Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления – каинитов и сифитов, подробно перечисляя их родословную (книга Бытия, стихи 4:17, 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного потопа, таким образом к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош - человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснять, кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы

Согласно каноническому ветхозаветному тексту, только после изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы начали рождаться дети. Но утверждение, что способность к размножению стала следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, она называлась лишь словом «жена». Адам нарек ее Евой (евр. Хавва - жизнь,), и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель стал пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного – первых людей (Адама и Евы) - во множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь: Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину, во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: “Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его”. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру».

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен и человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и в цивилизованных странах такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась бы выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой-близнецом, либо же с сестрой-близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин, пожелав жениться на ней, пошел на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются точки зрения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событии в становлении человечества – переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина, скорее всего, также женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, тоже мог жениться на одной из своих сестер - Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия: «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета – мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин, и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические экзегеты видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии трактования, которой придерживаются большинство отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми - потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, представляется вполне допустимым.

ВОПРОС:
"И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох». Откуда взялась у Каина жена? И раз он решил построить город, то человечество тогда не было одной лишь семьей из четырех человек? Кто бы жил в этом городе?

А дальше написано: «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она , Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа».
Получается, что Сиф как бы возместил смерть Авеля? А от кого родил сына Сиф?

ОТВЕТ:
Прежде чем перейти к ответу на конкретные поставленные вопросы, необходимо сказать несколько слов о том, как вообще следует читать Книгу Бытия.
30 июня 1909 года Библейская комиссия опубликовала Декрет об историческом характере первых трех глав Книги Бытия. Посредством этого Декрета, во-первых, отвергаются суждения, согласно которым Бытие представляет собой восточные мифы, просто-напросто «очищенные» от политеизма и приспособленные к еврейской религии. Отвергается также мнение, что Бытие содержит в себе аллегории и символы религиозных и философских истин, которые не соответствуют объективной реальности. И, наконец, Декрет отвергает мнение, согласно которому Бытие - это легенды, которые были отчасти выдуманы с назидательнымой целью.
В Декрете перечисляются факты, описанные в Книге Бытия, которые не подвергаются сомнению: такие, как сотворение всех вещей Богом в начале времен, сотворение человека, грехопадение первых людей. Что касается вопроса о том, каким образом все эти факты происходили, Декрет гласит: «В написании первой части Бытия священный автор не намеревался дать научное объяснение сокровенной сути видимых вещей и описать точный порядок сотворения, но он стремился дать своему народу доступное ему пояснение, соответствующее стилю общения того времени и чувствам людей. Поэтому в ее толковании не следует стремиться с точностью и постоянством к стилю научного языка».
И далее: «Не следует всегда и непременно воспринимать в собственном смысле все отдельные слова и фразы, встречающиеся в этих главах. Поэтому допустимо отвлечься от этого смысла в тех случаях, когда использованные выражения представляются очевидно неточными или метафорическими, или же антропоморфическими, когда какой-то довод отменяет буквальный смысл или же какая-то необходимость заставляет от него отказаться». «Интерпретируя отрывки, которые Отцы и Учители Церкви воспринимали по-разному, не высказываясь определенно и точно, допустимо поддерживать и защищать мнения, которые каждому кажутся разумно доказуемыми, учитывая суждение Церкви и сохраняя аналогию веры». И еще: «В названии и разделении шести дней, о которых идет речь в первой части Бытия, слово «yom» -- «день» -- можно понимать в буквальном смысле, как естественный день, или же в ином смысле, как некоторый отрезок времени. Не возбраняется также свободно дискутировать по этому вопросу».
В 1948 году Папская Библейская комиссия направляет письмо Парижскому архиепископу, в котором разъясняет: «Вопрос литературных форм первых 11 глав Бытия весьма неясен и многосложен. Эти литературные формы не отвечают ни одной из классических категорий и не могут быть проанализированы в свете греко-латинских или современных литературных жанров. Поэтому нельзя отрицать или утверждать их историчность в целом, не применяя к ним несправедливо правила какого-либо литературного жанра (…) Заявляя априори, что эти повествования не содержат истории в современном смысле этого слова, можно без труда прийти к выводу, что они ее не содержат ни в каком смысле. Однако, прибегая к простому образному языку, соответствующему мышлению менее продвинутого человечества, они передают основные истины, стоящие в основе домостроительства спасения, и в то же время народное описание истоков человеческого рода и избранного народа».
Энциклика «Humani generis», на которую мы уже ссылались в одной из наших передач, объясняя некоторые моменты Книги Бытия, подчеркивает и обобщает, по сути, ту же мысль: автор первых глав Бытия использует простой и метафорический язык, отвечающий менталитету народа. И если какие-то элементы взяты из народных сказаний, то нельзя забывать, что это было сделано по Божественному наитию, которое уберегло их от всякого заблуждения в выборе и оценке этих источников. Таким образом, народные предания, включенные в Библию, нельзя ставить на один уровень с мифологией, плодом фантазии народов.
Итак, перейдем к конкретным вопросам: Откуда взялась жена у Каина? если, кроме его родителей, не существует ни одного человека? Откуда взялась жена для Сифа и кто будет жить в городе, основанном Каином? Ответ, наверное, наш слушатель уже нашел сам: его нужно искать как раз в ключе всего вышесказанного. Согласно священному тексту, Адам прожил долго и оставил после себя множество сыновей и дочерей, об именах которых не сообщается. Когда евреи рассказывали своим детям о сотворении мира и о священной истории, то они должны были отвечать им на те же самые вопросы, какие ставит сегодняшний читатель Библии. И ответ нужно искать в пятой главе Бытия: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер». Перечитав еще раз эти фразы, мы не только находим ответ на наши вопросы о количестве людей, но и больше ясности в том, что означает следствие первородного греха, пряовляющееся в повреждении человеческой природы. А также понимаем смысл обетования о спасении человечества, спасении человека от повреждения его естества. Это обетование постепенно шло к своему исполнению вместе с движением человечества к этому спасению, вплоть до пришествия Иисуса Христа, Воскресение Которого стало залогом для нашего преображения, преображения нашей человеческой природы.
Еще раз возвращаясь к способу чтения Священного Писания, приглашаем Вас послушать нашу рубрику «Как читать Библию», которая выходит по четвергам в это же время, а также напомним рекомендации, которым мы всегда должны следовать, когда приобщаемся к чтению священных текстов. Их дает нам Второй Ватиканский собор в догматической конституции «Dei Verbum»: «Поскольку Бог говорил в Священном Писании через людей и по человечеству, то истолкователь Священного Писания, дабы уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священнописатели в действительности намеревались сказать и что Богу было угодно открыть нам через их слова. Чтобы выяснить намерение священнописателей, нужно, кроме всего прочего, принимать во внимание и "литературный жанр". Действительно, истина излагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих, поэтических или в других "речевых жанрах". Поэтому нужно, чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и выразил в определённых обстоятельствах, соответственно условиям своего времени и своей культуры, посредством употреблявшихся в его время литературных жанров. Ведь для правильного понимания того, что священнописатель хотел утверждать своим писанием, нужно обратить должное внимание как на привычные, прирождённые способы восприятия, изъяснения и повествования, бытовавшие во времена агиографа, так и на те, что в ту эпоху повсеместно употреблялись в общении людей друг с другом. Но, так как Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью того же Духа, под воздействием Которого оно было написано, для верного выяснения смысла священных текстов нужно не менее усердно обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры. Задача же экзегетов - согласно этим нормам способствовать более глубокому пониманию и изложению смысла Священного Писания, чтобы благодаря этому изучению, в некотором смысле подготовительному, вызревало суждение Церкви. Ибо всё, что было сказано о толковании Писания, в конечном счете подлежит суждению Церкви, которая исполняет Божественное поручение и служение: хранить и толковать Слово Божие».

Она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство» а также в книге и фильме «Контакт», её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?

Скептики вновь и вновь использовали жену Каина пытаясь дискредитировать Книгу Бытие как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.

Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный Кларенсом Дэрроу – юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.

Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор – христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!

Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.

В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.

Саган умело использовал обычные вопросы – такие как «Кем была жена Каина?» – вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.

К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики особенно в том, что касается Книги Бытие , большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» (1 Петра 3:15).

Почему это важно?

Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от Адама и Евы . Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины – рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.

Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) – поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является Бытие 4:1-5:5 .)

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.

Первый человек

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).

Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.

Все находятся в родстве

Таким образом, в начале был только один человек – созданный из праха земного (Бытие 2:7).

Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.

Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет-Бытие 5:5), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Genesis 1:28).

Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!

Каин женился прежде чем он отправился в землю Нод . Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)

Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти Авеля на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).

Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.

Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (Бытие 9:6), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.

Из-за интенсивного вдалбливания в голову эволюционных идей многие люди сегодня думают, что нынешнее поколение – самое умное из всех живших на нашей планете. Но если у нас есть реактивные самолёты и компьютеры, это ещё не значит, что мы умнее всех. Современные технологии – это результат накопления знаний. Мы стоим на плечах всех тех, кто был до нас.

Наш мозг пострадал от 6 000 лет Проклятия (со времён Адама). Мы сильно выродились по сравнению с людьми, жившими много поколений назад. Возможно, теперь мы не идём ни в какое сравнение по уму или изобретательности с детьми Адама и Евы. Писание проливает нам немного света на то, что представляется огромной первоначальной изобретательностью.

Заключение

Многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, потому что их внимание направлено на сегодняшний мир (и проблемы, связанные с браками между близкими родственниками), и не понимают ясного исторического свидетельства, оставленного нам Богом.

Они пытаются истолковать Бытие, исходя из нашей нынешней ситуации, вместо того, чтобы понять истинную библейскую историю мира и перемены, произошедшие в нём из-за греха. Поскольку они строят своё мировоззрении не на Библии, а переносят на Библию свой мирской образ мышления, они не видят ответов на простые вопросы.

Книга Бытие написана Богом, который присутствовал там, где происходили эти исторические события. Это слово Того, кто знает всё, и кто является надёжным свидетелем из прошлого. Таким образом, используя Бытие в качестве основы для понимания истории, мы можем найти ответы на вопросы, которые иначе оставались бы загадкой.


Библия - особенная книга, являющаяся фундаментом нашей веры и источником знаний о многих областях человеческой цивилизации от самого начала ее возникновения. Вместе с тем, существуют вопросы, служащие камнем преткновения для многих детей Божиих и поводом для критики христианства атеистически настроенными мыслителями. Одним из таких дискуссионных вопросов является вопрос о жене Каина.

Давайте обратимся к первоисточнику. После того, как Каин убил своего брата Авеля, Бог провозглашает Свой суд над ним. Согласно приговору Бога, Каин будет изгнанником и скитальцем, и земля не будет давать силы своей для него. После этого мы читаем:

Быт.4:13-17 « И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;

14вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и .

15И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод , на восток от Едема.

17И познал Каин жену свою ; и она зачала и родила Еноха »

В этом отрывке критики находят ряд проблем, которые дают им основания утверждать, что на земле, помимо потомков Адама и Евы, были еще какие-то иные люди.

Во-первых, сказано, что « всякий, кто встретится со мною, убьет меня ». Кто этот «всякий»?

Во-вторых, упоминается жена Каина. Откуда она взялась?

Попытаемся рассмотреть эту проблему последовательно, от общего к частному.

Общее утверждение можно вывести из следующих библейских цитат:

Быт.3:20 « И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих »

Деян.17:26 « От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли »

Отсюда можно сделать вывод, что все люди, которые когда-либо жили на земле, являются потомками Адама и Евы. Других людей просто в природе не существовало и быть не могло.

Ответы на все остальные вопросы должны даваться с учетом этого основного утверждения.

Следующий шаг - необходимо выяснить вопрос о потомстве Адама и Евы. Насколько оно было многочисленно?

Быт.5:3-5 « Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

4Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

5Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер »

Из этих слов нельзя однозначно сказать, сколько у Адама и Евы было детей. К примеру, Иосиф Флавий писал, что, согласно древнему преданию, у Адама было тридцать три сына и двадцать три дочери. Учитывая продолжительность жизни первых людей, детей могло быть и больше. Нельзя также сделать однозначный вывод относительно того, когда родились все эти дети. Возможно, многие из них были рождены в первые 130 лет жизни Адама, до рождения Сифа.

Итак, первое утверждение о том, что все люди произошли от Адама и Евы, и второе - о многочисленности их потомства, с достаточной степенью вероятности позволяют нам ответить на проблемные вопросы.

1) что это были за люди, которых так боялся Каин?

Одним из древнейших обычаев, дошедших до наших дней, был обычай кровной мести. Логично предположить, что Каин боялся именно мести со стороны своих родственников. Другим людям, если бы они даже и существовали, не было бы дела до того, что Каин убил своего брата. Ответственность за убийство, как общее правило, появляется уже после потопа:

Быт.9:6 « кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека …»

2) логично также предположить, что женой Каина была его сестра. Библия говорит, что Каин пошел в землю Нод и там познал свою жену. Это не значит, что он нашел там свою жену. Кальвин утверждает, что Каин женился еще до убийства Авеля. Но даже если это и не так, у потомков Адама было достаточно времени, чтобы расселиться по лицу земли, в том числе поселившись в земле Нод.

Но как же быть с запретом на кровосмесительные браки?

Этот запрет появился позже, во времена Моисея. Дело в том, что грехопадение привело к деформации человека на всех уровнях, в том числе и на генетическом. С каждым поколением людей накапливалось все больше и больше генетических ошибок. И поскольку у близких родственников поврежденные гены совпадают, то риск появления детей с физическими или умственными отклонениями значительно увеличивается. К временам Моисея вырождение человечества уже достигло таких масштабов, что Бог запретил Своему народу кровосмесительные браки. К тому же, земля была уже достаточно населена, так что необходимость в браках с родственниками отпала.

Однако в первом поколении людей видимые последствия греха были еще минимальны. Для накопления ошибок требуется время, поэтому тогда брат и сестра вполне могли жениться, не опасаясь вызвать гнев Божий или произвести на свет потомство, отягощенное какими-либо дефектами. Да и как по-другому можно было исполнить повеление Бога «плодитесь и размножайтесь»?

О распространенности в древности подобных браков свидетельствует тот факт, что Авраам был женат на Сарре - сводной сестре:

Быт.20:12 « да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою »

Оценивая подобные факты, мы должны учитывать время, когда это происходило. С точки зрения современной морали, которая во многом сформирована законами Моисея и учением Христа, Авраам достоин осуждения. Но он жил в совершенно иной системе координат. Многих запретов, к которым мы с вами привыкли, тогда могло просто не существовать.

Как мы видим, такой «безобидный» вопрос, как вопрос жены Каина, может иметь далеко идущие последствия. Ведь если предположить, что параллельно с ветвью Адама на земле существовала еще какая-то ветвь человечества, мы оказываемся вовлеченными в сеть трудноразрешимых вопросов:

Кем и с какой целью сотворены эти другие люди? Если не библейским Творцом, то значит, существуют и другие боги. Если они сотворены единым Богом, то какова цель их сотворения? Если они не связаны с Адамом, то и грехопадение Адама и Евы их не касается. Отсюда снова возможны разные варианты: либо они совершенны и не нуждаются в искуплении, либо - у них есть собственная история грехопадения, не описанная в Библии…

В общем, фантазировать можно до бесконечности.

Однако Слово Божье однозначно говорит, что все люди произошли от Адама и Евы, и никаких параллельных цивилизаций на земле нет.

1 Кор.15:45 « Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий »

Иисус Христос по плоти - представитель единой линии человечества, ведущей свой отсчет от Адама. Его искупление действительно для всех, кто унаследовал первородный грех. Библия говорит: « Все согрешили и лишены славы Божьей » (Рим.3:23). А если все, то не может быть иных людей, которые не согрешили. Слово Божье также нас учит, что « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин.3:16). А если «всякий», то других людей, которые не нуждаются в спасении, просто быть не может.

Вот таким образом, думается, можно корректно, в пределах тех знаний, которые открыты нам в Библии, разрешить упомянутые проблемные вопросы.

При подготовке использован материал: Жена Каина - кто она? // http:// svobd. ru/ index. php? option= com_ content& task= view& id=2263& Itemid=138

Это, может быть, такая же легенда, как рассказы про короля Артура и рыцарей Круглого Стола… Хотя я, как мне кажется, привожу неплохие аргументы против креационизма, они всё же со мной не соглашаются. Это нормально, но есть один вопрос, который их, кажется, сбивает с толку: «Если и были первыми людьми нашей планете, то как же она населилась без инцеста? Разве в Библии не сказано, что браки между родственниками не дозволительны…?» Искренне Ваш, Йондри.

М ы даже не знаем, как её звали, но о ней говорили на , она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство» а также в книге и фильме «Контакт», её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?

Скептики вновь и вновь использовали жену пытаясь дискредитировать как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.

Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный Кларенсом Дэрроу - юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.

Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор - христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!

Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.

В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.

Саган умело использовал обычные вопросы - такие как «Кем была жена Каина?» - вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.

К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики особенно в том, что касается , большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» ().

Почему это важно?

Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от . Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины - рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.

Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) - поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является .)

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.

Первый человек

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ().

Последний Адам

Бог нашёл решение - способ избавления человека от его несчастного положения. в объясняет, что Бог дал нам другого Адама! Сын Божий принял вдобавок к своей полной божественности ещё и человеческую природу, став совершенным Богочеловеком - Иисусом Христом. Как человек, Он был потомком Адама (через , и )—таким образом, Он стал нашим родственником! Он назван «последним Адамом (), потому что он занял место первого Адама. Он стал новым главой и, поскольку был безгрешным, Он смог понести взыскании за грех:

Христос претерпел смерть (наказание за грех) на кресте, пролив свою кровь («без пролития крови не бывает прощения» ) чтобы все раскаявшиеся в своём грехе богоборчества и доверившиеся тому, что Он совершил на кресте, могли примириться с Богом.

Поскольку Библия говорит, что все люди, кроме Богочеловека Иисуса, грешны, и все мы находимся друг с другом в родстве («От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» ), евангелие имеет смысл, только если все ныне живущие и когда-либо жившие на земле люди произошли от первого человека Адама. Если бы это было не так, то евангелие нельзя было бы объяснить или защитить.

Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.

Все находятся в родстве

Таким образом, в начале был только один человек - созданный из праха земного ().

Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.

Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет—), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» ().

Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!

Каин женился прежде чем он отправился в землю . Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)

Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).

Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.

Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.

Во-вторых, Каин и родились за некоторое время до смерти Авеля. В сказано:

Обратите внимание на выражение «спустя несколько времени». Мы знаем, что родился у Адама, когда тому было 130 лет (), и Ева увидела в нём «замену» Авелю (). Значит, период от рождения Каина до смерти Авеля мог быть длиной в 100 лет и больше - что оставляет много времени для того, чтобы другие дети Адама и Евы переженились, и у них родились дети и внуки. К тому времени, как был убит Авель, у Адама и Евы могло быть значительное число потомков, и даже несколько их поколений.

Откуда взялась технология?

Некоторые заявляют, что для того, чтобы Каин отправился в землю и построил город, ему потребовалась бы технология, которая уже должна была существовать в той земле, и предполагается, что она была разработана другими «родами».