К-141 «Курск» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаш» в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы — в составе Северного флота России, пункт базирования Видяево.

Затонул в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота, после взрыва боезапаса на Б-37.

12 августа 2000 года, во время учений в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск". В результате трагедии вместе с оборудованием, ракетами и торпедами погибло 118 человек, находившихся на борту (в том числе более 20 украинцев). По данным следствия, подлодка "Курск" погибла из-за взрыва торпеды. После катастрофы была целиком заполнена водой за 8 часов. Визуальный осмотр субмарины дал основания считать, что возникший пожар происходил буквально по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов. По данным Генпрокуратуры РФ, экипаж "Курска" погиб от отравления угарным газом. Несмотря на то, что официальная версия гибели крейсера названа, вопросов о причинах аварии по-прежнему больше, чем ответов. В преддверии второй годовщины трагедии правительственная комиссия и Генпрокуратура огласили свои выводы. « Катастрофа произошла вследствие взрыва торпеды внутри торпедного аппарата и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед », - сказано в заключении Генпрокуратуры. Уголовное дело закрыто, виновных не оказалось. Американские эксперты склонны считать, что причиной катастрофы стала слабая подготовка личного состава «Курска», в результате чего экипаж не смог выполнить необходимый маневр.

Хронология событий
12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск", весь экипаж которой в составе 118 человек погиб. О крушении "Курска" военному руководству стало известно в вечером в субботу 12 августа, когда в 23.00 командир подлодки не вышел на связь.

В воскресенье 13 августа в 7.00 мск министр обороны Игорь Сергеев доложил Владимиру Путину о том, что ситуация с подлодкой "Курск" находится под контролем, и будут приняты меры по спасению экипажа. В 18.00 мск был осуществлен первый спуск батискафа к затонувшей подлодке, который оказался неудачным. Первое официальное сообщение о том, что атомная подводная лодка "Курск" в результате аварии легла на грунт, поступило в СМИ утром 14 августа. В район происшествия прибыли корабли и спасательные суда. Руководство спасательной операцией было возложено на командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова. Военные сообщили, что атомный ректор подлодки заглушен и радиационная обстановка в районе происшествия соответствует норме. Корпус субмарины обследовали с помощью специального аппарата. Было выяснено, что нос подлодки и рубка сильно повреждены.

15 августа Великобритания, Франция и США выразили готовность оказать России любую посильную помощь в спасении экипажа подлодки. Командующий ВМФ Владимир Куроедов заявил, что запаса кислорода морякам хватит до 18 августа включительно. Пресс-служба ВМФ сообщила, что на борту "Курска" находится 118 человек. Спущенному с борта судна "Михаил Рудницкий" спасательному подводному снаряду, способному эвакуировать 16-20 человек за одно погружение, удалось приблизиться к "Курску", но состыковаться с подлодкой из-за подводных течений аппарат не смог.

16 августа продолжаются попытки состыковать спасательный аппарат с подлодкой, несмотря на тяжелые погодные условия. Президент России Владимир Путин назвал ситуацию с подводной лодкой "тяжелой и критической". Москва запросила помощь Великобритании и Норвегии в спасении экипажа подлодки. На британской военной базе в порту Глазго начали готовить специальную подводную лодку для операции по спасению российских военных моряков. Объявлено, что по уточненным данным запаса кислорода экипажу "Курска" хватит до 25 августа . Все попытки пристыковать спасательные капсулы к лодке безрезультатны.

17 августа в Главном штабе ВМФ сообщили, что команда "Курска" перестала подавать акустические сигналы, которые ранее фиксировали cпасатели.

18 августа ситуация на борту "Курска" оценивается уже как "закритическая". Как заявил Владимир Путин, "ситуация с атомной подводной лодкой "Курск" тяжелая". "Всю предыдущую ночь спасатели продолжали работать, но изменить ситуацию к лучшему не удалось",- отметил глава государства. По его оценке, "шансов на спасение экипажа крайне мало".

19 августа начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак заявил, что скорее всего на борту "Курска" в живых никого не осталось. Он заявил, что первоначальной причиной аварии подлодки явился сильный динамический удар. Среди возможных причин удара он назвал столкновение с каким-либо объектом, взрыв внутри отсека подводной лодки, а также столкновение с миной времен второй мировой войны. В район аварии "Курска" прибыло норвежское судно "Норман Пайонир" с британской мини-подлодкой ЛР-5 на борту.

В ночь на 20 августа туда прибыло судно "Сивей Игл" с 12 норвежскими глубоководными водолазами. В течение дня они пытались открыть крышку аварийного люка, но безрезультатно. Сделать это водолазам удалось 21 августа. Однако девятый отсек подлодки, к которому ведет люк, оказался затоплен. В 16.23 начальник штаба Северного флота России Михаил Моцак заявил РИА "Новости", что "подтвердились самые худшие ожидания, все отсеки подлодки полностью затоплены водой, и в живых не осталось ни одного члена экипажа". Начальник пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий сообщил, что норвежскими специалистами принято решение о нецелесообразности дальнейшего обследования подлодки. Сделать это водолазам удалось 21 августа. Однако девятый отсек подлодки, к которому ведет люк, оказался затоплен.

В 16.23 начальник штаба Северного флота России Михаил Моцак заявил РИА "Новости", что "подтвердились самые худшие ожидания, все отсеки подлодки полностью затоплены водой, и в живых не осталось ни одного члена экипажа".

Возможные причины гибели

Взрыв учебной торпеды (официальная версия) . Официальный отчет, опубликованный в 2002 году генпрокурором Устиновым: в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привел к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки. Торпеды на пероксиде водорода не использовались в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности и надежности, на «Курске» же такие торпеды были — модель 65-76 «Кит», разработанная в 1976 году, — так как более дёшевы, чем торпеды с дорогими серебряно-цинковыми аккумуляторами. Вскоре после расследования торпеда на пероксиде водорода, которую в целях экономии пытались вернуть на флот, была окончательно снята с вооружения.

Версия вице-адмирала Рязанцева . По версии Валерия Дмитриевича Рязанцева, входившего в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы ПЛ «Курск», причиной первого взрыва, взрыва так называемой «толстой» торпеды 65-76 ПВ стало её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года, произведённое экипажем лодки, пользовавшимся неправильными инструкциями. До 12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в торпедный аппарат. Из-за недостатка конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами оставляет открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, в результате чего ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии. Второй взрыв, по версии Валерия Рязанцева, произошёл из-за столкновения АПЛ с грунтом, а не в результате объемного пожара в первом отсеке — АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, что стало причиной взрыва боевых торпед.

Торпедирование. Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной версии. Однако французский режиссер Жан-Мишель Карре, в своем фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде», который был показан 7 января 2005 на французском телевидении France 2, утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал», эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шел на опасной близости под прикрытием «Мемфиса», который находился «в тени». В один момент, «Курск» и «Толедо» столкнулись и, чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», «Мемфис» открыл огонь торпедой Mk-48 по «Курску». Карре утверждает, что президент России Владимир Путин преднамеренно скрыл правду о том, что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений, а, возможно, и военного конфликта с США. Этой же версии придерживаются канадские документалисты и некоторые отставные военные. При анализе версии о торпедировании АПРК «Курск» необходимо учитывать, что информация, которая в фильме режиссера Карре названа официальной, в действительности в первые дни после трагедии выдвигалась в предположительном ключе наряду с другими версиями, в числе которых были и самые невероятные. Доступные на сегодня материалы не дают оснований для ее подтверждения. Строго говоря, и в самом французском фильме единственным фактическим доказательством ее правдоподобности служит стоп-кадр, запечатлевший отверстие в лёгком корпусе справа по борту. Однако это отверстие находится в непосредственной близости от линии отреза носового отсека, но явные признаки происхождения этого дефекта от попадания торпеды не присутствуют, а прочный корпус в этом районе цел. Американские торпеды Мк-48, о которых идет речь в фильме, взрываются снаружи корпуса и не оставляют подобных отверстий. Еще одним веским контраргументом против версии торпедирования служит несоответствие мощностей 1-го и 2-го взрывов на «Курске», зафиксированных сейсмологами, и мощности американской торпеды.

Столкновение с подводным объектом . Один из членов государственной комиссии, который принимал эту подлодку от промышленности, капитан первого ранга Михаил Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Волженский считает наиболее вероятной причиной катастрофы столкновение с иностранной подводной лодкой. По его мнению, «скользящий удар рулевого пера мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“». Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы «Курска», изложенные 29 ноября 2000 г. в «Независимой газете». Действительно, обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76, как правило, заряжают в правые торпедные аппараты. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был бы смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/с), этот ТА был смят вместе с торпедой за одну секунду. За эту секунду почти мгновенно в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к ее хвостовой части направило этот взрыв на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и форс огня ударил в первый отсек, что мгновенно привело к пожару. Командующий Северным флотом, в состав которого входил «Курск», адмирал Попов также высказал сильную уверенность в подобной версии. По его словам, неустановленная ПЛ неумышленно ударила «в самое уязвимое место этого проекта подводной лодки», в результате чего та, потеряв плавучесть, с большой скоростью и дифферентом ударилась о грунт, где и произошел взрыв боезапаса торпед.

Расследование
14 августа по указанию президента В. В. Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым. В сентябре 2000 года все российские корабли, участвовавшие в учениях, были осмотрены у пирса с внешней надводной и внутренней подводной сторон. Запросы о возможном участии иностранных объектов были направлены, на многие из них были получены ответы, но разрешения на осмотр предполагаемых объектов они не содержали.

В 2000 году было проведено несколько обследований затонувшей подводной лодки:
детальное обследование в конце сентября с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», в октябре — ноябре — необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании Halliburton AS с судна Regalia.

В 2001 году для обследования поднятого «Курска» была создана следственная группа в составе 43 человек. В полном составе группа собралась 27 сентября, её основу составляли следователи, работавшие с момента возбуждения уголовного дела. С 27 сентября по 22 октября группа проходила специальную подготовку, в её распоряжение была предоставлена подводная лодка этого же проекта вместе с экипажем. В процессе подготовки за следователями закреплялся определённый отсек, также отрабатывалось перемещение в противогазах и с газовыми баллонами за спиной.

К осмотру поднятого Курска были привлечены около 50 специалистов ЦКБ «Рубин», а также командиры отсеков с подводных лодок этого же проекта. После подъема в отсеках стоял сильный запах, в некоторых отсеках была большая концентрация угарных газов. 9-й отсек по пояс был заполнен мазутом, водой и прочими веществами, 5-й и 6-й были относительно чистые, там практически отсутствовала вода и угарный газ. В переборках между отсеками есть герметичные межпереборочные стаканы, предназначенные для сохранения предметов в случае непредвиденных ситуаций. Между 8-м и 9-м отсеками их было два, в обоих оказались только предусмотренные регламентом чистые листы бумаги с карандашами. Следствием устанавливалась причина, по которой спасательный аппарат не смог присосаться к площадке в районе 9-го отсека, в день проводилось до 6-7 экспериментов по присосу. Этой причиной стали сколы «зеркальной» площадки.

Разрушения . Первый взрыв вызвал интенсивный пожар в первом отсеке, ударная волна прошла во второй отсек. По трубопроводам вентиляции запах гари был заброшен в другие отсеки. Вторым взрывом была срезана переборка между первым и вторым отсеками, которая, двигаясь как поршень, сминала оборудование и 22 мм-настилы, срезала вварыши в прочный корпус. После подьема переборка первого/второго отсеков была обнаружена на месте переборки второго/третьего отсеков. Вторая ударная волна была остановлена лишь кормовой переборкой 5-бис отсека. Переборка была выгнута дугой, но выдержала.

Подъем «Курска» . Подъем «Курска» стал первой операцией по подъему затонувшей на глубине атомной подводной лодки. 19 августа 2000 года главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» И. Д. Спасский доложил Президенту РФ В. В. Путину о плане работ по ликвидации последствий катастрофы АПЛ «Курск». 28 августа 2000 года вышло распоряжение правительства РФ № 1190-Р, которое возложило организацию подготовительных работ по эвакуации тел погибших с АПЛ «Курск» и его подъему на ФГУП «ЦКБ МТ „Рубин“».

К подъему АПЛ «Курск» были предъявлены требования — поднимать без крена и дифферента, без воздействия на наружный корпус и др. Продиктованы они были тем, что в результате взрыва механизмы АПЛ сорваны со своих фундаментов, а состояние боезапаса неизвестно.

В феврале 2001 года фирмой Mammoet Transport BV (Голландия) было предложено следующее техническое решение: поднимать лодку с помощью гидравлических домкратов, установленных на судне. В каждом домкрате был предусмотрен динамический компенсатор, который должен был компенсировать динамические усилия при отрыве «Курска» от грунта и на конечном этапе его подъёма при приближении к поверхности. Его механизм на основе газовой компенсации (азот) амортизировал каждый из домкратов и позволял при динамических воздействиях иметь вертикальные перемещения до двух метров. ЦКБ МТ «Рубин» совместно с Институтом им. Академика Крылова, 1-м и 40-м институтами ВМФ разработали конструкцию захватов подъёмных устройств. Суть проекта заключалась в следующем: в прочном корпусе лодки между шпангоутами вырезались отверстия, туда заводились зацепы с выдвижными лапами. Отделом прочности Института им. Академика Крылова было подсчитано, что шпангоуты и прочный корпус выдержат такую нагрузку.

Все технические средства подъёма размещались на барже «Giant 4». Баржа прошла серьезную модернизацию на верфи Shipdock Amsterdam (Голландия). Корпус баржи во многих местах был упрочнен. На ней были установлены двадцать шесть домкратов и компенсаторов с катушками большого диаметра со всей необходимой энергетикой и рабочими средами. Все это оснащалось соответствующими системами и пультами управления. На барже были организованы жилой блок и хранилище для запаса рабочих сред (азот и тому подобное). Каждый домкрат обеспечивал подъём при помощи 54 стрендов.

Стренд — своеобразный трос диаметром 18 мм, состоящий из семи прочных металлических стержней: одного центрального, близкого по форме к цилиндру, и шести трапецеидального сечения. Стренды были намотаны на катушки диаметром около трех метров. Рабочая часть стрендов от домкрата шла через клюзовую трубу, вваренную в корпус баржи, к зацепу и закреплялась на нём. Пучок из 54 стрендов выдерживал нагрузку около 1000 тонн. Днище баржи было переделано под конфигурацию подводной лодки с впадиной под рубку «Курска» и «седлами» вдоль всей длины прижатия подводной лодки к днищу баржи.

При операции подъёма баржа ус илием домкратов притягивалась вниз и увеличивала свою осадку. В результате возникала архимедова сила и фактически отрывала «Курск» от грунта. Далее «Курск» притягивался к днищу баржи при помощи тросовых гидродомкратов, при этом пучки стрендов наматывались на катушки. Опускание зацепов к отверстиям производилось по двум из четырех специальных направляющих тросов, крепившихся к направляющему кольцу. Кольцо, в свою очередь, закреплялось к «корзине», установленной непосредственно над отверстием, вырезанным в прочном корпусе «Курска». После заведения зацепов в отверстия их лапы раздвигались при помощи гидравлики и фиксировались стопором. Для заведения лодки в плавучий док ПД-50 были изготовлены два L-образных понтона, спроектированных фирмой Mammoet Transport BV. Дело было в том, что максимальная глубина погружения дока позволяет заводить в него корабли с осадкой не более 14 метров. Осадка же баржи «Giant» с притянутым к ее дну «Курском» составляла 20,7 метров. Следовательно, систему «Giant»-«Курск» нужно было поднять примерно на 7 метров. Вес же системы составлял 19 500 тонн.

Подготовка «Курска» к подъему
Чтобы приступить к организации подъема «Курска», необходим был подробный внешний осмотр корабля и поверхности дна в районе затопления, а также радиационный мониторинг. Для этих целей были выполнены две экспедиции. Первая — с 3 по 15 сентября 2000 года с привлечением спасательного судна Северного флота «Михаил Рудницкий» с глубоководными аппаратами АС-34 и АС-36 на борту. Вторая — с 24 сентября по 2 октября 2000 года с участием научно-исследовательского судна Института океанологии имени П. П. Ширшова «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами «Мир». В октябре 2000 года также состоялась операция «Регалия» по вскрытию корпуса АПЛ «Курск» и поиску погибших моряков. Операция осуществлялась фирмой Halliburton (Норвегия) c привлечением российских водолазов. Водолазы базировались на специальной норвежской полупогружной платформе «Regalia». В результате операции из девятого отсека было эвакуировано 12 тел погибших моряков, в том числе тело капитан-лейтенанта Колесникова, оставившего предсмертную записку. Проникнуть в остальные отсеки, а также эвакуировать еще 11 найденных тел из 9-ого отсека не представлялось возможным.

Далее предстояло осуществить отрезку разрушенной взрывом части первого отсека, вырезку отверстий для зацепов в части прочного корпуса в районах с координатами, указанными «Рубином». Компании Smit и Mammoet Transport BV для отрезки первого отсека предложили использовать технологию, применяемую при резке трубопроводов больших диаметров. В качестве основного звена этой режущей системы используется своеобразная пила. Она состоит из троса, нанизанных на него цилиндрических элементов, поверхность которых имеет вид горной поверхности с хаотично расположенными островерхими горушками разной высоты, сделанными из высокопрочного режущего материала. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 метров. С обоих бортов лодки в районе первого отсека должны были устанавливаться большие цилиндрические башни, имеющие только верхние днища. На башнях размещались колесные направляющие блоки с заведенными на них ходовыми тросами пилы и гидроцилиндры для поперечно-возвратной протяжки троса. При откачке воды из башни за счет перепада давления на верхнем днище снаружи создавалось огромное усилие, которое вдавливало башню в грунт по мере распиловки перекинутой через верх лодки пилой.

Итоги операции подъёма «Курска» . Акт о завершении операции подъёма, транспортировки и постановки АПЛ «Курск» в док был подписан руководством ФГУП "ЦКБ МТ «Рубин» и компании «Маммут Транспорт Антиллесс Н. В.» 22 октября 2001 года. В результате подъема лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Три тела найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Изучение лодки в сухом доке дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и ее экипажа, а также установить причину катастрофы. В феврале 2003 года началась операция по выводу плавтехбазы «Имандра» с отработанным топливом из сухого эллинга завода «Нерпа». К марту 2009 года от подводной лодки сохранился трехотсечный блок с выгруженными реакторами и ограждение рубки, которое находилось в Мурманске, на ул. Промышленной.

Координы места гибели АПЛ Курск 69.666388,37.582498

Время - заклятый враг, который неумолимо уносит в небытие имена людей, что погибли, исполняя свою работу, превращая трагедию в еще одну дату на страницах истории. Почти два десятилетия прошло с того момента, когда затонула подлодка «Курск», а вместе с ней погибло 118 человек.

Подводная лодка «Курск»

Атомная проекта «Антей», К-141 «Курск», была сконструирована в 1990 году в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии». Спустя два года главные конструкторы проекта И.Л. Баранов и П.П. Пустынцев внесли некоторые изменения в разработку АПЛ, и уже в мае 1994 года подводную лодку спустили на воду. В конце декабря этого года «Курск» приняли в эксплуатацию.

С 1995 по 2000 год атомная подводная лодка входит в состав Северного флота России и базируется в Видяево. Интересно отметить тот факт, что экипаж сформировали еще в 1991 году, первым командиром «Курска» был капитан Виктор Рожков.

На службе в ВМФ подводная лодка числилась с августа 1999 года по 15 октября 2000-го, тогда был запланирован выход АПЛ в Средиземное море. Но когда затонула подлодка «Курск», об этом походе стали напоминать лишь записи в протоколах.

Трагедия

Так где затонула подлодка «Курск»? Она встретила свою гибель в 170 километрах от Североморска в Баренцевом море, упав на дно на глубине 108 метров. Все члены экипажа погибли, а само судно подняли со дна океана только во второй половине 2001 года. В мировой истории эта авария стала второй по количеству погибших солдат морского флота в мирное время.

А ведь еще 10 августа «Курск» благополучно выполнял учебно-боевые задания рядом с Тогда кораблем командовал капитан Лячин, его заданием было провести боевые учения. Утро 12 августа началось атакой эскадры, во главе которой были крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий». По плану в 9.40 утра на АПЛ «Курск» должны были начаться подготовительные работы, а с 11.40 по 13.40 проводятся учения. Вот только последняя запись в бортовом журнале датируется 11 часами 16 минутами, а в назначенное время АПЛ «Курс» так и не вышел на связь. В 2000 году подлодка «Курск» затонула во время учений. Как же произошла такая трагедия? Почему затонула подлодка «Курск», унеся за собой более сотни жизней.

12 августа 2000 года (суббота)

В день, когда затонула подлодка «Курск», экипаж корабля так и не вышел не связь. Военные, наблюдавшие за ходом учений, заметили, что в назначенное время не последовало запланированных атак. Также не было информации о том, что подлодка всплыла на поверхность. В 14.50 корабли и вертолеты военно-морского флота начали осматривать периметр, пытаясь обнаружить подводную лодку, но попытки были тщетными. В 17.30 капитан подлодки «Курск» должен был отчитаться о проведении учений, но экипаж АПЛ на связь так и не вышел.

В 23.00 военное руководство уже поняло, что подлодка потерпела крушение, когда во второй раз капитан «Курска» не вышел на связь. Спустя полчаса АПЛ объявляют аварийной.

13 августа 2000 года (воскресенье)

Утро следующего дня началось с поисков «Курска». В 4.51 утра эхолотом крейсера «Петр Великий» была обнаружена «аномалия» на дне моря. Впоследствии выяснилось, что эта аномалия и есть подводной лодкой «Курск». Уже в 10 утра к месту трагедии был отправлен первый спасательный корабль, но исходя из того, на какой глубине затонула подлодка «Курск», первые попытки эвакуации экипажа не принесли желаемых результатов.

14 августа 2000 года (понедельник)

Только в понедельник в 11 часов утра военно-морской флот впервые сообщает о трагедии на «Курске». Но дальше показания военных путаются: в первом официальном заявлении было указано, что с экипажем установлена радиосвязь. Позже эту информацию опровергли, сказав, что общение происходит через перестукивание.

Ближе к обеду на место трагедии спешат спасательные суда, в новостях сообщают, что на подлодке уже отключилось энергопитание, а носовая часть полностью затоплена. Наверное, во избежание паники военные начинают активно отрицать возможность затопления носовой части субмарины. Тем не менее, говоря о времени аварии, они называют воскресенье, хотя проблемы со связью начались еще во второй половине дня в субботу. Очевидно, кому-то не выгодно разглашать всю правду о гибели. Почему затонула подлодка «Курск»? Даже сегодня, когда прошло почти два десятилетия со дня трагедии, многие вопросы остаются без ответов.

В шесть часов вечера главнокомандующий военно-морского флота - адмирал Куроедов подтвердил, что подлодка получила серьезные повреждения и шансы спасти экипаж очень невысокие. Вечером этого дня начинают выдвигать предположения о причинах гибели затонувшей подлодки «Курск». По одной из версий она столкнулась с иностранным подводным кораблем, но эта информация была опровергнута, так как позже стало известно, что на борту подлодки случился взрыв.

В этот же день Британия и США предложили свою помощь в спасательной операции.

15 августа 2000 года (вторник)

В этот день должна была начаться полномасштабная спасательная операция, но из-за шторма спасатели не могут приступить к работе. В 9 часов утра от военных пришло сообщение, что моряки в подлодке «Курск» живы, к тому же русский флот способен самостоятельно провести спасательную операцию, не вмешивая в нее иностранцев.

После трех часов дня, когда шторм утих, началась спасательная операция, моряки доложили, что на «Курске» осталось не так много кислорода. В 9 вечера началось погружение первой спасательной капсулы, но из-за вновь разыгравшегося шторма пришлось прекратить все манипуляции. Вечером этого дня представители военных сил России встречаются со своими коллегами из НАТО.

16 августа 2000 года (среда)

В три часа дня президент России объявляет ситуацию на борту «Курска» критической, вскоре после этого вице-премьер И. Клебанов сообщил, что на подлодке не обнаружено признаков жизни.

В 16.00 адмирал Куроедов заявил, что Россия будет просить помощи у Великобритании и других дружественных государств. Спустя несколько часов из Москвы отправлены официальные запросы помощи в Лондон и Осло. Правительство Норвегии и Великобритании быстро среагировало, уже в 7 вечера в Трондхейм (Норвегия) был доставлен спасательный корабль с LR-5 (мини-субмариной).

17 августа 2000 года (четверг)

Когда затонула подлодка «Курск», предпринималось несколько попыток по ее спасению. Как утверждают официальные источники, таких попыток было 6, но, на самом деле, их было 10, и все потерпели неудачу. Погодные условия не позволяли присоединить спасательную капсулу к люку субмарины.

17 августа из Тронхейма выходит спасательный корабль. Согласно плану он будет на месте бедствия не раньше субботы. Также из Норвегии был отправлен еще один спасательный экипаж, который планировал прибыть на место в воскресенье вечером.

Начались переговоры с НАТО в частности с представителями Североатлантического альянса. Долгие 8 часов власти обсуждали план спасательной операции.

18 августа 2000 года (пятница)

С самого утра военные начали проводить спасательные операции, но погодные условия препятствовали этому, как и в прошлый раз.

Днем генерал-полковник Ю. Балуевский (заместитель начальника Генштаба вооруженных сил) заявил, что крушение АПЛ «Курск» хоть и снизил потенциал флотилии на военную единицу, но трагедия никак не повлияла на снижение боевой мощи. Многих жителей возмутило такое заявление, ведь в то время нужно было думать о спасении матросов, что были на судне. К тому же, общественность больше интересовала правда, почему затонула подлодка «Курск»?

Информацию о том, что подлодка могла столкнуться с другими водоплавающими объектами, полностью опровергли. Александр Ушаков заявил, что на момент проведения военных учений в районе Баренцева моря не было ни одно стороннего объекта.

Список членов экипажа все еще не публикуется, руководители военно-морского флота мотивируют это тем, что сейчас ведется спасательная операция. Вечером ситуацию на «Курске» уже стали называть «закритической», но спасательные операции не были отменены.

19 августа 2000 года (суббота)

Президент России возвращается из Крыма с заявлением, что практически не осталось надежды спасти хоть кого-то из «Курска». В 5 часов вечера адмирал М. Моцак объявил, что на борту подлодки уже не осталось живых людей.

Спасательные операции продолжаются. Уже вечером на место, где затонула подлодка, прибывает спасательный экипаж, вышедший из Норвегии. Наутро следующего дня планируется погружение LR-5. Военные выдвигают предположение, что на подлодке произошел взрыв боевых снарядов, когда та ударилась о морское дно.

20 августа 2000 года (воскресенье)

Воскресным утром возобновилась спасательная операция. К русскому морскому флоту присоединились британские и норвежские военные силы. Хотя утром глава правительственной комиссии Клебанов заявил, что шансы на спасение хоть кого-то из экипажа «Курска» «исключительно теоретические».

Но, несмотря на такое пессимистичное заявление, норвежский робот-манипулятор уже в 12.30 достиг затонувшей подлодки. За роботом спускаются водолазы в капсуле. В 5 часов вечера штаб военно-морских сил получает сообщение, что подводникам удалось добраться к люку «Курска», но они не могут его открыть. Вместе с этим появляется сообщение: водолазы подводники уверены в том, что в шлюзовой камере, кто-то был и пытался выбраться.

21 августа 2000 года (понедельник)

После получения информации о том, что в шлюзовой камере кто-то был, в ночь на 21 августа Клебанов утверждает, что невозможно вручную открыть люк. Однако норвежские спасатели говорят, что это вполне реально, и именно этим они займутся с утра пораньше.

В 7.45 норвежцы таки открыли люк подлодки «Курск», но никого не обнаружили. На протяжении всего дня водолазы пытаются прорваться внутрь затонувшей подлодки, чтобы спасти хоть кого-то. В то же время отмечает, что девятый отсек, к которому ведет второй люк, наверняка затоплен, потому там не будет выживших.

В час дня информационное агентство сообщило, что водолазам удалось открыть люк в девятый отсек, как и предполагалось ранее - он заполнен водой. Через полчаса после открытия люка в шлюз помещают камеру, с ее помощью специалисты пытались понять, в каком состоянии находятся 7-й и 8-й отсеки. В 9 отсеке видеокамера зафиксировала тело кого-то из экипажа, а уже в 17.00 М. Моцак сделал официальное заявление о том, что весь экипаж АПЛ «Курск» погиб.

На дворе стоял август уже такого далекого 2000 г., вот в каком году затонула подлодка «Курск». Для 118 человек то лето стало последним в их жизни.

Траур

Согласно указу президента России, вышедшему 22 августа: 23.08 - объявлено днем всенародного траура. После того дня начали готовить операцию по подъему погибших моряков. Она началась 25 октября и закончилась 7 ноября. Саму субмарину поднимали уже спустя год после трагедии (фото затонувшей подлодки «Курск» представлены в статье). 10 октября 2001 года канувший в морские пучины «Курск» был отбуксирован в Росляковский судостроительный завод. За все это время с субмарины было извлечено 118 человек, трое из которых остались неопознанными.

Чтобы узнать из-за чего произошла трагедия, было сформировано 8 следственных групп, которые приступили к осмотру субмарины сразу, как только откачали воду из отсеков. 27.10.2001 года Генпрокурор России В. Устинов заявил, что согласно результатам осмотра можно сделать заключение, что на подлодке произошел взрыв, а последовавший после пожар распространился по всей субмарине. Эксперты установили, что в эпицентре взрыва температура превышала 8000 градусов Цельсия, в результате лодка была полностью затоплена спустя 7 часов, после того как осела на дно.

Но даже сегодня причина взрыва неизвестна, кто-то считает, что субмарину по неосторожности «подстрелили свои» на учениях, кто-то верит, что взрыв произошел сам собой. Но это не отменяет того факта, что лодка утонула, а вместе с ней погибло более сотни человек.

Естественно, семьи погибших получили компенсации, а члены экипажа награждены медалями за Мужество посмертно. В разных городах России установлены памятники и мемориалы в память о погибших моряках, что служили на "Курске". Это событие навсегда останется в памяти родственников погибших и станет очередной датой в истории России. Уголовное дело по гибели «Курска» закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Кто виновен в трагедии, так и остается загадкой: то ли злодейка-судьба злорадствовала, то ли человеческую халатность хорошо скрыли власти.

Далекий и трагичный 2000-й - вот в каком году затонула подлодка «Курск». 118 погибших моряков и новая дата на страницах истории. Это всего лишь цифры, а вот несбывшиеся надежды, непрожитые жизни, не достигнутые высоты - это действительно страшное горе. Трагедия для всего человечества, ведь никому не известно, может на борту «Курска» был человек, который мог изменить мир к лучшему.

Говорят, в 1980 году знаменитая болгарская провидица Ванга предрекла: «В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Миф ли это, или Ванга действительно предвидела катастрофу, но спустя десятилетие в Северодвинске начали строить субмарину, которая навсегда вошла в историю России.

Гордость Северного флота

Атомную подводную лодку К-141 проекта «Антей» заложили на стапелях северодвинского «Севмаша» еще при СССР. В 1993 году в честь юбилея победы на Курской дуге строящейся субмарине присвоили имя «Курск», с которым она навечно вошла в историю.

Настоящий гигант, имеющий длину 154 и ширину 18,2 метра, поступил в распоряжение Северного флота в конце 90-х. «Курск», вооруженный сверхсовременными торпедами и ракетами П-700 «Гранит», являлся очень серьезной силой, способной без особого труда уничтожить авианосцы и подводные лодки потенциального противника.

Ее первый боевой поход 1999 года в Средиземное море завершился эффектными ракетными пусками по учебным целям, введя в транс представителей НАТО.

Второй же поход закончился жуткой трагедией. 12 августа 2000 года в 11.28 во время учений в Баренцевом море на борту «Курска» произошли два сильных взрыва, и лодка перестала выходить на связь.

Непонятная спасательная операция

Командование флотом по непонятным причинам ждало почти до полуночи, пока не была объявлена аварийная ситуация. Эхолоты кораблей эскадры Северного флота, также находившихся на учениях, начали исследовать район. Днем 13 августа им удалось обнаружить «Курск» на морском дне, на глубине 108 метров.

Первые действия командования Северного флота по спасению самой субмарины и ее экипажа вызывают настоящий шок. Высокие чины оказались абсолютно неподготовленными к подобному форс-мажору и боялись проявить личную инициативу.

Только около семи утра 14 августа спасательные команды получают приказ спуститься на глубину и выяснить, что случилось. «Курск» имеет дыру в борту и полностью затоплен, но в нем остаются выжившие моряки, которые отчаянно перестукиваются со спасателями, используя азбуку Морзе.

О ситуации докладывают главнокомандующему ВМФ адмиралу Куроедову … и спасательные работы временно приостанавливаются по причине якобы поднявшегося шторма и сильного подводного течения. Много позднее станет известно, что показатели подводного течения и морского волнения практически не отличались от нормы.


Мурманская область. АПЛ Курск, пришвартованная в доке военно-морской базы в Видяево. Изображение: Пресс-служба Северного флота ВМФ России

Запоздавшая помощь

Информация о трагедии проникает в СМИ. США, Великобритания и Норвегия немедленно предлагают свою помощь в проведении спасательной операции. Но на сверхсовременном «Курске» установлено новейшее оборудование и боевое снаряжение: всем иностранным судам запрещают заходить в зону катастрофы.

Только в 15.00 16 августа спасательные работы возобновляются с новой силой. Помощь от Норвегии все же принята, но из-за огромного расстояния спасательный корабль с мини-субмариной LR-5 приходит к месту трагедии только 20 августа.

21 августа норвежским спасателям удается открыть люк «Курска», но внутренние помещения исследуют исключительно россияне. Они подтверждают, что живых подводников на борту не осталось.


1994г. Северодвинск. Машиностроительное предприятие Севмаш. Атомная подводная лодка К-141 Курск и её разработчики

Мужество капитана Колесникова

В октябре 2001 года атомную подлодку К-141 «Курск» все же подняли с морского дна и отбуксировали в доки Росляковского судостроительного завода.

В 9-м отсеке обнаружили тела 24 моряков. На теле капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова находилось несколько записок, в которых задыхавшийся в запертом отсеке моряк перечислил своих товарищей и назвал причины трагедии.


Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Изображение: кадр видео Youtube

Достоянием общественности стала лишь одна из этих записок. «Шансов нет… Будем надеяться, что хоть кто-то прочитает…Всем привет, отчаиваться не надо».

Остальной текст немедленно засекретили. Почему? Можно только догадываться.

Официальная версия

Вывод следственной комиссии был прост и однозначен – ошибочный запуск учебной торпеды 65-76А («Кит»), которая спровоцировала последующий взрыв боекомплекта на борту. То есть обычное российское разгильдяйство и непрофессионализм.


Но почему же тогда все погибшие члены экипажа удостоились государственных наград, а командир, капитан 1-го ранга Геннадий Лячин , даже стал Героем России? Что-то не вяжется.

Руководство страны объяснило, что награды моряки получили за поход 1999 года, но многие из погибших членов экипажа в нем не участвовали. Явное несоответствие действительности.

Непрофессионализм ракетчиков или террористический акт?

Еще одна альтернативная версия утверждает, что всплывший на поверхность «Курск» был атакован ракетами класса «поверхность-поверхность», выпущенными российской береговой батареей, ошибочно принявшей К-141 за американскую субмарину, незаконно находящуюся в зоне военных учений.

В качестве доказательства приводится тот факт, что погибшая подлодка находилась на дне с выдвижными устройствами, которые поднимаются только в надводном положении.

Всего из внутренностей субмарины достали 115 погибших подводников, но следов тел троих членов экипажа обнаружить не удалось. Это дало возможность западным пропагандистам говорить о возможном теракте, после которого диверсанты покинули затонувшую лодку.

Косвенно эту версию подтвердили и норвежские спасатели, заявившие 21 августа о том, что через спасательный люк «Курска» кто-то пытался выбраться.


Мурманская область. Баренцево море. 24 августа 2000 г. Врачи помогают родственникам и близким погибших моряков атомного подводного крейсера `Курск` К-141, затонувшего 12 августа 2000 года, во время церемонии прощания

Столкновение с американской субмариной

Первой версией гибели К-141 стало ее случайное столкновение с американской подводной лодкой. Американские источники утверждают, что «Курск» шел на всплытие, когда его зацепили. Удар пришелся в район торпедного отсека, в котором находилась подготовленная к пуску торпеда.


Серьезно поврежденная американская субмарина с огромным трудом добралась до своей базы. Получивший крен «Курск» на скорости 18 узлов (около 34 км/час) врезался в морское дно. От удара произошел самозапуск торпеды, которая взорвалась прямо внутри торпедного аппарата, и детонация находящегося на борту К-141 боекомплекта.

Следственная комиссия посчитала эту версию не соответствующей действительности. Но почему же тогда уже через несколько часов после трагедии Москву тайно посетил директор ЦРУ? А сразу же после переговоров с Путиным президент США Билл Клинтон простил России огромный долг?

Незаживающая рана

Гибель суперсовременной атомной подводной лодки нанесла серьезный урон военному имиджу Российской Федерации и заставила командование пересмотреть способы подготовки российских моряков и подводников.


Трагедия не оставила равнодушными никого, а народная память о погибших подводниках увековечена в сотнях памятников и монументов. Их семьи получили компенсацию от государства, но разве может она заменить потерянных мужей и отцов?

Но самое главное, народ так и не получил исчерпывающей информации о происшествии, которая позволила бы избежать подобных трагедий в дальнейшем.

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.

Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».

До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.

В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.

Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.

А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.

Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.

Следующая новость

Трагедия «Курска» стала одной из самых масштабных в послевоенной истории отечественного флота, уступая по числу жертв только двойной аварии на советских подлодках Б-37 и С-350 в 1962 году. Спасательная операция длилась десять дней, но когда подлодку в конце концов «распечатали» в живых там уже никого не осталось.

Что произошло?

Согласно официальной версии, 12 августа 2000 года в 11:28 по Москве в Баренцевом море взорвалась торпеда 65-76А, которая была на борту «Курска». Взрыв повлек за собой детонацию остальных торпед в первом отсеке подлодки. Как полагает следствие, первый взрыв возник из-за утечки водородной смеси, которая прошла сквозь микротрещины на корпусе. Их появление объяснили «нештатными процессами».

Источник фото: Youtube

Крейсер «Петр Великий» с помощью гидроакустической аппаратуры обнаружил «Курск» 13 августа в 04:51. Подлодка опустилась на морской грунт на глубину в 108 метров.

Существуют и альтернативные версии случившегося. Например, капитан первого ранга Михаил Волженский, который инспектировал подлодку до ее спуска на воду, и командующий флотом Вячеслав Попов считали , что АПЛ столкнулась с иностранной подлодкой. «Скользящий удар горизонтальных рулей мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“», - отмечал Волженский.

Третью версию во время расследования причин аварии выдвинул занимавший тогда пост вице-премьера Илья Клебанов. По его мнению, «Курск» мог напороться на противокорабельную мину времен Великой Отечественной войны, в результате чего произошла детонация снаряда. Однако, как подсчитали позднее эксперты, даже небольшого атомного взрыва не хватило бы, чтобы отправить «Курск» на дно. По этой причине данную версию признали несостоятельной.

«Курск» выпустил ракету сам в себя, считает независимый технический эксперт Юрий Антипов, который общался с норвежскими участниками спасательной операции. По его словам, в те дни подлодка испытывала новую торпеду-ракету «Шквал». Она идет со скоростью более 500 километров в час и, один раз нацеленная, она становится неуправляемой. По мнению Антипова, ракета отрикошетила от своей цели и стала стремительно приближаться обратно к АПЛ. Капитан подлодки, видимо, обнаружил это и отдал приказ на экстремальное погружение на дно, чтобы ракета прошла над кораблем, но подлодка не успела выполнить маневр.


Источник фото: Youtube

В подтверждение своей версии эксперт привел тот факт, что при подъеме «Курска» винты были сняты - это говорит о том, что, ложась на дно, АПЛ работала на максимуме. Кроме того, на фотографиях останков подлодки видна характерная пробоина, края которой оплавились не с внутренней, а с внешней стороны подлодки.

«Все обнаруженные мною факты однозначно показывают, что никакого столкновения с другой подлодкой, никакого взрыва торпеды внутри АПЛ не было», - сказал он в комментарии «360».

Гонка со временем

Как только «Курск» был обнаружен, сразу возник вопрос: как оперативно поднять экипаж на поверхность. Известно, что на борту тогда оставались в живых 23 человека. Они не знали, что стало причиной крушения, а на их стуки в других отсеках подлодки никто не отвечал.

«У одного из погибших моряков в руках была инструкция по выходу из затонувшей подлодки. Из отсека, где они находились, выход на поверхность возможен. Там есть спасательный люк. Ты наверх всплыл, поддул гидрокомбинизон и плаваешь. Но это в Черном море плавать хорошо, а в Баренцевом - нет. Ты охладишься до температуры воды, еще плюс ветер и волны - тебя унесет, и никто больше никогда не найдет. Поэтому они ждали помощи и готовились к выходу на поверхность», - рассказал «Комсомольской правде » капитан первого ранга Игорь Курдин.

По официальным данным, выжившие после взрыва моряки погибли в течение первых семи-восьми часов после детонации торпед. Однако во время спасательной операции водолазы сообщали о «продолжающихся стуках», которые были слышны изнутри «Курска». Кроме того, в вахтенном журнале «Петра Великого», находившегося возле место ЧП, говорится, что последние звуки изнутри подлодки были еще слышны 14 августа в 11:08, а это почти двое суток с момента катастрофы.

Когда о произошедшем узнал весь мир, британские и норвежские флоты предложили российской стороне помощь, но вначале получили отказ. С 13 по 15 августа спасательные работы велись лишь силами Северного флота, были задействованы разные виды подводных аппаратов, однако все попытки оказались безуспешными. В ВМФ неудачу объяснили сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды и большим креном «Курска».

Днем 16 августа Москва официально запросила помощь у Лондона и Осло. Через два дня пресс-служба ВМФ России назвали ситуацию «закритической». Зарубежные спасатели успели прибыть на место ЧП лишь 20 августа. На следующий день норвежским водолазам наконец удается вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ. Весь экипаж подлодки признали погибшим.

Вопросы без ответа

По закону, через 30 лет после ЧП может быть создана комиссия, которая решит: снимать ли с документов гриф «секретно» или нет. В отношении «Курска» это может произойти даже раньше, если будет принято соответствующее решение правительства, говорил три года назад начальник центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков.

Однако большинство экспертов сомневаются, что гриф «секретно» будет снят даже в обозримом будущем.

«Это связано, в том числе, с конструктивными особенностями АПЛ. Ведь подлодки этого типа стоят на вооружении и сегодня. Полностью все документы запускать в свободный просмотр не будут», - сказал «360» писатель и капитан первого ранга Владимир Шигин.


Источник фото: РИА Новости

По его словам, довольно много вопросов тем не менее остаются без ответа. Прежде всего они касаются причин детонации первой торпеды.

«До конца непонятна причина первого взрыва. Что там произошло? Техническая неготовность? Или торпеда была повреждена во время погрузки - но тогда почему этого не заметили на подлодке?» - отметил эксперт. По его мнению, разгадка осталась на дне Баренцева моря - там до сих пор лежат останки первого отсека. Как пояснил капитан, он сильно покорежен. К тому же были подозрения, что там могут находиться неразорвавшиеся элементы.

Шигин также добавил, что мало внимания уделено 23 членам экипажа, которые продолжали бороться до самого конца. «Очень многое почему-то осталось на кадром. А ведь они героически передвигались из одного заполняемого ледяной водой отсека в другой. Среди них были раненые - моряки со сломанными ногами. Мало говорят и о причине их гибели: по всей видимости, они уронили в воду аппарат регенерации кислорода. Произошла реакция - новый взрыв - и все они мертвы. А так, кто знает, может, продержались бы еще дольше», - подчеркнул он.

Технический эксперт Юрий Антипов добавил, что плохо была проведена сама спасательная операция. «Была очень большая затяжка по времени. Даже когда норвежские корабли прибыли на место, их еще сутки не подпускали к „Курску“. Почему - большой вопрос. А пустили их лишь тогда, когда уже шансов спасти подводников почти не было», - отметил эксперт.

То, что случилось, весь мир будет помнить всегда, уверен Шигин. «Это трагедия национального масштаба. Слава богу, они достаточно редки. Не сомневаюсь, что мир будет помнить о произошедшем, будут издаваться книги, появляться новые версии. Интерес к „Курску“ не угаснет никогда», - заключил капитан.

человек поделились статьей

Следующая новость