегских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, главной формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако, попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны, потерпела крах.

В 988 г. Владимир провел вторую окончательную религиозную реформу. В качестве новой религии было принято христианство. Христианство стало государственной идеологией, укрепило великокняжескую власть, частную собственность и права феодалов. Расширились связи с Византией, значительно развилась культура.

Крещение Владимира было совершено в г. Корсуне (Херсонесе). Крестившись сам, Владимир крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.

С принятием христианства на Руси церковь стала особой феодально-религиозной организацией. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви - «десятину». В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступниках, нарушениях нравственных и семейных норм.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

Правление Ярослава Мудрого (1019 -- 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

При Ярославе, который был назван Мудрым за свою деятельность, Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Помимо Софийского Собора Ярослав также соорудил в Киеве Золотые ворота, которые стали парадным въездом в столицу Древней Руси. Ярослав открыл школы, создал библиотеку, пригласил из Европы деятелей культуры и мастеров. Были укреплены международные связи с такими странами, как Швеция, Франция, Норвегия, Польша и Византия.

Во время правления Ярослава Мудрого на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Складывание феодальных отношений - процесс длительный и сложный. В результате него образовались два основных класса феодального общества - феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Главным богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной - от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк). При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла международного признания. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевской Руси между пятью своими сыновьями и племянником. Наиболее популярным князем в то время был внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах (1113-1125). Он созвал Любечский съезд князей в 1097 г. На этом съезде был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою», что означала разделение Руси. Несмотря на признаки раздробления Киевской Руси, Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Также при нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель. С конца X века на Руси известно собственное монетное производство -- серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей. Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу Великому (1125 - 1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.