Вам, уважаемые посетители сайта онлайн психолога сайт , предлагается пройти онлайн тест «Кто ты по жизни» и узнать кто вы — Успешник (3 степени — «Принц» («Принцесса»); «Благополучник» «Счастливчик»;); Посредственность («Золотая середина общества» — «Везунчик», «Покрайнемерщик», «Коекакер») или Лузер («Невезунчик», «Неудачник», «Лягушка (Гусыня)» — всего 9 вариантов, кто ты есть по жизни.

Конечно, многие бы хотели быть по жизни «Успешниками 1-ой степени («Принцем» или «Принцессой»), т.е. человеком, который легко, без напрягов добивается своих целей, практически всегда в хорошем настроении, не болеет и имеет все, что ему необходимо, по сути — все, что захочет.

Однако большинство людей являются «Посредственностями» той или иной степени («Везунчик», «Покрайнемерщик» и «Коекакер»). Также, не мало народу, особенно в последнее время, услышав вопрос — Кто ты по жизни — откровенно могут объявить себя «Лузерами» различных степеней («Невезунчик», «Неудачник» и «Лягушка» («Гусыня») — последний, это абсолютный лузер.

Для всех желающих измениться и стать по жизни на более высокую ступень, нежели сейчас, и в последствии подняться еще выше, организован индивидуальный психологический онлайн курс: «Из Лягушек в Принцы» — ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС (или на предварительную бесплатную консультацию 18+)

Суть персонажей в тесте «Кто ты по жизни»: Успешники (Принц, Благополучник, Счастливчик), Посредственности (Везунчик, Покрайнемерщик, Коекакер), Лузеры (Невезунчик, Неудачник, Лягушка)

В представленном вам онлайн тесте «Кто ты по жизни» используются условные понятия (персонажи) — всего 9, по три уровня благополучия-неудачливости на, собственно, три основных жизненных бессознательных установки, которые характеризуют тип, стиль жизни, сценарий и судьбу каждого отдельного человека: Успешник, Посредственность и Лузер.


Успешник по жизни имеет, как уже было сказано выше, три уровня благополучия:
  1. Принц или принцесса — человек, который свободен от сценария (не запрограммирован), он спонтанен, имеет много друзей, хорошие взаимоотношения с близкими и в социуме, он берет ответственность за свои мысли, чувства и поведение на себя, сам строит свою жизнь и судьбу.
    Успешник 1-ой степени не склонен к стрессам, депрессии, вообще к психосоматическим заболеваниям, он всегда достигает поставленных целей, мало того, он достигает их непринужденно, как бы вовсе не напрягаясь. У него широкое мировоззрение, он не мыслит стереотипами и не питает иллюзий. Он живет настоящим, заботясь о будущем и не забывая прошлого.

    Он талант или гений, легко и свободно достигающий незаурядных результатов. Гениями рождаются, и каждый человек рожден гением. К сожалению, только единицы знают, в какой области они гениальны.

  2. Благополучник — человек одаренный, достигающий результата трудом, на базе природных предпосылок, он направляет свои усилия на то, чтобы стать кем-то, достичь желаемого результата, или на то, чтобы получать согласно своим достижениям, своему вкладу. Благополучник достигает результата с одной или двух попыток, осторожно и оправданно рискуя и контролируя ситуацию. Ему часто везет.
  3. Счастливчик — человек способный, достигающий результата путем длительного развития своих способностей, ориентирован на то, чтобы владеть, накапливать, иметь. «Счастливчик живет в мире, где правят «надо» и «должен» и остается немного места для «могу» и «хочу», он достигает результата часто после многих попыток, и лишь иногда ему везет, рискует с большой оглядкой и по мелочам. Он может легко спрыгнуть в посредственность, а иногда и в лузеры. Временами терпит поражение, впадает в уныние.

Посредственность по жизни («Золотая середина общества») также имеет три степени удачливости-неудачливости:

  1. Везунчик — такому человеку порой везет в жизни, и он бывает недалеко от Счастливчика — т.е. при желании может перейти на ступень выше, в район успешников. Хотя также легко может вернуться назад.
  2. Покрайнемерщик — имеет девиз: «По крайней мере я чего-то имею (достиг)»…
  3. Коекакер — его сущность кое как сводить концы с концами…

Лузер по жизни — 3 уровня неудачливости:

  1. Невезунчик — человек, который все же пытается что-то делать в жизни, но из-за внутренних установок и отношения к себе, другим и миру, ему не очень то везет…
  2. Неудачник — чего-то хочет, по типу хорошо бы…но кроме разговоров с сослагательным наклонением, не видно никаких реальных дел. Подсознательно ожидает чуда, хочет иметь все нахаляву, при этом не желает ударить пальцем о палец…
  3. Лягушка или Гусыня — абсолютный лузер, который вроде ничего и не хочет, ни к чему не стремиться…так, «коптит» небо, прожигая свою жизнь… Зачастую может причинить вред не только себе, но и окружающим его людям… От таких обычно держатся подальше…

Итак, пройти тест и узнать кто ты по жизни

На предложенные утверждения теста быстро выбери один из семи вариантов ответа.
Если хочешь получить достоверный результат и точно определить кто ты по жизни из 9 уровней, то «не зависай» над вопросами, отвечай мгновенно, то что первое придет в голову.

Имейте ввиду, что тест «Кто ты по жизни» — это терапевтический опросник, т.е. он предназначен для последующей онлайн психотерапии , психоанализа (трансактного анализа), а также для самоанализа и самотерапии, с целью изменить сценарий жизни и подняться хотя бы на одну ступень выше (с перспективой дальнейшего роста, конечно…)

Начинаем с фразы: «ПО ЖИЗНИ Я…» — далее утверждение опросника…(и как можно меньше выбирать «Неопределенно»)

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер

Новый виток эволюции квадроцикла Honda Rincon

Среди поклонников мототехники фирма Honda славится не только высоким качеством и отменной надежностью своей продукции, но и необычными техническими решениями, не встречающимися у других производителей. Всем этим критериям в полной мере отвечает опробованный нами квадроцикл Honda Rincon

Тест Honda FourTrax Rincon TRX680 FA начался необычно. Сначала мы попали не на полигон, а в класс теоретической подготовки хондовского тренинг-центра. Цель - выяснить, чем отличается Honda Rincon от других квадроциклов того же класса.

Вводный курс

Самое главное отличие Rincon, конечно же, в трансмиссии с автоматической коробкой передач, над разработкой которой долго и упорно работала компания Honda. В результате японцы произвели маленькую революцию в мире квадроциклов. На своем аппарате они установили трехступенчатый автомат с гидротрансформатором и электронным управлением. Переключать передачи на Honda Rincon можно и вручную - с помощью двух кнопочек на руле.

Наличие гидротрансформатора, обеспечивающего увеличение крутящего момента, позволило отказаться от понижающего ряда в трансмиссии. До предела упрощено и управление режимами полного привода: передний мост подключается легким движением ползунка на правой рукоятке, а его дифференциал «сам решает», когда и насколько блокироваться. Такой уровень автоматизации довел управление квадриком практически до уровня детского автомобильчика в парке аттракционов.

Что касается надежности АКП, то она остается на высоком уровне даже в условиях жесткой эксплуатации в «трофическом» режиме. Отказы случаются фактически лишь при полном затоплении квадроцикла, когда коробка передач успевает «хлебнуть воды».

Здоровый консерватизм

При разработке двигателя инженеры Honda проявили здоровый консерватизм, использовав хорошо проверенные решения. Несмотря на довольно внушительный рабочий объем, мотор имеет всего один цилиндр. Нижнее расположение распредвала позволило снизить высоту двигателя и центр тяжести, тем самым улучшив развесовку и управляемость аппарата. Применение балансирного вала значительно уменьшило вибрации двигателя. Система электронного впрыска топлива обеспечивает невысокие расход топлива и токсичность выхлопных газов, а также уверенный пуск при низких температурах.

Во впускном тракте Honda Rincon применена сложная система сифонов (см. фото), напоминающая «сборку» из колб алхимика, уложенную набок. Она обеспечивает очень высокую степень защиты двигателя от гидроудара. Однако квадрик - не подводная лодка, и для экстремального офф-роуда все же необходим шноркель .

Подвеска у Rincon - полностью независимая, что положительно сказалось на ходовых качествах. В отличие от квадроциклов с зависимой задней подвеской, которые двигаются по бездорожью, весело взбрыкивая задом, Rincon ведет себя более благородно. Впрочем, ходы подвески здесь меньше, чем у многих одноклассников. В этом есть как свои минусы, так и плюсы. У Honda Rincon частенько случается диагональное вывешивание, зато на скоростных прямых он более стабилен, чем конкуренты, и практически не склонен к раскачке.

Прост и понятен

Место пилота отличается неплохой эргономикой: удобная посадка, хороший обзор и интуитивно понятное управление. Помимо курка газа и тормозов, за него отвечают селектор АКП, имеющий положения вперед-нейтраль-назад, переключатель привода 2WD/4WD да кнопки ручной смены передач. Нарекание вызывает, пожалуй, лишь недостаток багажных емкостей и герметичных отсеков, куда можно положить документы и телефон, не боясь, что они промокнут при преодолении водных преград.

В ходе короткого знакомства с «автоматическим» квадриком мы прокатились на нем по пересеченной местности, изобилующей спусками и подъемами, крутизна которых была на грани фола. В этих условиях Rincon показал себя с лучшей стороны - как безопасный, легко управляемый и хорошо предсказуемый квадроцикл. Есть основания полагать, что при установке зубастых шин он очень недурно поведет себя на серьезном бездорожье. Порадовала и цена. Как ни странно, Honda Rincon - один из самых доступных квадроциклов своего класса среди продукции японских и заокеанских фирм - 452 600 руб.

Благодарим ООО «Хонда Мотор РУС» и лично Олега Снаговского и Дениса Рысина за помощь в организации тестдрайва

текст: Владимир БЕЗРУКОВ
фото: Мария ГОРШКОВА,
фирма-производитель

Добиться «автоматизма» - значит сделать новый навык не просто очередным умением, а неотъемлемой частью себя.

Введение

Быстрота обучения зависит от возможностей нашей памяти и того, как мы ей пользуемся. Поначалу префронтальная кора головного мозга, отвечающая за краткосрочную память, занята выяснением того, как выполнить поставленную задачу. Эта часть мозга связана с сознательным принятием решений и планированием.

Как только вы достигаете успеха в новых для себя действиях, префронтальная кора прекращает свою бурную деятельность и продолжает функционировать лишь на 10%. Теперь вы можете выполнять необходимую задачу автоматически, не задействуя для этого все внимание сознания.

Такой уровень производительности называется автоматизмом. Некоторые психологи считают, что его можно добиться с помощью процесса, который они называют «избыточным обучением». Мы рассмотрим, как натренировать свой мозг и научиться выполнять какие-либо действия бессознательно, и выясним, чего ждать в случае успеха.

За пределами автоматизма

Если вы водите машину, то наверняка обращали внимание на то, что большую часть времени вы не осознаете себя за рулем - просто едете и думаете о чем-то постороннем. Примерно то же самое происходит и с более сложными навыками. Джошуа Вайцкин, американский шахматист и мастер тайцзицюань, в своей книге «Искусство учиться» (The Art of Learning) объясняет это так:

«Теперь мое сознание фокусируется быстрее, а скорость восприятия картины окружающего мира, кажется, увеличилась с 4 кадров в секунду до 300−400. Важно понять, что натренированный мозг не обязательно работает быстрее, чем нетренированный - но он работает более эффективно, а это значит, что вы меньше распыляете активное сознание».

Другими словами, о достижении автоматизма свидетельствует не то, что вы научились быстро с чем-то справляться, а то, что вы стали экспертом и новатором в определенной сфере.

Повторение, повторение и еще раз повторение

Первый шаг к автоматизму - непрерывно заучивать информацию небольшими порциями. Например, если вы хотите научиться хорошо играть в баскетбол, следует раз за разом тренировать один и тот же бросок. На данном этапе важно выйти на новый уровень мастерства.

Избыточное обучение подразумевает, что, непрерывно повторяя одно и то же действие, вы узнали и запомнили о нем все. Как только навык получен, вы понимаете, что вам больше не нужно сверяться со «сценарием в голове» - отныне вы можете выполнять задачу автоматически и даже обучать этому других, причем самыми разными способами и при различных обстоятельствах.

Великие ораторы тщательно зазубривают материал своих выступлений, чтобы иметь возможность по-своему представлять его разным аудиториям.

Другими словами, автоматизм - это не просто свободное владение навыком, а умение подстраивать его под обстоятельства. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Изучайте правила как профессионал и нарушайте их как художник».

Тяжело в учении, легко в бою

Второй шаг дается с большим трудом. Это легко объяснить: такая же ситуация повторяется с физическими нагрузками, когда вы увеличиваете, к примеру, вес и интенсивность тренировки.

Нужно усложнять себе задачу до тех пор, пока она не станет слишком сложной. Когда это произойдет - немного сбавьте нагрузку, но продолжайте стремиться к верхней границе своих возможностей.

По мере увеличения интенсивности тренировки добавляйте временные ограничения. Некоторые преподаватели математики заставляют учеников решать задачи все быстрее и быстрее.

Ограничение по времени задействует сразу два важных аспекта. Во-первых, вы вынуждены работать быстро, во-вторых, так вы задействуете часть оперативной памяти, заставляя ее фокусироваться на минутах.

Четвертый, и последний, шаг к автоматизму - увеличение нагрузки памяти. Следует учиться выполнять несколько задач одновременно, проще говоря, целенаправленно отвлекать себя в процессе обучения.

Вернемся к учителям математики. Они просят ученика запомнить какой-то отвлеченный факт и повторить его сразу после решения задачи. Тим Гровер в своей книге «Неумолимый» (Relentless) описал случай, когда баскетболисты одной команды выпили по бокалу пива в перерыве игры, чтобы доказать, что могут обыграть противников даже в неравных условиях.

Навык - часть личности

Процесс избыточного обучения должен провести вас через все три стадии, связанные с приобретением знаний, необходимых для выполнения конкретной задачи.

Все начинается с декларативной стадии: мы учимся описывать, как что-то работает, но все знания остаются теоретическими.

Затем мы начинаем активно упражняться в выполнении какого-либо действия и переходим на ассоциативную стадию, на которой мы уже можем и думать, и выполнять что-то одновременно.

Автоматизм приходит на третьей стадии - автоматической. Но избыточное обучение может привести нас еще дальше. Есть доказательства того, что чем больше вы тренируете определенный навык - тем более гибкими, управляемыми и осознанными становятся ваши умения. Другими словами, вы можете научиться совершать какие-либо действия настолько бессознательно, что они становятся частью вашей личности.

Это происходит при преодолении третьей - автоматической - стадии. Лучше всего это заметно у детей, которые учатся читать и считать. Поначалу им сложно, и многие сопротивляются процессу обучения. Однако при достижении первых успехов они начинают видеть смысл в своих стараниях и ценить полученный навык.

После того, как ученик начинает верить, что может выйти за пределы автоматизма - когда он воспринимает интеллект как текучую, а не застывшую субстанцию - его мотивация извне перенаправляется внутрь. В этот момент сердце становится созвучно разуму.

Когда вы начинаете что-то делать впервые - все силы тратятся на освоение механики процесса. Постепенно вы набираетесь знаний и стараетесь подражать другим. Но автоматизм может открыть двери к гораздо более широкому полю деятельности - на этом уровне навык становится более естественным и личным. Именно так то, что вы делаете, становится частью вас самих.

Автоматизмы – это действия, которые человек осуществляет бессознательно, находясь при этом в состоянии сознания. Если постараться, можно довести любое действие до автоматизма, и простое, и очень сложное: от застегивания пуговиц до игры на фортепиано и вождения автомобиля. Но как довести действие до автоматизма и при этом не превратиться в “робота”?

Действия, доведенные до автоматизма путем многократных повторений, называются навыками . Навыки – вид автоматизмов.

Но кроме навыков, умений, привычек есть и другие автоматизмы, те, которые даны от рождения или возникают непреднамеренно, как бы сами собой в результате того, что человек постоянно, изо дня в день делает что-то, без чего не может обойтись. Это безусловные и условные рефлексы, умения, сформированные в первый год жизни и очень простые действия.

Навык же это действие, которое из разряда сознательных (требующих участия сознания), переведено в разряд бессознательных (тех, которые выполняются без участия воли, внимания, мышления, памяти).

Действие, первоначально требовавшее усилий и воспринимавшееся как сложное, в результате тренировок и повторений превращается в настолько простое, что его можно делать «на автопилоте», параллельно занимаясь чем-то другим. Сложное, требующее значительных затрат времени и умственных усилий действие, превращается в простое и быстрое . Поэтому люди и стремятся обучиться чему-то настолько хорошо, чтобы выработать навык.

Доведенные до автоматизма действия, первоначально требовавшие сознательных усилий, не только облегчают жизнь человека и экономят его время, но и освобождают сознание для другой полезной или развивающей сознание мыслительной деятельности. Но, к сожалению, возможность наполнять образовывающуюся «пустоту», люди часто не используют.

Так, девушка в совершенстве овладевшая навыком мытья посуды, беседует с сестрой, которая мастерски нарезает овощи, при этом от многозадачности не ухудшится качество ни одного действия, так как на уровне сознания оно только одно – общение, а нарезка овощей и мытье посуды осуществляется автоматически.

Как формируется навык

Навык никогда не бывает врожденным! Он формируется, вырабатывается, отрабатывается в процессе научения, прежде чем превратится в автоматизм.

Человек старательно и зная, зачем ему это нужно, на протяжении длительного времени выполняет одно и то же действие, доводя его до автоматизма – только так формируется навык .


Навыки бывают разными
:

  • двигательными,
  • речевыми,
  • мнемическими,
  • перцептивными (подробнее о навыках восприятия читайте в статье ),
  • мыслительными и так далее.

Также навыки различаются по критерию сложности:

  • простые, состоящие из одного действия,
  • сложные, состоящие из нескольких простых.

Чтобы научиться делать что-то на автомате, очень важно понять, что навык – это одно из звеньев цепочки формирования потребности :

интерес –> вера –> знание –> умение –> навык –> привычка –> потребность

Итак, чтобы сформировался навык , нужно:

  1. Заинтересоваться новым действием . Интерес и желание научиться самому у человека чаще всего рождается, когда он видит, что кто-то другой уже обладает неким навыком.
  2. Поверить в себя . Без внутреннего ощущения и понимания того, что получится достичь цели и чему-либо научиться, что это реально и достижимо, не бывает успешного обучения.
  3. Узнать в подробностях как выполняется то или иное действие, сохранить в памяти эту информацию и суметь ее воспроизвести , то есть суметь пересказать как следует выполнять действие.

После того, как человек уверенно сможет сказать: «Я знаю, как это делается, но пока что не умею делать», хорошо бы еще и некоторое время пофантазировать, представляя себя выполняющим действие, прежде чем приступить к практическим упражнениям.

  1. Научиться выполнять действие сознательно . Это наиболее продолжительный этап, собственно обучение , состоящее в основном из продолжительных тренировок .

На этом этапе поначалу действие совершается медленно, с большим трудом, неоднократно случаются различные ошибки, человеку нужно постоянно и внимательно следить за всеми своими действиями и контролировать их. Если формируемый навык сложный, без помощи учителя или наставника не обойтись.

Постоянные тренировки, повторения и исправления ошибок со временем приводят к тому, что действие начинает выполняться все увереннее, быстрее и правильнее, а память, внимание и мышление задействуются все реже. Позже начинает получаться не только в заданной изначально и уже привычной ситуации, но и в нестандартной, новой. И наконец, однажды человек понимает, что научился и перевел сознательное действие в разряд автоматизмов.

Итак, чтобы сформировать навык, нужно прилежно тренироваться в выполнении действия или действий, его составляющих. Главное проявить настойчивость, выдержку, силу воли , чтобы не остановиться на полпути и не оставить обучение.

Как правило, простые навыки формируются в течение двух-трех недель ежедневных тренировок.

Главными критериями успешно сформированного навыка являются:

  • высокая скорость выполнения действия/действий,
  • отсутствие постоянного и интенсивного контроля со стороны сознания.

Опасность автоматичности

Автоматизмы составляют 90% от всех действий человека! И навыков среди них огромное количество.

Навыки лежат в основе любого умения и мастерства. Человек становится профессионалом в каком либо деле, продвигаясь от простых действий к сложным, передавая на бессознательный уровень все новые и новые этапы освоения более совершенных действий. Развивая навыки, человек способен достичь вершин мастерства и совершенства, стать виртуозом в своем деле.

Но, как всегда, не обойтись и без обратной стороны медали. Если 90% действий человека это привычные, выполняемые без усилий разума и яркого эмоционального реагирования, поведенческие акты, тогда чем человек отличается от механического устройства? Лишь десятью процентами креативных поступков, разумных мыслей, волнующих чувств?

В какой-то определенный момент жизни, когда в принципе все необходимые жизненные навыки сформированы (научился сидеть, ходить, говорить, окончил школу, институт, освоился на работе), человек начинает жить по инерции, выживает в основном за счет ранее наработанных механических(!) действий.

Автоматичность жизни чревата отсутствием радости, новизны, красоты. Отсутствуют они в жизни «автоматизированного» человека не потому, что их нет в природе, а потому что сам человек становится не способным их замечать!

Человек, которому все надоело и приелось, это человек, отказавшийся видеть новое, учиться чему-то новому, делать привычное непривычным образом. Современный человек настолько автоматичен, что ему приедаются даже самые ценные, прекрасные и удивительные вещи на Земле.

А еще многие люди пассивно относятся к своей жизни (если не сказать – ленивы), поэтому не хотят и не видят необходимости вносить разнообразие в ее ход, узнавать и учиться новому, развиваться и совершенствоваться.

Особенно опасны автоматизмы внутренние , такие как навыки эмоционального реагирования или привычного мышления.

Когда человек привыкает реагировать одной и той же эмоцией на определенное действие другого человека и когда спектр эмоций в принципе сужается до одной-трех, теряется ценность и значимость процесса переживания эмоций и чувствительность, человек становится либо слишком обидчивым/агрессивным/тревожным и так далее, либо же вовсе бездушным .

Когда же индивид перестает думать и размышлять на уровне сознания, начинает мыслить шаблонами и поглощать без критической оценки тонны информации, он умственно деградирует , превращается даже не в робота, а скорее в безвольного и не мечтающего о свободе, раба.

Когда появился Интернет, многие люди думали: «Теперь я смогу узнать все обо всем! Найду ответы на все вопросы! Не выходя из дома, изучу все, что захочу и увижу мир!». По факту же большинство людей теперь «зависают» в Интернете не ради получения знаний, а потому, что играют в игры, изучают странички своих знакомых в социальных сетях и еще чего похуже.

Не следует позволять автоматизмам мышления управлять собой, чтобы не попасть в добровольное рабство своих или, что еще опаснее, чужих идей.

Не нужно останавливаться в развитии навыков, умений и собственной личности, в познании себя и мира! Никогда не поздно учиться и открывать для себя жизнь заново! В мире столько еще интересного и непознанного!

На сколько процентов из 100 автоматизированной/однообразной/скучной представляется Вам ваша жизнь?