ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - это лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания, воспроизводимые в виде гото­вой речевой единицы.

Особенность этих сочетаний заключается в том, что они в некоторых отношениях ближе к слову, чем к словосочетанию или предложению: в большинстве слу­чаев по смыслу, по своему лексическому значению фразеологизм равен слову {надутъ губы - обидеться; сломя голову - быстро и т.д.); в предложении фразеоло­гический оборот, как и слово, выступает в качестве одно­го неделимого его члена: От страха они бросились куда глаза глядят (фразеологизм здесь является обстоятельст­вом места); фразеологизмы обладают постоянством со­става, в них нельзя произвольно менять слова, т.к. в этом случае они теряют свое особое, целостное фразеологиче­ское значение: нельзя сказать Он любит из кильки делать кита вместо Он любит из мухи делать слона.

Устойчивые словосочетания не одинаковы по сте­пени спаянности, связанности слов, входящих в них. В связи с этим различают три типа устойчивых словосоче­таний: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения - это выражения, об­щий смысл которых никак не зависит от лексических
значений входящих в него слов: точитъ лясы, как питъ датъ, притча во языцех, вот тебе ина и др.

Фразеологические единства - это связанные слово­сочетания, смысл которых в большей или меньшей сте­пени мотивирован и обусловлен значениями слов- компонентов: делать из мухи слона, согнутъ в бараний рог, попасться на удочку и др. Фразеологические един­ства можно рассматривать как своеобразные фразеоло­гические метафоры.

Фразеологические словосочетания - это такие ус­тойчивые выражения, в которых одно слово связано, не свободно в своем употреблении и встречается только в данном словосочетании (реже в двух-трех), хотя и имеет самостоятельное значение: закадычный друг, одержатъ верх, одержатъ победу, белые стихи, негашеная известь и др.

Некоторые ученые-лингвисты выделяют еще и фра­зеологические выражения, к которым относят послови­цы, поговорки, крылатые выражения, устоявшиеся сло­восочетания - названия определенных явлений и поня­тий, т.е. те словосочетания и предложения, которые в процессе общения воспроизводятся как готовые языко­вые единицы с постоянным составом и значением: волков бояться - в лес не ходитъ; любви все возрасты покорны; высшее учебное заведение.

Пословицы и поговорки представляют собой закон­ченное высказывание, их смысл обычно передается раз­вернутым предложением. Под пословицами можно по­нимать изречения, обладающие буквальным и перенос­ным смыслом: соловья баснями не кормят; на сердитых воду возят. Поговорки - это изречения, имеющие бук­вальный смысл: деньги счет любят; коса - девичья кра­са.

Крылатыми словами называют выражения, пред­ставляющие собой краткие цитаты или восходящие к ка­кому - либо литературному произведению, а также изре­чения, принадлежащие или приписываемые историче­ским лицам, политическим, общественным деятелям, во­обще известным людям, и вошедшие в нашу речь: Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно (А.С. Грибоедов); социализм с человеческим лицом (А. Дубчек). Многие крылатые выражения восходят к Библии, их называют библеизмамш. избиение младенцев, козел отпущения, блудный сын, перековать мечи на орала, ложъ во спасе­ние, да минует меня чаша сия, злачное место, нищие ду­хом и др.

Источниками фразеологизмов кроме Библии могут

Исторические события (от копеечной свечи Моск­ва сгорела; далеко кулику до Петрова дня);

профессиональная терминология (снимать стружку; ободрать как липку; лыка не вяжет; витъ ве­ревки; попасть впросак; тютелька в тютельку; без суч­ка, без задоринки; отделать под орех; отложитъ в дол­гий ящик; сесть на мелъ; вывести на чистую воду; иг­рать первую скрипку; сматывать удочки);

Художественная литература (на деревню дедушке; а воз и ныне там; мертвые души; панургово стадо; пир во время чумы; с корабля на бал; демьянова уха);

Фольклор (красна девица, откуда ни возьмись, за тридевять земелъ);

Античная мифология (танталовы муки, нить Ари­адны, ящик Пандоры, авгиевы конюшни).

К жаргонно-арготическим восходят обороты выйти из игры, идти ва-банк, втереть очки и др.

Диалектными, связанными с трудом и бытом доре­волюционного крестьянства являются фразеологизмы
поворачивать оглобли, не солоно хлебавши, не мытьем так катаньем, дым коромыслом, выноситъ сор из избы и др.

Заимствованные фразеологизмы делятся на заим­ствования из старославянского языка и заимствования из западноевропейских языков.

Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после введения христианства. Чаще всего они имеют книжный характер: притча во языцех, ищите и обрящете и др.

Фразеологизмы, заимствованные из западноевро­пейских языков, включают в себя древнейшие заимство­вания из латинского или древнегреческого языков (на­пример, из латинского терра инкогнито - нечто неведо­мое, букв. - «неведомая земля»). Более поздними явля­ются заимствования из французского (иметь зуб против кого-нибудь; tet-a-tet), немецкого (разбитъ наголову), английского (синий чулок) языков.

Фразеологизмы широко используются как в устной, так и в письменной речи. Большая их часть стилистиче­ски окрашена и может быть отнесена к двум основным группам: книжные и разговорные. К книжному стилю принадлежат фразеологизмы типа глас вопиющего в пус­тыне, повергнутъ в прах, притча во языцех, ящик Пан­доры и др. Разговорные фразеологизмы употребляются в обиходной речи, а также в художественной литературе и публицистике для усиления выразительности. К ним от­носятся, например, выражения без царя в голове, при царе Горохе, семъ пятниц на неделе, лезть в бутылку и т.д. Стилистически нейтральных фразеологизмов немного, они большей частью представляют собой составные на­именования: точка зрения, восходящая звезда, железная дорога и т.д. Для того чтобы определить стилистиче­скую окраску какого-либо фразеологизма (равно как и

слова), следует пользоваться фразеологическими или толковыми словарями, где есть стилистические пометы, которые указывают, к какому стилю современного рус­ского языка данное слово или выражение относится, ка­кую эмоциональную окраску оно несет.

При употреблении фразеологизмов, которые укра­шают нашу речь, делают ее живой, образной, следует из­бегать ошибок, которые могут быть связаны:

С изменением грамматической формы фразеоло­гизма: сидит сложив руки; яблокам негде упасть;

С нарушением его лексического состава: пора те­бе взяться за свой ум; хотъ кол на голове чеши; довел меня до белого колена;

Со смешением двух устойчивых оборотов: молчит как рыба об лед (молчит как рыба и бьется как рыба об лед); слово не воробей, не вырубишь топором; рассы­пался как мыльный пузырь; лопнул как карточный домик,

С непониманием или незнанием значения фразео­логизма: Хлестаков все время мечет бисер перед свинья­ми, а ему все верят (фразеологизм употреблен в несвой­ственном ему значении «выдумывать, плести небыли­цы»).

Итак, использование устойчивых оборотов придает речи особую образность и эмоциональность, но требует особой осторожности в выборе того или иного фразео­логизма в соответствии со стилем речи и ситуацией об­щения, а также точности в его воспроизведении.

Константин Федорович Рылеев является одним из самых известных российских писателей, а также членом движения декабристов.

Рылеев был сыном дворянина, который владел имением в губернии Петербурга. Константин Федорович получил свое образование в 1 кадетском корпусе этого города. После корпуса Рылеев стал офицером артиллерийского полка и принимал участие в заграничных походах российской армии периода 1814- 1815 годов. Поговаривают, что в Париже Рылеев однажды посетил гадалку, которая предсказала ему, что его повесят.

В 1819 году поэт женится по любви на дочери богатого помещика, переезжает жить в Петербург, где начинает работать в суде. Современники Рылеева были настроены либерально, но сам поэт пытался облагородить гражданскую службу, показать ее пользу и благо для народа. Во время службы в суде он очень много помогал простым и обездоленным людям. Весной 1824 года Рылеев переезжает в казенный дом на Мойке, ведь теперь он работает секретарем американско - российской канцелярии.

Рылеев в литературе

Для творчества Рылеев был характерен патриотизм, романтический настрой, равенство людей, он высоко ценил простых российских граждан. В своих политических взглядах поэт был ярко выраженным романтиком и утопистом. Сослуживцы поэта вспоминали, что он выступал за равенство и был инакомыслящим. Эти мотивы были основными в его творчестве.

Рылеев не был эстетом в поэзии и воспевал простые человеческие добродетели («Я не поэт, я гражданин»), герои автора были неутомимыми борцами за свободу. В 1819 году его начали печатать в разных изданиях, но больше всего он прославился стихотворением «К временщику», где явным образом обличал А. А. Аракчеева. Рылеев является автором сборника «Думы», где в стихах рассказывает события из русской истории, а дума про «Ермака» впоследствии стала народной песней, также пишет поэмы «Войнаровский», «Наливайко». Он состоял в вольном Обществе любителей словесности, Обществе соревнователей просвещения и благотворения. С 1823 года по 1825 поэт вместе со своим товарищем, поэтом и декабристом А. А. Бестужевым занимается изданием популярного литературного альманаха «Полярная Звезда», в котором они печатали творения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и другие.

В конце 1823 года Пущин принял Рылеева в Северное общество, поэт быстро становится его активистом. А с конца 1824 года Рылеев фактически начинает возглавлять Северное общество. По своим взглядам и убеждениям Рылеев выступал за то, чтобы Россия стала республикой без конституционной монархии, но в спорах с декабристами по этому поводу не участвовал. Рылеев полагал, что сам народ с помощью Учредительного собрания должен решать судьбу России, кто и как будет ею управлять. А задача декабристов - это лишь добиться созыва такого собрания. Также поэт предлагал гуманно устранить царскую семью - с помощью морского флота отвезти ее в дальние края. Рылеевым была принята попытка основать филиал Северного общества в Кронштадте, но она не удалась.

В феврале 1824 князь К. Я. Шаховский ранил Рылеева на дуэли. Рылеев вызвал князя на дуэль, вступившись за честь сестры. В сентябре 1825 года Рылеев принял просьбу своего кузена К. П. Чернова стать его секундантом на, впоследствии шумной, дуэли с В. Д. Новосильцевым. На дуэли оба участника погибли.

Дальше умирает царь Александр Первый, что застает врасплох членов Северного общества, которые стремятся избежать слухов об убийстве царя и решают устроить революцию во время его смерти. Сам Рылеев стал инициатором и лично готовил восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

В те дни, когда новый царь еще не взошел на престол, Рылеев болел ангиной, но проводил собрания общества у себя дома. Его товарищи приходили под предлогом проведывания больного. Поэт вел воодушевительные беседы с товарищами, но лично не мог участвовать в восстании, ведь он был штатским. 14 декабря Рылеев был на Сенатской площади. Но вскоре ушел и весь день ездил по городу, стремясь найти поддержку в полках и узнавая о новых событиях. В тот же день вечером Константин Рылеев был арестован. Его приговорили к смертной казни и повесили 13 июля 1826 года. У него осталась жена с двумя маленькими детьми.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Рылеева Кондратия Федоровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Рылеев Кондратий Федорович

18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, - 13(25).7.1826, Петербург

Русский поэт-декабрист.

Родился 18 сентября (29 н.с.) в с.Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе (1801 - 14) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.

Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815).

Победа над Наполеоном побуждает его взяться за перо, появляются оды: "Любовь к Отчизне" (1813), "Князю Смоленскому" (1814).

С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 уходит в отставку и переезжает в Петербург (1820).

Служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824). В 1823 стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским.

В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом "Вольного общества любителей российской словесности". Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл "Думы" (1821 - 23), целью которых было "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".

Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825. КазнЕн в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.

Литературную известность принесла Рылееву сатира "К временщику" (1820) - гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821. В 1823-25 Рылеев совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах "Полярная звезда". В 1821-23 Рылеев создал цикл исторических песен "Думы" (отдельное изд. 1825): "Олег Вещий", "Мстислав Удалый", "Смерть Ермака", "Иван Сусанин", "Петр Великий в Острогожске", "Державин" и др. Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.

Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева - поэма "Войнаровский" (отдельное издание 1825). Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей.

Хотя А. С. Пушкин ценил поэму Рылеева выше его "Дум", в "Полтаве" он спорит с концепцией истории, выраженной в "Войнаровском". В незаконченной поэме "Наливайко" (отрывки опубликованы в 1825) Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеев явилось стихотворение "Я ль буду в роковое время..." ("Гражданин"). В агитационно-сатирических песнях ("Ах, где те острова...", "Царь наш, немец русский...", "Уж как шел кузнец...", "Ах, тошно мне и в родной стороне..." и др.), написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.

Рылеев Кондратий Федорович, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, оставил удивительный след в русской истории и литературе. Он был близко знаком с А.С.Пушкиным и А.С.Грибоедовым, но их отношения основывались на общих литературных интересах. Гораздо более прочные товарищеские узы связывали Рылеева с республиканцами М. П. Бестужевым-Рюминым и другими. Со школьной скамьи мы знаем, что эти люди - декабристы, и пятеро из них отдали жизнь в борьбе с самодержавием. Но что именно сформировало Кондратия Рылеева как личность, какие пути привели его в застенки Петропавловской крепости, а затем - на эшафот?

Детство и юность

Краткая биография Рылеева гласит, что родился он в сентябре 1795 года, и был казнен в июле 1826-го. Из этого можно сделать вывод, что умер он совсем молодым - ему было всего лишь тридцать лет. Но за столь короткий промежуток времени литератор и много успел написать, а еще больше сделать. Детские годы Кондратий провел в имении своего отца - мелкого помещика - в селе Батово под Петербургом. Тот избрал для сына военную карьеру, и уже шести лет отроду мальчик был отправлен на учение в столицу, в Первый кадетский корпус.

Краткая биография Рылеева будет неполной без описания следующего этапа в жизни революционера, поскольку он очень важный, хотя на первый взгляд таковым и не кажется. В 1814 году новоиспеченный артиллерийский офицер отбывает во Францию вслед за российской армией, громящей Наполеона Бонапарта. Жизнь в «побежденной» стране оказала на Рылеева неизгладимое впечатление. Если бы он жил в XXI веке, можно было бы сказать, что он стал поклонником идеи «евроинтеграции», но так как началось только XIX столетие, Ралееву не оставалось ничего другого как стать республиканцем. Поначалу он занимал умеренную позицию и отстаивал но Реставрация заставила его сменить взгляды на более радикальные.

Возвращение в Россию

Вернувшись на родину, Рылеев еще недолгое время служил в армии. Он вышел в отставку в 1818-м, а через два года женился по пылкой и страстной любви на дочери воронежского помещика Тевяшева, Наталье Михайловне. Краткая биография Рылеева гласит, что у пары было двое детей: сын, умерший во младенчестве, и дочь. Чтобы прокормить семью, Кондратий Федорович устраивается на должность заседателя Петербургской уголовной палаты. В 1820 году увидело свет и первое произведение Рылеева-литератора - сатирическая ода «К временщику», где автор обрушивался на нравы «аракчеевщины».

Литературная и общественная деятельность

В 1823 году Рылеев вступил в "Северное общество", а также вместе с Бестужевым стал выпускать альманах "Полярная звезда". Совместно с Грибоедовым состоял членом литературного кружка с уклоном в вольнодумие, имеющего название "Ученая республика". Пробовал он себя и в качестве переводчика с польского, благодаря чему в России вышли «Думы» Глинского. Краткая биография Рылеева к главным произведениям литератора причисляет, такие как «Иван Сусанин», «Смерть Ермака», а также поэмы «Наливайко» и «Войнаровский». Но больше всего его прославила общественная деятельность. Мозгом и двигателем Северного общества декабристов был именно К.Ф.Рылеев. Краткая биография указывает, что поскольку он был штатским, то не стоял в революционном каре на Сенной площади. Рылеев только пришел туда, но одного этого факта было достаточно, чтобы заслужить смертный приговор. Он был одним из тех трех повешенных, под которыми оборвалась веревка, но вопреки обычаю, приговор все же был приведен в исполнение.

В биографии Рылеева присутствует немало тяжелых моментов, которые, вероятно, и закалили дух будущего революционера. Кондратий Федорович появился на свет 18 сентября (29 по новому стилю) 1795 г. в семье бывшего армейского офицера, который славился своим транжирством и даже проиграл два имения в карты. Желая вымуштровать сына, он отдал его на обучение в кадетский корпус в Петербурге, где Рылеев проучился с 1801 по 1814 годы, а после участвовал в военных походах за пределами России. Еще во время учебы Кондратий обнаружил в себе тягу к стихосложению.

Революционная деятельность

Выйдя в отставку в 1818 году, он принял решение целиком посвятить себя творчеству. Так, 1820 год стал для него счастливым не только благодаря женитьбе на Наталье Тевяшевой, но и потому, что тогда была написана его знаменитая ода “ К временщику”. Родители его жены были состоятельные украинские помещики, однако приняли зятя, несмотря на его незавидное положение.

В 1821 году Рылеев поступил на государственную службу в уголовную палату Петербурга, а в 1824 году перешел в Российско-американскую компанию на должность правителя канцелярии.

Став активным членом “Вольного общества любителей российской словесности”, Рылеев два года (1823-24 гг.) занимался изданием журнала “Полярная звезда” вместе с Александром Бестужевым.

В это же время он стал членом Северного декабристского общества, под влиянием которого его политические взгляды поменялись с конституционно-монархических на республиканские. Впоследствии он возглавил своих товарищей. Незадолго до восстания он, в качестве секунданта, участвовал в дуэли, результатом которой стала смерть дуэлянтов. Несмотря на столь зловещий знак судьбы, Рылеев все же остался неколебим в своем решении выйти на Сенатскую площадь.

Восстание декабристов и казнь

Краткая биография Рылеева Кондратия Федоровича свидетельствует, что п осле подавления восстания закономерно последовал арест всех причастных к нему лиц. В заключении поэт вел себя достойно и всячески оправдывал товарищей, надеясь на помилование от императора. Чего, однако, не последовало. Самого Кондратия Федоровича, а также его товарищей по Северному обществу: П.Пестеля, М. Бестужева-Рюмина, С.Муравьева-Апостола и П.Каховского повесили 13 (25) июля 1826 года. Причем Рылееву пришлось терпеть удушение дважды: в первый раз оборвалась веревка.

Точное место его погребения не установлено.

Другие варианты биографии

  • Имя свое он получил случайно: по совету служителя церкви мальчика назвали именем первого попавшегося на пути человека, который был отставным военным. Он же стал крестным отцом ребенка. Кондратий был единственным из пяти рожденных в семье детей, который не умер в младенчестве.
  • По семейному преданию, в детстве Кондратий Федорович тяжело заболел, и ангел, тронутый молитвой матери, помог мальчику выздороветь, однако предрек ему трагическую судьбу и смерть в молодости.
  • С детства Рылеев любил книги – прочитал все, что мог, в кадетской библиотеке и многие брал у товарищей. Отец-мот не покупал книг ему самому, считая это глупой тратой денег.
  • Первую свою оду пламенный патриот написал на смерть Кутузова – это было в 1813 году.
  • У Кондратия Рылеева был единственный ребенок – сын, который умер в возрасте одного года.
  • Поэт мог бы прожить долгие годы – после женитьбы родители супруги предлагали ему переехать в Украину. Однако юноша хотел посвятить молодость служению Родине и вместо этого отправился в Петербург, где стал не только главой Северного общества, но и одним из главных устроителей общего восстания.