Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просилиЕго, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


Толкование на Евангельское чтение

Святейший Патриарх Кирилл

Нынешняя, пятая неделя по Пасхе называется в церковном календаре «Неделею о самаряныне». Сюжет праздника составляет беседа Спасителя с некоей женщиной у колодца Иакова в Самарии.

Обстоятельства этой встречи необычайны во многих отношениях. Во-первых, речь Христа была обращена к женщине, тогда как иудейские законоучители того времени наставляли: «Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной, даже с своей законной женой»; «не разговаривай долго с женщиной»; «лучше сжечь слова Закона, чем научить им женщину». Во-вторых, собеседницею Спасителя была самарянка, то есть представительница иудео-ассирийского племени, ненавидимого «чистыми» иудеями до такой степени, что всякое соприкосновение с самарянами почиталось ими оскверняющим. И, наконец, жена самарянская ко всему оказалась грешницей, имевшей пять мужей до того, как соединиться в блудной связи с еще одним мужчиной.

Но именно этой женщине, язычнице и блуднице, «терпящей зной премногих страстей», сердцеведец Христос благоволил преподать «воду живую, иссушающую источники грехов». Более того, Иисус открыл самарянке, что Он есть Мессия, помазанник Божий, что делал не всегда и не перед всеми.

Говоря о воде, наполняющей колодезь Иакова, Спаситель замечает: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Это, конечно, аллегорическое различение между ветхозаветным законом и чудесно преумножающейся в душе человека благодатью Нового Завета.

Важнейший момент беседы — ответ Христа на вопрос самарянки о том, где надлежит поклоняться Богу: на горе Гаризим, как это делают ее единоверцы, или же в Иерусалиме, по примеру иудеев. «Поверь Мне, что

наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, - говорит Иисус. - Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

В Духе и Истине - это означает, что вера не исчерпывается обрядом и ритуалом, что не мертвая буква закона, а деятельная сыновняя любовь угодна Богу. В этих словах Господа мы находим одновременно и самое полное опреде- ление христианства как жизни в Духе и Истине.

Беседа Христа с самарянкою была первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и она заключала в себе обетование того, что именно этот мир примет Христа.

Великое событие встречи человека с Богом у колодца Иакова приводит на ум и замечательные слова одного древнего богослова, утверждавшего, что человеческая душа по природе своей христианка. «А по грешному житейскому обычаю - самарянка», - возможно, возразят нам. Пусть так. Но Христос, вспомним, не открылся ни иудейскому первосвященнику, ни царю Ироду Четверовластнику, ни римскому прокуратору, но исповедал Свое Небесное посланничество в мир сей перед грешной самарянкою. И именно через нее, по промыслу Божию, были приведены ко Христу жители ее родного города. Воистину, вокруг единого, стяжавшего истину Святого Духа, спасутся тысячи. Так было, так будет. Ибо источник воды Спасения, которою благословил нас всех Христос, есть ключ неиссякающий.

Согласно преданию, собеседницею Спасителя была самарянка Фотина (Светлана), которая за проповедание Господа после жестоких истязаний была сброшена в колодец.

Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» от 27 мая 2000 г.

Беседа Господа с самарянкой у колодца побуждает нас вспомнить исторический контекст. Самаряне были инородцы и еретики; когда языческие завоеватели выселили народ из Земли Обетованной, они заселили на их место своих языческих подданных. Эти язычники смешались с остатками израильтян - «народом земли»: слишком бедными, неграмотными и незначительными людьми, чтобы возиться с их выселением.

Самаряне поклонялись как Богу Израилеву, так и языческим идолам. Постепенно у них сложился собственный монотеистический культ, опиравшийся на те же книги Моисеевы, - который казался благочестивым иудеям возмутительной пародией.

Отношения между двумя общинами были стабильно плохими. Мы привыкли слышать о «милосердном самарянине», и часто от нас ускользает смысл притчи, который был ясен слушателям Господа: самарянин был последним, от кого иудею стоило бы ждать милости. Поэтому и удивляется, что Господь заговаривает с ней; удивляются и ученики.

У всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной:

Она была полукровка и еретичка.

Она была женщина.

Она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью

Собственно, у всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной. Она была самарянка - то есть полукровка и еретичка. Она была женщина. И она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью. Пять мужей, и нынешний - не муж, а непонятно кто. Она не приходит к колодцу утром - как все, а тащится днем, по жаре, чтобы не попасться на глаза - и на острые языки - односельчанкам.

Это всё так знакомо: этническая и религиозная неприязнь, пренебрежение к людям, которые выпали из числа благополучных и «порядочных», но в то время самарянке приходилось еще хуже. Традиционное общество более чистое, с одной стороны, но с другой стороны, было более жестоким: женщина, испортившая себе репутацию, навсегда исключалась из числа «приличных». Просто заговорить с ней - уже скандал.

Но Господь смотрит не на это. Он видит в этой женщине человека, бессмертную душу, которую Он пришел спасти для вечности.

Уже в том, что Он говорит с ней, открывается то, как Бог видит людей. На монетах прошлого было изображение правителя, по повелению которого чеканились деньги. Так и каждый человек несет на себе образ Божий. В золотой монете, упавшей в грязь, мы видим золото, а не грязь; мы знаем, что грязь можно смыть. Так и Христос (Который знает про эту женщину всё плохое, что про нее знают люди, и многое сверх этого - Он вообще знает про нее всё) видит в ней, прежде всего, не грязь. Он видит в ней образ Божий, который Он пришел спасти и восстановить.

И самарянка отзывается на это взгляд Божий верой. Мы видим это по тому, как она встречает Его обличение, когда Господь говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4: 18).

Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить.

Так легко обидеться, развернуться, уйти - но самарянка не уходит

Она могла бы взорваться горечью, гневом, обидой - ведь ей наверняка много раз ставили на вид ее неустроенную личную жизнь - с высокомерным презрением, с глумливыми насмешками. Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить. Так легко обидеться, развернуться, уйти - но самарянка не уходит. Она верит, что этот таинственный человек указывает ей на ее грехи не за тем, чтобы унизить или посмеяться, а чтобы спасти.

Вера принимает обличение - потому что доверяет Тому, от Кого они исходят. И женщина не оправдывается, не спорит, не указывает на какие-то смягчающие обстоятельства - она признает: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4: 19) - и спрашивает о том, чье богопочитание истинное: иудеев или самарян.

И ответ Господа звучит неожиданно - неожиданно и для нее, и для современного читателя. может ожидать тысячу первого раунда полемики между двумя религиозными общинами. Современный читатель ожидает чего-то вроде «да ладно, мы все поклоняемся одному Богу, на самом деле какая разница, на какой горе».

Но Господь не говорит ни того, ни другого. С одной стороны, между богопочитанием двух общин есть разница: иудеи правы, а самаряне неправы. Но с другой - то «спасение от иудеев», которое ожидалось, уже пришло. Оно здесь. Христос есть спасение. Теперь люди из всех народов будут поклоняться Господу в «Духе и истине», а не на той или другой горе.

Да, в этом богословском споре правы иудеи - но есть нечто бесконечно более важное. Вода Жизни, которую даст Христос тем, кто верует в Него. Речь здесь идет о Святом Духе, излияние Которого уже обещано Пророками: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44: 3).

И мы видим, как происходит чудо: женщина униженная и презираемая, которая не смеет прийти к колодцу с утра, чтобы лишний раз не попасться никому на глаза, обретает величайшее достоинство и дерзновение. Она «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 28-29). И в ее свидетельстве есть что-то настолько могущественное, что люди не могут от нее отмахнуться. «Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 30).

Бедная грешница, но грешница, на которую взглянул Бог, и ее жизнь полностью переменилась. Она не отвернулась от этого взгляда, не оскорбилась на обличение, и спасение достигло ее - и через нее многих других.

Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками. Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность. Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным.

В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить». Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь». Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа. Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».

В Пятикнижии Моисей говорил о Христе как о великом пророке и наставнике народа, поэтому самарянка спросила Иисуса: «Я знаю, что должен прийти Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». И тут Иисус открыл ей великую тайну: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись ученики Его с пищей, а женщина, бросив водонос, побежала в селение, чтобы рассказать всем людям о своей удивительной встрече. Между тем ученики предложили Господу еду, на что Он сказал им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь пробыл в этом самарянском селении два дня, и за это время многие самаряне из Сихаря с охотой слушали Его и уверовали в Него. После этого Иисус и ученики продолжили свой путь в Галилею.

Придя в город Кану, где Он некогда претворил воду в вино, Иисус совершил Свое второе чудо в Галилее. К нему обратился придворный, у которого в Капернауме лежал при смерти больной сын. Услышав о том, что Иисус совершал в Иудее, он просил Его прийти и исцелить мальчика. «Иди, сын твой здоров», — сказал Иисус. Поверив этому, придворный поспешил домой и узнал, что болезнь оставила ребенка именно в тот момент, когда он говорил с Иисусом.

  • Имя: Федор
  • Отчество: Филиппович
  • Фамилия: Конюхов
  • Дата рождения: 12.12.1951
  • Место рождения: село Чкалово, Украина
  • Знак зодиака: Стрелец
  • Восточный гороскоп: Кролик
  • Род занятий: путешественник
  • Рост: 180 см

Федор Конюхов – уникальный человек, сделавший путешествия своей профессией . Ему покорились самые недосягаемые вершины, самые труднодоступные уголки планеты, он переплывал океаны и каждый раз доказывал свои невероятные возможности. Миллионы людей знают его именно как путешественника. На самом деле это многогранный человек, хороший художник, удивительный автор, а также он носит сан священнослужителя.

Фото Федора Конюхова













Детство, юность, образование

Детство Федора Конюхова прошло на побережье Азовского моря. Его родители были простыми людьми, отец постоянно уходил в море и занимался рыболовством, на маме лежали обязанности по дому. Все пятеро детей были заняты делом, помогали родителям по хозяйству. Отец часто брал Федора с собой в море. Мальчик очень любил смотреть на морские пейзажи, вытаскивать рыболовные сети. Тогда в нем и зародились мечты о больших путешествиях. Окрыленный своей мечтой, он уже в 15 лет совершил небывалый для подростка поступок. Несколько лет подготовки, усиленные занятия плаванием и греблей позволили Федору пуститься в лодочное путешествие по Азовскому морю и пересечь его.

Федор Конюхов получил несколько образований. В его активе техническое училище города Бобруйска, профессия судоводителя (мореходное училище в Одессе), а также Конюхов стал выпускником арктического училища в Ленинграде. Не пренебрег путешественник и службой в армии. Из-за конфликта с сослуживцами с Балтийского флота ему пришлось уехать и нести службу матроса на катере в водах Юго-Восточной Азии.

Вся жизнь – путешествие

Сложно даже представить, какое количество времени Федор Конюхов провел в экспедициях. Свою большую деятельность путешественника он начал в 1977 году. Первым, что он сделал – прошел по маршруту Витуса Беринга. Покоряя Тихий Океан, он доплыл до берегов Камчатки, Сахалина, далее была Чукотка. Бесстрашный Конюхов плыл в одиночку и к тому же имитировал на своем судне условия похожие на те, в которых совершали свои подвиги путешественники несколько веков назад.

Два Полюса

К задаче осуществить экспедицию на Северный полюс Конюх подошел основательно. У неутомимого путешественника ушли годы тренировок, исследований, участие в экспедициях канадских ученых, в лыжной экспедиции СССР. И в 1990 году на Северном полюсе оказался первый человек, добравшийся до него в одиночку. Поход был трудным и опасным, Конюхов нес тяжелое снаряжение, даже чуть было не погиб. Но через 72 дня полюс был покорен, а сам путешественник строил уже новые планы.

Исследовать Южный полюс Конюхов отправился в 1995 году. В Антарктической экспедиции он очень внимательно изучал состояние организма, влияние на него внешних факторов. Через два месяца после старта на самой крайней южной точке мира водрузился российский триколор. Собранные в результате экспедиции данные, открытия и исследования внесли большой вклад в науку.

На вершинах

После завершения похода на Южный полюс программа «Большой шлем» пополнила актив путешественника: Северный полюс – Южный – Эверест (на Эверест взошел в 1992).

В своем деле Федор Конюхов неоднократно становился первым. Так сложилось и с покорением «семи вершин», семи самых высоких точек континентов (стал первым в СНГ):

  • 1992 – Эльбрус, Европа;
  • 1992 – Эверест, Азия;
  • 1996 – массив Вильсона, Антарктида;
  • 1996 – Аконкагуа, Южная Америка;
  • 1997 – пик Косцюшко, Австралия;
  • 1997 – Килиманджаро, Африка;
  • 1997 – Мак-Кинли, Северная Америка.

По суше

Сухопутные экспедиции стали незаменимой частью в жизни путешественника. Их было очень много и каждая их них вносила свой вклад в изучение природных явлений и человеческих способностей. Самыми масштабными походами Конюхова оказались:

  • лыжная экспедиция по Чукотке в 1981 году;
  • пеший поход по уссурийской тайге, 1985;
  • советско-американский велопробег Находка – Москва – Ленинград, 1989;
  • проезд на внедорожниках Находка – Москва, 1991 (российско-австралийский проект);
  • Великий Шелковый путь, 2002 год;
  • Великий Шелковый путь, 2 этап, 2009 год;

По морю и воздуху

Свою детскую мечту о морских приключениях Федор Конюхов реализовывает всю жизнь. Именно путешествия по морю занимают значительную часть его деятельности. Десятки заплывов, пять кругосветных плаваний, семнадцать пересечений Атлантики, пересечение Тихого океана на лодке с веслами. При этом целый ряд экспедиций являются рекордами. Летом 2016 года Конюхов совершил кругосветку на воздушном шаре и приземлился с новым мировым рекордом.

На его пути случалось многое: и болезни, и угон судна, и непредвиденные ситуации, но Конюхова ничто не останавливает. Он продолжает свои приключения, и двигается только вперед, к новым открытиям. Его жизнь – это путешествие, поиски чего-то нового, и лишь желание достичь своей цели наполняет его путь смыслом.

Общественная деятельность, творчество, семья

Не меньшим талантом Федор Конюхов обладает в художественном жанре. Он пишет картины, причем во время свои путешествий. Его работы демонстрируются на выставках и вызывают неподдельный интерес. Еще в 1983 году он вошел в Союз художников Советского Союза. В 1996 его приняли в Московский союз художников, а в 2012 году занял место академика в Российской Академии художеств.

Из-под пера Конюхова-автора вышли в свет необыкновенные научные исследования и открытия, а также труды о личных переживаниях и впечатлениях во время экспедиций. Он талантливый автор, за что и был принят в Союз Писателей России.

Еще одним интересным фактом биографии этого уникального человека является его церковная деятельность. С 2010 года он носит сан священника (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата).

Интересно, но в погоне за удивительными открытиями, Федор Конюхов не забыл и о простом семейном счастье. Его вторая жена – доктор юридических наук. У Федора Филипповича и Ирины Анатольевны есть общий сын, а также у путешественника двое детей от первого брака. Сейчас он уже носит и гордое звание дедушки пяти внуков.

  • Конюхов первый, кто покорял пять полюсов мира;
  • обладатель премий Юнеско, UNEP;
  • почетный житель нескольких городов (Находка, Миасс, итальянский Терни);
  • в Тобольске вручается премия им. Ф. Конюхова.

Предложение поговорить о роли отца в семье отец Федор встретил задорным смехом: «Ну что вы! Какая роль! Вы меня без ножа режете».

Известный путешественник нечасто бывает в Москве, и в его мастерской всегда очередь из желающих обсудить рабочие вопросы, получить благословение или просто познакомиться. Но он все-таки нашел время для интервью.

Протоиерей Федор Конюхов – путешественник, писатель, художник.
Родился 12 декабря 1951. Окончил Одесское мореходное училище, Бобруйское художественное училище, Ленинградское арктическое училище.
Капитан дальнего плавания. Совершил четыре кругосветных путешествия, пятнадцать раз пересек Атлантику на парусных яхтах, один раз на весельной лодке «Уралаз».
Первый человек в мировой истории, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного географического (три раза), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, вершины Эвереста (полюса высоты), Мыса Горн (полюса яхтсменов).
Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента.
Член Союза художников СССР. Член Союза Писателей РФ. Автор четырнадцати книг.
В 2010 году рукоположен в сан священника.
Женат. Имеет троих детей и шестерых внуков.

В сына Николая я вкладываю всего себя, он мне в радость. Но если я не буду путешествовать, если я не буду ни к чему двигаться, не буду ни к чему стремиться, чем я буду отличаться от умерших? Я должен подстегивать других, вдохновлять других своим рвением.
Я должен быть примером для сына Николая.
Я скажу ему: «Не стыдись поступков своего отца».
Он не скажет, что я плавал напрасно. Он поймет меня. И я об этом буду молиться Господу.


(из книги Федора Конюхова «Под алыми парусами»,

в которую вошли дневниковые записи

из одиночного плавания 2004-2005 гг.)

— Отец Федор, каким было ваше первое детское впечатление от моря?

— Не помню. И как научился плавать, тоже не помню. Я же вырос на Азовском море. Даже родился на берегу. Мама говорила: «Пошла рачков собирать поутру, там и родила». У нас в роду все священники и моряки. И я с 8 лет уже знал, что буду путешественником, таким, как Георгий Яковлевич Седов. Мой дедушка участвовал в его первой экспедиции на Новую землю.

Дедушка говорил, прежде чем стать путешественником, надо выучиться на штурмана, и я пошел в Одесское мореходное училище. Потом уже закончил Ленинградское арктическое училище.

— В советское время о ваших родственниках-путешественниках наверняка рассказывали, а о ваших родственниках-священниках говорили открыто?

— Моего родственника протоиерея Николая Конюхова убили 29 декабря 1918 года. Обливали водой на морозе, а когда он потерял сознание, застрелили. При советской власти мои родители старались об этом нигде не упоминать — боялись. Даже когда я пошел учиться в Духовную семинарию в 1969 году, папа сказал: «Ты поменьше там распространяйся о том, что у тебя в роду священники были».

Сейчас, конечно, я горжусь своими предками. Молюсь и прошу у них прощения за то, что мы стеснялись, боялись говорить о них.

Мемориальные доски во дворе мастерской Федора Конюхова в Москве. Фото: Владимир Ештокин, foma.ru

— Как получилось, что вы пошли учиться в семинарию?

— Очень просто получилось. Поступил — и все. Вот как я с детства знал, что буду путешествовать, так же знал и что буду священником. Мне представлялось, что где-нибудь в 50 лет я перестану путешествовать и буду служить на приходе. Ну вот, в 58 лет я принял сан.

— Когда вы были маленьким, ваша мама сказала, что вы будете очень одиноким человеком. Почему?

— Мать своего ребенка всегда видит. По моим повадкам.

— То есть вы в детстве были одиночкой?

— Не то что одиночкой. Я всегда делом занимался — тем, что мне нравится. Я люблю рисовать, у меня есть талант. Плохой, мало, но есть. Это мое. Поэтому я учился живописи. То же самое с путешествиями. Меня же в плавание никто не гонит. Просто мне там нравится, там мой мир. И священником я стал не для того чтобы делать карьеру в Церкви. Я священник, потому что это у меня в крови.

— Вы были в семье «белой вороной»? Не таким, как остальные дети?

— Не-не-не! Я не «белая ворона». Нас две сестры, три брата. Я средний, но всегда был лидером. Я заводил, а остальные меня слушались. И даже когда все выросли и разъехались, если надо было решения какие-то семейные принимать, родители говорили: «Вот Федька приедет. Как он скажет, так и будет».

Федор Конюхов, конец 1980-х

— Считается, что в советское время было очень суровое воспитание. Детей не баловали.

— Почему не баловали? Сколько детей при советской власти курили, пили, в тюрьмы попадали!

— Что вас уберегло от дурной дороги?

— Меня уберегла цель. Я с детства знал, что должен дойти до Северного полюса, продолжить дело Георгия Яковлевича Седова. Дедушка сказал: «Ты должен оправдать азовских рыбаков». Он очень любил Седова, много мне про него рассказывал. Всегда жалел, что не был с ним рядом в последней экспедиции. Дедушка умер, когда мне было восемь лет. Все время, что я его помню, он лежал на лавке парализованный. Летом его выкатывали в сад. Это он меня научил дневники писать. У меня его крестик есть. (Достает из-под рясы.) Он стертый уже. Серебряный.

В школе говорили: «А, Федька Конюхов, он будет путешественником». Так что по многим предметам мне поблажки делали. Но если с математикой было плохо, я ее зубрил, потому что знал, что в мореходку не поступлю. У меня была цель. Когда ты живешь с целью, у тебя есть все.

И в детях надо воспитывать цельность. Романтика должна быть, патриотизм. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах.

— Как вы считаете, чем в первую очередь должны заниматься дети? Спортом?

— Я сам советский, я мастер спорта по многим видам спорта. Но когда говорят, что все должны спортом заниматься, я слушаю и думаю: «Неправильно говорите! Неправильно!» Сколько заслуженных мастеров спорта спилось, в тюрьмы село, особенно в 90-х годах. Почему? Потому что к спорту надо еще духовность иметь. Мы просто учим спорту, а что может спортсмен без духовности? Только морды бить и все. Надо не просто учить, надо в ребенке разобраться. У меня школы путешественников в Миассе и в Тотьме, туда дети поступают после специального отбора. Мы им даем все попробовать: парусом управлять, по скалам лазить, в походы ходить… Господь Бог на каждого человека указал пальцем, каждому дал талант. Но не каждый следует этому таланту. Вот мы в школе путешественников даем всего понемногу. И фотографировать, и рисовать. Не обязательно становиться фотографом или художником, но хотя бы азы знать нужно. Дневники ребята ведут, стихи пишут, на гитаре играют.

У меня дочка закончила художественную и музыкальную школу. А сейчас медсестрой работает. С ней можно и на самые разные выставки ходить, и на концерты. Она слушает и классику, и рок.

— Отцовство - это счастье или бремя?

— Дети - это счастье. Так же, как и внуки. Знаете, я вот сколько мировых рекордов установил, те же картины, книги написал. Но — сегодня рекорд, а завтра его уже побили, сегодня книгами восхищаются, а завтра их уже забыли. А дети, внуки - это вечность, это ни с чем не сравнится.

— Вы путешествовали со своими детьми?

— Конечно. Перегонял яхту через Атлантический океан со старшим сыном, ходил с ним вокруг мыса Горн, ходил через Тихий океан, через Индийский. Через Атлантический океан мы ходили несколько раз. Но я бы не хотел, чтобы мои дети были путешественниками.

— А они?

— Они молодцы. Они говорят: «Мы ж понимаем, что мы никогда не будем такими, как папа». У них своя судьба.

— У них тоже есть цель, как была у вас?

— Есть. Не такая, как у меня. Младший сын хочет военным быть. Сейчас в Суворовское будет поступать. А старший - он как менеджер. Хочет организовывать экспедиции. Он же был президентом Федерации парусного спорта.

— Что вам дали совместные путешествия?

— Ну, они просто стали лучше меня понимать, уверенности стало больше. Когда мы с женой и сыном шли через Атлантический океан, начался шторм. Я понимаю, что ситуация серьезная, а они спокойны. Говорят: «Ну, ты же ходил вокруг света». У них так: если папа встал за штурвал, значит, все будет хорошо. А я-то знаю, что все может случиться, и при мне может случиться.

— Если кого-то из детей обижали в детском саду, в школе, вы заступались?

— Я старался не ходить. С этим жена разбиралась. Если я приходил, меня обычно воспринимали как Конюхова, как путешественника, а не как отца. При таком отношении сложно решать какие-то личные вопросы. Но сыновьям я всегда говорил, что надо уметь постоять за себя.

— Вашим детям сейчас живется тяжелее, чем вам в их возрасте?

— Да нет. Я думаю, что ни мне не было тяжело, ни им. Надо всегда соглашаться с тем, что есть. У нас было одно детство, у них другое. У нас одни были трудности, у них другие. Знаете, никогда на земном шаре не будет рая. Нашим дедам было легко жить? Нет. Нашим родителям – тоже нет. Да никогда не будет легко жить! Все время войны идут. Все время. У меня дед воевал в Первую мировую войну, папа - во Вторую. Дядя воевал в Корее в 1953 году, брат – в Афганистане. Я служил во Вьетнаме. Правда, не воевал, на корабле мотористом служил. Через мой род все время войны проходят.

Священник и путешественник Федор Конюхов. Фото: Максим Коротченко, maxik2k.livejournal.com

— Ваша любимая детская игра?

— В детстве я в «Робинзона Крузо» любил играть.

— А как вы играли?

— У меня остров был на болоте.

— То есть опять в одиночку?

— Нет. Я у меня была команда. Я — капитан.

Федор Конюхов с женой, детьми и внуками. Фото из личного архива

Беседовал Александр Гатилин.

Это интервью – часть , реализуемого интернет-журналом «Батя», Фондом Андрея Первозванного и издательством «Никея». Полную версию интервью вы можете прочесть в