Следует различать грамматические и речевые ошибки .

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

  • раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый , благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
  • без комментарий , более правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
  • удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).

В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании , чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:

Высказывание: то, что вы слышали или сказали точно так, как вы можете его представить. Все примечания в контексте ошибки, где это произошло, все, что способствовало ее возникновению.

  • Цель: то, что на самом деле говорило говорящее.
  • Включите любые объяснения, которые у вас могут быть.
Какова типичная прогрессия для обучения звукам речи? Дети начинают развивать речь как младенца. В возрасте 6 месяцев дети курят и играют со своими голосами, производя звуки, такие как «оо, мм, мм, да и слизь». Дети учатся речи, имитируя звуки, которые они слышат.

  • Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (или единственный ) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки . Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

К 12-месячному возрасту, бормотание должно начинать звучать как «разговор» с интонациями и ритмом. Ваш ребенок также будет создавать различные «формы слов». Это относится к расположению согласных и гласных. К ним относятся: «вверх», «обувь» и «горячий». По мере роста словаря вашего ребенка, так же как и способность создавать разные звуки речи и комбинировать звуки более сложными способами. Имитация звуков и форм слов продолжается, созревая в естественных, спонтанных постановках.

Ваш ребенок будет создавать разнообразные звуки и слова, соответствующие возрасту. Отдельные слова будут объединены в двух - и трехсловные фразы и, в конечном счете, в предложения и постоянную беседу. Что такое артикуляция, разборчивость и фонология? Большинство детей ошибаются, когда они учатся говорить новые слова. Нарушение речевого звука происходит, когда ошибки продолжаются до определенного возраста. Различные звуки осваиваются в разном возрасте. Последовательное, правильное производство звука будет варьироваться от ребенка к ребенку.

К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.

Речевые ошибки и недочёты

Речевые нарушения звука включают проблемы с артикуляцией и фонологическими процессами. Можете ли вы понять, что говорит ваш ребенок? Говорит ли ваш ребенок ясно? Вам нужно перевести речь своего ребенка для других? Это называется разборчивостью. Термин «разборчивость» означает, насколько слушатель может понять говорящего.

Родители и близкие члены семьи обычно являются экспертами в понимании речей своих детей. Родители могут «переводить» даже самые непонятные усилия своих детей. С другой стороны, незнакомые слушатели часто неспособны расшифровать речь маленького ребенка.

Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Вот несколько общих рекомендаций. Ориентировочный возраст и процент речи, понятной родителям. Через 8 месяцев типичный ребенок на 25 процентов понятен. Через 2 года типичный ребенок от 50 до 70 процентов понятен. Через 3 года типичный ребенок на 80 процентов понятен. В 4 года типичный ребенок составляет от 90 до 100 процентов понятного.

Каковы распространенные нарушения звукоизвлечения речи? Нарушение артикуляции включает в себя проблемы, которые произносят звуки правильно. Звуки могут быть заменены, оставлены, добавлены или изменены. Эти ошибки могут затруднить людям понимание вашего ребенка. У маленьких детей часто возникают ошибки речи. У вашего ребенка может быть нарушение артикуляции, если эти ошибки продолжить прошлый ожидаемый возраст. Не все звуковые подстановки и пропуски считаются речевыми ошибками. Вместо этого они могут быть связаны с особенностью диалекта или акцента.

В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.

Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.

Эти типы различий могут считаться или не считаться расстройством речи. Оценка, определяющая согласованность звуковой ошибки речи и ситуаций, в которых происходит эта ошибка, поможет определить это. Нарушение фонологического процесса включает в себя модели звуковых ошибок.

Другим правилом речи является то, что некоторые слова начинаются с двух или трех согласных. Они называются согласными кластерами. Примеры согласных кластеров включают «улицу» или «сломанную». Когда вы впервые учитесь говорить, ваш ребенок может упростить эти согласные кластеры, оставив один из звуков. Когда дети упрощают эти кластеры, слушателю становится сложнее понять ребенка. В то время как для детей младшего возраста, участвующих в речи, чтобы оставить один из звуков из слова, это не ожидается, так как ребенок становится старше.

Грамматические ошибки


п/п

Вид ошибки

Примеры

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

Ошибочное образование формы существительного

Если ребенок продолжает демонстрировать такое кластерное сокращение, у него или нее может быть фонологическое нарушение обработки. Существуют разновидности таких правил фонологического процесса, и дети могут проявлять некоторые или все из них в той или иной момент при их приобретении речи.

Существует несколько различных фонологических нарушений, которые могут произойти, и тщательный анализ производства звукового звука поможет выявить их. Вербальная апраксия речи является двигательным расстройством речи. У детей с вербальной апраксией есть трудности с звуками, слогами и словами. Это не из-за мышечной слабости или паралича. Чтобы сказать любой звук или слово, мозг посылает команду на необходимые мышцы, чтобы активировать и произвести этот звук или слово. Это, в свою очередь, приводит к ошибке звука или слова.

Многие чуда техники, не хватает время

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красившее

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения

Ребенок знает, что он хочет сказать, но коммуникация этой идеи от мозга к различным мышцам речевого механизма нарушается. Ранние признаки апраксии включают в себя: тихие дети, очень мало, чтобы не ворчать или лепет, борясь с простыми рядами лепета, производя только гласные или очень мало согласных, задерживают первые слова, затрудняют подражание речи, затрудняются говорить более длинные фразы.

Вербальная апраксия относится к трудностям, порождающим звуки. Оральная апраксия относится к трудностям с движениями языка, губ или челюсти при желании. Например, ваш ребенок может высунуть свой язык, чтобы лизать конус мороженого, но, возможно, не сможет высунуть язык, когда его спросят. Оральные двигательные трудности могут присутствовать с или без словесной апраксии. Острые двигательные трудности могут быть замечены в таких действиях, как сосание и кормление. Они могут или не могут способствовать проблемам производства речи.

Ихнего пафоса, ихи дети

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Нарушения согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом

Нарушения управления

Заикание характеризуется напряженными, быстрыми повторениями слов, слогов или звуков; блоки, наполнители или пролонгации звука непреднамеренно. В ходе развития языка речи естественный период нормальной дисфункции обычно происходит в возрасте от 2 до 4 или 5 лет. Это не заикание, но может звучать так. Вы можете быть обеспокоены, когда вы это услышите, и если да, то патологоанатом на речевом языке может оценить речевой паттерн вашего ребенка, чтобы определить, проходит ли ваш ребенок через период нормального дисфункции или если то, что вы слышите, может на самом деле заикаться.

Нужно сделать свою природу более красивую

Повествует читателей

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Некоторые предупреждающие знаки, которые могут побудить вас обратиться к специалисту, чтобы помочь включить, если ваш ребенок заикается более 6 месяцев, заикается со значительными усилиями и напряжением или заикается при использовании движений тела. Вы можете оценить речевую речь вашего ребенка. Попросите вашего педиатра обратиться к патологоанатому на языке речи. Патолог-речевой язык является профессионалом, который диагностирует трудности речи и языка.

Оценка будет включать следующее. Является ли это нормальным для его возраста или существует расстройство речи? Заикание, лизание, избирательный мутизм, афазия - речевые и языковые расстройства являются частью общества, и около восьми процентов детей в Германии страдают от этого. Обсуждается, увеличились ли типичные языковые проблемы у детей в последние годы. В любом случае расстройства обнаруживаются ранее, и терапия может быть начата. Причин расстройств речи много.

Он написал книгу, которая эпопея

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом

В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Уровень зависит от степени развития мозга ребенка. Ребенок должен научиться распознавать слова из звуков своих собратьев и создавать связи между словами. Причины расстройств речи могут быть разнообразными. Например, проблемы слуха могут еще больше повлиять на развитие речи. Частые случаи отита у детей являются одними из причин проблем со слухом. Кроме того, с точки зрения обучения говорить следует учитывать, что многие звуки формируются аналогичным образом. Младенцы могут удвоить свой месяц лютня, и примерно через 1 год сформируются первые слова, такие как «Ма-Ма» или «Па-Па».

Читая текст, возникает такое чувство…

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве

Когда рассматривается вопрос о развитии языка?

Так называемые двухсловные выражения, такие как «Мама да», могут - или даже уже - формироваться с 1, 5 до 2 лет. От 2, 5 до 4 лет расширяет словарь малыша. Связи между словами и объектами, вещами или действиями очевидны. Первоначально создавая звуки, которые легки для ребенка, развитие языка завершается примерно через 4-5 лет. Поэтому должны знать основные моменты обычного владения языком. В 4-5 лет в любом случае следующие моменты.

  • Дети могут произносить все звуки правильно.
  • Дети могут формировать предложения с простой грамматикой.
  • У детей есть простой словарный запас.
Если временный ход естественного развития языка у детей задерживается, то говорят о задержке развития языка или расстройстве языка. Может произойти расстройство произношения, такое как дислялия, то есть заикание или заикание. Но каковы общие признаки расстройств речи и как родители замечают нарушение языка у ребенка?

Человеку показалось то, что это…

Смешение прямой и косвенной речи

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Речевые ошибки и недочёты


п/п

Нарушения языкового развития

Ограниченное понимание речи ограниченное словосочетание неправильное произношение неправильная грамматика. Эти расстройства речи уже могут возникать у детей в возрасте одного года. Нарушения развития речи могут быть распознаны различными симптомами. Если ребенок внезапно перестает лепет, это типичный признак такого ухудшения. Кроме того, те, кто пострадал, часто могут наблюдать нарушения концентрации, отсутствие моторных навыков и избегание зрительного контакта. В таких случаях маленькие дети должны срочно проходить обследование в специализированных клиниках.

Вид ошибки

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.

Мысль развивается на продолжении всего рассказа.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом

Что можно сделать для борьбы с языковыми расстройствами у детей?

Если языковое развитие ребенка не происходит в виде простых слов на срок до 1, 5 лет, следует проконсультироваться с специалистом. У детей возникают следующие языковые проблемы и расстройства речи. Причина этого языкового расстройства у детей: язык заходит слишком далеко в рот, а в некоторых случаях даже попадает между зубами. Причина. Фазы, в которых дети заикаются, принадлежат к развитию языка ребенка. Это объясняется тем, что малыши часто хотят больше выразить и хотят говорить быстрее, чем могут. Существует различие между реальным заиканием и фазовым заиканием. Реальное заикание вызвано спазмом при разговоре, поэтому у страдающих есть заметная трудность в выражении слов. Отдельные буквы или доли слов повторяются много раз. Фазовое заикание вызывает частые повторения одного и того же слова. «Мама мама мама собирается ходить по магазинам» иллюстрирует, что означает. Заикание: заикание часто повторяет части слов или слов. . Терапия может очень хорошо лечить заикание и шелушение.

Моё отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

Употребление слов иной стилевой окраски

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша.

Очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

Бессвязность изложения

Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

Задание "Определитевид ошибки (речевая или грамматическая)"


1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

2. Он понимает о необходимости помочь народу.

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас.

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме.

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные.

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась.

10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.

11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее.

12. Урожай в этом году собрали отменный - более четыреста пятидесяти тонн зерна.

13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно.

14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.

15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен.

16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело.

17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.

19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал.

20. В заключение слово для доклада представили директору завода.

Ответы:

1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились (грамматическая).

2. Он понимает о необходимости помочь народу (грамматическая).

3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина (грамматическая).

4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах (речевая).

5. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты (речевая).

6. Для документов необходимо фотографироваться анфас (грамматическая).

7. На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме (речевая).

8. Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили подчиненные (грамматическая).

9. Певица призналась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что поправилась (грамматическая).

10. Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр (речевая).

11. Вместо конкретных предложений докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. (речевая)

12. Урожай в этом году собрали отменный - более четыреста пятидесяти тонн зерна (грамматическая).

13. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального, так что сравнение здесь неуместно (речевая).

14. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает (грамматическая).

15. Во время ремонта мастера тщательно аннулировали все неровности стен (речевая).

16. Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое дело (речевая).

17. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие (речевая).

18. Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может (грамматическая).

19. Большой театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал (грамматическая).

20. В заключение слово для доклада представили директору завода (речевая).

1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

2) Красота русской природы всегда вдохновляла художникопейзажистов.

3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.

4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу

продолжить семейную династию.

5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых

компьютеров.

2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.

2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,

так и новейшими методами диагностики.

3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет

в этот дом и обхаживает его.

4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов — Арктики и Антарктики.

2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,

получаемому при обычном способе посадки клубнями.

4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир

должен быть окружен вниманием и почетом.

5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную

агрессию против своего народа.

4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.

2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных

спортивных команд мира.

3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,

пламень, глас.

4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

5) Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий — метелями,

резким понижением температуры.

5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме "Голубой портрет".

2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.

3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.

4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.

5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Эта книга имеет двойной характер.

2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.

3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.

4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.

5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для

приветствий.

7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния — [реалия(1)

реальность(2)]

2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]

3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.

8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.

взносы на особенно крупную сумму.

3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]

9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.

2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.

3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.

10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) неослабная помощь

2) не играет значения

3) повышать мастерство

4) скрытная угроза

5) изъявлять признательность

12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) предпринимать усилия

2) высказать гипотезу

3) повысить потенциал

4) обнаружить закономерность

5) предвещать поражение

13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.

5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.

14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.

3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.

15. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.

2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

3) Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.

4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.

5) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.

16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

5) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе.

17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Площадь этого виноградника — около пяти квадратных гектаров.

2) Вся его теория построена на зыбком песке.

3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.

4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.

2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.

3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.

4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать

нашу организацию.

19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.

3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.

4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,

из которых он произошел.

20. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

21. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

2) Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий

3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.

4) В конце 19 — начале 20 века появляются первые словари, толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.

2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств

выражения

23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Студент занял первое место по английскому языку.

2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.

3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,

так и зернобобовым культурам.

4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех

работников, занимающихся вопросами экономики.

5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические

связи слов в предложении, затемняется его смысл.

24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.

2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.

3) Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, — вот где собака [зарыта(5), спрятана(6)].

25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.

2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.

3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов .

1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].

2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.

3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.

27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было — кот наплакал, не то что теперь.

5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади — дай только посмеяться.

2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.

3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.

4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.

5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.

3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.

5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.

2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.

4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.

5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

2) А вы легки на помине — мы с женой сейчас лишь о вас говорили.

3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.

4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.

5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.

1) остаться с носом — потерпеть неудачу, быть одураченным

2) попасть впросак — из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении

3) по воле судьбы — в зависимости от сложившихся обстоятельств

4) опускать занавес — не принимать во внимание, не учитывать что-либо

5) избитая колея — общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни

33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.

1) приложить руки — приложить руку

2) язык проглотишь — язык проглотил

3) испить чашу до дна — испить горькую чашу

4) браться за разум — взяться за разум

5) пройти сквозь огонь и воду — пройти огонь и воду и медные трубы

Ответы

1. 1, 3, 4, 5

2. 1, 2, 3, 5

3. 1, 3, 4, 5

4. 1, 2, 3, 5

5. 1, 2, 3, 4

6. 1, 2, 3, 5

7. 2, 4, 5

8. 1, 4, 5

9. 1, 4, 5

10. 1, 2, 3

11. 1, 2, 4, 5

12. 1, 2, 5

13. 1, 2, 3, 5

14. 1, 2, 3, 4

15. 1, 2, 3

16. 1, 2, 3, 4

17. 1, 2, 4, 5

18. 1, 3, 4, 5

19. 1, 2, 4, 5

20. 1, 2, 3, 5

21. 1, 2, 3, 5

22. 1, 2, 3, 4

23. 1, 2, 3, 4

24.

  • gramma.ru — классификация речевых ошибок;
  • glossa.ucoz.ru — классификация речевых и грамматических ошибок.
  • Многословие, или речевая избыточность

    Неоправданный повтор слов (тавтология)

    Употребление слова в несвойственном ему значении.

    Имейте в виду, что наиболее типичными нарушениями лексической нормы являются следующие.

    Неразличение слов-паронимов. Паронимы (от греч. раrа «рядом» + опота «имя») - однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающиеся по значению: одеть - надеть, командировочный - командированный, значение - значи­мость, гарантийный - гарантированный, экономический - экономичный и т.п. Например: На этом предприятии суще­ствуют выборочные (вместо выборные) должности. Регист­рация командировочных (вместо командированных) произво­дится в вестибюле.

    Неправильное использование синонимов. При этом пи­шущий демонстрирует невнимание к оттенкам значений слов-синонимов, приводящее к смысловым нарушениям. Напри­мер: 1) Пора подвести результаты (вместо итоги) встречи. Изъяны (вместо недостатки) в тренировках команды обна­ружились на первых же соревнованиях.

    Наличие в тексте плеоназмов. Плеоназм (греч. рlеопаsтоs - «излишество») - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Эти ошибки обу­словлены, чаще всего, незнанием значения заимствованного слова (при соединении слов русского и иноязычного происхо­ждения, обозначающих одно и то же). Например: прейску­рант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо: автобиография), реальная действительность (надо: реаль­ность или действительность), коллега по профессии (надо: коллега), свободная вакансия (надо: вакансия) и т.п.

    Это повторение (греч. tauto - «то же самое» и 1оgos - «смысл») в пределах предложения одного и того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и де­лающих её неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов.

    Употребление слов и словосочетаний, несущих излиш­нюю информацию. Например: лишними являются слова ра­бота, деятельность, мероприятие с предлогом по в следую­щих фразах - работа по выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.

    Лексическая сочетаемость - способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес, довести до сведения, отдавать себе от­чет. Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль), иг­рать значение (надо: иметь значение) и т.п.

    5. Употребление слова без учёта его стилистической при­надлежности

    Стилистическая окраска слова - это дополнительная к лексическому значению слова, словосочетания или предложе­ния информация о сфере их употребления (официальная - неофициальная), об отнесенности языковой единицы к сти­лю литературного языка (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, язык художествен­ной литературы), о принадлежности ко временному ряду (устаревшее - новое) и к экспрессивному разряду (высо­кое - сниженное; литературное - нелитературное) языко­вых средств.

    Употребление в речи слов в несвойственной данной ситуа­ции общения или данному тексту стилистической окраске воспринимается как речевая ошибка.