На этой неделе, с 18 по 20 ноября, в Петербурге пройдет необычное событие - первый Всероссийский хакатон hackRussia. В течение трех дней школьники и студенты смогут попробовать свои силы в освоении профессиональных кейсов из пяти областей – это социальные сервисы, финансы и блокчейн, сельское хозяйство и энергетика, образование и культура, биотехнологии и медицина. Корреспондент Города+ решил разобраться, зачем нужен такой необычный формат, чем хакатон отличается от обычного форума и насколько он эффективен?

Слово «хакатон» образовано от двух английских слов to hack (исследовать в процессе программировании) и marathon (марафон). Впервые данный термин возник в Америке в 1999 году. Это особый формат, в котором участники за ограниченный период времени в режиме нон-стоп создают не абстрактные решения обсуждаемой проблемы, а готовят конкретные продукты в виде, например, сайтов или мобильных приложений. По правилам хакатона, ребята разбиваются на команды от двух до четырех человек. Чтобы победить в этой гонке, нужно обладать целым комплексом навыков и качеств: природным любопытством, хорошими коммуникативными навыками, острым умом и владеть языками программирования.

Данный подход крайне актуален сегодня, ведь обучающиеся получают возможность напрямую взаимодействовать с работодателями и предприятиями. Это позволяет им правильно оценивать потребности современного рынка труда. Еще хакатон полезен в плане быстрого и точечного обмена знаниями и компетенциями между специалистами из разных сфер, что также обогащает «профессиональный багаж».

От привычного форума хакатон отличается мобильностью рабочего процесса: в среднем за 40 часов участники должны пройти путь от разработки идеи до создания рабочего прототипа. Особенно важно, что конечный результат должен быть практически ощутим и мог бы применяться в одной из сфер жизнедеятельности человека. Ведь на мероприятии присутствуют инвесторы, которые могут выделить лучшие проекты и реализовать их. Кроме того, это доступный способ показать молодым специалистам заинтересованность индустрии в их труде и знаниях. Уверенность студентов в завтрашнем дне поможет избежать «утечки мозгов».

Впервые хакатон всероссийского масштаба пройдет в Петербурге уже на этих выходных. До этого, конечно, подобные мероприятия существовали, но носили узкоспециализированный и локальный характер – в основном такие «соревнования» проходили на базе отдельных компаний, на площадках ВУЗов или среди программистов. Создать организованное движение, охватывающие самые разные сферы, удалось только сейчас: планируется, что на церемонию открытия в пятницу, 18 ноября, приедут около трехсот участников из 45 городов.

В течение нескольких дней школьники и студенты постараются реализовать свои работы в пяти направлениях. Как рассказал руководитель проекта Денис Самуйлов, будут предложены разные решения, например, по проблеме распространения лекарств. «Этот кейс представят в направлении медицина. В аптеках у нас лекарства часто меняются в цене. И они не всегда доступны. Мы можем это агрегировать и делать поиски не только по названию лекарств, а также по дженерикам (более дешевым аналогам. - Прим. ред.)», - поясняет специалист.

Кроме этого, на хакатоне будет еще ряд полезных проектов: по принципу приложения для знакомств Tinder разработают мобильные приложения для оптимального поиска жилья. А в сфере сельского хозяйства продумают способы, как доставить продукты до потребителя максимально свежими. Нельзя не отметить тренд последнего года – программы, основанные на взаимодействии человека с виртуальной реальностью. Популярность темы специалисты связывают с нашумевшей игрой Pokеmon Go. Этот полезный опыт работы с альтернативной реальностью планируют перенять и использовать в создании виртуальных туров по музеям, например, по Эрмитажу.

В финальный день хакатона будут подведены итоги. Победителям вручат денежные призы в размере ста тысяч рублей. Их можно будет потратить на дальнейшее развитие своего проекта. Другие участники получат уникальный опыт и, возможно, судьбоносные знакомства.

Фотографии - группа "Хакатон в Вконтакте"/https://vk.com, группа "JourHack. 1-й хакатон по дата-журналистике в СПб"/https://vk.com.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Хакатон (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon – марафон) – форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто марафоны программирования. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели.

Некоторые хакатоны предназначены для образовательных или социальных целей, но чаще задачей хакатона является создание полноценного программного обеспечения. Каждый хакатон сфокусирован на определённой области, например, языке программирования, операционной системе, приложении, программном интерфейсе (API).

Как проходят хакатоны?

Обычно хакатоны начинаются с презентации мероприятия в целом и конкретных тем, если они есть. Затем участники предлагают идеи и формируют команды, основанные на интересах и навыках. После этого начинается непосредственно работа над проектами, которая может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Еда на хакатонах (особенно тех, которые продолжаются больше суток) носит спонтанный характер, и, как правило, участники питаются едой вроде пиццы и энергетическими напитками. Также участники могут спать во время хакатона, если найдут, где.

Завершаются хакатоны презентациями проектов, во время которых каждая команда делится результатами своей работы. Иногда хакатоны носят соревновательный характер. В таких случаях жюри оценивает участников и выбирает победителей, которые награждаются призами.

Зачем нужны хакатоны?

Хакатоны – это хорошая возможность для дизайнеров, разработчиков и других специалистов собраться вместе и поработать над созданием какого-нибудь проекта.

  1. Знакомство. Хакатон – это площадка встречи дизайнеров, разработчиков и других специалистов, где они могут познакомиться друг с другом, обменяться знаниями и идеями или придумать совместный проект, над которым будут работать в дальнейшем.
  2. Формирование сообщества. Хакатоны помогают создавать сети талантливых и активных людей, заинтересованных в какой-либо теме или проблеме.
  3. Креативный процесс работы и коллаборация. На хакатоне у участников есть уникальная возможность поработать в свободном, удобном для них формате, со специалистами их тех областей, с которыми они, возможно, никогда не пересекались.
  4. Новые знания. Формат хакатона предполагает, что участники постоянно сталкиваются с теми задачами, с которыми они не сталкивались прежде. Соответственно, обучение новому на хакатонах происходит очень быстро, и полученные знания тут же можно использовать на практике. Кроме того, вокруг находится много людей, которые могут помочь. Например, человек, находящийся рядом, может за 10 минут объяснить что-то, что потребовало бы просмотра целого видеокурса.
  5. Показ таланта. Для участников хакатон – это возможность показать, насколько хорошие они специалисты.
  6. Реализация новых идей. Являясь своего рода площадкой для экспериментов, хакатон позволяет придумывать и реализовывать совершенно новые идеи и проекты.
  7. Сцена стартап-проектов. Для компаний хакатоны могут быть особенно интересны тем, что являются сценой потенциально успешных стартапов, с которыми можно продолжить работать.


Если вы решили организовать хакатон

Проведение хакатона, связанного с вашей социальной миссией, – это хороший способ привлечь к ней талантливых специалистов, придумать и реализовать новые способы решения существующих проблем. Если вы решили организовать хакатон, то эти советы могут вам помочь.

  1. Определите цель хакатона. Какие проблемы вы пытаетесь решить? Что должны сделать разработчики? Привлечение разработчиков – это ключ к успешному хакатону, поскольку именно они знают, как создавать приложения. Также следует привлекать экспертов из данной области, людей из сообщества, студентов – чем более широкая аудитория, тем более креативные решения могут быть.
  2. Оставьте достаточно времени для планирования. В зависимости от масштаба мероприятия, подготовка обычно занимает от трех до шести недель.
  3. Выберете место проведения и дату. По очевидным причинам, ничего не сможет произойти, пока вы не выберете, где именно это будет происходить. Существует множество мест, где можно провести хакатон – от офисов IT-корпораций до локальных кафе. Поскольку большинство специалистов – это работающие профессионалы, выходные дни удобнее для них.
  4. Привлеките спонсоров. Самые дорогие элементы хакатона – это площадка, еда и призы. Подумайте, что и каким спонсорам вы можете предложить в обмен на поддержку.
  5. Расскажите о хакатоне потенциальным участникам. Разместите информацию о событии на соответствующих ресурсах для того, чтобы привлечь тех, на кого рассчитан и кому может быть интересен хакатон. Свяжитесь с прессой и авторитетными участниками сообществ, которые могут распространить информацию через социальные медиа. Попросите спонсоров также распространить информацию – в их интересах иметь максимально широкую аудиторию.
  6. Закажите (немного) больше еды. Заказать слишком много еды и смотреть, как она пропадает, – это грустно. Но ничто не сравнится с тем провалом, если еды не хватит, и участники будут злые и голодные. То же правило касается и второго важного аспекта хакатона – кофе.
  7. Убедитесь, что у вас есть хорошие призы для победителей. Как правило, существует прямая связь между качеством призов и качеством проектов.
  8. Помните, что независимо от того, как тщательно вы подготовились, что-то всегда может пойти не так. Необходимо понимать, что является критичным, а что нет, и постараться не допустить, чтобы последнее произошло (критичным будет являться не то, что из кофеварки выливается мутная жидкость вместо кофе, а то, что перестал работать Wi-Fi или не хватает розеток).

В целом, организация хакатона – не очень сложный процесс, а результатом каждого подобного мероприятия становится появление новых идей и проектов, которые имеют потенциал быть социально значимыми и полезными для общества.

Организация

Структура хакатонов с точки зрения проектов и команд:

  • Разработчики на Хакатоне регистрируются или сформированными командами, или индивидуально.
  • Во втором случае – задача организаторов сформировать из отдельных участников команды.
  • В зависимости от критериев хакатонов, вы можете предъявлять требования к командам — минимальное количество, наличие технических специализаций в тех или иных направлениях, и др.
  • Участники, не попавшие ни в одну команду, будут очень расстроены.

Презентации идей – независимо от того, регистрируются у вас командами или индивидуально, в начале хакатонов обязательно нужно представить проекты.

Это решает несколько следующих целей:

  • Формирование команд (если не сформированы)
  • Знакомство команд с конкурентами
  • Знакомство жюри и организаторов с проектами
  • Знакомство участников с собственными проектами.

Презентации идей от людей, которые не будут принимать участия в хакатоне — не имеют никакого смысла. Лидер проекта должен все время быть с командой, задалбывать и промывать им мозги. Иначе проект не выстрелит.

Идеальный размер команд для общих / бизнес хакатонов 4-7 человек с разной специализацией. Для хакатонов с техническим направлением – минимум 2. Не желательно чтобы кто-то в одиночку делал проекты, такие проекты иногда даже побеждают, но в них нет духа хакатонов.

Дата, продолжительность и вход

Хакатоны продолжаются от 1 до 3 дней. Для большого хакатона оптимальная продолжительность – 48 часов, начало в пятницу вечером, окончание в воскресенье вечером. Платный вход. Все зависит от ваших возможностей и концепции. Рекомендуем вам делать вход платным (с подчеркиванием на предварительной регистрации) так как это будет работать в качестве фильтра для «левых» людей, а также даст дополнительную мотивацию участникам не забыть прийти. Также при удачном пиаре, регистрации могут существенно покрыть ваши расходы и обеспечить именно тот кэш, которого трудно добиться от спонсоров.

Организаторы

Очевидно – команда это важнейшая составляющая чего-либо.

  • Ведущий. Это человек, который задает тон и настроение события, обеспечивает то, чтобы все происходило по графику, объявляет этапы, участников и другую важную информацию. Необходимо, чтобы ведущий был максимально нейтральным и не симпатизировал открыто любому из участников и тем более не «притеснял» тех у кого-то что-то не получается. Задача ведущего – поддерживать настроение мероприятия и поэтому именно он должен заполнять собой все технические моменты, заминки между презентациями и другие фак-апы. При этом ведущий — наименее важный человек на сцене и его функция поднимать важность всех остальных. Требования к ведущему: умение публично говорить, знание предметной области, авторитетность среди участников. Ведущий может быть и судьей или ментором, хотя, по моему мнению, это не желательно.
  • Секретарь события. Человек, который занимается графиком, менторами, спонсорами, ведущим, знает, когда у кого питч, что и когда должен говорить ведущий. Зачастую может вести онлайн трансляцию, постить фоточки в социальные сети.
  • Технический специалист. Человек, который знает, как работает сеть на события и куда подключать, хорошо, когда он ее и настраивал. Также часто у участников (несмотря на то, что они программисты) возникают проблемы, которые самостоятельно они не могут решить — компьютер не соединяется с сетью, взлетела операционная система, нет флешки. Очень хорошо, когда есть кому о них позаботиться. Также хорошо, когда администратор может позаботиться об исправной работе микрофонов, звука, видео-стримов, интерактивной ленты и других вещах, которые украшают пребывания на хакатоне. Если вы проводите Хакатон в Москве и вам нужен хороший звук, стоит позаботиться об аренде колонок в Москве заранее. Не забывайте, что в отношении технической инфраструктуры событий всегда хорошо работает закон «Мерфи»: Если что-то может произойти, то оно обязательно произойдет.
  • Хелп-том. Люди, которые обеспечивают всю логистику мероприятия, следят чтобы был кофе и не забивался туалет. Удовлетворяющие потребности участников, находят и добывают найденные вещи (например, зарядки для ноутбуков, которые забыли с собой взять участники), делают невозможное. Кто-то из команды должен обязательно присутствовать на событиях все время, день и ночь. Этих людей должны знать (задача ведущего познакомить всех с ними) и легко идентифицировать по футболках, бейджах и т.п.

Правило пяти «нельзя»

«Нельзя» проводить хакатон своими силами

То есть можно, конечно, но если вы не хотите, чтобы это был первый и последний хакатон в вашей компании, то стоит обратиться к тем, кто имеет опыт проведения таких мероприятий. Организация хакатона – сложный процесс, который подразумевает работу с участниками, обучение их искусству презентации собственных идей, подготовке выступлений. Необходимо будет заняться логистикой, кейтерингом, покупкой необходимой канцелярии.

Наши хакатоны мы проводим совместно со старыми друзьями – «Студией Михаила Кечинова», которая организует серию мероприятий HackDay. Понятно, что нужно на это заложить определенный бюджет, но зато качество мероприятия возрастет однозначно. Об их взгляде на процесс организации внешних хакатонов можно почитать здесь. Нужно уделять внимание любым, даже назначительным, мелочам, потому что у вас будет всего один шанс сделать хакатон зажигательным, запоминающимся, а, самое главное, полезным для сотрудников. И если первый блин будет комом, то во второй раз к вам уже никто не придет.

«Нельзя» мотивировать сотрудников дорогими призами

Хакатон – это не соревнование. Дело не в переманивании специалистов с проекта на проект, а в возможности сотрудничества между участниками из разных команд. Чем больше инженеры общаются, работая над совместными проектами, тем благоприятнее климат на площадке, а следовательно и в рабочих группах после хакатона. Поэтому важны не персонифицированные, а командные призы. Они должны быть недорогими, но обязательно нацеленными на командное времяпрепровождение: многоуровневые сложные головоломки, миллионные паззлы, шахматы, радиоуправляемые игрушки и всякая милая всячина, которая рассчитана на команду. Никакие дорогостоящие девайсы не должны стать приманкой для участия в хакатоне; если человек на это рассчитывает, – ему не к вам.

Роль правильной мотивации, как и маркетинга самого хакатона, настолько велика, что, пожалуй, это основное, о чем нужно задуматься с самого начала. Как привлечь народ? При правильно выстроенной цепочке «продвижения», на пользу делу пойдет всё: и креативные рекламные баннеры, расклеенные повсюду в офисе; и «разогревающее» мероприятие warm-up, которое обычно проводится за 1-2 недели до хакатона.

В качестве примера можно привести идею Андрея Пахомова, руководителя команды разработчиков Исследовательского центра ЕМС в Сколково. Он предложил сделать «легковесную» систему для коллаборации научных сообществ. Вот как он сам описывает ее: «Мы решали проблему управления, хранения и обмена научными данными. В основе архитектуры – популярные и надежные OSS-решения. Благодаря их применению наш функционал представляет достаточно небольшой уровень управления, потенциально масштабируемый на любые потребности. В принципе, система может использоваться не только для научных проектов, но и для любых задач, в которых необходимо управление данными, включая поиск и аналитику». Эта идея была, рожденна во время инновационного манифеста, на ближайшем хакатоне вылилась в рабочий прототип.

Но это не значит, что дальше хакатона дело не идет. Мы предлагаем сотрудникам вносить их идеи в ежегодный корпоративный Innovation Roadmap – внутреннюю программу-конкурс по сбору инновационных идей. И тут собираются уже не туманные прожекты, а продуманные прототипы, прошедшие огонь-воду-и-медные трубы хакатона, так что кому-то хакатон помогает стать победителем еще и на корпоративном уровне. Это второй вид мотивации в нашей компании. И, конечно, есть третья причина, почему сотрудники приходят на хакатон – это фан.

«Нельзя» недооценивать комфорт

Хакатон – мероприятие долгое и непрерывное. Обычно их продолжительность составляет 48 часов, а мы вот уже второй год делаем 35-часовые хакатоны (пятница-суббота). Для комфорта участников недостаточно просто удобных бин-бэгов, нужны полноценные спальники, причем поудобнее и побольше. Эту истину мы тоже познали на своем опыте.

«Нельзя» забывать про обратную связь от экспертов

Зачем сотрудники приходят на внутренний хакатон? Проработать свои идеи. Повеселиться. И, самое главное, получить обратную связь по представленным прототипам. Не стоит ограничивать участников в «видах» идей. Это могут быть как задачи, решить которые уже сегодня нужно командам или заказчиками, так и задумки, которые лежат вне пределов вашего бизнеса.

Здесь также важно всё: от номинирования состава жюри до организации обязательной персональной обратной связи от каждого члена жюри по каждому проекту! Важна и роль модератора обсуждения во время заседания жюри, который должен следить за тем, чтобы все ценные комментарии были озвучены и ни один проект не остался проигнорированным.

Состав жюри должен быть разнообразным, в него нужно включать представителей различных департаментов, не только инженерный, но и бизнес, и продажи, и разработку. Обратная связь должна быть разносторонней.

И последнее: «нельзя» считать, что после хакатона жизни нет

Как раз наоборот: успех разработанных во время хакатона прототипов во многом зависит от дальнейшей реализации проектов, от того, насколько вам удастся помочь участникам показать их проект нужным людям в компании, получит ли проект инвестиции на дальнейшее развитие, или результаты работ могут быть имплементированы в продукт. Конечно, дальше будут и патентные заявки, и инкубация идей, и привлечение инвестиций внутри компании, но это уже совсем другая история.

Как выигрывать хакатоны: 5 правил

1. Подготовьтесь тщательно

Подготовка к хакатону начинается с того момента, когда вы узнаете про него. Важно уточнить, что из «инвентаря» будет предоставлено организаторами, а что можно и стоит принести с собой.

Подумайте, можно ли взять с собой несколько друзей, владеющих разными технологиями, которые могли бы помочь команде. Обязательно изучите тематику хакатона и сразу набросайте идеи, которые можно попробовать реализовать во время ивента. А на самом мероприятии, разобравшись в ситуации, вы сможете уже окончательно утвердить идею и команду. Не забудьте взять ноутбук, зарядить телефон, взять всевозможные переходники и 3G модем – Wi-Fi роутер. Как показала практика, лишним не будет.

2. Заинтересуйте жюри еще до начала оценивания

Как правило, хакатоны организовываются группой спонсоров, которым интересно получить десяток коммерческих и технических идей в определенном направлении бизнеса. Они же и заседают в жюри. Если это не дано в условиях, уточните, какие технологии надо будет использовать обязательно, какие опционально. Членов жюри можно пробовать привлекать в качестве менторов, чтобы обратить их внимание на команду и на вашу разработку.

Старайтесь задавать как можно больше вопросов по делу, этим вы покажете, что глубоко погрузились в их технологию или предметную область. Иногда в ходе разработки идеи удается найти и показать баги в используемых технологиях спонсоров или найти им новое применение. Это все тоже будет дополнительными очками в вашу пользу.

3. Фокусируйтесь на своей Big Idea без фанатичной доработки технических деталей

Техническая составляющая может вас настолько увлечь, что все отведенное время вы проведете за отладкой мелкого фрагмента программы. В данном случае перфекционизм может быть вам во вред. За считанные минуты презентации никто не успеет понять, как тщательно вы прописали свой код, а у вас это может занять все отведенное на подготовку время и силы. Постарайтесь не углубляться в реализацию, если не уверены, что успеете закончить все к финалу. Главное – концепт идеи. И чтобы он как можно лучше решал цели конечного заказчика хакатона. А доработать остальные идеи вы сможете и позже, в более спокойном режиме.

4. Презентация идеи – это 30% успеха

Часто презентатором от команды выступает автор идеи или тот, кто лучше всех пишет код, или каждому дается слово, чтобы никто не был обижен. Такой подход не работает. Выберите из вашей команды самого харизматичного участника, у которого есть хотя бы минимальный опыт публичных выступлений. Если опыта нет ни у кого, выберите самого «говорящего» участника, и пусть он подготовится, используя доступные в ютубе видео тренеров публичных выступлений. Подготовка вашей презентации – это такая же часть проекта, как и написание нужного кода.

Хакатон – это место свободы и вдохновения. Настройтесь на волну креативной атмосферы, новых знакомств и обмена знаниями. Получайте от процесса удовольствие, и все получится!

16 октября 2014 в 16:26

Как проводятся хакатоны? И неделя до PayPal BattleHack 2014 Moscow

  • Блог компании Mail.ru Group ,
  • Хакатоны

За последние пару лет я в качестве хобби провел большое количество хакатонов. В целом, в интернете уже много информации о том, как проходят такие мероприятия, выложены впечатления участников и рассказы организаторов. Тем не менее, при личной агитации разработчиков и дизайнеров на предложение «Приходите, будет круто!» я в подавляющем большинстве случаев получаю вопросы «А что это такое?» и «А что там надо делать?». Всего через неделю в Москве стартует один из крупнейших европейских хакатонов - PayPal BattleHack, информационным партнером которого является Mail.Ru Group, и под катом вы можете почитать о том, как хакатоны выглядят изнутри со стороны ведущего.

Кому все это нужно

Одно из заблуждений относительно хакатонов - считать, что это что-то «типа олимпиады по программированию, для крутых программеров с 20+ годами специфического опыта, которых сразу на хакатоне будут хантить Гугл и Майкрософт».

Это не так. Хакатон - это в первую очередь тусовочное мероприятие, основные цели которого:

  1. Заинтересовать как можно больше людей в разработке собственных решений. Несмотря на то, что многие участники хакатона имеют солидный опыт разработки в крупных компаниях, именно на таких мероприятиях они могут попробовать сделать что-то свое в условиях, приближенных к боевым.
  2. Предоставить возможность начинающим разработчикам и экспертам пообщаться друг с другом. Это позволяет первым узнать об актуальном состоянии индустрии, а вторым - о трендах среди молодежи. Причем экспертам это зачастую намного важнее, чем самим разработчикам, потому что так они могут из первых рук узнать о том, чем сейчас дышит подрастающее поколение и с какими сложностями сталкивается.
  3. Популяризация разработки. Хороших разработчиков мало, и на грядке они не растут. Задача крупных IT-компаний - не только подгребать лучших по рынку, но и обеспечивать, чтобы через 5-10 лет появилось следующее поколение программистов. Желательно лучше, чем текущее:). А так как с высшим образованием для разработчиков пока еще все печально, то приходится принимать комплекс мер, начиная с открытия собственных институтов и заканчивая хакатонами.
Как видите, у хакатонов нет цели «заманить и похантить мегаразработчика». Вход открыт для всех, и чем больше народу попробует свои силы, тем лучше для всех участников мероприятия.

Кто приходит на хакатоны

За последний десяток проведенных хакатонов собралась неплохая выборка, на основе которой можно сделать следующие выводы:
  • Обычно принимает участие от 60 до 120 человек, редко больше или меньше.
  • Возраст участников равномерно распределен между 16 и 50:).
  • Разработчики в основном начинающие и среднего уровня, «зубров» с 10+ годами опыта обычно меньше десятка.
  • Разработчиков и дизайнеров не хватает всегда. За последний год у меня ни разу не было ситуации, чтобы не было команды, которой был бы позарез нужен любой разработчик или дизайнер. И множество ситуаций, когда авторы идей не могли найти разработчиков и усиливали другие команды, вместо того чтобы воплощать свою идею.

Как проходит хакатон

Конечно, все хакатоны разные. Но в целом можно выделить много общих моментов.

Хакатон начинается с того, что всех собирают в большом зале, где спонсоры и организаторы торжественно открывают мероприятие. Потом ведущий рассказывает, как все будет проходить, и начинает по одному приглашать на сцену авторов идей, которые в течение минуты рассказывают о своей идее, а также о том, кто у них есть в команде и кто нужен:

После того как все авторы идей выступили, начинается процесс командообразования. Для его упрощения ведущий, как правило, нумерует команды и во время выступлений записывает краткий синопсис на флипчарт-листы, которые затем развешивает по залу. Разработчики, дизайнеры и им сочувствующие ходят от листа к листу, по номерам находят авторов понравившихся проектов, обсуждают технические детали и собираются в команды. Тут нам интересны два момента:

  1. Обычно половина пришедших на хакатон - это уже собранные команды, но часто без программиста или дизайнера. Вторая половина - авторы идей без команды (которые часто являются программистами или дизайнерами) и непосредственно разработчики и дизайнеры.
  2. Первичное командообразование - это не навсегда. Обычно через несколько часов после начала работы часть команд еще раз переформировывается: происходит переосмысление идей, и большие команды распадаются на части, а мелкие, наоборот, объединяются между собой.
Через полчаса, с трудом собрав всех обратно, ведущий еще раз рассказывает, что будет дальше, и дает отмашку на начало разработки. Хакатоны, как правило, проводят в бизнес-центрах или больших хороших коворкингах, где есть много места, столов, розеток и хороший Wi-Fi. К примеру, коворкинг в Нагатино, где я часто провожу хакатоны, выглядит вот так:

Далее по расписанию обычно начинается обед. Через полчаса после обеда ведущий берет могучую кучку экспертов и начинает обход команд. С каждой командой они общаются, отвечают на вопросы и вытягивают из них обещание к ночи сделать минимально работающую версию. После чего оставляют ребят и девчат часов на пять в покое, пока они кодят в свое удовольствие.

Ближе к ночи ведущий совершает второй обход команд и смотрит, что у них получилось. Получается разное: у кого-то уже все работает, кто-то увлеченно пилит авторизацию пользователей, у кого-то традиционно «универсальный фреймворк для всего чуть-чуть доделать осталось, и уж тогда-то мы ух!» Оценив степень повреждений, ведущий рассказывает, куда имеет смысл двигаться дальше, и оставляет ребят на ночь. Обычно большинство хакатонов 24-часовые, и большинство команд работает всю ночь. Организаторы предоставляют пуфики/спальники, чтобы сошедшие с дистанции могли поспать, а часть команд на ночь разъезжается по домам:

Утром второго дня начинается самое интересное, называемое неприятным английским словом pre-pitch - тренировка выступления. От каждой команды на сцену по очереди приглашаются по 2 участника, один из которых знакомится с оборудованием для проведения презентации проекта, а второй тренируется со сцены продавать ведущему результаты своей работы. Потренировавшись и получив ценные рекомендации, команды удаляются дорабатывать и улучшать проект.

В середине (или в конце, как получится) второго дня участники переходят к презентации проектов. Набегает пресса, спонсоры, все рассаживаются в большом зале, и команды по очереди выходят на сцену, чтобы убедить жюри, что сделанное ими - самое крутое на всем хакатоне, и именно им необходимо вручить приз. Ноутбуки подключаются к проектору, мобильные устройства кладутся под специальную документ-камеру, которая передает на проектор изображение стола и лежащего на нем устройства. Обычно каждой команде дается по 3 минуты на выступление и вопросы жюри:

И, наконец, после выступления всех команд жюри героически распределяет призовые места. Организаторы торжественно всех награждают, после чего устраивают еще одно неприятное английское слово - afterparty.

Термин «хакатон» сегодня в IT-сообществе не слышал, наверное, только ленивый. О том, что это за «зверь», знают чуть меньше участников рынка. И еще меньше людей реально принимали участие в хакатонах и могут гордиться тем, что выжили в их жестких реалиях. А вот что такое внутренние хакатоны компаний, рядовые разработчики почти не знают. В этом смысле повезло лишь немногим специалистам, в чьих компаниях проводились подобные мероприятия.

Мы хотим рассказать о том, что такое внутренний хакатон и как лучше всего организовать это знаковое событие. А оно, поверьте нам, обязательно станет знаковым в жизни вашей компании. Наш опыт проведения внутренних хакатонов вылился в набор советов, который мы назвали «Правилом пяти “нельзя”».

«Нельзя» проводить хакатон своими силами


То есть можно, конечно, но если вы не хотите, чтобы это был первый и последний хакатон в вашей компании, то стоит обратиться к тем, кто имеет опыт проведения таких мероприятий. Организация хакатона - сложный процесс, который подразумевает работу с участниками, обучение их искусству презентации собственных идей, подготовке выступлений. Необходимо будет заняться логистикой, кейтерингом, покупкой необходимой канцелярии.
Наши хакатоны мы проводим совместно со старыми друзьями - «Студией Михаила Кечинова», которая организует серию мероприятий HackDay. Понятно, что нужно на это заложить определенный бюджет, но зато качество мероприятия возрастет однозначно. Об их взгляде на процесс организации внешних хакатонов можно почитать .

Нужно уделять внимание любым, даже назначительным, мелочам, потому что у вас будет всего один шанс сделать хакатон зажигательным, запоминающимся, а, самое главное, полезным для сотрудников. И если первый блин будет комом, то во второй раз к вам уже никто не придет.

«Нельзя» мотивировать сотрудников дорогими призами


Хакатон - это не соревнование. Дело не в переманивании специалистов с проекта на проект, а в возможности сотрудничества между участниками из разных команд. Чем больше инженеры общаются, работая над совместными проектами, тем благоприятнее климат на площадке, а следовательно и в рабочих группах после хакатона. Поэтому важны не персонифицированные, а командные призы. Они должны быть недорогими, но обязательно нацеленными на командное времяпрепровождение: многоуровневые сложные головоломки, миллионные паззлы, шахматы, радиоуправляемые игрушки и всякая милая всячина, которая рассчитана на команду. Никакие дорогостоящие девайсы не должны стать приманкой для участия в хакатоне; если человек на это рассчитывает, - ему не к вам.

Роль правильной мотивации, как и маркетинга самого хакатона, настолько велика, что, пожалуй, это основное, о чем нужно задуматься с самого начала. Как привлечь народ? При правильно выстроенной цепочке «продвижения», на пользу делу пойдет всё: и креативные рекламные баннеры, расклеенные повсюду в офисе; и «разогревающее» мероприятие warm-up, которое обычно проводится за 1-2 недели до хакатона.



У себя в ЕМС мы проводим серию мозговых штурмов (инновационные манифесты), и призываем приносить на хакатон все рождающие идеи, собирать команду и работать над созданием прототипа. Это один из видов мотивации, который мы используем.
В качестве примера можно привести идею Андрея Пахомова, руководителя команды разработчиков Исследовательского центра ЕМС в Сколково. Он предложил сделать «легковесную» систему для коллаборации научных сообществ. Вот как он сам описывает ее: «Мы решали проблему управления, хранения и обмена научными данными. В основе архитектуры - популярные и надежные OSS-решения. Благодаря их применению наш функционал представляет достаточно небольшой уровень управления, потенциально масштабируемый на любые потребности. В принципе, система может использоваться не только для научных проектов, но и для любых задач, в которых необходимо управление данными, включая поиск и аналитику». Эта идея была, рожденна во время инновационного манифеста, на ближайшем хакатоне вылилась в рабочий прототип.

Но это не значит, что дальше хакатона дело не идет. Мы предлагаем сотрудникам вносить их идеи в ежегодный корпоративный Innovation Roadmap - внутреннюю программу-конкурс по сбору инновационных идей. И тут собираются уже не туманные прожекты, а продуманные прототипы, прошедшие огонь-воду-и-медные трубы хакатона, так что кому-то хакатон помогает стать победителем еще и на корпоративном уровне. Это второй вид мотивации в нашей компании. И, конечно, есть третья причина, почему сотрудники приходят на хакатон - это фан.

«Нельзя» недооценивать комфорт


Хакатон - мероприятие долгое и непрерывное. Обычно их продолжительность составляет 48 часов, а мы вот уже второй год делаем 35-часовые хакатоны (пятница-суббота). Для комфорта участников недостаточно просто удобных бин-бэгов, нужны полноценные спальники, причем поудобнее и побольше. Эту истину мы тоже познали на своем опыте.

«Нельзя» забывать про обратную связь от экспертов


Зачем сотрудники приходят на внутренний хакатон? Проработать свои идеи. Повеселиться. И, самое главное, получить обратную связь по представленным прототипам. Не стоит ограничивать участников в «видах» идей. Это могут быть как задачи, решить которые уже сегодня нужно командам или заказчиками, так и задумки, которые лежат вне пределов вашего бизнеса.

Здесь также важно всё: от номинирования состава жюри до организации обязательной персональной обратной связи от каждого члена жюри по каждому проекту! Важна и роль модератора обсуждения во время заседания жюри, который должен следить за тем, чтобы все ценные комментарии были озвучены и ни один проект не остался проигнорированным.

Состав жюри должен быть разнообразным, в него нужно включать представителей различных департаментов, не только инженерный, но и бизнес, и продажи, и разработку. Обратная связь должна быть разносторонней.

И последнее: «нельзя» считать, что после хакатона жизни нет


Как раз наоборот: успех разработанных во время хакатона прототипов во многом зависит от дальнейшей реализации проектов, от того, насколько вам удастся помочь участникам показать их проект нужным людям в компании, получит ли проект инвестиции на дальнейшее развитие, или результаты работ могут быть имплементированы в продукт. Конечно, дальше будут и патентные заявки, и инкубация идей, и привлечение инвестиций внутри компании, но это уже совсем другая история.

  • РОНЯ́ТЬ , -я́ю , -я́ешь ; несов., перех. (несов. уронить).

    1. Нечаянно выпускать из рук, не удерживать в руках. [Часовщик] принялся их [листочки] собирать, ронял, ему не удавалось засунуть листочки в конверт. Прилежаева, Пушкинский вальс. || Давать чему-л. выпасть, вывалиться откуда-л. Спешат разбойники домой, Добычу на пути роняя. Пушкин, Медный всадник. || Нечаянно задевая, толкая, вызывать падение чего-л. Спросонок он действовал во время похищений [съестного] очень неаккуратно: ронял горшки, опрокидывал банки. Гл. Успенский, Нравы Растеряевой улицы.

    2. (несов. нет). Лишаться чего-л., терять (листья, перья и т. п.). Ронять перья. Колос беззвучно роняет Созревшие зерна свои. Н. Некрасов, Мороз, Красный нос. Леса желтели, роняли листву. Паустовский, Поводырь.

    3. Бессильно опускать вниз. Коренник лениво месил ногами, пристяжки роняли морды чуть не в самую пыль дороги, тарантас расслабленно дребезжал. Короленко, В облачный день. Аксинья, приподнявшись на локте, подолгу глядела на красивое, измененное сном лицо мужа. Роняя на подушку голову, что-то шептала. Шолохов, Тихий Дон.

    4. перен. Небрежно произносить. Д-р Султанов везде сразу становился центром внимания и ленивым, серьезным голосом ронял остроты, от которых все смеялись. Вересаев, На японской войне. Когда спрашивали: - Где находится Кара Захаровна? - Он ронял: - К мужу поехала. Серафимович, Город в степи.

    5. перен. Унижать, умалять. Ронять свое достоинство. - Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека. Тургенев, Отцы и дети. Он кратко изложил суть дела и спросил, понимает ли Мещерский все значение этого проступка, роняющего авторитет Красной Армии в глазах местного населения. Казакевич, Звезда.

    Ронять слезы - плакать. Матросы слушают ее [песню], поникнув головами и роняя соленые крупные слезы. Вишневский, Война.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):