Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов направлен на создание объектов с новыми свойствами. Основная идея метода – подавление психологической инерции, связанной с объектом исследования, установить его ассоциативные связи с различными случайными объектами.

Метод рекомендует переносить признаки каких-то других объектов на усовершенствуемый объект, который в этом случае находится как бы вфокусе переноса. После переноса возникают необычные сочетания, которые можно развить путем свободных ассоциаций, после чего произвести отбор полезных решений.

Метод фокальных объектов в первоначальном виде был известен под названием «метода каталога», предложенного профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 1926 г. Позже, в 50-е годы, он был усовершенствован американским специалистом в области методологии изобретательства Ч. Вайтингом (США, 1953 г.) для создания объектов с новыми свойствами.

Предположим мы хотим придумать новый редактор текстов. Далее случайным образом необходимо назвать любые существительные, например, роза, гвоздь, лед, мечта. Каждое существительное необходимо охарактеризовать прилагательными (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Иллюстрация к методу фокальных объектов

Система, которую мы хотим изменить (редактор текста), оказывается «в фокусе» 4-х других систем или понятий. Получаются сочетания целевой системы и перечисленных свойств. Например:

– детский редактор текста;

– нежный редактор текста;

– тающий редактор текста;

– твердый редактор текста;

– острый редактор текста и т.д.

Каждую полученную идею необходимо дополнить путем свободных ассоциаций. Метод успешно используется для получения неожиданных идей для новых продуктов, фантастических рассказов, игр и т. д.

Задания для самостоятельного выполнения:

– предложить идею усовершенствования сумки или рюкзака для компьютера.

– предложить идею развития компьютерной игры.

– предложить оригинальную идею компьютерного ежедневника.

3.4. Метод «Снежного кома». Метод «Золотой рыбки»

Метод «Снежного кома»– это метод разработки новых идей путем перехода от системы к определенному классу надсистем.

Главная цель:

Получить яркую, нешаблонную фантастическую ситуацию или сюжет. Для этого необходимо взять одну исходную идею и развить ее по определенным правилам во множество ситуаций. Это прием, по существу реализующий компонентную ось системного оператора.

– В качестве исходной фантастической идеи можно брать любую идею: придуманную вами, придуманную не вами, взятую из фантастики. В этом методе главное – построение, конструирование фантастической ситуации.

– При работе по методу «Снежного кома» предполагается, что все типовые слои реальности каким-то образом осуществляются.

Типовые надсистемы:

– Жилье: дом, квартира, мебель....

– Потребности: одежда, обувь, питание, сон....

– Отношения между людьми.

– Работа, профессии, обстановка, трудовые отношения.....

– Промышленность: завод, фабрика.....

– Природа, сельское хозяйство.....

– Торговля: магазин, гипермаркет.....

– Транспорт и связь.

– Искусство, развлечения, культура....

Алгоритм работы по методу «Снежного кома»

1. Выбрать объект анализа и уточнить его недостатки.

2. Сформулировать исходную фантастическую идею (ИСФ), позволяющую решить данный недостаток.

3. Совместить выбранную исходную фантастическую идею с типовыми надсистемами. Для каждой типовой надсистемы построить фантастическую ситуацию, выяснить, как влияет исходная фантастическая идея на эту надсистему. Контрольный вопрос: что изменится в исходной надсистеме, если...?

– ИФИ 1 + НС 1 = ФС 2 (к Исходной Фантастической Идее-1, добавили НадСистему-1, получили Фантастическую Ситуацию-2).

– ФС 2 + НС 2 = ФС 3 (К фантастической Ситуации 2 прибавляем другую надсистему НС2).

– ФС n + НС n = ФС (n+1) .

4. Отследить последствия этого изменения для самого объекта и его надсистемы. Обратить особое внимание на то, как это повлияет на различные этапы жизненного цикла объекта изготовление, хранение, эксплуатацию, транспортировку, утилизацию.

5. Записать полученные идеи.

Метод «Золотой рыбки»

Этот метод является инверсным по отношению к методу «Снежного кома». Если у вас есть некая исходная фантастическая ситуация, давайте сделаем обратное действие: посмотрим, а что в этой ситуации реального. Может быть, она не такая уж фантастичная.

ФС 1 – Р 1 = ФС 2

Получили фантастический остаток – фантастическую ситуацию 2 (ФС 2). Найдем в ней еще что-нибудь реальное.

ФС 2 – Р 2 = ФС 3

Получили фантастическую ситуацию 3. И так далее, пока не докопаемся, что же в ней принципиально нереально:

Ф = Р 1 + Ф 1

Ф 1 = Р 2 + Ф 2

Ф 2 = Р 3 + Ф 3

………………

Иногда полезно бывает рассмотреть некую цель своей работы как фантастическую ситуацию. Допустим, вам надо добиться каких-то результатов от своей системы. Метод позволяет выделить из сложной ситуации собственно изобретательскую задачу.

Алгоритм применения метода золотой рыбки для решения изобретательских задач:

1. В качестве фантастической вы берете ситуацию, когда проблема каким-то образом решена. Неизвестно как, но получен результат, который вам нужен. Довольно часто вы знаете, какой результат хотите получить, но не знаете, как этого достичь.

2. С этой фантастической ситуации – идеального решения, вы снимаете слои реальности, то есть выясняете, что же на самом деле в этом результате вполне реализуемо, а в чем фантастичность, чего же вы на самом деле не можете достичь. Когда вы очистите фантастическую ситуацию от всей реальной шелухи, это и будет ключевая задача, которую вам надо решать. А дальше решаете ее средствами ТРИЗ.

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект , который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО
  • Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
  • Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
  • Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);
  • Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
  • Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фок альных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии.

Пример 1.


1) Объект - кастрюля (фокальный объект). Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета .

3) Признаки случайных объектов:
Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета - дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой ; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд ; нюхающая кастрюля - кастрюля с индикатором , определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д.

Пример 2.

1) Совершенствуемый объект - фонарик .

2) Случайные объекты - очки, валенок, парашют .

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки : солнечные, защитные, модные.
Валенки : теплые, мягкие, деревенские.
Парашют : раскрывающийся, цветной, надежный.

4) Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

5) Развиваем полученные идеи:

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Практическая работа

1. Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля и т.д.) с помощью метода фокальных объектов.

2. В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение

Сегодня я расскажу вам об одном интересном методе, позволяющем генерировать новые идеи, который получил название метод фокальных объектов . С его помощью можно создать множество новых бизнес-идей, чтобы затем проанализировать их и, возможно, начать реализовывать лучшую. Ведь часто бывает так, что хочется придумать что-нибудь такое да эдакое, а в голову совсем ничего не лезет. Эту проблему и позволяет решить метод фокальных объектов. Что это такое, и как он работает на примерах – рассмотрим далее.

Само название “метод фокальных объектов” произошло от слова “фокус”. В фокусе человека, использующего этот метод, должен находиться некий объект, от которого он и будет отталкиваться.

Суть метода фокальных объектов заключается в том, чтобы придать некоему выбранному объекту абсолютно новые, несвойственные ему, характеристики и качества. Этот метод также иногда называют “метод случайных объектов”, что, в свою очередь, означает, что сам фокальный объект выбирается случайным образом или, как у нас любят говорить, “методом тыка”.

Метод фокальных объектов был разработан еще в 1926 году немецким ученым Ф. Кунце, который назвал его тогда “метод каталога”. Позднее, в 1953 году ученый из США Ч. Вайтинг доработал эту методику и дал ей название “метод фокальных объектов.

Рассмотрим, в чем заключается суть этого метода сразу на примере, чтобы было понятнее. Применение метода фокальных объектов заключается в прохождении 6 несложных шагов.

Шаг 1 . Определение главного объекта. В первую очередь необходимо определить сам объект, на котором мы будем фокусироваться. Это может быть специально выбранный товар или услуга, которую предприниматель хочет представить в совершенно новом образе, либо вообще абсолютно случайная вещь – все зависит от личных предпочтений. Вплоть до того, что можно просто открыть книгу на любой странице и взять за основу первое попавшееся существительное.

Например, выбираем фокальный объект – мобильный телефон.

Шаг 2 . Выбор трех вспомогательных объектов. На этом этапе уже только случайным образом выбираем три (два, четыре, пять, кому как больше нравится) вспомогательных объекта, абсолютно не связанных с нашим главным.

Например, наши вспомогательные объекты будут: одуванчик, ботинок, рыбалка.

Шаг 3 . Определение характеристик вспомогательных объектов. Теперь определяем основные характерные признаки (свойства) каждого из выбранных вспомогательных объектов – не менее 3-х характеристик, но чем больше – тем лучше.

В нашем примере:

Одуванчик – сверхлегкий, желтый, меняющий цвет.

Ботинок – прочный, зимний, кожаный, на молнии, на шнурках.

Рыбалка – профессиональная, спортивная, подводная.

Шаг 4 . Применение характеристик вспомогательных объектов к основному. Следующим шагом применяем по очереди все полученные характеристики к нашему главному объекту.

В нашем примере: сверхлегкий мобильный телефон, желтый мобильный телефон, меняющий цвет мобильный телефон, прочный мобильный телефон, зимний мобильный телефон, кожаный мобильный телефон, мобильный телефон на молнии, мобильный телефон на шнурках, профессиональный мобильный телефон, спортивный мобильный телефон, подводный мобильный телефон.

Посмотрите, сколько мы сразу же получили креативных идей! Причем, некоторые из них уже используются, а некоторые могут стать абсолютно новыми! И в этом нам помог простой метод фокальных объектов.

Шаг 5 . Выбор лучших вариантов для дальнейшей проработки. Теперь из всех полученных вариантов выбираем лучшие, на наш взгляд, находим к ним определенные ассоциации.

В нашем примере: отбираем мобильный телефон, меняющий цвет (ассоциация – телефон-хамелеон), прочный мобильный телефон (ассоциация – “неубиваемый” телефон со сверхпрочным корпусом), подводный мобильный телефон (ассоциация – телефон для аквалангистов).

Шаг 6 . Проработка полученных вариантов на предмет реализации идеи. Ну и последним шагом уже развиваем отобранные идеи, стараемся придать им какую-то более конкретную форму и проработать возможность фактической реализации идеи. Если в результате мы получили вариант, который нас полностью устраивает – значит, метод фокальных объектов сработал и можно приступать к реализации бизнес-идеи. Если нет – можно попробовать еще раз, заново пройдя все шаги уже с другими объектами.

Теперь вы знаете, что такое метод фокальных объектов, и как с его помощью можно найти новые, нестандартные решения. Чтобы повысить эффективность этого метода, его можно применять в сочетании с другими, например, с .

Желаю вам успехов во всех начинаниях и новых, креативных идей! Увидимся на !

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Методы принятия управленческих решений

Тема: Метод фокальных объектов


Студент Крючков А.А.

Руководитель Красиченко Л.В


Минск 2012 г.



Введение

Определение метода, суть, цель, достоинства и недостатки

Метод фокальных объектов, как один из эвристических методов

Применения метода

Заключение

Список литературы


Введение


Метод фокальных объектов -- способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Э. Кунце («метод каталога»), в 50-е годы усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса.

Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов позволяет становиться источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Здесь важно то, что ассоциативный ряд подкрепляется неожиданными гипотезами.

Мы, к примеру, намереваемся создать новый тип детской площадки во дворе. Применяя метод фокальных объектов, мы фиксируем несколько произвольно выбранных объектов для последующей работы. Предположим, среди таких объектов названы «диван», «змея», «телефон» и т. п.

У этих объектов выделены их свойства -- «раскладывающийся» у дивана, «гибкая» у змеи, «звонящий» у телефона. Применив эти определения к детской площадке, получаем прообразы нестандартных идей: наша детская площадка -- раскладывающаяся, гибкая, звонящая. Остается только развить эти определения в технические решения.


1. Определение, суть и цели метода


Метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Так же этот метод называют методом случайных объектов. Фокальный - означает, что объект находится в зоне вашего внимания. Его используют для преодоления шаблонов мышления при модификации каких-либо устройств или процессов. Он отлично подойдет для создания рекламы товаров или написания статей. Похожий метод есть у Эдварда де Боно, называется он "случайное слово".

Метод отличается простотой, инвариантностью к предметной области и очень эффективен для преодоления психологических барьеров мышления, творческого раскрепощения.

Суть метода

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Цель метода

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и неэффективны при точном целеполагании. ТРИЗ. Для развития инновационных способностей студентов может быть с успехом применена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная ЕС. Альт Шуллером в 1946 году и доведенная им в начале 60-х годов до технологии.


2. Метод фокальных объектов, как один из методов эвристического исследований


Как известно, главным при разработке новых технологий, техники, изделий (технических систем - ТС) является нахождение новых функций и свойств для совершенствования аналога ТС. Нередко при этом подсказкой служат умозаключения, вызванные случайными ассоциациями, связанными с объектами из живой и неживой природы, другими техническими системами. Однако эффективность случайных ассоциаций невелика (можно очень долго сидеть как Ньютон под деревом и ждать, когда перезревшее яблоко упадет на голову, но даже, если и упадет, это не гарантирует получение творческого результата). Поэтому основная направленность МФО - активизация ассоциативного мышления.

Для активизации ассоциативного мышления создается ситуация, когда для формирования новых функций и свойств совершенствуемого аналога проектировщик произвольно выбирает из большого количества объектов (например, из энциклопедического словаря, другой книги, газеты) любые слова и как бы фокусирует (отсюда - слово «фокальных» в названии метода) признаки этих объектов (слов) на совершенствуемом аналоге и мысленно пытается синтезировать новое конструктивно-технологическое решение, которое в совершенствуемом аналоге реализует признаки случайных объектов (слов). Случайно найденными объектами (словами) могут быть и названия технических систем, объектов живой и неживой природы и части речи: прилагательные, существительные, местоимения, наречия, числительные и даже союзы.

Как правило, на первом этапе достаточно 4-5 слов. Если среди них ТС, то надо сформулировать ее основные функции и свойства.

Если объект из живой или неживой природы, то основные свойства, если глаголы или прилагательные, то надо их использовать напрямую - глаголы для формулирования функций, прилагательные - в качестве свойств.

Например, если совершенствуемый аналог - «стул», а случайно выбранное слово «лампа», то ее функции: «генерировать световое излучение», «нагревать» и др., а свойства: стеклянная, прозрачная и др., то легко, сфокусировав эти признаки лампы на стуле, найти новые решения: стул с подогревом, с подсветкой, прозрачный, с ультрафиолетом и т.п.

Известный методолог творчества Буш Г.Я. предложил для повышения эффективности МФО использовать гирлянду ассоциаций. Применительно к стулу в гирлянду могут, например, войти: пуф, табурет, кресло, другие предметы, на которых сидят (диван, софа и др.) и, возможно, их новые исполнения, найденные попутно, будут очень конкурентоспособны на рынке. Буш Г.Я. предложил и список 100 слов (объектов) из разных традиционно не пересекающихся областей.

Иногда очень эвристичным может быть числительное. Например, если совершенствуемый аналог оружие, то случайно выбранное числительное может подсказать новое решение (многоствольные миномет и пулемет, многостворчатый шкаф, трехствольное ружье).

Эвристичным может быть соединение совершенствуемого аналога со случайно выбранным объектом (существительного с существительным), например, авторучка-часы, лодка-палатка, костыль-фонарь и даже пляжные тапочки-миноискатель (существуют и такие тапочки, которые при ходьбе человека на пляже сигнализируют о попавших в песок (и пропавших, такое нередко случается) металлических (золотых, платиновых, серебряных и др.) драгоценных украшениях.

Эвристичным может быть случайно выбранное местоимение. Возможно подсказкой к созданию тандема-велосипеда для езды вдвоем было местоимение «наш» (вместо привычного «мой» применительно к обычному велосипеду).

МФО очень эффективен для развития фантазирования детей и взрослых, но при решении сложных проблем следует использовать и другие эвристические методы.

Метод фокальных объектов не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится.Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.


. Применения метода


Допустим нам нужно улучшить велосипед, если идти обычным путем, то в голову лезут только идеи по улучшению уже имеющихся частей: подвеску поставить, фонарь на светодиодах, диски вместо спиц. Но что если мы поставим задачу несколько иначе:"

Как улучшить велосипед используя случайное слово "Пароход"?. Теперь мы мыслим не только в плоскости улучшаемого предмета, но и думаем как наложить на него свойства не характерного ему предмета, в данном случае - это пароход. Перекладывать на улучшаемый объект можно так же и все ассоциации возникающие от случайного слова.

Идея: на пароходах для устойчивости присутствует гироскоп, что если гироскоп поставить на велосипед, тогда он был бы устойчивее на низких скоростях. Или же пароход-ледокол может колоть лед, велосипед это чаще летняя затея, почему бы не модернизировать колеса для езды по льду? Пароход выпускает горячий пар, почему бы не сделать так, чтобы при езде на велосипеде нагревались ручки и сиденье (опять же при езде зимой).

Задача этого метода сбить с привычного пути мышления и позволить поискать решения несколько за гранью ваших шаблонов. Примерно так же он работает и при создании рекламных кампаний или написании текстов: не знаете с чего начать- берите случайный объект и записывайте все мысли, которые лезут в голову. Более продвинутый и более правильный способ использования фокальных объектов - это когда мы выбираем несколько случайных объектов и выписываем по каждому из них признаки и ассоциации, затем перекладываем их на улучшаемый объект. 6 Выглядит это примерно так. 1. Открываем любую книгу, тыкаем пальцем и выписываем три случайны слова (существительные): Часы , ежедневник , телефон . 2. Выделяем по каждому характерные свойства или признаки Часы : со стрелками, автоподзавод, на батарейках ежедневник : сменный блок, компактный, кожаный телефон : твиттер, садится, сенсорный. 3. Создаем новые сочетания с велосипедом велосипед со стрелками, велосипед с автоподзаводом, велосипед на батарейках велосипед со сменными (рулями? :)), компактный велосипед, велосипед из кожи велосипед с твиттером (постит где вы:), велосипед с зарядкой для телефона, велосипед с сенсорами.Выписываем новые идеи, выбираем лучшие.

фокальный объект принятие решение


Заключение


Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне «отсекают» кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.


Список литературы


1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989.

Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

В.А. Колемаев., Математические методы и модели исследования операций. М. ЮНИТИ-ДАНА.2008

4.Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н., Анализ, синтез, планирование решений в экономике., Финансы и статистика, 2004

Саати В.Л., Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети, ЛКИ, 2008

Г.Оуэн, Теория игр., URSS, 2010

Интернет ресурс:http://thisisme.ru/content/metod-fokalnykh-obektov


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

В центре внимания многих авторов стоит развитие познавательной деятельности детей, умственных способностей . Все большее место в решении этой задачи занимает технология Г.С. Альтшуллера ТРИЗ . Главная идея теории состоит в том, то технические решения возникают и развиваются не как попало, а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Технология в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ творческая педагогика. В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 г. Цель технологии ТРИЗ - развитие у детей гибкого, нестандартного, диалектического мышления, изобретательской смекалки, творческого воображения. Главное не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Исходным положением технологии по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Кроме того, она опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Тризовская технология подбор коллективных игр и занятий, где используются методы и приемы, разработанные еще М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом, адаптированные к работе с детьми В.Ф. Богат, А.М. Страунинг, М.Н. Шустерманом и др. .

Методы и приемы технологии ТРИЗ

Метод фокальных объектов;

- «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте;

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок;

- «метод маленьких человечков» и др.

Технология ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы (история изобретения колеса, карандаша, и т.п.). Рассматривание объекта в его временном разнообразии позволяет понять причину постоянных совершенствований, дополнений. Дети начинают понимать, что изобретать это значит решать противоречия . Технология ТРИЗ успешно применяется и на прогулках детьми. Используются приемы, активизирующие детскую Фантазию: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объектов. О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер. его мама? Кто его друзья?



Характеристика методов и приемов технологий

Метод фокальных объектов.

Термин фокальный используются для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Данный метод позволяет ставить следующие задачи:

Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;

Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ране полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;

Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объект используя найденные определения;

Проанализировать художественное произведение или картину

В рамках методов фокальных объектов можно проводить различные занятия с детьми в разных возрастных группах детского сада.

Пример1: Занятие «Ознакомление с кошкой» (средняя группа)

Воспитатель. Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на занятиях, не слушал объяснений учителя. Как-то раз ему предложили домашнее задание сделать сказочную, необычную кошку. А как сделать он не слышал. Пришел домой и стал думать: из чего сделать кошку? Взял свою любимую тарелку (показывает детям фарфоровую тарелку), положил ее в кастрюлю с мотором и думает: что бы еще туда положить?

Воспитатель. Как вы думаете, что можно еще положить в кастрюлю?

Дети . Дети называют любой предмет (или несколько предметов) подбирают к нему определения.

Воспитатель. Закрыл лентяй крышку, включил мотор. Все перемешалось кастрюле. Выключил мотор, открыл крышку и видит совсем обыкновенных кошек, но они... Как вы думаете, какие они,

Дети . Объединяя определения придуманных предметов со словом кошка, дети называют, какими свойствами должна обладать эта реальная кошка. Например, фарфоровая кошка, статуэтка, игрушка.

Воспитатель. Долго лентяй любовался на своих кошек. Но вдруг вспомнил, что нужно сделать необычных кошек. Снова закрыл о крышку своей кастрюли, включил мотор и произнес волшебные слова. Открывает кастрюлю, а там... Как вы думаете, какие кошки на этот раз были в кастрюле?

Дети . Дети придумывают сказочных кошек, называют их качества отталкиваясь от полученных словосочетаний. Рассматривая или изменяя какой-то объект, например яблоко, дети произвольно выбирают другой предмет (или два-три), не имеющий к нему отношения. Для такого выбора предлагаются картинки, игрушки. Когда предмет выбран ему нужно дать 5-10 определений. Например, выбран пингвин. Какой пингвин? Бегущий, летящий, прыгающий, смеющий, плавающий, заботливый. Подобранные определения подставляются к предмету, находящемуся в фокусе, яблоко и рассматриваются полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко заботливое яблоко. Затем в понятие яблоко вводятся элементы, которые ему не свойственны. Летающее яблоко ему нужны крылья, или надуть его как шар, яблоко внутри пустое, осталась одна кожура, он легко, может летать. Бегущее яблоко - у него выросли ножки. Смеющееся яблоко - у него должны быть рот и глаза.

Пример 2. Рассматривание картин и составление описательных рассказов

Воспитатель. Выставляется картина «Собака щенятами» (из серии картин по развитию речи В.В. Гербовой). Сначала детям предлагают подобрать слова-помощники, которые подскажут, как рассказать о картине.

Дети . Затем нужно рассмотреть картину по наводящим вопросам воспитателя и, отвечая на них, использовать найденные определения.

Лев сильный, огромный, грозный, рыжий, пушистый, рычащий/пугающий, быстрый, ловкий,

крадущийся.

Свитер - новый, любимый, пушистый, колючий, легкий разноцветный.

Воспитатель . Кто на картине сильный, огромный?

Дети. Собака,

Воспитатель. А чем еще она похожа на льва?

Дет и. Она рыжая, пушистая и т.д.

В о с п и т а т е л ь. А кто на картине быстрый, ловкий?

Дети отвечают, затем самостоятельно дают описание картины, используя найденные определения.

Дети. Огромная, рыжая, пушистая собака лежала около конуры на траве. Рядом с ней лежал маленький

пушистый ребенок, ее любимый сыночек. Перед собакой и щенком стояла тарелка с едой.

2. Педагогический поиск. Это основное средство работы с детьми. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок о чем-то спрашивает, не надо тут же отвечать ему. Наоборот, следует спросить, что он сам об этом думает, пригласить его к рассуждению и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопроса, педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было бы деревьев?» Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с тем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, ли из него можно сделать столько вещей, зачем человек пучился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево неудобно? люди выращивают лес и создают парки? Качества всех деревьев одинаковые или отличаются? Чем могут лечиться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит - не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др. Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево можно заменять другими материалами, которые используются при изготовлении посуды, мебели.

3. «Тайна двойного», или выявление противоречий . Противоречия ищутся в объекте, явлении.

Солнце - это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать его находить противоречия в том или ином явлении. От противоречий не следует уходить, надо научиться их разрешать.

4. Разрешение противоречий . Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Г.С. Альтшуллер выявил 40 принципов разрешения противоречий. Перечитав многие народные и авторские сказки, мы обнаружили, что сказочные герои успешно пользовались ими при разрешении противоречий. Сделай заранее. Заранее выполняется требуемое изменение объекта. Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разматывают ниточку клубка, разбрасывают камешки, которые потом помогут им вернуться. Обратить вред в пользу. Используются отрицательные факторы для получения положительного эффекта. В сказке братьев Гримм «Три пряхи» отрицательный фактор - уродства трех тетушек (отвисшая губа, длинный палец, огромная нога) избавили главную героиню от нелюбимой работы (положительный результат). Объединение разъединение. Ивану-царевичу и Серому Волку удалось найти молодильные яблоки только потому, что они действовали вместе, т.е. успешно объединили, согласовали свои усилия.

5. Прием копирования. Вместо настоящего объекта используется его оптическая копия. Чтобы поймать сбежавшую Людмилу, Черномор превращается в Руслана и легко добивается цели. А в «Молодильных яблоках» такой прием использует Волк, когда превращается сначала в коня, а затем царевича. Принцип дробления. Состоит в разделении объекта на независимые части. Мультфильм «Возвращение Капитошки» отлично иллюстрирует его. Капитошка рассыпался на мелкие брызги, чтобы спастись от злой тетки Волчихи, а затем снова соединился. Принцип матрешки. Основан на расположении одного предмета внутри другого. Кощей Бессмертный прячет свою смерть на кончике иглы, иглу - в яйце, яйцо - в утке, утку - в селезне, селезня - в хрустальном ларце. Принцип изменения окраски. Состоит в изменении окраски объекта или внешней среды, степени прозрачности. В мультфильме «Осьминожки» с помощью этого принципа маленькие плутишки решили массу противоречий/Например, как играть и не мыться одновременно. Для этого они просили более чистоплотного братишку поменять цвет и помыться сколько раз. А как спрятаться от папы, никуда не прячась? Для этого достаточно перекраситься в цвет ковра. Разрешение противоречий во времени. В сказке С.Я. «Двенадцать месяцев» одни месяцы появляются на новогодней поляне раньше своего срока, а другие - значительно позже. Принцип изменения агрегатного состояния. Объект переходит в другое агрегатное состояние, и от этого меняются свойства. Сердце Кая из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» превратилось в льдинку и изменило свои свойства: вместо доброго стало злым. Принцип посредника. Для выполнения действия используется промежуточный объект-переносчик. В сказке «Златовласка» муха-посредник помогла Ирижику отыскать среди шестнадцати принцесс Златовласку.

6 . Метод мозгового штурма. Он также способствует развитию познавательной деятельности. Вот так происходит мозговой штурм в старшей группе. Формирование цели занятия. Придумать новую мебель для кукол. Объявление проблемы. Мебель для кукол есть, но она очень большая, в группе для нее недостаточно места, необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы в ней помещались куклы, и в то же время должна быть маленькой, чтобы она сама помещалась в игровом уголке. Формирование ограничений. Использовать имеющийся материал для изготовления мебели; ограниченный ее размер. Сообщение воспитателя и детей о традиционном решении. Мебель бывает складная (раскладушка), раздвижная (полка, кресло-кровать и т.п.). Выявление элементов, подлежащих улучшению. Ножки и спинки у кровати и стульев; ножки у стола; высота и ширина шкафа и т.п. Выдвижение идей. Сделать: ножки складные, выкручивающиеся; кровать без ножек; столы и стулья раздвижные; мебель многоярусную, складную; в шкаф можно вкладывать кухонный стол, в стол тумбочку, в тумбочку полку, в полку стол и т.д.

7.Анализ выдвинутых идей. Отбор решений, встречающихся в художественной литературе. Гамак в «Золотом ключике», скорлупка грецкого ореха постель для Дюймовочки, отсутствие мебели у «Бременских

музыкантов». Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми. Каждый вариант анализируется с разных сторон, выясняются качества хорошие и плохие, лучшие для данного момента. Практическое выполнение. Дети решают, что каждый из них будет делать на занятии по труду. Обсуждаются этапы коллективной работы. Итог. Из куска ткани дети сделали гамак, закрепляющийся на шкафах; стулья-подушки; шкаф-подушка для хранения кукольных вещей; постель-мех, ковер, теплая одежда; кровать перевернутый стол или сдвинутые стулья. Вся мебель разместилась в кузове грузовика. Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок, творческих заданий, занятий.

Например, «Каменное занятие». Камень выполняет роль ведущего и знакомит детей со способами

обработки и использования камней. Детям рассказывают, где и как используется камень. Затем предлагают пофантазировать: «Если все вокруг станет каменным, как они будут жить, чем питаться...».

«Сердечное занятие». В теплой, доброжелательной обстановке раскрыть природу такого нравственного качества, как сердечность, сердечное отношение к старшим, старикам, близким людям; сердечные тайны; любовь двух сердец. Затем предлагают детям как бы поговорить со своим сердцем, расспросить, что ему нужно для хорошей работы. «Дырявая прогулка». Путешествие в дырку в земле, знакомство с ее обитателями: насекомыми, корнями растений. Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути. Прогулка по дереву, вхождение в дупло. «Дырка» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучение человека - путешествие по его организму. «Вареная прогулка». В борщ к овощам, знакомство с ними. На стройку (кто такой сварщик, каковы свойства металла). Прогулка капельки воды, которая из тучи попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плите. «Ледяная прогулка». На замерзшую реку (что произошло с рекой и ее жителями). На ледяную горку, в ледяной городок. Встреча с Ледяной королевой (соревнования или путешествие в ее царстве).

8. Использование аналогии. Особый вид работы по технологии ТРИЗ решение сказочных задач и

придумывание новых сказок с помощью специальных методов, в том числе аналогий.

Например, детям предлагают спасти колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой и т.д. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности игровую, речевую* рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем шепчутся твои листочки?» «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?»

8.Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика (У.Дж. Гордон, США, 1950-е гг.). Синектика (греч.) объединение разнородных элементов. По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

Неоперативный (неуправляемый) - интуиция, вдохновение;

Операционный (управляемый) - использование различного вида аналогий.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить ффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и,

следовательно, решаемое известными путями. Аналогия бывает разных видов: прямая и фантастическая.

9. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений. Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи. На свете все похоже:

Змея - на ремешок из кожи;

Луна - на круглый глаз огромный;

Журавль - на тощий кран подъемный.

Различают несколько видов аналогий.

Компонентная (структурная) аналогия по сходству элементов, составляющих объект. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Снег одеяло, вата облако, тополиный пух мука, пена сладкая вата. Функциональная аналогия. Надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект, что он делает? Затем в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Искать следует в противоположных областях. Техника природа: машина лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ветру. Ветер пылесос, вентилятор, движение. Аналогия по форме, когда рассматриваемые предметы похожи по внешнему виду. Сосулька карандаш, нож, ручка, нос; фонарный столб жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищущая цыплят. Аналогия по цвету. Солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса. Зеленый лист - огурец, виноград, танк, машина, ель. Аналогия по ситуации или по различным положениям и состояниям явления или предмета. Тихий час утро в лесу, закат, затишье перед бурей. Умывание весенний водопад, паводок. Аналогия по свойствам, требующим ответа на вопрос: Какой? Шарик (какой?) резиновый соска, калоша, купальная шапочка; упругий мяч, зонт, ветер, жвачка, струя. Комплексная аналогия при

рассматривании одного объекта. Например, обсуждается объект дверь.

По форме: плитка шоколада, картина, фантик.

По функции: веки, рот, крыша, зонт, чемодан.

По свойствам: деревянная сундук, шкаф, ветка; крашеная веки, ногти, обложка; легкая бабочка,

лепесток; скрипучая дерево, стул.

По цвету: облако, снег, вата, мороженое.

Развивая и комбинируя различные виды прямой аналогии, Г.Я. Буш предложила метод гирлянды ассоциации. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку слов. Каждая новая ассоциация подбирается не по первому, а по последнему слову.

Например, дети много шумят, бегают, листопад, капли, фонтан, лед, зеркало, лужа, прогулка, дети. Цепочка ассоциаций может быть короткой или длинной, значения не имеет. Каждый находит ту аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению, темпераменту.

10. Фантастическая аналогия. При решений различных задач и закреплении знаний фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых, пришельцев из других миров для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации. Когда удается найти фантастическое решение задачи, необходимо понять, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Дети будут высказывать неожиданные идеи, если предложить им описать, как они представляют себе сказочные детский сад, занятие, прогулку, праздник, обед, выходной, игру и т.п. В таких рассказах дети интуитивно выражают свои потаенные мысли и желания. Обучение новому делу или закрепление навыков проходит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнования, кто дальше прыгнет». Помимо перечисленных методов развития творческого мышления, ТРИЗ опирается на различные виды изобразительного творчества детей: рисование, аппликации, лепки, конструирование, моделирование и др., и таким образом эта технология способствует развитию воображения, фантазии детей. Итак, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. Профессионально образованному и компетентному педагогу знание педагогических инноваций поможет эффективно организовать жизнедеятельность ребенка-дошкольника.