В настоящее время понятие «ресурсный класс» подразумевает несколько трактовок. В приоритетном случае — мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам — 1 «А», 1 «Б» (это могут быть не только первые классы, но и любые другие — для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута). Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы.
В ресурсном классе может использоваться прикладной поведенческий анализ, а может не использоваться. Прежде всего — ресурсная зона, это зона, в которой есть необходимые «ресурсы» — специалисты, территория, методики, инструментарий и т.д.

Об уже существующем опыте:

Ресурсные классы — модель, существующая в России уже несколько лет (около 5ти). Кроме Москвы — это также Воронеж, Белгород, Санкт-Петербург.

РОО помощи детям с РАС «Контакт» оказывает помощь в открытии и поддерживает несколько родительских групп в образовательных учреждениях Москвы. У многих классов есть свои страницы в соц.сетях, где они делятся опытом, рассказывают о том, что у них происходит.

«Инклюзивная молекула» (ресурсные классы) – это пилотный образовательный проект в Москве. В него вошли 9 школ. Проект направлен на создание и обеспечение специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, с целью реализовать права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом методом создания в школах ресурсных зон.

Проект начался с консолидированного и квалифицированного родительского запроса. Представители РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонда «Выход» и АНО «Ресурсный класс» представляли его вниманию специалистов НПЦ ПЗДП, а также на уровне Министерства образования и Департамента образования города Москвы («ДОгМ»).

С 15 по 18 апреля 2015 года проект «Инклюзивная молекула» был представлен силами МГАРДИ, РОО помощи детям с РАС «Контакт», команды волонтеров и фонда «Выход» на Московском международном салоне образования постоянным стендом и докладом.

На сегодняшний день в Москве существует около 20 классов, основанных на передовых педагогических методиках, как входящих в проект, так и действующих вне его. Прикладной поведенческий анализ (АВА) используется не на всех площадках, однако на большинстве — лежит в основе обучения детей с РАС. В самой «Инклюзивной молекуле» участвуют девять столичных школ: ГБОУ гимназия № 1540, ГБОУ лицей №1574, СОШ 285, ГБОУ школа №1465, школа №1321 «Ковчег», лицей №1367, школа №1206, ГБОУ школа №2009, школа №192. География значительна: представлены Центральный, Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный округа.

Департаментом образования г. Москвы совместно с Городским психолого-педагогическим центром, Московским городским педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и РОО помощи детям с РАС «Контакт» был запущен пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации» в 2015/2016 учебном году. Цель образовательного проекта - повышение доступности и качества образовательных услуг для детей с РАС на различных уровнях образования.

1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Подробнее с нормативно-правовой базой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе .

Перед общеобразовательными организациями стоит задача создания специальных образовательных условий для данной категории детей: подбор квалифицированных педагогических кадров, создание комфортной среды, создание локальной правовой и методической базы. Посмотреть список организаций, обучающих сотрудников образовательных учреждений можно .

Реализация образовательного проекта «Инклюзивная молекула» позволит рассмотреть и проанализировать круг вопросов инклюзивного обучения, среди которых создание эффективных моделей обучения детей с РАС; разработка и апробация эффективной диагностики индивидуальных возможностей, потребностей и достижений обучающихся.

Прикладной поведенческий анализ — эффективная методика обучения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, которая применима и эффективна для обучения любых других детей с ОВЗ, а также независимо от того, инклюзивное или коррекционное это образовательное учреждение.

Проект «Инклюзивная молекула»

Важно

Посмотрите страницы ресурсных классов в интернете. Например:
Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в «Ковчеге» (школа 1321)
Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в школе N 2009

Видеоматериалы:

Видеозапись доклада об опыте класса на конференции «Аутизм. Выбор маршрута» на канале МГППУ:

Пакет нормативных документов:

Протоколы встреч рабочих групп в Департаменте образования (ГППЦ):

Презентационные материалы ГППЦ:

ФГОС для детей с ОВЗ:

ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный документ был разработан инициативной родительской группой проекта «Инклюзивная молекула», направленного на создание и развитие ресурсных классов для обучения детей с аутизмом в общеобразовательных учреждениях. Родители создали закрытую группу в сети Фейсбук, где публиковали вопросы директоров школ, а затем обращались к специалистам за ответами. Все нижеприведенные вопросы реальны — их слышали родители, когда обсуждали с директорами московских школ возможность открыть ресурсный класс.

Модератор и выпускающий редактор проекта Евгения Лебедева (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии развития ФГБУН Институт психологии РАН и мама детей с РАС), консультанты — Анастасия Козорез, Елена Кутепова, Татьяна Медведева, Елена Цырульникова и многие другие специалисты, заинтересованные в том, чтобы дети с РАС могли бы ходить в детский сад и учиться в школе.

Постепенно документ будет дорабатываться, и вы можете принять участие в его разработке. Присылайте вопросы от ваших знакомых директоров школ и детских садов на адрес [email protected] , и мы обязательно найдем тех, кто сможет на них содержательно ответить.

Уважаемые коллеги!

В этом документе собраны ответы на вопросы директоров школ, к которым обращаются инициативные группы родителей с просьбой принять в школу детей с аутизмом. В школах, которые принимают таких детей, в международной практике часто организуются ресурсные классы. Если в школе есть такой класс — обучение ребенка с аутизмом становится возможным и эффективным, а школа на практике реализует принципы инклюзивного образования. Сегодня такие проекты есть и в России. Мы будем рады расширить список ответов и готовы принять ваши вопросы. Полная версия с новыми ответами на вопросы будет опубликована на сайте Департамента образования Воронежской области, на сайте фонда «Выход» и на сайте Института проблем инклюзивного образования (МГППУ). На вопросы отвечали специалисты образовательных учреждений, где обучаются дети с РАС, а также представители общественных организаций, созданных родителями детей с аутизмом. Рецензент: Институт проблем инклюзивного образования (МГППУ).

1. Какие особенности могут быть у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?

Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними.

Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются.

Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении.

Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.

Некоторые дети с РАС учатся читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, и запоем прочитывают чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают школьную программу по этому предмету не хуже учителя.

Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.

У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.

Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.

Странности в поведении ребенка с РАС (так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.

2. Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

3. Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?

О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества.

В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.

4. Ребенок с РАС будет учиться в обычном классе?

Для детей с РАС создаются ресурсные классы, в которых проводится подготовка к обучению в обычном классе.

5. Что такое ресурсный класс?

Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.

Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.

Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.

6. Кто решает, когда ученик с РАС будет готов к включению в обычный класс?

Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.

Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с учителями общеобразовательного класса. При необходимости учитель ресурсного класса адаптирует учебные материалы под нужды ученика.

7. Какие задачи решает учитель ресурсного класса? Что входит в его обязанности?

Учитель ресурсного класса — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование. Оптимальным для работы в ресурсном классе является учитель-дефектолог.

Если работа ресурсного класса строится на основе Прикладного анализа поведения (АВА), учитель должен иметь дополнительное образование в этом направлении.

В обязанности учителя ресурсного класса входит:

— проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса;

— проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный класс;

— организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС;

— составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и учебных планов;

— составление планов уроков ресурсного класса;

— адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

— адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС;

— обучение тьюторов;

— консультирование родителей и работников школы;

— мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.

8. По какой программе будет учиться ребенок с РАС?

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС. Учитель ресурсного класса в сотрудничестве с учителями общеобразовательных классов при составлении программы должен определить, какие знания, умения и навыки являются наиболее приоритетными для данного ученика и в каком формате их усвоение будет наиболее эффективным: при индивидуальных формах работы, в ресурсном классе или в общеобразовательном классе, а также какие материалы, методы и приемы должны быть использованы при его обучении.

Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра

8.1 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1-4-е классы).

8.2 Адаптированная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5-е классы) — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1- 6-е классы) — для детей, не получивших дошкольное образование.

8.3 Адаптированная образовательная программа для учеников с умственной отсталостью. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1-6-е классы).

8.4 Специальная индивидуальная программа развития. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1-6-е классы).

9. Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?

Есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации мы не всегда используем именно устную речь. У нас есть разные способы. Мы можем показать жестом, написать, напечатать, составить схему.

Для детей, не пользующихся устной речью, созданы разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном, болтать с друзьями.

В школе должны быть созданы условия, при которых ребенок сможет использовать все возможные средства коммуникации, и тогда отсутствие устной речи не станет препятствием для учебы или общения со сверстниками.

10. Могут ли дети с РАС представлять собой опасность для обычных детей?

Агрессивность не является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут обороняться в ответ на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку.
Иногда поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытается сообщить о своих неприятных ощущениях, например — из-за слишком громких звуков или сильных запахов.

Важно помнить, что дети, у которых есть потенциально опасные формы поведения, не включаются в учебный процесс в общеобразовательном классе.

11. Детям свойственно повторять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть ли способы этого избежать?

Возможно, что другие дети будут иногда повторять какие-то действия своих одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение, потому что у них сформированы свои, привычные формы поведения для возникающих жизненных ситуаций.

Если у детей появятся вопросы, почему их одноклассник с РАС ведет себя именно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему можно помочь научиться вести себя по-другому.

4877 детей-инвалидов обучают в специальных коррекционных образовательных организациях, 1859 детей-инвалидов получают образование на дому, в том числе и с использованием дистанционных технологий, 8654 ребенка-инвалида обучают в условиях инклюзивного образования. В дошкольных учреждениях на сегодняшний момент также представлены дети-инвалиды, которые получают первоочередное право при зачислении в дошкольные отделения образовательной организации, и в дошкольных учреждениях сегодня обучают 5148 детей-инвалидов. (См. схему 2.)
В 80 процентах колледжей созданы условия для получения профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для этого организуют инклюзивное обучение, группы коррекционно-развивающего обучения, используют дистанционные образовательные технологии. Как правило, дети данной категории с первого года обучения сориентированы и закреплены за предприятиями, на которых они проходят производственную практику и производственное обучение. Колледжи совместно с этими предприятиями ведут работу по дальнейшему трудоустройству выпускников.
В рамках межведомственного соглашения, которое подписано между Департаментом образования и Департаментом социальной защиты населения, а также соглашения между Департаментом образования и Департаментом здравоохранения, идет комплексная работа по созданию единого адаптированного пространства, позволяющего каждому ребенку создать территорию успеха. (См. схему 3.)
При Департаменте образования работает межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители Департамента образования, Департамента социальной защиты, Департамента здравоохранения, представители родительской общественности, по разработке специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов. Как результат комплексное сопровождение особого ребенка в образовательном пространстве города осуществляют при ведомственном взаимодействии всех заинтересованных сторон.
В настоящий момент Департамент образования подготовил трехсторонний приказ, в котором прописаны все те проблемы, которые на сегодняшний день выявлены, для того чтобы сопровождение было адресным и достаточно эффективным.
В этом году произошла модернизация Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, миссия Центральной комиссии изменилась, теперь главным стало обеспечение права ребенка на образование, адекватное его уровню развития и возможностям здоровья, через выявление специальных образовательных потребностей и определение условий, необходимых для развития ребенка, получения образования, адаптации и социализации. (См. схему 4.)
Создание единой Центральной комиссии позволяет реализовать единый алгоритм получения услуги на территории города, четче прописать регламент этой услуги. Все специалисты комиссии осуществляют свою деятельность согласно методическим рекомендациям по организации деятельности ЦПМПК Москвы, что предполагает единую форму протокола комиссии, использование единых формулировок в психолого-педагогическом заключении, позволяет максимально облегчить реализацию образовательного маршрута и рекомендаций по созданию специальных условий образовательных организаций - обследование детей, посещающих образовательные организации, для подтверждения, уточнения или изменения образовательного маршрута.
Центральная комиссия совместно работает со специалистами консилиумов образовательных организаций, осуществляет мониторинг учета рекомендаций, которые были выданы ранее, что позволяет видеть динамику достижений ребенка и корректировать его образовательный маршрут.
Участие специалистов ЦПМПК в работе консилиума образовательной организации, электронная запись на обследование минимизирует затраты родителей на получение рекомендаций по созданию специальных условий обучения, обеспечивает своевременность предоставления этой услуги, а также позволяет реализовать ее по стандарту, единому для Москвы.
Финансирование обучения детей-инвалидов в образовательных организациях Москвы осуществляют в соответствии с постановлением Правительства Москвы. Коэффициент 2 применяют для детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, коэффициент 3 - для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей. Помимо этого в ведомственном перечне предусмотрены государственные работы и государственные услуги, которые могут оказывать образовательные организации. (См. схему 5.)
В настоящее время повышенное финансирование детей-инвалидов, а в Москве это порядка 400 тысяч рублей в год, передают той школе, в которой учится ребенок-инвалид, независимо от ее названия, большая часть образовательных организаций на сегодняшний момент стараются создать условия, которые реализуют те запросы родителей, которые обращены сейчас к системе образования.
В рамках организации работы по внедрению эффективных мер стимулирования повышения качества образования и поддержки образовательных организаций, стабильно показывающих высокие результаты, вручают 50 грантов мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей сферы, среды для обучающихся, обеспечивающих все возможности их социализации и творческого развития. Каждый грант - по 2 миллиона. (См. схему 6.)
В рамках процедуры отбора лауреатов гранта в Москве учитывали результаты работы образовательных организаций по созданию условий для получения качественного образования особой категории детей - детей-инвалидов.
Экспертный совет по государственной программе Москвы, в состав которого входят ведущие специалисты, утвердил новые подходы к формированию рейтинга образовательных организаций столицы с учетом работы с детьми с особыми образовательными возможностями.
В настоящий момент в образовательных организациях города Москвы создают специальные условия обучения. У нас очень часто путают две вещи. Есть специальные условия обучения, которые полностью прописаны и в федеральном государственном стандарте для детей с ОВЗ, а есть специальные условия, которые содержат в себе режимные моменты или элементы медицинской реабилитации и социальной реабилитации. На сегодняшний день в заключении ЦПМПК мы сделали две графы. Специальные условия обучения - это образовательные программы, методы, учебники, технические средства обучения. Помимо этого прописаны те специальные условия, которые необходимы ребенку для того, чтобы адаптироваться в образовательном пространстве: укороченный учебный день, массаж, ЛФК, наличие технических перерывов, то есть те медицинские рекомендации, которые прописывают дополнительно в медицинском заключении, но не относят к специальным условиям обучения. (См. схему 7.)
Государственная итоговая аттестация осуществляется также с учетом создания специальных условий обучения и заключения ЦПМПК, ответственность за это была возложена на руководителей образовательных организаций для того, чтобы снизить тревожность родителей и исключить родителей из этой системы, до того родители куда-то шли, что-то получали, хотя для этого было достаточно отработать процедуру на уровне документов. На сегодняшний момент по анализу работы можно сказать, что мы выявили нарушения, теперь по сравнению с прошлым годом количество нарушений и количество образовательных организаций, которые неправильно проинформировали родителей или не в полном объеме выполнили обязательства перед детьми с особыми образовательными возможностями в рамках итоговой аттестации, практически сведены к нулю.
Самая больная тема, по которой нам чаще всего задают вопросы, - это то, что якобы «в результате реорганизационных мероприятий в Москве ликвидированы специальные коррекционные школы».
В 2011 году, до начала мероприятий, которые реализует Департамент образования, комплекса мер, направленных на приведение в соответствие с действующим законодательством, порядка финансирования и организационно-правовой формы образовательных организаций, реализующих программу общего образования, в том числе и специального коррекционного, специальных коррекционных образовательных учреждений было 79.
По результатам на сегодняшний день: 79 учреждений осталось, ни одного приказа о ликвидации образовательной организации выпущено не было; 19 учреждений изменили ведомственное подчинение; 19 коррекционных образовательных организаций вошли в состав образовательных комплексов; 41 специальная коррекционная школа работает на сегодняшний день как самостоятельное юридическое лицо. (См. схему 8.)
Помимо того что было 79 в 2011 году, мы сохранили 79 специальных коррекционных учреждений, изменив их форму, но при этом у нас добавилось еще 316 образовательных организаций, которые на сегодняшний день реализуют инклюзивные практики у себя в разном объеме. Не могу сказать, что все школы у нас инклюзивные, но тем не менее 316 образовательных организаций включились в проект по реализации инклюзивных практик на территории Москвы.
Департамент образования запустил проект «Ресурсная школа - территория успеха для каждого» на территории каждого микрорайона. Цель создания «Ресурсной школы» под патронатом межрайонных советов директоров - формирование адаптированной образовательной среды, обеспечивающей комплексное использование ресурсов, современных технологий, технических и методических средств для обучения, воспитания, социализации детей, имеющих особые образовательные потребности. Создание «Ресурсной школы» на территории каждого микрорайона по многим позициям решит те вопросы, с которыми сталкиваются родители. (См. схему 8.)
Ни для кого не секрет, что специальные коррекционные школы неравномерно распределены на территории Москвы и иногда для того, чтобы ребенок получал ту или иную программу, родителям необходимо ребенка везти из одного конца в другой конец Москвы. Ресурсная школа позволит реализовывать все виды адаптированных программ в рамках микрорайона. Департамент образования разработал модель оказания адресной помощи, психолого-педагогической помощи как родителям, так и детям с особыми образовательными потребностями как на базе образовательных организаций, так и на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. (См. схему 9.)
Эта модель позволяет поставить во главу угла ребенка и помощь, которую оказывают семье, сделать ее адресной, своевременной и эффективной, в максимальной степени позволить ребенку социализироваться и адаптироваться, получить образование, которое соответствует его стартовым возможностям.

Ольга МОСКВИЧЕВА, заведующая сектором обеспечения и реализации программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями ДОгМ