Для разных видов кофе технология получения изображения на поверхности этого напитка различается. Для черных видов кофе, таких как эспрессо, американо, рисунок формируется на поверхности самого кофе. Для кофе с молочной пенкой, таких как капучино, латте , маккиато, рисунок наносится на молочную пенку, покрывающую кофе.

Секреты рисунка для черного кофе

Самое главное при рисовании на поверхности черного кофе – это создание плотной основы для нанесения рисунка. Один из простых способов создания такого фона-основы – это посыпка поверхности кофе какао-порошком. Сыпать какао следует из солонки или через ситечко в чашку со свежеприготовленным кофе равномерным слоем до образования плотной, сухой коричневой основы для рисунка.

Для создания основы также можно использовать корицу

На коричневой поверхности рисунок будет выглядеть ярко и контрастно.

Секреты рисунка для кофе с молочной пенкой

Для кофе с молочной пенкой именно пенка будет служить основой для живописи. Пенка должна быть плотной, чтобы рисунок держался на ней не менее 15 минут. Главный секрет плотности основы – молочная пена должна состоять из мелких пузырьков. Техника получения пенки из мелких пузырьков в современных кофеварках под высоким давлением проста: она взбивается из молока, охлажденного до 2–4°С.

Пена из крупных пузырьков рыхлая и быстро оседает, теряя свою форму, а потом и вовсе растворяясь в кофе вместе с рисунком

Необходимые инструменты для рисования

Подготовить или купить питчер, солонку, деревянные палочки, кондитерский шприц.

Основным инструментом для рисования является питчер – металлический сосуд с носиком и ручкой, похожий на молочник. Предназначен для взбивания молока вручную дома. В рисовании на кофе используется вместо «карандаша».

Также нужна будет солонка, наполненная какао, для создания фона рисунка.

Для рисования тонких линий пригодятся деревянные палочки.

Кондитерский шприц необходим для очерчивания контуров. Вместо шприца можно использовать готовые баллончики, тюбики с тонким кончиком, наполненные жидким шоколадом.

Молочное сердце

Подготовить охлажденное молоко. Вспенить его при помощи паровика кофеварки в питчере. Сварить эспрессо. Поверхность кофе посыпать какао из солонки. На эспрессо уже есть собственная пенка, поэтому какао не намокнет и не утонет, а будет прекрасной базой для рисунка.

Питчер обхватить рукой и наклонить над чашкой кофе. Вспененное молоко из питчера на поверхность кофе должно поступать с высоты около 5 см. Лить нужно строго в центр. Когда на поверхности кофе появится белый круг нужного размера – заготовка для молочного сердечка, перенести носик питчера в то место, где у сердца должна быть впадинка. Приблизить носик к поверхности кофе на расстояние 2 см и резко перечеркнуть молочный круг по диаметру – от начала предполагаемой впадинки к острому кончику сердечка. Закончить рисование. Резко проведенная линия стянет рисунок в ту сторону, где была сделана последняя капля рисунка: на круге образуется впадинка, а с противоположной стороны – острый кончик.

Шоколадный цветок на латте

Подготовить охлажденное молоко. Вспенить его при помощи паровика кофеварки. Налить вспененное молоко в высокий стакан. Набрать в чайную ложку немного пены и отложить на блюдце. Сварить эспрессо из расчета: на три части молока одна часть кофе. Медленно влить кофе в центр стакана со вспененным молоком. В центре пены должно получиться коричневое пятно из кофе.

Аккуратно выложить в центр кофейного пятна заготовленную пену из чайной ложки. Обвести жидким шоколадом по контуру кофейное пятно и круг из молочной пены в центре кофейного пятна. Если все сделано правильно, то должны получиться два шоколадных кольца. Деревянной палочкой провести линии от шоколадных колец к краю стакана.

Можно изменять форму цветка, сводя линии от малого и большого кольца в одну линию или рисуя линии от каждого кольца отдельно

Форма цветка зависит от фантазии художника.

Расспросили двукратную чемпионку России по латте-арту Полину Нотик и владелицу кофеен Roast and Crosby о моде на кофейные рисунки и об авторской технике браунинг-латте. А заодно выяснили, какое молоко и зерно брать для латте-арта и долго ли учиться рисовать розетты.

О выборе молока

Полина, начну с вопроса о выборе молока для латте-арта.

Мы выбираем цельное молоко, чтобы не было сухого в составе, иначе оно будет пузыриться и быстро превратится в рыхлую пену ещё в питчере. Я использую «МайтиМилк» для латте и капучино, оно соответствует всем требованиям и по качеству взбивания, и по вкусу. Для остальных напитков - рафов и сладкого кофе - выбираю Promilker, на нем же тренируюсь. Оно идеально с точки зрения взбивания, даёт эластичную и глянцевую пену и не требует хранения в холодильнике.

На что опираться при выборе молока, если смотреть на упаковку?

На упаковке указывают данные по ГОСТу. Для латте-арта просто данных о жирности и белке недостаточно, только на практике можно определить, подходит молоко или нет.

Мы в офисе протестировали около 20 марок молока , оценивая формирование микропены, глянцевость поверхности, вкус и отсутствие «запаха коровы» при нагревании. Какие ещё критерии важны?

Всё правильно вы оценивали. Ещё важный момент, чтобы не было запаха картонной коробки. При оценке молока для латте-арта может быть два подхода: первый - стабильность состава, тогда подойдёт молоко в TetraPack; второй - вкус, тогда лучшим выбором будет цельное фермерское. Если выбирать молоко в обычном магазине, то лучше всего себя показывает отборное «Домик в деревне» и «Правильное молоко» от производителя «Ферма роста».

О зерне для латте-арта

Темная обжарка и смесь с робустой дают плотную насыщенную крему. Это позволяет получить яркий контрастный рисунок. Только такой кофе подходит для латте-арта?

Да, для латте-арта, для создания шедевров на поверхности напитка, для получения красивого фото используется темнообжаренное зерно. Даже на чемпионате мира пренебрегли вкусом в пользу зерна темной обжарки. Этому есть небольшое оправдание: чемпионат подстраивается под мировые тенденции, а лидерами движения латте-арта являются азиатские страны, где принята темная обжарка и любят контрастные рисунки. Но я такой подход не поддерживаю. Это не вкус спешелти.

Какую обжарку кофе используешь в своих кофейнях?

Я использую зерно светлой обжарки, так что оно вкусное и в альтернативе. Это фирменная смесь Бразилии и Колумбии без ярко выраженной кислотности, иначе зерно может "распузырить" капучино.

Правильно ли я поняла, что эспрессо-смеси с кислотными африканскими сортами не подойдут для полноценного латте-арта?

Да, c таким эспрессо молоко просто сворачивается. Поэтому если говорить о классическом чемпионате бариста, то одна из задач участника - оставить кислотность в эспрессо, но не дать зерну испортить молочный напиток.

Для кислотных сортов без шоколадно-орехового профиля температура нагрева молока должна быть ниже. Иначе вкус самого зерна потеряется. Поэтому часто на чемпионатах бариста используют для молочных напитков чашки маленького объёма. Для сочного ягодного эспрессо лучше подойдёт флэт уайт.

До какой температуры обычно нагреваешь молоко?

Я не измеряла. Наш стандарт в кофейне - капучино максимально горячий, но не обжигающий язык. Это около 80 градусов. Мы используем достаточно жирное молоко «МайтиМилк», которое хорошо себя проявляет при высокой температуре.

Об участии в чемпионатах

На каком молоке проходил мировой чемпионат по латте-арту в Будапеште?

Это было местное цельное молоко, выбранное организаторами. Мы покупали его для тренировок, через пару дней хранения на поверхности появлялся большой слой сливок. Мы убирали сливки, намазывали на хлеб как масло - было очень вкусно, при этом оставшаяся часть молока хорошо взбивалась. Вот такой натуральный продукт.

Насколько знаю, кофе на чемпионате по латте-арту оценивается только визуально, вкус не имеет значения.

Это две разные темы: вкус кофе и внешний вид напитка. В этом году правила чемпионата кардинально изменились и отошли от вкуса кофе. Раньше судьи пробовали напиток, потом перестали. А в этом году для соревнований стали использовать зерно темной итальянской обжарки. В правилах был указан цвет по колориметру, и ему соответствовало зерно темной обжарки с выступлением масел. Поэтому во время соревнований в Будапеште я не попробовала ни одну приготовленную чашку.

Расскажи, сколько времени есть у бариста для создания рисунка без ущерба вкусу напитка?

Если говорить о чемпионате, то там всё строго ограничено: в одном из этапов, я назвала его скоростным, тебе надо приготовить 6 чашек за 8 минут. При том, что используются чашки 300 мл, и судьи оценивают рисунок. Время ограничено для того, чтобы рисунок создавался свободным вливанием без применения всяких палочек. Эти изменения появились в правилах в этом году и нужны, чтобы оценить скорость подачи напитка. Правильно отдавать напиток гостю как можно быстрее.

Об обучении латте-арту

Как научиться латте-арту?

Сначала бариста учится вливать молоко, создавая базовые рисунки: сердца, розетты и тюльпаны. Это не латте-арт, это стандартные навыки. Я заинтересована обучать только тех, кто освоил технику взбивания молока и уже умеет создавать базовые рисунки.

Все приходит только с ежедневной практикой, а скорость обучения зависит от таланта бариста. Базовые рисунки одни учатся создавать две недели, другим нужна пара месяцев. Хотя я считаю, что с этим не стоит торопиться - важно практиковаться, делать выводы и каждый день по чуть-чуть совершенствоваться. Своим бариста я не ставлю цель научиться рисовать в течение двух недель. Они сначала работают стажерами, продавцами, параллельно тренируются один-два месяца, чтобы набраться уверенности.

Сколько времени у тебя заняло овладение уверенными навыками латте-арта?

Мне в этом плане повезло. Когда я начинала работать бариста в Самаре, попала к тренеру-профессионалу. Неделю мы учились делать базовые рисунки, а потом я оттачивала навыки, вливая воду в чашку. Сам рисунок не было видно, но руки запоминали движения. У меня это заняло два месяца. Потом я начала придумывать более сложные рисунки.

О моде на рисунки

Недавно в подкасте я слышала версию о том, что тенденция к упрощению подачи кофе приведет к исчезновению рисунков. Как считаешь, есть ли будущее у латте-арта?

Я думаю, что с каждым годом мы находим новые ответы и техники. Это новое искусство, которое стало развиваться только с 2000х годов. С каждым чемпионатом меняются подходы, мышление, представление. Я вижу упрощение только в наших кофейнях, где стали меньше внимания уделять латте-арту. Это как мода, которая угасает, а потом опять набирает силу.

А есть ли сейчас какая-то мода на рисунки в латте-арте?

Когда-то было модным рисовать розы, сейчас тенденция - реалистичные рисунки и концептуальность. У меня была морская тема: рыбы, ракушки, кораблик. Чемпионат мира выиграл Арнон Цитипрасет (Arnon Thitiprasert) из Тайланда, который рисовал лесных животных.Он супер-профессионал, шесть раз выигрывал национальные чемпионаты. Его техника интересна тем, что каждый бариста, если приложит усилия, сможет повторить его рисунки. Я сейчас как раз тренируюсь - повторяю его зайца, оленя и лису . Здесь не нужны какие-то супер-таланты, как у некоторых азиатов, которые могут нарисовать 10 розетт в одной чашке. Они оттачивают навык владения кистью, который невозможно применить на чемпионате из-за психологического давления. Никто не выигрывает чемпионат по латте-арту с технически сложными рисунками.

Латте (от итал. Latte - молоко) впервые был приготовлен в Италии. Напиток ценится за свой мягкий бархатный вкус. Около полувека назад итальянские бариста вдохнули новую жизнь в ставшие привычными латте и капучино. В своей чашке клиент с удовольствием находил то «цветочек», то «сердечко», то «яблочко». Именно эти рисунки были первыми и стали основой для остальных.

В США латте-арт популяризировал Дэвид Шомер в 80-х-90-х гг. Побывав в Италии, он вдохновился искусством местных бариста и на сегодняшний день является автором книги «Кофе Эспрессо. Руководство для профессионалов» и многих статей о кофе и Латте-арте. Его кафе Espresso Vivace получило международную славу благодаря высокому качеству кофе.

Наверняка Вы замечали, что рисунки на кофе для посетителей разные. Латте-арт - это способ диалога с посетителем. Нередко бариста подбирает рисунки специально. Паре, держащейся за руки, он нарисует сердечки, грустному человеку - улыбку, понравившейся девушке — солнышко.

Латте-арт позволяет создать дополнительную ценность для гостей кофеен, кафе и ресторанов. При этом увеличивается стоимость чашки кофе, а соответственно, и выручка заведения. Для многих локальных рынков латте-арт является новинкой, позволяющей привлечь гостей и вытеснить конкурентов. Качество полученных узоров на латте или капучино зависит, в первую очередь, от мастерства бариста, качества самого кофе и молочной пены.

Наиболее распространенными видами латте-арт являются следующие:

— Вливание молочной пенки в густой эспрессо — наиболее простой и практичный способ создания рисунков на поверхности кофе. Данный способ широко распространен в американских кофейнях благодаря быстроте приготовления и стойкости.

— Создание узоров на поверхности молочной пены с помощью зубочистки — рисунки, созданные таким способом менее стойки по сравнению с вливанием молочной пенки. Роспись карамелью и пищевыми красками также находит применение в латте-арт.

— Использование трафаретов — рисунки на кофе создаются с помощью трафарета и корицы или порошка какао.

Технология нанесения латте-арт

На создаваемый мастером узор влияет техника мастера и следующие факторы: высота молочного кувшина над поверхностью чашки; частота колебаний молочной струи; точка, в которой струя молока входит в чашку; скорость вливания.

Для рисования нужно приготовить кофе эспрессо и качественную молочную пену. Все дело в ее пузырьках. Перед приготовлением пены молоко охлаждают до 2-4 градусов. После этого в ход идет современная кофеварка, оснащенная паровиком. Через это устройство подается под давлением пар, который прогревает и взбивает пену. Молоко должно успеть нагреться до 60-70 градусов, но не более. Тогда часть молока превратиться в плотную, нежную и, главное, мелкопузырчатую пену. Молоко, взбитое любым другим способом, даст лишь большие пузыри. На такой пене рисунок быстро осядет и расползется. Качественная пена сохраняет рисунок в течение 10-12 минут. Даже если большая часть кофе за это время будет выпита, рисунок осядет на дно чашки, почти не изменившись.

Прежде, чем взбитое молоко вылить в кофе, оно должно постоять секунд 30 в молочнике. После этого можно рисовать. По итальянской методике (питчинг) - кофейной или молочной струей. Если готовить капучино, рисование начинается с первой капли молочной пены, упавшей на кофе. Если речь идет о кофе-латте, то рисуют струей кофе по молочной пене. Рисовать можно и австралийским способом (этчинг), используя кроме питчера любые подручные средства: деревянные шпажечки, китайские палочки, кофейные ложечки, шоколадный и фруктовые сиропы, корицу и пр.

Секреты от бариста

Настоящий бариста всегда имеет собственные секреты создания неповторимого латте-арт. Приготовленный кофе имеет собственную пену. Если посыпать ее в чашке порошком какао, то вливаемая струйка молочной пены окрасится в темно-бежевый цвет. Надо хорошо изучить поведение пены при нанесении рисунков. Чтобы «стянуть» изображение в нужную сторону, нужно резко провести линию-струю. Учитываются также высота молочника над чашкой, сила струи. Тренировки иногда занимают месяцы. Бариста знают, что основной вкус кофе концентрируется в кофейной пене. Чтобы подчеркнуть совершенство, нужно правильно располагать рисунок. Исполнение классического «сердца» позволяет сбиться кофейной пенке к стенкам. При этом усиливается аромат и вкус напитка. Если посыпать кофе какао-порошком, рисунок будет ярче.

Благодаря инновациям латте-арт вывели на совершенно новый уровень развития. Тайваньское кафе Let’s Cafe использует специальный кофейный принтер, позволяющий печатать фотографию с портретом гостя прямо на поверхности кофейного напитка. Для создания рисунка на поверхности молочной пены принтер использует специальные пищевые краски. По желанию гостей помимо фотографии на поверхности напитка также можно добавить различные надписи.

Сейчас лучшие кофейные бармены собираются на ежегодные чемпионаты по рисованию на кофе. Там кофейные гуру создают новые рисунки и технологии их нанесения. Высшим пилотажем считается «Тадж-Махал», придуманный австралийским бариста Джоржем Саббадсом. Один из последних чемпионатов мира по латте-арт выиграл австралиец Скотти Калаган, который оформил 6 чашек идентичным рисунком, рисуя за спиной. А мировым рекордом сегодня являются 7 роз, «распустившиеся» в 150 мл чашке капучино.

Сложно ли научиться латте-арту? Конечно, сложно, ведь необходимо научиться контролировать сразу несколько процессов, и при этом еще и обладать определенным художественным вкусов. Сложно, но ничего невозможного в этом нет, особенно если у вас под рукой автоматическая кофемашина Saeco. В конце концов, хорошо известно, что не боги лепят горшки, и всему можно научиться, приложив соответствующие усилия.

Последнее время в Сети всё чаще обсуждается проблема манипулирования людьми, навязывания чужого мнения и взглядов, превращения общества в бездумную массу. Look At Me составил шорт-лист самых распространенных приёмов и правил, которые помогают убеждать, располагать, инспирировать и всячески влиять на людей, а также способы, позволяющие защититься от социальной манипуляции.


Social proof,
или принцип социального доказательства

В Советском Союзе люди сначала вставали в очередь и лишь потом интересовались, куда же она ведёт. «Если все эти люди ждут, значит, товар хороший» - думал каждый. Само наличие очереди сигнализировало о ценности предлагаемого продукта. Таким образом в советском обществе проявлялся принцип социального доказательства. Основанный на стадном инстинкте, он заключается в подражании поведению большинства и является предохранительной функцией нашего мозга, освобождающей последний от необходимости обрабатывать лишнюю информацию. Именно в нём кроется природа мейнстрима.

Особенно эффективно принцип социального доказательства работает, когда человек оказывается в запутанной или двусмысленной ситуации, и у него нет времени в ней толком разобраться. «В любой непонятной ситуации делай, как все» - Social Proof разом решает все проблемы. Когда мы хотим купить новый гаджет и ломаем голову над тем, какую модель выбрать, решающим критерием для нас зачастую оказываются отзывы и рейтинг. Принцип социального доказательства глубоко пустил корни в современный бизнес. Больше не нужно доказывать потенциальному клиенту, насколько товар хорош, достаточно отметить, что так думает большинство.


Сегодня маркетологи настоятельно рекомендуют владельцам сайтов и различных страниц не афишировать счётчики, если показатели на них скромные. Большое количество подписчиков - лучший знак качества и причина тоже подписаться. Это относится и к посещаемости сайта.

Ещё один наболевший пример использования принципа социального доказательства - скетчи и юмористические сериалы. Зрители часто жалуются, что их раздражает фоновый смех после каждой шутки. Тем не менее на эффективности метода это не отражается. Люди привыкли ориентироваться на реакцию окружающих при определении того, что является смешным, и зачастую реагируют не на шутку, а на сопровождающий её закадровый смех.

Кстати, Social proof послужил основой возникновения некоторых профессий. Например, клакёр - человек, который за определённую плату приходит на выступление, громче всех аплодирует и кричит «Браво!», или классический пример - плакальщики, «задающие настроение» на похоронах в Бразилии или на Филиппинах.


Метод группового подкрепления

Этот приём местами перекликается с предыдущим, но, в отличие от него, ориентирован на изменение человеческого убеждения, нежели поведения. Согласно данному принципу, при многократном повторении одного и того же тезиса (идеи, концепции) внутри какой-либо группы, её члены со временем примут это утверждение за истину. Американский академик и писатель Роберт Кэрролл подчёркивает, что повторяемое суждение не обязательно должно быть истинным. В него поверят независимо от того, насколько оно теоретически или практически доказано. Более того, считается, что люди принимают на веру, без критической оценки, любые групповые ценности, идеи, доктрины, если идентифицируют себя с этой группой и не хотят прослыть изгоями. Это психическое явление и проявление конформизма называют индоктринацией. Противоположные индоктринации феномены: «социальная автономность», «критичность», «нонконформизм».

Красочным примером работы метода группового подкрепления являются стереотипы, мифы и легенды, которые кочуют из поколения в поколение. Кроме того, приём активно используется СМИ и является эффективным средством в информационных войнах. С помощью ловкой манипуляции фактами и различными речевыми уловками медиа навязывают нам определённые убеждения путём систематического повторения одних и тех же мыслей. Для борьбы с подобными тенденциями в учебные программы некоторых стран внедряется курс медиаобразования, призванный развивать у людей всех возрастов критическое мышление.


Правило взаимного обмена

Правило взаимного обмена гласит: человек обязан отплатить за то, что ему предоставил другой человек. Простыми словами - ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Поэтому правило работает и активно используются некоторыми «посвящёнными». Такие люди могут намеренно оказывать небольшую услугу с расчётом на то, чтобы в будущем обратиться с более масштабной просьбой.

Фрагмент из телесериала
«Форс-мажоры» (Suits)

В народе говорят: «пользуются чьей-то добротой». Примечательно, что знание правила взаимного обмена не освобождает человека от желания возвращать свои «долги».

Фрагмент из телесериала «Менталист» (The Mentalist)

Почему в супермаркетах бесплатно дают на пробу продукты? Зачем различные компании раздают своим гостям ручки, блокноты и прочие сувениры? А как объяснить бесплатные акции в барах и жвачки после обеда в ресторанах? Сотрудники хотят сделать клиентам приятно? Как бы не так.


Просьба
о помощи, или метод Бенджамина Франклина

Однажды Бенджамину Франклину нужно было наладить контакт с человеком, который откровенно его недолюбливал. Тогда Бенджамин обратился к этому человеку с просьбой одолжить ему редкую книгу. Франклин был максимально вежлив в своей просьбе и с ещё большей вежливостью поблагодарил человека, когда тот согласился. После этого случая они стали хорошими друзьями.

Суть одноимённого метода заключается в том, что люди любят, когда их просят о помощи. Во-первых, отталкиваясь от правила взаимного обмена, человек думает, что в случае необходимости может рассчитывать на ответную услугу. Во-вторых, помогая, он чувствует себя нужным и полезным. А это, как говорится, бесценно.

Кстати, считается, что вначале лучше просить больше, чем хочешь получить. Если тебе вдруг откажут, при следующей попытке можно озвучить реальную просьбу, и в этот раз отказать будет уже неудобно.


Правило логической
цепи

Психологи пришли к выводу, что стремление быть или казаться последовательным в своих действиях является врождённой особенностью человека, которая зачастую вынуждает его идти наперекор собственным интересам.

Дело в том, что в современном обществе последовательность считается достоинством. Она ассоциируется с честностью, интеллектом, силой и стабильностью. Английский физик Майкл Фарадей говорил, что последовательность ценится больше, чем правота. Непоследовательное же поведение, обычно, считают отрицательным качеством и принимают за двуличие.

Для того, чтобы заставить человека действовать определённым образом, нужно запустить в его мышлении механизм последовательности. Отправным пунктом в этом механизме социальные психологи называют обязательство. Человек, взявший на себя обязательство (пусть даже неосознанно), будет делать всё, чтобы его выполнить.

Допустим, если человека признать лучшим шахматистом в городе, после этого случая он будет тренироваться втройне больше, лишь бы оправдать возложенное на него обязательство и статус. Запускается механизм последовательности: «Если я такой, значит, я должен то, то и то...».


Позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление - это приятные для человека последствия его действий: похвала, награда или вознаграждение, которые побуждают человека к выполнению этих действий в будущем.

Как-то группа гарвардских студентов провела любопытный эксперимент. На одной из лекций ребята договорились, что когда преподаватель будет перемещаться в одну сторону зала - все будут улыбаться, а когда в противоположную - хмуриться. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться в какой части аудитории лектор провёл большую часть занятия. Этот эксперимент закрепился в истории под названием «эксперимент Верпланка» и стал подтверждением того, что положительный фидбэк оказывает на человека воспитательный эффект.

По мнению американского психолога Скиннера, похвала воспитывает человека эффективнее, чем наказание, которое, скорее, вредит личности. Фрейд подтверждает теорию коллеги и в описании принципа удовольствия подчёркивает, что стремление человека получать положительные эмоции толкает его на выполнение действий, которые подкрепляют их и таким образом ассоциируются с удовольствием. Следовательно, отсутствие цепочки «действие - удовольствие» лишает человека мотивации и желания что-либо делать.


Мотивация страхом


Метод айкидо

Особенность боевого искусства айкидо состоит в том, чтобы использовать силу противника против него самого. Адаптированный под коммуникационную среду, этот метод используется в напряжённых переговорах или конфликтных ситуациях и подразумевает возвращение оппоненту его же агрессии с целью получения от собеседника желаемого.

Закон Ньютона гласит: сила действия равна силе противодействия. Следовательно, чем грубее человек отвечает оппоненту, чем яростнее защищает свою позицию, тем больше ответной агрессии получает в свой адрес. Главный принцип айкидо - побеждать уступая. Чтобы склонить человека к своей точке зрения, в первую очередь нужно с ним согласиться, причём «отзеркалив» его манеру разговаривать и держать себя. А потом спокойным тоном предложить собственный вариант развития событий. Таким образом, человек сохраняет свои силы, не раздражает оппонента и в конечном счёте побеждает.

Немного утрированный пример может выглядеть так: «Ты дурак. Ты всё делаешь неправильно. - Да, я всё делаю неправильно, потому что я дурак. Давайте вместе попробуем найти выход из сложившейся ситуации...».


Принцип вертикали

Все известные мировые диктаторы убеждали своих оппонентов ещё до того, как начинали говорить. Они знали, как расположить своё тело в пространстве таким образом, чтобы в глазах собеседника выглядеть «живым аргументом».

Во-первых, они всегда находились вертикально на уровень выше тех, с кем разговаривали. Этому есть психологическое объяснение. Дело в том, что подсознание изначально воспринимает тех, кто выше, как авторитетов. Наши родители всегда были выше нас. А ведь именно они являлись нашими авторитетами на протяжении многих лет. Это объясняет, почему многие руководители размещают кресла и столы в кабинетах так, чтобы смотреть на своих подчинённых сверху вниз.

Также для нашего подсознания человек, который занимает много места, кажется более убедительным и правым. Размашистые жесты, раскинутые «Т-образно» руки на спинке стула или активное передвижение по залу во время презентации - всё это помогает объять максимальное количество пространства и вырасти в глазах смотрящего.


Встроенные речевые команды

Встроенные речевые команды помогают инициатору коммуникации создать у адресата определённое настроение, вызвать нужную эмоцию и, соответственно, направить его мысли в заданном направлении. Встроенный месседж - это фрагмент фразы, который выделяется жестикуляцией либо интонацией. При этом воздействие происходит на подсознание человека, который может и не обратить внимания на саму фразу.

Внедряя в свою речь позитивно окрашенную лексику (слова типа «приятно», «хорошо», «счастье», «успех», «доверие» и т. д.), мы заставляем собеседника почувствовать себя более счастливым и успешным. При этом не важно, о чём идёт речь и в каком контексте эти слова употребляются, главное - выделить их интонацией или жестом.


Спираль молчания

В теории массовой коммуникации существует такое понятие, как спираль молчания. Предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман, эта концепция сводится к тому, что люди могут разделять определённую точку зрения, но боятся в этом признаться, поскольку думают, что находятся в меньшинстве. Спираль молчания основана на страхе социальной изоляции и начинает работать в тот момент, когда кто-либо уверенно высказывает свою точку зрения на социально значимую тему. Несогласные с услышанным предпочитают хранить молчание и не высказываться, ведь убеждены, что находятся в меньшинстве и боятся изоляции.

Существует закономерность, что состоявшиеся зрелые личности не поддаются страху социальной изоляции и способны высказывать своё мнение без оглядки на общественное. Именно эти люди двигают прогресс и стимулируют глобальные изменения. Вторая же половина человечества является гарантом прочности и стабильности в обществе.

Многие считают, что управленческие приёмы пригодятся только тем, чья профессия связана с управлением. На самом деле это набор техник, которые можно применить в любой сфере жизни, где присутствует социум.

Не поддаваться на провокации старой вредной соседки, построить правильные отношения с детьми, наладить контакт с неприятными родственниками или сотрудниками, в конце концов, выгодно продать дачу или даже диван на Avito.

Другими словами, набор техник будет работать абсолютно со всеми людьми, вне зависимости от их пола, возраста и социального положения.

Что касается людей на руководящих должностях и предпринимателей, им в первую очередь стоит узнать способы управления людьми. Конечно, недостаточно просто каких-то фишек, почерпнутых с разных сайтов.

Для мастерского управления людьми нужен полный набор техник и даже несколько изменённое мировоззрение.

Но об этом я расскажу позже, а сейчас - 10 способов, которые пригодятся вам в карьере и в жизни.

1. Правильный взгляд

Есть особенный взгляд, который заставляет людей считаться с вами, признавать в вас сильного противника на уровне подсознания.

Этот взгляд может пригодиться в любой спорной ситуации, когда вы хотите заявить, что с вами стоит считаться и решения здесь принимаете вы.

Нужно смотреть в глаза, но не на поверхность глаза, а как бы сквозь неё, заглядывая в душу. Получается пронзительный взгляд, который заявляет о вашем решительном настрое. И люди чувствуют это.

2. Энергетическая пауза

Чтобы добиться желаемого, люди иногда применяют метод бестактного вопроса в окружении других людей. Наедине вы без колебаний отказались бы отвечать или ответили бы отрицательно, но на людях вы растеряны и можете согласиться или ответить, чтобы не показаться жадным, скрытным и так далее.

Чтобы не попасться на эту удочку, можно применять метод энергетической паузы. Вы смотрите в глаза человеку так, как будто собираетесь ответить. Он готовится принять ваш ответ, но вы не отвечаете.

Вы продолжаете смотреть на него, но ничего не говорите. Он растерянно отводит взгляд, и тогда вы начинаете говорить о чём-нибудь другом. После такого случая он больше не будет пытаться вынудить вас отвечать при людях.

3. Пауза и поощрение

Иногда люди пытаются требовать что-то, уповая исключительно на интенсивность своего требования. То есть человек в принципе понимает, что его требование безосновательно, и вы это понимаете.

Тем не менее он активно и очень эмоционально требует что-то, рассчитывая, что вы уступите, опасаясь конфликта. Если вы поддержите его тон или начнёте возражать, конфликт состоится.

Вместо этого держите паузу и дружелюбно поощряйте человека продолжать разговор. Чувствуя поддержку, человек перестанет горячиться, начнёт говорить спокойнее.

Но и после этого не прекращайте молчания, кивайте и поощряйте его говорить дальше. Человек начнёт объяснять, потом - оправдываться и, наконец, извиняться.

4. Защита от взгляда

Конечно, какие-то приёмы применяете не только вы и не только сознательно. Бывает, что люди бессознательно чувствуют, как надо поступить, чтобы добиться желаемого, и ведут себя так.

Если вы заметили пристальный взгляд собеседника, он может применять к вам какой-то приём психологического воздействия, неважно, сознательно или нет.

Помните: вы не обязаны играть с ним в гляделки, принимая правила его игры . Посмотрите ему в глаза, улыбнитесь, давая понять, что вы заметили его взгляд и вам всё равно, и смотрите на другие объекты.

5. Побороть неприязнь

Жизнь нередко сталкивает нас с неприятными людьми, с которыми мы просто вынуждены общаться и сохранять хорошие отношения.

Чтобы поддержать нормальное общение или получить что-то от этого человека, придётся действительно побороть неприязнь к нему. И не просто натянув фальшивую улыбку, а проникнувшись сочувствием и добротой.

Как это сделать, если перед вами скандальный мерзкий тип?

Представить его маленьким ребёнком. Если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он озлобленный, несчастный или избалованный. В любом случае в этом виновата среда окружения.

В принципе, это правда, так что вы даже не обманываете себя. Когда вы увидите этого человека ребёнком, не сможете злиться на него, а люди всегда чувствуют доброту и сочувствие, и это их обезоруживает.

6. Давление

Многие люди для получения желаемого оказывают давление на своих сотрудников, родственников и друзей. Как это выглядит со стороны: многократное повторение одних и тех же требований - то мягкое, то жёсткое, то настойчивое и эмоциональное, то ненавязчивое.

Главная цель давления - лишить вас надежды на то, что просьбы или требования можно избежать.

Человек даёт вам понять, что у вас просто не получится сделать по-другому, он будет стоять на своём до самого конца.

Что можно сделать с этим? Хорошо помогает называть вещи своими именами. Например, вы можете сразу спросить человека: «Вы на меня давите?». Как правило, человек после этого теряется. Не менее важно и умение твёрдо говорить «нет».

7. Умение говорить «нет»

Вы должны научиться говорить «нет», это сильно пригодится в борьбе с разного рода манипуляторами, среди которых могут оказаться не только навязчивые партнёры, но и ваши друзья или родные.

Вы должны научиться говорить именно это слово - «нет». Не «не получится», или «не знаю», или «посмотрим», а именно твёрдое «нет».

8. Не объяснять свой отказ

Это тоже большое умение, которое приобретается с опытом. Если вы отказали кому-то, сказали своё твёрдое «нет», сумейте обойтись без объяснений и уж тем более без оправданий.

При этом нельзя испытывать чувство вины за то, что вы отказываете без объяснений. Люди чувствуют внутренний настрой, и если вы будете колебаться внутри себя, то от вас добьются комментариев и, может быть, даже уговорят.

И опять же, не всегда стоит отказывать без объяснений, но бывают случаи, когда это необходимо.

9. Позиция без доказательств

В переговорах доказательства правоты часто играют отрицательную роль. Правота - это состояние, которое передаётся на уровне ощущений. Вы чувствуете свою правоту, и другие люди соглашаются с вами .

Если же вы начинаете доказывать свою позицию аргументами, это может разрушить уверенность в правоте.

Допустим, вы приводите один аргумент, и ваш собеседник опровергает его. Если после этого вы приведёте второй аргумент, значит, вы соглашаетесь с тем, что первый был неудачным, а это потеря своих позиций и непоколебимой веры в свою правоту.

10. Зафиксировать новую роль

Если вы вступаете в какую-то новую роль - начальника отдела, капитана команды или какую-то другую - нужно сразу же зафиксировать её, обозначив свои полномочия. Как можно скорее сделайте в новой роли то, что вы не могли бы сделать в прежней.

Отдайте какое-то распоряжение, примите решение, спросите ответ от подчинённых и так далее. Чем дольше вы тянете со вступлением в новую роль, тем больше могут урезать ваши права.

Эти способы управлять людьми и не дать манипулировать собой только небольшая часть всех техник управленческого искусства, которые меняют не только ваш стиль общения, но и само мировоззрение. А приобрести его можно, обучаясь у профессионалов.

Управленческое искусство и новое мировоззрение

Масштабная программа из 40 онлайн-семинаров по управленческому искусству начнётся в конце января 2015 года.

В течение 10 месяцев один раз в неделю будет проходить семинар в виде онлайн-трансляции по всему миру, на котором бизнес-тренер будет рассказывать интересные техники, разбирать индивидуальные случаи участников и помогать им создать свою сильную философию.

Коучинг состоит не только из полезных практик и техник, которые могут пригодиться, но также из работы с участниками, с конкретными людьми и их проблемами.

Притом программа подходит и для стартаперов, и для опытных предпринимателей.

Вы узнаете, сколько ошибок совершали в управлении, исправите их и никогда больше не повторите.

Если вы собираетесь управлять людьми, вам просто необходима цельная философия, твёрдость характера и знание разных психологических фишек. Всё это вы найдёте в программе Владимира Тарасова. Самое время записаться.