Но получилось так, что мы там упустили вот этот экземпляр. Давайте и его рассмотрим подробнее.

Практически одновременно с работами по созданию танков Т-26 и Т-28 в Советском Союзе закипела работа над созданием тяжелого танка прорыва. Позднее эти работы закончились созданием самого настоящего монстра - танка Т-35. Однако до этого в СССР был воплощен в металле еще один танк, которому не посчастливилось пойти в серию.

Речь идет о танке, который теперь известен как ТГ, или танк Гроте.

В 1930 году в СССР по приглашению Москвы прибыла группа инженеров из Германии, возглавлял эту группу Эдвард Гроте. Прибывшим инженерам было выдано задание по разработке боевой машины массой до 30 тонн. Планировалось, что создаваемый танк получит мощное пушечное вооружение - пушки калибра 76,2 и 37 мм. Также планировалось, что новый танк может получить дополнительное вооружение в виде 5 пулеметов.

Контроль за прибывшей в СССР группой немецких инженеров осуществлял Технический отдел ЭКУ ОГПУ. Именно начальник данного отдела и выдал в 1930 году задание для группы Гроте. Согласно выданному техзаданию, немецкие специалисты должны были создать танк с толщиной брони не менее 20 мм, обладающий скоростью хода 35-40 км/ч, вооруженный двумя орудиями. Вопросы установки и размещения вооружения, запас хода, расположение боекомплекта и другие вопросы были «отданы на откуп» конструкторам.

ОГПУ совместно с НКВМ выступили с предложением форсировать работы по выпуску и проведению испытаний танка ТГ, полагая, что эта задача является наиболее важной в области изготовления опытных танков на 1931 год. При этом в Советском Союзе вынашивались просто наполеоновские планы по развертыванию производства этих машин. Для освоения их выпуска уже в 1931 году в стране планировалось изготовить первую партию, состоявшую из 50-75 танков. При этом до окончания производства и испытаний опытных образцов ТГ в СССР планировали начать производство другого опытного танка - Т-24. Серийный выпуск танков Гроте планировалось развернуть на мощностях ХПЗ (Харьковского паровозостроительного завода) после выпуска 80 танков Т-24 и снятия его с производства. Танк Т-24 рассматривался лишь как временная мера. Всего же к 1932 году в СССР рассчитывали произвести 2000 танков ТГ.

Специально для разработки нового танка в Ленинграде на заводе «Большевик» было создано новое конструкторское бюро АВО-5, в которое были включены группа специалистов Гроте и ряд советских инженеров-конструкторов. При этом разработка нового советского танка велась в обстановке строжайшей секретности. За проведением работ по этому проекту, на который возлагались большие надежды, вели наблюдение представители РВС и правительства страны. К примеру, 17-18 ноября 1930 года завод «Большевик» лично посетил К. Е. Ворошилов, который впоследствии докладывал о нем лично Сталину. По его словам, готовность нового танка составляла 85%, оставалось закончить работы по достройке моторной группы, коробки скоростей и некоторых других узлов и агрегатов. Ворошилов докладывал Сталину о том, что образец танка прорыва собирается в специальной мастерской, в которой было занято порядка 130 человек рабочих и техников. При этом работы по строительству танка задерживались по причине тяжелой болезни Эдварда Гроте. Несмотря на это, советские инженеры рассчитывали сдать опытный образец машины уже к 15-20 декабря 1930 года. Однако танк в эти сроки достроить не удалось.

Главной причиной задержки работ по опытному образцу стала ненадежная работа специально созданного для этого танка двигателя конструкции самого Гроте. По этой причине в апреле 1931 года было решено отказаться от него и провести цикл испытаний, временно установив на танк ТГ авиационный двигатель М-6. Такое решение потребовало некоторой переработки конструкции танка, так как габариты авиационного М-6 превосходили габариты двигателя Гроте. В итоге опытный образец танка ТГ был готов только к началу июля 1931 года. К этому летнему месяцу машину более или менее удалось подвести к проведению испытаний.

Вооружение танка для 1931 года было просто выдающимся. Основным вооружением танка было орудие А-19 (ПС-19) калибра 76,2 мм, оно размещалось в главной башне. Орудие обладало полуавтоматической системой заряжания, благодаря такому решению скорострельность орудия доходила до 10-12 выстрелов в минуту. На тот момент это было самое мощное танковое орудие в мире. В полусферической малой башне, которая размещалась над главной башней, устанавливалось 37-мм орудие ПС-1. Эта пушка была в состоянии вести круговой обстрел. Помимо этого, в бортах корпуса танка на шаровых установках были установлены 2 пулемета ДТ, а также 3 пулемета «Максим», все калибра 7,62 мм, все пулеметы имели ограниченные углы наведения. Благодаря этому вооружение танка Гроте было трехуровневым. Такое решение должно было обеспечить эффективный массированный огонь во всех направлениях. В состав экипажа боевой машины должно было входить 5-6 танкистов.

Особенностями конструкции и компоновки новой советской боевой машины являлся удлиненный до 7,5 метра броневой корпус, высокая подбашенная коробка, смешенная к корме танка башня, экранирование ходовой части и высокий гусеничный обвод, наличие смотровой башенки, а также использование для управления агрегатами трансмиссии пневматических приводов. В танке ТГ воплотилось большое количество технических новинок, которые в те годы еще не использовались ни на одном серийном танке. Такими новинками были: полностью сварной бронекорпус, многоярусная система вооружения, использование подвески на спиральных пружинах.

То, что о ходе работ по проекту докладывалось лично Сталину, себя полностью оправдывало. Необходимо отметить, что получившийся танк этого стоил. Танк Гроте как минимум на 10 лет опережал подобные танки других государств, при этом он был готов уже в начале 1930-х годов. Боевая машина выгодно отличалась от всех советских и иностранных машин своего времени не только свои внешним видом, но и компоновкой, технологией изготовления. Несомненным новшеством, как уже говорилось выше, был полностью сварной корпус. Установленная на верхнем ярусе 37-мм пушка обладала также возможностью использования в качестве зенитки.

Расположенная в неподвижной главной башне 76,2-мм пушка конструкции самого Э. Гроте и П. Сячеватова обладала отличной баллистикой. Любопытно, что согласно проекту главная башня должна была быть вращающейся, но при ее производстве подбашенный погон, приваренный к корпусу танка, оказался деформирован, и нижняя главная башня превратилась в неподвижную рубку. В будущем при запуске танка в серийное производство данный дефект должны были устранить.

Боевая масса машины составляла 25 тонн. Танк выгодно отличался от предшественников наличием противоснарядного бронирования, лобовая броня корпуса была выполнена трехслойной. В особо опасных местах ее толщина доходила до 44 мм, при этом бронирование бортов танка доходило до 24 мм, а бронирование башни и рубки составляло 30 мм.

Ходовая часть танка Гроте применительно к каждому борту состояла из 5-ти катков большого диаметра, а также 4-х поддерживающих катков среднего диаметра и 2-х катков малого диаметра. Использование независимой подвески на спиральных пружинах допускало вертикальное перемещение опорных катков на расстояние до 220 мм, а использование полупневматических шин типа «Эластик» обеспечивало боевой машине очень мягкий ход. В заводском цеху без гусениц многотонную машину могли спокойно перекатывать с места на место всего 2-3 человека.

Используемая на ТГ коробка передач обеспечивала 4 передачи вперед и 4 же передачи назад. Такая особенность КПП позволяла боевой машине двигаться вперед и назад с одинаковыми скоростями, что считалось преимуществом для быстрого вывода танка из зоны обстрела или вывода поврежденной машины с поля боя. В конструкции КПП были применены шестерни с шевронным зацеплением. Очень оригинальным образом был решен вопрос управления боевой машиной - вместо использования привычных рычагов на нем применялась рукоятка-регулятор авиационного типа. Повороты производились соответствующим отклонением этой ручки влево или вправо. Применение пневматических сервоприводов обеспечивало очень легкий процесс управления танком.

Гусеницы ТГ были оригинальной конструкции, они производились из штампованных деталей и обладали большим сопротивлением на разрыв. Любопытной особенностью было то, что все опорные катки имели тормоза, которые предназначались для экстренной остановке машины при обрыве гусеницы. По патенту Гроте были изготовлены пневматические приводы тормозов и управления. Надо ли говорить о том, что все эти решения взвинтили цену танка до небес.

Испытания нового советского танка проводились с июля по октябрь 1931 года. Испытания продемонстрировали как очевидные преимущества машины, так и ее недостатки. Применение авиационного двигателя М-6 мощностью 300 л.с. позволило машине показать на испытаниях скорость в 34 км/ч. При этом военные хвалили маневренность танка и плавность работы трансмиссии, легкость управления боевой машиной, сказывалось применение пневматических приводов. Одновременно с этим выяснилось, что узлы трансмиссии перегревались, а проходимость ТГ по мягким грунтам была неудовлетворительной. Также была выявлена низкая эффективность гусениц и тормозов на сыпучих и вязких поверхностях.

Орудия танка отличались хорошей кучностью стрельбы, 76-мм пушка была очень мощным орудием для своих лет и отличалась высокой начальной скоростью полета снаряда. Но испытания продемонстрировали, что из-за тесноты в боевом отделении вести огонь одновременно из обеих пушек и пулеметов просто невозможно. Помимо этого, танк отличался плохой ремонтопригодностью вне заводских условий. Даже при устранении всех недостатков танк Гроте был бы крайне сложен для запуска в серийное производство. Еще одним гвоздем в крышку гроба танка была его стоимость - один танк Гроте стоил 1,5 миллиона рублей (для сравнения: на эти деньги можно было построить 25 танков БТ-2). В итоге в октябре 1931 года проект был признан экспериментальным и полностью закрыт.

В итоге от услуг инженера Гроте было решено отказаться и заняться проектированием гораздо более дешевой машины на базе его танка. Работу над этим проектом поручили Н. Барыкову, который в 1932 году и создал знаменитый пятибашенный танк Т-35, который был очень сильно похож на очередного британца - танк «Индепендент», но с еще более сильным пушечным вооружением. Интересно, что сами английские военные смогли получить танк, который был похож на советский ТГ, лишь в 1940 году. Речь идет о танке А.22 «Черчилль», который был запущен в серийное производство в 1941 году под обозначением Мk.IV. Самые первые модели этого танка оснащались 40-мм пушкой в башне и 75-мм орудием в корпусе. Расположение пушки в корпусе танка оказалось очень низким, она обладала недостаточным углом обстрела, а находящийся рядом механик-водитель имел ограниченный обзор.

Если же говорить о судьбе единственного собранного танка ТГ, то она оказалась безрадостной. До наших дней этот танк не сохранился. После завершения работ по этому проекту танк был отправлен на хранение на полигон в подмосковной Кубинке, а потом и в ВАММ имени Сталина, где машина находилась вплоть до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, в годы войны этот уникальный танк был просто отправлен на переплавку.

340 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 44 Борт корпуса, мм/град. 20-24 Корма корпуса, мм/град. 24 Днище, мм 8 Крыша корпуса, мм 8 Лоб башни, мм/град. 44 Лоб рубки, мм/град. 44 Борт башни, мм/град. 30 Борт рубки, мм/град. 30 Корма башни, мм/град. 30 Корма рубки, мм/град. 30 Крыша башни, мм 10 Крыша рубки, мм/град. 10 Вооружение Калибр и марка пушки 1 × 76,2-мм А-19,
1 × 37-мм ПС-1 Тип пушки танковая Боекомплект пушки 50 × 76,2-мм,
80 × 37-мм Прицелы телескопический Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ ,
3 × 7,62-мм Максим ;
2309 патронов Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный авиационный четырёхтактный воздушного охлаждения М-6 Мощность двигателя, л. с. 300 Скорость по шоссе, км/ч 34 Скорость по пересечённой местности, км/ч 15 Запас хода по шоссе , км 350 Запас хода по пересечённой местности, км 120 Удельная мощность, л. с./т 12 Тип подвески индивидуальная, пружинная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,67 Преодолеваемый ров, м 5

ТГ , «Танк Гротте» (иногда также встречаются обозначения ТГ-1 и «Танк Гротто» ) - экспериментальный советский средний танк (из-за мощного вооружения в документах того времени часто проходил как «мощный средний танк»), созданный в 1931 году под руководством работавшего в то время в СССР немецкого инженера-конструктора Эдуарда Гротте. Танк отличался использованием большого количества оригинальных решений и новаторских разработок и серьёзно опережал общий уровень мирового танкостроения того времени. По причине высокой цены и общего несоответствия советской промышленности требованиям производства танка, ТГ не был принят на вооружение и серийно не выпускался. Однако опыт, накопленный при проектировании машины, позволил советским конструкторам впоследствии приступить к проектированию танка Т-35 .

История создания

Готовность танка на сегодня составляет 85 %. Осталась незавершённой достройка моторной группы, коробки скоростей и ряда дополнительных агрегатов. Образец изготавливается в специальной мастерской, где сегодня заняты около 130 рабочих и техников. В настоящее время постройка танка задерживается из-за тяжёлой болезни самого Э. Гротте, но наши инженеры предполагают, что 15-20 декабря опытный образец всё-таки будет закончен...

Однако из-за ряда технических трудностей опытный образец танка был изготовлен только в апреле 1931 года. Тогда же начались испытания танка.

В случае положительного заключения по прототипу, танк должен был быть запущен в серийное производство с индексом ТГ-1. Для освоения производства машины предполагалось изготовить в 1931 году первую серию в количестве 50-75 танков, а в 1932 году выпустить и направить в войска до 2000 новых боевых машин.

Описание конструкции

Танк ТГ представлял собой средний танк классической компоновки с трёхъярусным комбинированным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противопульным бронированием .

Корпус и башня

Корпус и башня полностью сварные (впервые в мире). Форма корпуса и башни отличалась оригинальностью и новаторством - танк имел скошенную носовую часть с наклонной установкой бронелистов, подбашенную рубку обтекаемой формы и полусферическую башню. Интересно, что по ряду данных корпус был водо- и газонепроницаем. Изначально планировалось, что подбашенная рубка также будет вращающейся, однако из-за отсутствия необходимого оборудования и опыта погон рубки деформировался, и было решено изготовить образец с невращающейся рубкой. Тем не менее, впоследствии предполагалось устранить этот дефект и сделать вращающуюся рубку.

Лобовая броня корпуса трёхслойная, в особо опасных местах толщиной до 44 мм. Бронирование бортов достигало 24 мм, рубки и башни - 30 мм. В бортах корпуса и в лобовом листе подбашенной коробки имелись шаровые опоры для пулемётов.

Вооружение

Танк ТГ имел беспрецедентно мощное для среднего танка того времени вооружение.

Основным вооружением танка являлось 76,2-мм полуавтоматическое орудие А-19 (ПС-19), самое мощное танковое орудие в мире на тот момент. А-19 была разработана П. Сячинтовым с использованием 76,2-мм зенитной пушки обр. 1914/15 гг. (также известной как зенитная пушка Лендера или Тарновского-Лендера). Из-за жёстко заданных габаритов орудие пришлось радикально переработать. Основные изменения сводились к следующему:

  • тормоз отката и накатник убраны из-под ствола и размещены справа и слева от ствола;
  • изменена конструкция люльки;
  • установлены специальный гильзоулавливатель и дульный тормоз конструкции Иванова.

Пушка размещалась на цапфах в лобовом листе подбашенной рубки танка. Благодаря полуавтоматическому заряжанию, скорострельность пушки составляла 10-12 выстрелов в минуту, что в сочетании с высокой начальной скоростью снаряда, равной 588 м/с, делало её поистине грозным оружием. Во время испытаний орудие показало себя неплохо, однако при ведении непрерывной стрельбы предусмотренная в проекте полуавтоматика часто отказывала, что приводило к необходимости ручного разряжания. Боекомплект орудия составлял 50 выстрелов.

Вспомогательное артиллерийское вооружение было представлено 37-мм пушкой большой мощности ПС-1, также разработанной П. Сячинтовым. Орудие устанавливалось в полусферической малой башне на крыше рубки и имело круговой обстрел. Особенностью установки этого орудия была возможность ведения из него как наземной, так и зенитной стрельбы. Благодаря большой длине ствола, начальная скорость снаряда составляла 707 м/с. Боекомплект орудия составлял 80 выстрелов.

Вспомогательное вооружение состояло из пяти 7,62-мм пулемётов - двух ДТ и трёх Максим. Пулемёты ДТ размещались в шаровых установках в бортах корпуса, пулемёты Максим - также в шаровых установках по бортам и в корме рубки. Боекомплект пулемётов составлял 2309 патронов в лентах и дисковых магазинах.

Таким образом, вооружение танка размещалось в три яруса (командирская башня с 37-мм орудием, рубка с 76,2-мм орудием и 3 пулемётами Максим, пулемёты ДТ в бортах корпуса), что должно было обеспечивать массированный, плотный и эффективный огонь во всех направлениях.

Приборы наблюдения

Особенностью ТГ было использование в качестве приборов наблюдения танковых перископов. Для осуществления наводки пушек имелось два прицела, прикрытых купольными стробоскопами со щелями шириной 0,5 мм, вращающиеся навстречу друг другу моторчиками со скоростью 400-500 об/мин. Такими же перископами, только несколько иной конфигурации, были оборудованы наблюдательная башенка командира на крыше малой башни и три окна механика-водителя в лобовом листе корпуса.

Двигатель и трансмиссия

Изначально предполагалось оснастить машину двигателем конструкции Гротте. Как и сам танк, двигатель Гротте, разработанный специально для данного танка, отличался большой оригинальностью и представлял собой 8-цилиндровый (два блока по 4 цилиндра, соединены картером) двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л. с. Особой оригинальностью отличались системы смазки и охлаждения. Смазка производилась отдельно для каждого цилиндра через сепараторы и имела специальные продувные камеры, устанавливаемые на роликовых подшипниках (а не в баббите , как во всех моторах того времени). Вкупе со сборным коленчатым валом , это должно было обеспечить очень низкий уровень шума двигателя (ниже легкового автомобиля) и его высокую надёжность.

Однако как раз с надёжностью двигателя возникли основные проблемы. Поскольку к требуемому сроку устранить их не успели, на уже построенную машину установили авиационный двигатель М-6 мощностью 300 л. с. Это потребовало некоторой переделки агрегатов танка, поскольку по габаритам М-6 был несколько больше двигателя Гротте. В частности, двигатель пришлось установить в корпусе открыто. Надо сказать, что двигатель М-6 рассматривался как временная мера - впоследствии предполагалось после доводки всё же установить спроектированный Гротте двигатель и закрыть его бронекапотом. Однако двигатель Гротте так и не был доведён до приемлемого уровня надёжности.

Ходовая часть прикрывалась бронеэкранами. Для самовытаскивания на слабом грунте на осях направляющих колёс могли крепиться специальные «лапы».

Дополнительное оборудование

Предполагалась установка на танк радиостанции немецкого типа.

Экипаж

Экипаж танка состоял из 5 человек: командира танка (он же был наводчиком 37-мм орудия), водителя, пулемётчика, командира 76,2-мм орудия и заряжающего. По одному из вариантов проекта, в рубке мог помещаться ещё один пулемётчик.

Испытания и боевое применение

Танк Гротте ТГ во время полигонных испытаний. Сентябрь 1931 г.

С 27 июня по 1 октября 1931 года опытный экземпляр ТГ, изготовленный на заводе «Большевик» к концу апреля 1931 года, проходил ходовые испытания.

В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость движения танка 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, которая благодаря применённым шевронным шестерням и кулачковым муфтам оказалась весьма прочной и надёжной, а использование пневматических приводов делало процесс управления необычайно лёгким, особенно для машины такого веса. Правда, воздушные магистрали периодически выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях.

Вместе с тем было отмечено множество конструктивных недоработок. К примеру, размеров боевого отделения рубки вполне хватало для удобной стрельбы из 76,2-мм орудия, но вот одновременная с этим стрельба из хотя бы одного башенного пулемёта была практически невозможна. Размещение в одном картере КПП и бортовых фрикционов затрудняло доступ к ним во время ремонта и вело к перегреву всего узла во время движения. Выявилась также неудовлетворительная работа бортовых тормозов и недостаточная эффективность гусеницы на мягких и вязких грунтах в силу малой высоты гребней гусеницы.

4 октября 1931 года по распоряжению правительства СССР была создана специальная комиссия по тщательному изучению Танка Гротте, возможностей устранения его недостатков и организации серийного производства. Ознакомившись с машиной и результатами испытаний, а также заслушав доклад конструктора, комиссия приняла следующее решение:

После устранения технических недоработок дальнейшие работы над танком были прекращены, АВО-5 расформировано, а немецкие специалисты во главе с Эдуардом Гротте в августе 1933 года покинули СССР и вернулись в Германию. Во второй половине 1931 - начале 1932 года проводились работы по созданию более дешёвых и простых в производстве танков на базе ТГ, приведшие к разработке ряда проектов, известных как танки ТА .

Судьба построенного танка ТГ неизвестна. После прекращения работ он был отправлен на хранение на полигон в Кубинке, а затем - в ВАММ им. Сталина, где и находился вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вероятнее всего, во время войны танк пошёл в переплавку.

Оценка машины

По заложенным в конструкцию танка новшествам ТГ, несомненно, был очень оригинальной и новаторской машиной, намного превосходящей общий уровень мирового танкостроения того времени. Он сочетал в себе высочайшую для среднего танка того времени огневую мощь, хорошие бронезащиту и подвижность, плавность хода и удобство работы экипажа. Управление механизации и моторизации РККА проявляло к ТГ заслуженно большой интерес, планируя использовать его как «танк дальнего действия». Несмотря на ряд технологических сложностей, производство ТГ намеревались развернуть на отечественных заводах. В случае успеха ТГ составил бы серьёзную конкуренцию среднему танку Т-28 , разрабатывавшемуся параллельно. Стоит особо отметить, что характер вооружения танка - две пушки с высокой начальной скоростью снаряда - предопределял основной задачей машины уничтожение вражеской бронетехники, то есть фактически ТГ мог играть роль истребителя танков.

Однако ТГ слишком опередил свое время. Отказ от принятия танка на вооружение был вызван не столько низкой надёжностью машины, отсутствием оригинального двигателя, либо результатами огневых испытаний (сведений о которых не имеется), сколько крайне высокой стоимостью производства и общим несоответствием уровня развития технологий отечественной промышленности того периода требованиям к точности изготовления сложных элементов конструкции ТГ (что и влекло за собой низкую надёжность танка). Это означало невозможность серийного производства и быстрого удовлетворения потребностей Красной Армии в средних танках, что в конечном итоге и предопределило судьбу ТГ.

Вместе с тем, в ходе работ по созданию и испытаниям экспериментального ТГ советские конструкторы приобрели богатый опыт по конструированию машин такого класса. Многие технические решения были использованы при разработке и производстве новых отечественных танков, в частности, Т-35 .

Примечания

Литература

  • Коломиец М.; Мощанский И. Многобашенные танки РККА, часть 2. - М .: Стратегия КМ, 2000. - 80 с. - (Фронтовая иллюстрация, № 5, 2000). - 1500 экз. - ISBN 5-901266-01-3
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937 . - М .: Яуза, Эксмо, 2005. - 384 с., ил. - 5000 экз. - ISBN 5-699-13809-9
  • Холявский Г. Л. Энциклопедия танков. - Минск: Харвест, 2006. - 576 с. - 7000 экз. - ISBN 985-433-253-5

Ссылки

Как альтернатива Т -24 рассматривался и мощный танк ТГ конструкции немецкого инженера Эдварда Гроте , который прибыл в СССР по приглашению членов комиссии , посетив-шей Германию в конце 1929 - начале 1930 гг .

По прибытии в СССР в 1930 г. Э.Гроте приступил к работе в конструкторском бюро авиамоторного отдела АВО-5 завода «Большевик», на ко - тором в 1930-1931 гг. и было организовано изготовление опыт - ного образца мощного танка ТГ.

Мощный средний танк ТГ должен был иметь следующие тактико-технические характеристики (ТТХ): боевая масса 20 т, максимальная скорость движения 40 км/ч, средняя скорость - 25 км/ч, броня 15, 20 и 30 мм, вооружение: 1 - 76-мм пуш - ка, 1 - 37-Мм пушка, 4-5 пулеметов, двигатель воздушного ох - лаждения мощностью 240 л.с. (176,5 кВт). На танке ТГ предпола - галось установить специальный танковый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения конструкции Э.Гроте. ОГ- ПУ и НКВМ было предложено форсировать работу по изго - товлению и испытанию мощного танка ТГ, считая эту работу важней - шей задачей в области изготовления опытных образцов тан - ков на 1931 г. Предполагалось для освоения производства ма - шины в 1931 г. изготовить первую серию в количестве 50-75 танков, а до окончания изготовления и испытания опытного образца танка ТГ допустить к производству танк Т-24 с ТТХ: макси - мальная скорость движения 28 км/ч, средняя - 18 км/ч, бро - ня 8 и 20 мм, вооружение: 1 - 45-мм пушка и 3 пулемета, дви - гатель водяного охлаждения мощностью 250 л.с. (183,8 кВт). Серийное производство танков ТГ планировалось организо - вать на ХПЗ после изготовления 80 танков Т-24 и снятия его с производства. Всего к 1932 г. предполагалось выпустить 2000 танков ТГ.

В конце 1930 г. в Англии побывал начальник КБ № 3 Всесо - юзного Орудийно-Арсенального объединения (ВОАО) С.А.Гинзбург, который на фирме «Виккерс» в разговоре с анг - лийскими конструкторами узнал о новом английском 16-тон- ном танке А6 (Мк-Ш). В ходе беседы с ними он уточнил его ос - новные технические характеристики и конструктивные осо - бенности компоновки. По приезде в СССР С.А.Гинзбург пред - ставил подробный отчет о конструкции новой машины, кото - рая заинтересовала командование РККА, тем более, что анг - лийский танк наиболее полно отвечал требованиям принятой «Системы...» и по своим боевым характеристикам и конструк - ции выгодно отличался от танка ТГ.

Тем временем на заводе «Большевик» продолжались рабо - ты по постройке опытного образца мощного танка ТГ. Постановлением Комиссии Обороны (КО) от 9.02.1931 г. № 2 был установлен следующий порядок постройки этой машины. Общее админи - стративное руководство осуществлял Медведь (ОГПУ), на - чальником бюро был назначен К.К.Сиркен, зам. начальника бюро по производственной части - Н.В.Барыков, зам. началь - ника бюро по конструкторской части - военпред УММ на за - воде А.Воробьев. Опытный образец танка ТГ был изготовлен заводом летом 1931 г. Особенностями конструкции и компо - новки танка являлись трехъярусное размещение вооружения, удлиненный до 7,5 м броневой корпус, смещенная к корме башня, высокая подбашенная коробка, экранированная ходо - вая часть с высоким гусеничным обводом, наличие смотровой башенки со стробоскопом, пневматические приводы управле - ния агрегатами трансмиссии.

Танк ТГ был вооружен 76,2-мм пушкой конструкции Гроте-Ся- чентова с щелевым дульным тормозом и клиновым затвором, а также тремя 7,62-мм пулеметами «Максим» в шаровых уста - новках. Указанное вооружение размещалось в подбашенной коробке и составляло второй ярус вооружения. Углы наведе - ния пушки по горизонту составляли ± 10° и по вертикали от -8° до +12". Первый ярус вооружения составляли два пулемета ДТ, размещенные в шаровых установках в бортовых листах корпуса в отделении управления и имевшие ограниченные уг - лы наведения.

Третий ярус вооружения включал в себя 37-мм пушку ПС-1 конструкции П.Н.Сячентова, размещенную во вращающейся башне на подбашенной коробке. Стрельба из пушки была воз - можна как по наземным, так и по воздушным целям. Углы вер - тикального наведения составляли от -12° до +30". В боекомп - лект танка входили 50 выстрелов к 76,2-мм пушке, 80 выстре - лов к 37-мм пушке и 7000 патронов к пулеметам.

Экипаж танка ТГ состоял из пяти человек: механика-водителя, командира (он же наводчик 37-мм пушки), пулеметчика, навод - чика и заряжающего 76,2-мм пушки. Для наблюдения за полем боя и управления движением танка механик-водитель имел три окна со специальными смотровыми щелями, командир танка - стробоскоп, установленный на крыше башни. Посадка экипа - жа в машину и выход из неё осуществлялся через два овальных люка, расположенных в крыше отделения управления.

Противопульная броневая защита была выполнена из бро - невых катаных листов толщиной 8, 13, 16, 20 и 30 мм, соединен - ных между собой при помощи сварки. В кормовой части кор - пуса машины продольно устанавливался карбюраторный дви - гатель М-6, задросселированный до мощности 250 л.с. (184 кВт) (двигатель конструкции Э.Гроте к началу испытаний так и не был изготовлен). Трансмис сия включала многодисковый глав ный фрикцион сухого трения, шестиступенчатую механичес - кую коробку передач с шестернями шевронного зацепления и механизмом полного реверса, два бортовых фрикциона, два однорядных бортовых редуктора, размещенных внутри веду - щих колес.

Подвеска мощного танка - индивидуальная, пружинная. В состав гусеничного движителя входили направляющие колеса, десять опорных катков большого диаметра с шинами типа «Эластик», шесть поддерживающих катков (четыре среднего диаметра с наружной амортизацией и два малого диаметра), ведущие ко - леса заднего расположения с зубовым зацеплением с гусени - цами по типу цепи Галля. Все опорные катки имели остановоч - ные тормоза, предназначенные для экстренной остановки тан - ка при обрыве и спадании гусеницы.

Танк массой 25 т развивал максимальную скорость по шос - се до 35 км/ч и имел запас хода при движении по грунтовым дорогам до 150 км.

С 27 июня по 1 октября 1931 г. танк ТГ прошел ходовые ис - пытания, во время которых показал низкую надежность рабо - ты трансмиссии, ходовой части и приводов управления. По ре - зультатам испытаний в октябре 1931 г. была создана специаль - ная комиссия в составе представителей УММ и ВОАО для бо - лее детального изучения танка ТГ. По завершении своей рабо - ты комиссия приняла решение считать танк чисто экспери - ментальной машиной, на которой должны быть испытаны все новейшие узлы и механизмы. Все выявленные в ходе испыта - ний недостатки должны были быть устранены, однако несмот - ря на устранение выявленных недостатков танк не мог быть принят для серийного производства. Дальнейшие работы над танком ТГ были прекращены, кроме того, было принято реше - ние отказаться от услуг Э.Гроте. Несколько позже, в августе 1933 г. Э.Гроте было разрешено покинуть СССР и выехать в Германию.