Современная научная мысль ведет поиски разумных существ в далеких галактиках, между тем, как иной мир намного ближе к человеку. Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далекий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет это влияние в искаженном виде.
Тем не менее, параллельно миру физическому существует духовный мир, включающий в себя не только нашу духовную жизнь: любовь, ненависть, мысли, страсти, но и духовные нематериальные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека. В отличие от физического мира, духовный мир не нейтрален – если физический огонь можно использовать как в добрых целях, так и во зло, то существа духовного мира имеют свою добрую или злую волю. Первые и называются Ангелами.
Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения обнаженных ангелочков с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники, исключительно в коммерческих целях - в сознании людей, навеянный язычеством, сформировался не соответствующий действительности образ ангела – «купидона». Однако Ангелы – не мифический образ, а реальные небесные существа, играющие важную роль, как в нашей жизни, так и в мировой истории.
Еще до сотворения видимого мира и человека, сотворил Бог неисчислимые ангельские воинства. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, бестелесными существами, но на самом деле они имеют «огнеподобное» тело - более тонкое, чем известная нам материя. Ангелы бессмертны и, не изменяясь, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Ангелы не имеют пола их природа духовна и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Ангелы передвигаются с огромной скоростью, и хотя они не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, они не могут одновременно находиться на земле) - их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки – не могут служить им препятствием. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие - они намного больше людей знают о Боге, о Его воле, о Его созданиях, о духовном мире, о самих людях и других земных тварях.
Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках, сожителях и соседях людей. В истории и в многовековом опыте Святой Церкви явления Ангелов занимают очень важное место. Люди воспринимают явления Ангелов тремя способами: органами чувств реально в жизни - когда Ангелы являются в образе людей; душевными очами - в снах и видениях и силой очищенного от страстей сознания - в «созерцании истинном». Обычно Ангелы являются к людям в человеческом образе - они разговаривают, едят, ходят, как обычные люди. Иногда же их внешность становится «ослепительной подобно молнии», вызывающей в людях страх.
Количество Ангелов неисчислимо, но все их множество организовано и разделено на чины. Каждый чин несет особенное служение и имеет свое название. Несмотря на то, что слово «Ангелы» (что значит «вестники») обозначает лишь один из чинов, оно стало применяться ко всем девяти ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя по три чина. Ближе всего предстоят к Святой Троице Престолы, Херувимы и Серафимы - их характерной чертой являются огненная мудрость и ведение небесных тайн. За ними стоят Власти, Господства и Силы - их предназначением является осуществление великих событий и чудес. Следующими являются Начальства, Архангелы и Ангелы - они призваны Божественному служению.
Всем ангелам Бог дал имена. Наиболее известен для людей чин Архангелов. В переводе с греческого «архангел» - ангелоначальник. Всего архангелов, согласно учению Православной церкви – семь, но наиболее почитаемы в России архангел Михаил («архистратиг») и архангел Гавриил («муж Божий, крепость Божия»). Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные виды служения. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут- то и являются на помощь человеку Архангелы - Бог им открывает волю Свою о человеке. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути, какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они человека отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто разбился жизнью или колеблется в выборе пути – тот должен просить Архангелов о помощи - они обязательно помогут.
У каждого христианина есть и свой Ангел Хранитель, с которым он соединяется во время таинства Святого крещения - это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел Хранитель ведет человека по данному ему Богом пути, руководит, охраняет идущего, чтобы он не отклонился в сторону, уставшего подкрепляет, падающего поднимает. Он находится всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы столь близки к нам, что повсюду нас окружают, за каждым шагом нашим наблюдают.
Можно ли почувствовать присутствие Ангела Хранителя? Можно по внутреннему настроению души: когда на душе светло и на сердце легко и мирно –
значит он рядом. Когда же в душе буря, а в сердце кипят страсти, значит, ты делаешь что-то не так, и твой Ангел Хранитель отошел от тебя.
Существуют также и Ангелы Хранители народов – например Ангелом Хранителем иудеев раньше был Архангел Михаил, который после их осуждения и рассеяния стал защитником Церкви Христовой. Существуют также Ангелы Хранители стран, городов, Поместных Церквей, монастырей. Ангелы помогают спасению людей. Они заботятся, охраняют, утешают, научают и укрепляют людей Божьих, приоткрывают праведникам и пророкам будущее, наказывают грешников в целях их вразумления, противостоят злым духам. За их постоянную помощь верующий народ благоговейно почитает своих небесных защитников.
В Священном писании показано множество случаев явления Ангелов в мир, начиная еще с древнейших веков. Можно вспомнить спасение Ангелами благочестивого Лота в момент разрушения Содома - города погрязшего в грехах,
спасение пророка Даниила, брошенного в ров со львами. Архангел Гавриил принес благую весть престарелым бесплодным - Иоакиму и Анне о том, что родится у них дочь Пресвятая Богородица. И он же явился к Пресвятой Богородице с благой вестью о рождестве Спасителя мира – Иисуса Христа.
В настоящее время также существует множество подтверждений скорой помощи Небесных защитников людям - приведем здесь лишь несколько из них.
«В пятидесятых годах ХХ века Герасим Менагий нес свой монашеский подвиг на Святой Афонской Горе. Однажды духовник послал его по срочному делу в Лавру, которая находилась в четырех часах пути от обители. Стояла суровая зима. На половине пути началась страшная вьюга – лесную дорогу занесло снегом, и монах понял, что сбился с пути. Уже замерзая, Герасим стал горячо молиться Господу и Пресвятой Богородице о спасении. Откуда ни возьмись - вдруг явился перед ним десятилетний мальчик. «Благослови, старец!» - обратился он к молившемуся. «Господь благословит» - ответил монах. «Куда ты собрался в такую погоду?» - спросил мальчик. На что Герасим поведал ему о поручении духовника. Тогда мальчик вывел монаха к дороге, ведущей к Лавре, и вдруг исчез. Когда Герасим оглянулся, ища своего попутчика, то на дороге, по которой они шли вместе, увидел в снегу только свои следы, будто и не шел с ним рядом мальчик. И тогда он понял, что это был Ангел Господень».
А этот случай произошел в конце ХХ века. «Мальчик Василий К., играя, упал и серьезно поранил голову. В больнице ему был поставлен неутешительный диагноз – слепота и полный паралич конечностей. Только срочная операция могла дать небольшой шанс на спасение ребенка, но врачи понимали, что надежда на успех составляет не более одного-двух процентов - о чем и предупредили родителей мальчика. Так как другого выхода спасти сына не было, родители дали согласие на операцию.
Когда мальчика готовили к операции, как он сам позже рассказал, темнота, заволакивающая его глаза, рассеялась, и он увидел храм с высокими сводами и красным каменным фасадом. Из открытой двери храма исходило ослепляющее сияние. Мальчик приблизился к двери и увидел внутри храма прекрасного юношу, осененного ярким светом, протягивающего к нему руки. Он говорил: «Иди сюда, Василий! Не бойся, ты выздоровеешь, я буду править рукой врача - операция пройдет успешно. Мальчик приблизился к звавшему юноше и, упав на колени, прислонил свою болевшую головку к его левой ноге. Юноша протянул руку и ласково погладил мальчика. Перед тем как видение исчезло, мальчик успел заметить в глубине храма темную икону, с серебряными крыльями… Операция закончилась успешно: зрение и подвижность конечностей у мальчика восстановились. Успех операции врачи сочли за чудо. Это произошло восьмого ноября – в праздник Святых Небесных Сил бесплотных.
Прошли годы. Все это время Василий вел бесплодные поиски того, кто возвратил ему здоровье, пока однажды в одной из телевизионных передач он не узнал храм из своего видения. Оказалось, что этот храм находится в городе Мандамадосе и носит имя святого Архистратига Михаила. В качестве паломника Василий посетил этот храм, где принес искреннюю благодарность за свою спасенную жизнь Архистратигу Михаилу».
На иконах Ангелов изображают в виде красивых юношей - в знак их духовной красоты, с волосами, связанными лентой, концы которой развеваются на ветру. Обычно у ангелов есть крылья, которые означают, что они быстро исполняют волю Божию. Ангелы в правой руке держат скипетр, а в левой – шар или монограмму Иисуса Христа как свидетельство того, что они являются носителями Божественной власти. Облачение Ангелов составляют либо белые одежды, символизирующие их чистоту и святость, либо многоцветные, в зависимости от чина, к которому они принадлежат. Серафимы изображаются шестикрылыми, а Херувимы и Престолы - как огненные колеса с множеством очей на ободьях.

В этих случаях умершего обычно встречают два Ангела. Вот как описывает их автор “Невероятного для многих…”: “И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова (“Царство ему Небесное, вечный покой…”), как подле меня появились два Ангела, в одном из которых я почему-то узнал моего Ангела-Хранителя, а другой был мне неизвестен”. Позже один благочестивый странник объяснил ему, что это был “встречный Ангел”. Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные мытарства описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: “Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами”. Галльский епископ VI века, св. Сальвий, следующим образом описывает свой опыт смерти: “Когда моя келья сотряслася четыре дня назад и вы видели меня лежащим мертвым, я был поднят двумя Ангелами и отнесен на самую вершину небес” (Св. Григорий Турский. История франков. VII, 1).

Обязанность этих Ангелов – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь. Ни в их виде, ни в их поступках нет ничего неопределенного, – имея человеческий облик, они твердо схватывают “тонкое тело” души и уводят его. “Светлые Ангелы взяли ее (душу) к себе на руки” (св. Феодора). “Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты…” (“Невероятное для многих…”). Св. Сальвий был “поднят двумя Ангелами”. Подобные примеры можно было бы продолжать.

Поэтому нельзя утверждать, что “светящееся существо” из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда не провожает душу, которое втягивает душу в разговор и показывает ей “обратные кадры” ее прошлой жизни, есть Ангел, сопровождающий в загробную жизнь. Не всякое существо, появляющееся как Ангел, действительно есть Ангел, потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2Кор. 11, 14). И поэтому о существах, которые и вида-то Ангелов не имеют, можно с уверенностью сказать, что это не Ангелы. По причине, которую мы постараемся объяснить ниже, в современных “посмертных” опытах, по-видимому, никогда не бывает несомненных встреч с Ангелами.

Тогда не может ли быть так, чтобы на самом деле “светящееся существо” было бесом, маскирующимся под Ангела света, чтобы искушать умирающего, когда душа его покидает тело? Д-р Моуди (“Жизнь после жизни”, стр. 107-108, “Размышления”, стр. 58-60) и другие исследователи действительно ставят этот вопрос, но лишь для того, чтобы отвергнуть эту возможность в связи с “хорошим” действием, которое производит это явление на умирающего. Разумеется, взгляды этих исследователей на зло наивны до предела. Д-р Моуди полагает, что “сатана, по-видимому, велит слугам следовать путем ненависти и разрушения” (“Жизнь после жизни”, стр. 108) и, похоже, совершенно не знаком с христианской литературой, описывающей настоящую природу бесовских искушений, которые неизменно представляются их жертвам как нечто “хорошее”.

Каково же православное учение о бесовских искушениях в час смерти? Св. Василий Великий в своем толковании на слова псалма: спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня; да не исторгнет он, подобно льву, души моей (Пс. 7, 2-3), дает такое объяснение: “Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: спаси мя от гонящих, а там во время испытания: избави мя, да не когда похитит яко лев душу мою. И сие можешь узнать от Самого Господа, Который перед страданием говорит: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего(Ин. 14, 30)” (т. 1, стр. 104).

Действительно, не только христианским подвижникам приходится сталкиваться с бесовским испытанием в час смерти. Св. Иоанн Златоуст в “Беседах на Евангелиста Матфея” образно описывает, что случается с обыкновенными грешниками во время смерти: “Посему много услышишь рассказов об ужасах при последнем конце и страшных явлениях, которых самый вид нестерпим для умирающих, так что лежащие на одре с великою силою сотрясают оный и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа силится удержаться в теле и не хочет разлучаться с ним, ужасаясь видения приближающихся Ангелов. Ибо если мы, смотря на страшных людей, трепещем, то какое будет наше мучение, как увидим приближающихся Ангелов грозных и неумолимые силы, когда они душу нашу повлекут и будут отторгать от тела, когда много будет она рыдать, но вотще и без пользы” (Беседа 53, т. 3, стр. 414-415).

Православные жития святых полны рассказов о подобных бесовских зрелищах в момент смерти, цель которых обычно запугать умирающего и заставить отчаяться в собственном спасении. Например, св. Григорий в своих “Собеседованиях” рассказывает об одном богаче, бывшем рабом многих страстей: “Незадолго до смерти увидел стоящих перед ним гнусных духов, свирепо грозящих унести его в глубины ада… Вся семья собралась вокруг него, плача и стеная. Хотя они и не могли, по словам самого больного, по бледности его лица и по дрожанию его тела понять, что там были злые духи. В смертельном страхе перед этими ужасными видениями он метался на постели из стороны в сторону… И теперь почти обессиленный и отчаявшийся в каком-либо облегчении, он кричал:

“Дайте мне время до утра! Потерпите хоть до утра!” И на этом его жизнь прервалась” (IV, 40). Св. Григорий рассказывает и о других подобных случаях, также и Беда в своей “Истории Английской Церкви и народа” (кн. V, гл. 13, 15). Даже в Америке XIX века подобные случаи не были редкостью; недавно опубликованная антология содержит истории, имевшие место в прошлом веке, которые носят заголовки вроде: “Я в огне, вытащите меня!”, “О, спасите меня, они меня утаскивают!”, “Я иду в ад!” и “Дьявол идет, чтобы утащить мою душу в ад” (Джон Майерс. Голоса на краю вечности. Spire Books, Old Tappan, N.J., 1973, стр. 71, 109, 167, 196).

Однако д-р Моуди ничего подобного не сообщает: в сущности, в его книге все опыты умирающих (за достойным внимания исключением самоубийства, см. стр. 127-128) приятные – будь то христиане или нехристиане, люди религиозные или нет. С другой стороны, д-ра Осис и Харалдсон в своих исследованиях нашли нечто не столь далекое от этого опыта.

Эти ученые нашли в своих исследованиях американских случаев то же, что и д-р Моуди: явление потусторонних посетителей воспринимается как нечто положительное, больной принимает смерть, этот опыт приятен, вызывает спокойствие и душевный подъем и часто – прекращение боли перед смертью. В исследованиях же индийских случаев не менее одной трети больных, видевших явления, испытали страх, угнетение и беспокойство в результате появления “ямдутов” (“вестников смерти”, хинди) или других существ; эти индийцы сопротивляются или пытаются избежать потусторонних посланников. Так, в одном случае умирающий индийский конторский служащий говорил: “Кто-то здесь стоит! У него телега, наверное, это ямдут. Он, должно быть, заберет кого-то с собой. Он дразнит меня, что он хочет взять меня!.. Пожалуйста, держите меня, я не хочу!” Боли его возросли, и он умер (“В час смерти”, стр. 90). Один умирающий индиец внезапно сказал: “Вот идет ямдут, чтобы забрать меня. Снимите меня с постели, чтобы ямдут не нашел меня”. Он показал наружу и вверх: “Вот он”. Больничная палата была на первом этаже. Снаружи у стены здания было большое дерево, на ветвях которого сидело множество ворон. Как только больному представилось это видение, все вороны внезапно покинули дерево с большим шумом, как если бы кто выстрелил из ружья. Мы были удивлены этим и выбежали через открытую дверь комнаты, но не увидели ничего, что могло бы потревожить ворон. Обычно они были очень спокойны, поэтому всем нам, присутствующим, очень запомнилось то, что вороны улетели с большим шумом как раз тогда, когда у больного было видение. Как будто бы и они тоже почувствовали что-то ужасное. Когда это случилось, больной потерял сознание и через несколько минут испустил дух (стр. 41-42). Некоторые ямдуты имеют страшную внешность и вызывают в умирающем еще больший страх.

Это самое большое различие между американским и индийским опытами умирания в исследованиях д-ров Осиса и Харалдсона, но авторы не находят ему объяснения. Естественно, возникает вопрос: почему в современном американском опыте почти совсем отсутствует один элемент – страх, вызываемый ужасными потусторонними явлениями, столь общими как для христианского опыта прошлого, так и настоящего индийского опыта?

Нам нет необходимости точно определять природу явлений умирающим, чтобы понять, что, как мы видели, они в какой-то мере зависят от того, что умирающий ожидает или что готов увидеть. Поэтому христиане прошлых веков, которые имели живую веру в ад и чья совесть в конце жизни обвиняла их, часто перед смертью видели бесов… Современные индусы, которые, конечно, более “примитивны”, чем американцы, в своих верованиях и своем понимании, часто видят существа, которые соответствуют их все еще очень реальным страхам относительно загробной жизни. А современные “просвещенные” американцы видят явления, согласующиеся с их “комфортабельной” жизнью и убеждениями, которые, в общем, не включают реального страха ада или уверенности в существовании бесов.

В действительности сами бесы предлагают такие искушения, которые согласуются с духовным сознанием или ожиданиями искушаемых. Тем, кто боится ада, бесы могут явиться в ужасном виде, чтобы человек умер в состоянии отчаяния. Но тем, кто не верит в ад (или протестантам, которые верят, что они надежно спасены, и поэтому не боятся ада), бесы, естественно, предложили бы какие-то другие искушения, которые не обнаруживали бы столь ясно их злые намерения. Подобным же образом уже достаточно пострадавшему христианскому подвижнику бесы могут явиться в таком виде, чтобы соблазнить его, а не запугать.

Хорошим примером такого рода является искушение бесами в час смерти мученицы Мавры (III век). После того, как она была распята на кресте в течение девяти дней вместе с мужем, мучеником Тимофеем, дьявол искушал ее. В житии этих святых повествуется, как сама мученица Мавра рассказала о своих искушениях мужу и соучастнику в страданиях: “Ободрись, брат мой, и отгони от себя сон; бодрствуй и уразумей то, что я видела: мне показалось, что предо мною, находившейся как бы в восхищении, был человек, имевший в руке своей чашу, наполненную молоком и медом. Человек этот сказал мне: “Взявши это, выпей”. Но я сказала ему: “Кто ты?” Он же ответил: “Я Ангел Божий”. Тогда я сказала ему: “Помолимся ко Господу”. Потом он сказал мне: “Я пришел к тебе для того, чтобы облегчить твои страдания. Я видел, что ты сильно хотела есть и пить, так как до сего времени ты не вкушала никакой пищи”. Снова я сказала ему: “Кто побудил тебя оказать мне эту милость? И какое дело тебе до моего терпения и пощения? Разве ты не знаешь, что Бог силен сотворить и то, что невозможно людям?” Когда я помолилась, то увидела, что человек тот отворачивает лицо свое на запад. Из этого я поняла, что это было обольщение сатанинское; сатана хотел искусить нас на кресте. Затем вскоре видение то исчезло. Потом подошел другой человек, и мне показалось, что он привел меня к реке, текущей молоком и медом, и сказал мне: “Пей”. Но я отвечала: “Я уже сказала тебе, что не буду пить ни воды, ни какого другого земного пития до тех пор, пока не испию чашу смерти за Христа, Господа моего, которую Он Сам растворит для меня спасением и бессмертием жизни вечной”. Когда я говорила это, тот человек пил из реки, и вдруг исчез и он сам, и река с ним” (“Житие святых мучеников Тимофея и Мавры”, 3 мая). Ясно, какую осторожность должен проявлять христианин, получая “откровения” во время смерти.

Итак, час смерти – это воистину время бесовских искушений, и те духовные опыты, которые люди получают в это время (даже если кажется, что это происходит “после смерти”, о чем речь будет идти ниже), должны быть оценены по тем же христианским меркам, что и любые другие духовные опыты. Аналогичным образом духи, которые могут встретиться в это время, должны быть подвергнуты всесторонней проверке, которую апостол Иоанн выражает следующим образом: испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин. 4, 1).

Некоторые из критиков современных “посмертных” опытов уже указывали на сходство “светящегося существа” с “духами-руководителями” и “духами-друзьями” медиумического спиритизма. Поэтому рассмотрим вкратце спиритическое учение в той его части, где говорится о “светящихся существах” и их сообщениях. Один классический труд по спиритизму (Дж. Артур Хилл. Спиритизм. Его история, явления и учение. George H. Doran Co., Нью-Йорк, 1919) указывает, что спиритическое “учение всегда или практически всегда согласуется с высокими моральными нормами; в отношении веры оно всегда теистическое, всегда почтительно к ней, но не слишком-то интересуется такими интеллектуальными тонкостями, которые интересовали Отцов церковных соборов” (стр. 235). Затем в книге отмечается, что “ключом” и “центральной доктриной” спиритического учения является любовь (стр. 283), что от духов спириты получают “славное знание”, которое обязывает их вести миссионерскую работу по распространению “знания о том, что жизнь после смерти действительно есть” (стр. 185-186) и что “совершенные” духи теряют “ограничения” личности и становятся более “влияниями”, чем личностями, все более и более наполняясь “светом” (стр. 300-301). Действительно, в своих гимнах спириты буквально призывают “светящиеся существа”:

“Служители света блаженные,

От смертных очей сокровенные…

Вестников света пошли среди ночи,

Чтобы отверзть нам сердечные очи…”

(стр. 186-187)

Всего этого достаточно, чтобы усомниться в “светящемся существе”, которое сейчас появляется людям, ничего не знающим о природе и коварстве бесовских ухищрений. Наша подозрительность только увеличивается, когда мы слышим от д-ра Моуди, что некоторые описывают это существо как “забавную личность” с “чувством юмора”, которая “развлекает” и “забавляет” умирающего (“Жизнь после жизни”, стр. 49, 51). Подобное существо с его “любовью и пониманием” на самом деле удивительно похоже на тривиальных и часто добродушных духов на сеансах, которые, без всякого сомнения, являются бесами (если сами сеансы – не жульничество).

Этот факт привел к тому, что некоторые отрицают как бесовский обман вообще все сообщения о “посмертном” опыте, и в одной книге, написанной евангельскими протестантами, утверждается, что “существуют новые и неизведанные опасности во всем этом обмане о жизни и смерти. Даже смутная вера сообщениям о клинических опытах, по нашему убеждению, может иметь серьезные последствия для тех, кто верит в Библию. Не один искренний христианин полностью поверил тому, что светящееся существо есть не кто иной, как Иисус Христос и, к несчастью, этих людей можно очень легко дурачить” (Джон Уэлдон и Зола Левит “Есть ли жизнь после смерти?”, Harvest House Publishers, Irvine, Calif., 1977, стр. 76). Помимо указания на тот несомненный факт, что ряд исследователей “посмертного” опыта также интересуется оккультизмом и даже имеет контакт с медиумами, авторы книги в поддержку этого утверждения проводят ряд замечательных параллелей между современным “посмертным” опытом и опытом медиумов и оккультистов недавнего прошлого (стр. 64-70).

В этих наблюдениях, конечно, много истины. К сожалению, без полного христианского учения о загробной жизни даже самые благонамеренные “верующие в Библию” заблуждаются, отвергая вместе с опытом, который может оказаться бесовским обманом, и подлинный посмертный опыт души. И, как мы увидим, сами эти люди способны поверить обманчивому “посмертному” опыту.

Д-ра Осис и Харалдсон, которые оба имели “непосредственный опыт общения с медиумами”, отмечают некоторое сходство между явлениями умирающим и опытом спиритизма. Однако они отмечают существенное, “бросающееся в глаза расхождение” между ними: “Вместо продолжения мирской жизни (которую описывают медиумы) пережившие смерть предпочитают начать совершенно новый образ жизни и деятельности” (“В час смерти,” стр. 200). На самом деле царство “посмертного” опыта не представляется полностью отличным от царства обычного медиумизма и спиритизма, но это все же царство, где бесовские обманы и внушения не только возможны, но положительно их следует ожидать, особенно в те последние дни, в какие мы живем, когда мы являемся свидетелями все новых и более тонких духовных искушений, даже великих знамений и чудес, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24).

Поэтому нам следует быть, по крайней мере, очень осторожными со “светлыми существами”, которые как будто появляются в момент смерти. Очень уж они похожи на бесов, представляющихся “Ангелами света”, чтобы соблазнить не только самого умирающего, но и тех, кому он впоследствии расскажет свою историю, если будет возвращен к жизни (о возможности чего, конечно, бесы хорошо осведомлены).

Однако, в конечном счете, наше суждение об этом и других “посмертных” явлениях должно основываться на учении, которое вытекает из них, – будь оно или дано каким-то духовным существом, увиденным в момент смерти, или просто подразумевается, или выводится из этих явлений.

Некоторые из “умерших” и возвращенных к жизни – обычно те, кто был или стал очень религиозным – отождествляли встреченное “светящееся существо” не с Ангелом, а с невидимым присутствием самого Христа. У этих людей такой опыт часто связан с другим явлением, которое для православных христиан является, возможно, самым загадочным на первый взгляд явлением, встречаемым в современных посмертных переживаниях – видением “неба”.

Явления Ангелов людям

В этой статье я не стану делать ссылки на откровения известных святых и старцев, к которым не однократно . Не буду брать и другие источники, такие, как «Роза Мира» Андреева. Просто шаг за шагом, на основе документальных свидетельств событий, которые произошли уже в наши дни, попытаюсь показать, что представляет загадочный мир существ, называемых Ангелами, и как он связан с нашим миром.

Ангелы, приходящие к людям

«Пожар уже бушевал в полную силу, а я все стояла на лестничной площадке. Мой ребенок остался в квартире. Когда все окончилось, и пожарные, виновато отводя глаза, стали сворачиваться, я на ватных ногах вышла во двор, и, ничего уже не соображая, села на скамейку. Кто-то тронул меня за руку.

– Детская площадка.

Повернулась на голос, но по близости никого не было. Собралась с силами, встала, пошла на детскую площадку. Сын был там, стоял возле качели. Живой и невредимый, без единой царапины или ожога. Через день он рассказал мне странную историю своего спасения. По какой причине началось возгорание, он не помнил, но помнил, что когда всю квартиру наполнил дым, появилась какая-то очень высокая женщина, и крепко взяв его за руку, повела к выходу. Было очень жарко, но она, будто, не реагировала ни на жар, ни на дым. Вывела из квартиры, привела во двор на детскую площадку и велела ждать. Он и дождался – меня».

Ангел-хранитель? В виде простой женщины? А почему бы нет?

«Отец был человек суровый, прошел всю войну. На фронте и уверовал в Бога. После войны судьба хранила, а вот потом, при Хрущеве, был осужден на многие годы. В разгар антирелигиозной кампании – за то, что не отрекся всенародно, как многие тогда делали. Из лагерей вернулся угрюмым, разочарованным. Когда начинали спрашивать о Боге, только рукой махал в ответ, мол, отстаньте. И в церковь не ходил до самой смерти, так и умирал, запретив отпевать его, хотя на дворе был уже 1985 год.

Я хорошо помню, как в день его смерти под вечер в небе возникло странное свечение. Мы все собрались в одной комнате – в соседней лежал на кровати умирающий отец – и, смотря в окно, спорили, что было причиной такого свечения. Может, та необычная мигающая звезда, появившаяся на небе? Это спутники ли НЛО? Но тут в комнату вбежала моя старшая дочь и крикнула:

– Около деда кто-то стоит!

Мы все устремились в комнату, в которой лежал отец. И действительно: возле кровати стояли двое. Один силуэт был как призрак из рассказов – белый, едва различимый в темноте. Зато второго мы разглядели хорошо: яркая золотистая одежда напоминала угли костра. Спустя минуту обе фигуры исчезли, и, осторожно подойдя к кровати, мы увидали, что отец уже не дышит. Разбрелись по квартире, каждый со своим горем, и только мой брат растерянно сказал:

– А яркой звезды в небе больше нет».

Ангелы, пришедшие проводить в последний путь человека? Не известного святого, а просто человека с нелегкой судьбой?

«Собака эта прожила с нами почти пятнадцать лет, и казалось, что годы ее не затронули. Постоянно резвая, ничем не болела. Все знакомые говорили: «Какая умница, взгляд как у человека». Несколько раз спасала нас в буквальном смысле слова: подняла переполох на даче, когда залезли посторонние, а мы уже крепко спали. Один раз пропала на полдня, когда мы собирались ехать в соседнюю область. Мы тогда решили, что она не хочет оставаться в квартире родителей, и поэтому убежала. А через день узнали, что автобус, на который мы купили билеты, попал в аварию…

За два дня до своей смерти она притихла, не просилась гулять, и почему-то часто смотрела на дверь, будто ждала кого-то. И дождалась. Ночью над ковриком в коридоре, где она лежала, поднялась белая дымка. Потом это облако на секунду засветилось зеленоватым свечением и исчезло. Собака умерла, а я, пораженная увиденным, не удержалась и на следующий день рассказала об этом одной знакомой.

– Так ведь это Ангел-хранитель ваш в теле собаки столько лет рядом жил, – сказала она. – А вы и не заметили.

И вы знаете, мы все в это верим. Всей семьей».

Представляю, как, читая эти строки, поморщатся некоторые религиозные люди. Но слов из песни не выкинешь, и у меня нет оснований не верить рассказу. Да и принято же изображать Святого Духа в виде голубя, так почему бы Ангелу не жить в теле собаки?

Мир Ангелов глазами человека

Вот интересный рассказ Зинаиды А. из Иркутска, которая и впала в кому. В начале у нее все происходило, как у многих людей в этом состоянии – тоннель, встречи с умершими родными. Но потом…

«Я оказалась в каком то странном мире, похожем и не похожем на наш. То, что это мир Ангелов, поняла, когда увидала огромное существо с крыльями в небе. Самое странное – я была живой, четко ощущала каждую клетку своего тела, и сердце билось как и прежде. Хотя в это же самое время мое настоящее земное тело находилось на кровати в больничной палате. Этот мир был вовсе не похож на рай, как его изображают. Первое, что поразило – огромные скорости перемещения. В нашем мире такое просто невозможно из-за земного притяжения. Второе – то, что люди по наивности считают Ангелов бесполыми. Они не бесполые, они многополые, и могут в моментально создавать себе любую копию. Их мир намного сложней и больше нашего, но там есть места, почти не отличающиеся от нашего мира. Разве климат мягче. Их обитатели имеют и плотную, и эфирную оболочку. Верховные Ангелы? Да, они есть. Огромные, предстают не как гигантские тела, а как свечение, заливающее все вокруг».

Каково же главное отличие Ангела от человека?

«Свобода выбора. Нам жить намного тяжелей, но право выбора всегда за нами. Каждую секунду. А у них – открылась дорога кому-то, и он просто идет, не принимая других решений».

Верить или не верить рассказу Зинаиды – конечно, выбор каждого. Но все же это человек, буквально , и не побоявшийся рассказать о том, что видел.

Места, где видят Ангелов

Паломники, столпившиеся у автобуса, переговариваясь указывая на небо. Облако – единственное в небе в этот ясный день – медленно плыло на восток. Очертания головы и крыльев были хорошо видны, и казалось, что эти крылья медленно движутся.

– Ангел, смотрите, настоящий Ангел!

Потом эта фотография, вместе со столбом света в ночное время и многими другими, появится в интернете. Дивеево – место, где чаще всего в России видят Ангелов – в самых различных проявлениях. Там же находятся мощи Серафима Саровского и много целебных источников. Они то и привлекли меня в эти края.

– Удивлены? – паломник Евгений, стоящий рядом со мной, кивает головой на небо. – Поживете здесь пару месяцев, насмотритесь.

– А что еще увидеть можно?

– Как сила свыше на людей сходит. Многие после странно себя ведут. Работал человек, например, на огороде, и вдруг бросает все и идет куда-то. Мы не останавливаем, знаем, что ничего плохого с ним не будет.

К тому времени я уже знал о необычных свойствах некоторых источников. В одном сама по себе временами начинала бурлить вода, после чего многие спешили ее набрать – целебные свойства повышались в десятки раз. После купания в другом исчезли язвы у нескольких человек, а возле третьего слышали пение невидимых голосов.

– Евгений, а были здесь люди, которым Ангелы лично являлись?

– И были, и сейчас здесь живут. Только рассказывать кому попало не торопятся.

Ну что тут поделаешь – монастырь есть монастырь.

Спустя много лет мне и самому довелось увидеть проявление ангельской силы на могиле Вячеслава Крашенинникова, Чебаркульского Отрока, чья фигура и по сей день вызывает яростные споры в православной церкви. Не буду здесь касаться его жизни и пророчеств, остановлюсь только на одном моменте. Палатка над могилой отрока сделана из зеленого пластика, и зеленый цвет повсюду внутри. Это бросается в глаза, стоит лишь переступить порог. Но когда начинаешь читать акафист, посвященный отроку (его написали совсем недавно афонские старцы, признающие, в отличие от РПЦ, божественное начало Вячеслава и его ангельское воплощение на земле), как все начинает меняться – атмосфера становится теплее (я был там в холодный осенний день), и розовые тона проявляются в воздухе. Волны розового цвета разливаются по палатке как ответная реакция на звук. Чем сильней звучит голос читающего или поющего псалом, тем быстрее они появляются. Недаром отрока называют «русский Ангел» – такое яркое проявление ангельской силы, возникающей буквально из ниоткуда, редко где увидишь.

Падший Ангел

— о фигуре Люцифера говорилось много. Одни считают его падшим сыном Божьим, другие – воплощением тьмы. Не буду повторять известные мнения и высказывания, приведу только слова человека, живущего среди нас. Он является жрецом одного из культов Тьмы и знает много на эту тему:

«Люцифер был не первый и не последний из отступников. Просто один из самых ярких. Но есть и древние Боги Тьмы. Они намного сильнее Ангелов. Именно от них и приходит зов тьмы, на который откликаются и Ангелы, и люди. Тьма древнее всего, и только она знает, где начало и конец всех и каждого в отдельности».

Пусть эти слова останутся за ним. Не буду ни опровергать, ни спорить.

А в заключение хочу сказать одно: если вам предстоит встреча с Ангелом, не бойтесь ее. Может быть, это будет самой яркое событие в вашей жизни.

Владимир Николаев

НЛО, ангелы и прочие "сверхъестественные" объекты, которые наблюдают люди, могут быть всего лишь результатом галлюцинаций, возникающих вследствие измененных состояний сознания, утверждают специалисты НАСА. Однако рассказы летчиков и космонавтов, которые встречали "представителей" других миров сразу же попадают в архивы под грифом "Секретно".

В 1985 году на борту советской косми-ческой станции «Салют-7» находился эки-паж из шести человек. Это были космонав-ты Леонид Кизим, Олег Атьков, Владимир Соловьев, Светлана Савицкая, Игорь Волк и Владимир Джанибеков. Шел 155-й день полета. Экипаж занимался обычными делами, готовился к проведе-нию серии лабораторных экспериментов. Внезапно привычный рабочий ритм был на-рушен. Станцию окутало облако странного оранжевого газа. Все присутствующие на ка-кое-то время полностью ослепли от ярко-го света. Когда же зрение вернулось к ним, члены экипажа отчетливо увидели по ту сторону иллюминатора семь фигур... Пришельцы были похожи на людей, но их отличал гигантский рост, большие кры-лья за спиной и сияющий нимб вокруг го-ловы. Существа выглядели именно так, как обычно описывают... ангелов!

Отчет о происшествии экипаж передал на Землю. Ознакомившись с ним, официальные должностные лица тотчас же наложили на документ гриф «Секретно». Всех участников инцидента подвергли различ-ным психологическим и медицинским тестам, которые, впрочем, показали, что ника-ких отклонений от нормы нет и в помине. Впоследствии космонавтам строго-настро-го запретили рассказывать об увиденном..

Это не единственная встреча с «анге-лами», состоявшаяся в космическом про-странстве. Не так давно западная пресса опубликовала сенсационные снимки, сде-ланные в разное время орбитальным теле-скопом «Хаббл». На них видны какие-то за-гадочные структуры - в частности, летящие человекоподобные силуэты с крыльями.


Особый интерес у исследователей не-познанного вызвала серия фотографий, запечатлевших на орбите Земли семь яр-ко светящихся объектов неизвестного про-исхождения. На некоторых снимках удает-ся различить слегка размытые крылатые фигуры. Инженеру проекта «Хаббл» Джону Пратчетту довелось лицезреть их собст-венными глазами. Он утверждает, что это действительно были живые существа рос-том около 20 метров и с размахом крыльев, до-стигшим длины современного аэробуса...

Выяснилось, что ангелоподобные со-здания неоднократно сопровождали в по-летах экипажи американских «Шаттлов». Но, как и в нашей стране, эти сведения в США держались под секретом.

26 декабря 1994 года телескоп «Хаббл» передал в центр космических полетов Годдарда в Гринбалте несколько сотен фото-снимков, запечатлевших большой белый город, плывущий в космическом простран-стве. Съемка велась из района звездного скопления, удаленного от Земли на значи-тельное расстояние. Город находился от-нюдь не на поверхности какой-нибудь пла-неты - он просто парил в космосе. Разу-меется, официальные круги США попыта-лись скрыть этот факт от широких слоев населения. Однако, по слухам, представите-ли высших эшелонов власти очень серьез-но отнеслись к докладу НАСА.

Один из российских космонав-тов, в течение полугода проработавший на орбитальной станции «Мир», поведал сво-им товарищам, что во время полета у не-го и у его напарника неоднократно быва-ли фантастические видения. Им казалось, что они превращаются в других существ - людей, животных и даже... гуманоидов вне-земного происхождения. О подобных состояниях рассказывали и другие члены экипажей космических ко-раблей. Известны случаи, когда космонавты видели на борту фанто-мы живых или умерших близких.

То же самое происходит и с пилотами самолетов. Речь идет, например, о фено-мене так называемой «гигантской руки». Как правило, он проявляется во время дли-тельных полетов. У пилота возникает ощу-щение, что штурвал удерживает чья-то не-видимая рука. Исследование, проведен-ное ВВС США, показало, что около 15 процентов летчиков испытывали на себе этот эффект. Возможно, нередко именно он оказывается и причиной катастроф.

Ученые пока не могут разобраться в природе странных галлюцинаций, посещающих космонавтов на околоземной орбите

Как уверяют специалисты, в космосе часто происходят странные процессы, в результате которых находящийся в сознании, бодрствующий космонавт видит и слышит нечто, не укладывающееся в рамки научных представлений. Этот феномен, по мнению исследователей, может иметь различное происхождение и воздействует на психику, вызывая состояния ступора и леденящего ужаса. И дело тут не в страхе — летчики и космонавты не из робкого десятка. Тогда в чем же?

Видения и звуки

Летчик-испытатель 1-го класса доктор технических наук Марина Попович собрала уникальную коллекцию свидетельств об аномальных явлениях на орбите — к сегодняшнему дню фактов более двух тысяч. Как-то, прослушав концерт ансамбля электромузыкальных инструментов, Юрий Гагарин признался, что похожая музыка звучала у него в ушах во время полета. Позже это ощущение подтвердил Алексей Леонов. Космонавт Владислав Волков рассказывал о странных звуках, которых в безвоздушном пространстве не может быть: «Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи донесся... лай собаки. А потом стал отчетливо слышен плач ребенка! И какие-то голоса. Объяснить все это невозможно».


Еще чаще космонавты наблюдают вполне реальные зрительные образы. Так, американский астронавт Гордон Купер, пролетая над Тибетом, невооруженным глазом увидел дома и другие постройки. Позже это явление назвали эффектом увеличения наземных объектов. Научного объяснения оно пока не получило: с расстояния в 300 километров такие объекты совершенно неразличимы. Космонавт Виталий Севастьянов утверждал, что, находясь на орбите, отчетливо разглядел свой маленький двухэтажный домик в Сочи.

Многие космонавты во время пребывания в космосе переживали грезы наяву, связанные с перемещением в пространстве и во времени. Например, один космонавт видел себя в «шкуре» динозавра. Ощущения были вполне реальны. Он подробно описал свои лапы, покрытую чешуей кожу, пальцы с перепонками. Он шагал по какой-то неизвестной планете, чувствовал, как вздыбливались пластины на хребте, напрягались и сокращались мускулы. Были слышны звуки окружающего мира, ощущались запахи. Зрительные образы были яркими, отчетливыми. Незнакомый мир воспринимался как привычный и родной. Другой утверждал, что побывал в теле инопланетного гуманоида. По мнению космонавтов, это были не сон, и не галлюцинации, а 100%-е «перемещения».

«Трансформация» всегда сопровождается уплотнением времени. По бортовым часам человек пребывает в таком состоянии всего несколько минут, но для самого «перемещавшегося» проходит несколько часов. Многие из столкнувшихся с феноменом ФСС воспринимали это как результат воздействия на их мозг некоего внешнего источника, словно кто-то снаружи, мощный и великий, стремился передать им важную и необычную информацию .

Космонавт-испытатель доктор философских и кандидат технических наук Сергей Кричевский впервые услышал о космических глюках от одного своего именитого коллеги, в течение полугода находившегося на орбитальном комплексе «Мир». Сергей тогда готовился к полету в космос, и коллега решил предупредить его о возможной опасности. Речь зашла о фантастических грезах наяву, которые посещали многих космонавтов. «Человек претерпевает одну или несколько трансформаций, — рассказывает он. — Превращения в тот момент кажутся ему естественным явлением, как будто так и должно быть. Видения у всех космонавтов разные. Сходно одно: побывавшие в подобном состоянии определяют некий идущий извне мощный поток информации. Никто из космонавтов назвать это галлюцинациями не может — слишком реальны ощущения».


Сам Кричевский называет это «эффектом Соляриса», предугаданным Станиславом Лемом. По мнению исследователя, это вовсе не фантастическая выдумка, а хорошо просчитанный прогноз ученого. В одноименном фильме Андрея Тарковского главный герой наблюдал помимо непрошеных гостей отчий дом, материализовавшийся посреди океана. А другой астронавт видел на фоне океана гигантскую фигуру ребенка. Не правда ли, похоже на видения космонавтов? Что, если космическая среда каким-то образом способствует материализации наших мыслей?

С чем же сталкиваются люди на орбите? Есть хоть какое-то объяснение всем этим странностям?

Измененное сознание

Некоторые исследователи предполагают, что возникновение подобных случаев можно отнести на счет воздействия микроволнового излучения. Все реакции организма в сантиметровом диапазоне давно описаны в работах ученых, например российского биофизика Александра Прессмана. Он доказал, что при частоте излучения свыше 3000 МГц и воздействии электромагнитной энергии на кожу возникает состояние оцепенения, когда невозможно пошевелить ни рукой, ни ногой. Поскольку сантиметровые волны влияют на эндокринные процессы и биопотенциалы мозга, ощущение страха может иметь тот же источник. Это объяснение подходит к рассказам о странных звуках на орбите.

Александр Серебров летал в космос четыре раза. Во время одного из первых полетов он случайно уронил магнит. Тот повел себя «неадекватно»: вместо того чтобы начать вращаться, как все предметы в состоянии невесомости, стал колебаться. Это означало, что внутри станции существует большое магнитное поле. В зависимости от положения станции по отношению к Солнцу ток меняет свое направление: магнит в тени притягивает предметы, на солнце — отскакивает от них. «Поначалу эти открытия меня шокировали, ведь всегда было принято считать, что в невесомости такого быть не может», — говорит Серебров. Вернувшись из полета, он доложил о своих наблюдениях. Но в Институте медико-биологических проблем этой проблемой не заинтересовались. В 1993 году, когда Серебров полетел в четвертый раз, он добился того, чтобы на борту установили приборы, с помощью которых удалось измерить магнитное поле в разных частях корабля. Выяснилось, что оно крайне неоднородно: меняется по 16 раз в сутки. Самой большой аномальной зоной оказалась командирская каюта, находящаяся по левому борту корабля: на расстоянии метра магнитное поле изменялось там в сто раз! Силовые кабели проходили по левому борту, прямо над головой командира корабля Василия Циблиева. Тот вел себя во сне очень беспокойно: метался, скрипел зубами, кричал. Но стоило ему перевернуться головой к полу, а ногами к проводам, как сон становился спокойнее. «Я спросил Василия, в чем дело, — вспоминает Серебров. — Оказалось, ему снились феерические сны, которые он порой принимал за явь. Пересказать их он не мог. Твердил только, что ничего подобного в жизни не видел. Уже потом, вернувшись из полета, я проконсультировался со специалистами, и они подтвердили: человек может жить в магнитном поле любой напряженности, но лишь в том случае, если оно однородное. А пребывание в градиентном поле может быть опасно для психики».

Впрочем, переменные магнитные поля — далеко не единственный фактор риска для психики на орбите. Каждый космонавт знает, например, о фосфенах — световых вспышках, фиксируемых при закрытых глазах. Впервые об этом эффекте рассказали после своего полета на Луну в 1969 году астронавты Эдвин Олдрин и Нил Армстронг. НАСА отнеслось к их рассказам со всей серьезностью и провело специальное исследование. Результатом его стал вывод о том, что за вспышки с большой вероятностью несут ответственность быстро движущиеся частицы космических лучей. Их физическая природа вполне ясна. Однако вопрос, что при этом происходит с нейронами мозга, остается открытым, хотя многие говорят, что чувствуют себя при этом странно и неуютно. «Там, в глубинах Вселенной, с людьми происходит неизвестно что, — говорит Серебров. — Состояние физическое худо-бедно изучается, а вот изменения сознания — темный лес. Медики делают вид, что человека можно ко всему подготовить на Земле. На самом деле это абсолютно не так».


Еще один участник полета на Луну, американский астронавт Эдгар Митчелл вот что писал по этому поводу: «Я уверен, что во Вселенной происходит нечто такое, что мы своим сознанием постичь не в состоянии. В космосе есть что-то очень важное, чего мы в настоящий момент не понимаем». Нечто похожее подмечает и Марина Попович: «Я вспоминаю наших космонавтов, многих из которых провожала в космос и потом встречала. Они, хотели этого или нет, уходили одними людьми, а возвращались другими, как будто столкнулись с чем-то необычайным, неизведанным, стали его частью». Остается добавить — это необычайное может быть опасно для любого, даже самого подготовленного специалиста. Ведь, похоже, мы пока сами не знаем, с чем имеем дело. Некоторые специалисты полагают, что в ряде случаев речь может идти о так называемых измененных состояниях сознания. Вероятно, непривычная среда, в которую попадают летчики и космонавты, каким-то образом провоцирует эти состояния. «Но, — отмечает доктор медицинских наук ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Владимир Воробьев, — видения и другие странные ощущения вне Земли, как правило, не мучают космонавтов, а доставляют им своеобразное удовольствие, даже если вызывают страх. В этом тоже кроется опасность. Не секрет, что, возвращаясь на Землю, многие из покорителей космоса начинают тосковать по этим явлениям, испытывают непреодолимую, порой болезненную тягу вновь погрузиться в эти состояния. Недаром некоторые из них становятся участниками экспедиций на места посадок НЛО, уходят в горы искать следы «снежного человека», приобретают интерес к философии и эзотерике — словом, начинают интересоваться всем необычным, где подобные ощущения также возникают». Изучением этих явлений официально никто не занимается. И хотя человечество уже заявило, что не намерено жить на Земле всегда, на самом деле выйти за ее пределы еще не готово. Иначе не было бы так беспечно...


Со знанием дела

Валерий Бурдаков, доктор технических наук, профессор МАИ:

— Я много лет работал с космонавтами и знаю, о чем идет речь. Находясь на орбите в состоянии сильного эмоционального потрясения, да еще «под прицелом» тяжелых космических частиц человек может потерять контроль над реальной ситуацией. Космонавты не раз делились со мной переживаниями, когда некто или нечто внушает им мысль о необходимости изменить курс корабля или выйти в космос без скафандра ради собственной безопасности. Только неимоверное волевое усилие уберегает от безумного поступка. Вывод может быть только один: эти явления надо изучать, а не делать вид, что их нет.

Юрий Бубеев, доктор медицинских наук, заведующий отделом психофизиологии Института медико-биологических проблем РАН:

— Психоэмоциональные переживания космонавта, покинувшего пределы родной планеты, чрезвычайно сильны и сложны. Практически все сталкиваются с так называемыми пиковыми переживаниями, когда они видят Землю из космоса, понимают, как она мала и уязвима, и испытывают сильнейшее потрясение. Это состояние, которое можно назвать пробуждением духовности, известно со времен полета Гагарина. Безусловно, это изменяет сознание. Что касается различных иллюзий и нарушений восприятия, то и это имеет место, хотя космонавты рассказывают об этом неохотно и лишь в доверительной беседе. Тем не менее данных скопилось так много, что пренебрегать ими нельзя, и в ближайшее время мы планируем заняться детальным изучением феномена.


Психологи НАСА считают, что большинство этих явлений имеют психическую природу и обусловлены воздействием на мозг таких факторов, как резкие перепады давления, температуры, нехватка кислорода и т.д. Хотя часть феноменов объяснить все же пока не удается.

К 75-летнему юбилею "Русские Витязи" нарисовали ангела в небе