Жилярди Жилярди

Джилярди (Gilardi), семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич Жилярди (Джованни Баттиста) (1759-1819), представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817. Строил Вдовий дом (ныне Институт усовершенствования врачей; 1809-11), Екатерининский институт (ныне Центральный Дом Советской Армии; 1802) - оба перестраивались после пожара 1812; Мариинскую больницу для бедных (ныне больница имени Ф. М. Достоевского; 1804-07), Александровский институт (ныне НИИ туберкулёза, 1809-11). Дементий Иванович Жилярди (Доменико) (1785-1845). Сын И. Д. Жилярди. Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру Италии. В 1810-32 работал в Москве. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города, - восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (1821-23) и Екатерининского института (после 1818 и в 1826-27), Слободского дворца (ныне Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана; 1827-32). Построил Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26, при участии А. Г. Григорьева), жилые дома - Луниных (1818-23; ныне МИНВ), С. С. Гагарина (позже Дом коннозаводства, ныне Институт мировой литературы имени А. М. Горького; 1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых (ныне больница; 1829-31) и усадьбы Кузьминки.


Литература: Е. А. Белецкая, З. К. Покровская, Д. И. Жилярди, М., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Жиля́рди

Дементий (Доменико) Иванович (1785, Монтаньола, близ Лугано – 1845, там же), русский архитектор, итальянец по происхождению; представитель стиля ампир . Сын архитектора Джованни Баттиста Жилярди, работавшего в Москве. Обучался в Петербургской академии художеств (с 1796 г.) и в Академии искусств в Милане (1803-06). В 1810-32 гг. работал в России, став помощником отца в архитектурном ведомстве Московского воспитательного дома.


Внёс большой вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 г. При перестройке созданного М. Ф. Казаковым здания Московского университета (1817-19) сохранил его конструкцию и основной объём, но дополнил декор деталями, отражавшими героику победы (лепные орнаменты в виде львиных масок, венков и факелов; выполнены скульптором Г. Т. Замараевым по эскизам Жилярди). Лёгкий ионический портик Казакова был заменён массивным дорическим, увеличился размер купола, была возведена грандиозная полуротонда актового зала. За 20 лет работы в Москве построил и восстановил ряд зданий: Екатерининский институт (после 1812 г.; ныне Центральный дом Российской армии); Вдовий дом на Кудринской площади (1818; ныне Центральный институт усовершенствования врачей); Опекунский совет на Солянке (при участии А. Г. Григорьева; 1823-26; ныне Российская академия медицинских наук); Слободской дворец (1827-32; ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана); частные дома Луниных на Никитском бульваре (1818-23; ныне Музей народов Востока) и С. С. Гагарина на Поварской улице (1820; ныне Литературный институт им. А. М. Горького). Все постройки Жилярди отличаются монументальностью, их парадный облик подчёркнут мощными колоннадами, чёткой ритмикой скульптурного декора.


Жилярди проявил себя также блестящим мастером садово-парковой архитектуры . В усадьбе Голицыных Кузьминки (1820-23) перестроил флигеля барского дома, кухонный корпус (Египетский павильон), здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструировал пристань и парковые сооружения (среди них Музыкальный павильон Конного двора – одно из лучших творений архитектора). В парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном валу близ Яузы (1829-30) искусно совместил регулярную и пейзажную планировки.


ЗА́МОК европейский, укреплённое жилище феодала. Замки возводились в Европе с 10 в. Самые ранние не сохранились. Они строились из дерева и представляли собой окружённую бревенчатой оградой и рвом усадьбу, в центре которой высилась массивная башня – донжон. Позднее донжоны, а вслед за ними и другие замковые постройки и крепостные стены стали сооружать из камня. Донжон служил жилищем феодалу и его семье, а в случае осады был его последним оплотом, крепостью внутри крепости. Стены башни укреплялись контрфорсами; окна, напоминавшие узкие бойницы, защищались ставнями и решётками, поэтому в них проникало мало солнечного света. Замок был зримым воплощением власти феодала. Во времена частых в Средневековье войн и междоусобиц он становился убежищем также для живших около него горожан или крестьян.



Замковая архитектура переживает расцвет в романскую и готическую эпохи. Устройство замка должно было обеспечить его хозяевам прежде всего безопасность, защиту от врагов. Укреплённые жилища возводили в труднодоступных местах: на отвесных скалах (Монсегюр во Франции, 12 в.), в излучинах рек (Шато-Гайяр во Франции, 1196-98), на островах (Карнарвонский замок в Англии, 13 в.). Их окружали рвами, которые заполнялись водой; перебраться через них можно было только по деревянному подъёмному мосту или переносной лестнице. Ворота дополнялись опускной решёткой. Многие замки были окружены двойным кольцом стен. Внешние стены делали ниже внутренних: в случае штурма враги, взобравшиеся на первый пояс укреплений, попадали под стрелы лучников, стоявших на внутренних стенах. Внутренние и внешние стены завершали зубцы (в том числе в форме ласточкиного хвоста) и выступающие за их линию навесные бойницы – машикули (замок Ла Кока в Испании, 12–15 вв.). Стены дополнительно укреплялись башнями. На случай долгой осады замок был снабжён всем необходимым. На его территории находились не только жилища хозяев и прислуги, но и капелла (часовня) для молитв, колодец, амбары и погреба, сад с лекарственными растениями и т. п.



Быт в европейских замках долгое время был плохо обустроен. Донжон состоял из нескольких этажей. Друг над другом располагались просторные залы. Камины не в состоянии были протопить обширные помещения. Частные покои, столовая, отдельные комнаты для хозяина, хозяйки, детей, появились лишь в позднее Средневековье. В залах принимали гостей, устраивали пиры и танцы, решали вопросы войны и мира, вели повседневную семейную жизнь. Стены залов украшали росписями или коврами-шпалерами . Пол устилали душистыми травами. Массивные и добротные скамьи, сундуки, стулья, кресла стояли в основном вдоль стен. Кресла предназначались для хозяина и хозяйки; гостям предлагали сесть на подушки, положенные на пол, заменявшие мягкую мебель. Украшением интерьера являлись нарядные ткани. На шкафчиках-поставцах выставляли дорогую, редкую посуду. Пиршественные столы нередко были сборными, после окончания трапезы их убирали. Посуды, в том числе ложек, было немного; вилки были диковинкой даже в конце Средневековья, когда мода на них пришла из Византии. Знатные сеньоры употребляли в пищу прежде всего дичь, добытую на охоте. Фруктами лакомились прямо в саду. Для изготовления сладостей использовали мёд; сахар и пряности были редкостью, их привозили с Востока. Развлечениями обитателям замка служили охота, бывшая привилегией феодалов, рыцарские турниры, чтение богато иллюстрированных рукописных книг, а также шахматы и игра в мяч. В замках выступали странствующие жонглёры, показывавшие фокусы и акробатические трюки. Трубадуры под аккомпанемент струнных инструментов исполняли песни в честь прекрасных дам, повествовали о подвигах доблестных рыцарей Круглого стола и неистового Роланда, о любви Тристана и Изольды.


Развитие артиллерии сделало бесполезным возведение замков как оборонительных сооружений. На смену суровым крепостным зданиям пришли дворцы. Знаменитые комплексы в долине реки Луары во Франции (Шамбор, первая пол. 16 в.; Амбуаз, 1492-98, и др.), сочетают в себе черты замка и дворца.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Жилярди" в других словарях:

    - (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817 19), перестроил Опекунский совет (ныне РАМН; 1823 26),… … Русская история

    - (Джилярди) (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1785 1845), архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 32 работал в России. После пожара 1812 восстановил в Москве здание университета (1817 19), перестроил Опекунский… … Современная энциклопедия

    Доменико Жилярди Годы жизни Гражданство Швейцария Дата рождения 4 июня 1785 Место рождения Монтаньола, кантон … Википедия

    - (Giliardi) династия швейцарских строителей из Монтаньолы (кантон Тичино), работавших в Москве и Санкт Петербурге с середины XVIII по середину XIX веков. Жилярди оставались швейцарскими гражданами, их дети воспитывались на родине, а сами… … Википедия

    Джилярди (Gilardi) Дементий (Доменико) Иванович (1788, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария, 28.2.1845, там же), архитектор, представитель русского Ампира. По национальности итальянец, сын архитектора Ивана (Джованни Баттиста) Дементьевича… … Большая советская энциклопедия

    ЖИЛЯРДИ - [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано 26.02.1845, Милан), архит. 1 й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10 30 х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего … Православная энциклопедия

Архитектор, представитель московского ампира. В Москве с четырнадцатилетнего возраста. Учился у отца О.Д. Жилярди и двоюродного брата Д.И. Жилярди...

Москва (энциклопедия)

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - архитектор, выходец из итальянской части Швейцарии, отец Д.И. Жилярди. Работал в Москве с 1787 до 1817. Выстроил Екатерининский институт, Мариинскую больницу для бедных, Александровский институт и Вдовий дом...

    Москва (энциклопедия)

  • - Джованни-Баттиста Капрара - кардинал и дипломат...

    Католическая энциклопедия

  • - Его Высокопреосвященство кардинал Джова́нни Батти́ста Ре, . Итальянский кардинал, чья служба главным образом связана с Римской Курией. Титулярный архиепископ Весковьо с 9 октября 1987 по 1 октября 2002...

    Католическая энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - В 1814 г. осуществлял наблюдение за работами по восстановлению колокольни Ивана Великого в Кремле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - итал. писатель по части искусства...
  • - оперный композитор римской школы, живший в средине XVII ст. Из его произведений особой популярностью пользовалась опера "Amor vuol giovent u" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - оперный композитор римской школы, живший в средине XVII ст. Из его произведений особой популярностью пользовалась опера "Amor vuol gioventu" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Амичи Джованни Баттиста, итальянский ботаник и оптик. Усовершенствовал микроскоп, изобрёл иммерсионный объектив, спектроскоп прямого видения...
  • - Вентури Джованни Баттиста, итальянский учёный. С 1773 профессор университета в Модене, затем в Павий. Наиболее известны работы В. в области гидравлики...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Виотти Джованни Баттиста, итальянский скрипач, композитор и педагог. Ученик Г. Пуньяни. С 1775 придворный музыкант в Турине. В 1781 играл при дворе Екатерины II в Петербурге...
  • Дата рождения: 4 июня 1785
    Дата смерти: 26 февраля 1845
    Место рождения: Монтаньола, Швейцария

    Доменико Жилярди - потомственный архитектор.

    В Россию приезжали многие видные творческие личности в поисках заработка, и бывало так, что именно эта страна становилась для них родной.
    Семья Жилярди была именно из тех семей, которые приехала из Швейцарии в Россию в поисках лучшей доли. С 1780 годов в России работало восемь мастеров сразу трех поколений династии Жилярди.

    Первыми ласточками стали три брата этой прославленной семьи. Осип и Иван поступили на работу при ведомстве Московского воспитательного дома, рассчитанного на незаконнорожденных детей, а также детей-сирот.

    Один из братьев Иван отработал в России двадцать восемь лет, второй Осип ─ тридцать три года. После этого они вернулись к себе домой. И их действия переняли уже их дети. В четырнадцать лет приехал в России приехал сын Осипа ─ Александр. Здания, построенные под руководством Александра Жилярди отличались величием.

    Стоит упомянуть несколько католических костелов в Москве (на Малой Лубянке и в районе Милютинского переулка). Позднее Александр Жилярди вошел в комиссию, которая занималась строительством храма Христа Спасителя.

    В одиннадцать лет приехал покорять Россию один из сыновей Ивана Жилярди ─ Доменико, которого здесь прозвали Дементием. Он прославился, как архитектор, работающий в жанре классицизм.

    Дементий Иванович Жилярди ─ сын известного архитектора Джованни Жилярди, родился в Швейцарии в 1785 году. В возрасте одиннадцати лет он, вместе со своей матерью, приехал к отцу в Россию. Их поездка была очень трудной и утомительной. На лошадях они уже уставшие и измученные добирались из Петербурга в Москву.

    В детстве Доминико не думал о карьере архитектора, он интересовался живописью и планировал стать художником. Даже учился в Петербурге у известного художника Феррари живописи. Мальчик получал стипендию, благодаря стараниям императрицы Марии Федоровны.

    Свои рисунки он отправлял отцу, который всегда был в курсе того, чем занимается сын. Далее была поездка в Италию в качестве стипендиата, но критически оценив свои возможности, Доминико пришел к выводу, что архитектура для него более значима, чем живопись.

    Доминико Жилярди закончил академию в Милане, изучал архитектуру Флоренции, Рима и Венеции. В 1810 году он приезжает в Москву и в знак благодарности императрицы Марии Федоровны за стипендию и возможность учиться в Италии, создает свой первый масштабный проект красивейшего парка. К сожалению, этот проект не был сохранен.

    Памятник в честь победы России в1812 году ─ стал самым значимым проектом Дементия, показавшие его патриотическое отношение к свой второй родине. Он так же участвовал в конкурсе на проект Большого театра, в восстановлении разрушенного во время пожара, здания Московского университета.

    Московский университет восстанавливало огромное количество людей, а весной 1819 года комиссия, принимавшая работу, сделала заключение, что здание отстроено надежно и прочно.

    Во время пожара 1812 года частично сгорел и Вдовий дом, в тот день вместе со здание сгорело семьсот воинов, находящихся внутри. Здание отремонтировали, чтобы оно было годным для эксплуатации, а в 1818 году Дементию Жилярди доверили составление проекта для полной перестройки Вдовьего дома.

    Современное здание театра Российской Армии было также переделано при участии Жилярди. Строения Академии медицинских наук, имение Голицыных, Московский технический университет Баумана строились под руководством и при активном участии Дементия.

    Мавзолей в Отраде стал последней работой великого архитектора перед его возвращением на родину. Связано это было с ухудшением здоровья, подавленным состоянием, тем более жена его умерла, а в Швейцарии жила его дочь. Вернувшись домой Дементий Жилярди построил всего одно здание ─ часовню.

    Достижения Доменико Жилярди:

    Восстановил в Москве разрушенные при пожаре 1812 года здания.
    Автор многих архитектурных проектов.
    Лучший архитектор Москвы.

    Даты из биографии Доменико Жилярди:

    1785 ─ появился на свет;
    1799 ─ 1833 ─ учеба в Петербурге;
    1803 ─ 1810 ─ учеба в Европе;
    1813 ─ приступил к работе по восстановлению разрушенных пожаром зданий Москвы;
    1832 ─ вернулся в Швейцарию;
    1845 ─ умер.

    Интересные факты Доменико Жилярди:

    После возвращения Жилярди в Швейцарию в Москве у него остались ученики, которые продолжали работать.
    Первая самостоятельная работа архитектора ─ восстановление университета Москвы.

    Известный архитектор, работавший в России в первой половине XIX века.

    Детство и юность

    Доменико Жилярди родился в швейцарском городе Монтаньоле 4 июня 1785 года. Его отец - Джованни Батиста - был архитектором, который через два года после рождения сына начал работать в . Несмотря на то, что отец с энтузиазмом относился к своей профессии и считал архитектуру делом всей своей жизни, его увлечение далеко не сразу передалось мальчику. Примечательно, что Доменико впервые приехал к отцу в возрасте одиннадцати лет; до этого времени сын известного в ту пору архитектора, который в России был известен как Иван Дементьевич, жил в Швейцарии.

    В первые годы жизни Доменико всерьез хотел стать художником. Семья вовсе не противилась желанию старшего сына, и в четырнадцатилетнем возрасте тот отправился в . Там художник по фамилии Феррари стал его учителем живописи и рисования. Там же, в Петербурге Жилярди продолжал совершенствовать свои навыки, занимаясь у Карло Скотти, а потом в мастерской Порто. Успехи Доменико не были пустым звуком: мало кто в те годы удостаивался возможности получить государственную стипендию. Слухи о талантливом юноше дошли до императрицы , по инициативе которой Доменико и получал финансирование. За успехами сына продолжает следить его отец, которому Доменико посылает свои рисунки. Нужно заметить, что урожденному южанину было непросто переносить все трудности жизни в холодной Северной Венеции. Особенно непросто ему было привыкнуть к климату.

    Талантливый юноша вскоре получает шанс продолжить свое образование, поступив в Миланскую Академию Искусств. Доменико без раздумий уезжает в Италию, понимая, что такой возможностью необходимо воспользоваться. Уезжая, он был полон уверенности, что обучение в Милане даст настоящий старт его карьере художника. Но именно там - во многом под влиянием профессоров, во многом - из-за собственного, сформировавшегося в Италии убеждения - он решает сменить специальность и посвятить свою жизнь архитектурному ремеслу. Но прошлое увлечение живописью неоднократно найдет отражение в каждом архитектурном проекте, реализованном Доменико.

    В 1806 году, после окончания Миланской Академии Жилярди продолжил совершенствовать полученные им знания. Он изучал архитектуру и искусство крупнейших итальянских городов, среди которых были Рим, Венеция и Флоренция. Но детство, проведенное в России, дало о себе знать: в скором времени Жилярди отправился назад, чтобы начать работать в ведомстве Московского Воспитательного дома.

    Возвращение в Россию. Вершина творчества и главные проекты

    1812 год - самый разгар войны с - для России по понятным причинам был очень тяжелым. Жилярди, обосновавшийся в это время в , спешно покидал город вместе с другими: приближались войска Наполеона, а вслед за этим - знаменитое сожжение и крах императора французов, заполучившего вместе роскошной столицы одно московское пепелище. Доменико временно остался в , но уже через несколько месяцев отправился назад - в сожженную Москву, которую предстояло долго восстанавливать. Последнее не обошлось без активного участия талантливого архитектора.

    Жилярди участвовал в восстановлении Воспитательного дома и был вовлечен в строительные работы по реконструкции Кремлевских сооружений. Фактически его заслугой можно считать заново отстроенные звонницу и .

    С 1817 по 1819 гг. велись активные работы, призванные восстановить утраченный из-за пожара первоначальный облик Московского университета. Здесь Доменико Жилярди получил возможность проявить высшую степень своего архитектурного дарования. Этой работой Доменико доказал, что он по-настоящему многогранная и одаренная личность: всего за два года он успешно проявил себя как художник, градостроитель и конструктор. Получившийся в итоге архитектурный ансамбль по грандиозности нисколько не уступал своему предшественнику, стоявшему на том же месте до войны с Наполеоном. Нужно сказать, что по инициативе Жилярди внешний вид университета претерпел значительные изменения. Был переделан главный фасад, принявший еще более торжественный облик, многие детали были намеренно укрупнены. Архитектор преследовал идею торжества наук и искусств, чем и руководствовался во время строительных работ.

    Параллельно в карьере Доменико продолжают происходить важные перемены. Жилярди-старший, несмотря на все свои заслуги, был уволен с должности архитектора Воспитательного дома из-за своего преклонного возраста. На его месте почти сразу же оказался его сын Доменико, для которого новое назначение по сути становится настоящим карьерным взлетом.

    В 1818 году он уже перестраивает Вдовий Дом в Кудрине, а также здание Екатерининского училища. Под руководством молодого архитектора оба здания были переделаны кардинальным образом. Жилярди, как и в случае с Университетом, выступал не только как планировщик, но и как художник. Его старания были по достоинству оценены современниками. О Жилярди заговорили: теперь Доменико считался одним из самых одаренных архитекторов своей эпохи. Репутация искусного мастера позволила ему получать дальнейшие заказы один за другим. Немаловажной работой в его карьере становится перестройка усадьбы Лунина, в процессе которой Жилярди в очередной раз практически полностью переделывает здание. В итоге усадьба оказывается повернутой основным фасадом на линию улицы. Этот прием был достигнут благодаря пристройке нового корпуса. Жилярди не обошел вниманием и внутреннюю отделку помещения, особенно постаравшись усовершенствовать танцевальный зал. В его оформлении угадывается увлечение архитектора арково-циркульными сводами. Мастер не собирался останавливаться на достигнутом. Его работы получили высокую оценку в кругах его современников, в частности, фасад отстроенного им главного дома Луниных был в 1832 году опубликован в «Альбоме Комиссии для строений в Москве».

    С 1823 по 1826 гг. шло строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома. Этот проект стал важным шагом в карьере Доменико, поскольку он впервые за свою карьеру получил возможность полностью реализовать себя как творец. Это здание строилось «с нуля», - в отличие от предыдущих проектов, в рамках которых Жилярди приходилось перестраивать уже готовые сооружения, стараясь внести в заново отстроенные здания что-то свое. Здесь же он получил полную свободу творчества.

    Несмотря на смелое цветовое разрешение интерьера, никто не посмел обвинить автора в вычурности и помпезности: Жилярди удалось не «переборщить» с красками, вместе с тем уделив немаловажное место своей любимой росписи стен, которые по его задумке были обтянуты шелковой тканью. Расписан был и свод парадной лестницы, но общая картина получилась на удивление органичной, в чем и проявился несомненный гений Доменико Жилярди. Интересно, что в строительных работах принимал активное участие воспитанник отца Жилярди, Афанасий Григорьев. Несмотря на происхождение (Григорьев был по рождению крепостным, только в двадцать два года получившим вольную), он пользовался расположением отца, который считал Афанасия членом их семьи. Он уже помогал Доменико при перестройке Екатериниского училища и Вдовьего дома. Обретя в его лице ценного помощника и мудрого советчика, Жилярди-младший продолжал доверять ему свои проекты.

    Многие критики называют дом князя Гагарина, построенный под руководством Жилярди, едва ли не жемчужиной его творчества. Здание расположено на Поварской улице и считается если не лучшей, то одной из самых успешных работ архитектора. Особенностью этого здания является его композиционная составляющая: Доменико решил сделать ведущим художественным приемом не колонный портик, а арочное окно. Такое необычное решение позволило зданию сильно выделиться среди прочих архитектурных построек современного ему периода. Занимаясь оформлением интерьера, Жилярди решил сыграть на контрасте, сделав вестибюль довольно низким и проложив неширокой лестницей дорогу в торжественную галерею. Арки украсила скульптурная группа Аполлона и муз. Именно интерьеры считаются самой сильной стороной в искусстве Жилярди.

    После дома Гагарина он обратил свое внимание и на Подмосковье. Здесь до сих пор можно увидеть его постройки. В 1820-1823 гг. он был занят строительством Музыкального павильона Конного двора. Дальновидность Жилярди позволила ему построить павильон из дерева, что в лучшую сторону сказалось на акустике места. Павильон был характерным для эпохи позднего классицизма архитектурным сооружением, на что явно указывала его монументальность, носившая декоративный характер.

    Следующим крупным предприятием Жилярди стала перестройка Слободского дворца в Лефортове. Дворец официально перешел в руки ведомства Воспитательного дома с целью размещения в нем богадельни и ремесленных учебных мастерских. Предыдущее здание, сильно пострадавшее в результате пожара, нуждалось в срочной перестройке. Для этого в 1826 году к делу был привлечен Жилярди - один из лучших творцов своего дела. Объем задачи, вставшей перед Доменико, был колоссальным. Понимая это, Жилярди в 1827 году направил в Строительную комиссию рапорт с просьбой предоставить ему двух опытных помощников, которые могли бы оказать ему посильную помощь при строительстве. При этом архитектор лично выбрал себе старшим помощником Григорьева, ни разу не усомнившись в его кандидатуре. Однако грандиозные планы Жилярди омрачились дурными вестями о собственном здоровье: Доменико уже физически не мог, как раньше, отдавать себя архитектуре целиком и полностью. Понимая это, он просит у Опекунского совета отпуск. Доменико уезжает в Италию, поручив все строительные работы Григорьеву. Почти восемь месяцев именитый архитектор был не удел, однако, не сомневаясь в том, что предприятие находится в надежных руках: Афанасий Григорьев и как автор, и как человек пользовался полным доверием Доменико. Только в сентябре 1829 году Жилярди наконец-то возвращается в Россию, чтобы возглавить архитектурно-строительные работы и начать выполнять свои прямые обязанности.

    Объемное понимание архитектуры, свойственное Жилярди, сказалось на итоговом облике дворца. Вместе с тем оно получилось довольно строгим - прежняя игривость, которую Доменико старался придать внутреннему оформлению любого архитектурного здания, сменилась единством стиля и композиции.

    В карьере любого творца рано или поздно настает момент подведения итогов всей его творческой деятельности. В случае Жилярди его время было действительно плодотворным, но сам архитектор прекрасно понимал, что близится точка - карьеры, творчества, да и жизни. У него не было ни душевных, ни физических сил для того, чтобы продолжать активно заниматься любимым делом. Лучшие идеи уже получили воплощение в архитектурных проектах, самые креативные и смелые решения были приняты. Его финальной чертой стало строительство городской усадьбы Усачевых, расположенной на Земляном валу около Яузы. Несмотря на то, что для многих, даже по-настоящему одаренных личностей последний проект оборачивается провалом, Жилярди смог найти в себе силы для того, чтобы представить весь накопленный за свои годы опыт в достойном обличье. Последняя постройка Жилярди полностью соответствовала как градостроительным, так и социальным требованиям той эпохи, в которой он жил. Доменико в полной мере доказал этим, что достоин звания одного из самых блестящих мастеров современности. Архитектурно-скульптурная составляющая проекта наряду с парком и архитектурой павильонов и беседок составила органичный и блистательный ансамбль. Это, несомненно, было успешным завершением творческого пути Доменико Жилярди.

    Возвращение в Швейцарию. Закат Жилярди

    В 1832 году Доменико отправился в Швейцарию - в страну, где он родился, и где ему предстояло встретить свою кончину. Накануне отъезда архитектор создал проект своего самого последнего сооружения - мавзолея в Отраде. После этого он уехал в Швейцарию, окончательно закончив свой блистательный творческий путь. Этому решению предшествовали несколько лет, полных сомнения и нежелания расставаться с делом всей своей жизни. Немаловажным фактом было и то, что в Швейцарии жила и училась любимая и единственная дочь Доменико.

    Жилярди не скупился передать все полученные им знаниям и опыт свои ученикам. Среди его помощников и сподвижников были довольно известные для своей эпохи люди. Одним из учеников Доменико Жилярди достаточно долго был академик Быковский, после него - братья Ольделли.

    Последние годы Жилярди провел в своем швейцарском поместье, на зиму уезжая в Милан, где в 1833 году он был избран членом-корреспондентом Миланской Академии искусств. Именно там он когда-то принял решение связать свою судьбу с архитектурой, о котором впоследствии ни разу не пожалел.

    В феврале 1845 года Доменико Жилярди, находящийся в это время в Милане, скончался.