Достаточно сказать, что именно грабинской пушкой был вооружен легендарный танк Т-34, а из 140 тысяч полевых орудий, которыми воевали наши солдаты во время Великой Отечественной войны, более 90...

Достаточно сказать, что именно грабинской пушкой был вооружен легендарный танк Т-34, а из 140 тысяч полевых орудий, которыми воевали наши солдаты во время Великой Отечественной войны, более 90 тысяч были сделаны на заводе, которым в качестве главного конструктора руководил Грабин, а еще 30 тысяч были изготовлены по его проектам на других заводах страны. Знаменитые грабинские пушки Ф-22, Ф-34, УСВ, ЗИС-2, ЗИС-3, БС-3 и другие уничтожили подавляющее большинство немецких танков в годы Великой Отечественной войны.

Грабин создал самую знаменитую пушку Второй мировой войны – ЗИС-3, которую артиллеристы прозвали «пушкой Грабина». Первый ее опытный экземпляр был выпущен за ворота завода № 92 именно 22 июня 1941 года, а на следующий день начались его заводские испытания. Через месяц, 22 июля 1941 года, опытный образец ЗИС-3 был показан в Москве маршалу Кулику.

Грабин вспоминал впоследствии, что Кулик наотрез отказался санкционировать новое производство. Он приказал Грабину: «Возвращайтесь на завод и давайте больше тех пушек, которые уже есть в производстве» . Но Грабин понимал важность ЗИС-3 и пошел на крайне рискованный шаг – в инициативном порядке запустил опальную пушку в серию. Позже Василий Гаврилович вспоминал: «Никто, кроме узкого круга посвященных, не догадывался, что пошла новая пушка. Единственную деталь, которая могла вызвать подозрение, – дульный тормоз – решили изготовлять в опытном цехе. Там можно было делать что угодно, не боясь разглашения… Все шло по графику. В сборочном цехе собирали противотанковые ЗИС-2, только без труб ствола. Когда подошло время общей сборки, уже были готовы трубы и дульные тормоза для ЗИС-3. Поздним вечером то и другое отправлялось в сборочный цех. За ночь несколько пушек ЗИС-3 были собраны и тщательно проверены, а утром их предъявили военной приемке. 10 августа 1941 года меня срочно вызвали в заводоуправление к телефону… В трубке послышался спокойный голос Сталина:

Вам хорошо известно, что положение на фронтах очень тяжелое. Фашисты рвутся к Москве… Очень прошу вас, сделайте все необходимое и дайте поскорее как можно больше пушек. Если для этого потребуется пойти на снижение качества, идите и на это.

Услышанное меня ошеломило, я ответил не сразу.

Товарищ Сталин, вашу просьбу, ваше задание я передам коллективу завода. Могу вас твердо заверить, что завод в ближайшее время обязательно резко увеличит выпуск пушек.

При переходе на увеличенную программу так организуйте работу, чтобы выпуск пушек непрерывно возрастал. Учтите, нам дорога каждая пушка».


76-мм пушка ЗИС-3 конструктора Василия Гавриловича Грабина

Грабин сдержал слово. За три с половиной месяца он закончил все работы по конструктивно-технологической модернизации отдельных элементов пушек и испытал опытные образцы. ЗИС -3 пошла в войска и скоро стала любимой пушкой бойцов Красной армии.

Официально ЗИС-3 была принята на вооружение 12 февраля 1942 года под наименованием «76-мм дивизионная пушка обр. 1942 г.». К этому времени на фронте воевало не менее тысячи ЗИС-3, выпущенных в опытном порядке. Благодаря высокой технологичности ЗИС-3 стала первым в мире артиллерийским орудием, поставленным на поточное производство и конвейерную сборку. В январе 1942 года, впервые увидев ЗИС-3, Сталин сказал: «Эта пушка – шедевр в проектировании артиллерийских систем» .

О боевых характеристиках ЗИС-3 можно судить хотя бы по такому примеру. В коллекции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге есть 76-мм пушка образца 1942 года № 4785. Расчет орудия начал боевые действия в июле 1943 года в Курской битве в районе станции Поныри и закончил боевой путь в Берлине. Пушка прошла с боями 6 204 км, произвела по врагу 3 969 выстрелов, уничтожила: танков (в основном «Тигры» и «Пантеры») – 33, самоходных орудий – 21, автомашин – 74, самолетов на аэродроме – 5, орудий – 14, минометов – 17, пулеметов – 17, солдат противника – 752.

И таких пушек за годы войны было выпущено 48 016 штук – больше, чем любой иной пушки в истории человечества.


Мало кто знает, что после войны Грабин оказался в числе тех, кто разрабатывал ядерные реакторы и ракетную технику. В 1946 ЦАКБ переименовывается в Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения (ЦНИИАВ). В 1955 перед институтом ставится принципиально новая главная задача — создание атомных реакторов. Для руководства этими работами начальником назначили академика Анатолия Александрова (позднее — президент Академии наук СССР), а Грабин был переведен на должность начальника отделения. Но уже в марте 1956 году его вновь назначили директором и главным конструктором, а Александров вернулся в свой родной Институт атомной энергии.

Под руководством Грабова для Физико-энергетического института в Обнинске был спроектирован и изготовлен реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем тепловой мощностью около 5000 кВт, а также проекты газотурбинной установки на ртутном паре мощностью 5 кВт для космических кораблей и реактор на быстрых нейтронах БН-50 мощностью 50000 кВт для научно-исследовательских целей. Кроме того, институт привлекли к работам по реактивной, так тогда называли ракетное оружие, технике. В частности, в 1957 году на базе ЦНИИ-58 была образована головная организация по разработке управляемых снарядов и систем управления реактивного танкового и противотанкового вооружения. При этом работа в области традиционной артиллерии тоже не прекращалась, лишь определенным образом корректировалась номенклатура. В эти же годы, согласно другим решениям, ЦНИИ-58 принял участие в разработке тактических ракетных комплексов класса «земля-земля» и «земля-воздух».

В июле 1959 года ЦНИИ-58 вместе с опытным заводом, где работало около пяти тысяч человек, в том числе почти полторы тысячи инженеров и конструкторов, волевым решением Совмина присоединили к расположенному поблизости ОКБ-1 С.П. Королева. Начинался штурм космоса. И на это были брошены все силы. Грабин, всеми силами отстаивал «свое» направление. Но Королев был не менее напорист. К тому же за ним стояли зов времени и правительство. Грабин получил «дембельское» назначение в консультативную группу при министре обороны, а большинство его бывших сотрудников под руководством Сергея Павловича приступили к проектированию твердотопливных баллистических ракет стратегического назначения. Василий Гаврилович организовал на территории ЦНИИ-58 большой артиллерийский музей из советских и германских орудий, значительную часть которых составляли наши и немецкие уникальные пушки, созданные в нескольких, а то и в единственном экземпляре. Все они были уничтожены. Королеву не профильные активы были не нужны. Погибла и значительная часть документации ЦНИИ-58. По личному распоряжению Королева сожгли переписку Грабина со Сталиным и Молотовым.


Грабин Василий Гаврилович

Оружие победы

Автор этой книги, известный советский конструктор артиллерийских систем Василий Гаврилович Грабин - генерал-полковник технических войск, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР (он был удостоен ее в 1941, 1943, 1946 и 1950 годах), кавалер четырех орденов Ленина и других высоких правительственных наград.

"Известный" - неточное слово. Если говорить о широкой популярности, правильнее сказать - неизвестный. Как были неизвестны С. П. Королев и создатель легендарного танка Т-34 А. А. Морозов. Как были до поры неизвестны имена многих инженеров и ученых, работавших на Победу. В обстановке строжайшей секретности проходили и их рабочие будни, и их праздники.

Из 140 тысяч полевых орудий, которыми воевали наши солдаты во время Великой Отечественной войны, более 90 тысяч были сделаны на заводе, которым в качестве Главного конструктора руководил В. Г. Грабин (в книге этот завод назван Приволжским), а еще 30 тысяч были изготовлены по проектам Грабина на других заводах страны. Имя В. Г. Грабина мало кто знал, но все знали знаменитую дивизионную пушку ЗИС-3, вобравшую в себя все достоинства прославленной русской "трехдюймовки" и многократно умножившую их, оцененную высшими мировыми авторитетами как шедевр конструкторской мысли. Пушки эти до сего дня стоят на мемориальных постаментах на полях крупнейших сражений - как памятник русскому оружию. Так оценил их народ. Грабинскими пушками были вооружены "тридцатьчетверки" и тяжелые танки "КВ", грабинские 100-миллиметровые "зверобои" встали неодолимой преградой на пути фашистских "тигров" и "пантер", грабинские "САУ" помогали атакующей нашей пехоте подавлять огонь вражеских дотов.

Обычно в мемуарах читатель ищет подробности жизни знаменитых людей, живые детали, позволяющие полно и живо воссоздать образ времени. Эта книга иная. В. Г. Грабин описывает не историю своей жизни, он пишет то, что можно бы назвать биографией его дела. Насколько полно прослежены этапы рождения почти каждой из пушек, настолько же скуп автор в отношении даже крутых поворотов своей жизни. Для В. Р. Грабина событием было принятие его пушки на вооружение, а не награждение его самого высшей премией. Поэтому и пришлось начать эти страницы энциклопедической справкой, официальным перечислением его титулов и званий.

Как и для большинства читателей, далеких от специальных проблем вооружения и детально не вникавших в историю Великой Отечественной войны, фамилия "Грабин" ничего мне не говорила до одного из холодных ранневесенних вечеров 1972 года, когда на моем пороге возник залепленный мокрым снегом молодой майор с черными петлицами и поставил на пол два тяжелённых пакета со словами: "Приказано передать". Такой тяжелой могла быть только бумага. Так и оказалось: в свертках было два десятка папок с плотным машинописным текстом. Я внутренне ужаснулся: это же не меньше недели читать! Но отступать было некуда. Накануне в телефонном разговоре с моим старшим коллегой по писательскому цеху М. Д. Михалевым (он тогда заведовал отделом очерка в журнале "Октябрь") я дал согласие взглянуть на материалы с тем, чтобы - если это меня заинтересует принять участие в их литературной обработке. Сам М. Д. Михалев занимался этой работой уже с год и чувствовал, что в одиночку не справится. Майор, козырнув, исчез в темноте. Я перетащил пакеты поближе к столу и раскрыл первую папку. На титульном листе стояло: В. Г. Грабин.

Читал я ровно неделю. Не отрываясь - как увлекательнейший детектив. Отложив все дела и отключив телефон. Собственно, никакие это были не мемуары. Правильнее сказать: технический отчет. Со всеми внешними признаками этого канцелярского жанра. Но отчет - о всей своей жизни. А поскольку для В. Г. Грабина, как и для многих его сверстников, юность которых была осияна молодой идеологией Октября, дело было главным, а порой и просто единственным содержанием жизни, отчет Грабина о своей жизни стал отчетом о своем деле.

Среди талантов Василия Гавриловича не было литературного дара, но он обладал даром иным, редчайшим, который роднит его с Львом Толстым. Я бы назвал это - точечная память. Память его была феноменальной, он помнил в мельчайших подробностях все - в ходе работы наши с М. Д. Михалевым архивные изыскания неизменно подтверждали его правоту. Но мало того, что он помнил все, что происходило. Самое поразительное, что он помнил все, что тогда чувствовал, последующие впечатления не стирали и не искажали того, что он переживал в каждый конкретный момент своей почти сорокалетней деятельности. Когда-то где-то какой-то мелкий военный чиновник помешал (чаще пытался помешать) работе над очередной пушкой. И хотя чуть раньше или чуть позже этот чиновник был переубежден или просто отступил, отстранился, был смят, убран с пути ходом самого дела, Грабин словно бы возвращается в тот день, и вся ненависть к чинуше, все отчаяние ложатся на бумагу, он снова спорит со своим давно побежденным оппонентом так, как спорил тогда, и приводит доказательства своей, а не его правоты, не упуская ни малейшей мелочи: "Во-первых… в-третьих… в-пятых… И наконец, в-сто тридцать вторых…"

В. Г. Грабин писал отчет о своей жизни. И возможность не просто узнать итог, а проследить процесс сообщает книге В. Г. Грабина особую динамичность, а также дополнительную и довольно редкую для мемуарной литературы ценность.

Еще через несколько дней я приехал в подмосковную Валентиновку и долго ходил по раскисшим от весеннего половодья улочкам, отыскивая дом, где жил В. Г. Грабин. Возле калитки с нужным мне номером стояли два потрепанных мужичка и безуспешно давили кнопку звонка. У ног их стояла молочная фляга с какой-то то ли олифой, то ли краской, которую они жаждали как можно скорей продать за любую цену, кратную стоимости бутылки. Наконец, не на звонок, а на стук калитка открылась, выглянул какой-то человек, одетый так, как одеваются все жители подмосковных поселков для работы на улице, в самый что ни на есть затрапез: какой-то ватник, опорки, - вопросительно глянул на посетителей: что надо?

Слышь, батя, позови-ка генерала, дело есть! - оживился один из них.

Человек мельком глянул на флягу и недружелюбно буркнул:

Нет генерала дома.

И когда они, чертыхаясь, потащили свою флягу к другой калитке, перевел взгляд на меня. Я назвался и объяснил цель своего приезда. Человек посторонился, пропуская меня:

Проходите. Я Грабин.

В глубине просторного, но совсем не генеральских размеров участка стоял небольшой двухэтажный дом, опоясанный верандой, тоже ничем не напоминающий генеральские хоромы. Позже, во время работы над книгой, я часто бывал в этом доме, и всякий раз он поражал меня какой-то своей странностью. В нем было довольно много комнат, шесть или семь, но все они были маленькие и проходные, а по центру дома шла лестница, дымоход и то, что называется инженерными коммуникациями. Однажды я спросил у Анны Павловны, жены Василия Гавриловича, кто строил этот дом.

Сам Василий Гаврилович, - ответила она. - Сам проектировал и следил за постройкой, он очень его любил.

И все стало понятно, дом был похож на пушку: в центре ствол, а все остальное вокруг…

Через два года работа над рукописью была закончена, весной 1974 года из типографии пришла верстка, на титуле которой стояло: Политиздат, 1974. Еще через год набор был рассыпан и книга перестала существовать.

Как бы перестала существовать.

Но все же существовала. Все же "рукописи не горят".

По традиции предисловия к мемуарам крупных государственных деятелей пишут другие крупные государственные деятели, своим авторитетом как бы свидетельствуя о подлинности заслуг автора, значительности его вклада в науку, культуру или экономику страны. В. Г. Грабин был несомненно крупным государственным деятелем и в этом своем качестве заслуживает, бесспорно, предисловия, написанного (или хотя бы подписанного) человеком, титулованным куда как солиднее, чем скромное "член Союза писателей", и к тому же выступающим в совсем уж скромнейшей роли литобработчика или литзаписчика. Думаю, что "Оружие победы" привлечет внимание авторитетных авторов, которые отметят не только вклад В. Г. Грабина в общую победу нашего народа над фашизмом, но и его роль как крупнейшего организатора промышленного производства, который (вновь обращаюсь к Большой Советской Энциклопедии) "разработал и применил методы скоростного проектирования арт. систем с одновременным проектированием технологич. процесса, что позволило организовать в короткие сроки массовое произ-во новых образцов орудий для обеспечения Сов. Армии в Великой Отечеств, войне". Попросту говоря: КБ Грабина создавало танковую пушку за 77 дней после получения заказа, причем создавало не опытный образец, а серийный, валовый. Не останется, надеюсь, без внимания и не столь материальная, но не менее важная сторона деятельности В. Г. Грабина, утверждавшая не на словах, а в насущнейшем деле такое подзабытое понятие, как честь советского инженера.

Император, его дочери и приближенные министры, Столыпин в их числе, присутствовал на спектакле «Сказка о царе Салтане» в городском театре Киева. На тот момент у шефа охранного отделения Киева была информация о том, что в город прибыла террористка с целью совершить нападение на высокопоставленного чиновника, а возможно и на самого царя . Данная информация была получена от Богрова . Во время второго антракта спектакля «Сказка о царе Салтане », Столыпин разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира . Раздробив его, пуля изменила прямое направление в сердце. Этой пулей оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. После ранения Столыпин перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом, слышным находившимся недалеко от него, произнес: «Счастлив умереть за Царя» .

Архивист Ольга Эдельман приводит фрагмент из перлюстрированного письма из Парижа , от политэмигранта, к ссыльной в Иркутскую губернию, сентябрь 1911 г.: «Сообщу, как мы пережили сообщение о покушении на Столыпина. […] Публика страшно разволновалась: эс-эры закрыли свою читалку, в с. д.-ской же был прибит огромный плакат с извещением о радостном событии. Слух о выздоровлении Столыпина заставил здешний орган синдикалистов “Bataille Syndikaliste” озаглавить свою статью: “Несчастье. Столыпин, кажется, опять не издохнет…” Смерть же Столыпина произвела очень хорошее впечатление на всех, хотя с. р. сегодня (спустя 8 дней после покушения) официально заявляют, что Богров действовал без санкции какой-либо партийной с. р. организации» .

Смерть Столыпина

9 сентября Столыпин был погребён в Киево-Печерской лавре . Трапезная церковь, где проходило отпевание , была заставлена венками с национальными лентами, собралось Правительство, представители армии и флота и всех гражданских ведомств, многие члены Государственного совета , депутаты Государственной думы , а также приехало более сотни крестьян из ближайших деревень.

Надгробие с могилы Столыпина в начале 1960-х годов было снято и долгие годы сохранялось в колокольне на Дальних пещерах. Место могилы было заасфальтировано. Надгробие восстановлено на прежнем месте в 1989 году , при содействии И. Глазунова .

Увековечение памяти

Памятник Столыпину в Киеве. Снесён в 1917 г.

7 сентября некоторые депутаты Государственной думы и члены местного земства предложили поставить Столыпину памятник в Киеве. Собирать средства решили пожертвованиями. Пожертвования потекли столь обильно, что буквально через три дня в одном Киеве была собрана сумма, которая могла покрыть расходы на памятник. Через год, 6 сентября 1912 г., на площади возле Городской думы, на Крещатике в торжественной обстановке был открыт памятник. Столыпин был изображен говорящим речь, на камне высечены сказанные им слова: «Вам нужны великие потрясения - нам нужна Великая Россия», а на передней стороне пьедестала памятника была надпись: «Петру Аркадьевичу Столыпину - русскіе люди».

Снесён 16 (29) марта 1917 года, через две недели после Февральской революции .

Обитое красным бархатом кресло номер 17 второго ряда партера Киевского городского театра, возле которого убили Столыпина, в настоящий момент находится в Музее истории МВД в Киеве.

Улица Маловладимирская, где умер Столыпин, была переименована в Столыпинскую. На протяжении XX века эту улицу переименовывали ещё шесть раз, сейчас она называется улица Олеся Гончара .

Расследование

Ещё в студенческие годы Богров был замешан в революционной деятельности, несколько раз был арестован, но быстро получал освобождение, благодаря влиянию своего отца, вхожего в высшие городские круги. В разгар мятежных волнений в Киеве состоял членом Революционного совета студенческих представителей и одновременно вёл агентурную работу. По свидетельству начальника охранного отделения Кулябко, Богров выдал много революционеров, предупредил террористические акты и тем заслужил доверие .

Прямо из театра Богров был отправлен в киевскую крепость «Косой Капонир», где был заключён в одиночную камеру .

При его появлении 16 августа «Стёпа» […] заявил мне, что моя провокация безусловно и окончательно установлена […] и что решено о всех собранных фактах довести до сведения общества […] Когда я стал оспаривать достоверность парижских сведений и компетентность партийного суда, «Стёпа» заявил мне, что реабилитировать себя я могу только одним способом, а именно - путём совершения какого-либо террористического акта. […] Буду ли я стрелять в Столыпина или в кого-либо другого, я не знал, но окончательно остановился на Столыпине уже в театре .

История этого чрезвычайного дела до сих пор таит массу неясностей. Ни одна политическая партия не взяла на себя ответственность за это убийство. Самая распространённая версия была такова: агент охранки после разоблачения революционерами был вынужден пойти на убийство Столыпина. Об этом также косвенно свидетельствуют попавшие в печать сведения о появлении в Киеве накануне убийства Троцкого .

Вместе с тем обстоятельства покушения говорят о том, что оно стало возможным благодаря халатности охранки, которая сродни злому умыслу .

По одной из версий, покушение было организовано при помощи охранного отделения. На это указывают многие факты, например, билет в театр был выдан Богрову начальником Киевского охранного отделения Н. Н. Кулябко с согласия П. Г. Курлова , А. И. Спиридовича и М. Н. Веригина, при этом к Богрову не было приставлено наблюдение.

По другой версии, Кулябко был введён в заблуждение Богровым: он рассказал ему, что вошёл в доверие к некому «Николаю Яковлевичу», который собирается совершить покушение на Столыпина, чтобы не вызвать подозрений у «Н. Я.» Богрову необходимо присутствовать на месте покушения. При этом со стороны Кулябко не было применено мер для проверки легенды Богрова . По воспоминаниям киевского губернатора Гирса , охрана Столыпина в городе была организована плохо .

Для расследования обстоятельств дела была назначена сенаторская ревизия , которую возглавил сенатор М. И. Трусевич . В начале 1912 года результаты комиссии, которые заняли 24 тома были переданы в Государственный совет. В докладе поднимался вопрос о «превышении и бездействии власти, имевшем весьма важные последствия» и назывались виновные - товарищ министра Курлов , вице-директор Веригин, заведующий дворцовой охраной Спиридович и начальник Киевского охранного отделения Кулябко. Бездействие выражалось в пассивном отношении к легенде, данной Богровым, которую никто не проверил, превышение власти - в том, что вопреки чётким циркулярам он был допущен на парадный спектакль. В результате данные лица были привлечены к предварительному следствию в качестве обвиняемых в преступном бездействии власти .

Руководство следствием было поручено сенатору Н. З. Шульгину. На следствии Курлов заявил, что «особого распоряжения Кулябку установить наблюдение за личностью самого Аленского (агентурный псевдоним Богрова) я не сделал, считая, что такой элементарный приём розыска не может быть упущен опытным начальником охранного отделения ».

В показаниях Кулябко приметно существенное обстоятельство: он отказывается от чрезвычайно важного показания. Сначала он заявил, что не может считать себя виновным в происшедшем несчастье, так как Богров был допущен в театр с ведома генерала Курлова. Затем он поменял показания, сказав, что «допустил в театр Богрова без ведома Курлова и специально просил именно эти показания считать действительными» . Причину такой перемены видели в письме найденном при обыске у супруги Кулябко, которая приходилась сестрой Спиридовичу. В нём содержалась угроза:

Если меня посадят на скамью подсудимых, тогда и я вспомню, что у меня жена и ребёнок, и отброшу я тогда всякую щепетильность и поставлю вопрос ребром о всей той конспирации, которую проводили относительно меня 1 сентября. Хотели сделать без меня, ну и сделали, неважно только вышло .

Неожиданно в начале 1913 года дело было закрыто по поручению Николая II .

Общественное отношение к происшедшему было различным: от разочарования и досады до нескрываемого возмущения . Видный русский юрист и общественный деятель А. Ф. Кони по этому поводу писал:

Неоднократно предав Столыпина и поставив его в беззащитное положение по отношению к явным и тайным врагам, «обожаемый монарх» не нашёл возможным быть на похоронах убитого, но зато нашёл возможность прекратить дело о попустительстве убийцам .

Примечания

  1. Протокол допроса подполковника Н.Н. Кулябко . сайт www.hrono.info (2.11.1911). Архивировано
  2. Столыпин Петр Аркадьевич . сайт www.hrono.info. Архивировано
  3. www.ruthenia.ru/logos/number/56/10.pdf
  4. Тайна убийства Столыпина . сайт www.hrono.info. Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 26 января 2011.
  5. Памятник П.А. СТОЛЫПИНУ . сайт "Вашъ Кіевъ". Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  6. Валерий ДРУЖБИНСКИЙ Сколько памятнику стоять? . газета "Зеркало недели" (02.05.2006). Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  7. Этот день в истории: В Киеве исчез памятник, спущен на воду «Метеор» . сайт for-ua.com. Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  8. Сидоровнин Геннадий Павлович Глава XVI. Убийца. Расследование // Пётр Аркадьевич Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911). - М.:: Поколение, 2007. - С. 584-629. - 720 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9763-0037-8
  9. Ган Л. Убийство Столыпина // Исторический вестник . - 1914. - Т. 136. - С. 195-212.
  10. А. Серебренников, Г. Сидоровнин Столыпин. Жизнь и смерть. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991. - С. 162.
  11. Билет Богрова в Киевский городской театр на спектакль . сайт rusarchives.ru. Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  12. Арон Аврех Глава VII. Выстрелы в Киеве. Банда четырёх . сайт scepsis.ru. Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  13. Протокол допроса киевского губернатора А.Ф. Гирса . сайт www.hrono.info (20.09.1911). Архивировано из первоисточника 11 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  14. А. Серебренников Убийство Столыпина. Свидетельства и документы. - Нью-Йорк: Телекс, 1989. - С. 280.
  15. Джанибекян В. Д. Тайна гибели Столыпина. - М.:: Бородино-Е, 2001. - С. 360-361.
  16. Казарезов В. В. П. А. Столыпин: история и современность. - Новосибирск: "Рид", 1991. - С. 27.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Недавно президент России В.В. Путин предложил министрам Правительства «скинуться» на памятник великому реформатору Петру Столыпину, любившему Россию больше жизни.

Уже более ста лет прошло с тех трагических событий, о которых пойдет речь, но память, о выдающемся русском человеке, не должна стереться из памяти потомков.

Россия была аграрной страной. Петр Аркадьевич Столыпин был уверен, что давно устаревшее устройство жизни крестьян, тянуло Россию обратно. Им был разработан проект крестьянской реформы, и он со всем своим упорством стал внедрять его в жизнь.

Петр Столыпин происходил из семьи старинного дворянского рода. Карьере его можно было позавидовать: гродненский, затем саратовский градоначальник, а в апреле 1906 года министр внутренних дел. Будучи министром, очень непростого направления, он показал себя как бескомпромиссный борец со смутьянами. Летом 1906 года он стал председателем Совета Министров, сохранив за собой и предыдущую должность. На следующий день после его назначения, Николаем II была распущена Государственная дума. Столыпин понимал, что необходимо срочно реализовывать программу преодоления социального и политического кризиса, который ставил государство на грань краха. Петр Аркадьевич считал, что крестьянство, получившее больше прав и государственные гарантии, в будущем станет опорой монархии. Те же крестьяне, которые пожелают переехать в город, станут основой рабочей силы в растущей промышленности.

Столыпину частично удалось реализовать задуманное. Созданный им Крестьянский банк, продавал государственные земли крестьянам на льготных условиях, что значительно укрепило аграрный сектор страны. Правительство, руководимое Столыпиным, осуществило ряд мер, позволившим переселить значительную часть крестьян на окраины империи. Так, за Урал переехало более 3 млн. человек. Эти переселенцы стали основной движущей силой экономического подъема Сибири. Под кураторством Столыпина создавались новые агропромышленные службы, организовывались учебные курсы по молочному производству, животноводству, изучению новых форм сельского хозяйства.

Итог этих усилий был настолько значительным, что длительное время достижения во всех отраслях сравнивались с результатами, достигнутыми в 1910 году при Столыпине. Так, в 1910 году Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы. Столыпин не раз говорил государю, что для реализации задуманных реформ требуется «20 лет покоя». Но Первая мировая война внесла свои коррективы в эти планы. Столыпин не получил поддержку своих реформ не только Николая II, но и высших государственных чиновников.

Сегодня с уверенностью нельзя сказать, по чьему приказу началась травля Петра Столыпина. В августе 1906 года раздался взрыв на даче у премьера. Сам Столыпин не пострадал, но погибли 27 человек и ранены были дочь и сын реформатора. Столыпин с семьей переехал в Зимний дворец, где можно было не волноваться за жизнь близких людей. Сразу же был издан указ о создании военно-полевых судов, где на приговор уходило не более 48 часов. За год этими судами было вынесено 1102 смертных приговора. Были ужесточены контроль и цензура над собраниями.

В 1907 году Николай II распустил II Государственную думу, которая считалась «левой». Для всех было понятно, что это решение принято по просьбе Столыпина, правительство которого получило так необходимое ему время «умиротворения».

Жизнь Столыпина превратилась в сплошную борьбу с «сильными мира» за реализацию реформ, так необходимых государству. 1911 год не стал исключением. Летом этого года в Киеве планировали открыть памятник Александру II. На праздник приглашен был император и все высшие чиновники, включая и премьер-министра Столыпина. Для гостей в театре давали оперу «Сказку о царе Салтане». В антракте к Столыпину подошел неизвестный человек и выстрелами в упор смертельно ранил премьер министра.

Убийца – Богров, был осведомителем охранного отделения и пришел в театр по билету, подписанному лично руководителем киевской охранки. И хотя считается, что Богров вел некую двойную игру, вполне вероятно, что в данном случае он выполнял вполне конкретный заказ на устранение выдающегося политического лидера. Так депутат 3-ей Государственной думы А. Гучков сказал: «…невозможно разобрать, кто убил премьер-министра - революционеры или полиция». Генерал-прокурор считал, что следует привлечь к ответственности министра внутренних дел Курлова и начальника киевской охранки Кулябко и других чиновников, которые не выполнили свои служебные обязанности и создали такую обстановку, которая позволила осуществить это покушение на жизнь премьер-министра.

Но, то, что, в конечном результате, руководители охранных служб остались безнаказанными, подтверждает версию императорского одобрения этого убийства. А исполнителем этого приказа и стала охранка. Чего мог опасаться император, выбравший такой жестокий способ уничтожения своего ближайшего чиновника? Скорее всего, было несколько причин, но все они были против Столыпина, имевшего большой политический вес. Свою лепту в травлю великого реформатора внес, и безграмотный мужик Г. Распутин, чье влияние на царскую семью было известно всем.

Но для всех, единственным обвиняемым был только Богров, который прожил только 11 дней после покушения на Столыпина. На следствии он заявил, что считает Столыпина «главным виновником наступившей в России реакции». И хотя вдова Столыпина считала, что следствие по делу проведено не тщательно, и следует отложить казнь преступника, Богров был с великой поспешностью казнен.

Так какие версии причины этих трагических событий сегодня существуют?

Версия первая – провокация. Богров был профессиональным агентом охранки. За время своей службы провокатор выдал охранному отделению более 100 своих товарищей-революционеров. Скорее всего, его соратники-анархисты подозревали его в сотрудничестве с охранкой, поэтому Богрову пришлось пойти на убийство одного из первых лиц государства, чтобы доказать свою приверженность революционному движению. На следствии Богров сказал: «Около 15 августа явился ко мне один анархист, заявил мне, что меня окончательно признали провокатором, и грозил об этом напечатать и объявить во всеобщее сведение». Ему предложили реабилитировать себя, осуществив террористический акт.

Версия вторая – халатность. Богров не был агентом охранки. Клевета была специально пущена по приказу начальника киевской охранки Кулябко, чтобы оправдать его провал по обеспечению безопасности первых лиц государства. Этот промах мог поставить под сомнение работу всей системы политического сыска империи. Вот какая запись находится в документах тех времен: «Таким образом, в отношении всех четырёх обвиняемых (Курлова, Спиридовича, Веригина и Кулябко) по настоящему делу следует считать установленным бездействие власти, а также создание угрозы жизни государя и его семьи. Богров имел полную возможность подойти во время представления к царской ложе или даже взять с собой в театр снаряд и бросить его в ложу при совершении убийства Столыпина, какового несчастья не случилось только благодаря самому злоумышленнику, не дерзнувшему на такое посягательство».

Версия третья – император. Был ли заинтересован Николай II в смерти своего премьер-министра? Популярность Столыпина уже затмила личность самого императора. Сам чиновник ставил ультиматум Николаю II – грозился подать в отставку, если император будет активно мешать проведению крестьянской реформы. Николай II был очень зол на Столыпина. Говорят, царь неоднократно высказывался по поводу своего невезения с назначением премьер-министров. У Столыпина не сложились отношения и с ближайшим к императору видным государственным деятелем того времени – графом Витте, который умело нашептывал императору негативную информацию о премьер-министре. Петр Аркадьевич знал, что его положение при царском дворе не прочно и в любое время Николай II может его выгнать, как самого последнего лакея. Из архивных документов известно, что император, назначая Коковцева после смерти Столыпина на должность премьер-министра сказал: «Надеюсь, вы не будете меня заслонять так, как это делал Столыпин?»

Версия четвертая – Распутин. Григорий был одним из приближенных к царской семье человеком. Столыпин неоднократно говорил императору, что недопустимо приближение к себе полуграмотного мужика с сомнительной репутацией. Но слышал, практически, один ответ от Николая II: «Я с вами согласен, Пётр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы». По приказу Столыпина за Распутиным департаментом полиции было установлено наблюдение, но вскоре было снято по личному указанию царя. Распутин предсказывал скорую смерть премьер-министру: «Смерть пришла за ним, здесь она, здесь!». Именно эти высказывания Распутина могут служить доказательством того, что Распутин связан был с убийством Петра Столыпина. Не секрет – смерть Столыпина была очень выгодна Распутину.

И хотя прошло столько времени, ни одна из версий не получила до сих пор убедительного доказательства, а значит, тайна смерти великого русского реформатора не раскрыта.

Столыпина сразу же предупредили, что на него готовится покушение.

За один год в стране казнили больше одной тысячи так называемых революционеров, а фактически террористов и убийц.

Виселицы начали называть столыпинским галстуком. Именно на такой виселице через несколько лет повесят убийцу Петра Столыпина Дмитрия Богрова.

Когдашний Бибиковский бульвар, 4, теперь бульвар Тараса Шевченко. Здесь вместе с родителями и проживал Дмитрий Богров.

Когда Столыпин стал премьером, Богров был еще только гимназистом Киевского университета и его ждала карьера адвоката. Однако все изменило одно путешествие Богрова за границу.

В 1905 году он едет в Мюнхен изучать там право. Но в Киев Дмитрий возвращается уже другим человеком - теперь он идейный анархист. Сразу же Богров становится одним из активистов Киевского подполья. Он разрабатывает теракты, пишет листовки, хранит дома партийную кассу.

Одновременно с появлением анархиста Дмитрия Богрова в списках Киевских спецслужб появляется агент Аленский.

Он оказывается очень полезным сотрудником и за короткое время выдает жандармам более сотни революционеров, несколько подпольных типографий, где печаталась нелегальная литература и даже тайную мастерскую по производству бомб.

Он был настолько ценным для царских спецслужб, что встречи с ним проводились только в ночное время и с особыми предосторожностями ибо никто не должен был видеть столь ценного информатора.

В архивах спецслужб сохранилась запись, что Дмитрий Богров сам предложил свое сотрудничество жандармам, однако подтвердить или опровергнуть сей факт просто невозможно.

Будучи несколько знакомым с вопросами оперативной работы, могу сказать, что это стандартная формулировка всех рапортов о вербовке агента среди прочих других документов, которые хранятся в личном деле агента.

А в реальности чаще всего такое согласие получалось с использованием серьезного компромата, когда ставился вопрос или - или.

Но для чего ему была нужна эта двойная жизнь? Ведь соратники по партии могли его разоблачить в любой момент и тогда его жизнь не стоила бы и ломаного гроша. Необходимость в постоянном адреналине?

Однозначного ответа нет. Соратникам по партии он неоднократно рассказывал о своей мечте - совершить такой террористический акт, о котором заговорит вся Россия. Но тогда он еще не определился, кого убить.

В тот вечер террорист принес с собой в зал пистолет. В антракте он подошел к Столыпину и дважды в него выстрелил. В ложе находился царь Николай II, в партере министры и генералы.

Они видели, как первый человек империи Петр Столыпин пошатнулся и упал. Актеры театра запели "Боже, царя храни". Тогда еще никто не знал, что убийство Столыпина заказала немецкая разведка.

Как это могло произойти? Руководство охранного отделения нарушило инструкцию - тайный агент Аленский не имел права и не должен был находиться в театре.

Однако выхода у охранных спецслужб не было. Агент уверял, что видел террористов в лицо. Поэтому он один сможет их опознать и предотвратить покушение.

Но неожиданно уже в театре он заявил, что план покушения неожиданно изменился: террористы собиратся убить не Столыпина, а царя.

Богров сам по себе разработал гениальную комбинацию: он отвлек охрану на Николая II. Ожидая покушения на царя, царские спецслужбы перестали обращать внимание на всех остальных. Это была гениальная удача Богрова и печальная ошибка охранного отделения.

Во время второго антракта Петр Столыпин встал с места. Его окружали другие министры. Никто из охраны не следил за ним - ведь эта миссия возлагалась на агента Аленского.

Дмитрий Богров медленно шел по проходу. В правой руке он держал программку. Возле шестого ряда он неожиданно остановился и поднял руку. Под программкой был браунинг.

На раздумья нет времени. Он выстрелил дважды. Одна пуля разорвала кисть руки министра и рикошетом поранила одного из скрипачей в оркестровой яме, вторая попала Столыпину в грудь.

Столыпин посмотрел на своего убийцу, расстегнул свой сюртук и, увидев на своей груди кровь, поднял голову к царской ложе, перекрестил Николая II и сказал: "Счастлив умереть за царя".

Только после этого он упал. Тогда врачи сделали вывод, что ранение опасное, но пациент выживет. Пуля не зацепила ни один жизненно важный орган. Однако они ошиблись и их современные коллеги знают причину ошибки.

Столыпин почти не смотрел на сцену. В этот вечер он чувствовал себя очень плохо - очередной приступ стенокардии.

Не смотря на это, усилием воли министру удалось себя успокоить. Вокруг очень много недобродоброжелателей: заметят слабость - раздавят.

Сам Николай II не испытывал к Столыпину теплых чувств, безусловно его не любила и Александра Федоровна, а по большому счету и весь двор.

Странно, но почему же Николай II не взлюбил своего министра? Пояснение этому факту предельно простое и понятное.

После удушения революции Петр Аркадьевич Столыпин стал очень сильной фигурой. Он уже затмевал часто растерянного, неуверенного в своих силах царя.

Во время представления в театре Николай II уже твердо решил, что уволит Столыпина и вышлет подальше из Петербурга. Кто и зачем подтолкнул царя к такому решению?

Исследователи утверждают, что таким человеком был первый любимец царской семьи Григорий Распутин. Дело в том, что Петр Столыпин приказал следить за "подозрительным старцем".

Так он и узнал, что Григорий берет на Невском женщин и водит к себе на квартиру, где с ними пьет водку и ведет распутный образ жизни.

Распутин в долгу не остался: он начал переубеждать царя, что Столыпин не угодный Богу. А за несколько дней до убийства старец Григорий провожал его карету криками: "За ним смерть едет!".

Мог ли Распутин быть заказчиком убийства Столыпина? Исследователи его жизни говорят, что нет.

Образно говоря они работали и действовали в разных плоскостях, в разных областях человеческого общения, жизни. Их интересы никогда не пересекались.

Затевать серьезную интригу против премьер-министра у него не было никакой надобности ибо все вопросы подобного рода Распутин мог решить путем кулуарного общения с царем и, самое главное, с его женой Александрой Федоровной. Его авторитет в ее глазах был абсолютным.

Шел второй акт "Сказки о царе Салтане". Богров сидел в 18 ряду партера и в правом рукаве фрака держал заряженный пистолет. Что это было?

Случайный просчет охранного отделения или гениальный план Богрова. Сегодня сказать тяжело, ответить абсолютно однозначно просто невозможно.

Достоверно известно только одно - Столыпин мешал еще одному влиятельному политику - своему заместителю и главе спецслужб генералу Курлову.

Перед приездом в Киев Петр Столыпин обнаружил, что его заместитель генерал Курлов присвоил государственные деньги. Он подготовил доклад царю и положил его в свой сейф.

Этот документ уничтожил бы карьеру Курлова. Николай II должен был прочесть его 2 сентября 1911 года, но не успел. Выстрелы в Киевской опере защитили Курлова от увольнения.

Мог ли заместитель "заказать" убийство собственного шефа? Факты свидетельствуют, что мог. Хотя бы потому, что имнно Курлов отвечал за безопастность Столыпина в Киеве и более того, именно он приказал Богрову лично охранять премьера.

Август 1911 года. Николай - II должен был приехать в Киев на открытие памятника своему деду - императору Александру - II. В городе начались приготовления к визиту царя.

Вместе с ним должны были прибыть все министры. Единственный, кто не хотел ехать в Киев был Петр Столыпин. Его жена тогда писала в письмах к друзьям: "...Петр Аркадьевич постоянно боится за свою жизнь".

Но премьер - министру пришлось таки поехать. В Киеве Столыпина сразу же предупредили, что на него готовится покушение. Эта информация получена от проверенного агента Аленского.

В архивах была найдена последняя прижизненная фотография Столыпина. 1 сентября 1911 года - парад на ипподроме в Киеве. Лицо Петр Аркадьевича встревожено.

Ведь несколько минут до этого какая-то женщина испугала его. Увидев награду на его груди, она вскрикнула: "Что за крест у Вас там такой, почти, как могильный".

А уже через шесть часов в этот крест попадут две пули. Орден на груди и в самом деле станет могильным. С ипподрома после окончания парада царский кортеж двинулся к городскому театру.

В зале были только VIP персоны - самое близкое окружение царя. А еще тридцать шесть доверенных работников царской спецслужбы.

Столыпин сидел рядом с другими министрами в центре первого ряда. В ложе наверху был царь Николай II вместе с дочерьми.

А на 18 ряду сидел спецагент Аленский, который должен был следить за Столыпиным и предотвратить покушение. Он даже был обязан в случае опасности закрыть министра своим телом. Это был Дмитрий Богров.