МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Спишите слова. Поставьте ударение. Выделите суффикс и окончание в существительных и прилагательных. Сопоставьте написание о – е в значимых частях слов после шипящих и ц. Сделайте вывод. Сверьте свое суждение с правилом, данным ниже.

– В суффиксах и окончаниях прилагательных, так же, как и существительных, после шипящих и ц под ударением пишется о, а в безударном положении – е (образцовый, чужого, кольцевая, дремучего).

175. I. Составьте предложения из данных слов, ставя прилагательные и существительные в нужном падеже. Составленные предложения запишите.

1. Нельзя, свежий, жить, воздух, без. 2. По, облачко, голубое, небольшое, плыло, небо. 3. Зима, снег, чистейший, белейший, в, роща, с разбега, отряхнула. 4. Тучи, над, черные, город, нависли, свинцовые. 5. Отец, я, ежовые, рукавицы, в, держал.

II. Обозначьте графически значимые части слова в прилагательных. Объясните их написание.

176. I. Запишите прилагательные, вставляя пропущенные буквы и распределяя их в два столбика: 1) с о после шипящих и ц; 2) с е после этих же согласных в значимых частях слова. Графически обозначьте орфограммы.

Еж..вый, лиц..вой, холщ..вый, пищ..вой, пунц..вый, хорошего, свеж..го, чуж..й, камыш..вый, плюш..вый, свинц..вый, песц..вый, морж..вый, глянц..вый, стержн..вой, кольц..вой, пыльц..вой, малыш..вый, корн..вой, груш..вый, зародышевый, поч..чный, ландыш..вый, торц..вый.

II. Какие слова вы не выписали? Почему?

III. Составьте и запишите с данными словами (по выбору) четыре – пять словосочетаний “прилагательное + существительное”. Обозначьте в них главное слово.

177. I. Запишите прилагательные в два столбика: 1) с пропущенной буквой в суффиксе; 2) в окончании. Вставьте пропущенные буквы о или е. Помните об ударении.

Холщ..вый, больш..го, тишайш..го, парч..вый, глянц..вый, беж..вый, хорошего, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой, ситц..вый, гремуч..го, свинц..вый, горяч..го, лучш..го, ближн..го, образц..вый, вещ..вой.

II. Составьте и запишите три-четыре предложения с данными прилагательными (по выбору). Подчеркните прилагательные как члены предложения.

III. Выделенные слова разберите по составу.

178. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенную букву в выделенном слове, объясните правописание, обозначив орфограмму.

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Сквозь стекля(н, нн)ую дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная. Через

Решетчатые окна было видно стари(н, нн)ое черное фортепьяно да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева – больше в ней не было ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, поднимавшие из травы свои белые и ярко-красные головы. По дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы. Сад казался непроходимым, но это вблизи дома, где еще стояли тополя, сосны и старые липы. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок.

Сад, все больше редевший и переходивший уже в настоящий луг, спускался к реке, поросшей камыш..выми и ивняковыми растениями. Около маленькой плотины был плес, сердито шумела небольшая мельница с солом(н, нн)ою крышей, неистово квакали лягушки, а по вечерам пели соловьи.

(По А. Чехову)

II. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания прилагательных с пропущенными буквами.

III. Найдите простое предложение с вводным сочетанием слов. Какое значение придает вводное сочетание предложению? Прочитайте предложение без вводного сочетания. Изменился ли смысл предложения?

179. I. Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина “Уголок заросшего сада”. Подберите образные языковые средства, которые помогут вам рассказать о колорите картины. Составьте и запишите описание картины, используя образные языковые средства. Обратите внимание на структурные части описания: вступление, основная часть (общий вид, детали), вывод.

И. Шишкин. Уголок заросшего сада

II. Обсудите с соседом по парте ваши описания: удачно ли подобраны прилагательные для описания, помогают ли они создать представление о колорите картины.

180. I. Прочитайте прилагательные, определите их разряд по значению. Запишите прилагательные в три столбика, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Докажите правильность их написания. При затруднении обращайтесь к теоретическому материалу параграфов 28-30.

Камыш..вый, оранж..вый, багря(н, нн)ый, холщ..вый, рез..ий, матро(е, сс)кий, январ(?)ский, журавли(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, хорош..й, пригож..й, ра(н, нн)ий, лимо(н, нн)ый, ткац..ий, (не)большой, (не)настный; (не)высокий, а низкий; деревя(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый, безветре(н, нн)ый, отечестве(н, нн)ый, дисциплинирова (н, нн)ый.

II. Составьте два-три предложения с данными словами. Сделайте синтаксический разбор одного из них.

III. Сделайте фонетический и морфологический разбор выделенных слов.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

§ 1 Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных

В этом уроке рассмотрим правило о том, при каких условиях в окончаниях прилагательных пишется гласная о, а при каких - е, и поучимся применять это новое правило.

Какие гласные напишем в окончаниях прилагательных хорош..гои больш..го? В прилагательном хорош..гоокончание безударное. В прилагательном больш..гоокончание ударное. Основы каждого слова оканчиваются на шипящий ш. Это как раз те условия, когда действует правило.

В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е.

Применим это правило к нашим прилагательным: хорош..гонапишем Е, потому что. после шипящего гласная без ударения, а в прилагательном больш..го - О, так как после шипящего гласная под ударением:

В пословицах:

В окончаниях выделенных прилагательных большому, чужойв соответствии с правилом после шипящего под ударением пишется о, а в прилагательном колючем без ударения -е.

§ 2 Буквы о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

При этих же самых условиях пишутся гласные -о, -ев окончаниях существительных после шипящих и ц:

Поэтому правило можно сформулировать сразу для двух частей речи:

В окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения - е.

Рассмотрим прилагательные:

Можно ли применить к этим прилагательным наше правило? Нет, нельзя: не соблюдаются все условия, потому что в словах: ш..коладный, ш..лковый, ч..рный гласный хоть и стоит после шипящего, но находится в корне слова. Для такого случая применяем другое правило, правило правописания букв о, ё после шипящих в корне слова.

§ 3 Запоминалка

Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, прочитайте стихотворение:

Оно поможет запомнить материал этого урока и правило.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

Дата: 07.08.2013 Тема:

Жить в чужом городе, начать большое дело, беседовать с лучшей подругой, добиться хорошего урожая, подходить к ближайшему селу, заблудиться в дремучем лесу, организовать могучее движение.

1. У большого соснового пня жарко полыхает костер, синий, пахучий стелется дым. (С.-М.) 2. На чужой стороне и весна не красна. (Посл.) 3. Полились золотые потоки молодого горячего света. (Тютч.) 4. Над алыми цветами пахучего шиповника кружились золотые жуки. (А. И. Т.) 5. Небо молнией летучей опоясалось кругом. (Тютч.) 6. Был закат весь в зловещем пожаре (Ф. Сухов.) 7. Послышалось могучее шипение, топот, треск ломающихся глыб. (Сераф.) 8. По шаткой скрипучей лестнице мальчик поднялся на чердак. (Наг.) 9. Тихие долины полны свежей мглой. (Л.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова с о - е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных в одну колонку, с е - о после шипящих в корне в другую.

1. Большой талант требует большого трудолюбия. (П. Чайковский.) 2. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными окнами. (Ч.) 3. Потом он тяжелым, мягким движением всего своего большого туловища скинул с плеча шатун и на вытянутых руках отнес в сторону. (Каг.) 4. Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом Дачей. (Гайд.) 5. Через шорох ветра к трескотне птиц примешался далекий чужой шум. (Гайд.) 6. Показалось на розовом всплеске воды белое брюхо малой щуки и черная голова схватившей ее большой. (Пришв.) 7. Душой весны природа ожила (Тютч.) 8. Чу! За белой, дымной тучей глухо прокатился гром… (Тютч.) 9. Мы с шумом И шепотом выбежали из чулана. (Л. Т.) 10. Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено. (С. М.)

Тема : «Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»

Класс : 4

Тип урока : Урок получения новых знаний.

Цель : Формирование навыков правописания гласных о- е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Задачи:

1.Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

3.Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

Предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану, по алгоритму.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научится: объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Ресурсы:

Основные: Учебник «Русский язык »

Дополнительные: карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, презентация

Ход урока

1. Настроились на работу на уроке .

Записали в тетради дату, классная работа.

Над каким разделом мы работаем на протяжении нескольких уроков? Многое об этой самостоятельной части речи вы уже знаете, сегодня же нам предстоит познакомиться ещё с одним правилом правописания прилагательных, а пока повторим изученное.

    Начнем с языковой разминки . СЛАЙД

Сла..кий аромат цв..тов ра..пространился по комнат.. .

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, выполните синтаксический разбор предложения.

Словарная работа (знакомство с новым словом).

В предложении вам встретилось слово АРОМАТ.

Дайте толкование данного слова.

Аромат – 1. Душистый, приятный запах. (Аромат полей)

2. перен. Неуловимый отпечаток, признак, дух чего-нибудь. (Аромат молодости)

Укажите грамматическое значение слова аромат (м.р., 2 скл., И.п.)

Подберём однокоренные слова (учитель записывает слово на доске).

Аромат – ароматный, ароматно, ароматический, ароматичный, ароматично, ароматичность.

Запишите слово ароматный в тетрадь, подберите к нему:

а) синонимы (душистый, приятный, пьянящий, волшебный),

б) антоним (зловонный),

    Индивидуальные задания по карточкам .

Карточка

Пока ребята работают индивидуально, мы проверим вашу грамотность

Возьмите КАРТОЧКУ № 1

СЛАЙД

кирпич…, мелоч…, ноч… -

3. Под столиком – Д.п -

4. В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о +

ПРОВЕРКА на СЛАДЕ

Проверяем 1 задание – ПОДНИМИТЕ РУКИ У КОГО плюс, проверяем 2 задание – встали у кого - , проверяем 3 задание – поднимите руки у кого -, проверяем 4 задание, встали у кого +

Встали те, у кого не было ошибок. Спасибо, молодцы.

А, что нужно сделать тем, кто ошибался и отметка стоит ниже?

Проверим работу остальных ребят. Какие правила правописания пришлось вспомнить? В чем были трудности? (Написание окончаний прил. после шипящих.)

4. Сформулируйте тему урока . СЛАЙД

Сформулируйте цель урока (На уроке должны научиться писать окончания имён прилагательных)

А МЫ РАЗВЕ не умеем писать окончания имен прилагательных?

5. ПОВТОРИМ АЛГОРИТМ написания безударных окончаний имен прилагательных СЛАЙД

1. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание прилагательного.

(При этом помним, что не всегда окончания вопроса и прилагательного совпадают)

ПРИМЕНИТЕ ваши знания о написании безударных окончаний прилагательных.

(ПРОВЕРКА на СЛАЙДЕ.)

ТЕ, кто справятся быстрее, могут выполнить дополнительное ЗАДАНИЕ – стр. 115, упр.197!

КАРТОЧКА № 2 СЛАЙД

ОЦЕНИЛИ себя по шкале успеха. Встали те, у кого отметка наверху. Кто ошибался 1-2 раза.

Что нужно сделать ребятам, у кого отметка стоит ниже середины?

6. Открытие новых знаний

Вспомним ТЕМУ УРОКА

Как вы думаете, все ли мы узнали о правописании безударных окончаний имен прилагательных?

В русском языке ещё ОЧЕНЬ много тайн, которых нам предстоит с вами открывать!

Выполним упр. 201 на стр.117

ПОПРОБУЕМ сделать ВЫВОД.

От чего зависит выбор гласной О или Е после шипящей в окончании имен прилагательных?

Сравните склонение двух прилагательных в упр. 202.

Прочитаем правило.

Нашли ключ, который нам открыл ещё одну тайну русского языка.

Самый внимательный, наверное, уже догадался, что мы похожее правило уже повторяли в начале урока.

Кто помнит? (В окончании имён сущ. после шипящих и ц под ударением пишется – О, без ударения - Е)

Можем мы сформулировать общее правило? (Слайд)

6. Игра «Корректор»

Что вы узнали сейчас на уроке? (УЗНАЛИ новое о правописании О/Е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных.)

Я предлагаю вам составить и записать в грамматическую тетрадь следующую схему-проверку: СЛАЙД

Шип. (без ударения Е)

Сущ. Прилаг.

Возьмите карточку №3 проведем игру «Корректор» СЛАЙД

ВЫ в ПАРЕ должны найти и исправить ошибки в словосочетаниях.

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено, чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое настроение.

- Проверка (ставим плюсы)

- Оценили свою работу по шкале успеха. Поднимите руки те пары, у которых не было ошибок.

Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, прочитайте стихотворение:

СЛАЙД

Оно поможет запомнить материал этого урока и правило.

- Какую цель ставили в начале урока ? (Научиться писать окончания имен прилагательных)

Достигли мы цели?

Рефлексия:

-Кто сможет объяснить написание окончаний имен прилагательных после шипящих и ц?

7. Домашнее задание . Стр.118, упр.203 СЛАЙД

КАРТОЧКА №1

Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и

« - » если утверждение неверно

1. Звуки [ ш], [ж ], [ч"], [щ"] – шипящие

2. Во всех существительных пишется ь:

кирпич…, мелоч…, ноч…

3. Под столиком – Д.п

КАРТОЧКА №2

(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.

КАРТОЧКА №1

Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и

« - » если утверждение неверно

1. Звуки [ ш], [ж ], [ч"], [щ"] – шипящие

2. Во всех существительных пишется ь:

кирпич…, мелоч…, ноч…

3. Под столиком – Д.п

4.В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о

КАРТОЧКА №2

(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

КАРТОЧКА №3

настроение.

КАРТОЧКА №3

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.

КАРТОЧКА №3

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.

КАРТОЧКА №3

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.

КАРТОЧКА №3

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

Дата: 12.08.2013 Тема:

Моржовый, камышовый, грошовый, сторожевой, бежевый, баржевый, маршевый, плюшевый, ландышевый.

Парчовый, кумачовый, холщовый, борщовый, ключевой, лучевой, пищевой, вещевой.

Свинцовый, ситцевый, глянцевый, лицевой, кольцевой.

I. 1. Егорушка умылся, надел кумачовую рубаху. (Ч.) 2. На следующее утро, захватив холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото. (Гайд.) 3. Ключевая вода была хололодна и прозрачна. (Дем.)

II. 1. Охотничья тропка растворилась в камышовых джунглях. (Алд.-Сем.) 2. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах. (П.) 3. Пунцовая рубаха без пояса вздувалась на боках. (Гладк.) 4. Сероватая скорлупа раковин и камни, глянцевые от влаги скользили под ногами. (И. Панов.) 5. Игривый, бодрый весенний ветерок налетел на старика, пузырем надул за спиной легкую ситцевую рубаху. (В. Кур.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите в две колонки: 1) слова с о - е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных; 2) слова с о - е после шипящих в корне слов.

1. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш… (Ч.) 2. Хруст веток под отцовскими тяжелыми шагами становился все тише и тише. (Гайд.) 3. Зеленый свет лампочки скудно ложится на дешевую мебель. (Ч.) 4. Сторожевые казаки услышали шорох… (Алд.-Сем.) 5. Тяжелые танцевальные упражнения уже давали свои результаты. (Пол.) 6. Холщовое полотенце отливало голубизною мартовского снега. (Дем.) 7. Сторожевые суда окружили кольцом транспорты. (Пауст.) 8. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. (Кат) 9. И почудилось Алексею, что оттуда доносился тихий взволнованный шепот, человеческий шепот. (Пол.) 10. Язычок над коптилкой сгибался на сторону. (Алд.-Сем.) 11. Другой берег густо порос камышом, золотился на солнце, и камышовые цветы красивыми кистями наклонились к воде. (Ч.) 12. Шумела река… вяло пощелкивал парус. (Алд.-Сем.) 13. Раненые лежали на охапке свежего сена и молчали. (Гайд.) 14. Крупчатый снег не задерживался на одежде, ветер больно сек им лицо. (Бык.) 15. Снеговые ели стояли, подмосковный скрипел снежок. (Я. Смел.) 16. Черная лохматая собачонка встретила нас у калитки. (Ю. Гр.) 17. Холодно и ярко сияло на севере тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. (Бун.)