Более совершенные способы манипулирования мужем и всеми близкими (особенно если женщина с хорошим образованием и знает Священное Писание).
1. Постоянные ссылки на Библию в случае, если что-то нужно получить.
2. Оправдание своего своеволия ссылками на религию. Например, в случае несправедливых нападок тёщи на мужа, становится на сторону тёщи: "Она же неверующая, а тебе дана сила Святым Духом. Поэтому я буду на стороне своей мамы. Это полезно для твоего смирения и спасения".
3. Использование духовника как дополнительного рычага давления на мужа. Например, муж предлагает сделать то, что ей не нравится. Тут же едет к своему духовнику, устраивает перед ним истерику, духовник входит в положение и благословляет на всё просимое (дабы не искушать "немощный сосуд" - именно так называют верующих женщин священники). Вернувшись, наша героиня рассказывает, что духовник не благословил на мероприятие, предлагавшееся мужем, но занял сторону. Если у супругов общий духовник, то муж получает от духовника вводные, по сути дела навязанные ему женой. В результате мы имеем, что жена начинает считать главным авторитетом не мужа но духовника, бегая к нему по любому поводу.

Новые требования к мужу. Например, нужен ещё один автомобиль, так как на нём удобнее возить детей на богослужение. Как насчёт того, чтобы отдать лишнюю рубашку неимущему?

Формальное, поверхностное понимание смысла христианства характерно именно для женщин. Когда я служил в церкви, ко мне после службы постоянно подходили мамочки, собиравшиеся крестить ребёнка, "так как он потом будет меньше болеть". На вопрос, готовы ли они воспитывать ребёнка в сознательной христианской вере, чтобы он нёс свой крест вослед за Христом, самосовершенствовался, делал постоянные усилия над собой, соблюдал посты, молился, посещал богослужение, хранил девство до брака, знал основы веры, ответа чаще всего не было. На вопрос: готовы ли они смириться, если ребёнок захочет принять монашество, делали огромные круглые глаза. Между тем, христианство ведь предполагает и такой жизненный путь. То есть одно из семи церковных таинств наши умницы собирались использовать не по прямому назначению, а для решения собственных проблем (пусть даже и материнских).

В коммах у morena_morana верно заметили: вера используется как прикрытие для бабского своеволия. Якобы "я вся такая живу высшими идеалами, а хозяйством, домом и детьми заниматься не должна". Очень часто всё это вешается на мужа, а жена проводит всё время на православных тусовках. Где вовсе не изучает Евангелие, но чаще всего обсуждает сплетни, связанные с внутри-церковной жизнью: какой епископ с кем из келейников спит, какого священника перевели на новый приход, где находится какая реликвия, какая икона замироточила в последнее время, кто куда съездил на паломничество, в каком храме лучше пение и чтение, а также - о всеобщем упадке нравов, доказывающем скорый конец света. Теперь, полагаю, к этим темам добавилось гнобление Андрюши Кураева)))

Наиболее часто на этих вечеринках слышится восклицание: "Зато там благодать какая!" Под этим подразумевается чувственное удовольствие, получаемое нашей "верующей" от многочисленных христианских артефактов. Для огромного количества православных женщин, христианство - не подвиг следования за Христом, а вид эмоционально-чувственного онанизма. Разумеется, не для всех, но количество женщин с поверхностной бабской верой - огромно, осознанно верующих - единицы.

На исповеди женщины чаще всего не исповедуются в собственных прегрешениях, но жалуются на:
- мужа;
- детей;
- соседку или лучшую подругу.
Мне об этом рассказывали сами священники. Встаньте неподалёку от исповедующейся женщины и вы услышите характерное: "Ну как тут не осудить?!"

Сам обряд исповеди - невероятно изощрённым способом - используется православной женщиной для того, чтобы (продолжать) чувствовать себя хорошей. Сама логика выглядит так. Священник для неё - статусная фигура. На исповеди женщина плачет не от сознания своей греховности, а от умиления, что её выслушивает статусная, всеми уважаемая личность. Уделяет ей бездну внимания. Дальше продолжать?

Крайнее выражение ПГМ (встречается редко, зато только у верующих женщин): в случае болезни ребёнка не вызывают врача, а начинают заставлять его молиться, поститься, а то и вызывают священника, дабы Бог простил грехи ребёнка и исцелил. Ведь все болезни - от грехов наших.

Православный экстремизм. Когда ребёнка заставляют выполнять все религиозные предписания через силу. Например, уставшего после вечерних мероприятий в школе, всё равно заставляют читать перед сном длинное молитвенное правило - несмотря на то, что существует совсем короткий вариант. В походных условиях (когда традиционно пост облегчается) не разрешают есть мясо, и так далее.

Сюда же - некоторые православные беременные в пост не едят мясную и даже молочную пищу. Вера важнее, чем формирование плода, да и Бог же, видя молитвенные подвиги, не попустит возникнуть медицинским проблемам. Всё это используется православной женщиной для самовозвышения. И перед другими, и в собственных глазах.

Самолично наблюдал случай, когда православная мать отказалась взвешивать ребёнка до и после кормления при грудном вскармливании (чтобы выяснить, сколько он насосал молока). Мол, семья-то религиозная, Бог не попустит проблем. Между тем, ребёнок почему-то много плакал. При очередном осмотре в поликлинике выяснилось, что молока было мало, в результате первый месяц жизни ребёнок недоедал и похудел вместо положенной прибавки в весе.

Самое мерзкое и отталкивающее в православных женщинах - рабское пресмыкание перед лицами, имеющими высокий духовный сан. Пригласить домой священника, а тем более епископа - высшая цель жизни. Даже в безденежье устроить роскошный пиршественный стол. Сидеть перед священником, млеть, смотреть преданно в глаза. Мужа при этом всячески гнобить. Да и детей тоже. На приглашённых подруг смотреть свысока (в чём себе никогда не отдают отчёта). Есть подозрение, что ради этого всё и затевается. Самолично знал такую дуру. Кстати, своего мужа она увела из другой семьи с ребёнком. Сделала всё, чтобы они не виделись. В этом никогда не раскаивалась...

Специфически-высокомерное отношение к неверующим, особенно женщинам. Особенно более красивым)) Высокомерие, тщательно камуфлируемое якобы жалостью и желанием помочь "выйти из тьмы неверия". На самом деле - обычное превозношение над ними, то есть та самая гордость, которая "мать всех пороков".

Агрессия, связанная с верой. Вернее - её внешними аспектами, чаще всего надуманными. Вот какой случай наблюдал, когда служил в храме в Бирюлёво. В двунадесятый праздник у церковной ограды были открыты не только калитки, но и широкие ворота. Две молодые девушки (замечу, вполне прилично одетые, с платками на головах, по ним было сразу видно, что решили посетить богослужение первый раз) пошли через них, а не через калитку, как все. Тут же одна из старух, во множестве ошивающихся на храмовой территории и считащей её как бы своей, начала на них громко орать, что прихожанам не положено ходить через ворота, это вход только для священников - что была совершенная чушь. Старуха тут же была мною поставлена на место. По девушкам было видно, что настроение у них было надолго испорчено. И вообще у меня нет уверенности, что у девушек возникнет желание снова посещать храм...
Случаев, когда обрушиваются с оскорблениями на женщину, зашедшую в храм без платка - не счесть. А то и тумаков ей надают. Особо следовало бы отметить существующее только среди верующих женщин поверье, что свечку в храме можно передавать исключительно правой рукой. Передашь левой - тут же заклюют. Это не единственное чисто женское поверье, всё вместе в целом Андрей Кураев метко называет "бабкино богословие".

Среди верующих женщин в храме невероятно развито наушничество. Стучат все, всегда и на всех.

Женщины, прислуживающие в храме, начисто теряют ощущение святости этого места и считают его как бы собственной территорией. Случаев, когда женщины продолжают заниматься своими делами даже во время Евхаристического Канона (самого главного момента в православном богослужении, когда хлеб и вино пресуществляются в мистическое Тело и Кровь Христовы) - не счесть. Между тем, в алтаре в этом время все лежат перед престолом ниц.

На вербное воскресенье происходит освещение вербы. На самом деле, такого чина нет)) И смысл праздника - совсем в другом, это воспоминание входа Христа в Иерусалим, когда горожане приветствовали Его пальмовыми листьями. Но у нас в марте пальм нету, вот и использовали вербу. Тем не менее, для женщин освящение вербы имеет самостоятельное значение, о смысле самого празднования события они чаще всего не помнят. Дабы потрафить их примитивной религиозности, священники освящают вербу, а заодно кропят святой водою и их владельцев (можно подумать, что Крещения как такового недостаточно, чтобы по-настоящему быть христианином). Натурально, те веточки, которые во время самого "чина освящения" стоят в особом ведре у алтаря, в Царских Вратах, почитаются прихожанками как-то по-особенному святыми и благодатными. И наш настоятель однажды благословил раздать после службы эти вербочки прихожанам. Дальше цитирую самого себя (из "99 признаков женщин"):
...Их было, наверное, несколько тысяч, и про себя я решил, что нужно давать не более одной ветки в руки. Я стоял на солее в роскошном, шитом золотом облачении, а внизу, передо мною, колыхалась нетерпеливая бабская толпа. Они злобно толкались и отпихивали друг друга; они рвали эту вербу у соседей из рук. Они ожесточённо дрались, и - к пущему моему удивлению - громко, в голос, матерились. Они заявляли, что лучшую вербу Кот забрал себе. Они требовали "ещё одну веточку для больной соседки". Они пытались утащить у меня всё ведро. И даже тогда, 15 лет назад, будучи правоверным христианином, глядя на эти обезображенные злобою лица, я думал про себя: "И это есть христианство? Нет, не может быть. Что-то здесь не так... Христианская вера тут ни при чём, Спаситель принёс на Землю что-то другое".

Некоторые верующие женщины заводят ребёнка не для того, чтобы он вырос самостоятельной личностью и сам избрал свой путь, но в надежде, что он станет монахом и отмолит её грехи, что приведёт к спасению в жизни вечной. Здесь мы видим обычное для женщины желание комфорта, но в превращённой форме - уже после смерти.

К этому следует добавить, что у верующих-мужчин подобная симптоматика практически никогда не встречается.

P.S. Самые интересные комментарии у morena_morana :

"...У меня мать православная и воцерковленная - все это наблюдаю: и вечно поджатые губки, и мрачное молчание на любой фривольный анекдот, и жизнеутверждающие намеки на то, что во мне сидят бесы. :)
Очень умный, многого достигший, карьерный человек. Но вот так.
Человеку открытому, искреннему, естественному ни за что не посоветую жениться на православной - изведет поджатыми губками.
Верующей она была всегда, но как-то держала себя в рамках, если что-то и было про тех же бесов во мне, то в шутку.
А с возрастом все это усилилось. Самое страшное, на мой взгляд, - уходит чувство юмора.

Сербское православие отличается от российского. Оно просто добрее и ближе к человеку. Поэтому и женщины в храмах там другие, без этого жуткого российского бабского надрыва - "надо нести крест, как же я заебалась, а надо! и вы все - мой крест, и буду его нести, и все вам прощать, ублюдкам, буду, как же я вас ненавижу!"."

"Моя православная бабушка говорила о своих очень верующих соседках:" Богу молятся- черту веруют!" Долгой практикой собрала целый паноптикум случаев когда хоть стой, хоть падай! И истерика жены моего клиента перед исповедью- им предстояла венчаться и эта красавица устроила священнику скандал: "Нет у меня грехов! Иди на **й". Ошалевший священник аж рот открыл и закрыл, но венчать отказал. Клиент потом локти кусал- ведь был сигнал! Зачем дурак женился? На безгрешной такой? Девушка внешне из по российски верующей семьи! В церковь ходят регулярно! Но исповедь, видимо даже формально не посещали. А зачем? Не грешили же! "

"Что у женщин православных, что у мужчин, общий дефект - они считают грешниками всех, кроме себя, потому что сами они "ходят в церковь", "молятся" и "каятся", "просят прощенья у Бога" (что примечательно, не у людей, перед которыми виноваты, люди этого "не достойны"). Поэтому они лучше и выше других. А другие просто грешат, поэтому плохие. Такая конструкция. Хотя в исходном виде должно быть наоборот, церковь должна быть сообществом кающихся грешников, а остальных они осуждать не должны бы. Но куда там, в реальности все наоборот. И осуждают-то как, такая агрессия и нетерпимость у обычного человека встречается значительно реже. "

" Какие выгоды дает мне посещение Храма. На душе спокойнее становится."

"В конце октября летела в Израиль. В самолете, среди прочих, было семь православных паломниц. Эдакие тетеньки неопределенного возраста, с блаженными улыбками на лице. Еще бы, в святые места летят!Как только самолет набрал высоту, эти паломницы по одной (уж извините за интимные подробности) потянулись в туалет. Все бы ничего, если бы каждая там не застревала на 20 минут. Самолет летел 4 часа. И все эти 4 часа в проходе стояла очередь в туалет. Каким бы ты стойким не был, но за такое время тебя прижмет. Очередь стоит, а им пофиг, с благостной улыбкой загрузятся в кабинку и на 20 минут, а потом выходят и опять благостно лыбятся. Народ злится,бурчит,а им типа невдомек. Возник резонный вопрос, что можно делать столько времени, да еще каждой? А все очень просто - они должны на святую землю, знаете ли, чистыми ступить. Вот они там и переодевались и похоже мылись как-то. Потому что вся кабинка была в воде. Главное чистыми, и по барабану, что еще 140 человек маются из-за их "благости". "

"На мой взгляд, у верующих "невест" (под этим термином я подразумеваю незамужнюю девушку, чистую по всем параметрам) есть две беды.
1) Отсутствие возможности критически мыслить. У меня есть несколько шапочно знакомых девиц, которые абсолютно все постулаты церкви и слова любых священников принимают как истину в последней инстанции. У них не возникает даже тени сомнения, когда им священник говорит: " В миру ты будешь несчатлива, иди в монастырь!". И девица, забив на парня, который ей нравился, забив на свои таланты и карьерные перспективы, бросает все и топает в монастырь. А там подчиняется какой-нибудь настоятельше, которая, часто, оказывается тем еще самодуром и тираном.
И хоть бы раз такие девушки подумали: "А вдруг батюшка ошибается?". Нет, верят безоговорочно. Итогом часто является загубленная жизнь.
2)Одиночество. Опять же, есть примеры перед глазами. Дочери священника, все детство, как свечки стояли в храме, постились, молились. Папа за всем следил. Выросли, поступили в ближайший самый заурядный пед.вуз. Снимали квартиру, ибо в общежитии - разврат. За все время учебы - ни одного парня, ни одного свидания...С каждый годом они становятся. как бы это сказать, все дремучее, что ли...На мужчин смотрят с опасением и какими-то еще непередаваемыми эмоциями. Сейчас одной 26, другой - 23. На личном фронте, по прежнему, все глухо. После учебы вернулись в пригород, работают в местной библиотеке, живут с папой и мамой.
Жалко их. Вроде нормальные девчонки, симпатичные. Хотелось бы, чтоб им повезло...Но что-то не верится в это..."

"Если ребёнок в вере с рождения, растёт у верующих, но не фанатичных, спокойных родителей - то и сам таким же становится. Для него вера так же естественна и незаметна как дыхание.
А вот когда "ударяются" в зрелом возрасте, то тогда удар, видимо, так силён, что они ходят, как ошалелые. Во всяком случае, те, которые не притворяются."

"Женщины есть женщины. Всегда. Женщины всегда модифицируют идеологию под свои нужды, которые всегда одни и те же. А православие дает широкие возможности для такой модификации. Поэтому, ничего удивительного в написанном нет.
Но лично я не вижу в этом что-то плохое. Надо просто помнить, что для женщины всегда будут важнее ее внутренние потребности, по сравнению с которыми проигрывает все вокруг - религии, идеологии, этика, принципы, справедливость, нормы и так далее. Женщина с легкостью переступит через все, и это правильно."

В утешение для женщин-читательниц замечу, что у верующих парней есть свои специфические заморочки)) Вера у них, конечно, самая правильная, сознательная, и описанного чаще всего нет. Есть другое. Они - в огромном большинстве - становятся слабовольными, безответственными, до ужаса немужественными маменькиными сынками, почти женственными. С удовольствием повесят всю ответственность на женщину. Обожают слушаться, ненавидят принимать решения. Внешне выглядят как безвольные тряпки. Можете почитать на любых православных форумах - верующие девушки просто волком воют, что не за кого выходить))) Впрочем, не знаю, насколько это их утешит... (вынесено из коммов по категорическому требованию

    у меня такая же проблема,Бабуля даже устроила сегодня скандал мне по этому поводу

    net v boga neverju

    Да. Согласна. Если человек ходит в церковь, это не значит что он верит.
    Вера она в самом человеке.

    не переманить. для начала просто поддержать и быть рядом

  • юбку не обязательно(главное что бы ноги были прикрыты), а голову надо покрыть, в церкви была последний раз пару лет назад... совсем видать сбилась с пути истенного и попала в руки дьяволу душа моя...
    ну да ладно.
    вера ко всем приходит в разное время

    Вернуться обещала, если не сложится с другим, вероятно? То есть вас оставила, как запасной вариант, если станет невыносимо одиноко и мучительно грустно... Вы можете верить во всё, что она скажет, и даже должны простить, так поступают мудрые. Но принимать обратно - было бы крайне глупо. Уйдёт ещё ни раз, а вы как верная и преданная собачонка, будете ждать её возвращения на лестничной площадке, куда вас, по правде говоря, выбросил по ненужности не самый порядочный хозяин.
    Ответ: нет.
    Да, очень частое явление теперь стало - любить одного душою, другого телом.. Что же скажешь - бегите и не оборачивайтесь. =\
    Поменяться нужно ей, раз она ушла от якобы любимого человека к другому. Решать все проблемы нужно вместе, и вместе быть до конца, если то, что между вами - вы посмели назвать Любовью, так думаю.

    Женская дружба начинается из за неприязни к одному мужчине.А заканчивается,когда интересы пересекаются.Ну,или же опять заканчивается из-за того же мучжины.
    Дружба была.Верила.А теперь,что-то с трудом верится,после одной ссоры глубоко разочаровалась.

    Znaew, esli ljubiw pljunj na vsjo i na vseh - zdi... 2 goda mogut proletetj ochenj bistro...
    Toljko ispoljzuj eti 2 goda ne prosto sidja na taburetke, gljadja v okno i v ozidanijah ljubimogo.. Neee...
    Viuchi anglijskij, poluchi prava, zajmisj sportom, ewe chem nibudj chto Tebja interesuet!

    A esli neeeeet, to luchwe srazu - byeee! :)))

Спрашивает Максим
Отвечает Александра Ланц, 17.05.2015


Вопрос: "Слава Иисусу Христу! Мне нравится девушка. Она хорошая, не пьет, не курит.Но она не верит в Бога.Что мне делать?Можно ли мне с ней встречаться?"

Доброго вам времени суток, Максим!

Слава Господу Богу за то, что и среди неверующих девушек есть хорошие, которые не курят и не пьют!

Вообще-то, Господь Бог однозначно запрещает Своим людям заводить направленные на создание семьи отношения с кем-либо из язычников, каким бы хорошим человек ни был:

...не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам... ()

Если вы думаете, что у атеистов нет богов, то вы ошибаетесь. У каждого атеиста есть вера по крайней мере в одного бога: в себя самого, в свои ценности и принципы. Поэтому если не хотите научиться делать то же самое, тогда вам, сыну Божию, лучше не заглядываться на "дочерей человеческих" ().

Впрочем, если для вас пока трудно просто поверить БОГУ относительно данного вопроса, можете поступить и так: начните приглашать эту девушку на собрания в вашу церковь, рассказывайте ей о своей любви ко Христу, обсуждайте с ней Путь спасения - проще говоря, общайтесь с ней на самые дорогие вашему сердцу темы. Ведь эти темы дороги вашему сердцу, не так ли? Ведь что можете быть приятнее для христианина, чем разговоры о самой главной любви своей жизни? () Так вот если девушка станет разделять вашу любовь, тогда можно будет начать думать о чем-то более серьезном. Но если она откажется, тогда надо оставьте ее, чтобы и самому не погибнуть. БОГ дал нам заповеди не ради запрета, а ради нашего счастья и спасения для Вечной Жизни.

С любовью в Том, Кто очень любит вас,

Читайте еще по теме "Дом и семья, брак":

Правила этикета в обществе - это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире необычайно важно знать их, иметь хорошие манеры, чтобы быть довольной собой и другими, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Чтобы любое, даже самое лучшее элитное общество охотно приняло вас в свои ряды.

Трактовка термина

Этикет в современном обществе - перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных случаях.

Разделяют несколько основных видов таких правил.

  1. Умение подать себя - правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.
  2. Речевой этикет - умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость,
  3. Столовый этикет - манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.
  4. Правила этикета в обществе - как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.
  5. Деловой этикет - отношения с коллегами, начальством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести и т. д.

Умение подать себя

Хорошие манеры, правила этикета, умение быть любезным человеком - все это требует не только навыков, но и знаний в этих областях. Современный человек должен знать, как держаться в любых обстоятельствах, уметь вести себя соответственно, быть любезным, дружелюбным и уверенным в себе.

Этикет в одежде

Первое впечатление является самым сильным и запоминающимся, а кроме того, ум проявляется в выборе одежды по случаю. Чтобы произвести хорошее впечатление, недостаточно быть модно или дорого одетой. Если вы хотите нравиться окружающим, то должны считаться с ними и учитывать разные обстоятельства. Поэтому даже в формировании гардероба принято соблюдать правила этикета в обществе. Важно, чтобы одежда была красивой и шла вам, но гораздо важнее, чтобы все детали внешнего вида органично сочетались между собой, а сам он соответствовал времени, месту и обстановке. Днем не принято надевать вечерние наряды, а на работу - носить одежду для отдыха. Каждый раз, выбирая, что надеть, вы должны учитывать обстановку, соответствующий повод, время, место, не забывать про собственный возраст, особенности фигуры. Все, что на вас надето, всегда должно быть чистым, подшитым, застегнутым и отглаженным. Выходной наряд всегда должен быть в полной готовности. Формируя свой гардероб, помните, что в него должны входить обязательные вещи, такие как костюмы, строгие брюки и юбки, блузки и вечерняя одежда, а также домашние комплекты.

Уход за собой

Хорошие манеры предполагают обязательное соблюдение чистоты одежды, правильное питание и здоровый образ жизни. Недопустимо появляться в обществе неухоженным. При этом важно следить за внешностью в комплексе, аккуратно убирая волосы, выходя в «свет». Это обязательные правила этикета и поведения для девушки, равно как и для мужчины.

Хорошие манеры поведения в обществе

Умение подать себя начинается с походки, осанки, жестов, поз, манеры садиться и сидеть. Правила этикета в обществе требуют красивой походки с прямой осанкой, когда руки нешироко двигаются в ритме шага, плечи выпрямлены, живот подтянут. Нельзя задирать голову высоко, но и не стоит ходить с опущенной головой. Не менее важны позы и жесты. Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно вести себя просто и естественно. Дурным тоном считается манера вертеть что-либо в руках, накручивать на палец волосы, барабанить пальцами по столу, притопывать в такт музыке, трогать руками какие-либо части тела, теребить другого за одежду. Что касается вопроса о том, как правильно сидеть, то здесь важно знать всего два правила: не закидывать ногу на ногу и не разваливаться, раскинув ноги и руки в стороны.

Речевой этикет

Вежливые слова - особенные формулы, в которых зашифрован большой объем информации, как смысловой, так и эмоциональной. Необходимо знать их наизусть, уметь выбирать наиболее подходящие случаю и вовремя произносить их соответствующим тоном. Виртуозное, правильное владение этими словами и есть речевой этикет в современном обществе.

1. Приветствие

Выбирая форму приветствия, вкладывайте в слова достаточно смысла и чувства. Например, вы поступите не очень деликатно, сказав «добрый день» человеку, по лицу которого видно, что он чем-то расстроен. Или совсем недопустимо говорить начальнику «привет», за исключением случаев личной дружбы. Будьте внимательны к словам и людям - приветствуя их, называйте по имени или по имени-отчеству. Мужчины должны сопровождать приветствие друг друга рукопожатием. При встрече с дамой галантный кавалер целует ей руку, при этом он не должен подтягивать ее к себе, а обязан наклониться настолько, насколько женщина подала руку.

2. Обращение, представление

Какое из обращений предпочтительнее, приходится решать в каждом конкретном случае, в зависимости от той аудитории, к которой вы обращаетесь. К знакомым принято обращаться по имени или по имени и отчеству, второе считается проявлением большего уважения. В официальной обстановке, представляя кого бы то ни было, называйте имя и фамилию. А обращение по отчеству, например Ивановна, допустимо только в деревне, но никак не в светском обществе.

3. Просьбы

Слово «пожалуйста» действительно волшебное, оно обязательно должно звучать во всех просьбах. Поскольку просьба так или иначе обременяет того, к кому вы обращаетесь, в некоторых случаях стоит прибавить: «Если тебе не трудно», «Вас не затруднит?» Также уместно говорить: "Сделайте одолжение, будьте любезны, вы не могли бы" и пр.

4. Прощание

Перед тем как попрощаться, следует подготовить собеседника к расставанию: «Уже поздно», «К сожалению, мне пора». Затем принято выразить удовлетворение временем, проведенным вместе, например «Я рад, что мы встретились». Следующий этап прощания - слова благодарности. Иногда можно сказать комплимент хозяйке дома, попрощаться и сразу уходить, не задерживаясь.

Кроме того, правила этикета в обществе предполагают умение приглашать, извиняться, утешать, выражать соболезнование, благодарность. Каждая из этих форм обращения должна звучать естественно, искренне, исключая грубые и резкие фразы и словосочетания.

Столовый этикет

Красиво есть так же важно, как хорошо двигаться и говорить, но именно здесь нужно особенно соблюдать меру.

  • Не нужно пытаться специально приукрасить процесс еды, например, кушать очень маленькими кусочками, отставлять согнутые пальцы. Достаточно не открывать рот во время жевания, не разговаривать с набитым ртом, тщательно пережевывать пишу, прежде чем положить в рот очередную порцию.
  • Никогда не пейте, пока не проглотите еду, за исключением случая, когда вы неожиданно взяли в рот горячую пищу. Если видите, что еда горячая, не дуйте на неё, прежде чем начать есть.
  • Старайтесь есть и пить абсолютно бесшумно.
  • В обществе хлеб едят, не откусывая от целого куска, а отламывая от него кусочки.
  • Соль из открытой солонки, если в ней нет специальной ложечки, положено брать концом чистого ножа, насыпав ее после на край своей тарелки.
  • Кетчуп или горчицу в качестве приправы предлагают только в самой непринужденной обстановке.
  • Во время еды старайтесь как можно меньше испачкать свою тарелку, не перемешивайте и не размазывайте еду на ней.
  • Никогда, даже дома, не ешьте руками. Вилку принято держать в левой руке, а нож в правой. Если вы едите салат, то вилку можно взять правой рукой.
  • Если вы хотите попить или сделать перерыв в еде, то нужно оставлять вилку и нож в положении крест-накрест или "домиком".
  • Ложку всегда берут правой рукой, если вы едите из суповой миски, ложку после еды оставляют там, не выкладывая на стол.
  • По окончании еды и перед тем, как попить, принято пользоваться салфеткой.

Этикет: правила поведения в обществе и общественных местах

В общественных местах существуют некоторые специфические правила хорошего тона, соблюдать которые необычайно важно.

1. В музее, на выставке, вернисаже

Правила поведения в этих «храмах» искусства во всем мире одинаковы и чрезвычайно просты: ходите по залам тихо, разговаривайте приглушенным тоном, ничего не трогайте руками, не подходите слишком близко к картинам и экспонатам, чтобы не мешать другим посетителям.

2. В театре, филармонии, концертном зале

Современные правила хорошего тона несколько противоречивы. Раньше в такие общественные места дам должен был приглашать мужчина, сегодня считается вполне приличным, если девушка сама приглашает его на спектакль, концерт. И даже если именно она оплачивает билеты на двоих. Хорошо воспитанный мужчина должен исполнить роль галантного кавалера, всюду ухаживая за дамой. Важно приходить вовремя, спокойно раздеться, занять место, никому не мешая. Люди с безупречным воспитанием не должны ничего жевать во время просмотра.

3. В суде, церкви, поликлинике, библиотеке

Правила этикета и хорошего тона в обществе призывают вести себя в этих местах как можно тише и незаметней. Нельзя разговаривать, шуршать, жевать и ходить без особой необходимости. На обращения и вопросы следует отвечать вежливо и вполголоса.

В любом учреждении важно сохранять хорошие манеры, быть любезным, тактичным и вежливым. Главное, ваше пребывание не должно доставить дискомфорта ни одному из присутствующих.

Деловой этикет

Хорошие манеры на работе - обязательное условие для каждого работника. Какие моменты затрагивает деловой этикет? Легкие правила помогут разобраться в этом вопросе.

  • Соблюдение субординации с коллегами и начальством.
  • Своевременный приход на работу и быстрое выполнение своих обязанностей.
  • Вежливое общение как с коллегами, так и с посетителями.
  • Конфиденциальность в работе.
  • Соответствие одежды учреждению, в котором вы работаете.
  • Отсутствие личных тем в обсуждениях.
  • Поддержание порядка на своем рабочем месте.
  • по телефону.

Правила в обществе помогают достичь целей, назначенных в бизнесе. Благодаря хорошим манерам, можно продвигаться по служебной лестнице и во всем быть успешной самореализовавшейся личностью.

Чтобы быть приятным человеком в любой ситуации, чтобы с вами хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать уверенным в себе и счастливым человеком.