"Бушует полая вода..." - это эскиз, который в сознании читателя может стать красивым полотном играющей природы.

Пользователь 1

Тут представлены:

  • текст стихотворения,
  • школьный анализ стихотворения "Бушует полая вода..."

Иван Алексеевич Бунин "Бушует полая вода…"

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Школьный анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Бушует полая вода..."

Поэзия Ивана Алексеевича Бунина воспевает красоту природы. Наблюдая изменения в природе, поэт изображает своё восприятие, используя поэтические тропы*.

Стихотворение "Бушует полая вода..." написано в одна тысяча восемьсот девяносто втором году и относится к раннему периоду творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Сюжет стихотворения - один весенний день, наполненный яркими событиями в природе. Автор отмечает изменения, вызванные приходом весны, и делится чувствами.

Ритм стихотворения - размеренный, спокойный. Автор передаёт глубокие переживания. Приход большой воды, тёплое весеннее солнце, чистое небо - всё это производит сильное впечатление и побуждает поэта говорить медленно, уверенно.

В стихотворении, посвящённом весне, взгляду читателя предстаёт не один образ или событие. Стихотворение представляет собой ряд картин, сменяющих друг друга.

Изображение бушующей воды сменяется изображением пролетающих грачей. Затем поэт передаёт воспоминания утра и полдня:

И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут...

После он снова рассказывает о том, что наблюдает в данный момент, изображая "рыхлые облака", "невинное небо", "ласковое солнце".

Такое повествование говорит о силе воздействия явлений природы. Это похоже на сказку. Иван Бунин радуется приходу весны, и вместе с ним радуется всё живое, о чём поэт торжественно восклицает:

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь...

В этом четверостишии ритм ускоряется, речь становится живой, импульсивной.

Жаркие дни на подходе. А сейчас кроткая нежная весна вступает в свои права, приглашая всё живое к обновлению. Приятные ощущения не покидают поэта. И эти чувства являются основой произведения о весне.

В стихотворении есть олицетворения : грачи кричат "весело и важно", "густые белые пары напоены теплом и светом", "невинно небо голубеет".

Эпитеты : вода "шумит и глухо и протяжно", "солнце ласковое", "тёплый запах талых крыш", "ветер, мягкий и сырой".

*Поэтические тропы - это слова и фразы в переносном значении; стилистические приёмы, которые делают стихотворение выразительным. Олицетворения, метафоры, эпитеты - это некоторые виды поэтических тропов. Подробнее о тропах:

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Период работы Ивана Бунина в Орле был непродолжительным, однако именно тогда молодой поэт научился ценить природу родного края. Все свободное время он проводил за городом, наслаждаясь красотой лесов и лугов, подмечая каждую мелочь и впоследствии пытаясь выразить свои ощущения словами.

Бунин не переставал удивляться, насколько переменчивым может быть окружающий мир, и эти перемены приводили его в восхищение. Еще вчера лес, покрытый нежной листвой, уже серебрится от инея, а зеленые поля вдруг превращаются в бескрайнюю снежную равнину. Но с особым нетерпением автор ждал прихода весны, которая ассоциировалась у него с обновлением, свободой и надеждой.

В стихах Бунина весна часто представляется кроткой и нежной, робкой и восхитительно красивой. Она несет с собой новую жизнь и дарит ощущение радости. Совсем по-другому выглядит весна в стихотворении «бушует полая вода…», написанном в 1892 году. Здесь она представлена напористой и даже агрессивной, но при этом дарит предвкушение некоего праздника, который сама природа ожидает с нетерпением. Именно ранней весной талая вода «шумит и глухо, и протяжно», в небе слышны крики грачей, которые возвращаются на родину, а земля успевает за день прогреться настолько, что начинает исходить первым весенним паром.

Автор искренне удивляется том, что днем на улице стоит уже по-летнему теплая погода и «в полдень лужи под окном так разливаются и блещут». Однако ночные сумерки несут с собой легкие заморозки, так как зима пока еще не хочет сдавать своих позиций. Поэту нравится такое упорное пробуждение природы, он радуется тому, что «ярким солнечным пятном по залу «зайчики» трепещут», а «меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.

Бунин действительно искренне рад приходу весны, отмечая при этом, что подобные чувства испытывает не он один. Это - пора обновления, которая дурманит почище молодого вина . И это восхитительное ощущение поэт передает словами: «Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада». Журчание талой воды, крики петухов на селе, солнце, которое в полдень уже начинает припекать - каждое мгновение наступающей весны рождает в душе поэта то особое чувство радости, когда мир кажется лишенным каких-либо недостатков. Вместе с тем, приходит и ощущение умиротворения, которое свойственно людям тогда, когда они находятся в абсолютной гармонии с природой. «А ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает», — отмечает автор, получая удовольствие от каждого мгновения жизни.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

6 класс

Тема урока: Иван Алексеевич Бунин

Стихотворение «Бушует полая вода…»

Цели урока:

    Познакомить учащихся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Бушует полая вода…» и с картинами известных художников о весне.

    Развивать навыки выразительного чтения и умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, учить учащихся высказывать свои мысли;

    Учить слушать, понимать и ценить природу, воспитывать любовь и восхищение природой, стремление беречь и защищать природу.

Тип урока-урок-комбинированный

Вид урока:урок-беседа;

Методические приемы: беседа, выразительное чтение,словарная работа, словесное описание

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация с картинами известныххудожников о весне.

Эпиграф к уроку:

«Писатель мыслит образами»

И.Бунин

Ход урока:

    Объявление темы и целей урока;

    Вступительное слово учителя о писателе.

Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чем красота истинной поэзии Ивана Алексеевича Бунина. Представим автора как человека и поэта и ответим на вопрос: Как вглядывается в мир поэт и каким он его рисует?» Так что же такое слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, зеленое – зеленым, воду – водой…Вот мы смотрим воду, бугры, лужи, солнце… Попробуем описать первые весенние дни, полую воду, шумящую и глухо, и протяжно.

    Выразительное чтение стихотворений учащимися.

    Словарная работа

Объяснение слов ы выражений

Бушует (бушевать)

Проявляется с необычной, разрушительной силой;

Полая вода (полый)

Разлившаяся по вскрытии реки вода

Шумит и глухо, и протяжно

Шумит незвонко и медленно

Пролетный

Перелетный (о птицах, проявляющихся весной или осенью при перелете)

Черные бугры (бугор)

Небольшое возвышение, холм

«Зайчики» трепещут (трепетать)

Колеблются, дрожат

Рыхлые облака (рыхлый)

Неплотные

Солнце греет гумен (гумно)

Помещение, сарай для хлеба, площадка для молотьбы

В забытьи стоишь (забытье)

Как во сне

Запах талых крыш (талый)

Запах от крыш, на которых растаял снег

Вода журчит (журчать)

Вода производит легкий, монотонный, булькающий шум

    Беседа по вопросам:

О чем это стихотворение? (Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая весна, которую мы пытались описать.Но чтоб понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным)

Бушует полая вода… Как вы понимаете слова бушует и полая? Здесь поэт дает звуковую характеристику. Но мы не можем передать шум воды. Вода… давайте послушаем полую воду: Шумит и глухо и протяжно. А грачи кричат весело и важно.

В стихотворении описывается ранняя весна, когда кое-где уже обнажились пласты земли, но еще нет зелени. Какие цвета использует поэт при описании ранней весны?

Светлый и теплый колорит весеннего дня создают отраженные в лучах солнечные лучи и веселые прыгающие зайчики. А какие синонимы можно подобрать к слову трепещут?(Трясутся, колеблются, дрожат).

Какими изобразительными средствами пользуется поэт, чтобы «нарисовать весну»?

А в каких случаях вы чувствуете присутствие человека? Что испытывает весной человек?

6. Словесное описание.

7. Рассматривание картин известных художников о веснечерез проектор (И. Левитан «»Весна – большая вода», «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Пластов «Весна»)

Что вы видите на картине?

Какое из этих произведений ярче передает настроение весны: стихотворение или картина? Почему?

Скажите, когда вы видите картину, слышите, как шумит вода или как солнце ласково греет? Чувствуете все это?

8. Вывод. Художник для создания своей картины пользуется красками, ее оттенками и передает то, что видит; а писатель, чтобы написать стихотворение о весне, пользуется не только «красками», но и может передать запахи, чувства, шум воды. Стихотворение полно новых красок, запахов и звуков. Весна Бунина – «деревенская», с криком петухов, с тихими гумнами и дворами. Поэт смотрит на природу из усадьбы, вдыхает «свежий запах», доносящийся не с «потопленных лугов», а из сада. И солнечные «зайчики» прыгают в «зале». Все это он создает с помощью метафор и эпитетов.

9. Домашнее задание. Попробовать сочинить стихотворение о весне.