срок обучения

стоимость

от 6500 руб.

формат обучения

очно или дистанционно

Обучение по общим требованиям промышленной безопасности проходят сотрудники компаний, ведущих деятельность на опасных производственных объектах, зарегистрированных и подконтрольных Ростехнадзору. Общие требования промышленной безопасности (область А1) – это основной раздел промышленной безопасности, необходимый для обязательного изучения. Все области аттестации по промышленной безопасности прописаны в Приказе Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233. Порядок прохождении обучения регулируется Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-19-2007).

КТО ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ?

Обучение по общим требованиям промышленной безопасности проходят руководители и специалисты обозначенных выше компаний. Рабочие таких компаний проходят обучение в рамках программ «Требования безопасности при производстве работ».

ПРОГРАММА КУРСА

Слушатели курса получают основные сведения о промышленной безопасности: — принципы организации безопасного проведения работ на опасных производственных объектах; — порядок технического освидетельствования, обслуживания и регистрации технических устройств, технических средств, машин и оборудования; — порядок ведения работ в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами. — организация действий в аварийных ситуациях и при несчастных случаях.

АТТЕСТАЦИЯ В РОСТЕХНАДХЗОРЕ

После прохождения обучения слушатели в обязательном порядке должны сдать экзамены в комиссии Ростехнадзора. После сдачи экзаменов слушатель получает оригинал протокола о прохождении аттестации с подписями комиссии Ростехнадзора сроком действия 5 лет. Учебный центр «ВиКонт» проводит как обучение, так и сопровождение слушателей до успешной сдачи экзаменов в Ростехнадзоре.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:

КАКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ?

В учебном центре «ВиКонт» можно пройти обучение как очно, так и дистанционно. При очной форме обучения занятия ведутся в учебных классах. По вашему желанию преподаватель проведет занятия непосредственно в вашем офисе. Стоимость выезда преподавателя – 3000 руб. (по г.Москве). При группе от 6 чел. – выезд осуществляется бесплатно. При дистанционной форме обучения – слушатели самостоятельно изучают предоставленный материал и проходят тестирование.

Обучение основам промышленной безопасности А1

Компания «ВиКонт » проводит в Москве обучение основам промышленной безопасности А1 для сотрудников и руководителей предприятий, осуществляющих деятельность на опасных объектах. Учебный центр предлагает готовиться к аттестации с минимальным отрывом от производства.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Курс включает в себя следующие темы:

  • российское законодательство в сфере промышленной безопасности (ПМ);
  • организация безопасности работ на опасных объектах;
  • обязанности и ответственность руководителей предприятий;
  • регистрация, монтаж, ремонт, обслуживание и требования к используемому оборудованию;
  • проведение работ по проектам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Слушатели компании «ВиКонт » изучают общие требования промышленной безопасности по программе, утвержденной Ростехнадзором.

После обучения клиенты сдают экзамены, по результатам которых получают заверенную копию заседания аттестационной комиссии Ростехнадзора. Срок действия выданного документа – 5 лет.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

Для записи на обучение и аттестацию необходимо предоставить следующие документы:

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Заявку, составленную по утвержденной форме (бланк выдается компанией «ВиКонт »).
  3. Копию платежного поручения (с синей отметкой банка), подтверждающую оплату услуг учебного центра и государственной пошлины за оформление удостоверения.

Обучение по области аттестации А1 (основам промышленной безопасности) проводится очно, дистанционно или с выездом на предприятие.

Экзаменационные билеты (тесты) по блоку

А. «Общие требования промышленной безопасности»
А.1. Основы промышленной безопасности.

1. Какое из перечисленных направлений деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации?

А) Федеральное устройство и территория Российской Федерации.

Б) Безопасность и оборона.

В ) Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности .

Г) Метрологическая служба, стандарты, эталоны.

Д) Ядерная энергетика.
2. Какие нормативные документы не могут приниматься по вопросам промышленной безопасности?

А) Федеральные законы.

Б) Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

В) Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

Г) Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации .
3. Что является основной целью Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов "?

А) Ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших в результате техногенной аварии.

Б) Снижение вероятности аварий на опасном производственном объекте и, как следствие, снижение уровня загрязнения окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов.

В) Предупреждение аварий на опасных производственных объектах
и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Г) Установление порядка расследования и учета несчастных случаев на опасном производственном объекте.

4. Промышленная безопасность опасных производственных объектов
в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - это:

А) Состояние защищенности конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Б) Система установленных законом мер, обеспечивающих состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В) Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Г) Система установленных законом запретов, ограничений и предписаний
по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
5. Что входит в понятие "авария" в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

А) Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте , отклонение от установленного режима технологического процесса.

Б) Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ .

В) Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта.


6. Что входит в понятие "инцидент" в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

А) Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса .

Б) Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых
на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, при которых нет пострадавших.

В) Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта, не сопровождающиеся выбросом в окружающую среду опасных веществ.

Г) Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ.

7. На кого распространяются нормы Федерального закона
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

А) На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права .

Б) На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов только на территории Российской Федерации.

В) На государственные и негосударственные некоммерческие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Г) На все коммерческие организации независимо от форм осуществления деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
8. Что понимается под требованиями промышленной безопасности
в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Б) I класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности.

В) I класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности;

IV класс опасности - неопасные производственные объекты (вероятность аварии равна нулю).
11. Что понимается под обоснованием безопасности опасного производственного объекта?

А) Это документ, содержащий сведения об условиях безопасной эксплуатации опасного производственного объекта , требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

Б) Это документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии
на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, требования к безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования
к обслуживающему персоналу.

В) Это документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования
к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

12. В каком случае разрабатывается обоснование безопасности опасного производственного объекта?

А) В случае если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление
от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены
.

Б) При подготовке проектной документации на любой опасный производственный объект независимо от класса опасности.

В) В случаях, когда разработчиком проектной документации является иностранная организация.

Г) При разработке плана по локализации и ликвидации последствий аварий
на опасных производственных объектах.
13. Какой экспертизе в соответствии с Федеральным законом
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" подлежит обоснование безопасности опасного производственного объекта?

А) Государственной экспертизе.

Б) Экспертизе промышленной безопасности .

В) Экологической экспертизе.
14. В какой срок организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, при внесении изменений в обоснование безопасности опасного производственного объекта, должна направить
их в Ростехнадзор?

А) В месячный срок после внесения изменений.

Б) В течение 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

В) В течение 10 рабочих дней со дня передачи обоснования на экспертизу промышленной безопасности.

Г) В месячный срок после утверждения изменений.
15. Какие виды экспертизы проектной документации проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации?

А) Только государственная экспертиза.

Б) Государственная экспертиза для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, для всех остальных – негосударственная экспертиза.

В) Как государственная, так и негосударственная экспертиз по выбору застройщика или технического заказчика за исключением случаев когда проводится только государственная экспертиза.

16. Уполномочены ли иные федеральные органы исполнительной власти , помимо Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору, осуществлять специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности?

А) Да, если Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации им предоставлено такое право .

Б) Нет, это противоречит Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В) Да, только в случае, если указанные органы функционируют в условиях чрезвычайной ситуации.
17. Кто устанавливает порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий?

А) Минрегион России.

Б) Правительство Российской Федерации .

В) Минрегион России совместно с Ростехнадзором.

г) Главгосэкспертиза.
18. В отношении каких объектов государственная экспертиза проектов объектов капитального строительства не проводится?

А) Объектов, строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Б) Проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительной заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно .

В) Особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Г) Объектов, строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
19. Кто проводит государственную экспертизу проектной документации особо опасных и технически сложных объектов?

А) Организации, имеющие лицензию Госстроя.

Б) Государственные учреждения, подведомственные Минрегиону России .

В) Организации, имеющие лицензию Ростехнадзора или Росприроднадзора на проведение данного вида экспертизы.

Г) Независимые эксперты.
20. Какого права не имеют должностные лица Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности?

А) Посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, при наличии служебного удостоверения и копии приказа о проведении проверки.

Б) Выдавать лицензии на отдельные виды деятельности, связанные
с повышенной опасностью промышленных производств .

В) Давать указания о выводе людей с рабочих мест, в случае угрозы жизни
и здоровью работников.

Г) Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных
с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Д) Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
21. В каком случае должностные лица Ростехнадзора вправе привлекать
к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований промышленной безопасности?

А) Это не относится к их компетенции.

Б) При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

В) Только, если это сопряжено с направлением в суд материалов о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.
22. Что является результатом государственной экспертизы проектной документации особо опасных и технически сложных объектов?

А) Отчет, утвержденный руководителем организации, проводящей экспертизу.

Б) Заключение, подписанное государственными экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы и утвержденное руководителем организации по проведению государственной экспертизы или его полномочным представителем.

В) Заключение экспертизы, составленное и подписанное государственными экспертами.
23. Что является основанием для включения плановой проверки организации в ежегодный план их проведения Ростехнадзором?

А) Истечение трех лет со дня принятия объекта в эксплуатацию.

Б) Истечение одного года со дня принятия решения о вводе опасного производственного объекта в эксплуатацию.

В) Истечение двух лет с момента регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре.

Г) Истечение пяти лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
24. В каком случае внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры без согласования
с ним?

А) По истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем , выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований промышленной безопасности.

Б) При поступлении в орган государственного надзора обращений от граждан
и юридических лиц или органов государственной власти информации о фактах нарушений обязательных требований промышленной безопасности, если они создают угрозу причинения вреда или угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В) По истечении одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки организации по соблюдению обязательных требований промышленной безопасности.
25. Кто устанавливает перечень опасных производственных объектов,
в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора и порядок осуществления этого вида надзора?

А) Президент Российской Федерации.

Б) Правительство Российской Федерации.

В) Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Г) Субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления,
на территории которых эксплуатируется опасный производственный объект.

Сайт бесплатного тестирования, для самоподготовки к аттестации в Ростехнадзоре.

ТЕСТ on-line - проверь свои знания!

Сайт онлайн тестирования

Экзаменационные билеты (тесты) по блоку А «Общие требования промышленной безопасности»

А.1. Соответствуют вопросам Ростехнадзора Основы промышленной безопасности

Обновление тестов обусловлены изменениями в НТД.

Темы курсов:

Тема 1. Российское законодательство в области промышленной безопасности

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Конституция Российской Федерации. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Международный опыт регулирования отношений в области промышленной безопасности. Права субъектов Российской Федерации в области регулирования отношений по промышленной безопасности, а также в смежных областях права.

Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Классификация объектов по степени опасности.

Федеральные нормы и правила по промышленной безопасности. Обоснование безопасности опасных производственных объектов.

Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования промышленной безопасности. Элементы государственного регулирования промышленной безопасности, определенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Требования к осуществлению федерального государственного надзора по промышленной безопасности.

Тема 2. Российское законодательство в области градостроительной деятельности

Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Строительный контроль. Государственный строительный надзор.

Тема 3. Техническое регулирование. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах

Законодательство о техническом регулировании. Политика технического регулирования в таможенном союзе. Объекты технического регулирования. Технические регламенты, их статус, порядок их разработки и принятия. Документы по стандартизации.

Требования законодательства о техническом регулировании к обязательному подтверждению соответствия технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах. Исчерпывающий перечень случаев проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на ОПО.

Тема 4. Лицензирование в области промышленной безопасности

Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру лицензирования видов деятельности в области промышленной безопасности. Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности. Порядок и условия выдачи лицензии. Порядок осуществления лицензионного контроля. Порядок приостановления и аннулирования лицензии.

Тема 5. Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах

Нормативные документы, регламентирующие порядок расследования причин аварий на опасных производственных объектах. Порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления актов технического расследования причин аварий. Порядок расследования и учета несчастных случаев на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Тема 6. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Нормативные правовые акты, регламентирующие обязательное страхование гражданской ответственности. Виды страхования. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Принципы идентификации опасных производственных объектов в целях страхования. Требования к организациям, осуществляющим страхование гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов. Порядок возмещения ущерба.

Тема 7. Регистрация опасных производственных объектов

Нормативные документы по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре. Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов. Требования к организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, в части регистрации объектов в государственном реестре. Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре. Требования к регистрации объектов.

Тема 8. Обязанности организаций в обеспечении промышленной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Обязанности работников опасного производственного объекта. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

Требования по созданию и функционированию систем управления промышленной безопасности на опасных производственных объектах I и II класса опасности. Порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Разработка положения о производственном контроле. Обязанности и права работника, ответственного за проведение производственного контроля. Проверки соблюдения требований промышленной безопасности. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности.

Ответственность за нарушение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Тема 9. Экспертиза промышленной безопасности

Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы экспертизы промышленной безопасности. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и оформления заключения экспертизы. Объекты экспертизы промышленной безопасности. Этапы экспертизы промышленной безопасности. Требования к оформлению заключения экспертизы.

Нормативно-правовая основа декларирования безопасности. Основные нормативные и методические документы по проведению анализа опасностей и риска. Принципы и цели декларирования промышленной безопасности. Порядок отнесения производственных объектов к объектам, для которых декларирование является обязательным. Структура декларации безопасности. Порядок разработки и экспертизы декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Требования к представлению декларации промышленной безопасности. Проведение оценки опасностей и риска.

Нормативно-техническая литература (по состоянию на 29.11.2016):

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"(ред. от 02.06.2016)

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. от 03.07.2016)

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"(ред. от 23.06.2016)

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в редакции.от 03.07.2016)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016)

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (ред. от 24.12.2015)

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (ред. от 30.07.2014)

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 № 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 916 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности"

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 № 536 "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасности"

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации последствий аварий на опасных производственных объектах"

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (ред. от 04.12.2012) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011)

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 825 (ред. от 04.12.2012) "О принятии технического регламента Таможенного союза О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011)

Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору". Зарегистрирован Минюстом России 08.12.2011, регистрационный № 22520

Приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 "Об утверждении Федеральных норм и правил "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта"

Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"(ред. от 09.03.2016)

Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены.

Типы ролевых конфликтов[править | править исходный текст]

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой - внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б) интерролевой - внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в) интраперсональный - внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г) интерперсональный – внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли. Он возникает тогда, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на уровне поведения, но не может принять ее внутренне, на уровне переживания, считать своей. Ситуация внутреннего ролевого конфликта может возникать, когда человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешних обстоятельств. Внутренний ролевой конфликт может возникать и в ситуации, когда к одной и той же роли предъявляются противоречивые ожидания со стороны различных субъектов или групп, которые невозможно удовлетворить одновременно.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний. Конформные и гиперсоциализированные личности тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что, по сути, являетсяневротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.. . Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.