Самые главные и самые знаменитые ракеты производства Советского Союза вошли в жизнь с помощью генерального конструктора, имя которого стоит в истории наряду с самыми важными для страны. Глушко, создавший многие десятки мощнейших реактивных двигателей. Валентин Петрович, несмотря на очень многие свои увлечения, главное в своей жизни определил ещё в детстве.

Начало

Родился будущий академик Глушко в Одессе в 1908 году, а в 1924-м окончил профессионально-техническую школу «Металл» имени Троцкого. В пятнадцать лет он уже состоял в оживлённой, длившейся восемь лет, переписке с самим Циолковским, который высылал мальчику все свои новые труды. Этот гениальный юноша ещё далеко до своего совершеннолетия уже публиковал статьи об освоении космоса и увлечённо писал книгу о проблемах эксплуатации планет. В двадцатые годы двадцатого века, когда и самолётов-то основная часть населения не видела! А в 1925 году юный Глушко едет в Ленинград, чтобы учиться там в университете, ибо знания ему были необходимы для воплощения всех мечтаний.

Сложна учёба на физико-математическом факультете! Да и время в стране было трудное - восстановление после чудовищной разрухи. Но будущий академик Глушко не сетовал на безденежье, он уже в студенчестве не вагоны разгружал, а научной работой занимался. Голод, холод и остальные лишения на этом фоне волновали его мало. И это, конечно же, принесло свои плоды: уже в 1933 году Глушко Валентин Петрович стал главой отдела ракетного научно-исследовательского института, а ещё через три года - главным конструктором реактивных двигателей.

Вдали от посторонних глаз

Начиная с 1933 года жидкостные реактивные двигатели, созданные гениальным конструктором, прирастали числом модификаций. Тогда же родился и знаменитый двигатель ОПМ-65, который планировали устанавливать на аэроторпеды в качестве вооружения самолётов, а как прототип современных ракет - и для ракетопланов. В 1938 году будущий академик Глушко уже был оценён по достоинству.

Его спрятали, осудив "за вредительство", как всех ведущих инженеров и конструкторов страны. Присудили восемь лет лагерей и отправили "в шарашку", то есть закрытое КБ для ведения дальнейших разработок. Сначала в Тушино, на авиационный завод № 82, где Валентином Петровичем были разработаны реактивные установки, устанавливаемые на самолёты. Собственно ракетостроение, в чистом его виде, пока не рассматривалось как дело полезное, но вскоре всё изменилось.

Перед Победой

Глушко Валентин Петрович был освобождён в 1944-м. Он сразу же встал во главе опытного, или, лучше сказать, - особого конструкторского бюро в Казани, где разрабатывались специальные двигатели. В 1946 году он был в числе тех, кто в Германии изучал немецкие разработки в ракетной области.

Вернувшись оттуда с новыми идеями, Глушко работает уже в преобразованном ОКБ-456 на авиазаводе в Химках, где к 1948 году появился первый двигатель РД-100 для ракеты, а потом и ещё огромное множество их для самых разнообразных летательных объектов. Глушко Валентин Петрович, биография которого целиком и полностью связана с реактивными двигателями, именно тогда стал безусловным лидером в их создании.

Заслуги

В 1974 году начала работу совсем новая организация, которую возглавил академик Глушко, - НПО "Энергия", куда вошли ОКБ-456 и ОКБ-1. Генеральный конструктор изменил курс вверенного ему предприятия кардинальным образом. Именно поэтому вся российская космонавтика, в том числе и современная, обязана этому человеку почти всем. Это он проектировал двигатели космического корабля "Восток" - от первого полёта в космос до создания станций на орбите. Без него наши космические достижения были бы совсем другими. Возможно, их вообще не было бы.

Именно поэтому был установлен в Одессе памятник Валентину Глушко, на красивом проспекте, тоже названном именем этого "засекреченного" человека. И на в Москве тоже есть такой монумент. Однако, заслуги его перед отечеством невозможно переоценить. Валентин Петрович Глушко - Герой Социалистического Труда (дважды), у него пять орденов Ленина, а также ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, множество медалей. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Королёв

Ещё в ОКБ-1 с выдающимся конструктором работали замечательные специалисты, которых он набирал в бюро самостоятельно (представьте себе, как ценили этого заключённого, которому позволялось такое). Это легендарные люди: Уманский, Желтухин, Лист, Витка, Страхович, Жирицкий и многие другие. В 1942 году по ходатайству главного конструктора Глушко уже в Казань был переведён самый легендарный человек, которому покорился космос.

Глушко Валентин Петрович и Королев Сергей Павлович вместе разрабатывали ту самую военную технику, которая принесла победу стране. были установлены на Пе-2, и сразу же скорость его стала выше на 180 километров в час. Шли испытания с истребителями Як-3, Прирост скоростей был впечатляющ - до двухсот километров в час. Таким образом с помощью жидкостного реактивного двигателя изменилась сама судьба ракетной техники.

Взаимоотношения с властью

Сталин досрочно "освободил" Глушко и снял судимость в 1944 году. Но в жизни конструктора от этого решения не изменилось практически ничего. Он всегда, вне зависимости от судов, был человеком засекреченным и ограждённым от остальной жизни огромной стеной творческой работы, которая необходима стране и которую требуют душа и сердце. Но Глушко правильно использовал этот сталинский жест. Он подал вождю список из тридцати человек, которых нужно было тоже освободить досрочно и оставить для работы в КБ. Так и случилось. Большинство из этих людей связали свою судьбу с Глушко навсегда.

А с 1945 года этот в прошлом осуждённый на много лет человек стал заведовать кафедрой в Казанском авиационном институте, где занимался реактивными двигателями и готовил достойных помощников себе и своему ОКБ. Ещё интереснее: вчерашний осуждённый "за вредительство" полтора года изучает ракеты в Германии (1945-1947 годы), будучи в командировке. Трофеи - немецкое ракетостроение - конструктора, конечно же, впечатлили. Но и о взаимоотношениях власти и творческого контингента этот случай тоже рассказал многое. Со Сталиным у Глушко было четыре продолжительные личные встречи, где обсуждалось отечественное ракетостроение. Вождь задавал вопросы умные, толковые, квалифицированные.

Космос

В 1953 году Глушко избрали в Академию наук членом-корреспондентом, а в 1957-м без защиты диссертации ВАК присвоила ему докторскую степень. Наступило время воплощения своих детских мечтаний. Валентин Петрович разрабатывал обширные программы пилотируемых даже лунных поселений, с его лёгкой руки появились космические корабли многоразового использования. Он всерьёз занимался вопросами освоения Венеры и Марса, планировал полёты к астероидам.

И многие из его мечтаний, пронесённых сквозь целую жизнь, воплотились. Запуск первого спутника на орбиту планеты подтолкнул страну к бурному развитию ракетостроения. Сообщение с Землёй начали поддерживать орбитальные комплексы "Мир", "Салют" посредством пилотируемых кораблей "Союз" и транспортных которые разрабатывал Валентин Петрович Глушко. Но многое так и не сбылось, до сих пор.

Луна

Глушко руководил разработкой лунной станции, на которой постоянно находились бы люди. Гриф работы "совершенно секретно" не позволял воодушевить этой идеей общественность, а потому, когда после неудачных запусков Н-1 лунную программу закрыли, никто об этом не горевал, кроме генерального конструктора. И даже всё то огромное, что свершилось, не могло его утешить до конца. А свершилось? Более пятидесяти модификаций жидкостных двигателей, которые и теперь применяются на семнадцати моделях космических и боевых ракет. Именно под его руководством созданные двигатели ракет-носителей запустили автоматические станции к Марсу, Венере и Луне, они же установлены на пилотируемые корабли "Союз" и "Восток", а сколько искусственных спутников Луны и Земли выведено на орбиту с их помощью!

А космический аппарат "Буран", разработанный под руководством Глушко, этот космический корабль, легко взявший на себя функции самолёта, с новейшими теплозащитными материалами, с компьютерными расчётами в десятки тысяч чертежей, и с двигателем, самым мощным и сегодня - ЖРД РД-170, детище Глушко, не уступающее, а превосходящее по многим параметрам даже "Шаттл"! Аппарат поистине безупречный! Но... не цветут яблони на Марсе, нет на лунных дорожках наших следов. Не дождался Валентин Петрович. В 1989 году он скончался, и его именем международный союз астрономов назвал кратер на видимой стороне Луны. Может быть, как раз тот, который и влёк по ночам к себе этого великого и деятельного мечтателя.

Женщины

Женщин тоже очень любил Глушко Валентин Петрович. Семья поэтому у него была далеко не одна, несмотря на "засекреченность", долгую отсидку в "шарашках" и нечеловеческую занятость. Первый раз он женился в девятнадцать лет, будучи студентом Ленинградского университета. Вагоны он не разгружал, но, когда особо было голодно, немного подрабатывал ремонтом квартир, где и обнаружилась бывшая одесская девушка Сусанна Георгиевская, будущая писательница. Что произошло между супругами, почему они развелись, осталось тайной. Но обстоятельства изумляют. Валентин был ранен из огнестрельного оружия. Сказал, что причина - неосторожное обращение. После чего последовал развод.

Появилась новая женщина, жениться на которой он не успел - Тамара Саркисова. Однако дочь Евгения родиться успела. Ареста Глушко Тамара сильно испугалась и отреклась от всех отношений. Поэтому, когда появилась возможность, Глушко к ней не вернулся - не простил. В Германии у него появилась преподавательница, которую звали Магдой, и родились дети - Юрий и Елена. Потом наверняка было что-нибудь ещё, о чём история умалчивает. Глушко мужчиной был чрезвычайно интересным и чисто внешне, и ореол гениальности над ним сиял нестерпимо. А вот в 1959-м, когда конструктору исполнился пятьдесят один, в его жизни появилась Лидия Нарышкина, девушка восемнадцати лет, работавшая в его КБ "Энергомаш" в Химках, с которой он прожил оставшиеся двадцать восемь лет, воспитав прекрасного сына.

Валентин Петрович Глушко родился 21 августа (по новому стилю — 2 сентября) 1908 года в Одессе. По национальности украинец.

Был четыре раза женат. Жены: Сусанна Михайловна Георгиевская (в браке с 1927 по 1930 годы), детская писательница; Тамара Саркисова (в браке с 1937 по 1944 годы, отреклась от мужа после его ареста), Магда Максовна Глушко, преподаватель иностранного языка Московского государственного университета; Лидия Пёрышкова (с 1961 года). Четверо детей: дочери Евгения и Елена, сыновья Юрий и Александр.

Ещё во время учёбы в школе Глушко активно переписывался с К. Э. Циолковским и публиковал статьи космической тематики. В 1924 году он окончил профессионально-техническую школу, а в 1925 году поступил на физическое отделение физико-математического факультета Ленинградского государственного университета. В феврале 1929 года Глушко был отчислен за неоплату обучения, но уже весной сумел сдать третью часть дипломного проекта «Металл как взрывчатое вещество» в Комитет по делам изобретений. Ему было предложено заняться реализацией этой разработки.

С мая 1929 года Глушко работал начальником 2-го сектора (впоследствии отдела) ракет на жидком топливе Газодинамической лаборатории. Он стал одним из основоположников советского жидкостного двигателестроения, разработав и испытав двигатели ОРМ-52, работавшие на азотно-кислотно-керосиновом топливе. Кроме того, за время своей работы в лаборатории он создал электрический ракетный двигатель и ракеты моделей «ЛА-1, РЛА-3 и РЛА-100. В 1933-1934 годах Глушко читал курс лекций «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция жидкостных ракетных двигателей» в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.

В сентябре 1933 года Глушко возглавил 1-й отдел, а в январе 1934 года — азотно-кислотный сектор Ленинградского отделения Ракетного НИИ (с 1937 года — НИИ-3). В 1936-1938 годах был главным конструктором жидкостных ракетных двигателей. В те годы он создал целую линейку двигателей ОРМ, включая и первый в мире двигатель для полёта человека ОРМ-65.

23 марта 1938 года Глушко был арестован органами НКВД СССР по обвинению во вредительстве. Поводом для этого послужил донос начальника отдела реактивных двигателей НИИ-3 А. Г. Костикова. Помимо Глушко, были арестованы и впоследствии осуждены начальник НИИ И. Т. Клеймёнов, его заместитель Г. Э. Лангемак и начальник отдела ракетных летательных аппаратов . 15 августа 1939 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Глушко к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание он в «шарашке», возглавлял конструкторскую группу 4-го специального отдела НКВД СССР при Тушинском авиазавода № 82, затем в течение четырёх лет был главным конструктором Конструкторского бюро 4-го Спецотдела НКВД СССР при Казанском авиамоторном заводе № 16. В эти годы им были разработаны проекты вспомогательной установки жидкостных ракетных двигателей на самолётах, самолётные ускорители двигателей. 2 августа 1944 года Глушко был освобождён из заключения со снятием судимости. Полностью он был реабилитирован только 29 сентября 1956 года.

С декабря 1944 года Глушко работал главным конструктором ОКБ-СД. Занимался проведением испытаний двигателей РД-1 на различных моделях советских самолётов, разработал трёхкамерный двигатель РД-3 с тягой 900 кг. Впоследствии стал заведующим кафедрой реактивных двигателей Казанского авиационного института. После окончания войны дважды командировался на несколько месяцев в Германию для изучения трофейной продукции немецкого ракетостроения.

В июле 1946 года Глушко вновь был назначен главным конструктором ОКБ-СД, занимал эту должность до мая 1974 года. За эти годы он руководил разработкой более 50 жидкосных ракетных двигателей и их модификаций, которые применялись на 17 космических и боевых ракетах. Двигатели Глушко стояли на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в период с 1949 по 1976 годы. Двигатели РД-107 и РД-108 стояли на межконтинентальной баллистической ракете «Р-7», впоследствии ставшей ракетой-носителем для космических кораблей «Восток» и «Союз», РД-216 и РД-251 — на ракетах-носителях «Космос» и «Протон», РД-170 — на ракете-носителе «Энергия».

В мае 1974 года Глушко был назначен директором и генеральным конструктором Научно-производственного объединения «Энергия», располагавшегося в городе Калининграде (ныне — Королёв Московской области). Руководил созданием орбитальных космических станций «Салют-6», «Салют-7», «Мир», проектировал многоразовую транспортно-космическую систему «Энергия-Буран», разрабатывал модификации пилотируемых космических кораблей «Союз».

Валентин Петрович Глушко является автором 250 научных работ и изобретений. В 1958 году он был избран академиком Академии наук СССР. За свои научные достижения он дважды закрытыми Указами Президиума Верховного Совета СССР удостаивался звания Героя Социалистического Труда. Кроме того, он избирался членом ЦК КПСС (с 1976 года) и депутатом Верховного Совета СССР пяти созывов (1966-1989 годы).

Валентин Петрович Глушко (20.08.1908 - 10.01.1989г) - замечательный . Был одним из тех, благодаря кому очень активно и плодотворно развивалась научная экспансия СССР в космическое пространство.

Родился в Одессе, в 1908 году, в подростковом возрасте учился в Профтехшколе «Металл». В учебном заведении, руководил Кружком любителей мироведования.

В эти же годы занимается в консерватории, берет уроки по игре на скрипке у профессора Столярова.

Валентин Петрович ведет активную научную деятельность, переписывается с Циолковским, собирает материалы для книги о межпланетных сообщениях. Цель книги - обосновать целесообразность освоение космоса.

Окончив училище, работал на заводе «Электрометалл». Глушко активно продолжат работать над своей книгой. Отрывки из нее печатаются в газетах.

Идея космических полетов была популярна. В последующие годы он обращает на себя внимание, как на ученого, и отправляется на учебу в Ленинградский городской Университет. В

скоре пришло время писать дипломную работу, он разработал проект космического корабля. Второй частью дипломной работы Глушко, стал проект - «Металл как взрывчатое вещество».

Военные чины заинтересовались этой работой и автор начал работы по реализации своего проекта. С начала 30-ых годов Валентин Петрович работает в различных лабораториях, подрабатывает консультантом на Путиловском заводе.

В середине десятилетия отправляется в Москву, работать начальником РНИИ Наркомата обороны СССР. В 1938 году Глушко не обошли стороной репрессии, начатые товарищем Сталиным.

Он был осужден на восемь лет, однако впоследствии, его оставили работать в техническом бюро. За год до начала был переведен на Казанский завод номер 27, где работал в КБ при НКВД.

В 1944 году с Валентина Глушко была снята судимость, и он был досрочно освобожден. Его изобретения и решения, в послевоенные годы, позволили СССР на равных конкурировать в Космосе с США.

Долгое время наша страна была лидером в попытках освоения космического пространства. Изобретения Валентина Петровича нашли применения не только в космической отрасли, но и в военной.

Ракетные двигатели для различных летательных аппаратов, созданные им, до сих пор эксплуатируются в России. В космос был отправлен , именно благодаря разработкам Глушко в космос летал «Союз». Он принимал значимое участие в разработке и создании орбитальной станции «Мир».

За свои успехи в научной деятельности Глушко был награжден званием Героя Социалистического Труда, орденами Красного Знамени, и многими медалями.

Валентин Петрович скончался в самом начале 1989 года. Великому было 80 лет.

Валентин Петрович Глушко - инженер, крупный советский учёный в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно- космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса Энергия - Буран , академик Академии наук СССР (1958; член-корреспондент с 1953), действительный член Международной академии аэронавтики, депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Конструируя двигатели для ракеты Р-7 и ее модификаций, внес значительный вклад в выведении первого искусственного спутника земли и первого полета человека в космосе.

Вместе с тем, неспособность конструкторского бюро Глушко создать достаточно мощный однокамерный жидкостной двигатель, аналогичный американским F-1, и личный конфликт с Королевым по поводу топлива для ракеты Н-1, по мнению ряда специалистов на Западе, привели к поражению Советского Союза в лунной гонке и соответственно к утрате его статуса доминирующей космической силы в конце 1960-х гг.

Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА . Родился 2 сентября 1908 г. в г. Одессе , украинец. Умер 10 января 1989 г. в возрасте 80-ти лет.

В качестве дипломной работы, состоящей из трех частей, Глушко предложил проект межпланетного корабля "Гелиоракетоплана" с электрическими ракетными двигателями. 18 апреля 1929 г. третья часть, посвященная электрическому ракетному двигателю под названием "Металл как взрывчатое вещество", была сдана в отдел при Комитете по делам изобретений. Этой работой заинтересовались военные.

В начале мая 1929 г. Глушко был вызван к уполномоченному комитета в Ленинграде Н.Я.Ильину и ему было предложено немедленно начать экспериментальные работы по реализации этого предложения.

15 мая 1929 г. Глушко зачислен в штат ГДЛ (Газодинамической лаборатории) в качестве руководителя подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей. В 1930 г. разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного жидкостного ракетного двигателя ОРМ-1 . КБ В.П. Глушко было основано 15 мая 1929 года (ныне НПО "Энергомаш").

В 1930 г. Глушко в качестве компонентов ракетных топлив были предложены азотная кислота, растворы в ней азотного тетроксида, перекись водорода и др. Разработано и испытано профилированное сопло, разработана теплоизоляция камеры ракетного двигателя двуокисью циркония и другими составами (патент получен в 1931 г.). В 1932 г. одновременно с работой в ГДЛ работал консультантом в Отделе лабораторий Путиловского завода.

За время работы в ГДЛ были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-1 ... ОРМ-52 на азотнокислотном-керосиновом топливе. Кроме того, разработаны конструкции ракет серии РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100. В январе 1934 г. Глушко был переведен в Москву и назначен начальником сектора РНИИ Наркомата Обороны. В 1933-1934 гг. им прочитаны два курса лекций:"Жидкое топливо для реактивных двигателей" и "Конструкция ЖРД" в Военно-воздушной инженерной академии им.Н.Е.Жуковского , а в 1935 г. параллельно с работой в РНИИ он заведующий и преподаватель Реактивных курсов по переквалификации инженеров при ЦС Осоавиахима.

С июля по декабрь 1945 г. и с мая по декабрь 1946 г. служебная командировка в Германию для изучения трофейной немецкой ракетной техники. 3 июля 1946 г. приказом МАП был перепрофилирован авиазавод N 456 в Химках под производство жидкостных ракетных двигателей с перебазировкой коллектива ОКБ-СД из Казани. Этим же приказом В.П.Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 .

29 сентября 1946 г. распоряжением Правительства СССР ОКБ-СД во главе с В.П.Глушко было переведено из Казани в Химки. Под руководством В.П.Глушко в 1947 г. проведены государственные стендовые испытания двигателя РД-2 для самолетов . На этом работы над ЖРД малой тяги были завершены. ОКБ переключается на воспроизведение ЖРД РД-100 .

Наряду с основной работой с 1947 по 1954 гг. В.П.Глушко читал курс лекций на Высших Инженерных курсах при МВТУ им.Н.Э.Баумана , которые были изданы в 1948 г. под названием "Основы устройство реактивных двигателей на жидком топливе". 23 октября 1953 г. В.П.Глушко был избран член- корреспондентом АН СССР, а 26 октября 1957 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии ему присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации. В 1958 г. избран действительным членом Академии наук СССР. С 1965 по 1989 гг. председатель Научного Совета по проблеме "Жидкое топливо" при Президиуме АН СССР , главный редактор энциклопедии "Космонавтика" 1968, 1971 и 1985 гг., с 1969 г. председатель научно-методического совета по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества "Знание". Научный руководитель и ответственный редактор справочника "Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания". Под руководством В.П.Глушко до 1988 г. были созданы более 50 самых совершенных ЖРД и их модификаций на высоко и низкокипящих окислителях, применяемых на 17 боевых и космических ракетах.

Чувствуя себя всегда в тени Королева , на его похоронах в 1966 году Глушко заявил: "Если бы мне устроили такие похороны, я бы мог умереть хоть завтра"

22 мая 1974 г. В.П.Глушко назначен директором и генеральным конструктором НПО "Энергия" , в состав которого входило и КБ энергетического машиностроения. В этой должности он работал до июня 1977 г. В результате изменения в схеме управления НПО "Энергия" за В.П.Глушко была сохранена должность генерального конструктора. По его проекту и под его непосредственным руководством была создана многоразовая космическая система "Энергия-Буран" и постоянно действующая многомодульная станция "Мир" . Кроме того, он возглавляет работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей "Союз" и разработке их модификаций "Союз Т" и "Союз ТМ" , а также грузового корабля "Прогресс" , совершенствованию орбитальных станций "Салют" , реализации программы пилотируемых полетов, в том числе и международных.

За свою многолетнюю деятельность В.П.Глушко был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он лауреат Ленинской и Государственных премий. Избирался депутатом Верховного Совета 7-11 созывов. Был членом КПСС с 1956 г., избирался делегатом XXI-XXVII cъездов КПСС и членом ЦК КПСС с 1976 г. В 1994 г. решением XXII Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза имя В.П.Глушко присвоено кратеру на видимой заповедной стороне Луны. Имеет четверых детей: дочь Глушко Евгения (1938 г.р.) , дочь Глушко Елена (1948 г.р.) , сына Глушко Юрия (1952 г.р.) и сына Глушко Александра (1972 г.р.) . Александр Валентинович Глушко любезно предоставил для нас некоторые редкие фотографии из своего семейного архива, рассказывающие о жизни и деятельности академика В.П.Глушко

Ссылки:
1. Подготовка к первым испытаниям ракет А-4 на полигоне
2. Артамонов
3. Глушко метет "новой метлой" в НПО "Энергия"
4. Обсуждения направлений ОКБ-1, конфликты между ракетчиками 1958
5. НИИ-3 переходит в НИИ-1, взрыв интереса к ракетам, 1944 г.
6. 12-й пуск Е-6 к Луне: отказ во время торможения у Луны 1965
7. РД-100 ракетный двигатель
8. ГДЛ (Ленинградская газодинамическая лаборатория)
9. Недовольство Мишиным в министерстве и ЦК, 1967 г.
10. Жертвы катастрофы ракеты Р-16
11. Завод 293 принимает СКБ-1 Архипа Люлька, поездка в "шарашку" к Глушко
12. ОКБ-456 (НПО Энергомаш им. В.П. Глушко)
13. ОКБ-52, (ОКБ общего машиностроения, ЦКБМ, Челомей) и ЗИХ
14. Глушко Елена (1948 г.р.)
15. Глушко Юрий Валентинович (1952 г.р.)
16. ГИРД и ГДЛ объединены в РНИИ (НИИ-3)
17. Королев в НИИ-88 в ущемленном положении, "разговор" с Устиновым
18. Фирсов
19. Стыковка "Союз-23" и "Алмаза". Ошибка "Иглы"
20. Совместные испытания Р-7, принятие на вооружение
21. Двигатель ракетный РД-270
22. Активизация ракетчиков в Германии. Черток ничего не знал о Королеве
23. Десант ракетчиков-двигателистов в Германию
24. Пилотируемый облет Луны "Аполлоном-8" и реакция на него ВПК 1968
25. "Союз Т-6": ручная стыковка
26. Недостатки Р-7, как боевой ракеты, постановление о создании Р-9
27. Р-36 (8К67) ракета Янгеля 1963
28. Генерал Гайдуков идет к Сталину, освобождает Королева и Глушко
29. Черток Б.Е. лечение, Королев решил запустить хоть какой-нибудь спутник
30. Р-5М ракета - носитель ядерного заряда
31. Лист Георгий Георгиевич
32. Ракета Р-7: при втором пуске не полетела
33. Шабранский
34. Брежнев вместо Хрущева посетил ОКБ-1, 1964 г.
35. Сессия общего собрания Академии наук - выбирают ракетчиков 1958 г.
36. Черток Б.Е.: путешествие из Берлина в Тюрингию, 1945 г.
37. Григорьев Михаил Григорьевич
38. Глушко Александр (1972 г.р.)
39. Черток Борис Евсеевич
40. Государственная комиссия по испытаниям ракеты Р-7
41.
42. Полет к Луне "Аполлона-11"
43. Глушко назначают руководителем ОКБ Королева, Н1 закрывают?
44.
45. Пауков Георгий
46. Витка
47. Сделать Р-1 - "копию" немецкой А-4, оказалось очень не просто
48. Объект "Д"- третий спутник
49. Планы Королева по развитию ракетных вооружений и космонавтоки
50. Выступление министра Афанасьева о ОКБ-1: критика Мишина 1968 г.
51. Щегольков Борис
52. Ракета Р-7: причины аварии при первом пуске
53. Пуск ракеты Р-5М с боевым атомным зарядом
54. Совков Георгий
55. Подготовка демонстрации наших ракетных успехов в на Ленинских горах
56. Радутный Виктор
57. Р-1 ракета, испытания на полигоне ГЦП
58. Возвращение завода N 293, подходы к проблеме наведения перехватчика
59. Королев собрал Совет главных: Р-9, Глобальная ракета 8К713
60. Успех двух первых спутников показал: космические корабли - это важно
61. "Малая гражданская война ракетчиков" (между Янгелем и Челомеем)
62. Ракеты: немного теории
63.

Крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия"-"Буран"


Биография

ГЛУШКО ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ - 02.09.(21.08.).1908, Одесса - 10.01.1989, Москва - крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники; один из пионеров ракетно-космической техники; основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения; генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия"-"Буран", академик Академии Наук СССР (1958; член-корреспондент с 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член КПСС с 1956.

В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К.Э. Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете (1925-1929) работал в Газодинамической лаборатории (1929-1933), где в 1929 сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе, продолжившие работу в Реактивном научно-исследовательском институте (НИИ No 3 НКОП) (1934-1938) и реорганизованное в ОКБ-СД (1941), именуемое затем ОКБ-456 ныне НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко. 1941-74 главный конструктор. С 22.05.1974-10.01.1989 генеральный конструктор НПО "Энергия".

23.03.1938 был арестован органами НКВД г. Москвы на основании информации, располагаемой органами НКВД о вредительской деятельности В.П. Глушко в ракетной технике. (Следственное дело Центрального архива ФСБ No Р18935 (18102)). 28.03.1938 подписано Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения по ст. 58-7-II, и содержания его под стражей. На основании актов технической экспертизы, проведенной в институте по заданию НКВД, а также доносов А.Г. Костикова, Юкова, Панькина, М.К. Тихонравова, Л.С. Душкина и др. 15.08.1939 Особое Совещание при Наркоме НКВД приговорило его к 8 годам исправительно трудовых лагерей, но впоследствии был оставлен для работы в техбюро.

Сначала он был направлен на московский авиацонный моторостроительный завод в Тушино, где занимался разработкой проекта вспомогательной установки ЖРД на двухмоторном самолете С-100 для форсирования маневров самолета, а затем в 1941 в Казань для продолжения работ. Под руководством В.П.Глушко за период до 1944 было создано семейство вспомогательных авиационных ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 с насосной подачей азотной кислоты и керосина, с регулируемой тягой и максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг. Эти двигатели прошли в 1943-1946 гг. наземные и летные испытания на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7. Двигатели РД-1ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания, отчеты по которым утверждены И.В.Сталиным.

Согласно письму Л.П.Берия от 16.07.1944 на имя Сталина с просьбой о досточном освобождении конструкторов за выполнение работ, имеющих важное оборонное значение, 02.08.1944 В.П. Глушко был освобожден и направлен в Германию с целью ознакомления с трофейной немецкой ракетной техникой.

30.05.1956 постановление Особого Совещание при НКВД СССР было отменено и дело за отсутствием состава преступления прекращено. В.П.Глушко был полностью реабилитирован.

Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя, первых отечественных ЖРД, жидкостных ракет РЛА. Конструктор ЖРД: ОРМ, ОРМ-1 - ОРМ-70, -101, -102, РД-1 - РД-3, РД-100 - РД-103, РД-107 и РД-108 для РН "Восток", РД-119 и РД-214 для РН "Протон", РД-301 и мн. др. Под его руководством разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые не первых ступенях и большинстве вторых ступеней всех советских РН и мн. дальних боевых ракет. В 1930 предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырехокиси азота в азотной кислоте, тетранитпометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 предложил химическое зажигание и самовоспломеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полетом ракеты. В 1931-33 разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД - поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и мн. др.

Золотая медаль им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), диплом им. Поля Тиссандье (ФАИ) (1967). Действительный член Международной академии астронавтики (1976). Депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов. Член ЦК КПСС с 1976. Ленинская премия СССР (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984). Награжден 5 орденами Ленина (1956, 1958, 1961, 1968, 1978), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1945); медалями: "В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (За трудовую доблесть) (1970), "XXX лет победы советского народа в Великой Отечественной войне" (1975), "40 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне" (1985), "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945), "Ветеран труда" (1984), "В память 800-летия Москвы" (1948).

Почетный гражданин 8 городов. В Одессе установлены Бронзовый бюст на Приморском бульваре и мемориальная доска на доме 10 по Ольгиевской ул., где он жил с 1921 по 1925. В Казани на здании авиационного института открыта мемориальная доска. В 1994 решением Международной астронавтической федерации его именем назнан кратер, диаметром 43 километра на заповедной видимой стороне Луны.

Книги: "Проблема эксплуатации планет" (рукопись) 1924, Ракеты их устройство и применение, М. - Л., 1935 (совместно с Г.Э. Лангемаком); Жидкое топливо для реактивных двигателей, ч. 1, М., 1936; Ракетная техника. Сб. статей, в. 2, 3, 4, 5, 6, М. - Л., 1937; "Источники энергии и их использование в ракетной технике", М., Оборонгиз, 1949; Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ, М., 1975, Путь в ракетной технике 1924-1946, избранные труды, М., Машиностоение, 1977; Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР, М., изд. 1-е 1972, изд. 2-е 1981, изд. 3-е 1987, Энциклопедия "Космонавтика", 1985 г.(гл.редактор), Справочник по термодинамическим и теплофизическим свойства веществ в 10-ти томах (гл. редактор).

Энциклопедическая справка

ГЛУШКО Валентин Петрович (р. 2 сентября 1908 - 10 января 1989) ; академик АН СССР (1958; чл.-корр. 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961)... В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К.Э.Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярние и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете работал в Газодинамической лаборатории (1929-1933), где в 1929 сформировал подразледение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком тепливе, продолжившее работу в Реактивном научно-исследовательком институте (1934-38) и реорганизованное в ОКБ (1941), именуемое затем ГДЛ-ОКБ (в 1941-74 главный конструктор). С 1974 генеральный конструктор. Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития ЖРД и КА. Конструктор первого в мире электротермического РД, первых отечественных ЖРД, жидкостных ракет РЛА. Конструктор ЖРД: ОРМ, ОРМ-1 - ОРМ-70 , -101, -102, РД-1 - РД-3, РД-100 - РД-103, РД-107 и РД-108 для РН "Восток", РД-119 и РД-214 для РН "Космос": РД-253 для РН "Протон", РД-301 и многое другое. Под руководством Глушко разработаны мощние ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, используемые на первых ступенях и большинстве вторых ступеней всех современных РН и многих дальних боевых ракет. В 1930 предложил в качестве компонентов топлива ЖРД азотную кислоту, растворы четырехокиси азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорную кислоту, бериллий (с водородом и кислородом), порох с бериллием, разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония. В 1931 предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо, карданный подвес ЖРД для управления полетом ракеты. В 1931-33 разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД - поршневой, турбонасосный с центробежными насосами и многое другое. Золотая медаль им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), диплом им. Поля Тиссандье (ФАИ). Действительный член Международной академии астронавтики (1976). Депутат Верховного совета СССР 7-11 созывов, ... Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1967, 1984). Награжден 5 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Почетный гражданин городов Одесса, Калуга, Элиста и др. Бронзовый бюст и мемориальная доска установлены в Одессе.